Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление творческого метода С. Т. Коненкова (1892-1923) Арустамова, Ирина Левоновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арустамова, Ирина Левоновна. Становление творческого метода С. Т. Коненкова (1892-1923) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Российская Академия художеств. НИИ теории и истории изобразительных искусств.- Москва, 1992.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/852-2

Введение к работе

Актуальность работы. В последнее время среди исследователей заметно усилился интерес к произведениям мастеров русской художественной культуры рубежа XIX-XX веков. С.Т.Коненков является ярким представителем скульптурной школы этого периода. В его раннем творчестве отразилось многообразие направлений и тен-. дснций изобразительного искусства России начата столетия. Коненкову посвящено немало работ, тем не менее, деятельность мастера может быть исследована и дополнена в целом ряде аспектов. Находятся забытые или малоизвестные произведения, новые архивные материалы, не говоря уже о том, что в современном искусствозна-, нии по-новому освещаются проблемы изобразительного искусства на-чаїа XX века. Приводимые в диссертации новые материалы, отдельные малоизученные работы С.Т.Коненкова, отзывы современников скульптора несомненно существенны при определении моста, значения, воздействия деятельности и самой личности худогниха, работавшего в сложные и во многом переломные годы развития русского изобразительного искусства в . ,элом и скульптуры в частности.

Цель и задачи исследования * дополнить и углубить рассмотрение творчества С.Т.Коненкова, дать критический всесторонний анализ произведений, созданных в первые два десятилетия его тяорчества, проследить эволщив пластического мышления ыастера в работе над станковыми, монументальными и црнументалъно-декора-тивннми произведениями, а также над рисунк&ми. Диссертант не касается ряда проблем, достаточно полно затронутых в^работах других исследователей, но ставит задачей обнаружить й'овые черты в

иэьестных произведениях С.Т.Коненкова и оценить ИХ С ПОЗИЦИЙ сегодняшнего дня.

Объект исследования.- В диссертации рассматривав гея произведения С.Т.Коненкова, находящиеся в собраниях Мемориального музея-мастерской художника в Уоекве, ІЛуаіп скуль, гуры С.Т.Коненкова в Смоленске, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в фондах ряда других музеев, эскизы, проекты и этюды, военроизводивиився в печатных паданиях на-чала века.

Методике исследования. Латериал, изложенный в диссертации, рассматривается в историко-хронологическом аспекте. Это позволяет группировать и анализировать произведения С.Т.Коненкова, исходя из особенностей вида к жанра скульптуры, а также определяет композицию работы.

Автором подробно проанализирована специальная литература, посвященная творчеству С.Т.Коненкова, изучены общие теоретические труды по проблемам развития русского советского искусства, статьи ъ периодической печати, япистолярное наследие скульптора. В диссертации использован архивный материал, находящийся в фондах Научно-библиографического архива Российской Академии художеств, Центрального Государственного архива литературы и искусства, Центрального Государственного исторического архива в г.Санкт-Петербурге, Центрального Государственного архива народного хозяйства, сектора рукописей Государственного Русского музея. Большую помощь в работе оказали встречи диссертанта с близкими С.Т.Коненкову людьми, с учениками, бывавшим/ в масгерскей скульптора в последние годы его г.-.эни, б.год'., ;к>сг,тщ-инчо как теоретическим вопросам искусства, так и затрагивал у.е кош-.рст-

ниє события в биографии С.Т.Коненкова.

Границы исследования. Хронологические границы изучаемого периода творчества С.Т.Коненкова в данном исследовании - 1892-1923 годы (до отъезда скульптора в Америку). При этом, учитывая наличие многочисленных печатных работ, с той или иной полнотой затрагивающих участие Коненкова в осуществлении плана "монументальной пропаганды", эта сторона его деятельности не рассматривается диссертантом. В исследовании освещаются годы юности бу-. дущего скульптора, время его обучения в московском Училище живописи, таяния и зодчества и петербургской Академии худояеетв, профессионального становления мастера и активной творческой деятольности примерно за четверть века. В.І9І6 году, ко времени избрания скульптора а действительные члены Императорской Академии художеств, ему было 42 года. Имя Коненкова было уже широко известно современникам-зрителям, а впереди у мастера было еще более пятидесяти лет активной творческой деятельности, наполненной планами и свершениями, поисками и достижениями в пластике.

Научная новизна исследования состоит в том, чгго впервые в современном искусствозканки проведен котшлексный стилистический анализ произведений С.Т.Коненкова раннего пориода, на примере ого работ того времени прослеіяівается становление творческого метода молодого худояника. Рассмотрены произведения, ранее не известные исследователям творчества скульптора: в первую очередь, монументальные и монументально-декоративные работы, рисунки ранних лет. В диссертации впервые использованы архивные документы, письма и воспоминания самого С.Т.Коненкова. Привлечены материалы, более полно характернзущие многообразие на-

_ 4 -

правлений творчества С.Т.Коненкова предреволюционного периода. Подготовленные и используемые диссертантом новые сведения дают возможность проанализировать некоторые произведения мастера, незаслуженно забытые критиками, обратить внимание на факти творческой биографии ваятели, не приводимые ранее. До настоящего времени ряд широко известных произведений скульптора был не всегда точно датирован. .Результаты исследования, проведенного диссертантом, позволяют более точно определить годи их

создания.

Практическая ценность работы заключается в возможности

применения ее материалов в современной художественной практике. Теоретические положения и выводи диссертации могут быть использованы в общих и специальных трудах по истории русского искусства, учебно-методической и лекционной работе, при подготовке спецкурса по истории русской скульптури, в музейной практике.

Апробация. Материалы, обобщенные в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором статьях. Основные положения и теоретические выводы исследования были изложены в докладе, прочитанном на заседании секции изобразительных искусств Смоленского историко-художественного музея-заповедника. Диссертация была обсуждена и одобрена сектором русского искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.

Структура работы. Диссертация состоит из двух частей. Первая содержит основной текст исследования: введение, четыре главы и заключение. Во вторую часть вошли примечания, список сокращений, применяемых в работе, список литературы и архивна