Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства Королева, Светлана Владимировна

Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства
<
Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Королева, Светлана Владимировна. Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Королева Светлана Владимировна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица].- Санкт-Петербург, 2010.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/28

Введение к работе

Актуальность исследования.

Природа языка современного прикладного и проектного искусства универсальна. Однако художественно-образный язык, которым они оперируют, модифицируется в зависимости от сферы применения: будь то ювелирное украшение, орнамент на ткани, упаковочная или полиграфическая продукция. Понимание природы этого художественно-образного языка и принципов визуализации заложенного в нем смысла позволяет уточнить многие ключевые моменты современной практики прикладного и проектного искусства.

В настоящее время тема взаимовлияния изобразительного, прикладного и проектного искусства приобретает все большую актуальность и предполагает необходимость проведения его анализа. Проблема взаимовлияния этих искусств все чаще рассматривается на уровне общих идей и образов; ведущей смысловой доминантой здесь выступает символ, который позиционируется как универсальная категория эстетики, способная одновременно соотноситься с категориями художественного образа и знака.

Как известно, активизация творческого и теоретического освоения природы художественного символа восходит к рубежу XIX - XX веков, когда представители искусства символизма стали оформлять свой «художественный вымысел» через символику метафор, аллегорий и т.д. Идеи и образы художники черпали из истории художественной литературы, древнерусской и античной мифологии; их «греза», как источник вымысла, отождествлялась с даром воображения и новаторства, способным видеть мир в его по-таенности и неожиданном «ракурсе».

Представляется, что принципы символического смыслообразования, присущие живописи и поэзии символистов, сегодня в большой мере созвучны практике прикладного и проектного искусства. Поэтому определение их особой роли в формировании культуры современного прикладного и проектного искусства способно обрести новую трактовку и важное эвристическое значение.

Именно поэтому актуальным видится изучение влияния поэтического языка символизма на практику XXI века, а также анализ сущности живописного символизма с одновременным проецированием его принципов на современное прикладное и проектное искусство.

Степень разработанности проблемы.

Одним из первых обратился к проблеме взаимосвязи поэтического и живописного символизма Ж. Гюисманс. В свою очередь, многообразие символа в поэтическом символизме рассматривалось в работах Н.В. Ведмецкой, Е.В. Ермиловой, Л.А. Колобаевой.

В опубликованной диссертации В.В. Видеркера «Символизм как явление культуры (на материале русской живописи рубежа XIX - XX вв.)» ис-

следуется символизм в культурологическом аспекте, однако проблема связи символизма с прикладным и проектным искусством не затронута.

Особый блок составляют исследования символистов-теоретиков рубежа XIX - XX вв., где символ анализировался как основное понятие искусства символизма. Публикации зарубежных теоретиков символизма - Ш. Бодлера, С. Малларме, Ж. Мореаса, А. Рембо, А. де Ренье, А. Орье, Ж. Кассу, А. Мо-келя, а также русских символистов - Вл. Соловьева, Д. Мережковского, А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова, В. Брюсова свидетельствуют о том, что авторы видели это искусство, прежде всего, через контекст философского познания мира и не проецировали его на процессы, происходившие непосредственно в художественной практике.

Достаточно интересно проблема художественного символа исследована ведущими специалистами в области семиотики, такими как Ф. де Соссюр, Ч. Пирс, Ч. Огден и А. Ричарде. Не менее важное значение имеют выводы работ, где анализируется символ в философии, истории, психологии и других областях гуманитарного знания. Это, прежде всего, работы А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, Г. Спенсера, А. Уайтхеда, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана.

В контексте данного исследования большой интерес представляют пуб
ликации, где изучается и анализируется творчество художника М.
Чюрлениса. По мнению русского теоретика символизма В.В. Иванова, это
творчество интересно тем, что в нем впервые поднята проблема синтеза ис
кусств. Ю. Гаудримас анализирует музыкальное творчество М. Чюрлениса —
композитора; Э. Межелайтис, Й. Бруверис исследуют национальные черты,
озвученные в его картинах. Известный литовский общественный деятель, му
зыковед и искусствовед В. Ландсбергис изучает связь музыки и живописи в
творчестве М.Чюрлениса. Публикации этих авторов в той или иной степени
демонстрируют возможность аналитического поиска общих символических
значений в разных видах искусства.

Э. Гомбрих свой труд «Искусство и иллюзии» посвятил вопросу зрительного восприятия произведения искусства, соотношению изначального замысла художника и результата, который непосредственно видит зритель. Специфика произведения эпохи символизма заключалась, по его мнению, в том, что художники не ограничивали своего зрителя в интерпретации. Этот вывод может быть воспринят применительно к практике создания произведений современного прикладного и проектного искусства.

Вопросам образности и идейности произведения изобразительного искусства посвящали свои труды известные ученые: П.П. Чистяков, П.Я. Пав-линова, Д.Н. Кардовский, Н.Н. Волков, Н.М. Мулева, Р. Штайнер и другие авторы; во многих из этих работ лейтмотивом озвучивалась тема единства символических значений в разных видах искусства.

Между тем, изучение и анализ исторического и теоретического материала показывает, что символизм, в основном, глубоко исследован в философской, психологической, литературоведческой и культурологической науках. Что же касается искусствоведческого анализа, то здесь существуют, с

нашей точки зрения, нераскрытые резервы, которые могут быть востребованы не только в сфере научных изысканий, но и не в меньшей мере в вузовской практике авторских курсов, направленных на развитие воображения как необходимого навыка в профессиональной творческой деятельности специалистов декоративно-прикладного и проектного искусства.

Объектом исследования выступает художественная практика символизма рубежа XIX — XX вв., а также современное прикладное и проектное искусство.

Предметом исследования выступает искусство символизма рубежа XIX - XX вв. как один из факторов влияния на развитие практики современного прикладного и проектного искусства.

Целью исследования является раскрытие роли искусства символизма в современном прикладном и проектном искусстве, осуществленное с помощью принципов семантического и семиотического анализа.

Задачи исследования:

- Определить и проанализировать особенности живописного символизма,
изучить и сравнить произведения ярких представителей символизма, иссле
довать природу символа в искусстве эпохи символизма.

- Проанализировать основные семиотические концепции: семиология
Ф.де Соссюра, семиотика Ч. Пирса, теория Ч. Огдена и А. Ричардса.

Применить семиотический метод в анализе произведений избранных представителей искусства символизма рубежа XIX - XX вв.

Изучить понятия, отсылающие к главной идее в поэтическом искусстве символизма: «символ», «аллегория», «метафора», «метонимия», «олицетворение», «гипербола», «эллипсы»; соотнести принципы смыслообразования поэтического и живописного искусства символизма.

Определить виды и формы взаимодействия современного прикладного и проектного искусства и живописи символистов, задействовав в процессе анализа такие понятия как «символ», «идея», «художественный образ», «словесный образ», «аллегория», «субъективизм», «стилизация», «декоративность».

Границы исследования определяются временными рамками конца XIX - начала XXI вв.

Методы исследования основываются на системном и историческом подходах к процессу смыслообразования в живописи символистов и современном прикладном и проектном искусстве. Применяются методы искусствоведческого анализа, аналогии и семиотики. Для исследования используется материал из области истории изобразительного искусства, теории искусства, философии.

Научная новизна исследования определяется тем, что на основе выявления общих форм смыслообразования прикладного, проектного искусства и искусства символизма прослеживаются идейные, художественно - образные и композиционные взаимодействия. Раскрывается влияние живописи на развитие современного прикладного и проектного искусства, на его практику. Получают соответствующее обоснование понятия, объединяющие прикладное и проектное искусство: «символ», «аллегория», «метафора», «метонимия», «олицетворение», «гипербола», «эллипсы». Смысл определяется из противоречия; возникающего при сравнении абстрактных понятий с конкретными предметами окружающего мира.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и созданное содержательное, организационное методическое обеспечение содействуют совершенствованию процесса обучения студентов прикладному и проектному искусству. Разработанный авторский курс «Символизм в современном прикладном и проектном искусстве» может быть использован в учебном процессе при подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства и дизайна (Тульский государственный университет, кафедра дизайна, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, кафедра искусствоведения и культурологии). Идея авторского курса заключается в синтезе дисциплин: живописи, техники графики, композиционного курса, искусствоведения, семиотики.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно - практической конференции (Тула, 2004), Всероссийской научно — практической конференции (Тула, 2005), XVI Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (Тула, 2007), XVII Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (Тула, 2008), XVIII Всероссийских чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (Тула, 2009), XIX Международных чтениях студентов, аспирантов и молодых ученых «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (Тула, 2010), Ежегодной научно-практической конференции «Строгановские чтения»: «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда» (Москва, 2009).

Результаты исследования внедрялись автором в учебный процесс в Тульском государственном университете при постановке курсов на основе дисциплин «История искусства», «Техника графики», «Академическая живопись», «Пропедевтика».

На защиту выносятся следующие положения:

Идея, необходимая в прикладном и проектном искусстве, возникает посредством символов, аллегорий, метафор, метонимий, олицетворений, гипербол, эллипсов. Искусство символизма способно в этом смысле выступать как классический образец формирования и оформления художественной идеи.

Искусство символизма может быть рассмотрено в контексте семиотической концепции; на базе теорий Ф. де Соссюра и Ч. Пирса изучаются схемы, где отправной точкой создания служит семиотический треугольник Ч. Огдена и А. Ричардса. На основе анализа живописи Г. Климта и М. Чюрлениса следует утверждать, что живописные произведения можно отнести к знакам, включающим в себя символ, икону и индекс.

Живопись, декоративно-прикладное и проектное искусство благодаря применению поэтических средств выразительности способны приобретать «свойства» временных видов искусства. При включении поэтических средств выразительности в работы современного прикладного и проектного искусства значительно обогащается содержание художественного произведения.

Современные произведения декоративно-прикладного и проектного искусства как «неоднозначные сообщения» могут способствовать богатому разнообразию интерпретаций.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, содержащих двенадцать параграфов, заключения, списка используемой литературы (180 названий) и иллюстративного материала (136 рисунков). Объем диссертации - 224 страницы.

Похожие диссертации на Символизм рубежа XIX - XX вв. и художественная практика современного прикладного и проектного искусства