Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тиволи в произведениях западноевропейских и русских художников XVIII–XIX веков: историческая динамика художественного образа Кузьмина Светлана Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузьмина Светлана Юрьевна. Тиволи в произведениях западноевропейских и русских художников XVIII–XIX веков: историческая динамика художественного образа: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Кузьмина Светлана Юрьевна;[Место защиты: Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2012.- 22 с.

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию исторической динамики художественного образа Тиволи в западноевропейском и русском изобразительном искусстве XVIII-XIX веков.

Актуальность исследования обусловлена малоизученностью проблемы, отсутствием специальных исследований, посвященных комплексному истори- ко-искусствоведческому изучению художественного образа Тиволи и отображению его в европейской пейзажном искусстве. Между тем, этот памятник, вдохновлявший многие поколения художников, воспринимается в общекультурном контексте как своеобразный эстетический идеал, мотивирующий формирование основ для углубленного научного исследования, нацеленного на решение одной из насущных проблем современного искусствоведения. Актуальность исследования определяется также назревшей необходимостью пропаганды истинных художественно-эстетических ценностей классического искусства как неотъемлемой части культурно-исторического наследия Европы.

Внесение в 2000 году ЮНЕСКО в список объектов «мирового наследия» архитектурных ансамблей Тиволи (виллы Адриана и виллы д'Эсте), организация в том же году в Париже выставки, в экспозиции которой были представлены скульптуры виллы Адриана, собранные из коллекций различных музеев мира, обусловливают своевременность и подтверждает актуальность данного исследования.

Произведения западноевропейских и русских мастеров XVIII-XIX веков, отразившие разнообразие архитектурных памятников Тиволи, являют собой не только историко-культурную, но и художественно-эстетическую ценность. Поэтому исследование исторической динамики художественного образа этого итальянского города призвано заполнить пробел в изучении его изображений, проанализировать обширный художественный материал, всесторонне осмыслить эволюцию многоликих воплощений Тиволи в изобразительном искусстве.

Степень научной разработанности проблемы.

Несмотря на традиционный системный подход к изучению пейзажнго жанра в западноевропейском и русском искусстве XVIII-XIX веков, а так же на наличие богатейшего свода общих трудов и статей, посвященных вопросам образа в искусстве, комплексное историко-искусствоведческое изучение Тиволи не становилось предметом специального диссертационного или монографического исследования.

В разное время историки искусства и художественные критики различных стран в работах, посвященных изучению истории пейзажного жанра, исследовали тиволийские пейзажи западноевропейских и русских мастеров: Е. Мишель (Michel, 1906), К. Хидтттер (Hidscher, 1929), П. Розенберг и Е. Фокар-Вальтер (Rosenberg, Foucart-Walter, 1987), С. Пауэл (Powell, 1998), Ч. Риопель и К. Брей (Riopelle, Bray, 1999), Н. Г. Машковцев (1947), Н. А. Коваленская (1962), М. В. Алпатов (1967), Е. А. Некрасова (1967), И. Д. Либерфорт (1969), Е. А. Кожина (1971), М. М. Алленов (1978), Л. А. Дукельская (1978), В. Н. Стасевич (1978), В. Д. Сарабьянов (1980), Р. Баку (1985), Е. В. Дерябина (1987), Х. Лаван (Lavagne, 1986), К. Г. Богемская (1992), Ж. М. Мессенгел (Massengale, 1993), Г. Г. Поспелов (1994), В. Н. Пилипенко (1994), Ф. Родари (Rodari, 1994), Ф. Луи (1997), С. Коте (1997), Г. В. Дятлева (2002), Л. Д. Любимов (2003), А. В. Максимова (2005). Однако их труды охватывают относительно небольшой исторический период и посвящены изучению графических и живописных произведений одного или группы художников. Ориентация авторов на рассмотрение отдельных коллекций обусловила фрагментарность анализа образа Тиволи, воссозданного лишь на некоторых изучавшихся ими произведениях.

Следует отметить работу А. Н. Бенуа (1912), создавшего собственную летопись эпохи русской живописи XVIII — начала XX века. Впервые в истории русской мысли им была обоснована национальная самобытность русского искусства. В отдельных главах, посвященных Сильвестру Щедрину, Александру Иванову и пейзажистам 1810-1830-х годов, автором выносится художественно- критическая оценка созданных ими произведений с видами Тиволи.

Не утратили своей научной значимости очерки А. А. Федорова-Давыдова в книге «Русский пейзаж XVIII — начала XIX века» (1953). Обширный фактический материал придает этому труду поистине энциклопедический характер. Наряду с историко-хронологическим, в исследовании Федорова-Давыдова использован проблемный подход, позволивший проследить становление пейзажа как жанра в русском искусстве. В контексте общей проблематики автор анализирует творчество наиболее значительных представителей пейзажного жанра XVIII и первой половины XIX века: Сем. Ф. Щедрина, Ф. М. Матвеева и С. Ф. Щедрина.

Особый интерес представляют издания: «Пейзаж в русской живописи» А. Б. Стерлигова (1972) и «Русский пейзаж» В. С. Манина (2001), в которых авторы рассматривают пейзажи с видами Тиволи в контексте духовного климата различных эпох.

Ряд историков искусства: Т. Д. Каменская (1939), С. А. Торопов (1939), Е. А. Кожина (1971), Л. А. Дьяков (1971), Г. А. Загянская (1976), Э. Н. Ацарки- на (1978), Н. В. Апчинская (1982), М. В. Алпатов (1983, 1984), Т. А. Илатовская (1987), А. А. Федоров-Давыдов (1989), В. Г. Шевченко (1997, 2000), Н. Н. Никулин (1998), Е. В. Дерябина (2000, 2003), С. А. Усачева (2001, 2007, 2011), Ф. К. Дзери (2004), Е. Д. Федотова (2004), Н. А. Яковлева (2005), Н. И. Сорокина (2008) обращались к изучению творческого наследия западноевропейских и русских художников, в том числе тиволийской теме произведений Дж. Б. Пи- ранези, Ж. О. Фрагонара, Ш. Л. Клериссо, Г. Робера, К. Коро, Ф. М. Матвеева, А. Е. Мартынова, С. Ф. Щедрина, А. А. Иванова.

Сохранилось довольно много документальных свидетельств мастеров искусства и их современников об истории создания картин, об оценке художественных творений, что позволяет рассматривать не только архитектурно- природный комплекс как целостный художественный образ и художественный (живописный и графический) образ Тиволи, но и их восприятие в исторической динамике. Однако в монографиях, сборниках статей, письмах и воспоминаниях рассмотрению специфики и динамики художественного образа Тиволи уделялось весьма ограниченное внимание.

Объектом исследования являются архитектурно-природный комплекс Тиволи и произведения западноевропейских и русских художников XVIII-XIX веков с видами итальянского города.

Предмет исследования — формирование архитектурно-природного комплекса Тиволи как целостного художественного образа и его отражение в живописи и графике в рамках указанного периода.

Границы исследования обусловлены спецификой развития пейзажного жанра в западноевропейском и русском искусстве. В XVIII веке Италия стала школой профессионального мастерства и источником «высоких вдохновений» для художников из России и Европы. Античные памятники и живописная природа Тиволи явились предметом изображения складывающейся пейзажной живописи. Определение верхней границы исследуемого периода (конец XIX века) основано на социально-политических переменах, происходивших в Европе и России в то время. Возросшее национальное самосознания народа, а также переосмысление социальных и нравственных ценностей привело к поиску новых изобразительных тем и образов в искусстве. Обращение к мотивам Тиволи имело место и в последующие десятилетия XIX столетия, но подобные произведения уже не определяли магистральную линию развития искусства.

Исходя из степени изученности проблемы и учитывая ее актуальность, диссертационное исследование преследует цель рассмотреть историческую динамику художественного образа Тиволи в западноевропейском и русском изобразительном искусстве XVIII-XIX веков.

Для достижения цели исследования поставлены следующие основные задачи:

собрать материал и реконструировать историю создания комплекса Тиволи;

выделить этапы формирования Тиволи как единого архитектурно- природного комплекса и показать как меняется художественный образ, носителем которого он является;

проанализировать, как на протяжении XVIII-XIX веков Тиволи становился предметом изображения и как менялось его восприятие художниками на протяжении двух веков;

сопоставить развитие художественного образа комплекса Тиволи и отображение его в западноевропейском и русском искусстве указанного периода.

Методология исследования обусловлена проблематикой, целью и задачами диссертации. Тематика работы и ее стратегические принципы определили сочетание искусствоведческого и историко-культурного анализа.

В связи с комплексным характером исследования методология объединила формально-типологический, функциональный, сопоставительный методы. Формально стилевой и сюжетно-тематический анализ произведений с видами Тиволи западноевропейских и русских мастеров XVIII-XIX веков позволил выявить историческую динамику художественного образа Тиволи.

Эмпирическую основу исследования составили произведения изобразительного искусства XVIII-XIX веков из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея- заповедника «Царское село», Новгородского музея-заповедника, Псковского музея-заповедника, Кировского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых, Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, Лувра, Национального музея в г. Стокгольм, Национальной галереи искусств в г. Вашингтон, Музея изящных искусств в г. Безансон, Галереи Тейт в Лондоне, а также частных собраний (145 произведений). Кроме того, использован широкий круг различного рода публикаций и материалов.

Источниками исследования явились историко-искусствоведческая и художественно-критическая литература, письма и воспоминания русских и зарубежных художников, критические статьи изучаемого времени, другие научные материалы, хранящиеся в библиотеки Академии художеств, научной библиотеки Государственного Эрмитажа, Государственной Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, а также Научного архива Российской Академии художеств. Для формирования целостного представления об архитектурно-природном облике и художественном образе Тиволи к изучению привлекались труды по истории итальянской архитектуры, в том числе и на иностранных языках, фотоматериалы, мемуары и эпистолярное наследие деятелей культуры и искусства разных стран, периодические и справочные издания, каталоги, источники Internet.

Научная новизна исследования определяется содержанием рассматриваемой темы, а также предлагаемым подходом к ее решению:

проведено комплексное рассмотрение Тиволи с позиции осмысления города как целостного архитектурно-природного комплекса, а также изучен художественный образ, носителем которого он является;

Тиволи представлен как уникальный архитектурно-природный объект, являющийся показательным примером развития художественно-эстетических исканий европейских и русских художников XVIII-XIX веков;

определена роль Тиволи в творчестве западноевропейских и русских художников указанного периода, проанализированы наиболее репрезентативные мотивы, сопутствующие образу Тиволи в западноевропейском и русском искусстве, что позволило показать их интерпретацию как отражение эволюции художественного сознания того времени;

сопоставлено развитие архитектурно-природного комплекса Тиволи и отражение его в изобразительном искусстве XVIII-XIX веков, что позволило рассмотреть эволюцию художественного образа Тиволи в исторической динамике.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью использования его основных итогов, материалов и выводов каждой из теоретически самодостаточных глав диссертации для дальнейшего изучения проблематики исторической динамики художественного образа в изобразительном искусстве на других объектах. Разделы диссертации, ее материалы могут изучаться комплексно, в аспекте искусствознания, а также с художественно- культурологических позиций или с использованием методов теории композиции. Теоретический потенциал труда обнаруживает возможность разработки новых методов исследования и научного истолкования европейского пейзажа, что характеризует перспективность диссертации для научных изысканий в данной области художественного творчества.

Практическая значимость заключается в возможности использования теоретических положений, материалов и выводов диссертации при проведении дальнейших исследований исторической динамики художественного образа. Основные положения диссертации и выводы из нее могут использоваться в трудах обобщающего характера, при чтении лекционных курсов, а также в конкретных исследованиях, посвященных отдельным проблемам или отдельным произведениям западноевропейского и русского искусства X VIII-XIX веков. Введённые в научный оборот источники расширят круг представлений исследователей, занимающихся культурой и искусством указанного периода.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно- педагогического профиля по курсам теоретических дисциплин (история русского и зарубежного искусства), в курсах по выбору, посвященных анализу художественного произведения, на семинарских занятиях в музеях, а также при подготовке и выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ студентов факультетов изобразительного искусства.

Использование результатов диссертационного исследования будет полезно при проведении теоретических занятий по истории изобразительного искусства; для создания видео- и мультимедийных учебно-методических материалов; при изучении творчества западноевропейских и русских художников.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Архитектурно-природный комплекс Тиволи, образующий вместе с окружающим пространством гармоничное архитектурно-композиционное единство, представляет собой целостный художественный образ и является результатом становления города как уникального явления итальянской и мировой культуры;

    2. Эволюция художественного образа Тиволи связана с определенными историко-культурными этапами формирования архитектурно-природного комплекса. При этом на каждом этапе развития он не терял своей целостности, но

    приобретал новые качества;

      1. Своеобразие художественного образа Тиволи и его историческая динамика в произведениях западноевропейских и русских мастеров XVIII-XIX веков выражается в неразрывной взаимосвязи объективных (историко- политических и художественно-эстетических) и субъективных факторов (принадлежность художника к различным стилевым направлениям, его творческая манера, идейно-эстетические взгляды мастера);

      2. живописные и графические мотивы Тиволи XVIII-XIX веков являются наглядным показателем эволюции художественного образа Тиволи в западноевропейском и русском искусстве, формируя целостную картину его исторического пути.

      Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается использованием комплекса методов, адекватных предмету исследования, обширной источниковедческой базой, разнообразием привлеченного к работе изобразительного, документального, архивного, научно-исследовательского, эпистолярного, публицистического и художественно-критического материала, его тщательным и многоаспектным анализом. Достоверность результатов исследования подтверждается также их апробацией в процессе научно-исследовательской деятельности автора.

      Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на VIII и IX Российско-Американской научно- практических конференциях по актуальным вопросам современного университетского образования (Санкт-Петербург, 2005 и 2006), на Межвузовской научной конференции «Герценовские чтения» (Санкт- Петербург, 2005). Диссертация обсуждалась на кафедре изобразительного и декоративно-прикладного искусства в рамках научного семинара.

      Ход работы над диссертационным исследованием и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Материалы диссертации публиковались в 8 статьях общим объемом 2,9 печатных листов, из них две статьи — в российских рецензируемых журналах из перечня, рекомендованного ВАК РФ.

      Структура диссертации обусловлена спецификой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Объем диссертации — 149 страниц основного текста, 25 страниц примечаний к нему, 14 страниц научно-библиографического аппарата, насчитывающего 166 наименований и двух приложений.

      Похожие диссертации на Тиволи в произведениях западноевропейских и русских художников XVIII–XIX веков: историческая динамика художественного образа