Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевые направления и проблемы отражения эпохи в творчестве А.А. Кокеля Поддячая, Наталия Станиславовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поддячая, Наталия Станиславовна. Стилевые направления и проблемы отражения эпохи в творчестве А.А. Кокеля : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Поддячая Наталия Станиславовна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2012.- 33 с.: ил.

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению творчества Алексея Афанасьевича Кокеля (1880 – 1956), рассматриваемого в контексте европейского, русского и советского искусств. Несмотря на воздействие разнообразных стилей, течений и направлений конца ХIХ – начала ХХ вв., до конца своих дней художник твердо стоял на позициях реалистического искусства, основы которого были заложены в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.

Время, в котором жил и творил А.А. Кокель было сложным и противоречивым. Сегодня вновь и вновь переосмысливаются многие термины и принципы методологии, принятые в советское время. Наиболее неразработанным остается понятие «социалистический реализм», вызывающее среди исследователей острые дискуссии. Автор исследования, по мере возможности стремился учитывать все эти насущные проблемы. В то же время, из-за неразработанности многих исторических положений, соискатель осознанно часть вопросов оставляет открытыми.

Актуальность темы исследования. Творчество А.А. Кокеля, одного из патриархов чувашского профессионального изобразительного искусства, сложно и многообразно. Он был одним из первых чувашских художников, кто получил образование в Императорской Академии художеств. Его жизненный путь, педагогическая деятельность и творческое наследие, связанные с Чувашией и Украиной, хорошо известны. Он не только основал художественную школу в Украине, и был первым ректором художественного института в Харькове, но и стоял у истоков организации высшего художественного образования Украины. Творчество Кокеля тесно связано с событиями, происходившими в нашей стране в первой половине ХХ века. Он внес огромный вклад в развитие украинского, русского и чувашского изобразительного искусства. В лице А.А. Кокеля чувашский народ выдвинул могучее дарование, историческое и культурное значение которого еще только предстоит оценить и осознать.

Несмотря на довольно многогранное изучение творчества А.А. Кокеля в литературе, тем не менее, обращает на себя внимание недостаточная теоретическая изученность его наследия, внесшего огромный вклад в развитие трех национальных культур – русской, украинской и чувашской.

Тот факт, что творчество мастера относится к трем культурам, делает актуальным его рассмотрение в контексте процессов, происходивших в культуре народов России. Это позволяет не только уяснить, но и подчеркнуть творческое и национальное своеобразие художника, найти пути соприкосновения с европейскими школами и направлениями.

Опубликованная литература о А.А. Кокеле находится на стыке истории и искусствоведения. И приходится признать, что наиболее обширный материал собран историками, в работах которых нет художественного анализа произведений мастера.

В данной работе рассматриваются произведения, отражающие творческие поиски художника в различных стилевых направлениях и связи с эпохой, раскрывающие историю и динамику его художественных изысканий в целом и в связи с тенденциями в изобразительном искусстве не только нашей страны, но и европейском.

Кроме того, изучение стилевых направлений А.А. Кокеля важно и с точки зрения познания национального наследия. Диссертация призвана подчеркнуть многогранность дарования художника и подтвердить, что живопись и графика его востребованы и по сей день, а это, в свою очередь, побуждает задуматься о месте художника в истории искусства России.

Творчество А.А. Кокеля имеет определенный историко-культурный контекст, будучи закономерным звеном в художественном процессе родного народа. Творческие достижения живописца и графика говорят о том, что историческая необходимость, духовная деятельность нации, породившей художника, нашла в нем художественное выражение.

С именем А. Кокеля связано не только начало приобщения чувашской живописи к русской академической школе и европейскому художественному опыту, но и адаптация последних к местной культурной почве, ставшей базой, на которой сложилось современное профессиональное искусство Чувашии. Впечатляющие успехи и дальнейшее динамичное развитие искусства Чувашской Республики во многом были обусловлены высоким уровнем осознания творческих и культурных задач первыми профессиональными чувашскими художниками, среди которых был и А. Кокель. Обучаясь в Академии художеств, он первым приобщался к новой художественной традиции с многовековым опытом, и первым среди чувашских художников осваивал приемы реалистического искусства. Живописец пробовал себя в различных техниках и с интересом экспериментировал в различных современных ему стилевых направлениях: импрессионизме, экспрессионизме, соцреализме.

В творчестве А.А. Кокеля произошло не только сближение высокообразованного академического искусства с традиционным культурным наследием чувашского народа, но и сближение с современными художнику течениями мировой культуры. Не будет преувеличением сказать, что А. Кокель внес значимый вклад в копилку мирового художественного наследия и по праву считается первым чувашским импрессионистом и экспрессионистом.

А.А. Кокель – не просто художник Чувашии, Украины и России, но и личность, соединившая мощью своего таланта европейский художественный опыт и традиционную культуру трех народов. Он был одним из тех, кто заложил основы развития профессионального изобразительного искусства в Чувашской Республике и на Украине. Творчество мастера послужило мощным толчком дальнейшего развития пластической традиции в Чувашии. Наследие мастера востребовано и сейчас, оно находит свое продолжение в творчестве современных чувашских художников.

К каким бы стилевым направлениям в своем творчестве ни обращался А.А. Кокель, он выступает как подлинный художник, новатор и первопроходец. Именно этим нам в первую очередь и дорог художник по праву причисляемый к родоначальникам профессионального чувашского изобразительного искусства.

Состояние изученности темы. Стилевые направления в творчестве А.А. Кокеля являются одной из чрезвычайно интересных, но в то же время мало исследованных проблем в современном искусствознании.

Творчество художника отражается в четырех направлениях: газетно-журнальном, публицистическом, архивно-музейном и искусствоведческом.

В фондах Российской государственной библиотеки был найден бесценный архивный материал с публикациями о А. Кокеле. Впервые о художнике в прессе заговорили в 1912 году, после показа на Весенней выставке конкурсных работ воспитанников Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Так, журнал «Солнце России» (№ 146 (47), ноябрь 1912 г.) представил фотографии Лауреатов Императорской Академии художеств, среди которых есть и фотография художника А. Кокеля. В газете «Вечернее время» (№ 303, 15 (28) ноября 1912 г.) приведено высказывание И.Е. Репина, отметившего работу А. Кокеля; в газете «Правда» (№ 5 (209), 6 января 1913г.) вышла статья «Заметки об искусстве», где также представлены положительные хвалебные отзывы о художнике; репродукции с его картин «В чайной» печатались в журналах «Солнце России» (№ 24 (175), июнь 1913 г.) и «Нива» (№13, 30 марта 1913г.), репродукция с полотна «Семейный портрет» в журнале «Солнце России» (№ 21 (181), 1913 г.).

Среди авторов публикаций о А.А. Кокеле в нашей республике следует отметить А.А. Трофимова, А.Г. Григорьева, А.И. Иванова-Ехвет, Н.А. Ургалкину, М.А. Карачарскову и др.

В книге А.И. Иванова-Ехвет «По следам находок (К истории русско-чувашских культурных связей)» А. Кокелю посвящена отдельная глава в которой изложены биографические подробности и краткий искусствоведческий анализ картины «В чайной». Впервые приводится небольшой подготовительный материал к этой картине, а также дается ссылка на публикацию о А. Кокеле в газете «Правда» 1913 г.

Единственным примером теоретического изучения наследия мастера является статья видного искусствоведа республики профессора А.А. Трофимова «О художественном мастерстве А.А. Кокеля», опубликованная в 1981 г. в сборнике «Вопросы мастерства в современном чувашском искусстве». Статья является важнейшей работой, дающей комплексный, всесторонний анализ творчества художника, выявляющей черты его национального своеобразия. Наряду с высокой информативностью материала, изложенного в статье, искусствоведу принадлежит четкая систематизация живописного и графического наследия А.А. Кокеля и впервые намечена периодизация творчества живописца. В этой же статье впервые творчество художника сопоставляется с тенденциями модернизма. А.А. Трофимов пишет о роли художника в советской художественной культуре, важности его обучения в Императорской Академии художеств, в мастерских И.Е Репина и Д.Н. Кардовского.

Другим исследователем творчества А. Кокеля – искусствоведом и педагогом А.Г. Григорьевым – была предпринята попытка представить наследие мастера в связи с исторической эпохой, однако, акцент в его труде «Алексей Афанасьевич Кокель» был сделан на историю жизни художника и его педагогическое мастерство. В книге собраны воспоминания учеников мастера, чьи суждения особенно интересны, так как они были современниками мастера и не раз встречались с ним. Сборник, составленный А.Г. Григорьевым, ценен еще и тем, что в нем помещены репродукции, однако трактовки автора не всегда созвучны нашему пониманию творчества художника, а анализ работ не является исчерпывающим.

Следует отметить, что к 100-летию со дня рождения А.А. Кокеля в 1980 году в Чебоксарах был издан каталог произведений художника, но до сих пор нет ни одного полного каталога произведений мастера. Именно поэтому и по сей день актуальными источниками являются статьи из периодической печати конца ХХ – начала ХХ века, а также материалы Интернета.

Большинство исследований, посвященных художнику, представляют собой изложение биографических данных. Жизни и педагогической деятельности А. Кокеля был посвящен ряд высказываний в диссертационных исследованиях (в частности С.А. Инчаковой, В.В. Курильцевой, А.С. Пивненко, И.Г. Романычевой и др.). Но в целом теоретические проблемы творчества А.А. Кокеля изучены незначительно, а некоторые аспекты не рассматривались вообще. Большинство исследований представляет собой однообразный пересказ биографических подробностей, иногда разбавленных описанием процесса работы художника над тем или иным произведением. Отсутствие широкого взгляда и фундаментального обобщающего труда о теоретических основах творчества художника в связи с исторической эпохой, в которую жил и творил живописец, явственно демонстрирует тот факт, что стилевые направления в живописи А.А. Кокеля оказались самым неизученным вопросом. Кроме того, в существующих работах отдельно не рассматривались ни проблема формирования индивидуального стиля А. Кокеля, ни его место в трех культурах – русской, украинской и чувашской.

Для выявления специфики манеры письма А.А. Кокеля был изучен ряд трудов общего характера, посвященный отдельным направлениям развития европейского и советского искусства. В частности, были полезны труды М.Ю. Германа (2008), С.М. Даниэля (1986, 2006), В.В. Ванслова (1980, 1997), А.А. Трофимова (2005), В.И. Чайковской (2006) и др. Из иностранных исследований хочется отметить труды Д. Роузенда (2002), Кэтрин Г. Гримм (2007), М. Бокемюля (2003), В. Эссерса (2002) и др. Также использовался ряд энциклопедических изданий.

Цель данной работы – выявить особенности манеры мировосприятия А.А. Кокеля в процессе сопоставления его живописи с европейским и советским изобразительным искусством первой половины ХХ века, а также осветить важные тенденции развития европейского и советского искусства, оказавших на него влияние. Важным моментом является и рассмотрение теоретических проблем всех основных стилевых направлений творчества художника – реализма, импрессионизма, экспрессионизма, соцреализма. Применительно к рассматриваемой теме особый интерес вызывают работы А.А. Кокеля, раскрывающие богатство творческого потенциала художника, твердо стоявшего на позициях реализма. Сюда нужно отнести такие его масштабные произведения, как картины «В чайной», «Ликбез», «Отдых бойцов», портреты, пейзажи, академические работы, серию графических работ «Чувашская сюита» и множество эскизов и этюдов, хранящихся в фондах Чувашского государственного художественного музея.

Исходя из целей диссертации были сформированы следующие задачи:

  1. Изучить известные и доступные на сегодняшний момент многочисленные живописные и графические работы А. Кокеля и отобрать для пристального изучения и классификации наиболее значительные произведения, демонстрирующие своеобразие и реакцию художника на важные художественные открытия эпохи.

  2. На основе выявленных материалов произвести теоретический анализ произведений мастера.

  3. Организовать собранный материал согласно стилистическим особенностям разного периода творчества и раскрыть специфику каждого из них.

  4. Произвести анализ тенденций развития европейского и советского искусства первой половины ХХ века и их воздействия на художника, а также выявить и решить проблему отражения эпохи в творческом наследии А.А. Кокеля.

  5. Исследовать влияние национальной культуры, этнических корней, особенности мировосприятия родного народа на творчество художника.

  6. Охарактеризовать самобытность и индивидуальный творческий стиль художника.

В силу поставленных задач хронологические рамки материала, вошедшего в данное исследование, обозначены началом ХХ века, когда в годы обучения в Императорской академии художеств происходило становление художника А.А. Кокеля (обучение в мастерских И.Е. Репина, Д.Н. Кардовского, работа на Академической даче, поездка за рубеж) до середины ХХ века.

Под контекстом, в который помещается творчество А.А. Кокеля, подразумевается все разнообразие соприкосновений мастера с европейским и русским искусством: художественные направления, возникшие во Франции, Италии и Германии, которые он выделял, а также живопись его любимых мастеров прошлого; музеи и галереи в которых он находил для себя учителей.

Постановка задач определила научную новизну исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественном искусствознании рассматривается творческое наследие А.А. Кокеля, дается теоретическая оценка его произведениям, изучается творчество мастера во взаимосвязи с мировыми течениями и направлениями в искусстве. Данная диссертация является первым комплексным исследованием, в котором рассматриваются различные грани творчества художника, изучаются эксперименты мастера в различных стилевых направлениях, выявляется их взаимосвязь с эпохой, в которой жил и творил художник. В настоящей диссертации творческое наследие художника впервые подвергается всестороннему изучению, с привлечением широкого спектра произведений, созданных художником в течение десятилетий. Глубокий сущностный анализ живописных и графических работ мастера позволил выйти на уровень стилистических обобщений, что является значительным шагом в теоретическом изучении и осмыслении его творческого наследия.

Кроме того отдельная глава диссертации посвящена изучению национальной темы в творчестве А.А. Кокеля.

Актуальность исследования видится в теоретическом анализе произведений художника, поскольку до настоящего времени теоретическая сторона творчества художника остается мало изученной. До настоящего времени не появилось ни одной аналитической монографии о творчестве А.А. Кокеля.

Предметом исследования является взаимосвязь живописи и графики А.А. Кокеля с европейским, русским и советским искусством в контексте становления и развития художественных систем первой половины ХХ века. Принимая во внимание, что начало ХХ века было ознаменовано сменой традиций, зарождением новых направлений в европейской живописи, выбранный предмет исследования ярко и показательно демонстрирует развитие классической живописной традиции и ее место в общем процессе.

Обращение к живописным произведениям А. Кокеля обусловлено тем, что именно станковая живопись оказалась наиболее цельным воплощением колористического дарования художника. Живописные полотна художника наглядно демонстрируют основные стилистические характеристики и специфику его манеры.

Объектом исследования стали графические и живописные произведения художника, хранящиеся в фондах Чувашского государственного художественного музея, материалы Интернета. Вместе с тем был привлечен массив архивных публикаций, в которых были найдены репродукции с воспроизведениями ныне утерянных картин мастера, а также имеющаяся искусствоведческая литература, посвященная творчеству мастера.

Методология исследования. Поиск стилистической общности работ художника предполагал комплексный метод исследования, учитывающий влияние многих факторов и различных проблем художественной и внехудожественной сферы. Методологические основы исследования заключались в сочетании различных форм анализа произведений с историко-искусствоведческим подходом к собранным в музеях, архивах и библиотеках Москвы и Чебоксар материалам. Также при написании диссертации большое внимание уделялось классифицирующему и обобщающему подходу. Метод исследования предстает как комплексное изучение сохранившихся работ мастера, научных публикаций и достижений отечественной искусствоведческой мысли, как сравнение и сопоставление стилевых приемов, используемых художником с достижениями русского и европейского искусства. Авторский теоретический анализ произведений художника опирался на основу искусствоведческого анализа художественных произведений и использование метода сравнительного анализа. Иногда, в силу неисследовательности темы, приходилось прибегать к сугубо описательному изложению материала.

Практическая ценность данной работы видится в том, что исследование творческого наследия крупного художника впервые подвергалось столь всестороннему исследованию с привлечением максимального количества работ мастера, созданных им на протяжении десятилетий. Художественный анализ произведений художника в связи с эпохой, в которой он жил и творил, позволил выйти на уровень стилистических обобщений. Изучение наследия живописца впервые рассматривается с точки зрения общности и взаимосвязи с мировыми тенденциями в изобразительном искусстве конца ХХ – первой половины ХХ веков. Изучение творческого наследия А. Кокеля на сегодняшний день является актуальным и востребованным, т.к., во-первых, способствует обогащению культуры России, Чувашии и Украины. Во-вторых, такого рода исследование дает возможность развития искусствоведческой теоретической мысли, что в данное время является немаловажным. В-третьих, исследование поможет понять начальные этапы творчества молодого художника – выпускника Академии художеств, а так же показать, что все лучшее в творчестве А.А. Кокеля сформировалось на основе академической школы, явившейся школой традиций реалистического мастерства, опирающейся на опыт мирового искусства.

Результаты настоящего исследования могут быть полезны не только историкам искусства, но и тем, чьей сферой интересов является национальное искусство и чувашская культура в частности. Отдельные положения диссертации могут быть привлечены для составления лекционных курсов по истории чувашского искусства.

Апробация материала. Основные положения диссертации были сформулированы в научных докладах на научно-практических конференциях, сессиях и пленарных заседаниях:

  1. «Портретное творчество А.А. Кокеля». Доклад на итоговой научной сессии ЧГИГН в секции отдела искусствоведения. Чебоксары, ЧГИГН, 15 февраля 2008 г.

  2. «О картине А.А. Кокеля «Семейный портрет». Доклад на научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ЧГПУ, Чебоксары, ЧГПУ, 16 апреля 2008 г.

  3. «Отражение эпохи в творчестве А.А. Кокеля». Доклад на пленарном заседании преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов, посвященного открытию дней науки на художественно-графическом факультете ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, ЧГПУ, 25 марта 2009г.

  4. «Чувашская сюита» А.А. Кокеля – поэтическое отображение народных традиций и документальная летопись национальных обрядов». Доклад на научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ЧГПУ, Чебоксары, ЧГПУ, 22 апреля 2010 г.

Материалы диссертации введены в научный оборот в виде 6 научных публикаций, 3 статей в журналах, рекомендованных ВАК и 1 монографии.

Похожие диссертации на Стилевые направления и проблемы отражения эпохи в творчестве А.А. Кокеля