Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы творчества стенли спенсера религиозно-философские искания в живописи Великобритании XX века Токарева Мария Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Токарева Мария Сергеевна. Проблемы творчества стенли спенсера религиозно-философские искания в живописи Великобритании XX века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Токарева Мария Сергеевна;[Место защиты: Российской академии художеств].- Москва, 2012.- 28 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Религиозно-философские искания в живописи Великобритании XX века рассматриваются в данном исследовании на анализе творчества английского художника Стенли Спенсера (1891 - 1959), представляющего собой чрезвычайно интересное явление. Спенсер, безусловно, является одной из важнейших фигур в искусстве Великобритании XX века. Его вклад в развитие британского искусства и творческое наследие настолько значительны и уникальны, что без детального анализа творчества художника, общая картина искусства Великобритании XX века не может считаться полной. Одна из особенностей творчества Спенсера заключается в том, что на фоне экспериментов модернизма он, с одной стороны, остается в пределах нарративной традиции английского искусства и фигуративной живописи, с другой стороны в его работах находят отражение такие важнейшие тенденции европейской культуры, как символизм, примитивизм, интерес к искусству неевропейских народов. Другой особенностью является необычная религиозно-философская концепция художника, которую он сформировал в раннем детстве и развивал на протяжении всей своей жизни, излагая не только при помощи изобразительных средств, но и в литературной форме, в своих дневниках и письмах. В основе этой концепции находится идея всеобщего Воскресения и объединяющей любви, ведущей к духовному и физическому освобождению человека, постижению Бога и божественной благодати. Уникальным же является то, каким образом, такое религиозно-философское видение художника преломляется в его работах, и воплощается в яркий и индивидуальный художественный метод.

Значение творчества художника представляется еще более значительным, если рассматривать его искусство в контексте русской религиозной мысли второй половины XIX - начала XX века, так как универсальность взглядов Спенсера и родственное духовное пространство, сближает его с идеями русского философа Н. Федорова, Вл. Соловьева и писателя Ф.М. Достоевского. Важной особенностью диссертации является также и то, что в работе впервые анализируется близкое общение Спенсера с русским художником Б. Анрепом, а также знакомство с религиозным творчеством художницы Н. Гончаровой.

Степень научной разработанности проблемы. В британской искусствоведческой науке творчество художника достаточно исследовано. В связи с тем, что основой в творчестве Спенсера всегда являлись его религиозно-философские убеждения, практически, все исследователи в своих трудах обращались к этой проблематике. Первой книгой, опубликованной о художнике в 1924 году, была работа Р. Виленски «Стенли Спенсер», в которой автор выделяет художника, как одного из основных представителей современной живописи, и обращает внимание на тот факт, что С. Спенсер владеет художественной техникой в «высшем понимании этого слова», и способностью выразить свою творческую, оригинальную концепцию. В дальнейшем, писательница Э. Ротенштейн и ее супруг, искусствовед Дж. Ротенштейн, исследовали творчество С. Спенсера в нескольких своих книгах, опубликовав редкие и важные воспоминания о личном общении с художником. Однако, искусствоведческому анализу подвергаются лишь некоторые работы, созданные Спенсером, в основном, до 1945 года. Важным источником информации о личной жизни художника, его детстве и семье стала книга его брата Гилберта Спенсера «Стенли Спенсер», которую он опубликовал в 1961 году. Однако первым монументальным источником о жизни и творчестве художника стала книга М. Коллиз «Стенли Спенсер» (1962 г.), в которой было проведено комплексное исследование и сделаны значительные выводы об уникальности идей и творческого метода Спенсера. Среди наиболее важных работ следует выделить монографию К. Белл, изданную в 1992 году, которая является неоценимым источником информации о С. Спенсере, где логически и систематизировано, освещены разные аспекты творчества художника, а также опубликован полный каталог его работ. Кроме того, изданные в 2001 году директором архива галереи Тейт Э. Глу «Письма и дневники» художника, предоставили уникальную возможность проанализировать мысли и идеи Спенсера. Общие биографические и описательные данные о художнике содержатся в книгах Д. Робинсона «Стенли Спенсер» (1990 г.), К. Поупла «Стенли Спенсер: биография» (1991 г.), К. Хаузер «Стенли Спенсер» (2001 г.). Что касается других исследований, то они относятся, как правило, либо к одному из периодов деятельности художника как, например, книга П. Гога «Стенли Спенсер. Путешествие в Беклер» (2006 г.), либо отдельным аспектам его творчества: К. Поупл «Стенли Спенсер. Воскресение. Кукхем: раскрытие тайны?» (1987 г.), А. Бонд «Стенли Спенсер: Христос в пустыне» (1983 г.), Ф. Пирсон «Стенли Спенсер. Страсть» (1986 г.), Р. Шеперд «Стенли Спенсер и женщины» (2001 г.). Необходимо отметить и книгу А. Лофхауза «Витализм в современном искусстве с 1900 по 1950 гг.: Отто Дикс, Стенли Спенсер, Макс Бекман и Якоб Эпштейн» (2005 г.), где автор путем сравнительного анализа выводит схожие черты в творчестве этих художников.

Ценным источником информации являются каталоги к выставкам. Одной из последних и наиболее важных была персональная выставка Спенсера, проходившая в 2001 году в Лондоне, в Галерее Тейт Бриттан, в рамках работы которой, был проведен однодневный симпозиум с участием основных исследователей его творчества. Большую работу проводят и сотрудники галереи С. Спенсера в г. Кукхем, где два раза в год экспонируется новая выставка художника. Несмотря на обширные материалы посвященные Спенсеру, многогранность его работ и разносторонность взглядов являются постоянным источником новых открытий для исследователей его деятельности. Одной из последних книг является работа П. Райта, изданная в 2010 году, в которой он освещает малоизвестную поездку художника в Китай, с посещением России.

В отечественном искусствознании жизнь и творчество Стенли Спенсера остаются неизученными, однако, отдельные статьи о художнике были написаны такими учеными как В.П. Шестаков и И. Голомшток. В.П. Шестаков в свой статье для журнала «Пинакотека» (№ 18-19, 2004), а затем и в книге «История английского искусства. От Средневековья до наших дней» (М.: Галарт, 2010) обратил внимание именно на особенность религиозного видения художника, а также, впервые, на его связь с некоторыми идеями русских философов Н. Бердяева и Вл. Соловьева. И. Голомшток сначала в своей книге «Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке» (М.: Прогресс-Традиция, 2004), а затем в книге «История английского искусства от Ганса Гольбейна до Дэмиена Хёрста» (М.: ГЦСИ, 2008) сравнивает идеи и творчество С. Спенсера с М. Шагалом, отталкиваясь от уникального видения обоих художников. А. Якимович в своей книге «Реализмы двадцатого века» (М.: Галарт, Олма-Пресс, 2000) также обращается к творчеству С. Спенсера и, принимая во внимание многогранность визионерского мировосприятия художника, ссылается на творчество художника в ином контексте, рассматривая его с позиций «парадоксального живописного реализма». Заинтересованность видных искусствоведов еще раз доказывает то, что подобное комплексное исследование творчества художника является актуальным и давно назревшим. В отечественном искусствознании данная диссертация является первым исследованием творчества Стенли Спенсера в контексте религиозно-философских исканий в искусстве Великобритании XX века, что подтверждает актуальность данной работы.

Целью диссертации является исследование религиозно-философских исканий в живописи Великобритании XX века, путем всестороннего анализа творчества английского художника Стенли Спенсера.

Основные задачи данного исследования:

- разделить творчество художника на периоды, соответствующие формированию и изменению его религиозно-философских взглядов;

- выявить причины, повлиявшие на формирование и изменение этих взглядов;

- проанализировать некоторые характерные тенденции в экономическом, политическом положении Великобритании конца XIX и первой половины XX века, а также преобразования в социальной и религиозной сферах;

- определить художественный метод Спенсера и его эволюцию;

- выявить те явления в искусстве и культуре Великобритании с которыми он тесно соприкасался, в рамках которых, или в противоречии с которыми, развивалось его искусство;

- при проявлении противоречий, особенное внимание уделить выявлению возможных сближающих тем и источников в культуре и искусстве других стран, а именно России.

Объект исследования - живописные произведения Стенли Спенсера.

Предмет исследования - религиозно-философские, эстетические и художественные искания Стенли Спенсера в контексте художественной жизни Великобритании XX века.

Хронологические рамки темы обусловлены необходимостью полноценного исследования религиозно-философских, эстетических и художественных исканий Стенли Спенсера и охватывают период с конца XIX века (1891- год рождения С. Спенсера) по 60-ые годы XX века (1959 - год смерти художника).

Метод исследования - поиск стилистической общности предполагал как комплексный метод исследования, учитывающий влияние многих факторов, различных проблем художественной и внехудожественной сферы, так и метод монографического исследования. В диссертации применены и традиционные методы историко-сравнительного анализа, особое внимание было уделено вопросам иконографии и иконологии. В силу неисследовательности темы приходилось прибегать и к описательному изложению материала.

Источниковедческая база - важнейшими источниками для написания диссертации послужили произведения Стенли Спенсера, вошедшие в собрания музеев Великобритании, а также галереи Стенли Спенсера в г. Кукхем. Не менее важными были архивные материалы - письма, дневники, наброски художника, находящиеся в архиве галереи Тейт, в Лондоне. Кроме того, большое значение имеет обширная научная и научно-популярная литература, каталоги выставок и каталоги работ Стенли Спенсера.

Научная новизна и научная ценность работы заключается в том, что настоящая диссертация является первым в отечественном искусствознании исследованием, когда проблема религиозно-философских исканий в искусстве Великобритании XX века рассматривается на материале творчества английского художника Стенли Спенсера, творчество которого ранее не подвергалось фундаментальному изучению в отечественной науке. В данном диссертационном исследовании было расширено традиционное рассмотрение творчества художника в английском искусствознании и предпринята попытка включения его работ не только в контекст художественного развития Великобритании XX века, но и выявление точек соприкосновения с идеями русских мыслителей Н. Фёдорова, Вл. Соловьева, Ф. Достоевского. Кроме того, впервые была предпринята попытка рассмотреть отдельные стилистические элементы в работах Стенли Спенсера в контексте его отношений с русским художником Б. Анрепом и знакомством с религиозным искусством Н. Гончаровой.

Научно-практическая значимость работы определяется тем, что религиозно-философские искания в творчестве Стенли Спенсера изучены в контексте художественной жизни Великобритании XX века, то есть во взаимосвязи со многими, разнообразными по своей природе и значимости явлениями. Это может послужить основой для других междисциплинарных исследований, как монографического, так и комплексного характера. Материалы диссертации могут стать основой для лекционных курсов.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в виде докладов на следующих научно-практических конференциях:

1. I Международный коллоквиум молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Ярославль, 2007);

2. IX Всероссийская конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре в XXI веке» (Москва, 2007);

3. 2-й Российский культурологический конгресс (Санкт-Петербург, 2008);

4. VI Международная научная конференция «Человек, Культура и Общество в контексте глобализации» (Москва, 2008);

5. Научная конференция «Проблемы истории и реставрации художественных ценностей глазами студентов и аспирантов» (Москва, 2009).

По теме диссертации написаны семь статей, все они опубликованы в сборниках научных трудов и ведущих научных журналах и изданиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. С. Спенсер был связан с рядом значительных явлений в английском искусстве, что определило широту его интересов и универсальный характер его творчества.

2. В живописи С. Спенсера отражаются как наиболее важные религиозно-философские, эстетические и художественные искания в искусстве и культуре Великобритании XX века, так и воплощается собственное видение, не имеющее явных параллелей в английском искусстве.

3. Художественный проект «Дом-церковь» С. Спенсера является гуманистически-утопическим проектом и представляет собой уникальное явление в искусстве Великобритании XX века.

4. Литературное мышление Спенсера, его философские и религиозные рассуждения, духовная и историческая ситуация сближают искания С. Спенсера с русской религиозной мыслью, а именно работами Н. Фёдорова, Вл. Соловьева, Ф. Достоевского.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав с соответствующими подглавами, заключения, примечаний, библиографии, трех приложений, включающих хронологию жизни и творчества С. Спенсера, суммарного каталога произведений художника, упомянутых в тексте диссертации и альбома иллюстраций.

Похожие диссертации на Проблемы творчества стенли спенсера религиозно-философские искания в живописи Великобритании XX века