Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие латышскй советской пейзажной живописи (1940-1960-е годы) Качалова, Татьяна Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Качалова, Татьяна Александровна. Развитие латышскй советской пейзажной живописи (1940-1960-е годы) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.04.- Ленинград, 1989.- 50 с.: ил.

Введение к работе

. і ч ч, 'пейзаж является одним из важнейших жанров живописи, без которого невозможно создать правильное представление о развитии какой-либо национальной школы. В Советской Латвии пейзаж до последнего времени был наиболее распространенным и любимым жанром. Однако до сих пор он почти не изучался. Диссертация автора является первым трудом, посвященным этой теме.

Предметом работы является изучение основных этапов развития жанра в республике в период между началом 40-х и концом 60-х годов, а также установление в нем признаков его национального своеобразия.

Хронологические границы исследования определены тем, что в названном отрезке времени латышский советский пейзаж со всей возможной для каждого из названных десятилетий полнотой выполнял те основные пейзажные функции, которые определились уже в ХУЛ веке в период первого расцвета реалистического пейзажа, а именно знакомил с природой своего края, возбуждал патриотические настроения и одновременно, получив ясно выраженные национальные черты, способствовал эстетическому воспитанию зрителя. Принимая во внимание созвучие задач латышских советских мастеров пейзажа с задачами представителей реалистического пейзажа 'ХУП-ХІХ веков, а также известные аналогии в их решении, автор считает возможным называть латышский советский пейзаж 40-х -50-х годов классическим, а начавший сосуществовать с ним с '60-х годов новый пейзаж - пейзажем условным, так как в нем превышена та первичная мера условности, которая наличествует во всех художественных произведениях.

Актуальность, ддйЧЯ ИЇЇТЧ состоят в том, что с ее осуществлением восполняется пробел в истории латышского советского искусства и расширяется возможности латышского советского искусствоведения.

Актуальна диссертация и потому, что сегодня, когда такой вес приобретают экологические проблемы, классический пейзаж получает значение не последнего по важности материала, который дает возможность познакомиться с природой и осознать этическое и эстетическое воздействие ее объектов на человека, а также позволяет придти к мысли о том, что создание прекрасного и здорового окружения человека является делом государственной важности.

И наконец пейзаж принадлежит к тем жанрам живописи, который своим эмоциональным восприятием окружающего (пейзаж настроения) вызывает и большую чем другие жанры эмоциональную действенность и поэтому изучение его важно для успешного осуществления задач эстетического воспитания.

Степень изученности материала. Монографического характера труды о развитии латышской и латышской советской пейзаж-.ной живописи автору неизвестны. Отдельные общего характера сведения о наличии пейзажа в латышском искусстве, об его авторах и тенденциях развития находимы в обзорах латышского и

« латышского советского искусства и в отдельных яоевященных

сптай с'

m-At ~

'латышскому и латышскому советскому искусству ...': ..:.'.рл ' Сведения о месте пейзажа в творчестве учеников Пурввта и

-'таких его адептов как К.Убан и Л.Свемп, а также ценнне биографического и фактологического характера данные имеются в ряде монографий об отдельных художниках^

Сведения о пейзаже представляют также рецензии о виставках в газетах и многие другие статьи, которыми богата пресса периода 40-60-х годов .

Первым монографически обобщающим исследованием главных . периодов развития пейзажа и специфики его проявлений в республике является работа диссертанта, - книга "Ainava". (I9JS), созданная на основе собранных им материалов.

*' B.Vippers.' Latvju maksla (1925b J.Dombrovskia. Latvjju mak-ala (1925); Сб. LatvleSi. II (1932); M&kelas vSeture. V.Pur-vlSa xedakcija, II (1936);

' Е.Буторина, М.Иванов. Іео Свемп CE968);A.Nodleva. Konrads Ubans. 197*; I.^efedova. Valdia Kalaroze. 198o; S.Clelava. Julias Vijumainis (1981); R.LSce. Arvlde Bgle (1985); A.Nodieva. Ansis Artums (1986); I.JjTefedova,. Karlis SunijiS (1986).

3^ Статьи Р.Бема, А.Белыане, М.Иванова, Р.Лаце, А.Нодиева, И.Нефедовой, О.Салдава и др. в еженедельнике " Literatura цп Maksla" , газетах " Сіра". "Padomju Jamoatne" И др.

Цел* Ч уупячи работы. Основная цель настоящей диссертации - с позиции марксистско-ленинской методологии выявить динамику развития и раскрыть национальный характер классической пейзажной живописи Советской Латвии.

Для достижения этой цели автор ставит перед собой следующие задачи: показать I) становление латышского советского пейзажа как искусства социалистического реализма; 2) на основании диалектического принципа единства исторического и теоретически логического раскрыть реально существующую связь между отдельными историческими этапами развития пейзажа, подчеркнуть значение новаторских тенденций, а также роли традиций в создании основ латышской советской пейзажной живописи, выявить национальную его специфику, как в классическом, так и условном его аспекте, а также характер взаимоотношений латышского советского и русского советского искусства в 40-е и 50-е годы; 3) проследить эволюцию творчества ведущих пейзажистов как в соответствии с выявленными национальными особенностями, так и в соответствии с переоценкой ими ранее воспринятых формальных особенностей западно-европейского искусства; 4) на историко эстетическом материале рассмотреть такие вопросы теоретического характера как проявление специфики пленера и декоративности в латышской советской пейзажной живописи.

Методологическая и источниковедческая осн&ва диссертационного исследования. Методологически-теоретическая база диссертации - произведения и принципиальные положения по вопросам культуры, эстетики, литературы и искусства К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И.Ленина.

К основным источникам должны быть причислены как фольклорные, так и архивные материалы, а также литературно-теоретические, искусствоведческие и критические труды советоких и западно-европейских авторов, в которых рассматривается вопросы пейзажа.

Научная новизна данной диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые в латышском советском искусствоведении исследован путь развития латышской советской пейзажной.живописи, выделены и рассмотрены его основные этапы, его основная тематика и связанная с ней проблематика со всеми модификациями, которые обусловлены спецификой десятилетий. Впервые пейзаж раскрыт в его социальном, эстетическом и эмоциональном аспекте, рассматривается как одно из типичнейших проявлений национального гения. Впервые прослеживается сложение его традиций в сложном взаимопроникновении фольклорных представлений и различных стилевых черт русской и западно-европейской живопи-' си конца XII, начала XX веков и показывается их дальнейшая эволюция в латышской советской пейзажной живописи.

*' А.Федоров-Давыдов. Русский пейзаж конца XIX - начала XX века, М., 1974; А.Федоров-Давыдов. Іевитан, М., 1976 и др.; Д.Сарабьянов. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980; Н.Пунин. Русское и советское искусство. М., 1976; О.Іясковская. Пленер в русской живописи XIX века. М., 1966; М.Алпатов. Этвды по всеобщей истории иокусств. М.,1979; Н.Калитина. Французская пейзажная живопись. Л., 1972; Б.Зип-пер. Статьи об искусстве. М., 1970; Вентури А. Художники нового времени. М., 1956; K.Clark. Landscape into Axt, 1956; И др.

Впервые в латышском советском искусствознании поднят* вопрос о пленере как о важном для искусства республики творческом методе, показано его развитие, а также его значение для сложения специфики национальной интерпретации цвета в произведениях условного пейзажа. В соответствии с наблвдае-мнмж в пейважном искусстве республики особенностями осуществления задач пденера, внесен термин "релятивный пленер", т.е. пленер, только частично верный основным требованиям метода.

Впервые также поднят вопрос о декоративности, как о качестве, которое при посредничестве искусства А.Куинджи и искусства' модерна нашло настолько благоприятную почву в искусстве Латвии, что смогло приобрести характер национального качества.

Для характеристики проявлений декоративности в латышском советском пейзаже впервые по отношению к этому качеству ис-польвовано определение "скрытая".

Апробация диссертации. Результаты исследования получили одобрение при обсуждении их на кафедре эстетики и искусство-звания Академии художеств Латвийской ССР им. Т.Залькална.

.Кроме того, по отдельным вопросам и проблемам диссертации прочитан ряд докладов и лекций: на научной конференции, посвященной проблемам развития советского искусства, в Москве, и в Институте истории искусств Министерства культуры СССР в 1968 году, на научной конференции Академии художеств Латвийской ССР им. Т.Залькална в Риге в 1979 году, ряд лекций о латышском советском пейзаже на курсах по подготовке учителей республики к преподаванию вводимой в школы истории культуры в

1987/88 годах.

/

Диссертации предшествовала монография " Ainava. s&bas attsiojunts latvieSu padoaju glezniecibu" ("Пейзаж. Изображение природы в латышской советской живописи"), объем 15,75 печ.листов, Рига, издательство "Лиесма", 1985.

Отдельные положении диссертации опубликованы в сборнике " LatvieSu tsiotaja maksia" в 1970 году ("Первое выступление одного из основоположников латншского иащтонадьного пейзажа Я.Валтера в оценке современников") и в 1984 году ( Проблема плейера в латышской советской пейзажной живописи ).

На монографию " Ainava " ссылаются исследователи искусства республики, студенты-диплоыанды. Книга автора используется при чтении курсов истории латышского советского искусства.

О монографии " Ainava " опубликованы три рецензии? Все они положительные.