Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Позднее творчество В.Е. Татлина Зиброва Ольга Анатольевна

Позднее творчество В.Е. Татлина
<
Позднее творчество В.Е. Татлина Позднее творчество В.Е. Татлина Позднее творчество В.Е. Татлина Позднее творчество В.Е. Татлина Позднее творчество В.Е. Татлина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зиброва Ольга Анатольевна. Позднее творчество В.Е. Татлина : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Зиброва Ольга Анатольевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица].- Санкт-Петербург, 2009.- 335 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/11

Введение к работе

Актуальность исследования. Диссертация посвящена творчеству Владимира Евграфовича Татлина 1930-х - начала 1950-х годов В это время художник создал несколько десятков живописных и более сотни графических работ, оформил двадцать театральных постановок

По существу, для искусствоведения, как отечественного, так и зарубежного, творческий путь Татлина заканчивается вместе с авангардом Судьбы Татлина и авангарда уравниваются, и личность художника становится персонифицированной моделью течения Закат авангарда оказывается той чертой, до которой творчество Татлина могло развиваться и которую не могло переступить Эта мысль настолько укоренилась в умах исследователей, что превратилась едва ли не в догму В результате позднее творчество художника до сих пор не признано равноценным его работам первой четверти XX века Такой подход не только автоматически исключает из рассмотрения целый пласт созданных Татлиным произведений, но нарушает и логику творчества мастера, концентрируя внимание на ограниченном отрезке его жизненного пути

Вместе с тем говорить о «невостребованности» именно поздних работ Татлина не совсем правомерно долгое время с крайне негативных позиций оценивалось все его творчество Предъявленное художнику в 1930-е годы открытое обвинение в формализме буквально перечеркнуло его судьбу он с трудом находил заказы, практически не экспонировался Произведения конца 1900-х - 1920-х годов также подвергались критике, но к моменту вынужденной «изоляции» Татлина они так или иначе вошли в историю, были включены во многие каталоги Именно с них и начался длительный процесс изучения наследия мастера, продолжающийся до сих пор На фоне достаточно полно охарактеризованных работ времени расцвета авангарда с особой актуальностью встает вопрос о содержании позднего творчества Татлина, эволюции его стиля, проблеме выживания художника в сложнейших условиях тотального идеологического контроля

Степень научной разработанности проблемы. Позднее творчество Татлина не становилось предметом специального изучения При жизни художника вышла всего одна статья, посвященная его поздней сценографии -спектаклю «Дело» по пьесе А В Сухово-Кобылина в Центральном театре Красной армии (1940) Хорошо знакомая всем исследователям творчества Татлина, она стала отправной точкой для изучения его театральных работ О станковых произведениях никакой информации опубликовано не было

Впервые вопрос о судьбе поздних произведений художника был поднят А Абрамовой в статье «Татлин», приуроченной к 80-летию со дня рождения мастера Работы Владимира Евграфовича «развеяны по свету», - подчеркивала она «Ни близких, ни родных, отрывочные архивные материалы, несколько заметок в периодической прессе 20-х - начала 30-х гг - вот и все, на основании

чего предстоит восстановить картину жизни и творчества Татлина»,1 - подводит итог исследователь

Только в 1975 году в сборнике «Художник Сцена Экран» появился очерк А Г Лупандиной о спектакле «Комик XVII столетия», оформленном Татлиным для МХТ II А Г Лупандина раскрывает характерные черты татлинской сценографии динамичность декораций, приближающую действие к кинематографу, любовь к материалу, его фактуре, подробно анализирует эскизы костюмов

Активизация исследований творчества художника приходится на 1977 год - в это время в Центральном доме литераторов состоялась его персональная выставка Наряду с ранними работами экспозиция включила позднюю станковую живопись и графику Татлина, эскизы декораций к ряду спектаклей

Результатом выставки стал заказ издательством «Корвина» монографии о Татлине, вышедшей спустя 7 лет, в 1984 году, на венгерском языке На русском же был издан небольшой каталог В его подготовке принимали участие Л А Жадова, А А Стригалев, В И Костин, И А Рахтанов, К М Симонов Интересные сведения о позднем творчестве художника содержал подготовленный Ф Я Сыркиной раздел «Театр Татлина», снабженный перечнем оформленных мастером спектаклей Емко охарактеризовав стилистику татлинской сценографии в целом, Ф Я Сыркина не останавливалась на детальном анализе постановок, их подробной реконструкции Скорее перед искусствоведами была поставлена задача осмысления новой для них грани таланта Татлина, требовавшая дальнейшей серьезной научно-исследовательской работы

Столетие со дня рождения художника (1985) дало повод исследователям вновь обратиться к его творчеству К этой дате были приурочены публикации В И Костина, А А Стригалева, В Г Перца

В 1987 году вышла статья Д В Сарабьянова «Живопись Владимира Татлина Вслед юбилею» Отмечая широту творческого диапазона художника, Д В Сарабьянов говорил о том, что прежде всего в историю отечественного искусства Татлин вошел как создатель Памятника Ш Интернационала, хотя и признавал, что «у истоков его движения стояла живопись» 2 Предпринятый в статье развернутый анализ ранних произведений художника не являлся самоцелью, а скорее нес инструментальную нагрузку проследить нарастание конструктивистского метода в живописи, обусловившего впоследствии переход к контр-рельефам Наряду с «классическими» авангардными работами Татлина в статье бегло рассматривалось и его позднее творчество ДВ Сарабьянов подчеркивал натурность живописи Татлина 1930-х - начала 1950-х годов, отмечал, что «эволюцию, подобную татлинской, пережили и многие другие русские художники первой половины XX века, начинавшие с левых течений и возвратившиеся к традиционному реализму» 3

'Абрамова А Татлин//Декоративное искусство СССР -1966-№2 -С 5

2 Сарабьянов Д Живопись ВіадимираТатіина Встед юбичею//Искусство -1987-№8 - С 30

3 Сарабьянов Д Ук соч - С 36

В ноябре 1989 года в Дюссельдорфе состоялась масштабная международная конференция, посвященная Татлину В ней приняли участие искусствоведы, давно занимающиеся изучением творчества художника В их числе А А Стригалев, Д В Сарабьянов, Ф Я Сыркпна Итогом стал выпуск книги, в которой на немецком и русском языках были собраны имевшие место сообщения Следует подчеркнуть, что вопросы, связанные с изучением позднего творчества Татлина, в выступлениях практически не затрагивались Прочитанный же Ф Я Сыркиной доклад «Феномен театра Татлина» базировался на статье, написанной для каталога московской выставки 1977 года, и не принес новых данных о художнике

Этапной в изучении позднего творчества Татлина стала его персональная выставка, в 1993 году показанная в Дюссельдорфе и Баден-Бадене, а затем развернутая в залах Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея

Каталог-резоне «Владимир Татлин Ретроспектива» подвел итог всех предпринятых к тому времени исследований о художнике Впервые все известные его работы были упорядочены и выстроены в единый логический ряд Возможности дальнейших «фактических уточнений в атрибуциях, наименованиях, датировках и иных сведениях о каких-то из произведений» составители каталога не отрицали По их мнению, он должен был стать «базой для дальнейшего изучения наследия Татлина» 4

Каталог открывала обширная статья А А Стрнгалева Автор с сожалением отмечал, что «до конца жизни художник однозначно расценивался как нарицательная фигура, являющаяся живым олицетворением формализма», подвергался «идеологическому нажиму», испытывал очевидные трудности с поиском заказов Он дал емкую характеристику станковых работ мастера 1930-х - начала 1950-х годов, привел ряд интересных сценографических решений Вместе с тем сам формат статьи, продиктованный типом издания, не позволил с исчерпывающей полнотой ответить на все вопросы, связанные с поздним творчеством Татлина А А Стригалев лишь наметил основные пути их раскрытия, выявил моменты, требующие повышенного внимания

Таким образом, проведенные к настоящему времени искусствоведческие исследования недостаточны для воссоздания творческого пути художника такого масштаба, как Татлин Эти пробелы и восполняет предлагаемая диссертационная работа

Цель исследования - всесторонне изучить феномен позднего творчества Татлина Анализ сценографических и станковых работ не только существенно дополнит представление об эволюции художественного видения самого мастера, но и картину развития отечественного искусства в целом

4ВчалимирТатчин Ретроспектива Каталог выставки -Кечьн Дюмон, 1994 -С 189 ВчадимирТаттин Ретроспектива Ук соч -С 8

Цель исследования предопределила постановку и разрешение следующего комплекса задач

охарактеризовать основные этапы творчества Татлина, показать их внутреннюю связь,

выяснить историю создания театральных работ художника 1930-х -начала 1950-х годов, определить особенности его работы над спектаклем, «реконструировать» наиболее значимые постановки,

провести стилистический анализ живописных и графических произведений Татлина, определить их место в отечественном искусстве

Объектом исследования являются сценографические и станковые работы Татлина

Живописное и графическое наследие художника сосредоточено в собраниях Российского Государственного архива литературы и искусства, Государственной Третьяковской галереи, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Особый интерес представляет коллекция Государственного Русского музея, включающая более семидесяти произведений художника широкого временного диапазона и разных жанров от датированного 1908 годом натюрморта «Гвоздика» до последних полотен начала 1950-х годов

Основной базой по изучению сценографии Татлина стал для диссертанта Государственный центральный театральный музей им А А Бахрушина, сосредоточивший в своих фондах, помимо десятков эскизов декораций, уникальные фотографические материалы

В общей сложности было рассмотрено свыше пятисот произведений

Предмет исследования - специфика и эволюция позднего творчества Татлина в области станковой живописи и в сфере театрально-декорационного искусства

Хронологические границы исследования. Исследование охватывает период с 1930-х до начала 1950-х годов В работе затрагивается и ряд аспектов раннего творчества Татлина (1900-е - 1920-е)

Методика и методология исследования. В основу монографического исследования положен принцип сравнительно-стилистического анализа Базирующийся на визуальной оценке произведений и достаточно глубоком изучении критических и научных публикаций по теме, он помог раскрыть диалектику творчества Татлина, выявить особенности его художественных воззрений и их практического воплощения в сценографии, живописи и графике

При работе над диссертацией был использован широкий пласт литературы, посвященной разрабатываемой проблематике сборники статей, материалы научных конференций, монографии, выставочные каталоги Автор опирался на труды Д В Сарабьянова, А А Стригалева, Е Ф Ковтуна, Н Л Адаскиной, Г Г Поспелова, В И Костина, Е А Бобринской,

Л А Жадовой, Д К Бернштейна и др Опыт театроведческого анализа, накопленный такими исследователями, как А И Бассехес, М Н Пожарская, В В Березкин, К Л Рудницкий, А Г Лупандина, Ф Я Сыркина, помог более точно раскрыть специфику сценографических работ Татлина

Достаточно обширную группу источников составили периодические издания - газеты «Советское искусство», «Культура и жизнь», «Вечерняя Москва», «Правда», «Известия» и тд, публиковавшие рецензии на оформленные Татлиным спектакли Они дают возможность значительно дополнить сведения о сценографии мастера, поскольку содержат не только ценные критические замечания о его работах, но и фотографические материалы

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые проведено всестороннее исследование позднего творчества Татлина, включающее анализ станковых произведений художника и его работ для театра

предложена периодизация позднего творчества Татлина, охарактеризованы его основные этапы,

систематизирован обширный материал, касающийся сценографических работ Татлина, выявлена история их создания, позволяющая более полно охарактеризовать взаимоотношения художника с театральными коллективами и режиссерами, например, В Э Мейерхольдом и А Я Таировым,

разысканы редкие фотографии оформленных Татлиным постановок, привлечен широкий круг неизвестных ранее рецензий, обнаруженных диссертантом в периодической печати, установлены даты премьерных показов ряда спектаклей,

проведен стилистический анализ станковых произведений художника 1930-х - начала 1950-х годов, проанализирована их эволюция, обусловленная внутренней логикой развития отечественного искусства, предложены новые датировки живописных работ

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования его материалов и выводов как в учебном процессе, при разработке курсов лекций, так и в музейной практике, при атрибуционной работе, создании экспозиций и выставочных каталогов

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации раскрыты и отражены в докладах на научных конференциях (Восприятие русской интеллигенцией неформальных направлений в искусстве // VI Международная научно-методическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки», 1999, Санкт-Петербургский Государственный технический университет, Российская культурная традиция в творчестве В Е Татлина // Россия и ее национальная безопасность прошлое, настоящее, будущее Межвузовская научная конференция ученых и студентов, 1999, Санкт-Петербургский Государственный технический университет, Гуманитарный факультет СПбГТУ, Институт военно-технического образования

и безопасности) и публикациях, список которых приведен в автореферате В 2008 году по теме диссертации был прочитан доклад в отделе рисунка Государственного Русского музея

На защиту выносятся следующие положения:

искусство «позднего» Татлина обладает самостоятельной художественной и исторической значимостью и вполне сопоставимо с его творчеством периода авангарда,

- в творчестве Татлина 1930-х - начала 1950-х годов отчетливо
проступают «ранние пласты» его художественного опыта оформление
народной драмы «Царь Максемьян и его непокорный сын Адольф» (1911), опер
«Жизнь за царя» (1913) и «Летучий голландец» (1915 - 1918), работа над контр
рельефами - в области сценографии, возвратный интерес к
импрессионистическому «состоянию» образа, к предметным мотивам 1900-х -
1910-х годов - в живописи,

- сценографические работы Татлина 1930-х - начала 1950-х годов несут
на себе отпечаток новаций авангарда Сложные сценические конструкции,
широкое использование в качестве их основы несвойственных театру реальных
дерева, металла, стекла, становятся «визитной карточкой» художника,
перенесшего свои эксперименты из области «материальной культуры» в сферу
театрально-декорационного искусства,

Татлин имел четкую концепцию оформления сценического пространства Работа с разным драматургическим материалом и разными театральными коллективами вносила в нее лишь незначительные коррективы Периодизация и классификация театральных работ Татлина 1930 - начала 1950-х годов весьма условна и связана с репертуарными предпочтениями советских театров,

придя в театр уже на 50-м году жизни, Татлин так и не нашел своего режиссера и своего театра Зачастую он был вынужден браться за посредственные пьесы, довольствоваться случайными заказами Тем не менее, художник оформил двадцать спектаклей, многие из которых оставили заметный след в развитии отечественного театрально-декорационного искусства,

живопись и графика Татлина 1930-х - начала 1950-х годов, обладая сущностным единством, обусловленным возвратом к фигуративное, натурной основе произведения, жанровым и предметным постоянством, имеет отчетливую внутреннюю периодизацию (середина 1930-х, вторая половина 1930-х, 1940-е - начало 1950-х) Перемены затрагивают область живописного языка, форматы холстов, структуру и смысловое наполнение мотивов, основное содержание и «интонацию» образа,

насильственно замкнутая в пределах мастерской, живопись Татлина является независимым актом творческой мысли Художник проходит сложный путь, соединивший индивидуальную эволюцию с общим вектором развития отечественной культуры

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованной литературы и альбома иллюстраций

Похожие диссертации на Позднее творчество В.Е. Татлина