Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков Смоленкова, Юлия Анатольевна

Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков
<
Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смоленкова, Юлия Анатольевна. Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Смоленкова Юлия Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2011.- 332 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/18

Введение к работе

Диссертация посвящена феномену Строгановской школы скульптуры в контексте истории русской художественной культуры ХХ-XXI веков, ее истории и огромному творческому потенциалу, способному успешно развивать российскую художественную традицию и успешно конкурировать с мировыми достижениями в этой области.

Это явление, возникшее в системе Строгановского учебного заведения (мастерские-училище–институт-университет-академия), рассматривается в работе как важное слагаемое фундамента российской школы монументальной пластики, как уникальное событие истории отечественного искусства, как художественное воплощение политического опыта России.

Актуальность исследования

Новый этап исторического развития обусловлен глобализацией, миграционными процессами, результатом которых стала всеобщая культурная интеграция и унификация. В связи с этим резко обострилась проблема осознания идентичности, значимости творческого наследия, понятия высокого статуса российской художественной школы. Очевидно, что сейчас идет формирование новых принципов культурной политики, учитывающих необходимость выделения и поддержания на мировом уровне статуса фундаментальных отечественных творческих институтов, к которым по праву относится Строгановская школа в целом и, как ее важнейшая составляющая, Строгановская школа скульптуры.

Кроме того исследование и популяризация опыта и достижений Строгановской школы скульптуры актуальны и необходимы на современном этапе в контексте набирающей обороты полемики о месте художественного образования в культурном пространстве в целом. Актуальный политический лозунг, декларирующий вхождение России в "общеевропейский дом" иногда превратно истолковывается. «Формирование единой мировой цивилизации» понимается как утрата национальной культурной специфики, низложение культурных институтов. Все чаще с позиций агрессивной вестернизации звучат призывы обучать в вузах только «современному искусству по европейским образцам», упразднить академические программы как изжившие себя и не применимые в современной художественной практике. Такая позиция в отношении фундаментальных основ сформированных отечественной художественной школой с учетом общеевропейского классического наследия недопустима, так как влечет за собой разрушение сформировавшегося культурного пространства и как следствие утрату идентичности.

Необходимость исследования истории, специфики и достижений Строгановской скульптуры обусловлена так же тем, что ее программы и специфика понимания пластики и композиции положена в основу учебных программ практически всех национальных художественных школ постсоветского пространства, так как практически большинство ведущих скульпторов-монументалистов получили профессиональные знания в МВХПУ (б. Строгановском). Среди выпускников Строгановки - ректоры, профессора, педагоги, ведущие мастера, которые формируют национальные школы скульптуры, опираясь на традиции Строгановской школы архитектурно-декоративной пластики.

Объект исследования

Объектом исследования стала Строгановская школа скульптуры, творческое наследия скульпторов – строгановцев.

Предмет исследования

Специфика творческого метода, учебных программ и уникального лексикона художественной пластики Строгановской школы скульптуры.

Цель исследования

Выделение Строгановской школы скульптуры как цельного явления отечественной художественной культуры с уникальным опытом и традицией художественного образования и большим потенциалом.

Задачи исследования

- выявление художественных и стилистических особенностей школы;

- введение в научный оборот термина Строгановская школа скульптуры

- создание периодизации истории школы;

- изучение творческого наследия скульпторов – строгановцев и их влияния на формирование художественной специфики Строгановской школы скульптуры;

- изучение и анализ художественного метода и учебных программ Строгановской школы скульптуры;

- оценка положения Строгановской школы архитектурно-декоративной пластики на современном этапе;

- изучение, систематизация, введение в научный оборот не публиковавшихся ранее документов и др. архивных материалов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

Методика исследования

В основу метода исследования положена традиционная для искусствознания модель комплексного подхода, включающая:

- формально-стилистический анализ

- анализ предмета исследования в культурно-историческом контексте

- систематизация и обобщение полученных результатов

- исследование различных источников: архивов, программ, периодики, каталогов, монографических исследований и др. специальной литературы

- практическое участие в учебно-методическом процессе кафедры Монументально-декоративной скульптуры МГХПА им. С.Г. Строганова

Данный комплексный метод исследования позволит осветить изучаемый предмет многосторонне и с наибольшей полнотой.

Хронологические границы исследования

Временными границами исследования стал период с начала ХХ века до первого десятилетия ХХI века. Несмотря на то, что основные концепции Строгановской школы были заложены раньше, конкретная методика преподавания, обусловившая специфику школы скульптуры, сложилась в середине ХХ века и успешно развивалась в последующее время.

Степень изученности проблемы

На современном этапе никаких исследований и специальной литературы, посвященных истории Строгановской школы скульптуры, нет. Некоторые материалы о Строгановском училище, включающие указания на кафедру и мастерские скульптуры, опубликованы в периодических изданиях. Большей частью они имеют общий характер и не касаются специфики такого крупного явления, каким является Строгановская школа скульптуры. К наиболее освященному научной и популярной литературой этапу развития Строгановской школы скульптуры относится период ВХУТЕМАС. Среди выдающихся исследований, посвященных этому явлению необходимо упомянуть целый ряд монографий и публикаций доктора архитектуры С.О. Хан-Магомедова, среди которых выделяется энциклопедический труд «ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН». М., 1990. Отдельно изданы монографии, посвященные некоторым выдающимся педагогам и выпускникам Школы: Г.И. Мотовилову (Нейман М. «Г.И. Мотовилов». Москва 1954), Н.А. Андрееву (Дубовицкая Н.Н. Андреев. М., 1970), Е.Ф. Белашовой (Бескин О.М. Екатерина Федоровна Белашова. М., 1958) А.Н. Бурганову (Бурганова М.А., Данилова И.Е., Башинджагиан Н.И. Скульптор Александр Бурганов. М., 2006), В.А. Сидуру (Сидур М.В. Вадим Сидур, М., 2004), Ю.Г. Орехову (Орехов Ю.Г., Орехов Ю.Ю. Памятник Н.С. Лескову. Альбом /вст. ст.Н.М. Бабурина. М., 1983), В.И. Корнееву (Виктор Корнеев. Скульптура. Альбом / вст. ст. Л.В. Марц. М., 2011), Н.Б. Никогосяну (Николай Никогосян. Альбом / вст. ст. М. Юргенс. М., 1989).

О других представителях Школы (С.Л. Рабиновиче, А.Л. Малахине, Р.Р. Иодко, С.Н. Волкове, А.С. Кондратьеве, М.Н. Смирнове, М.М. Воскресенской, В.М. Акимушкиной, С.А. Щербакове, А.П. Смоленкове, М.А. Бургановой, и др.) информацию можно почерпнуть лишь во вступительных статьях к каталогам персональных или групповых выставок.

К 50ти-летию возрождения кафедры Монументально – декоративной скульптуры в 1995 году была выпущена брошюра, носящая информационный характер в основном о педагогах кафедры. Ряд документов и фотографий был представлен на выставке «СкульптУРА ВХУТЕМАС», Галерей ВХУТЕМАС (музей МАРХИ) в декабре 2009 - январе 2010 г. Курсовые работы студентов-строгановцев 1950-60 годов экспонировались на выставке «Alma mater Строгановка», август-сентябрь 2011, Московский государственный музей «Дом Бурганова».

Однако перечисленные публикации не обеспечивают целостного и исчерпывающего представления о Строгановской школе скульптуры. Таким образом, теоретическое исследование вопросов истории и специфики творческого метода Школы является первым обобщающим трудом на данную тему.

Источниковедческая база исследования

Архивные документы, аудио-архивы, фото-архивы, произведения искусств (музейные, частные коллекции), монографии, каталоги, альбомы, периодические издания, сборники статей (в том числе материалы «круглых столов», конференций, семинаров и симпозиумов), справочники, энциклопедии, перечень которых входит в научный аппарат диссертации (примечания, библиография, приложения: документы, иллюстративный материал).

Научная новизна работы заключается:

- в определении Строгановской школы скульптуры как уникального и выдающегося явления отечественной и общеевропейской культуры и оценка ее положения на современном этапе развития культуры и системы художественного образования в целом;

- в анализе художественных особенностей стиля и выявлении основополагающих неизменных принципов творческого метода и художественной лексики пластического языка;

- во введении в научный оборот термина Строгановская школа скульптуры

- в изучении, систематизации, введении в научный оборот не публиковавшихся ранее документов и др. архивных материалов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

В процессе работы над диссертацией был собран, изучен и архивирован обширный историографический, документальный аудио и фотографический материал (протоколы заседаний кафедры, архивные справки, личные дела, архивы ВХУТЕМАС, МВХПУ, МГХПИ, МГХПУ, МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, личные архивы), относящийся к истории кафедры монументально – декоративной скульптуры, выдающимся педагогам, а так же отличившимся студентам, в котором просматривается незыблемость программ и методики обучения на протяжении десятилетий существования кафедры.

Апробация работы

Диссертация выполнена на кафедре монументально-декоративной скульптуры МГХПА им. С.Г. Строганова. На основе материалов диссертации:

- создан и читается цикл лекций по истории Строгановской школы скульптуры для МГХПА им. С.Г. Строганова;

- подготовлены и читаются доклады в рамках ежегодного симпозиума студентов-скульпторов стран СНГ и Евросоюза;

- подготовлен и экспонируется в Московском государственном музее «Дом Бурганова» выставочный проект «Alma mater Строгановка», представляющий учебные задания выпускников 1950-60 годов;

- основные положения были изложены в докладах на научных конференциях в МГХПА им. С.Г. Строганова, в Московском Государственном Музее «Дом Бурганова», в МАРХИ, на Всероссийской научно-практической конференции «Строгановские чтения» в Усольском архитектурно-этнографическом музее, и опубликованы в научно-исследовательских журналах (список на стр. 35-36).

Все основные результаты исследования получены лично автором.

Практическая ценность диссертации

Материалы диссертации в дальнейшем могут быть применены:

– при постановке задач культурной политики в аспекте сохранения отечественного культурного наследия;

– при подготовке учебных программ, лекций, практических занятий в художественных ВУЗах

- при создании музейно-выставочных проектов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, библиографического списка, приложения из альбома с иллюстрациями и приложения из альбома с восстановленными архивными документами и фотографиями.

Краткое содержание:

Введение

Во введении обосновывается выбор темы, а также ее актуальность и степень изученности на данный момент, формируются цели и задачи исследования, определяются хронологические рамки, методология и структура диссертации.

Похожие диссертации на Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков