Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Воронина Надежда Владимировна

Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма
<
Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронина Надежда Владимировна. Творчество Йожефа Риппла-Ронаи (1861-1927) в контексте венгерского символизма: диссертация ... кандидата : 17.00.04 / Воронина Надежда Владимировна;[Место защиты: ФГБУК Государственный Русский музей], 2016

Введение к работе

Актуальность исследования

К вопросу венгерского символизма исследователи обращались не раз, а мысль о важности этого направления для дальнейшего развития художественной культуры Венгрии является общепризнанной. Венгерское искусство конца ХIХ – начала ХХ века, а также творчество Й.Риппла-Ронаи в последнее десятилетие приковывает к себе все больше внимания. Несмотря на это, необходимая академическая литература представлена в достаточно небольшом объеме. В отечественном искусствоведении рассматриваемый период является малоизученной областью.

До сих пор в тени остается ряд вопросов, касающийся важнейших составляющих

возникновения и формирования венгерского символизма, определяющих актуальность данного исследования.

Среди них необходимо выделить следующие:

-Особенности восприятия европейского символизма венгерскими мастерами и специфика применения его отдельных черт в национальном контексте

-Определение зависимости и взаимосвязанности венгерского символизма с венским и немецким

-Определение степени значения друг для друга символизма в изобразительном искусстве и в венгерской литературе

-Обнаружение связи венгерского символизма с французским через творчество Й. Риппла-Ронаи

-Воплощение народной традиции в изобразительном искусстве и литературе эпохи символизма

-Влияние и последствия, которые оказало искусство символизма на венгерскую живопись эпохи 1910-1920 годов, и, шире, авангарда.

Степень научной разработанности темы

Венгерский символизм и его проблематика на данный момент недостаточно изучены в отечественной и зарубежной литературе по ряду причин. Это связано в первую очередь с тем, что символизм в Венгрии не имеет четких хронологических рамок и проявляется спонтанно в творчестве разных художников на протяжении 1880-1920-х годов. Венгерские исследователи сосредотачивают интерес в основном вокруг таких явлений, как творческая колония Надьбанья и ее школа, сецессион, венгерский фовизм, венгерские авангардисты

Вместе с тем, искусство Риппла-Ронаи как одного из самых заметных венгерских художников, и его время привлекали внимание многих исследователей. Издано множество монографий; особенно ценными являются каталоги его персональных выставок. Однако его творчество не было рассмотрено как составляющая единого процесса, не было введено в контекст венгерского символизма.

Изучение творчества Риппла-Ронаи в ХХ веке несколько осложнялось тем, что дневники художника, а также обширная переписка, не датированы, и поэтому некоторые факты его творческой биографии до сих пор не установлены.

В Венгрии Риппл-Ронаи получил известность после первой крупной выставки в 1901 году, на которой он был представлен несколькими десятками работ. Вскоре появились первые статьи о творчестве художника, написанные его другом и критиком

Элеком Петровичем.

Долгое время масштаб его достижений недооценивался как на родине, так и за ее пределами. До сих пор в России и Западной Европе наследие Риппла-Ронаи недостаточно изучено и зачастую ошибочно воспринимается как второстепенное явление. Творчество Риппла-Ронаи во многом сформировалось в годы его участия в группе «Наби» и должно рассматриваться в контексте изучения наследия этого художественного объединения. Тем не менее, в большинстве изданий, как отечественных (Костеневич, Крючкова), так и зарубежных (Перруччи-Петри), посвященных группе «Наби», имя и творчество художника никак не упоминается.

В наши дни ряд прошедших выставок в Венгрии и за рубежом помог переоценить значение его творчества, в том числе и недавняя «От Эль Греко до Риппла-Ронаи - из собрания Марселя Немеша, покровителя искусств и коллекционера» (2012). В венгерской литературе необходимо выделить таких авторов, как И. Гентон, Ю. Сабади, М. Бернат, Д. Зюч, Т. Нонн, А. Явор, Я. Хорват, К. Кешеру, которые в своих монографиях и проблемных трудах внимательно изучали творчество Й.Риппла-Ронаи.

Также существует ряд изданий венгерских авторов, переведенных на русский
язык, которые носят ознакомительный характер. Это «Искусство Венгрии» И.Губера,
«Краткая история венгерского искусства» Л. Немета, «Венгерская Национальная
Галерея» Т.Э. Поганя, «Собрания венгерской национальной галереи» под редакцией
Геза Чорба, «Сокровища венгерского искусства за 1000 лет», «Венгерская

национальная галерея» И. Шоймара. Эти труды носят характер очерков либо

путеводителей по музеям и помогают дополнить лишь общее представление о развитии венгерского искусства на протяжении нескольких веков.

В отечественной и зарубежной литературе не существует крупного издания, рассматривающего проблемы восточноевропейского искусства ХIХ-ХХ вв. в общеевропейском контексте. Лишь в последние десятилетия интерес к искусству восточной Европы возрождается; в российском искусствоведении стали появляться издания, посвященные этой теме. Это «Художественная культура Австро-Венгрии 1867-1918», «Художественные центры Австро-Венгрии 1867-1918 годов» и «От романтизма к символизму. Очерки польской и венгерской живописи Х1Х – начала ХХ века» под редакцией И.Е. Светлова, «Венгерское искусство и литература ХХ века» и каталог выставки, прошедшей в 2005 году в Эрмитаже «Вена и Будапешт на рубеже веков. 1870 - 1920-е».

Несмотря на достаточно большой блок литературы, посвященный времени работы Риппла-Ронаи, приходится отметить, что исследования, специально рассматривающего

творчество Риппла-Ронаи в контексте венгерского символизма, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не существует. До сих пор в тени остается ряд проблем, касающихся важнейших составляющих возникновения и формирования венгерского символизма, определяющих актуальность данного исследования. Это означает, что сохраняется открытым поле для анализа и интерпретации творчества Риппла-Ронаи и его восприятия в контексте европейской художественной культуры.

Объектом исследования является венгерский символизм, особенно своеобразно представленный творчеством Риппла-Ронаи. На основе обращения к творчеству современных ему французских мастеров, Риппл-Ронаи смог постепенно выработать ярко индивидуальный стиль, вобравший в себя также и черты национальной школы живописи. Одновременно с ним к применению элементов символизма в своем творчестве подошли такие мастера, как Лайош Гулачи, Тивадар Чонтвари Костка, Янош Васари и другие. Однако именно в творчестве Риппла-Ронаи аккумулировались избранные и специфические для Венгрии элементы символизма, в то же время, максимально обогащенные западноевропейским опытом. Графические и живописные произведения Риппла-Ронаи, его объекты декоративно-прикладного искусства, работы других венгерских и французских художников рассматриваемого периода вошли в список изучаемых объектов.

Предметом исследования является развитие признаков символизма в творчестве Йожефа Риппла-Ронаи, изучение творческой эволюции его стиля, выявление символистических черт на протяжении всей жизни художника; изучение наиболее распространенных и характерных общих мотивов в творчестве венгерских и французских художников, в особенности, из группы «Наби», в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве конца XIX – начала XX века.

Хронологические рамки определяются 1867 годом – временем установления австро-венгерского дуализма , давшим толчок к развитию венгерского национального искусства, и 1920-ми годами – временем распространения венгерского авангарда.

Цель работы - детально изучить предпосылки и особенности возникновения и формирования венгерского символизма, проследить его связи с художественными школами соседних стран, а также тщательно изучить наследие Йожефа Риппла-Ронаи как крупнейшего представителя данного направления в контексте восточноевропейской и западноевропейской культуры, определить значение художника для дальнейшего развития венгерского искусства.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- определить предпосылки появления символизма в Венгрии - рассмотреть методы работы, художественные приемы и особенности концепции венгерских символистов

-исследовать связь живописи с литературой, народной культурой, бытом -выявить своеобразие синтеза искусств в творчестве Риппла-Ронаи -проанализировать отдельные живописные произведения и объекты декоративно-прикладного искусства

-выявить отдельные иконографические схемы и взаимосвязь современного и народного начал -ввести творчество Й. Риппла-Ронаи в культурно-исторический контекст.

Источниками и материалом для работы послужили: -живописные и графические произведения Й. Риппла-Ронаи из собрания Венгерской национальной галереи в Будапеште, из собрания аукционного дома Кишельбах (Будапешт), из других частных коллекций.

-живописные произведения французских художников из собрания Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, и французских музеев. -фотографии и дневники художников рассматриваемого периода.

-публикации: отечественные и зарубежные монографии и статьи, посвященные творчеству Риппла-Ронаи, публикации о символизме и о живописи конца ХIХ- начала ХХ века, труды по истории искусства Восточной Европы.

В диссертации анализ и интерпретация произведений венгерских, немецких и французских мастеров производилась несколькими методами исследования. Историко-культурный метод позволил автору предложить хронологические рамки венгерского символизма, а также проследить степень влияния западноевропейских художников на венгерских. Сравнительно-описательный метод использовался для выявления общих черт в творчестве художников рассматриваемого периода из разных стран, обнаружения единых мотивов, композиционных и колористических решений. Образно-стилистический анализ применялся для описания художественной стороны рассматриваемых произведений, для выявления взаимосвязей творчества Риппла-Ронаи с венгерской литературой того времени. В работе сочетается хронологический и проблемный принцип организации материала, поскольку искусство Венгрии указанного периода обладает рядом качеств, не позволяющих рассматривать явления символизма в строгом порядке их возникновения.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Впервые проанализированы труды иностранных специалистов в области
венгерского символизма. Изучены живописные и графические произведения
французских и немецких художников, которые повлияли на венгерских мастеров.
В представленной работе впервые собран каталог более шестисот произведений
Риппла-Ронаи, являющийся на сегодня самым полным на русском языке и
основывающийся на государственных и частных собраниях. Впервые отмечено
значение взаимовлияния в творчестве художников – представителей группы «Наби»,
выделена роль Риппла-Ронаи как полноценного участника этой группы. Проведенные
исследования расширяют наши знания в области венгерского и западноевропейского
искусства конца XIX - начала XX веков. Изучены особенности и выявлены причины
запаздывания, растянутости и своеобразного развития символизма в Венгрии.
Рассмотрена проблема синтеза изобразительного искусства и литературы в венгерской
культуре рубежа веков. Рассмотрена проблема синтеза народной традиции и искусства
конца ХIХ - начала ХХ веков в Венгрии. Творчество Риппла-Ронаи введено в контекст
западноевропейского и венгерского символизма, а также разработаны новые
методологические подходы к анализу его живописных и графических.

Проанализированы основные произведения Риппла-Ронаи и некоторых венгерских художников рассматриваемого периода с точки зрения их символического содержания. Предложены варианты интерпретаций отдельных композиций и иконографических схем живописных произведений Й. Риппла-Ронаи, введена и уточнена периодизация творчества Й. Риппла-Ронаи. Венгерское искусство 1867-1920-х годов рассмотрено как единый процесс, вобравший в себя множество сложных явлений.

Положения, выносимые на защиту:

Символизм в Венгрии обладает особым своеобразием и отличается от западноевропейского как временем возникновения, так и стилистическими и формалистическими особенностями;

Творчество Йожефа Риппла-Ронаи и других крупных венгерских символистов невозможно изучать без учета изменений в политической и культурной жизни Венгрии конца Х1Х – начала ХХ века;

Отдельные произведения Риппла-Ронаи связаны с венгерской литературой рассматриваемого периода;

Творчество Йожефа Риппла-Ронаи складывалось во Франции, и поэтому должно рассматриваться не только в контексте искусства Венгрии, но и в рамках западноевропейской культуры;

Живописные произведения Риппла-Ронаи представляют собой уникальный синтез формальных элементов современного ему стиля модерн, национальной традиции, отдельных заимствований из народного творчества, общих культурологических явлений конца ХIХ-начала ХХ века;

В творчестве Риппла-Ронаи сложились определенные иконографические схемы, частью которых стали декоративные и символические мотивы. Эти мотивы заимствуются некоторыми художниками группы «Наби». Можно говорить о взаимном цитировании одних и тех же мотивов, а следовательно, о взаимовлиянии художников этой группы.

Опыт нахождения художника во французской среде, в частности, в группе «Наби», обогатил не только его индивидуальную творческую манеру, но и обеспечил интенсивное развитие всего венгерского искусства в начале ХХ века;

Венгерский символизм достиг своего апогея в 1900-е годы, и отдельные черты этого направления присутствовали в творчестве художников венгерского авангарда, обогащая его;

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке курса, посвященного венгерскому изобразительному искусству рубежа веков. Творчество Риппла-Ронаи во время его пребывания во Франции и участия в группе «Наби» может быть рассмотрено как важная составляющая работы данного объединения. Каталог произведений Риппла-Ронаи, впервые разработанный в данном исследовании, может быть использован для глубокого изучения творчества Риппла-Ронаи.

Степень достоверности научных результатов основывается на изучении всех доступных материалов, сосредоточенных в библиотеках Российской Федерации, в библиотеке Будапешта, а также в музеях Мюнхена, Вены, и, в особенности, Будапешта и Капошвара. Автор вела корреспонденцию с сотрудниками аукционного дома Кишельбах в Будапеште и получила доступ к иллюстрациям работ Риппла-Ронаи из частных собраний, в том числе к информации об утраченных произведениях.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации представлены в докладах на пяти научных конференциях памяти М.В. Доброклонского (2009, 2010, 2011, 2012), на конференции «У истоков новейшего европейского искусства». 16-е Алпатовские чтения (2005). По теме диссертации опубликовано шесть статей, в том числе три статьи в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий.

Структура и объем диссертации