Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Ли Фуцзюнь

Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь
<
Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ли Фуцзюнь. Своеобразие китайской скульптуры эпохи Цинь : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 СПб., 2006 223 с. РГБ ОД, 61:07-17/25

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки возникновения погребального комплекса Цинь Шихуана

1. Исторические сведения об эпохе Цинь 21

2. Условия возникновения реализма циньских терракотовых скульптур 34

Глава II. Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса

1. Техника изготовления терракотовых фигур 41

2. Некоторые сравнения циньских терракотовых фигур с древнегреческой скульптурой 46

3. Циньские терракотовые фигуры: наследуя и развивая 66

Глава III. Художественные особенности скульптуры эпохи Цинь

1. Оттенки стиля фигур воинов 73

2. Особенности циньских погребальных скульптур 78

3. Своеобразие художественного стиля и уровень мастерства исполнения 81

4. Характер пластики 99

Заключение 114

Примечания 123

Введение к работе

Расцвет художественной культуры древнего Китая связан с объединением разрозненных царств в мощную империю. В короткий период правления династии Цинь (прибл. 221 - 206 гг. до н.э.) была унифицирована письменность, проложены дороги, парадный торжественный облик обрела обнесенная стенами с мощными воротами и высокими дозорными башнями столица Сяньян на северо-западе страны. В центре возвышался дворцовый ансамбль. На северной границе государства для защиты от кочевников выросла Великая китайская стена. Она представляла собой суровую глинобитную крепость с множеством сигнальных башен, поднятую к тому же на высоту до десяти метров, дорогу шириной восемь метров, протянувшуюся по непреступным и острым гребнями горных хребтов. Идея мощи государства и неограниченной власти императора воплотилась и в грандиозном погребальном комплексе Цинь Шихуана (259 - 210 гг. до н.э.), включавшем подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения одиннадцать глубоких подземных туннелей, вместивших полчища (более восьми тысяч) воинов, боевых коней и колесниц, как бы преграждающих путь к могиле императора всем враждебным силам. В выполненных в натуральную величину, плотно примыкающих друг к другу, раскрашенных керамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю/До сих пор лишь в Китае были обнаружены такие крупные, выразительно вылепленные терракотовые статуи. В истории мировой скульптуры названные находки уникальны.2 (ил. 1,2, 3)

До этого в особой гробнице в том же месте, Цинь Шихуан приказал убить множество придворных слуг н служанок, заживо закопать десять тысяч ремесленников для их дальнейшего порабощения на том свете. Это жестокое погребение убитых вместе с умершим, конечно, нельзя было расширить также убийством опорной силы государства- его армии. Поэтому дворцовую стражу в загробном мире вынуждены были заменить керамическими погребальными статуями. Вероятно, поэтому созданные скульптуры были очень похожи на реальных людей.

Погребальные фигуры образуют огромное воинское соединение, строго организованное по построению и являются пластическим повторением строя дворцовой стражи Цинь Шихуана.

Подобные захоронения вместе с умершими высокого ранга вместо живых людей - погребальных статуэток, изображающих рабов и подчиненных людей, практиковались в Китае с V тысячелетия до н.э. до времен феодального общества (V в. до н.э.- 1911г. н.э,). Такие скульптуры «чулины»- сделанные из соломы, глины, вырезанные из дерева, а также отлитые из бронзы, были историческим явлением в процессе перехода древнего общества Китая от рабовладельческого строя к феодальному.

Самые ранние погребальные терракотовые статуи этого круга были обнаружены в Сяньяне и относятся к эпохе Шан (1600 - 1050гг. до н,з.). В период Чжаньго (Сражающихся царств, 475 - 221гг. до н.э.) среди аристократов захоронение вместе с умершим, деревянных или металлических погребальных статуй стало очень популярным обычаем. Во время правления династий Цинь (прибл. 221 - 206гг, до н.э.) и Хань (206 до н.э. - 220гг. н.э.) искусство изготовления погребальных статуэток стало развиваться стремительными темпами и они (статуэтки) стали в это время одним из важнейших видов скульптурного искусства, особенно в период династии Цинь. Статуи династий

Цинь и Хань отличаются ярко реалистичным обликом. Они соответствовали мечте господствующего класса о вечном наслаждении прижизненными богатством и почестями даже после смерти - в потустороннем мире. Реально, живо и конкретно создавали многообразные образы тех, которыми управляли, принуждали работать и даже делали посмешищем господина. Это тысячи фигур офицеров и солдат, слуг и служанок, гейш и артистов, а также всякого рода скота и домашней птицы, коней, быков, овец, собак. Эти образы многосторонне отражали состояние общественной жизни и духовный облик народа в то время. Они были показателями того, что неизвестные скульпторы достигли очень высокого уровня эстетического мастерства, развивая лучшие традиции скульптурного искусства Китая предшествующих эпох.

О скульптуре династии Цинь до 1970-х годов не было почти никакого представления, кроме мелких записей, а также считанных обнаруженных в погребениях предметов (таких, например, как глиняные рельефы и бронзовые талисманы в виде фигур тигров). Она стала известна лишь после того, как в марте 1974 года в городе Линьтуне іфовинции Шаньси в полутора километрах восточнее гробницы Цинь Шихуана была обнаружена большая яма с погребальными терракотовыми статуями - фигурами солдат и коней, сокровищница с предметами скульптурного искусства династии Цинь. Эта находка сильно расширила кругозор специалистов, дала им возможность впервые увидеть стремительное развитие и высокие достижения пластики в период династии Цинь, существовавшей малое время, но имевшей важное значение.

Три раскопанных за последние сорок лет погребения с фигурами солдат и коней, представляют собой подземные строения из земляных (глиняных) и деревянных конструкций. Все дно этих обширных подземных чертог выстлано сине-зелеными кирпичами. Общая их площадь имеет более двадцати тысяч

квадратных метров. В этих ямах было похоронено, как сказано выше, около

восьми тысяч погребальных статуй. По предположению в первой части комплекса было захоронено около шести тысяч фигур, которые представляли собой воинские отряды смешанного состава из пехотинцев и солдат при повозках с запряженными в них конями. Кругом в «галереях» погребения, охрану несли арбалетчики, как передние, задние и боковые охранники. В средних проходах были поставлены рядами фигуры пехотинцев и боевые колесницы. Это составило колоссальный по количеству персонажей, строго организованный прямоугольный боевой строй, имеющий нападающих воинов и поддерживающих их сзади солдат - арьергард, как они названы в древних трактатах о военном искусстве.3 (ил. 4, 5, 6, 7)

Три основных погребения, разделенные находящейся между ними «ямой» без статуй, может быть, образовывали единый целостный могучий боевой порядок по военной системе: из войск левого крыла, серединных, правого крыла и задних - арьергарда. Хотя все эти воины были лишь дворцовой стражей при жизни Цинь Шихуана, а не являлись представителями полевых частей, они вполне убедительно показывают мощь ниньской армии, которая имела миллион солдат и тысячи военных колесниц

Эти статуи - фигуры солдат и коней, небывалые и неповторимые и по количеству, и по размеру, несравнимы ни с какой другой скульптурой. Это фигуры дворцовых «гвардейцев» и керамические кони из числа тех же охранных частей.

Технология их изготовления была очень сложной. Её проводили поэтапно и в процессе исполнения фигур применяли одновременно формовку и лепку.

Статуи изображают представителей разных родов войск, исполняющих различные обязанности при дворе, отличающихся друг от друга жестами, костюмами и украшениями, вооружением, а также местоположением в

могильных ямах. Все эти черты, вместе с высокими достижениями реалистического воспроизведения, имели подоплекой суеверия и требования Цинь Шихуана, который верил в бессмертие души и всеми силами создавал, аналогичное земному, царство в загробном мире. Обнаруженные до сих пор погребальные статуи последующих эпох несравнимы со статуями из гробницы Цинь Шихуана ни по количеству, ни по размерам, ни по степени реалистической трактовки. Может быть потому, что уже не существовало таких строгих требований, как у Цинь Шихуана. Пока это является лишь предположением, которое нуждается в дальнейших исследованиях и обсуждении. Строительные и скульптурные работы, в том "числе и масштабные погребальные статуи солдат и коней, явились порождением целенаправленного жестокого правления Цинь Шихуана.

Династия Цинь привела саму себя к гибели в ходе крестьянских восстаний вскоре после его кончины.4 Вслед за тем, когда в 70-е годы XX века было сделано это важное сенсационное открытие, сформировалась и новая научная «дисциплина» - наука о циньскнх терракотовых статуях, в которых отражена суть армии циньской эпохи времени этого императора. Эта наука является смежной, комплексной отраслью исторической науки. Поэтому в ее теории существует множество разделов. Основу науки о циньских глиняных статуях составляют археология и история. При конкретном исследовании требуется помощь теории таких научных дисциплин, как археология, история, искусство, военное дело.

Является уникальным то, что большая часть древних погребений сохранилась до наших дней в хорошем состоянии. Это позволяет представить не только целую эпоху в истории Китая, но и открывает новый пласт в истории изобразительного искусства. Несомненно, потребуется много лет, чтобы дать полную и беспристрастную оценку каждому предмету этой археологической

находки. Например, недостаточно глубоко изучены циньские статуи как самостоятельные скульптурные произведения, хотя на основе многих сохранившихся фигур можно выявить особенности пластики форм.

Основная цель настоящей работы заключается в подробном стилистическом анализе фигур воинов. Провести такой анализ стал возможным благодаря тщательному натурному исследованию скульптур в музее в Китае, на месте их находки. В задачу также входит изучение в скульптуре таких качеств как лепка, пластика, пропорции тела, анатомические черты, характер формы фигур как общей, так и отдельных их частей. Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач: проследить предысторию возникновения этих скульптур. Такое комплексное изучение начального этапа эпохи Цинь дало возможность проследить государственное устройство, политику, экономику, культуру, религию, оказавших влияние, как на возникновение терракотовых скульптур, так и на их форму. Так, важно сравнение силы воздействия циыьской монолитной скульптурной группы, например, со скульптурой древней Греции. При этом требовалось выявить источники влияний, проанализировать общий стиль фигур и определить их достоинства и особенности, изучить методы работы мастеров-скульпторов, выяснить возможности использования в наши дни стилистических особенностей этой грандиозной группы скульптур.

Итоги проведенного исследования позволяют обозначить характерные для рассматриваемого периода в Китае художественные приемы воплощения образов. Аналитическое сопоставление изменений творческого стиля древних мастеров и технологических особенностей их работ позволяют выявить своеобразие реализма и понимание формы в их произведениях.

Существует очень мало шданий и о «наследственности», о дальнейшем развитии циньской скульптуры с точки зрения понимания китайскими скульпторами характера пространственных изображений. Важно то, какое

воздействие оказала техника изготовления циньских статуй на развитие китайской скульптуры в последующие века, вплоть до наших дней, какие выводы можно сделать о понимании циньцами человеческого тела, исходя из обобщенных форм их работ.

Интересно также проследить ареал влияния пластики циньских статуи в других восточных странах, например, в древней Японии, где сохранились погребальные комплексы более позднего времени, включающие глиняные фигурки - ханива, играющие роль эскорта покойного. Сравнение архаичных по исполнению фигурок ханива со статуями китайских воинов, по нашему мнению, не только продемонстрирует достижения китайских мастеров в реалистическом искусстве, но и подчеркнет их своеобразие и уникальность.

Это как раз те вопросы, на которые автор диссертации стремится ответить в

своей работе.

Исторические сведения об эпохе Цинь

Реальную, повседневную жизнь людей, отделенных от нас двумя с лишним тысячелетиями позволила восстановить уникальная находка, сделанная в Шуйхуди в 1975 году. В декабре 1975 года при прокладке дренажного канала в местности Шуйхуди, округа Сяогань, уезда Юньмэн в провинции Хубэй (Центральный Китай) было обнаружено древнее погребение, из которого археологи извлекли тысячу сто пятьдесят пять хорошо сохранившихся бамбуковых планок с историческими записями и текстом по истории циньского общества, преимущественно III века до н.э. (ил. 8)

Первоначальные публикации текстов о бамбуковых планках из Шуйхуди были осуществлены в Китае в 1976 году. Благодаря этой публикации широкая научная общественность смогла впервые познакомиться с материалами из Шуйхуди и по достоинству оценить их значение как источников для изучения социально-экономической и политической истории эпохи Цинь.30

Эпоха V-III вв. до н.э. в китайской историографии именуется периодом Чжаньго - «эпохой сражающихся царств». Семь могущественных царств - Чу, Цинь, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь, существовавшие на территории Китая, вели непрекращающуюся борьбу друг с другом, стремясь подчинить своей власти всю Поднебесную. Политические интриги, опустошительные междоусобные войны и кровавые сражения ложились тяжким бременем на экономику страны, поглощая многие тысячи людских жизней. К середине III века до н.э., в результате проведенных реформ и удачных боевых действий, сильнейшим из соперничавших царств стало Цинь, располагавшееся на северо-западе Китая.

В 246 году до н.э. после смерти очередного Цинъского правителя на престол вступил его совсем юный (13 летний) сын по имени Ин Чжен - будущий грозный владыка Цинь Шихуан (259 - 210 гг. до н.э.). До его совершеннолетия всеми делами в государстве вершил Люй Бувей. Уже первые годы правления будущего императора оказались омраченными интригами и смутами.

Наведя порядок при дворе и внутри государства, Ин Чжен вплотную занялся делами внешней политики. За удивительно короткий срок, каких-нибудь десять лет, он сумел выполнить сложную военно-политическую задачу -объединить под своей властью весь Китай. С 221 года до н,э. начала своё существование единая общекитайская империя Цинь,

Ин Чжен - первый цииьскии император, как провозгласил он себя в первом мероприятии молодой империи: Хуан-ди - властитель-император. Цинь Шихуан-ди - Первый властитель-император династии Цинь. (ил. 9)

Чтобы уничтожить само воспоминание о прежних царствах, их границы упразднили, уничтожив пограничные укрепления. Вместо них учредили тридцать шесть административных округов во главе с чиновниками, назначенными императором. С целью пресечь мятежные поползновения аристократов покоренных шести царств и поставить их под неусыпный контроль, сто двадцать тысяч семей насильственно переселили в город Сяньянь столшгу Китая империи Цинь. В 221 году до н.э. специальным указом всё" бронзовое оружие в Поднебесной было конфисковано и, как сообщают исторические источники, переплавлено на двенадцать колоссальных статуй воинов по тридцать тонн весом каждая.

При Цинь Шихуане была введена единая система письма, с некоторыми изменениями дожившая до наших дней, а также, что особенно важно, были приняты обязательные для всей Поднебесной законы. Кроме того, для всей страны были установлены одинаковые меры веса, ёмкости и длины.

Император мобилизовал полумиллионную армию, вел войну на южных рубежах государства, предпринял поход против гуннов, который длился два года. После успешного его завершения затеял грандиозное строительство оборонительного сооружения- Великой Китайской стены, которая должна была защитить страну от набегов кочевников. Она пересекала пустыни, болота и горные пики, поднимаясь на высоту четыре тысячи восемьсот двадцать восемь километров от горы Чжейши в Северной Корее до Линьшао в Западном Китае. На всем протяжении ее строили из местных материалов, от каменных блоков до глинобитных стен. Сторожевые башни были возведены через равные интервалы, которые общались друг с другом с помощью дымовых сигналов в дневное время и факелов в ночное время.

Условия возникновения реализма циньских терракотовых скульптур

Скульптура появилась в Китае уже в эпоху неолита (прибл. 10000- 1700 гг. до н.э.). К этому же периоду относятся различные фигурки животных, а также людей, изображенных очень живо и реалистично. Об этом можно судить по терракотовой головке, найденной в Хуанлине провинции Шэньси, человеческой маске, найденной в Тяньшуе провинции Ганьсу, расписному терракотовому сосуду в форме головы девочки, найденному в Циньане провинции Ганьсу, а также по терракотовой головке обнаженного женского божества, обнаруженной в гфовшпии Ляонин. По форме все эти небольшие терракотовые фигуры весьма обобщены, однако древние люди придавали им характерные движения, создавая обобщенные образы реальных людей.50 (ил. 17,18,19,20)

Династия Шан (прибл. 1600-1050 гг. до н.э.) рассматривала скульптурное искусство как форму общественных знаний, через которую может быть передан дух эпохи. Хотя скульптур периода Шан сохранилось немного, все же можно по найденной в провинции Хзнань в гробнице Фу Хао, например, нефритовой фигурке, показывающей коленопреклоненного человека, говорить о том, что от реалистичной традиции, пришедшей из палеолита, по-прежнему не отказались.51 И только к концу династии Чжоу (прибл. 1050 - 221 гг. до н.э.) искусство расцвело, как собственно искусство: скульптура перестала нести отпечаток «торжественного ритуального таинства». Люди стали более внимательно относиться к реалиям бытия, искусство утратило преимущественно ритуальное значение и из храма, словно перешло в живой мир. Благодаря тому, что наблюдения природы стали более пристальными, реализм произведений усилился. Бронзовые фигурки людей, найденные при раскопках могильника Ценхоу в уезде Суй, бронзовая скульптура из деревни Цзинь (недалеко от Лояяа), а также из Пиншаня, провинции Хэбэй, выполнены очень реалистично, (ил. 21, 22)

Благодаря развитию производительных сил и ценности человеческого труда, в это время появилась традиция замены живых людей погребальными статуэтками, что дало толчок для развития искусства традиционных культовых деревянных и керамических погребальных фигур. Терракотовые статуи, найденные в Линьцзы, провинция Шаньдун и относящиеся к позднему периоду Чуяьцю (весна и осень, 770 - 475 гг. до н.э.), а также деревянные статуэтки периода Чжаньго (сражающиеся царства, 475 - 221 гг. до н.э.), найденные в провинциях Хунань и Хубэй, воплотили в себе реализм скульптурного искусства того времени.53 (ил. 23,24)

В 1984 году при раскопках в Тунчуани провинции Шэньси одного захоронения, сделанного в поздний период Чуяьцю, было найдено множество вылепленных глиняных статуэток. Эти изображения лаконичны по форме,.но очень живы и естественны. Циньские терракотовые фигуры, как и небольпше терракотовые фигурки, также обладают этой особенностью. Можно обнаружить сходство их поз и выражений лиц. Поэтому статуэтки периодов Чуяьцю и Чжаньго, как с точки зрения техники, так и по художественному стилю, можно считать предшественниками циньских статуэток.

Окидывая взглядом протяженную историю китайской скульптуры от эпохи неолита до периодов Чуньцю и Чжаньго, можно говорить о преобладании реалистической тенденции. Циньские статуи - это произведения реалистического искусства, которое, развиваясь на протяжении нескольких тысячелетий, поднялось на высокий уровень. В этих фигурах воплотилась стихийная чувственность первобытной эпохи и разум эпохи Цинь.54

Начиная с эпохи Чжаньго, китайская история вступила в эпоху войн и смут. Война способствовала слиянию народов Китая, а царство Цинь, имея в качестве основы собственную культуру, глубоко впитало передовую культуру других народов. Из-за того, что долгое время циньцы жили в западных областях Китая, их темперамент приобрел такие качества, как отвага, великодушие и в какой-то степени даже грубость, свойственные народностям этого региона. Потом их духовная культура восприняла благотворное влияние культуры Средней равнины (центральная часть Китая), чье своеобразие проявилось очень сильно. Синтез этих двух культур и стал основой для формирования народа государства Цинь. Была воспринята культура Чжоу района Средней равнины. Хотя в циньских фигурах элементы чжоуской культуры не проявились непосредственно, но, с точки зрения развития истории искусства, ее скрытое влияние нельзя недооценивать.

Кроме того, культура царства Цинь восприняла также культуру царства Чу, которое было подчинено государством Цинь. Это сказалось в стройных пропорциях и тонких чертах лиц целого ряда статуй. Можно назвать их чертами чуского стиля. Во времена Чжаньго, царство Чу представляло собой довольно развитое государство, но все же на военном поприще Цинь одержало верх над ним.

Можно также говорить и о восприятии культуры народа Башу (современный район Сычуани) и культуры скотоводов северо-запада. Отношения циньцев с народом Башу начались очень рано. Если судить по чертам циньских терракотовых фигур, то круглый овал лиц, острый подбородок, сообразительное выражение делают такие фигуры похожими на солдат, происходивших из района Башу. Что касается влияния северо-западной скотоводческой культуры Китая, то оно проявило себя в циньских статуях самым наглядным образом. В них сказались такие художественные черты, как большой размер и естественность.

Техника изготовления терракотовых фигур

Способ изготовления терракотовой армии был трудным и сложным: одновременно была использована лепка и отливка. Работа была разделена на этапы. Сначала изготавливали грубые глиняные заготовки фигур - их основу. Затем, используя слой тонкой глины, проводили тщательную обрисовку-лепку, особенно черт лиц. Поверхность полировали до гладкости, а после обжига наносили полихромную окраску. На исполнение каждой фигуры мастера-скульпторы тратили очень много времени и сил.

Размеры представляли большую сложность при исполнении терракотовых фигур. Их изготовление было возможно только по частям, из которых потом собирали целое. Фигуру составляли снизу вверх методом постепенной легаш. Сначала исполняли основание и две ступни, затем к ним присоединяли две йоги, а потом лепили туловище, две руки, последней устанавливали керамическую голову.

Лошадей также изготовляли по частям, которые потом собирали вместе. В завершение лепили седло и сбрую. Подобный способ изготовления фигур до определенной степени обусловил своеобразную «окаменелость» и неподвижность их поз.

В процессе нанесения выпуклого узора на поверхности фигур был использован способ обмазки тонким слоем глины основной поверхности. В местах, где требуется выступающий рельеф, согласно необходимой высоте, постепенно прилепляли кусочки глины, а затем вырезали тонкий узор. Подобный способ двойного нанесения глины является важнейшей особенностью исполнения терракотовых фигур. Толщина наносимого на основание вторичного слоя глины достигает от ноль целых пять десятых до двух сантиметров. Доспехи части фигур также лепили при помощи нанесения вторичного слоя глины. При изготовлении различных застежек и других элементов доспехов эффект высокого и низкого рельефов также был достигнут при помощи резьбы по вторичному слою глины. Наиболее выразительным этапом являлись лепка прически на керамической голове, что отражает высокий уровень развития техники нанесения и обработки вторичного слоя глины. Мастера на «заготовке» голов при помощи этой техники передавали волосы статуй, на некоторых головах по тончайшему слою глины. Используя инструмент в форме гребешка-расчески, прорезали пряди и прорисовывали отдельные волоски. На одних головах наложен более толстый слой глины и в этих случаях пряди волос прочерчены с помощью ножа. На других головах толщина слоя глиняной обмазки неравномерна, поверх прорезаны нити волос. В некоторых примерах на затылках слой глины особенно толстый и в нем пролеплены рельефно пряди волос, собранные в пучок, проткнутый палочкой - держателем прически.

Помимо вторичного слоя глины на поверхности, глина также была использована для укрепления швов в местах соединения туловища и головы терракотовых лошадей, обычно это глина, смешанная с соломой. Ее использовали также внутри туловища, под животом, и в месте соединения туловища с ягодицами, для того, чтобы усилить прочность фигур, взаимосвязь между частями объемов.

Детали из глины подвергали сушке.61 Процесс этот выглядел следующим образом", сначала после изготовления их сушили на солнце, а потом обжигали в специальной печи. Качество подвергнутой обжигу глины и форм приближается к фарфору. Температура обжига иногда достигала тысячи сто градусов, но по большей части температура была ниже - около шестисот градусов. Температура обжига терракоты достигала тысячи - тысячи пятьдесят градусов. Более низкая температура была от девятисот до тысячи градусов. Толщина большей части терракотовых пластин четыре - пять сантиметров. Некоторые части фигур, например, йоги, сделаны монолитными (не полыми) и более толстыми, до двадцати сантиметров. Способ обжига подобных частей был очень сложным. Поэтому мастера династии Цинь особое внимание уделяли времени обжига, и использовали много технологических приемов. Согласно исследованиям, среди фигур есть также и недообожженные.

Различные мастера исполняли разные части статуй и потом их соединяли. Например, терракотовая лошадь разделяется на три части: заднюю часть, живот и грудь. Задняя часть лошади состоит из трех глиняных кусков: правого, левого и верхнего, а иногда из четырех кусков - по два куска справа и слева. Живот состоит из шести кусков, грудь включает в себя две части. Передняя часть состоит из двух глиняных кусков - по одному справа и слева, а также одного куска снизу. Длина каждого куска не превышает семидесяти сантиметров, большая же часть между сорока - пятидесяти сантиметров, ширина около сорока сантиметров, толщина четыре - пять сантиметров. Таким образом, раздельное изготовление частей, а затем соединение их вместе, обеспечивала наиболее тщательное исполнение малейших деталей, а также получение формы больших обобщенных размеров. Следы раздельного изготовления частей и их сбора вместе можно увидеть внутри туловищ.

Оттенки стиля фигур воинов

Циньские погребальные фигуры самые первые собственно реалистические работы в истории китайской скульптуры. В истории китайской пластики работы такого уровня встречаются очень редко. Скульптура до эпохи Цинь и даже первых этапов правления этой династии скромна, а отчасти наивна и своеобразна.

Для изготовления огромного количества погребальных изваяний гробницы императора Цинь Шихуана при стремлении получить наибольшее количество высокохудожественных, образных произведений (при колоссальном их числе), скульпторы избрали, как наилучший прием, передачу всех фигур в состоянии статики, покоя. В этих фигурах, несомненно, есть чувство формы. Благодаря этому собственно фигуры, т.е. торсы тела, ноги и руки производят впечатление наивного однообразия, повтора. Наиболее многообразно и детально художники проработали головы в целом и их лица.

В целом композиция объемов головы выглядит цельной, согласованной. Способствует этому внимание к напряжению плоскостей и связи их между собой. Например, ощутима связь объемов лба и скул. Но это соотношение, к сожалению, выражено не совсем ясно. Форма подбородка схематична, как и верно в анатомическом отношении переданная форма носа. Однако связь объема носа и щеки несколько неясна и неверна. Направления пластических плоскостей щек и оса не передают анатомически точно наличие лицевых мышц. Глазные впадины сделаны схематично и довольно неверно с точки зрения анатомии, механичны и произвольны. На такое решение человеческой формы оказали воздействие и мировоззрение, а также и назначение этих скульптур, скрываемых от их созерцания зрителями. При лепке лба скульпторы проявили анатомическую тщательность в передаче пластических объемов. Уши же передавали обобщенно, (ил. 45)

Прическа и усы воинов выполнены декоративно, в одном пластическом ритме с также декоративно трактованными деталями доспехов, что создает единый сдержано нарядный облик фигур, (ил. 46)

Кроме того, следует особо отметить, что при исполнении голов твердые и мягкие их части (костяк и мышцы) проработаны без профессионального навык а, вследствие этого получился эффект скромной, наивной простоты. Рождает такой эффект специфическая черта всей китайской пластики: костные точки на лбу и скулах бывают трактованы не как части объема, а как элементы плоскости, что нарушает целостность объема. Этот прием (можно назвать его своеобразием) наблюдается в китайском традиционном искусстве и до, и после эпохи Цинъ, вплоть до современности, (ил. 47)

Еще одной особенностью лиц циньских скульптур является то, что их детали - губы, глаза, нос, надбровные дуги, усы, бородки равнозначны по выразительности, привлекая этим внимание, наряду с крупными объемами, дополняя восприятие целого.

В процессе лепки головы мастер успешно решал соединение между главными частями формы и переходы отдельных объемов, например, лба и затылочной части, лба и щек, подбородка, челюстной части и шеи, шеи и затылка, связь их между собой. Благодаря этому скульптуры отражают пространственное видение их авторов. Скульпторы хорошо и верно понимали, как нужно передать, выразить соотношение форм куба и шара, полноты и ее недостатка, большей и меньшей тяжести формы по объему. Больше они использовали куб, а не шар, чтобы схематично делить и очерчивать формы. При этом общая конструкция становится полной и целостной, а искусство скульптуры получает расширенные возможности.

С точки зрения мастерства, у фигур воинов заслуживает особого внимания изображение волос. Прически эти разных типов и конструкций и они почти не повторяются при грандиозном количестве фигур. Разнообразны приемы и способы их исполнения. Авторы обращали большое внимание на передачу объемов прически, на толщину отдельных прядей и их направление, а также на согласованное сочетание отдельных объемов волос, использовали технику гравировки, подобно резьбе на поверхности сосудов и другой домашней утвари. В таком декоре волос есть элемент безжизненности и некоторой декоративности, макетной иллюзорности, (ил. 48, 49, 50, 51)

Статуи Китая до эпохи Цинь обычно наивны по форме, неясны и «смутны» их пропорции, а конструкции лишь приблизительно верны по отношению к реалиям. Реалистический язык использован в них по принципам народной пластики очень приблизительно. Статуи же воинов после эпохи Цинь бывают гротескны, создавая величественный, грозный эффект, (ил. 52)