Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Кабакчи Маргарита Константиновна

Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года
<
Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кабакчи Маргарита Константиновна. Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года: диссертация ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Кабакчи Маргарита Константиновна;[Место защиты: Российский государственный пе дагогический университет им. А.И.Герцена].- Санкт-Петербург, 2014.- 272 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Условия формирования финской архитектурной школы на рубеже XIX – XX веков 12

1.1 К определению понятия «архитектурная школа» 12

1.2 Регионально-хронологические особенности формирования финской архитектурной школы 19

1.3. Характеристика профессионального сообщества финских архитекторов конца XIX века 34

Глава 2. Творческие поиски Ларса Сонка в контексте развития финской архитектуры в 1890- 1930-х годах 49

2.1. Формирование творческой индивидуальности Ларса Сонка 49

2.2 Национальный романтизм в творчестве Л. Сонка на примере деревянного зодчества 58

2.3. Эволюция творчества Л. Сонка от национального романтизма к неоклассицизму в его региональном варианте на примере гражданских построек 75

2.4 Эволюция творчества Л. Сонка от модерна к функционализму на примере культовых построек 98

2.5. Нереализованные планы и проекты Л. Сонка 114

Глава 3. Градостроительные идеи Ларса Сонка, промышленное и жилое строительство 128

3.1. Роль Ларса Сонка в формировании центрального ансамбля Хельсинки и его работы в других городах Финляндии в области городского планирования 128

3.2. Гражданское и промышленное строительство. Создание жилых комплексов 139

3.3. Влияние творчества Ларса Сонка на строительство и городское планирование в Финляндии в конце ХХ – начале ХХI века 148

Заключение 156

Список архивов Финляндии 160

Список литературы 162

Регионально-хронологические особенности формирования финской архитектурной школы

В гуманитарной отрасли научного знания последних десятилетий пристальное внимание уделяется терминам «научная школа», «психологическая школа» и «художественная школа», выявляется их специфика применительно к различным аспектам исторических и культурологических исследований. В сравнении с достаточно разработанной трактовкой этих категорий понятие «архитектурная школа» малоисследованно. Не существует однозначного и универсального определения этого термина и он чаще всего используется в общеупотребительном значении конкретного учебного заведения. Либо термин «школа» применяют по отношению к творчеству группы архитекторов, если оно отличается близостью художественных принципов, например, школа архитектора Д.В.Ухтомского [58].

В понятие «школа» (от греч., лат. schole - досуг, занятие, чтение, беседа) вкладывается целый ряд понятий, таких как длительное художественное единство, преемственность традиций, принципов и методов [67]. В истории искусства термин «художественная школа» имеет многоуровневое содержание и применяется: по отношению к искусству страны; по отношению к искусству географической области или города в случае, если оно отмечено яркой самобытностью черт в пределах определенных хронологических границ; по отношению к группе художников, близких по творческой позиции; по отношению к группе учеников и последователей мастера. Первые попытки разграничения художественных школ по типам прослеживаются уже в античности (например, «Афинская школа, и т.п.). Особое развитие классификация по школам получила в истории искусства с эпохи Возрождения (например, «Сиенская школа», «Флорентийская школа», «Венецианская школа» и т.п.). В применении к искусству XIX века важное значение приобрело широконациональное толкование термина (например, «русская школа», «французская школа» и т.п.). Искусство XX века характеризуется сложением принципов систематизации художественных школ по типам, при этом классификация может осуществляться в зависимости от специфических особенностей видов и жанров искусства [38]. Место архитектурной школы в этой классификации определяется специфическими чертами архитектуры как вида искусства.

Термин «архитектурная школа» встречается во многих академических учебниках по истории отечественной архитектуры и градостроительства, а также в исследовательских работах [27, 71]. Однако чаще всего он, по мнению Е.В.Ильиной, коррелирует с понятием архитектурного стиля и связывается с конкретным культурно-историческим периодом, так как на сегодняшний день не существует ни четкого определения «архитектурной школы», ни критериев ее оценивания [27]. Классическим примером обозначения определенного исторического периода зодчества «школой архитектуры» считаются строительные артели Древнерусской культуры — Владимиро-Суздальская, Псковская архитектурные школы и др.

Для моделирования понятия «архитектурная школа» и выявления его специфических характеристик представляется целесообразным обратиться к анализу семантически родственных определений «научная школа» и «школа художественная». Рассмотрение их семантической сущности позволяет сформулировать критерии расширенного толкования понятия «архитектурная школа» и обозначить его ключевые признаки. Школа как система практических приёмов, связанных единством основных взглядов, преемственностью принципов и методов, с помощью которых происходит передача знания от поколения к поколению, является устоявшейся формой трансляцией социального и научного опыта в истории культуры. Достаточно вспомнить сложившиеся ещё в эпоху античности философские школы Пифагора, Гиппократа, Платона и Аристотеля, положившие начало развитию коллективной научной деятельности [11, 64].

Эпоха Возрождения характеризовалась новым гуманистическим взглядом на мир и искусство, что не могло не отразиться на способах передачи знания и художественного опыта [66].

Во второй половине XVIII века научные школы в Европе создавались по образцу художественных школ эпохи Возрождения и свою деятельность выстраивали по принципу многократного повтора образца какого- либо действия, чтобы овладеть мастерством научного эксперимента. Передача знаний и опыта в профессии шла от мастера к ученику. Поэтому школы и академии нового времени - «школы экспериментального мастерства» [27].

Понятие научной школы усложнялось с течением времени в связи с возникновением новых форм организации человеческих сообществ. С начала XX века феномен «научной школы» становится предметом социологического, философского, научного анализа. В современном гуманитарном знании под «научной школой» принято понимать небольшой научный коллектив, объединенный не только организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, а также традицией — сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений.

Характеристика профессионального сообщества финских архитекторов конца XIX века

Ларс Сонк начал свою деятельность раньше группы, возглавляемой Э. Саариненом, с именем которого чаще всего и ассоциируются достижения финской архитектуры рубежа веков [31]. Произведения Л.Сонка находятся в разных уголках Финляндии и Аландских островов, а здание Собора Св.Иоанна, построенное в Тампере, считается своеобразной визитной карточкой архитектора, который называл себя «строителем церквей», и именно этому типу зданий он посвятил много лет своей творческой жизни [102, 105, 145].

Ларс Сонк был ведущей фигурой движения финского национального романтизма в архитектуре наряду с такими широко известными архитекторами, как О.Тарьянне (O.Tarjanne), В.Лённ (W.Lnn), Х. Хонгелл (H.Hongell), Б.Федерлей (B.Federley), У.Нюстрём (U.Nystrm) и некоторыми другими, однако, гораздо более самобытным, последовательным и разносторонним. Крупнейшие произведения Л. Сонка, сохранившиеся до наших дней, находятся в разных областях Финляндии, в том числе, на Аландских островах, где он много работал в одно время с Хильдой Хонгелл. Наследие Ларса Сонка – это около 150 зданий, а также 22 градостроительных плана, и многочисленные проекты интерьеров. К этому надо добавить множество нереализованных планов и проектов, многие из которых принимали участие в архитектурных конкурсах [76, 111, 114, 121].

Наступление нового века знаменовало новый этап в карьере Ларса Сонка. Его первый приз в конкурсе на строительство церкви в Тампере и широкий резонанс, который получил этот проект, привлекли внимание общества. Не менее важно и то, что с начала 1900-х гг. он получал крупнейшие заказы на строительство в центре Хельсинки. Именно благодаря этим заказам и проектам церквей, репутация и известность Ларса Сонка перешагнули границы Финляндии. Это позволило расширить возглавляемое им архитектурное бюро, в котором Сонку помогали многие архитекторы, достигшие известности позже: среди них были Сигне Хорнборг (S.Hornborg), Биргер Федерлей (B.Fedeley), братья Бертель и Вальтер Юнг (B.Jung, V.Jung), Карл Линдаль (K.Lindall), Густаф Стренгел (G.Strengel) и Вальтер Томе (V.Thom) [114].

После окончания обучения Ларс Сонк обосновался в Хельсинки, где официально зарегистрировался как архитектор в 1898 году. Биргер Федерлей (B.Federley 1874 – 1935) окончил Политехнический институт в Хельсинки в 1896 г. и в 1898 г. поступил на работу чертёжником к Ларсу Сонку, в том же году основывал с ним совместное бюро с филиалом в Тампере, которым и руководил вместе с Л.Сонком с 1898 по 1900 год. Именно там, в центре Тампере, они построили жилое здание с офисными помещениями на первом этаже для крупного коммерсанта Тиркконена в 1898 году. Здание понравилось заказчику и горожанам, и его можно считать первым в ряду гражданских построек Л. Сонка. Вскоре после этого Б.Федерлей основал собственное архитектурное бюро, но совместная работа двух архитекторов на этом не закончилась. В апреле 1902 года в Тампере началось строительство Собора Св.Иоанна по проекту Л.Сонка, и, по его же рекомендации, архитектором по надзору за строительством был назначен Б. Федерлей [111]. При постройке собора, который и сегодня является символом национального романтизма в Финляндии, зодчему удалось собрать замечательную команду мастеров, без таланта и самоотверженного труда которых его проект вряд ли был бы успешно воплощен в жизнь. Среди них были Вальтер Юнг, разработавший дизайн интерьера и орнаменты, вырезанные по дереву и гравированные на меди, и Макс Фреландер, создавший для собора светильники. Архитектор М.Фреландер (Max Frelander 1881-1949) был знаком с идеями Л.Сонка со времен строительства церкви Св.Михаила в Турку, где он внес свой вклад в создание внутреннего оформления: роскошный орнамент в стиле Art Nouveau украшает церковный зал, стены лестничных площадок и оконные ниши. В дальнейшем их сотрудничество продолжилось при строительстве Фондовой Биржи в Хельсинки в 1912 году. Символика в художественном оформлении здания никак не связано с деятельностью, происходящей в нем, лишь слово Brs («Фондовая биржа») украшает портал. Темы и мотивы декора – стилизованные природные формы, имеющие символический смысл, – отделены от уровня фасада: в художественном оформлении верхних частей фасада венки прикреплены к стене с помощью спускающихся гирлянд, вогнутые профили выступов ассоциируются с Венским сецессионом. М.Фреландер отвечал за все художественное оформление [111].

Что касается Вальтера Юнга (1879–1946), его совместная работа с Ларсом Сонком продолжилась при реконструкции Приватбанка в 1903 году. Интерьеры Приватбанка чрезвычайно богато украшены, и здесь сыграли роль не только материалы отделки, но и художественное оформление, цветовая гамма, элементы декора и мебель, созданные В.Юнгом, вклад которого в создание нового облика Приватбанка был не менее существенным, чем вклад Л. Сонка. Ведущей темой была стилизация органического мира, но использовались и абстрактные орнаменты в стиле Венского сецессиона [111].

Сотрудничество Л. Сонка с А.Линдгреном (A.Lindgren 1874–1929) – коллегой и соперником – началось уже в 1990 году, когда увидела свет статья Vrt Museum («Наш музей»), подписанная Г.Гезеллиусом, А.Линдгреном, Г.Неовиусом и Л.Сонком, в которой авторы не только подвергли критике уже утвержденный «окончательный» проект Национального Музея Финляндии, но и сформулировали цели предложенного ими архитектурного конкурса [147]. Они хотели видеть музей как отдельно стоящее здание, и поэтому он должен был быть «вписан» в городской пейзаж. Участок земли, на котором планировалось строительство, принадлежал району Эту-Тёёлё (Etul), который был предметом градостроительного конкурса еще в 1899 году, на котором Ларс Сонк получил вторую премию.

Эволюция творчества Л. Сонка от национального романтизма к неоклассицизму в его региональном варианте на примере гражданских построек

Среди главных требований к проекту больницы были новейшая система вентиляция и санитарные условия, поэтому кухни расположены на втором этаже так, чтобы загрязненный воздух мог немедленно выходить через вентиляцию. Отдельные палаты пациентов эффективно проветривались, а белье, которое хранилось в специальных отапливаемых шкафах, не проносили через больничные помещения после использования, а спускали на специальных лифтах в прачечную. Принципы гигиены также учитывались и при отделке поверхностей – полированная штукатурка стен операционной легко поддавалась уборке. В то время важность гигиены постоянно подчеркивалась, и не только в общественных местах, но и в частных домах, страх заразиться (Schmutzphobie) привел к снижению использования текстиля в отделке интерьеров, уменьшению размеров окон и предпочтению окрашенных или лакированных деревянных поверхностей другим видам отделки [124].

Проект больницы Eira был настолько успешен, что вскоре Сонк получил еще один аналогичный заказ, и в 1908 году в Хельсинки была построена больница Св.Марии (ил. 210 – 211). Асимметричная планировка здания, треугольные элементы фасадов, форма и каменный декор главного входа перекликаются с планировкой и декоративным убранством больницы Eira. В эти же годы Л.Сонк проектирует здание санатория в Хювинкяя (1906) и здание спа-комплекса в Гранкулле (1910). Архивное фото санатория дает представление о здании, типичном для эпохи национального романтизма – архитектурная композиция, башни, фланкирующие главный корпус, галереи вдоль мансардного этажа, плавные изгибы крыш свидетельствуют о влиянии модерна (ил. 212). К сожалению, во время войны здание сильно пострадало и его современный облик отличается от оригинального (ил. 213 – 215). Зданию спа-комплекса повезло больше – изменения коснулись в большей степени интерьеров. Хотя спа-комплекс был построен всего на пять лет позже больницы Eira и санатория в Хювинкяя, он выглядел значительно скромнее с точки зрения декора фасадов и архитектурной композиции в целом (ил. 216 – 217). При этом сохраняется асимметричная планировка здания, окна различной величины, полукруглая башня содержит лестничный проем (ил. 218 – 219). Интересно отметить, что все медицинские и лечебные учреждения, построенные по проектам Сонка, сегодня используются по их прямому назначению.

В 1910 году Л.Сонк спроектировал восточное крыло больницы Eira по улице Техтаанкату, 28. Это здание производит впечатление параллелепипеда с уплощенными стенами и геометризированными формами. Однако при внимательном рассмотрении фасадов, можно увидеть полное отсутствие симметрии, закругленный эркер на одном из углов здания, окна разной формы и размеров. Белые полуколонны, обрамляющие оконные проемы напоминают ордерную композицию (ил. 220). Таким образом, это здание, также как и здание спа-комплекса можно рассматривать как первый шаг отступления от принципов архитектуры модерна.

Строительство зданий общественного назначения в центре финской столицы было продолжено проектированием ряда банковских зданий, и может быть продолжен зданием, предназначенным для Ипотечной Ассоциации Финляндии (Suomen Hypoteekkiyhdistys, далее ИАФ) (1907-1909), располагающимся, также, как и Приватбанк, на Эспланаде (Южная Эспланада, 16) в самом центре Хельсинки (ил. 221 – 222). Проект предполагал строительство нового четырехэтажного дома, который бы отвечал потребностям клиентов и нескольких арендаторов. Таким образом, главный офис ИАФ продолжил программу строительства на деньги банков и страховых компаний на расширяющемся рынке столицы, в результате реализации которой уже появились впечатляющие здания Васа Банка (Wasa Banken) и страховой компании Похьола (Pohjola), а в течение еще нескольких лет должны были быть завершены здание Фондовой биржи, о которой будет сказано ниже, и страховых компаний Kaleva, Suomi и Salama в центре Хельсинки. При проектировании ИАФ Сонк создавал здание общественного характера на частные деньги.

Деятельность ИАФ, основанной в 1861, отличалась от деятельности коммерческих банков, и поэтому у нее не было необходимости привлекать клиентов помещением внушительного вида с роскошными интерьерами. Благоприятный экономический климат и желание приобретать постоянное собственное жилье сделали строительный проект жизнеспособной альтернативой в начале двадцатого столетия. На этот раз конкурса проектов не было. Совет директоров банка сразу выбрал Сонка для выполнения поставленных задач. Причины этого, вероятно, объясняются составом Совета: в 1906 году Э.Шибергсон был избран управляющим директором Ипотечной Ассоциации. Будучи директором Приватбанка, именно он поручил реконструкцию здания финскому мастеру. Прекрасный результат и дружеские отношения заказчика и архитектора сделали Сонка известным «архитектором частного капитала» в Хельсинки именно тогда, когда в деловом центре Хельсинки велось интенсивное строительство.

Влияние творчества Ларса Сонка на строительство и городское планирование в Финляндии в конце ХХ – начале ХХI века

В 1907 году была построена вилла в Vallmogrd в Гранкулле (ил. 331 -332). Архитектурно-пространственная композиция здания (асимметричная композиция, каменный цокольный этаж, стилизованные балконы и эркер, каменные колонны, обрамляющие оконные проемы, арки, разновеликие окна), и особенно элементы внутреннего декора (растительный орнамент, резьба по камню и дереву) свидетельствуют о том, что вилла была построена в духе национального романтизма (ил. 333 - 336, 337 - 340). Сейчас в романтических интерьерах виллы расположен Дом творчества.

Близкая по духу, хотя и несколько проще по архитектурному решению, вилла в Калвола (ил. 341 - 343). Первоначально вилла была построена для директора известной стекольной фирмы Iittala, которая находилась в Калвола. В 1920- годах вилла была продана и использовалась как место заседания городского Совета города Калвола вплоть до второй мировой войны. В настоящее время, после реставрации, вилла используется как художественная студия для детей с ограниченными возможностями.

Вилла Baumgatner (1913) открывала следующий этап в творчестве Л.Сонка (ил. 344 - 346). Все виллы, построенные в течение следующего десятилетия спроектированы по тому же принципу:

Отдельного упоминания заслуживает вилла Kultaranta в Наантали, построенная Л.Сонком для предпринимателя и общественного деятеля Альфреда Корделина (A.Kordelin) в 1916 году. В плане архитектурной композиции от предыдущих вилл ее отличает наличие башни и, благодаря хорошему финансированию, вилла имеет каменную облицовку (ил. 358 -360). В настоящее время она используется президентами Финляндии как летняя резиденция.

Строительство многоквартирных домов в карьере Л.Сонка началось в конце XIX века в Ханко, где в 1897 году он спроектировал жилые дома Lignellin talossa на Булеварди, 20 (ил. 361 - 363) и на ул. Рантакату (ил. 364 -367). Оба здания были построены на стыке эклектики и финского модерна. К сожалению, оба здания претерпели значительные изменения, и только архивные фотографии позволяют по достоинству оценить творчество молодого Сонка.

В Хельсинки в 1900 году Л.Сонком были построены жилые дома на Похьосранта, 10 (ил. 368 - 371) и Фредеринкату 35 (ил. 372 - 375). Классическим примеров многоквартирного жилого дома этого периода является дом Тиркконена в Тампере (Каупакату,6), построенного Сонком совместно с Б.Федерлеем в 1906 году (ил. 376 - 382). Эти три здания можно считать вершиной проявления национального романтизма в жилищном строительстве, осуществленном по проектам Л.Сонка:

Многоквартирный жилой дом, известный как Villa Peter, был построен в районе Эйра в 1907 году (ил. 383). Так же как в ситуации со спа-комплексом в Гранкулле, здесь еще сохраняется асимметричная планировка здания с разновеликими окнами и полукруглым эркером, однако здесь тоже очевидно упрощение архитектурной композиции и сведение декора к минимуму.

Заслуживают внимания жилые дома, построенные в 1909 году по адресу Манеесикату, 2а и Исо Рообертинкату, 10 - они являются ярким примером начала перехода от модерна к неоклассицизму (ил. 384, 385).

1910-е годы явились периодом возрождения неоклассицизма и его развития в архитектуре Финляндии в региональном варианте Северного классицизма. Жилые здания, построенные в Хельсинки по проектам Сонка в 1910 - 1915-х годах иллюстрируют это: жилой дом на Ероттайанкату, 4 (ил. 386 - 392) и жилой дом на Рахпайанкату 3 (ил. 393 - 397), жилой дом на Леннротинкату, 17 (ил. 398) и Порместаринринне, 4 (ил. 399).

Третий этап творчества Ларса Сонка - переход от неоклассицизма к функционализму нашел отражение в жилых домах, построенных в 1920-30х годах, например: здание «Арена» (жилые и офисные помещения) 1923 года на Хамеентие, 2 (ил. 400 - 403), жилой дом на Ууденмаанкату, 4-6 (1925) (ил. 404), жилой дом на Ваазанакату, 4 (1928) (ил. 405), здание Sturenkatu-Kangasalantie-Eurantie (квартал) 1928 года, построенное совместно с М.Финелл (ил. 406 - 407) и жилой дом на Техтаанкату, 11-13 (1929) (ил. 408 - 409).

Похожие диссертации на Творчество Ларса Сонка и пути становления финской архитектурной школы в 1890 – 1930-х года