Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Альберта Николаевича Бенуа в контексте русской акварельной живописи второй половины XIX – начала XX века Савинова Екатерина Андреевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савинова Екатерина Андреевна. Творчество Альберта Николаевича Бенуа в контексте русской акварельной живописи второй половины XIX – начала XX века: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Савинова Екатерина Андреевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена], 2017.- 781 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование творческой индивидуальности Альб. Бенуа. Истоки и влияния

1.1. Историографический очерк 22

1.2. Архитектурная школа Императорской Академии Художеств. Ученичество и пенсионерство 44

1.3. Влияние и роль учителей - Луиджи Премацци и Виллие де лиль Адана в формировании Альб. Бенуа как мастера акварельной живописи 55

1.4. Педагогическая деятельность Альб. Бенуа 60

1.5. Общественная деятельность Альб. Бенуа 72

1.6. Архитектурные проекты Альб. Бенуа 87

ГЛАВА II. Своеобразие акварельной живописи Альберта Бенуа

2.1. Альб. Бенуа и Общество русских акварелистов 107

2.2. Архитектурный пейзаж в творчестве Альб. Бенуа 114

2.3. Пейзажный жанр в творчестве художника. Особенности

художественного метода 127

2.4. Неоромантизм в пейзажах Альб. Бенуа 144

ГЛАВА III. Поздний период творчества

3.1. Работы по оформлению музея живой природы в Лахте. Эпический пейзаж 20-х гг 186

3.2. Неоромантизм 20-х гг 196

3.3. Эмиграция 203

Заключение 208

Библиография 214

Введение к работе

Актуальность исследования. Целый пласт искусства второй половины
XIX века до недавнего времени был на периферии искусствоведческой науки. В
результате формировалась необъективная картина развития искусства второй
половины XIX-го века, основным объектом изучения которой было искусство
передвижников. Лишь в последние десятилетия равновесие в расстановке сил в
искусстве этого периода было «нарушено» благодаря фундаментальным
исследованиям Ю. И. Волгиной, Е. С. Гордон, Т. Л. Карповой,

Е. В. Нестеровой, М. В. Посохиной и др.

В последние десятилетия открыто много новых, очень важных для истории русского искусства этого периода имен, но все же многие значительные художники пока остаются вне поля зрения исследователей, и не включены в научный оборот, а это значит, что пока наше представление об искусстве данного периода нельзя считать полным. К художникам, оставшимся вне поля зрения, относится Альберт Бенуа.

Альберт Бенуа – мастер акварели, достойный продолжатель традиций
русской академической живописи, прекрасный рисовальщик, создатель
произведений прикладной графики, профессиональный архитектор – автор
интересных архитектурных проектов. Будучи очень известным и

востребованным при жизни, после смерти художник многие годы был предан забвению. Сегодня необходимо дать объективную оценку его творчеству,

проанализировать его в контексте развития русского искусства второй половины XIX начала XX века.

Таким образом, исследование творчества художника должно внести недостающие материалы в комплексное изучение художественной жизни России данного периода.

Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования
был использован широкий круг источников, в которых анализировались
вопросы искусства второй половины XIX - начала XX в.: проблемы
академического и салонного искусства и эклектики в архитектуре, живописи и
прикладном искусстве. Особенно важными для данного исследования стали
труды: Гордон Е. С. «Русская академическая живопись второй половины ХIХ
века» (1984г.), Кириченко Е. И. «Романтизм и историзм в русской архитектуре
XIX века (к вопросу о двух фазах развития эклектики)» (1988 г.),
Поспелова Г. Г. «Парные стили» в искусстве нового времени» (2000 г.),
Карповой Т. Л. «Пленники красоты. Русское академическое и салонное
искусство 1830-1910-х г». Сост. Т.Л. Карпова (2011 г.), Нестеровой Е.В.
«Поздний академизм и салон в русской живописи второй половины XIX
века»(2005 г.), «Идеальное искусство. Позднеакадемическая и салонная
живопись» (2012 г.). Эти научные труды позволили лучше понять истоки
многих явлений искусства ХХ века, оказали неоценимую помощь в вопросе
изучения и исследовании проблемы академизма в русском искусстве, и
непосредственно в творчестве Альб. Бенуа. Творчество Альб. Бенуа на

сегодняшний день в целом не проанализировано. Многие факты его

творческой биографии не известны или искажены. Очень часто из-за одинаковых инициалов «А. Н.» – Альберта путают с младшим братом Александром Николаевичем, виднейшим представителем художественной критики, идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства» и одноименного журнала, ставшего основой этого объединения. Многочисленные ошибки в атрибуции произведений художника, в биографических сведениях и в генеалогии сделаны по причине недостаточной изученности творчества Альб. Бенуа и отсутствия полноценного исследования, в котором было бы рассмотрено и проанализировано его разнообразное творчество во всех проявлениях – в жанровом, тематическом и стилистическом. Будучи представителем позднего академизма, как и остальные представители этого направления, он попал в категорию художников, называемых в советские времена представителями «плохого искусства». К тому же, роль акварели в русском искусстве многие годы считалась второстепенной относительно масляной живописи и соответственно этому виду искусства критики уделяли мало внимания

Публикации начала XX века, в которых есть упоминания об Альб. Бенуа — это, в первую очередь, справочная литература об Академии Художеств, журнальная периодика, и многочисленные каталоги выставок, в основном ОРА, в которых он принимал участие . Полемика о представляемых Альб. Бенуа

произведениях велась в 1900-1915 годах на страницах журналов «Огонек», «Аполлон», «Столица и усадьбы» и др..

Анализ дореволюционной критики приводит к выводу, что при жизни
Альб. Бенуа получал очень высокие оценки своему творчеству. В дальнейшем,
в литературе советского периода, имя художника встречается крайне редко и ,в
основном, в каталогах сборных выставок. После 1917 г. публикации о
творчестве Альб. Бенуа относятся только к 1920-м годам до его отъезда во
Францию в 1924 г., и несколько статей было написано Н. Н. Брешко-
Брешковским, уже в эмиграции. Большую ценность для освещения творчества
и фактов биографии Альб. Бенуа играют воспоминания младшего брата
Александра Бенуа. Лишь в 80-е г. XX века появился планомерный интерес к
искусству акварели. Крупнейшие российские музеи стали публиковать каталоги
коллекций и альбомы русской акварельной живописи. Самые значительные
коллекции акварели в России хранятся в ГТГ, Эрмитаже и ГРМ. Именно этим
музеям и принадлежат самые полные и информативные издания, знакомящие с
акварельной живописью . Среди изданий особое место принадлежит альбому
«Русская акварель в собрании Государственного Эрмитажа» (1988), автором
составителем которого является хранитель фонда Принцева Г. А. Подробное
исследование развития акварельного искусства во второй половине XIX века,
включая обзор литературы по этому вопросу, историю создания и деятельности
ОРА, обзор многочисленных выставок, на которых экспонировались акварели,
историю создания многих графических коллекций, а также лучшие образцы
акварельной живописи из фондов ГРМ представила в своих статьях И.
Верховская - «Рисунок и акварель в России во второй половине XIX века»
(2007), и «Собрание княгини М. К. Тенишевой» (2008), где она подробно
исследует новое предназначение акварели в качестве предмета

коллекционирования, прослеживает тенденции поступления произведений в коллекцию М. Тенишевой от художников ОРА и непосредственно от Альб. Бенуа, чьи акварели в достаточно большом количестве вошли в состав этой уникальной коллекции (34 акварели).

Большой вклад в дело изучения и выявления произведений акварельной живописи в фондах музеев России, введения их в оборот , вносит издание каталогов выставок «Шедевры музейных коллекций» (Школа акварели Сергея Андрияки. 2004-2016 г.), благодаря которым автор исследования получил ценную информацию о ранее неизвестных акварелях Альб. Бенуа, находящихся в коллекциях провинциальных музеев.

В последние десятилетия наблюдается большой интерес к искусству акварели, появились статьи, посвященные творчеству Альб. Бенуа. Но практически в каждой статье встречаются курьезы и путаница, связанные с недостаточной изученностью творческой биографии художника и с неправильной атрибуцией его произведений. что еще раз подтверждает необходимость проведения комплексного исследования творчества художника.

Объект исследования: художественное творчество Альберта

Николаевича Бенуа (1852–1936).

Предмет исследования: жанровое и стилистическое своеобразие творчества Альберта Бенуа в контексте акварельной живописи второй половины XIX начала XX века.

Цель исследования: проанализировать творчество Альб. Бенуа, выявить и систематизировать произведения художника, находящихся в коллекциях российских музеев и музеев ближнего зарубежья. На основе анализа произведений Альб. Бенуа, рассмотренных в контексте русской акварельной живописи второй половины XIX – начала XX века, составить наиболее полное и всестороннее научное представление об акварельной живописи художника и особенности его творческого метода. Обозначить место и значение творчества Альб. Бенуа в русском искусстве второй половины XIX - начала XX века.

Основные задачи работы:

- собрать в российских архивах и отделах рукописей национальных
библиотек сведения, касающиеся жизни и творчества Альб. Бенуа для создания
максимально полной историографической базы.

- выявить, собрать и систематизировать произведения Альб. Бенуа; создать
полный каталог его произведений.

- определить влияние и роль учителей и наставников – Л. Премацци и
Э. С. Вилие де Лиль-Адана в становлении Альб. Бенуа, как мастера
акварельной живописи.

- проанализировать эволюцию пейзажной живописи Альб. Бенуа.

- выявить типологическое и стилистическое своеобразие акварельной
живописи Альб. Бенуа.

- на основе всех материалов определить масштаб личности и творческого
наследия Альб. Бенуа в контексте акварельной живописи второй половины ХIХ
— начала XX века.

Хронологические границы исследования: творчество Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936), исследуемое в настоящей работе, охватывает значительный период второй половины ХIХ – первой четверти ХХ века, более, чем 50 лет – с 1872 по 1930-е годы.

Материалами и источниками диссертации послужили:
Произведения художника
из отделов рисунка Государственного Русского
музея, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при
Российской Академии Художеств, Российского государственного музея
Арктики и Антарктики, Государственного музея истории Петербурга, музея
семьи Бенуа в Петергофе, Государственной Третьяковской галереи,
Государственного Исторического музея, музея архитектуры им. А. В. Щусева,
Астраханской картинной галереи им. Догадина, Башкирского государственного
художественного музея им. Нестерова, Воронежского областного

художественного музея им. И. Н. Крамского, Вязниковского историко-художественного музея, Государственного музея изобразительных искусств Татарстана (Казань), Кировского областного художественного музея им. В. М.

и А. М. Васнецовых, Музея-архива истории изучения и освоения Европейского
Севера КНЦ РАН (Апатиты), Омского областного музея изобразительных
искусств им. М. А. Врубеля, Приморской государственной картинной галереи
Владивостока, Самарского художественного музея, Саратовского

художественного музея, Вологодской областной картинной галереи, Пермской государственной художественной галереи, Тверской областной картинной галереи, Ульяновского областного художественного музея, Нижегородского государственного художественного музея, Национального художественного музея республики Беларусь (Минск), Киевского музея русского искусства, Одесского художественного музея, Днепропетровского художественного музея и др.

Архивные материалы: Российского Государственного Исторического архива,
Российского Государственного архива литературы и искусства, отдела
рукописей Российской Национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова —
Щедрина, отдела рукописей Государственного Русского музея, отдела
рукописей института Русской литературы РАН (Пушкинский дом), Научного
архива Российской Академии Художеств, архива Государственного Эрмитажа,
Государственного архива Российской Федерации, Российского

Государственного архива литературы и искусства, архива Дома Русского зарубежья им. Солженицына. Очень много работ находится в частных собраниях: это собрания известных коллекционеров Ф. Е. Вишневского, А. Г. Егорова, Т. Н. Сапрыкиной, Фролова, Лансере, Петрошень, Шретер, Черепниных, а также во многих частных коллекциях любителей искусства. Публикации – научные статьи и монографии о художниках и проблемах русского искусства второй половины XIX – начала XX века.

Методология исследования. При работе над диссертацией использован
комплекс методов искусствоведческого исследования (биографический,
сравнительно-исторический, художественно-стилистический, типологический).
Сравнительно-исторический метод. В процессе исследования были изучены
фонды, включающие достаточно редкие и не известные ранее работы
Альб. Бенуа в собраниях: отделов рисунка Государственного Эрмитажа,
Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея

Российской Академии Художеств, Государственной Третьяковской галереи,
Государственного Исторического музея, Государственного музея истории
Петербурга, Центрального Военно-морского музея, музея архитектуры им.
Щусева, музея семьи Бенуа в Петергофе и др. Автор пользовался архивными
материалами Российского Государственного Исторического архива,

Российского Государственного архива литературы и искусства, отдела рукописей Российской Национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, отдела рукописей Государственного Русского музея, рукописного отдела ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Научного архива Российской Академии Художеств, архива Государственного Эрмитажа, Государственного архива Российской Федерации, Российского Государственного архива литературы и

искусства, архива Дома Русского зарубежья им. А. И. Солженицына,
Библиотеки Академии наук, Научной библиотеки РАХ, Мемориальной
библиотеки князя Г. В. Голицына (Санкт-Петербург); Российской

Государственной Библиотеки (Москва); библиотеки Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына (Москва).

Художественно-стилистический метод применялся при анализе особенностей художественного языка произведений Альб. Бенуа, использования им техники многослойной классической акварели, а также при исследовании вопроса влияния русской и европейской школ акварели на сложение его индивидуального стиля. Выявлены также стилистические особенности в графике Альб. Бенуа.

Типологический метод применялся при классификации работ Альб. Бенуа по группам: архитектурной графики, пейзажа, прикладной графики, акварельных иллюстраций в книгах и письмах. В каждой группе также работы систематизируются, как например, внутри пейзажного жанра рассматриваются все виды пейзажа, присутствующие в творчестве художника – архитектурный, городской, лирический, морской, горный и т. д.

Проанализированы также сюжеты, преобладающие в акварельной живописи Альб. Бенуа в указанные периоды времени.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые:

- выявлены и изучены свыше 260 архивных материалов из 150 фондов,
использованных при проведении данного исследования;

- выявлено в архивах и рукописных фондах эпистолярное наследие художника
на русском и французских языках; письма на французском языке переведены на
русский язык;

- выявлены в фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Украины и
Белоруссии многие ранее неизвестные работы Альб. Бенуа, всего определено
более 600 произведений: архитектурные проекты, акварельная живопись,
прикладная графика, и создан первый полный каталог работ художника;

проанализирована педагогическая деятельность Альб. Бенуа в Академии художеств, определена его роль в организации класса акварельной живописи на архитектурном факультете;

представлена деятельность художника по оформлению экспозиции музея Природы в Лахте;

рассмотрено участие художника в Мурманской экспедиции, выявлены работы, считавшиеся утерянными;

выявлены все художественные объединения, в которых он состоял, обозначено участие художника в их деятельности:

- проведено комплексное исследование творчества Альб. Бенуа, выявлены
особенностей его художественного языка, определена роль творчества Альб.
Бенуа в едином рассмотрении процессов художественной жизни и в контексте
русской акварельной живописи второй половины XIX – начала XX века.

Проведенное исследование позволило объективно оценить творчество незаслуженно забытого художника и поставить его имя в общем ряду художников, являющихся достойными представителями русского искусства конца XIX – начала XX века.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Для всего творчества Альб. Бенуа в целом свойственна верность традициям русского классического академического искусства, ряд работ художника можно отнести к салонному искусству

  2. Альб. Бенуа создал ряд архитектурных проектов, где широко использовал элементы так называемых «исторических» архитектурных стилей — неоренессанс, необарокко, неорусский стиль, неомавританский, он не следовал единственному стилю. Все выявленные в результате исследования архитектурные проекты осуществленные и неосуществленные — являются яркими образцами эклектики второй половины XIX-го века.

  1. На протяжении всего творческого пути Альб. Бенуа работал в области прикладной графики. Выявленные произведения относятся к эклектике, и преимущественно созданы в русском стиле.

  2. Вершина творчества Альб. Бенуа — акварельная живопись. Художник работал, в основном, в пейзажном жанре, где его работам свойственен полистилизм, что так же является признаком эклектики. Пейзажная живопись Альб. Бенуа отражает сложную эклектичную, противоречивую картину развития русской пейзажной живописи во второй половине XIX века — начала XX века.

5. Творчество Альб. Бенуа складывалось под влиянием педагога —
итальянского художника Луиджи Премацци. Пребывание в пенсионерской
поездке в Европе, и далее — частые творческие поездки в европейские страны -
эти факты приводят к выводу, что творчество Альб. Бенуа необходимо
рассматривать не только в контексте русского искусства, но и в рамках
западно-европейского искусства.

  1. Альберта Бенуа, одна из основных фигур в деятельности по утверждению искусства акварели как самостоятельного, а не прикладного вида искусства.

  2. Комплексное исследование творческого пути Альб. Бенуа позволяет сделать вывод, что Альб. Бенуа был не только яркой творческой личностью, добившейся больших успехов в области акварельной живописи, но был заметной фигурой в общественной жизни России (1880—1917), был одним из ведущих художников-акварелистов, внесших ощутимый вклад в развитие акварельной живописи в России: был одним из основателей Общества русских акварелистов, класса акварели на архитектурном факультете Академии художеств и т. д.

  3. Творческое наследие Альб. Бенуа имеет большую художественную ценность, является свидетельством больших достижений русской акварельной живописи второй половины XIX – начала ХХ века и неотъемлемой частью русского искусства в целом.

Теоретическая значимость. Диссертационное исследование на примере творчества Альб. Бенуа расширяет границы знания сложных противоречивых процессов в художественной жизни России последней трети XIX – начала XX века.

Комплексное исследование позволяет внести в научный оборот в историю русского искусства ранее не известный обширный материал о жизни и творчестве художника.

Данное исследование подтверждает, что в результате идейных противоречий и проблемы эмиграции многих значительных русских художников в постреволюционный период многие имена до сих пор не заняли должного места в истории русского искусства, не обозначен их вклад в русскую культуру и показывает необходимость раскрытия забытых имен художников для восполнения пробелов в истории русского искусства.

Практическая значимость:

- Проведенное исследование позволяет ввести в научный оборот новые
факты творческой биографии художника, выявить в музейных коллекциях
десятки неизвестных ранее произведений, что позволит расширить
представление о творческом диапазоне художника;

Составленный каталог произведений окажет неоценимую помощь в проведения экспертизы и атрибуции произведений Альб. Бенуа при формировании музейных коллекций (закупка экспонатов) в ходе их появления на российских и международных аукционах. Это очень актуально сегодня, т. к. сотни работ художника находятся в частных коллекциях, небольших провинциальных музеях;

Созданные Альб. Бенуа и публикуемые в диссертации собственные архитектурные проекты некоторых архитектурных сооружений (ныне утраченных), а также архитектурные акварели с видами памятников эпохи историзма Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России и Прибалтики могут послужить дополнительным ценным материалом для их реконструкции или реставрации;

- Выявленные в процессе исследования неизвестные ранее факты
биографии художника, изучение его эпистолярного наследия, позволит
ликвидировать многие пробелы в генеалогии и истории художественной
династии Бенуа;

- Изложенный материал может быть использован в докладах, статьях и
монографиях по истории русского искусства; в учебниках по истории русского
искусства, в школьных и университетских лекциях по истории искусства, в
музейной и выставочной практике.

Достоверность научных результатов и основных выводов

исследования обеспечивается большим количеством источников, включающих в себя: произведения в фондах практически всех художественных музеев Москвы, Санкт-Петербурга и многих провинциальных городов России, а также Белоруссии и Украины, значительный объем хранящихся в архивах ранее не

опубликованных документов, эпистолярного наследия, ранее не выявленного и
неизвестного, библиографических источников, уже изданных научных трудов
на тему исследования. Проводились постоянные консультации с

представителями династии Бенуа, многие из которых являются деятелями культуры, профессиональными художниками и исследователями, они бережно хранят артефакты, связанные с историей семьи, домашние архивы, произведения художника и любезно представляли имеющиеся у них материалы автору работы для проведения данного исследования.

Апробация материала. Материалы диссертации были вынесены на
обсуждение заседания кафедры истории русского искусства Санкт-
Петербургского государственного академического института живописи,
скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Основные положения диссертации
представлены в 8 научных статьях, 3 из которых — в изданиях,
рекомендованных ВАК РФ общим объемом 4 п. л. Промежуточные результаты
диссертационного исследования изложены в докладах на следующих научных
конференциях: «Архитектура эпохи историзма в традиции и новаторстве»,
(Союз архитекторов, СПб., 2012 г.) «Польские и русские художники и
архитекторы в художественных колониях за границей и в политической
эмиграции 1815-1990» (Университет им. Коперника, Польша, Торунь, 2013 г.),
на международной научно-практической конференции профессорско-

преподавательского состава, молодых ученых и студентов (Московский архитектурный институт, 2014 г.), на конференции «От Малороссии до Арктики. Российская империя в событиях и лицах» (в Музее мирового океана на ледоколе «Красин», 2014 г.)

По результатам исследования в 2016 году в издательстве «БуксМарт» вышла монография (45 п. л.), издание которой было осуществлено на грант Российского гуманитарного научного фонда.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, справочного аппарата, включающего библиографию (505 наименований на русском и английском языках) и приложений. Общий объем работы 562 страницы.

Приложение № 1 – Творческая биография Альб. Бенуа. Приложение № 2 — Объединения в которых участвовал Альб. Бенуа. Приложение № 3 – Каталог произведений акварельной живописи, архитектурной графики печатной и графики Альб. Бенуа (534 произведения). Приложение № 4 – Работы Альберта Бенуа на выставках. Приложение № 5 – Эпистолярное наследие. Альбом, включающий 262 изображения.

Влияние и роль учителей - Луиджи Премацци и Виллие де лиль Адана в формировании Альб. Бенуа как мастера акварельной живописи

Историографический очерк по теме творчества Альб. Бенуа дает возможность не только ознакомиться с историей вопроса, но и увидеть проблематику данного исследования. В монографическом исследовании об Альб. Бенуа, необходимо рассмотреть тенденции не только его творчества, но и вопросы эволюции акварельной живописи, что позволит представить акварельную живопись художника в определенном контексте: выявить истоки его творчества и провести параллели с творчеством современников — художников-акварелистов.

Долгое время акварельная живопись не была предметом научных исследований. Благодаря Альб. Бенуа акварельная живопись обрела новую жизнь, заняв по праву место в одном ряду с масляной живописью по серьезности решаемых живописных задач, по своей образной содержательности и даже по размерам, прежде считавшимися для нее недоступными. В произведениях художника акварельная живопись предстает перед нами как техника неисчерпаемых возможностей.

Творчество Альб. Бенуа очень разнообразно — в жанровом, тематическом и стилистическом отношениях. В нем как в призме кристалла отразились стили и направления эклектичного искусства второй пол. 19-го века. «Как известно русское искусство XIX века развивалось в противостоянии и одновременно взаимовлиянии двух ведущих направлений: реалистического и академического. Различное понимание задач искусства, самого понятия “красоты” определило и различие эстетических программ этих направлений, что придало художественной жизни России напряженность и разнообразие»1.

Противостояние и взаимовлияние этих двух направлений очень ярко проявилось в искусстве Альб. Бенуа, где главное не социальная оценка действительности, а отображение красоты жизни на основе реальности. Это отметил в свое время Дягилев в рецензии на выставку, где дал оценку некоторым работам Альб. Бенуа: «А среди выставленных попадаются и не совсем удачные и, главное, подслащенные, в чем вообще грешен этот акварелист-виртуоз. ... какая-то сладкая, вымученная холодность»2. Или: «...нельзя не отметить, что в большинстве случаев его акварели страдают какой-то банальной красивостью, столь далекой от подлинной красоты. Трудно сказать, что именно обусловливает эту неприятную их сторону; думается, что корень ее лежит в общей культурной обстановке и художественных идеалах того времени, когда слагалась творческая личность художника, — а может быть, отчасти, и в требованиях и вкусах круга лиц, явившихся “потребителями” его произведений»3. Еще пару десятилетий назад подобные характеристики обеспечили бы табу для изучения творчества художника. Определения: «подслащенные», «банальная красивость», «какая- то сладкая, вымученная холодность»; побуждают сразу отнести творчество художника к салонным живописцам. Безусловно, тенденции салонного искусства и позднего академизма присутствуют, но более детальное изучение творчества Альб. Бенуа позволяет увидеть его искусство как более сложное явление, в котором сочетаются тенденции эклектичного искусства второй половины XIX — начала XX в. Его творчество не укладывается в рамки салонного искусства. Можно сказать, что творчество Альб. Бенуа иллюстрирует такое явление как полистилизм. Наряду с салонными работами в творчестве Альб. Бенуа были чисто академические вещи или произведения в духе реализма.

Лишь недавно художники с такой эстетической программой стали предметом ряда исследований. Целый пласт искусства второй половины XIX века до недавнего времени был на переферии искусствоведческой науки. В результате, формировалась необъективная картина развития искусство второй половины XIX-го века, основным объектом изучения которой было искусство передвижников. Лишь в последние десятилетия равновесие в расстановке сил в искусстве этого периода было «нарушено» благодаря фундаментальным исследованиям Ю. И. Волгиной, Е. С. Г ордон, Т. Л. Карповой, Е. В. Нестеровой, М. В. Посохиной и др.

В последние десятилетия открыто много новых очень важных для истории русского искусство этого периода имен, но все же многие значительные художники пока остаются вне поля зрения исследователей, и не включены в научный оборот а это значит, что пока наше представление об искусстве данного периода нельзя считать полным. К художникам, оставшимся в не поля зрения, относится Альб. Бенуа. Таким образом, исследование творчества художника вносит лепту в комплексное изучение художественной жизни России данного периода.

Творчество Альб. Бенуа в целом не проанализировано. Сведения о многих произведениях художника, а также факты его биографии не известны или искажены. Альб. Бенуа никогда ничего не писал для публикаций, единственный источник, где можно узнать его мысли мнения и чувства - это эпистолярное наследие.

Общественная деятельность Альб. Бенуа

Альб. Бенуа на протяжении всей своей жизни вел большую общественную деятельность. Это объяснялось личностными качествами и жизненной позицией, но был и еще один очень важный факт в биографии художника: судьбоносную роль роль в творческой биографии художника сыграла встреча с императором Александром III. Впоследствии Альб. Бенуа стал любимым художником императора и другом его семьи. Многие заказы он получил благодаря величайшей милости государя. Среди них - участие в конкурсе проектов храма Воскресения, заказ на создание проекта нового фасада Гостинного двора в СПб в 1885 г., участие в Коронационном сборнике, участие в благотворительном российско-американском издании «Голодному на хлеб!» в 1892 г., назначение заведующим художественного отдела выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. и др. Все перечисленные выше события были напрямую связаны с приглашением императора. Вся творческая биография художника до 1917 г. связана прямо или косвенно с покровительством императорского двора.

«...и, наконец, акварель, как я уже сказал, открыла ему доступ ко двору, точнее, к особам государя и государыни. Альберу акварельные выставки обязаны тем, что они стали одним из самых выдающихся событий петербургского сезона, и ему же — тем, что эти выставки ежегодно удостаивались посещения как императорской четы, так и большинства членов императорской фамилии»104.

Началось все с того, что в 1883 г. акварели Альб. Бенуа попали на глаза Александру III и его супруге Марии Федоровне через посредство английского воспитателя царских детей, мистера Хиса105. Учился он в 104 105 Примечание автора — Карл Иосифович Хис (Heath) родился в Англии в 1826 г. университете Кембриджа. В Россию он приехал в 1850. Жил в Петербурге и в Павловске. Карл Иосифович Хис был преподавателем английского языка цесаревича Николая, когда тому исполнилось 10 лет. В 1856-1878 преподавал английский язык и литературу в Императорском Александровском лицее и Морской академии, в 1877 поступил на службу к Императорскому двору. Учитель английского языка у детей Александра II — великих князей Сергея, Павла Александровичей, великой княжны Марии Александровны, великого князя Константина Константиновича (К. Р.), один из воспитателей и учитель английского языка у детей Александра III — великих князей Николая (будущего императора Николая II), Георгия и Михаила Александровичей.

Хис занимался рисунком и акварелью, был Действительным членом Общества русских акварелистов. Он представил акварели Альб. Бенуа императору. Это сыграло очень важную роль в судьбе художника. Он сразу был приглашен в ближайшую царскую экскурсии по финляндским шхерам, что было любимым летним мероприятием императорской фамилии. Во время поездки Альб. Бенуа вызвал восхищение своими незаурядными способностями пейзажиста, имеющего помимо точной передачи природы и ее сиеминутных состояний — пылающих багрово-красных закатов и туманных пастельных рассветов, но и тем еще, что он очень точностью воспроизводил конструкцию каждого из судов топ миниатюрной эскадры, которая сопровождала царскую чету «... и уже с тех пор не обходилось ни одной царской поездки без того, чтобы Альбер не сопровождал императорскую чету, не проводил целые дни на плавучей царской резиденции “Царевне” Эти поездки по шхерам повторялись ежегодно, и Альбер, кажется, не пропустил ни одной. Однако и кроме того ему удавалось нередко по разным поводам видеть и царя и царицу, и неоднократно он получал приглашения посещать их в интимной обстановке то в Аничковом дворце, то в Гатчине, то в Петергофе»106. Даже на акварелях небольшого размера Альберт Бенуа достаточно подробно изображает каждую из яхт. Так, на акварели «Деревья на берегу. Сандё» в судне на дальнем плане легко можно узнать парусно-паровую трехмачтовую яхту «Царевна». По свидетельству Александра Бенуа, Альберт неоднократно участвовал в путешествиях императора по Финляндии (1886, 1888, 1890, 1894). Первую свою поездку 1886 года художник запечатлел в серии из 27 акварелей с наиболее эффектными видами залива Барёзунд (Barosund) и пролива Юнгфрузунд (Jungfusund), по которым проходила императорская эскадра, и островов Сандё ( Sando) и Липерти (Luperto)107.

Первую ночь в Финляндии эскадра провела на рейде напротив города Ловиза (Loviisa), а затем, минуя Гельсингфорс (Хельсинки). направилась в залив Барёзтнд. Во время стоянки «Царевны» в проливе Юнгфрузупд у острова Хёгсор (Hogsor), длившейся два дня, состоялась легендарная встреча русского императора и рыбачки Серафины Линдблад (Финны). Легенда гласит, что она вытаскивала садок с рыбой, и заметив Александра крикнула ему, чтобы помог, не зная, конечно, кем командует. После этого знакомства императорская чета каждый раз, оказываясь на острове, встречалась с ней, бывала в гостях в ее избе. Фина получила право эксклюзивной поставки рыбы к императорскому столу и посвятила императора в премудрости местного рыбного лова. Можно предположить, что встреча Александра III и Фиины состоялась в обстановке, подобной той, что изображена Альб. Бенуа на акварели «Рыбачья пристань. Юнгфрузунд». Единственным светским мероприятием этого летнего путешествия был торжественый прием императорском эскадры неподалеку от Турку (Або, фин. rku) с участием хора и оркестра городскогокого батальона. Финские и русские журналисты, освещавшие путешествие императорской семьи, подчеркивали, что где бы . она пи появлялась, финны приветствовали ее с исключительным воодушевлением. Императорскую яхту окружало множество лодок, с которых местные жители пытались разглядеть высоких гостей (Одну из таких сцен запечатлел Альберт Бенуа на акварели «Лодки на реке при закате солнца. Сандё»). Отдых императорской семьи продолжился на острове Кемпё (Kemionasaari). Тем временем «...императорская яхта “Держава” ушла из Кронштадта в Пшгеуд (Ханко, Ганге, фин. Манко) за Их Императорскими Величествами, изволившими закон чип. Высочайшую прогулку по финляндским шхерам»107 108.

На акварели «Финляндия, вид с балкона дома в Лангикоски»109 запечатлен вид с балкона дачи Александра III в Лангинкоски 1890 г.

Александр III впервые посетил эти места 15 июля 1880 года, еще будучи цесаревичем. В 1884 году Александр III снова путешествовал по Финляндии. Бурлящие пороги Лангинкоски недалеко от Котки, в дельте реки Кюмийоки ему так понравились, что он пожелал, чтобы ему построили здесь небольшой дом. В соответствии с правилами автономии, которой пользовалось Великое княжество Финляндское, распоряжение о стройке отдавал не царь, а финский сенат. По решению сената территория усадьбы, которую образуют пять небольших островов в дельте Кюммене, в заповедной зоне в 1889 г. была передана императору вместе с правом на рыбную ловлю. Император в течение многих лет приплывал сюда с семьей на яхте во время своего летнего отдыха, который частично проводил в финских шхерах, частично здесь, останавливаясь тут на одну, две недели. В Лангинкоски царь прибывал на яхте из Петергофа. Корабль причаливал в небольшую природную гавань. Это место до сих пор называется Царской гаванью

Архитектурный пейзаж в творчестве Альб. Бенуа

Последние два десятилетия XIX века — время всеобщего увлечения акварелью. В России создается «Общество русских акварелистов». Альберт Бенуа и его учителя Л. Премацци и Вилье де Лиль-Адан были истинными адептами акварельной живописи, они одинаково посвятили свою жизнь акварельной живописи и утверждению самостоятельности этого вида искусства. Они завоевывали позиции акварельной живописи в преподавании в Академии художеств, где этот вид искусства постоянно подвергался определенной дискриминации, как в наличии специального предмета, так и в вопросах наград, премий и званий. Именно они были учредителями и организаторами ОРА в 1880 (1880-1918) г. За годы существования общества его действительными членами являлись такие известные мастера акварели, как А. К. Беггров, Альб. Н. Бенуа, А. П. Боголюбов, Ф. Ф. Бухгольц, Э. О. Визель, М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, К. Е. Маковский, Л. О. Премацци, А. П. Соколов, Н. П. Химона, А. О. Шарлемань и другие. В основном, это были художники салонно-академического напрвления. Во многом это было продиктовано вкусами заказчиков.

В 1880 году состоялась первая акварельная выставка, в которой участвовали П. П. и А. П. Соколовы, Альберт Бенуа, М. Клодт, Н. Каразин, Е. Поленова, Л. Премацци — художники разных творческих направлений. В течение 80-х—90-х годов состоялось 14 акварельных выставок, которые превзошли все остальные по количеству экспонатов. Однако это еще не означало высокого качества работ. У большинства выставлявшихся здесь художников акварель оставалась только техникой, демонстрировавшей высокое профессиональное мастерство, техникой, которая так и не превращалась в большое искусство. Тем не менее эти художники, которым почти не уделяет места история искусств, хранили и совершенствовали технику акварели, чтобы передать ее новым талантам. Часто небольшие художники становились учителями больших мастеров, передавая им свой опыт, с тем, чтобы в их творчестве техника превратилась в новый взлет настоящего искусства. «В предшествующую эпоху акварель не выходила за пределы домашнего круга. Теперь же ей выделялось место на выставках среди картин, выполненных маслом. Поводом для создания Общества как раз и было стремление уравнять акварель и живопись в выставочных правах, чтоб экспонировать ее достойно, а не вместе с живописью “по остаточному принципу”. В отличие от передвижников, оно не было политизировано, не имело идеологической направленности. На выставках акварелистов мирно уживались произведения враждующих сторон: и членов ТПХВ, и мирискусников. И хотя деятельность Общества была ориентирована в основном на покупательный спрос, планка художественного качества держалась на большой высоте»163.

Одновременно с выставками Общество русских акварелистов устраивало еженедельные собрания, так называемые «акварельные пятницы»164, которые сначала приютились в Обществе Поощрения Художеств, а с 1892 года стараниями Альберта Н. Бенуа. Академия художеств предоставила для этих собраний костюмный класс. 3 января этого года (1892) было открытие «акварельных пятниц», которые часто посещал Президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович.

Эти еженедельные собрания были очень развиты в то время: «Получил письмо от незнакомой мне художницы Зарудной-Кавос. Она просит меня принять участие в ее рисовальных четвергах, а пока зайти познакомиться. ... Хозяйка познакомила меня с замечательным натурщиком и всеми собравшимися. Тут были: ее подруга Анна Ивановна Менделеева, жена знаменитого химика и тоже ученица Чистякова, художники: Ф. Ф. Бухгольц, О. Э. Браз, Ф. А. Малявин, Галкин и другие. Рисовать Анатолия Федоровича было одно удовольствие. Лицо интересно, без усов, но с бородкой, с очень умными и добрыми глазами. Затем натурщик, не меняя позы, рассказывал во время сеанса эпизоды из своей судебной практики, а рассказывал он мастерски, так что время шло незаметно. Когда мы предложили Анатолию Федоровичу выбрать себе портрет, он взял бразовский и мой. Я был, конечно, польщен. К концу сеанса приходили: Павел Петрович Чистяков, Альберт Николаевич Бенуа, хранитель Эрмитажа Липгарт — худой, бледный старик-немец — и Илья Ефимович Репин, а изредка и Куинджи. На одном из “четвергов” Илья Ефимович Репин поставил очень эффектно модель: обнаженная натурщица стояла в тени на фоне ярко освещенной драпировки. Я подошел к нему сзади и взглянул, как он осторожно, словно робкий ученик, тонким карандашом наносил контур женского тела. В другой раз И. Е. Репин устроился по соседству с мастерской, в столовой, и рисовал акварельный портрет известного коллекционера картин Деларова»165.

«Пятницы» и «четверги» сближали художников. Позволяли им думать непосредственно о творчестве.

«Общество русских акварелистов» не было концентрацией лучших мастеров акварельной живописи. Характерно, что на многочисленных 164 165 акварельных выставках не было работ ни Сурикова, ни Серова, ни Врубеля. Эти художники мечтали о настоящей, серьезной акварели. Интерес к ней заронил, несомненно, Чистяков, много и восторженно рассказывавший своим ученикам о работах знаменитого испанского художника Фортуни. Не случайно, еще будучи учениками Академии, в 1882—84 годах В. Серов и В. Дервиз занялись акварелью вместе с М. Врубелем, в его мастерской, где много и упорно писали с натуры.

Но тем не менее, определенные успехи у акварелистов были. В выставках принимало участие большое количество художников и эти выставки были очень популярны.

В статье к каталогу выставки, посвященной 10-летию ОРА Ф. Ф. Бухгольц отмечает: «За этот промежуток времени акварельная живопись завоевала себе солидное место и пользуется полным вниманием как среди художников, так и у публики, а было время, когда на акварель смотрели, как на нечто менее важное, но постепенно взгляды изменились, оказалось, что и акварель может дать очень сильное, яркое и выдающееся, ничуть не уступающее масляной живописи»166.

С развитием пятниц и процветанием выставок увеличивалась популярность А. Н. Бенуа, а с этим проявлялась у некоторых членов, присущая к сожалению так часто художникам, зависть, а потому явились некоторые новые члены, внесшие некоторую распрю в такую дружную семью. Начались некоторые неудовольствия и придирки по адресу А. Н. Бенуа, что конечно не могло отразиться для него приятно, а потому он стал избегать появляться на пятницах некоторое время, а при новых выборах отказался быть членом правления, и на его место в 1897 году выбран был А. С. Егорнов, который стал во главе Общества.

Неоромантизм 20-х гг

Работа по выявлению в фондах музеев России произведений Альберта Бенуа позволила выделить отдельную сферу деятельности художника в области прикладной графики. Альб. Бенуа выполнял эскизы меню для разнообразных обедов, а также всевозможные юбилейные адреса для знатных особ, программы концертных вечеров, экслибрисы. Произведения, созданные художником в этой области также относятся к эклектике, более поздние работы выполнены в стилистике модерна.

В последние годы специфический вид прикладной графики — художественное меню русских парадных обедов — вызывает большой интерес. Важно отметить, что эти меню создавали лучшие художники своего времени: Виктор и Аполлинарий Васнецовы, В. Поленов А. Шарлемань, М. Зичи, Л. Лагорио, И. Петров-Ропет, Э. Липгарт, И. Билибин, А. Рябушкин, Альберт Бенуа и многие другие. Меню, созданные по проектам Альб. Бенуа, являются не только замечательными художественными произведениями, но и содержат важную историческую информацию, благодаря которой сегодня можно знать, как выглядел тот или иной архитектурный объект — любимый сюжет художника, частенько не дошедший до наших дней в первозданном виде.

Работа в фондах музеев Петербурга и Москвы позволила обнаружить несколько меню обедов по проектам Альб. Бенуа, среди которых есть ранее неизвестные и неопубликованные, а также меню не только официальных обедов, но и небольших дружеских обедов, не имеющих отношения к празднованию исторических событий.

Как известно из истории, первоначально в качестве меню исползовали небольшие листки. По мере развития ресторанного дела, преобразилось и меню. Респектабельные рестораны заказывали свои меню у известных художников и печатали их в лучших издательствах.

Среди авторов, создававших оригинальные рисунки для меню, нередко были видные художники своего времени. И конечно, только крупным мастерам выпадала честь трудиться над оформлением меню трапез, проходивших в дни коронационных торжеств.

Над меню обедов, посвященных коронации императоров Александра III и Николая II, трудились Виктор и Апполинарий Васнецовы, Альб. Бенуа, В. Поленов, И. П. Ропет, Н. Каразин.

Коронационные торжества длились больше двух недель, и на каждый день было свое меню. Это были многоцветные меню с большим количеством фигур, с блюдами и датой, будь то первый день коронации или торжественный прием зарубежных послов.

Сегодня старинное меню, созданные по проектам художников, представляет несомненный художественный интерес.

Среди обширных коллекций Российских музеев большой интерес представляет меню второй половины XIX — начала XX в. которые находятся в отделах рисунка и печатной графики. Связанные с парадными обедами по самым различным поводам и собранные воедино, эти документы не только дают богатый материал по истории кулинарии, но также — что для нас более важно — являются художественной летописью общественной жизни, свидетельством глубокой исторической памяти русского общества того времени. Во второй половине XIX в. меню стали обязательной принадлежностью парадных обедов, званых ужинов и завтраков. При всей кажущейся простоте меню, на самом деле, довольно сложный артефакт. Чтобы он стал понятен, надо порой приложить немалые усилия. Требуются архивные и библиографические поиски, чтобы установить, какому событию был посвящен конкретный обед. Для понимания художественного замысла листа необходимы полная расшифровка надписей, монограмм и изображений, выяснение смысла отдельных сюжетов и всей композиции в целом.

Можно выделить два ведущих принципа, характеризующих меню как самостоятельную область графического дизайна, — символизм и историзм. Художественное пространство подавляющего большинства меню глубоко содержательно, хотя, казалось бы, для оформления листа, имевшего сугубо утилитарное назначение — ознакомить человека с перечнем блюд, было бы вполне достаточно простого декоративного решения. Композиция меню несет существенную смысловую нагрузку, представляя человеку (одновременно с необходимой информацией об обеде) общую идею самого праздника. Эту черту можно назвать символизмом изображений.

Во второй половине XIX в. широко праздновались не только важные события в текущей жизни государства, но также исторические даты. Обширная программа подобных торжеств включала подготовку юбилейных изданий, выпуск памятных медалей, сувениров, а также и меню исторических обедов. Художественной «репликой»» на памятные события стали меню, оформленные почти исключительно в духе историзма. В композицию меню художники включали изображения памятников, мемориальных зданий, сцены сражений, портреты.

В последней четверти XIX в. традиция торжественных обедов не ограничивается рамками официального и придворного этикета. Праздничные застолья устраиваются по более частным поводам. Широкая палитра общественной жизни предстает перед нами в меню обедов, посвященных литературным праздникам, юбилеям банков, торговых фирм, обществ, событиям культурной и научной жизни, открытию больниц, приютов. Таким образом, меню праздничных обедов показывают разные сферы жизни государства и общества, помогая увидеть за сухими строками отчетов в прессе полноту и красочность реальных явлений. До недавнего времени этот пласт культуры пребывал в забвении. Только в последние годы меню стали экспонатами выставок и аукционов, предметом исследования Альб. Бенуа создал около двух десятков проектов меню (то что выявлено на сегодняшний день). Среди них есть очень камерные, лирические меню. Обычно в изображения листа таких меню Альб. Бенуа включал изображения скромных неброских полевых цветов.

К подготовке торжеств двух последних коронаций — Александра III и Николая II — широко привлекались известные художники и архитекторы. Они разрабатывали проекты убранства города, мест для народных гуляний, интерьеров, оформляли разнообразную полиграфическую продукцию: программы спектаклей и представлений, рекламных листов и пригласительных билетов, меню парадных обедов.

В 1896 г. А. Бенуа был привлечен вместе с лучшими русскими художниками-современниками к созданию коронационного альбома Николая II240, где наряду с меню обеда в Г ранавитой палате и меню обеда для сословных представителей в Александровском зале Большого Кремлевского дворца, находится известная акварель А. Бенуа «Иллюминация на Москве- реке в честь коронации».