Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Триумфальные арки Древнего Рима: проблемы синтеза пространственных искусств Поплавский, Вячеслав Станиславович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поплавский, Вячеслав Станиславович. Триумфальные арки Древнего Рима: проблемы синтеза пространственных искусств : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / НИИ теории и права изобразит. искусств.- Москва, 1997.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-4/1401-1

Введение к работе

Настоящее исследование посвящено проблеме синтеза пространственных искусств, рассмотренной на примере триумфальных арок Древнего Рима. Существуя более двух тысячелетий, этот тип триумфальных сооружений был неразрывно связан с историей культуры многих стран и народов, отмечая героику побед, увековечивая исторические события и выражая особенности взаимодействия искусств каждой эпохи. Причем с самого своего возникновения триумфальная арка — это сооружение, имеющее идеологическое значение, рассчитанное не только на современников, но и нацеленное в будущее. В нем запечатлен образ эпохи в представлении государственных деятелей и зодчих своего времени.

Мы избрали для исследования античные триумфальные арки, как произведения, в которых в эпоху республиканского и особенно, императорского Рима сложились те формы взаимодействия пространственных искусств, соединения архитектуры, скульптуры и живописи, которые впоследствии использовались в "культуре триумфа" самого Рима и других эпох истории европейской культуры.

Анализ этого типа триумфальных сооружений представляет особый интерес как для исследования процессов их формообразования в контексте взаимодействия пространственных искусств, так и для изучения их как элементов градостроительных композиций. Форма триумфальной арки так прочно вошла в наше сознание, что стала своего рода знаком, который архитекторы, скульпторы и художники широко использовали в торжественных архитектурных ан-

-2-самблях и в различных монументальных композициях. По существу, триумфальная арка превратилась в один из ведущих архетипов европейского художественного сознания, передающих тему торжества в многоаспектной форме.

Теме комплексного исследования взаимодействия пространственных искусств на примере триумфальных арок Древнего Рима не уделялось в последнее время пристального внимания ни у нас, ни за рубежом. До настоящего времени нет работы, в которой эта проблема рассматривалась бы во всей полноте. Последнее специальное исследование в отечественной литературе, характеризующее развитие архитектуры триумфальной арки Древнего Рима, относится к 1916 г. (К.И.Рончевский. Римские триумфальные арки и родственные членения в древнем зодчестве). Конечно, данный тип сооружений рассматривается во многих исследованиях по истории античной архитектуры, но вопрос синтеза пространственных искусств в этих памятниках до сих пор освещен недостаточно. Своей работой автор делает попытку ликвидировать этот пробел, что и определяет ее актуальность.

Цель данного диссертационного исследования - анализ особенностей развития триумфальных арок, изучение закономерностей сосуществования в них архитектуры и скульптуры, а также исторически сложившихся традиционных форм и приемов взаимодействия пластических искусств в античном Риме.

В соответствии с поставленной целью и исходя из многообразия форм и функций триумфальной арки выдвигаются, следующие существенные задачи:

- исследовать возникновение и развитие основных типов
триумфальных арок Древнего Рима;

систематизировать обширный материал по сохранившимся и утраченным древнеримским триумфальным аркам и осуществить его классификацию;

рассмотреть динамику развития архитектурных форм этих сооружений и формирование их стилистического своеобразия;

определить особенности развития архитектурной пластики и скульптурных программ триумфальных арок и показать эволюцию их художественной семантики;

выявить особенности взаимодействия пространственных искусств в архитектурно-пластической композиции триумфальных арок.

В качестве объекта исследования избран обширный корпус известных триумфальных арок Древнего Рима. Среди рассмотренных памятников исследовано значительное число малоизвестных или вовсе не изучавшихся ранее в отечественной практике сооружений. Представлялось нецелесообразным ограничиваться отдельным регионом или какой-то одной провинцией Римской империи, так как приемы архитектурного формообразования, привлечения и использования произведений изобразительного искусства в этих сооружениях при общем стилистическом характере имели нередко локальные особенности, характерные для отдельных провинций, и это важно было показать в диссертации. Но все же основной упор делается на памятники, возведенные в Риме и на территории Италии, которые, безусловно, являются наиболее значительными среди подобных сооружений и, как правило, непосредственно связаны с наиболее важными для Римской империи торжествами. Кроме них, привлекаются преимущественно памятники южногалльских, североафриканских и вос-точноримских провинций, которые, хотя и не всегда прямо были связаны с проведением триумфального церемониала в столице империи, в своих художественных формах отражали основные тенденции развития монументальных искусств Древнего Рима.

Предметом исследования являются закономерности формирования, композиционные приемы, характер, принципы и методы, применявшиеся архитекторами и скульпторами в данных сооружениях и, прежде всего, особенности взаимодействия пластических искусств.

Методика исследования обусловлена целью и задачами работы. Многоаспектный и многоуровневый характер проб-

-4-лемы определил структуру диссертации. Материал располагается вне строгой хронологической последовательности, он сгруппирован в соответствии с рассматриваемыми вопросами. При этом для выявления закономерностей формирования и взаимодействия искусств в исследуемом объекте чаще всего автор использует метод историко-генетического анализа.

Для освоения исследуемого материала в работе, помимо фотофиксации памятников, широко привлекается материал графики, живописи XV-XVIII вв. и нумизматики, где запечатлены несохранившиеся объекты, а также литературные свидетельства в памятниках латинской эпиграфики как на сохранившихся триумфальных арках, так и на архитектурных фрагментах в различных музейных коллекциях.

Автором составлен систематизированный каталог древнеримских арок, в котором содержатся сведения примерно о пятистах памятниках. На каждую арку разработан паспорт-описание, включающий все имеющиеся о ней сведения: название сооружения, краткую историческую справку, место и время строительства, повод возведения, имена авторов (где возможно), основные размеры, материал, тип по разработанной классификации, современное состояние, программу скульптурного декора и его семантические и иконографические особенности, содержание посвятительных надписей и перечень репродукций данного памятника.

Основой для изучения триумфальных арок Древнего Рима послужили труды античных авторов: Апполония Родосского, Валерия Максима, Витрувия, Горация, Диона Кассия, Овидия, Плиния Старшего, Плутарха, Светония, Тацита, Иосифа Флавия, Юлия Цезаря, Марка Тулия Цицерона, Ювенала и др.

В ходе исследования привлекались работы, в которых вскрываются общие закономерности развития древнеримской культуры, труды как отечественных, так и зарубежных специалистов: С.С.Аверинцева, И.Араухо, О.Бренделя, А.Э.Брин-кмана, Г.Буассье, Я.Бургхарда, И.Винкельмана, Л.Винничук,

-5-Р.Ю.Виппера, М.Л. Гаспарова, Л.Б. Голланда, Г.С. Кнабе, А.И.Каплуна, Е.М.Штаерман, Г.Хафнера и др.

При исследовании роли триумфальных арок в древнеримской градостроительной культуре опорой автору послужили фундаментальные труды по общим вопросам истории градостроительства и отдельным её аспектам: Н.И.Брунова, А.В.Бунина, Э.Грушки, Н.Ф.Гуляницкого, А.В.Иконникова, Т.П.Каптеревой, П.Л.Лаведана, В.И.Пилявского, В.М.Полевого, Т.Ф.Саваренской, В.А.Шкварикова и др.

При раскрытии историко-архитектурных особенностей триумфальных арок и ворот были привлечены работы: Д.Е.Аркина, Х.Блаха-Хасельбергер, В.Вайсбах, Г.Вельфлина, У.Вестфехлинга, П.Грейфа, В.Дайзерота, А.Домашевского, Т.П.Каптеревой, Х.Келлера, В.И.Кривченко, П.Лаведана, Ч.И.Макаронаса, Д.Нагуевского, А.И.Некрасова, Ф.Ноака, К.И.Рончевского, Л.Россини, М.И.Ростовцева, А.Троста, А.П.Чубовой, Г.Шмидта, В.Штомпфеля, О.Шуази и др.

В изучении скульптуры римских триумфальных арок автор опирался на публикации: Д.Е.Аркина, В.Д.Блаватского, А.Г.Бокщанина, Н.И.Бритовой, О.П.Вороновой, О.Ф.Вальд-гауэр^, А.И.Вощининой, Ю.Д.Колпинского, М.М.Лесницкой, Н.М.Лосевой, В.М.Полевого, Н.А.Померанцевой, Н.А.Сидоровой, Г.И.Соколова, Г.Хафнера и др.

Говоря о том, как проявились в римских триумфальных арках закономерности взаимосвязей пространственных искусств, автор учитывал взгляды на проблему синтеза архитектуры и скульптуры: И.А.Бартенева, М.Г.Бархина, Б.Р.Виппера, А.Я.Зися, А.В.Иконникова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Е.Б. Муриной, Г.П. Степанова, А.А. Тица, В.П. Толстого, О.А. Швидковского и др.

Границы исследования определяются временными и географическими рамками. Временные границы исследования определены II в. до н.э. - временем зарождения триумфальных ворот и первым упоминанием о возведении этих сооружений в республиканском Риме в 196 г. до н.э. и ограничиваются началом V в. (возведением последнего триумфального соору-

2 3ак.2И

жения в Риме в 405 г.). Географические границы исследования - территория Римской империи эпохи её расцвета.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автор собрал корпус сведений о римских триумфальных арках, до сих пор не обобщавшийся в столь полной мере. Этот обширный материал позволил комплексно рассмотреть художественные формы триумфальных арок в контексте историко-художественного развития древнеримской культуры и в аспекте взаимодействия пространственных искусств, что также делается впервые. На основе анализа сохранившихся памятников, графического и нумизматического материала, а также обмерных фиксаций древнеримских триумфальных памятников выявлены традиционные схемы скульптурного декора и их тематические программы, обобщены принципы построения монументально-декоративных композиций в связи с объемно-пространственной структурой этих сооружений.

Научно-практическое значение данного исследования заключается в том, что материалы и выводы диссертации необходимы для педагогической практики как учебное пособие для курсов по истории искусства Древнего Рима. Материалы, собранные автором, могут представлять интерес и для современных художников и архитекторов, проектирующих мемориальные сооружения.

Реализация и апробация работы выразилась в публикациях по основным вопросам диссертации, докладах и сообщениях по теме исследования. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в научно-информационных изданиях (1986, 1987 гг.) и обсуждены на научно-теоретических конференциях аспирантов и преподавателей МВХПу (1988, 1989, 1990 гг.). На основе излагаемых в диссертации положений автором подготовлен ряд статей в опубликованном иллюстрированном издании "Архитектурно-строительный словарь" (1993 г.). Материалы исследования внедрены в учебный процесс лекционных курсов и используются при руководстве курсовым проектированием студенческих работ в Московском государственном академическом художественном институте им.

-7-В.И.Сурикова. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры теории и истории искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова 5 декабря 1996 г.

Объем и структура диссертации определяются поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и примечаний, а также двух графоаналитических таблиц и библиографии. К диссертации прилагается, альбом иллюстраций и каталог триумфальных арок.