Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена : 2002-2012 гг. Ляо Чжэндин

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ляо Чжэндин. Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена : 2002-2012 гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Ляо Чжэндин; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2013.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/123

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Профессиональное становление китайских художников-педагогов в магистратуре кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена 13

1.1. Художественное и педагогическое творчество профессорско-преподавательского состава кафедры живописи как источник развития художественно педагогической школы 16

1.2. Влияние российской художественной культуры на профессиональное становление китайских магистрантов 43

1.3. Учебные и творческие достижения китайских магистрантов кафедры живописи в России 73

Глава 2. Выпускники магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в художественной жизни современного Китая 89

2.1. Творческие направления в живописи КНР в начале XXI века 91

2.2. Путь в искусстве китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена 104

2.3. Место и роль магистров художественного образования в изобразительном искусстве современного Китая 129

Заключение 170

Библиография 174

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению проблемы творческого профессионального становления китайских магистрантов, обучающихся на кафедре живописи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена), и последующей реализации в искусстве XXI века магистров художественного образования после их возвращения на родину в КНР.

Актуальность исследования

В 2014 г. кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена исполняется 50 лет. Она была создана в 1964 г. в составе художественно-графического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена (ЛГПИ им. А. И. Герцена). За эти годы сложилась общность преподавателей, которые придерживаются общих идей и взглядов на профессиональное становление художника-педагога, несмотря на различные индивидуальные творческие кредо. За эти годы были опубликованы монографии и альбомы, посвященные творчеству ведущих преподавателей кафедры, но теоретической работы, комплексно освещающей историю становления кафедры живописи, концепцию, объединяющую профессорско-преподавательский состав, работы, анализирующей индивидуальное художественное творчество и методические приемы преподавателей художественной школы кафедры живописи, не существует. Знание истории становления педагогического, научного и творческого сообщества преподавателей кафедры живописи обогащает теоретический арсенал искусствоведения и художественной педагогики.

В 2002 г. Стипендиальный совет Китая организовал отдел по обучению искусству за границей. Благодаря этой государственной программе многие талантливые художники Китая смогли получить профессиональное художественное образование за границей, в том числе и в России. В РГПУ им. А. И. Герцена в 2002 году осуществлен первый набор иностранных студентов на магистерскую программу «Живопись», а в 2004 г. был сделан первый выпуск магистров художественного образования. За более чем 10-летнюю историю ведущими преподавателями кафедры живописи подготовлено более 130 магистрантов из разных районов КНР. Это большое сообщество известных художников и педагогов, объединенных тем обстоятельством, что они получили профессиональное художественное образование на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена.

В настоящее время нет достаточной ясности в отношении существующего комплекса художественных направлений в живописи КНР. Необходимо также исследовать роль и место магистров художественного образования в этом сложном культурно-историческом процессе, сформировавшемся в КНР в начале XXI века.

На данном этапе для изучения и оценки творчества китайских художников – выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена следует, прежде всего, выявить разбросанные по музеям и частным коллекциям произведения и собрать их в единый альбом. Необходимо исследовать привнесенные китайскими художниками из России традиции академической живописи, которые, претерпев некоторую трансформацию, органично совместились с китайской традиционной живописью. В связи с этим появляется необходимость проанализировать феномен влияния художественно-педагогической школы кафедры живописи на процессы, происходящие в изобразительном искусстве современного Китая, посредством изучения творческого пути, продуктов творчества и педагогических взглядов выпускников магистратуры. Таким образом, анализ творчества молодого поколения китайских мастеров кисти, воплотивших в своих работах как черты русской реалистической живописи, так и китайской традиционной живописи гохуа, представляется сегодня весьма актуальным.

Состояние и степень научной разработанности проблемы

Для исследования художественно-творческого и научно-педагогического пути в искусстве живописи китайских художников – выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в начале XXI в. привлекались многочисленные сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.

Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Р. Арнхейм, Б. Р. Виппер, В. В. Ванслов, Ван Чжун, Х. Вёльфлин, Доу Фэнчжи, Ли Пин, Ли Цао, Ю. М. Кирцер, С. П. Ломов, Чжао Ли и др.

Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлено в трудах В. В. Ванслова, Б. В. Вишнякова, A. M. Кантора, В. А. Разумного и др.

Вопросами анализа творческой художественно-педагогической деятельности занимались И. И. Купцов, К. М. Максимов, Д. М. Соболевский и др.

Исследованием художественной педагогической школы Китая занимались С. В. Анчуков, И Лили, Цзинь Шани, Чао Гэ.

Сравнительным анализом русской и китайской педагогической школы занимались Шуй Тяньчжун и Юй Аньдун.

Изучением истории взаимодействия России и Китая в области изобразительного искусства занимались китайские ученые-искусствоведы Дэн Цзядэ, Гао Ман, Жэнь Гуансюань, Ли Япин, Нин Бо, Си Цзинчжи, Тань Чаобай. Также этой теме посвящено издание Министерства культуры КНР под названием «Открытая Россия: изобразительное искусство и художественные произведения. Масляная живопись» и монография, выпущенная Ассоциацией китайских художников – «Экскурс в русское изобразительное искусство».

Методы обучения масляной живописи в российских вузах пытался осмыслить и обобщить китайский художник Чэнь Вэньхуа.

Однако творческие судьбы китайских художников-педагогов – выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена не изучались как отдельная проблема.

Объект исследования – масляная живопись Китая в начале XXI века в контексте взаимодействия российской и китайской художественных школ.

Предмет исследования – путь в изобразительном искусстве и живописные произведения китайских магистров художественного образования – выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена.

Цель исследования – обоснование роли художественно-педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена в становлении профессионального мастерства китайских магистров художественного образования.

Задачи исследования:

– рассмотреть индивидуальное творчество ведущих преподавателей кафедры живописи с позиций сохранения академических традиций для определения принципов и концепции развития художественной школы кафедры живописи;

– выявить, систематизировать и ввести в научный оборот биографические сведения о китайских магистрантах РГПУ им. А. И. Герцена; составить общую картину их обучения в России;

– проанализировать учебные, дипломные и творческие работы китайских студентов магистратуры кафедры живописи на предмет следования традициям российской художественной школы;

– обобщить и систематизировать значимые направления в живописи современного Китая, рассмотреть особенности направления Се-и, которое занимает особое место в живописи Китая XXI века;

– изучить произведения живописи китайских художников – магистров художественного образования, их творческий путь в искусстве и выставочную деятельность после возвращения на родину в КНР;

– выявить в творчестве китайских художников – выпускников магистратуры кафедры живописи черты принадлежности к направлению Се-и, основанномму на пересечении культурно-исторических традиций живописи гГохуа и реалистической академической живописи маслом.

Границы исследования охватывают период с 1964 года XX в., когда в составе художественно-графического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена была создана кафедра живописи, по начало XXI в., включая годы обучения граждан КНР в РГПУ им. А. И. Герцена и их дальнейшей профессиональной деятельности на родине.

Методологическую основу исследования определила необходимость комплексного подхода к изучению заявленной в диссертации темы. Широкий пласт источников потребовал применения исторических и эмпирических методов исследования, междисциплинарного анализа, сравнительного анализа научного, творческого и педагогического материала.

Для выявления и анализа исследовательского поля был применен историко-проблемный метод. Для исследования творческих биографий художников-педагогов кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена и магистров – выпускников факультета изобразительного искусства использовался персонологический метод. Для анализа динамики наследования достижений научной, творческой и педагогической школы кафедры живописи в художественно-педагогической деятельности магистров из КНР был применен сравнительно-аналитический метод. Сравнительно-исторический метод позволил выявить общность и отличия в преподавании живописи в России и КНР во второй половине XX – начале XXI века. Метод художественно-стилистического анализа использовался для анализа произведений живописи (творческих и учебных заданий). Метод интервьюирования позволил собрать уникальный документальный и информационный материал по системе подготовки на кафедре живописи и факультете изобразительного искусства в целом, по становлению творческого почерка художников-педагогов кафедры.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

– проведено комплексное исследование творческой, художественно-педагогической и научно-просветительской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;

– в научный оборот в столь значительном объеме введены произведения художников-педагогов кафедры живописи и выпускников кафедры – художников и педагогов КНР;

– в русском искусствознании представлено творчество китайских художников и педагогов – носителей и продолжателей традиций научной, художественной и педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена;

– в работах, посвященных художественному образованию в России и КНР, определено место кафедры живописи и отдельных педагогов в истории становления и развития искусства живописи и художественного образования КНР;

– представлены направления и течения в живописи Китая, сформировавшиеся в начале XXI века;

– описано новое направление в живописи Китая, сформировавшееся в начале XXI века – Се-и («живопись идей»), образованное на пересечении реалистической масляной живописи и традиционной китайской живописи;

– диссертация является первым искусствоведческим исследованием на заявленную тему.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Коллективно выработанные целевые установки, задачи обучения, критерии оценки учебных работ магистрантов, основанные на следовании традициям российской академической художественной школы, с одной стороны; индивидуальное художественное творчество, выставочная и конкурсная деятельность, индивидуальные педагогические методы обучения профессорско-преподавательского состава кафедры живописи, с другой стороны, являются объединяющим условием и источником развития профессионального сообщества профессорско-преподавательского состава – художественно-педагогической школы кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена.

  2. Обучение китайских студентов в магистратуре кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, в культурной столице России – Санкт-Петербурге – важный этап профессионального становления будущих художников и педагогов Китайской Народной Республики.

  3. Становление творческой индивидуальности китайского художника-педагога осуществляется на основе сложившихся национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, влияния современных направлений в изобразительном искусстве КНР, традиций российской художественной школы и профессионализма профессорско-преподавательского состава кафедры живописи.

  4. Традиции российской академической художественной школы нашли воплощение и развитие в творческой и педагогической деятельности китайских выпускников кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена, а также в творческой деятельности их учеников и последователей, и являются значимой составляющей реалистической масляной живописи и художественного образования Китайской Народной Республики в начале XXI века.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

– внесен вклад в изучение проблем, связанных с исследованием особенностей становления профессионального мастерства китайских магистрантов под воздействием художественно-педагогической школы, сложившейся на кафедре живописи РГПУ им. А. И. Герцена;

– диссертация содержит обобщенное описание методов, используемых российскими педагогами при обучении китайских студентов, которые являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;

– материалы диссертации будут способствовать правильному пониманию сочетания аспектов влияния российской художественной школы и традиций китайского национального изобразительного искусства в живописи маслом китайских магистров художественного образования, их учеников и последователей;

– предлагаемые в диссертации интерпретации живописных произведений магистрантов кафедры живописи, а затем магистров художественного образования расширяют представления об искусстве Китая начала XXI века;

– выводы и результаты исследования открывают перспективы дальнейших исследований в области изучения истории художественного образования и истории изобразительного искусства России и Китая.

Практическая значимость исследования определяется возможностью: соединения теории и практики обучения китайских студентов в магистратуре России и Китая; включения материала диссертации в курс истории изобразительного искусства современного Китая; использования профессорско-преподавательским составом в процессе профессиональной подготовки китайских магистрантов знаний о комплексе национальных культурно-исторических представлений об искусстве живописи, о современных направлениях в изобразительном искусстве КНР, о направлении Се-и («живопись идей»), особенно распространенном в современном Китае, при оценивании учебных и творческих работ китайских студентов.

Достоверность научных результатов обусловлена полнотой собранного материала, включающего значительный объем архивных, художественных и научных источников, а также системным анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования, и апробацией результатов на открытых научно-практических конференциях и в публикациях статей в научных изданиях.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования:

– изложены в докладах на международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (РГПУ им. А. И. Герцена, март 2012 г., май 2013 г.); на международной научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (РГПУ им. А. И. Герцена, апрель 2013 г.); международной конференции «Стратегии и модернизации образования в инновационном развитии России. Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства» (РГПУ им. А. И. Герцена, апрель 2013 г.); международной научно-практической конференции «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (Высшая школа народных искусств, октябрь 2013 г.).

– отражены в 11 публикациях диссертанта 2011-2012 годов в научных сборниках, в том числе 5 статей в научных сборниках, рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций диссертанта по теме диссертации составляет 5,5 п.л.);

– обсуждены на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры» факультета изобразительного искусства, а также на заседаниях кафедры художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура и объем диссертационного исследования.

Диссертация представлена в двух книгах: «Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена (2002-2012 гг.» и «Альбом иллюстраций». Первая книга представлена на 197 страницах и состоит из введения, двух глав, подразделенных на семь разделов, заключения, библиографического списка, включающего 115 наименований на русском языке, 112 наименований на китайском языке, 1 наименование на английском языке.

Вторая книга представлена в виде альбома, содержащего 246 репродукций, и 10 таблиц.

Влияние российской художественной культуры на профессиональное становление китайских магистрантов

В России накоплен многолетний опыт и сформированы традиции подготовки специалистов в области изобразительного искусства. Студенты современных художественных вузов имеют возможность получить классическое художественное профессиональное образование. В процессе обучения изучаются законы создания композиции, построения формы изображаемых объектов, вопросы использования цвета. Студенты учатся понимать и чувствовать красоту окружающей природы, приобретают умения и навыки изображения человека.

Умение работать с натурой - это главное условие для настоящего живописца. Наброски и этюды, выполненные с натуры, длительные постановки, задания по композиции помогают современному студенту стать настоящим живописцем.

Первый и второй курсы обучения на факультете изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - это основа для дальнейшего профессионального обучения на кафедрах живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства и художественного образования и музейной педагогики. Четыре семестра студенты осваивают основы академического рисунка, живописи и композиции, изучают введение в искусствознание, начинают осваивать психологию и педагогику, что помогает им выбрать кафедру для дальнейшего профессионального обучения, а в будущем сформировать свой собственный художественный стиль в изобразительном искусстве [10, с. 8-9].

В течение следующих двух лет обучения в бакалавриате углубляется профессионализация на кафедрах факультета изобразительного искусства. Иностранные студенты в большинстве своем, за редким исключением, выбирают кафедру живописи, где совместно с российскими студентами углубленно осваивают академический рисунок, академическую живопись и композицию, изучают методы преподавания этих дисциплин в основной школе, дополнительном образовании и в средних художественных профессиональных учебных заведениях. На кафедре живописи накоплен многолетний опыт обучения студентов методам внимательного изучения натуры, воспитания чувства цвета и света, развития художественного мышления, формирования положительного отношения к педагогической деятельности. Организация обучения на кафедре живописи способствует раскрытию индивидуального творческого почерка будущего художника-педагога.

На кафедре живописи наработан ценный опыт организации работы студентов на выпускном четвертом курсе бакалавриата, на котором наряду с учебной деятельностью осуществляется процесс выполнения дипломной работы. Этот процесс начинается с выбора темы дипломной работы и руководителя, на следующем этапе проходит представление и коллективное обсуждение эскизов членами кафедры, заканчивается все защитой дипломной работы. Учитывая индивидуальные способности и интересы студента, дипломная работа может быть выполнена в жанре натюрморта, пейзажа, портрета, тематической картины. Неотъемлемой частью дипломной работы является пояснительная записка с серьезной педагогической составляющей.

В магистратуре усиливается профессионализация. Иностранные студенты, в том числе из КНР, в большинстве своем продолжают обучение на кафедре живописи. Обучение студентов живописи осуществляют талантливые художники, выпускники Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина — В. А. Кузмичев, В. А. Леднев, В. И. Тюлькин, М. Б. Лавренко, В. А. Литвинов, С.А. Стрельцова.

Таким образом, можно отметить, что на кафедре живописи Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена сложилась уникальная художественно-педагогическая школа, сохраняющая традиции академического рисунка и живописи, имеющая педагогическую направленность и открытая современным инновациям, которая ждет своего научного осмысления.

Цель настоящей главы: изучить влияние уникальной художественно-педагогической школы, сложившейся на кафедре живописи факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, на профессиональное становление студентов магистратуры из КНР.

Для достижения поставленной цели в исследовании были поставлены следующие задачи: осмыслить историю становления факультета изобразительного искусства и роль кафедры живописи в этом процессе; определить роль кафедр живописи, рисунка, декоративно-прикладного искусства, художественного образования и музейной педагогики как структурных единиц в целостной системе, называемой художественно-педагогической школой; провести анализ индивидуального творчества и педагогических взглядов ведущих преподавателей кафедры живописи факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в контексте принадлежности к художественно-педагогической школе; провести анализ учебных и выпускных диссертационных работ магистрантов из Китая, обучающихся на кафедре живописи, на предмет взаимодействия национальных традиций и нового отношения к живописи, возникшего под воздействием герценовской художественной школы; изучить вопросы влияния российской культуры на становление творческой индивидуальности выпускника магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена - китайского художника и педагога.

Учебные и творческие достижения китайских магистрантов кафедры живописи в России

Бывший ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, действительный член Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации А. С. Чаркин дал следующую оценку творчеству молодого китайского живописца Пань Икуя: «Глядя на манеру самовыражения китайского живописца, его можно назвать удивительным художником, соединяющим в своих полотнах китайскую культуру и российское искусство» [4, с. 267-268].

В начале 2000 г., благодаря китайско-российскому культурному обмену, Ван Цяню посчастливилось попасть во вторую волну студентов, направляемых за счет государственного финансирования для обучения за границей в области искусства. Осенью 2004 г. Ван Цянь начал обучение в магистратуре на кафедре живописи факультета изобразительного искусства РГПУ им. А. И. Герцена. Он обучался у заслуженного художника Российской Федерации, профессора В. А. Кузмичева и профессора В. А. Литвинова.

Ван Цянь отметил различия между традиционным преподаванием изобразительного искусства в Китае и российской художественной педагогикой. Много раз, наблюдая достижения и успехи преподавания в РГПУ им. А. И. Герцена, он отмечал, что основы художественных навыков студентов младших курсов РГПУ им. А. И. Герцена явно превосходят навыки студентов младших курсов, обучающихся в китайских академиях искусства в различных частях страны, что особенно сказывается в их творческом проявлении. Если судить по студенческим работам, представленным на выставках масляной живописи, то русские преподаватели концентрируют внимание не только на всестороннем развитии навыков и умений у студентов, но и на развитии их творческих способностей. Студенческие работы российских студентов выполнены в едином, тщательно и аккуратно проработанном стиле.

Находясь в России, Ван Цянь посетил Международную художественную ярмарку современного искусства, выставку «Энди Уорхолл - художник современной жизни», которые проходили в Москве в 2005 году, а также побывал в Московском музее современного искусства. По мнению Ван Цяня, современное изобразительное искусство дало сильный толчок становлению и развитию современного русского реалистического направления в живописи. Обучение в магистратуре кафедры живописи помогло Ван Цяню сформировать свое собственное видение путей развития современного изобразительного искусства [3, с. 84-85].

Обучение за рубежом стало поворотным моментом в жизни и творчестве Ван Цяня, оказало на него большое влияние и после возвращения в Китай помогло добиться немалых успехов в области изобразительного искусства. Благодаря двухлетнему обучению у Ван Цяня сформировалось ясное, четкое и целостное представление о русском изобразительном искусстве, а также об особенностях современного художественного образования в России. С этого времени его творческие работы впитали стиль другой страны. За два года учебы в магистратуре Ван Цянь глубоко прочувствовал преданность и любовь к своему делу, убедился в профессионализме и высоком уровне мастерства российских преподавателей.

В период своего обучения в России китайский художник-педагог Доу Фэнчжи в совершенстве овладел технологиями живописного творчества, выработал навык стремительно, ярко и четко изображать на полотне людей и природу, приобрел глубокие знания в области цвета и пластической анатомии.

Во время учебы в РГПУ им. А. И. Герцена Доу Фэнчжи каждый день ходил в мастерскую, где изучал работы других студентов, размышлял над применяемыми в их творчестве научными методами. Эти поиски в значительной степени придали научность его живописи. На аудиторных занятиях Доу Фэнчжи обнаружил, что его иностранные сокурсники, в отличие от китайских соотечественников, в качестве учебных материалов используют пособия по анатомии для художников, в частности, работы немецкого специалиста Готфрида Баммеса. В учебнике Баммеса человеческое тело описано до мельчайших подробностей, проводится его детальный анатомический анализ. Полученные знания Доу Фэнчжи суммировал, обобщил и стал применять в процессе своего творчества. Китайский мастер усвоил, что «художник должен соединить воедино душу, глаза и руки, поскольку душа отвечает за духовную составляющую, глаза - за наблюдение, а руки - за изображение» [18, с. 95-96]. ч Анализируя свою жизнь в России, Доу Фэнчжи пришел к выводу, что высшим достижением его обучения стало понимание того, каким образом нужно «составлять композицию». На занятиях в России студентам давали следующее задание: сначала на листе бумаги нарисовать три и более композиции под различными углами, затем дать преподавателю на выбор, и лишь после обсуждений и одобрения наставника проект утверждали, и студент мог приступить к увеличению композиции до размеров холста. При анализе композиции в процессе обучения студентов часто используется правило «золотого сечения». Эта базовая методика преподавания чрезвычайно важна, она способна упорядочить композиционное мышление студента, стимулировать ход его мыслей, воспитывать у студента осознание необходимости тщательной проработки картинной плоскости. В России ученикам категорически запрещено рисовать с фотографии, поскольку русские преподаватели считают, что это не самый лучший метод постижения истинного искусства [16, с. 54].

Во время обучения в России Доу Фэнчжи находился под влиянием выдающихся мастеров как в художественной сфере, так и в области методики преподавания изобразительного искусства. Учеба в России открыла для его искусства дорогу инноваций, дала художнику возможность познать новые идеи, овладеть новыми методами [138, с. 27].

Путь в искусстве китайских художников - выпускников магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена

Столетний процесс развития масляной живописи Китая можно в целом разделить на четыре этапа: первая половина XX века, пятидесятые -семидесятые годы XX века, период после 1976 года (период, наступивший после завершения Китайской великой культурной революции) и начало XXI века («современная масляная живопись» или «новая масляная живопись»). Исторический фон и культурная обстановка на протяжении этих четырех периодов имели явные и значительные различия. В соответствии с разными социально-историческими и культурными условиями менялись задачи и характер масляной живописи Китая.

Первая половина XX века - это период пика активности и самых видных достижений в сфере литературы и искусства Китая. На литературной арене в это время появились писатели, которые оказали огромное влияние на китайское общество: Лу Синь, Го Можо, Ба Цзинь, Лао Шэ, Шэнь Цунвэнь, Чжан Айлин. Эти деятели искусства являются самыми известными представителями литературных кругов Китая, творчество которых относится к первой половине XX века. Что касается живописи, то и здесь постоянно появлялись выдающиеся мастера. Однако в отношении собственно масляной живописи можно сказать, что данное направление в этот исторический отрезок времени находилось в состоянии накопления опыта и в процессе обучения. Многие художники после обучения в Америке или Японии возвращались на Родину, демонстрируя творческое новаторство и яркую индивидуальность, они с энтузиазмом распространяли тридиции западного искусства. Под руководством этих блестящих представителей живописи педагогическая школа масляной живописи в Китае начала перенимать традиции преподавания этого вида искусства в западных академиях художеств [21, с. 198; 57, с. 28; 58, с. 35].

В русле происходящих перемен левонастроенные представители интеллигенции начали решительно выступать за «поворот искусства к народу и к выходу на людные улицы», многие работники искусства «пошли в народ», стали оппонировать принципу «искусство для искусства». Китайские творческие работники нового поколения подчинили собственное искусство социальной реальности [41, с. 60; 42, с. 76].

В середине тридцатых годов XX века вторжение Японии в Китай и разразившаяся вслед за этим китайско-японская война полностью изменили содержание китайского искусства, поменяли цветовую палитру масляной живописи Китая. Связь искусства с реальной жизнью и судьбой народа больше не ограничивалась личным художественным выбором, а стала критерием оценки личности и творчества художника. Характер китайской масляной живописи, которая стремилась к изящности и праздности, присущим западному культурному контексту, полностью сменился на строгий, скупой и сдержанный национальный стиль. Этот переломный момент определил общее идейное направление развития масляной живописи Китая XX столетия. Эти тенденции проявились в творчестве ряда китайских художников: - Сюй Бэйхун (1895-1953) - китайский художник и преподаватель изобразительного искусства. Его основные картины: «Юй Гун передвинул горы» , «Восемь знаменитых скакунов», «Раненый лев», «Пятьсот человек в Тяньхэне», «Пятьсот мужей в Тяньхэне». - Лю Хайсу (1896-1994) - известный художник, занимавшийся вопросами художественного образования. В 1949 году занимал должность директора Нанкинской академии искусств. Основные работы Лю Хайсу: «Удивительное зрелище горы Хуншань», «Девушка, накинувшая лисий мех», «Речные потоки в живописном месте Цзюси Шибацзянь» [67, с. 14; 68, с. 27]. - Линь Фэнмянь (1900-1991) - известный китайский художник, талантливый педагог, основатель Китайской академии художеств. Основные произведения Линь Фэнмянь: «Солнечная весна», «Берег реки», «Дочь чиновника». - Хуан Биньхун (1865-1955) - китайский живописец и ученый. Основные картины Хуан Биньхун: «Моросящий дождь в горах», «Рыбалка в горах Сишань», «Путешествие в гору Яньдан», «Катание на лодке по реке Синьаньцзян».

После пятидесятых годов XX века в тенденции заимствования иностранного опыта появились явные ограничения: образцом стала масляная живопись СССР времен Сталина.

Отрезок времени приблизительно с 1950 по 1976 г. является периодом установления единой художественной идеологии и общего художественного стиля в масляной живописи Китая. Единообразие в китайской масляной живописи было вызвано начавшимся в начале пятидесятых годов XX столетия процессом реформирования Китая. В результате наступившего в стране единовластия, политической изоляции художественное творчество стало не деятельностью свободного индивида, а долгом, отвечающим политическим задачам партии и страны. В то же время термины «западная», «иноземная» живопись, господствующие предыдущие полвека, уступают место понятию масляной живописи, в которой просматривается ослабление культурного влияния иностранного изобразительного искусства и появление интереса к чисто технической стороне живописи. Популярный для этого периода реалистический стиль, задачей которого было «радовать слух и услаждать зрение» народа, становится основным направлением масляной живописи Китая. Отражение «новой эпохи народных масс» (слова известного художника того времени Чжоу Яна) - вот главная цель, к которой единогласно стремятся художники [22, с. 148-150; 56, с. 10-11; 69, с. 10].

Место и роль магистров художественного образования в изобразительном искусстве современного Китая

Как воплотить дух и замысел картины?

Прежде всего, необходимо хорошо изучить искусство западных стран. Китайский художник Линь Фэнмянь однажды сказал: «Искусство западных стран стремится к объективности. Западному же искусству не хватает настроения из-за чрезвычайно развитых форм. А искусство Востока склоняется к субъективности и в большей степени отражает настроение художника. Очевидно, что недостаток искусства западных стран - это достоинство искусства Востока. Искусство Запада и Востока взаимодополняют друг друга, рождая в настоящее время новое искусство». Известный китайский художник У Гуаньчжун в своем творчестве стремился соединить искусство Востока и Запада. Он тщательно продумывал замысел каждой своей картины, скрупулезно работал над передачей объектов, над цветом, формой, композицией произведения. Именно такие художественные методы приводят к рождению «нового искусства».

Кроме того, впечатления, связанные с объектами, выбранными для написания, также являются важным моментом в формировании замысла пейзажной живописи. Художник должен не только ощущать конкретные формы и особенности природы, но также воспринимать ее жизненную силу и внутренние процессы.

Выпускники магистратуры кафедры живописи РГПУ им. А. И. Герцена - уже довольно большая армия художников Китая, которая тоже включена в процесс создания истории китайского изобразительного искусства начала XXI века. Творчество Доу Фэнчжи (см. прил. 6, табл 10) - выпускника магистратуры кафедры живописи - отличается высоким уровнем изобразительного мастерства, для его работ характерны точность, изысканность и художественный вкус. Талант Доу Фэнчжи больше всего проявился в акварельной живописи. В этих работах Доу Фэнчжи делает упор на развитие собственного художественного языка, абсолютно раскрепощенного, выразительного и легкого, и на переход от реалистического изображения формы к отображению ее духовного содержания. Все его творчество говорит о стремлении китайского мастера к самобытности [135, с. 60-61; 33, с. 27; 34, с. 16].

После возвращения в Китай Доу Фэнчжи в основном обратился к изображению различных персонажей и цветов. Изменения произошли и в форме: на базе реалистического изображения стало проявляться стремление художника к воплощению мысленного образа. Это способствует передаче на картинной плоскости более глубокого смысла, отражает глубинное содержание предметов и явлений. Художник старается добиться лаконичности, свойственной китайской живописи, высокой степени концентрации и обобщения изображаемой действительности. Он прилагает усилия к передаче духа и внутреннего содержания с помощью внешней формы, «к движению идеи впереди кисти» - и все это призвано дать зрителю больше пространства для воображения. Китайский мастер однажды высказался о безмерности и неисчерпаемости искусства, об ограниченности собственных навыков и умений до обучения в России. Также Доу Фэнчжи признал, что раннее его творчество было несформировавшимся и незрелым. Однако в настоящее время художник «относится к искусству как к науке, занимается скрупулезным его изучением». Можно с уверенностью сказать, что такое отношение к делу сформировалось у Доу Фэнчжи именно за время обучения в РГПУ им. А. И. Герцена [139, с. 27-28; 36, с. 12].

Китайский художник, преданный делу живописи и художественного просвещения, после возвращения на Родину постоянно экспериментирует, смешивает и соединяет западные и китайские достижения и находки в области искусства. Творческие работы Доу Фэнчжи стали тем новым плодом, который появился в результате слияния российского и китайского подходов к искусству. Новизна его работы заключается прежде всего в том, что мастер добился слияния восточной и западной акварельной живописи. Доу Фэнчжи основательно строит форму, с блеском передает светотени, свойственные западной живописи, и в то же время показывает скрытый смысл, цветовое великолепие, глубину китайской тушевой живописи. Опора на западную теорию искусства и применение современных инновационных художественных методов придает своеобразный стиль творческим работам Доу Фэнчжи, наполняет его произведения индивидуальным очарованием.

Доу Фэнчжи после возвращения в Китай, объединив художественно-педагогические традиции двух стран, стал рационально применять приобретенные в России знания по живописи в своей нынешней учебной аудитории. Он ратует за умеренное сочетание живописи и фотографии. Он полагает, что только жизнь в конечном итоге является источником творчества [136, с. 114-115].

Его достижения в искусстве благоприятно воздействуют на культурно-образовательный уровень двух стран.

Чи Ляньчэн (см. прил. 6, табл 10) долгое время занимался написанием картин, изображающих крупнейшие исторические и военные события. В то же время он принимал участие в создании диорамного произведения - «Битва на берегу реки Цинчуань» (см. прил. 7, илл. 135), -основанного на реальных исторических событиях.

Самая первая диорама появилась в начале XIX века во Франции, став синтезом художественных и технических средств. Являясь произведением искусства, диорама имеет высокую художественную ценность, представляет собой оригинальное художественное произведение, которое гармонично вписывается в архитектуру [133, с. 86].