Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов Слудняков Александр Олегович

Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов
<
Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Слудняков Александр Олегович. Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Слудняков Александр Олегович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/147

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Творчество Николая Ионина и формальные поиски ленинградских художников 1920-х гг. 21

Глава 2. На переломе эпох: Николай Ионин и ленинградская живописная школа в 1930-е гг. 68

Глава 3. Обретение стиля: «социалистический реализм» в творчестве Николая Ионина и ленинградских художников 1940-х гг. 103

Заключение 135

Библиография 138

Принятые сокращения 150

Альбом иллюстраций 151

Приложение 219

Список выставок, которых принимал участие Н.А. Ионин 219

Каталог 222

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению творчества ленинградского художника Николая Александровича Ионииа (1890-1948 ) в контексте общего развития ленинградской живописной школы 1920-1940-х гг.

Актуальность работы обусловлена следующим рядом обстоятельств: повышением в настоящее время интереса к оригинальному творчеству ленинградских художников второй четверти XX века; крайне незначительным объёмом публикаций и отсутствием обобщающих работ о ленинградской живописной школе. Недостаточная изученность таких вопросов, как эволюция, типология и периодизация творчества ленинградских художников требует новых исследований. Данная работа обеспечивает решение следующих задач - вводит в научный оборот целый пласт ранее неизвестных работ практически забытого художника, ставит их в контекст развития всей ленинградской художественной школы и показывает на частном примере эволюции творчества Николая Ионииа путь, который проделали в условиях меняющейся художественной и политической ситуации многие ленинградские живописцы.

Дополнительным и немаловажным аспектом, сделавшим данную работу актуальной, является то обстоятельство, что вслед за подробным изучением творчества художников начала XX века, столь популярных и почитаемых сейчас, пришло время изучать и их учеников, при жизни находившихся в тени как своих знаменитых учителей, так и не менее известных современников, признанных советских живописцев.

Своеобразное творчество ленинградских художников первой половины XX в. ещё недостаточно изучено. Хорошо известны имена А.Н. Самохвалова, А.Ф. Пахомова, А.В. Карева и некоторых других. Однако, совсем не исследован тот культурно-политический фон, в котором этим и другим оригинальным мастерам приходилось формировать свои творческие принципы. Практически не изученным остаётся общая творческая ситуация, существовавшая в Ленинграде в этот период, и особенно в 1920-е гг., когда существовало несколько интересных художественных объединений, нередко с противоположными взглядами на искусство. До сих пор не известны и многие безусловно талантливые художники той эпохи, которые по ряду причин не получили признание при жизни.

Одним из таких художников и был ленинградский живописец и график Николай Александрович Ионии, ученик таких известных художников и педагогов как К.С. Петров-Водкин и Д.Н. Кардовский.

При изучении его творчества становится очевидно, что в отечественном искусстве 1920-х - 1940-х годов, существует ещё ряд совершенно неизвестных пластов, изучение которых позволяет по новому осмыслить историю отечественной живописи. Причем вся сложность этого периода, по всей видимости, еще до конца не понята.

В наше время широко распространено несколько односторонне представление о советском изобразительном искусстве 1920-1940-х гг. Считается, что вслед за бурным его развитием в 1920-е гг. с разнообразием художественных направлений, с начала 1930-х гг. наступил некий застой, связанный с подавлением государством тех течений в искусстве, которые не укладывались в концепцию официально провозглашённого художественного метода «социалистического реализма».

В диссертации эта проблема рассматривается через исследование творчества Николая Ионина - художника яркой индивидуальности, сохранившего ее на протяжении всей своей творческой деятельности.

Николай Ионин не представлял публике многие свои работы, большинство из которых, в том числе и наиболее интересные, находящиеся сейчас в коллекции Русского музея, десятилетиями были не известны ни критикам, ни широкой публике. Те же картины, которые попадали на выставки (а их было не мало), к большому сожалению, не были отмечены критикой. В значительной степени результатом этого и стала неизвестность большинства его произведений, особенно относящихся к раннему, наиболее плодотворному периоду творчества художника.

Правомерность и актуальность разработки данной темы диктуется также недостаточным количеством материала, относящегося к проблеме ленинградской художественной школы 1920-1940-х гг., одним из представителей которой был Николай Ионин.

Проблемой, также требующей решения является определение особенностей ленинградской художественной школы периода 1920-1940-х гг. Ниже будет рассмотрена полемика, касающаяся данного вопроса. Постоянное расширение круга знаний о ленинградской художественной школе того времени требует нового осмысления этой проблемы, а исследование творчества Николая Ионина значительно способствует этому. Степень научной разработанности проблемы

Библиография жизни и творчества художника крайне скудна. Творчеству Николая Ионина посвящена лишь одна небольшая работа популярного характера - альбом, названный «Николай Александрович Ионин. Живопись и графика. Очерк творчества» (СПб., 1992). По сути это каталог, вступительную статью для которого написала Г. Волотковская. О жизни художника почти не осталось документальных свидетельств. Сохранилось лишь личное дело студента Академии Художеств Ионина, из которого можно узнать некоторые факты биографии будущего художника (Российский Государственный исторический архив, Ф. 789; Оп. 13; № 142), а также краткая автобиография, написанная самим Иониным уже после 1945 г. Есть также краткая биография художника, которая была приведена в статье И.В. Лебедевой «Общество живописцев. К истории художественной жизни Ленинграда», посвященной художественным объединениям Ленитрада 20-х гг. и опубликованной в сборнике «Советское искусствознание» (М., 1988). Также несколько строк о творчестве художника содержатся в альбоме «Живопись 20-30-х годов», составителем которого был A.M. Муратов (СПб.,

1991). Наибольшее количество сведений, косвенно относящихся к Николаю Ионину, имеется в публикациях о различных художественных объединениях Ленинграда 1920-х- начала 1930-х гг.: «Общине художников», «Обществе живописцев» (членом которых и был Ионин) и «Круге художников» с которым он, вероятно, сотрудничал. Эта информация содержится в публикациях АЛ 1. Самохвалова, И.В. Лебедевой, Д.Я. Севергохина и О.Л, Лейкинда и других исследователей.

Какие-либо обобщающие или специальные работы о ленинградской живописной школе второй четверти XX в. отсутствуют, однако сама проблема затрагивалась в ряде работ, начиная с конца 1940-х годов и по настоящее время. Среди этих работ необходимо отметить статьи П. Ивановского «Художественный образ и действительность» и И.А. Бродского «Проблемы пейзажа» в альманахе «Изобразительное искусство Ленинграда» (Л.-М., 1948). 13 статье П. Ефимова «Городской пейзаж ленинградских художников», опубликованной в сборнике «Советская живонись'79» (М., 1981), уже определённо было сказано о существовании «ленинградской школы городского пейзажа». Сходная постановка проблемы присутствует и в работах ленишрадских искусствоведов М.Ю. Германа «Александр Русаков» (М., 1989) и Л.В. Мочалова «Пейзажи Вячеслава Владимировича Пакулипа» (Л., 1971). Ценные размышления об особенностях «ленинградской школы» содержатся в работе известного отечественного критика А.И. Морозова «Пути преемственности в советском искусстве тридцатых годов», опубликованной в сборнике «Советское искусствознание. Проблемы пространственных искусств». (Вып. 23. М., 1988).

Таким образом, в настоящее время отсутствуют какие-либо глубокие исследования проблемы ленинградской художественной школы. При этом тема настоящей диссертации нигде не была затронута.

Объектом исследования в диссертации является живопись и графика Николая Александровича Ионина 1920-х - 1940-х гг., начиная с самых первых, дошедших до нас работ художника и до его последней, незакоігчснпой картины, в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-1940-х гг. и эволюции творчества других известных ленинградских художников, работавших параллельно с Н.А. Иониным.

Основная часть творческого наследия Н.А. Ионина находится в настоящее время в собственности сына художника- ГЛ. Ионина, известного отечественного литературоведа. Также целый ряд значимых произведений художника находится в собрании Государственного Русского музея и в коллекции Бежецкого краеведческого музея.

Предмет исследования: формирование стилистических особенностей и эволюция творчества Николая Ионина, определение места творчества Николая Ионина в искусстве Ленинграда 1920-1940-х гг.

Цель исследования - исследование творческой деятельности Н.А. Ионина в указанный период с развёрнутым анализом его художественного наследия в контексте общего развития художественной жизни Ленинграда 1920-1940-х гг; раскрытие особенностей развития творчества Николая

Ионина с 1920-х гг. по 1948 г. с учётом основных факторов, влиявших на него: ученичества у Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина, влияния популярных в то время творческих концепций («сезапизм», импрессионизм, «соцреализм» и пр.) внутриполитической обстановки в стране и связанными с ней особенностями развития отечественного искусства, а также, что особенно важно, влияния «ленинградской школы» и художников, творивших в рамках этой школы.

Задачи исследования:

- Сбор и анализ материалов творчества И.А. Ионина и о его
творчестве;

Систематизация материалов натурных исследований живописных и графических работ Николая Иоиина;

Выделение основных тенденций и закономерностей развития творчества художника;

Приблизительная датировка и уточнение атрибуции неатрибутированных (или неверно атрибутированных) работ художника;

Определение роли и места произведений Н.Л. Ионина в изобразительном искусстве Ленинграда 1920-1940-х гг;

Выявление взаимных влияний и общих стилистических черт в творчестве ленинградских художников в рассматриваемый период;

Составление каталога известных на сегодняшний день произведений II.А. Ионина.

Источниками исследования, являются живописные и графические работы, находящихся в собраниях Государственного Русского Музея, Бежецкого краеведческого музея и (в основной своей массе) в собственности семьи художника. Для исследования оказались недоступны несколько картин Николая Ионина, местонахождение которых неизвестно. Большое число сохранившихся произведений Н.Л. Иоиина, позволяет с достаточной точностью проследить эволюцию его творчества.

В ходе работы было изучено 135 работ художника, в т.ч. 108 живописных и 27 графических работ, Все известные автору работы Николая Ионина сведены в каталог (см. Приложение).

В настоящей работе используются также архивные материалы и опубликованные научные работы о художественной ситуации в стране и творчестве ленинградских художников рассматриваемого периода.

Методология исследования обусловлена выбором темы.

Методологической основой исследования являются принципы комплексного и системного подходов к изучению проблемы в единстве теоретических и эмпирических методов исследования. В работе над диссертацией был применён комплекс методов искусствоведческого, культурологического, философско-эстетического и художественного анализа произведений Николая Ионина и современных ему ленинградских художников.

В диссертации использованы приёмы исследования, сочетающие поиск, выявление, анализ, сравнение и сопоставление как художественных произведений Николая Ионина (на изучении которых, в основном, и строится настоящая работа), так и различного рода письменных источников (архивных и литературных).

При исследовании творчества художника использован традиционный для искусствоведения сравнительно-типологический анализ па основе изучения живописных и графических работ Н.А. Ионина, предусматривающий обобщение значительного но объёму материала, с более подробным рассмотрением либо типичных для рассматриваемого времени произведений, либо наоборот, выделение ярких и оригинальных творений. Художественно-стилистический анализ работ художника произведён с учётом хронологии их создания. В рамках каждой главы диссертации произведения классифицированы по жанрам. Также рассматриваются близкие по стилистике и времени создания произведения других ленинградских художников - Л.Н. Самохвалова, А.Ф. Пахомова, А.И. Русакова, А.С. Ведерникова и др. Деятельность этих мастеров протекала параллельно с творчеством II.А. Ионина и, возможно, влияла на его творчество, либо, вероятно, сама находилась под воздействием рассматриваемого художника.

Для анализа незаконченных или утраченных работ Н.А. Ионина используется метод реконструкции на основании сохранившихся фрагментов художественных произведений, их аналогов (например, графические варианты живописных произведений).

Метод исторического обоснования позволил соотнести творчество Н.А. Ионина с проблемами развития отечественного искусства второй четверти XX в.

Для изучения деятельности художника в контексте развития ленинградской художественной школы используется также теоретический анализ литературы и архивных источников.

Научная новизна заключается втом, что:

впервые проведено комплексное исследование всего творческого наследия и творческого пути Н.А, Ионина;

- выявлены и систематизированы ранее неизвестные произведения художника;

уточнены датировки и названия четырёх работ, в том числе одной картины из собрания Государственного Русского музея; подробно раскрыта роль творчества Н.А. Ионина в развитии ленинградской живописной школы.

Предлагаемая к защите диссертация является первым исследованием творческой деятельности Н.А. Ионина в период с начала 1920-х гг. до 1948 г. - представителя ленинградской живописной школы, эволюция которой отразилась на всём творческом пути художника. В научный оборот вводятся ранее неизвестные архивные источники, относящиеся к истории ленинградской художественной школы.

Положения, выносимые на защипу:

индивидуальная творческая манера Н.А. Ионина сформировалась под воздействием следующих формообразующих факторов: ученичества у Д.Н. Кардовского и К.С. Петрона-Водкина, влияния различных творческих концепций («еезанизм», импрессионизм, «соцреализм» и пр.) а также, влияния «ленинградской школы»;

серия женских портретов, созданная Н.А. Иопиным в середине 1920-х гг. сыграла исключительно важную роль при разработке женского портрета-типа молодой прекрасной женщины --«работницы» или «крестьянки», ставшего в 1920-е гг. характерным для многих ленинградских художников;

эволюция, которую проделал Н.А. Иопин была характерна и для многих других ленинградских художников, придерживавшихся подчас различных творческих концепций;

Н.А. Иоиин является типичным ленинградским художником,

творчество которого имеет много общих черт с другими

представителями «ленинградской живописной школы», но в то

же время, на протяжении всей творческой деятельности мастера,

сохраняло свои индивидуальные черты.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

заключается в том, что в ней содержатся новые научные положения, которые

могут быть использованы в последующих искусствоведческих

исследованиях, посвященных проблемам развития ленинградской

художественной школы и взаимовлияний ленинградских художников второй

четверти XX века. Выявленные и сформулированные стилистические

особенности картин Н.А. Ионина и обозначенная общая для многих

ленинградских художников 1920-1940-х гг. эволюция творчества являются

научным искусствоведческим теоретико-методическим материалом,

имеющим важное значение для постижения художественно-творческого

мышления представителей ленинградской художественной школы.

Практическая ценность исследования заключается и том, что оно способствует расширению познаний по истории искусства Ленинграда второй четверти XX в. Результаты научного исследования творчества Н.А. Ионина могут быть использованы в работах обобщающего характера, в монографиях, альбомах, статьях, в музейной, научно-исследовательской и педагогической практике, а также при организации персональных выставок художников - представителей ленинградской художественной школы, а также объединённых выставок ленинфадских художников рассматриваемого периода, при подготовке к изданию каталогов таких выставок.

Сформулированные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при разработке программ лекционных и практических курсои по истории советского искусства.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

при разработке программ лекционных и практических занятий по истории отечественного искусства советского периода в высшей художественной школе;

- в научной работе искусствоведов, историков культуры и
музейных работников;

при создании трудов по истории отечественного искусства советского периода;

- при комплектовании коллекций музеев и художественных
галерей;

при организации выставок ленинградских художников второй четверти XX в. Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается:

- полнотой собранного материала, его тщательным анализом
осуществлённым в соответствии с выбранными методами
исследования;

широтой охвата теоретических источников исследования и методологической обоснованностью исходных теоретических позиций;

корректным использованием данных искусствоведческих, историко-художественных материалов, связанных с проблематикой диссертации Внедрение результатов работы

Результаты исследования использованы при организации персональной выставки Николая Ионина в Государственном Русском музее (21 февраля -28 марта 2007 г), где работы художника (как живописные, так и графические) были размещены, в целом, по хронологическому принципу.

Для данной выставки была использована краткая хронология жизни и творчества художника, составленная автором.

Мнение автора по поводу неправильной атрибуции картины художника, значившейся в каталоге Государственного Русского музея под названием «Среднеазиатский пейзаж» было принято во внимание работниками музея и название данной работы было изменено иа «Новгородский пейзаж с деревом». Апробации работы.

Основные положения диссертации изложены в ряде научных работ, изданных в 2006-2008 гг. Три из них - статьи в научных сборниках, в том числе 2 - в рекомендованных ВАК изданиях, а одна работа является монографической статьёй, вошедшей в монографию, посвященную жизни и творчеству Николая Ионина (общий объём публикаций составляет 4,2 п.л). Положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на обсуждении персональной выставки Николая Ионина в Строгановском дворце в феврале-марте 2007 г. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры Русского искусства Санкт-Петербургского академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений, включающих каталог всех известных на сегодняшний день работ Николая Ионина, список выставок, в которых принимал участие художник, а также альбом репродукций, в который включено 67 репродукций.

Объём основного текста - 133 страницы.

Общий объём диссертации - 228 страниц.

Творчество Николая Ионина и формальные поиски ленинградских художников 1920-х гг.

Николай Ионин родился в семье крестьян деревни Наволок Новгородской губернии Александра и Марии Иониных в 1890-м году. В метрической книге Новгородского Сиркова женского монастыря, в списке родившихся за 1890 г. упоминается Николай, сын «деревни Наволока крестьян Александра Ионина и законной жены его Марии Николаевой, оба православные». В качестве восприемников упомянуты «родной брат Иван Ионин и крестьянская де-вица деревни Трубщина Татьяна Николаева ». Крещение совершил священ-ник Н. Ильинский . Это крестьянское происхождение будет проявляться в его творчестве на протяжении всей жизни, с первых до самых последних работ. И это при том, что Ионин никогда не был «певцом деревни» и деревенские пейзажи в его творчестве, хотя и занимают видное место, не играют определяющей роли. Но это своеобразное мировосприятие, своеобразная эстетика, свойственная крестьянину, будет проявляться во многих его работах, даже в его городских пейзажах.

По сведениям И.В. Лебедевой начальное художественное образование будущий художник получил в рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге в 1908-1913 гг.

В 1913 г. Николай Ионин поступает вольнослушателем на живописное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств.

Осенью 1915 г. Николай Ионин был призван в армию. Тот год был годом тяжелейших поражений русской армии: были оставлены Польша, Галиция, Литва и Западная Белоруссия. В такой обстановке Ионин, еще вольно- слушатель Высшего художественного училища, и попадает в армию рядовым солдатом. Положение вольнослушателя не давало ему право на отсрочку, которой пользовались студенты.

Здесь кроется первая загадка жизни художника. Сам факт службы рядовым для слушателя высшего учебного заведения, вызывает некоторое недоумение. В период 1-ой Мировой войны русская армия испытывала катастрофический недостаток офицерского состава. Офицерские чины давались людям, окончившим всего лишь четырехклассную школу. Лица, закончившие курс даже церковно-приходской школы, почти наверняка становились унтер-офицерами. Что уж говорить о студенте! Но тем не менее, Николай Ионин не только оказывается рядовым, но и остается им на протяжении всей службы.

Мало того, попав позже по мобилизации уже в Красную армию, Ионин и там оказывается простым санитаром. Все эти факты, приведенные в автобиографии художника, несколько противоречат логике того времени, когда образование в малограмотной стране значило очень много и позволяло рассчитывать на посты более высокие, нежели положение простого солдата. Сам Ионин в автобиографии не поясняет причин такого положения вещей.

Впрочем, ответом на эти вопросы может служить следующее свидетельство, сохранившееся в личном деле художника: «[...] дано сие ученику Высшего художественного училища Ионину Николаю в том, что он страдает явле-ниями неврастении, сопровожд . головными болями, [...] кроме того, наблюдается малокровие». Данный документ датирован 13 декабря 1914 года31. Вероятно, в данном случае, мы видим образец попытки избежать, тем или иным способом, военной службы. Однако данная справка не подействовала (либо подействовала лишь отчасти) , и уже 12 сентября 1915 г. ратник второго разряда государственного ополчения Николай Ионин оказывается в рядах Российской Императорской армии33.

Не известно, однако, что стало бы с будущим художником, не останься он рядовым в запасном батальоне. Д.Н. Кардовский, в мастерской у которого Ионин и занимался, вспоминает о судьбе одного из своих учеников-вольнослушателей, видимо однокашника Н.А. Ионина: «В руководимой мной мастерской был бедняк крестьянин по фамилии Иванюта. Это был очень одарённый малый, делавший... большие успехи и много работавший. К несчастью, во время [...] войны 1914 года он был взят в военное училище, а оттуда был выпущен на фронт офицером и там погиб» .

Тем не менее, даже попав в армию, Ионин не порывает связи с Академией, о чем свидетельствует следующее удостоверение из канцелярии 5-ой роты 177 запасного пехотного батальона, выданное ратнику «Николаю Ионо-ву , ...для представления в Императорскую Академию Художеств, по билету которой...на посещение классов высшего художественного училища при той Академии...он значится под именем вольнослушателя Николая Ионина» . Вся служба Ионина проходила в Петрограде, и у него было время продолжить обучение.

24 апреля 1916 г. вольнослушатель Высшего художественного училища Ионин получает ещё одно свидетельство, выданное на один год «[...] в том, что он отправляется по России для художественных работ с натуры и снимания видов местностей...» .

Насколько «рядовой Николай Ионов» мог воспользоваться такой бумагой в воюющей стране, является большим вопросом. Не был ли и этот документ ещё одной попыткой избежать фронта, куда он неминуемо должен был попасть после прохождения курса боевой подготовки в запасном батальоне?

Во всяком случае, на фронт будущий художник так и не попал. И Первая Мировая война, многое перевернувшая как в русской, так и в европейской жизни и ставшая предвестницей других катаклизмов мирового масштаба, тем не менее, не отразилась в искусстве Ионина. Впрочем, надо сказать, что здесь Ионин не был одинок - трагедия и героика Великой войны прошла мимо многих представителей русской творческой интеллигенции .

Служба Ионина в российской армии закончилась, как следует из его личного дела в мае 1917 г. Причина указана не была, но, скорее всего, она заключалась в общей, как тогда принято было говорить, «самодемобилизации» армии (проще говоря, массовом дезертирстве) весной-летом 1917 г.

В документах, собранных в личном деле художника, после упоминавшейся выше бумаге о годовом отпуске для «художественных работ с натуры», нет никаких сведений об обстоятельствах его жизни в 1916/1917 гг.

Следующие документальные свидетельства о жизни художника относятся уже к концу 1917г. 20-м октября этого года датировано небрежно написанное прошение в канцелярию Высшего художественного училища демобилизовавшегося Ионина «...прошу выслать мне удостоверение в том, что я состою в списках учащихся...на право получения пропуска в Петроград... для продолжения обучения в 1917/1918 учебном году» .

Впрочем, уже с мая 1918 г. — Ионин в Красной армии, сначала как санитар военного госпиталя в городе Бежецке, а затем как «художник-декоратор военного жанра». Видимо, красноармейская жизнь была не очень тяжела, так как уже в 1918 г. Ионин работает преподавателем в новгородской школе, а в 1919 - 1921 гг., продолжая числиться на военной службе, руководит художественной студией в Бежецке.

Служба в Красной Армии завершилась в сентябре 1920 г. Как значится в его личном деле, «демобилизован для продолжения образования в Академии художеств» .

В том же 1920-м году, 17 марта, еще в Бежецке, Николай Ионин женился на Екатерине Николаевне Самохваловой, родной сестре своего товарища и однокашника, известного в будущем советского художника Александра Са-мохвалова.

В баллотировочном листе Николая Ионина, от 14 сентября 1918 г. он значится учеником в мастерской профессора Д.Н. Кардовского41. Учеником Кардовского Ионин будет значиться ещё и в феврале 1921 г., во всяком слу-чае, так он подписал свое заявление о предоставлении ему отпуска . В это время Кардовский уже преподавал в Высшем Художественном училище в Москве43, ходя видимо ещё продолжал числиться и в Академии.

Однако уже 22 апреля того же года, в очередном прошении об отпуске Ионин уже значится как ученик мастерской профессора К.С. Петрова-Водкина44.

На переломе эпох: Николай Ионин и ленинградская живописная школа в 1930-е гг.

1930-е годы стали тяжелым периодом для отечественного искусства. И если в начале 30-х гг. еще продолжались тенденции, намеченные в 20-е годы: существовали разнообразные направления в живописи, продолжали функционировать многие художественные объединения, то уже где-то с 1932 года началось «свертывание» государственными органами всех направлений в искусстве, не укладывающихся в официозную творческую концепцию, которой стал так называемый «социалистический реализм».

Сам по себе вопрос: что же такое «соцреализм» в живописи - еще далек от разрешения. На этот счет существует большой разброс мнений от обозначения этим термином всего советского искусства, за исключением, быть может, творчества наиболее одиозных фигур (типа К.С. Малевича, В.Е. Татлина или П. Н. Филонова) до узкой трактовки его как художественного направления, развивавшего творческие традиции поздних передвижников.

В творчестве Ионина, однако, мы пока не видим почти никаких традиций, связанных с реалистической живописью второй половины XIX в. И в этом плане узкая трактовка термина «социалистический реализм» здесь явно не подходит. Насколько можно применить к творчеству Ионина расширенную трактовку этого термина? Этот вопрос необходимо решать, рассматривая в первую очередь эстетические аспекты как изобразительного искусства вообще в то время, так и в частности творчества интересующего нас художника.

Николай Ионин - художник безусловно самобытный, не вписывающийся в жесткие рамки официального стиля. Однако, ни один художник не может работать вне стиля вообще, он всегда так или иначе примыкает к той или иной творческой концепции. Причем это «примыкание» в наш век — век сосуществования большого количества художественных направлений — может выражаться по-разному. Здесь может быть как использование каких-то формальных приемов данного направления, или просто некая общая эстетическая программа.

Ионин в эти годы продолжал получать творческие импульсы от искусства 20-х гг., хотя и отчасти ценой сохранения творческой индивидуальности и стал отказ от экспонирования многих выстраданных и ярких работ. Тем не менее, художник совершенно сознательно выбрал этот путь — путь сохранения индивидуальности в ущерб известности - многие картины он писал для себя, складывая их на антресоли своей квартиры на Большом проспекте Васильевского острова. Конечно, были и заказные и официальные работы, которые Ионин получал через Союз советских художников, членом которого он стал вскоре после его основания, в 1934 г. Но, тем не менее, не эти картины определяли его творческое лицо.

Г.Н. Ионин так описывает жизненные ориентиры художника в то время: «У отца было ...назначение — спор со временем, верность первой природе, ощущение её непрерывности и неизменности, по сравнению с которыми, эпоха, даже сталинская, лишь временная страница. Но если бы отец мог видеть лагеря, застенки и расстрелы, он — для себя1, -рисовал бы и их»}55

Видимо в результате сокращения числа заказов Ионин начинает заниматься преподавательской деятельностью. В 1930-е гг. он преподаёт в Институте гражданского воздушного флота и Артиллерийской Академии РККА156.

К концу 1920-х — началу 1930-х годов можно отнести и интересную тематическую картину художника — «На верфи» [ил. 18]. Эта работа вплотную подводит нас к производственной тематике, очень популярной в искусстве той эпохи и сильнее проявившейся в творчестве Николая Ионина уже в 1930-е гг.

На картине изображено строительство на верфи деревянной баржи-тихвинки. Здесь, возможно, видно продолжение «новгородской тематики». Во всяком случае, надо думать, что сюжет для картины художник нашел именно там: такие баржи в больших количествах строились тогда на небольших верфях для работы на Тихвинской и Вышневолоцкой водных системах, озере Ильмень и Волхове.

Колористическое решение картины сходно с некоторыми предыдущими работами художника: об этом говорят охристые и синие тона, на сочетании которых и построен колорит картины, тона становятся более насыщенными и т.д. Вновь, как и в «Катушке с кабелем», рабочие написаны одним цветом с результатом своего труда, то есть с баржей, которую они строят.

К началу 1930-х гг. относится и «Автопортрет» — первая работа в этом жанре для Ионина [ил. 19]. Вообще, как правило, написание автопортрета для любого художника есть акт самопознания, что, с одной стороны, свидетельствует об определенном осмыслении и даже, быть может, переосмыслении своей жизненной позиции, а с другой — показатель творческой зрелости.

В данной работе мы впервые видим обращение Н.А. Ионина к типу реалистического психологического портрета. Предыдущие портретные работы художника преследовали в первую очередь не столько задачи раскрытия внутреннего облика модели, сколько задачи чисто художественные. Теперь же художник пытается раскрыть свой характер. Автопортрет не был закончен, остался этюдом, но все же и по нему можно сделать выводы о новых тенденциях в творчестве Ионина.

К началу 1930-х гг. следует также отнести недатированную картину, условно названную «Свинарка с поросятами» [ил. 20] . Эта работа отчасти продолжает живописные традиции «Крестьянки в красном».

Однако, в отличие от той же «Крестьянки в красном» пространство уже развернуто в глубину, справа и слева от героини расположены слева — уборочная машина типа комбайна или самоходной молотилки, а справа — стог се на. Эти предметы, являющиеся кулисами, образуют коридор, по которому и идет девушка.

В этой картине многое непонятно и необычно: и композиция, и странный сюжет, и подчеркнуто грубое (возможно незаконченное?) лицо девушки. Тёмно-красные тона платка героини в сочетании с полыхающим, словно зарево, закатом вносят в картину ощущение тревоги.

Примечательно, что на выставке картин, заказанных «Урало-Кузбасскими организациями», Иониным были выставлены две неизвестные нам работы, названные художником «Конец жатвы»158 и «С новой машиной»159. Возможно, «Свинарка», созданная в это же время, была тематически связана с ними. Не исключено, также, что это и есть картина «С новой машиной», экспонировавшаяся на упомянутой выставке. Во всяком случае, сельскохозяйственный агрегат непонятного назначения играет в композиции картины не последнюю роль. Во всяком случае, в этот период творчества Иониным не было создано других жанровых работ на колхозную тему.

В этот период был написан также один интересный пейзаж — «Синие кипарисы» [ил. 21]. В этой работе художник продолжил свою серию «южных» пейзажей, начатую еще в 1920-е гг. «Синие кипарисы» в этом ряду можно было бы поставить рядом с «Белой дорогой» или «Песчаным спуском», но стоит обратить внимание, что на этот раз на картине изображена уже по настоящему южная, без всяких кавычек природа.

Здесь все построено на контрасте изумрудно-синего цвета кипарисов и ярко-белой дороги, вдоль которой и стоят эти кипарисы. Охристых тонов, которыми художник в работах 20-х гг. обычно передавал образ ясного и знойного солнечного дня, почти нет, но тем не менее этот образ все равно присутствует — его вносит белый цвет дороги, белой от заливающего ее солнечных лучей.

Здесь, возможно мы видим некий «ответ» художника на известную картину Мартироса Сарьяна «Пирамидальные тополи...» (1915 г.)160, которая, возможно, послужила импульсом для создания этой работы. У Сарьяна мы тоже видим пейзаж южной природы, главное место в котором занимают два высоких тополя. Но в картине Сарьяна нет такого напряжения цвета, которое станет присуще его творчеству позднее, отсутствуют и столь ярко выраженные контрасты. У Ионина же наоборот, именно цветовые контрасты и играют главную роль в этой картине, именно насыщенные, напряженные цвета и создают образ жаркого юга.

Обретение стиля: «социалистический реализм» в творчестве Николая Ионина и ленинградских художников 1940-х гг.

Великая Отечественная война, наложила сильный отпечаток на всё советское искусство. Кроме всех бед и страданий, который она несла людям вообще и художникам в частности она сильно деформировала всю художественную жизнь страны.

Одной из первых работ художника, в которой нашли отражение происходившие события, стала картина, которая тематически была продолжением производственной темы, бывшей главной в творчестве Ионина в 30-е годы. Она называлась «Начало войны. У станка». Сюжет ее определен названием — рабочий, в энергичном и экспрессивном движении склонился над фрезерным станком, а за окном - перекрестья лучей прожекторов ПВО. В этой работе ин-тересна ее композиционная «выстроенность». Перед нами тот же «индустриальный интерьер», который мы видели в творчестве художника в начале 30-х гг. Гладкие плоскости стен и пола цеха подчеркивают его пустоту. И на ее фоне - громада фрезерного станка, по сравнению с которой главный герой картины - рабочий выглядит весьма скромно.

Николай Александрович встретил войну в Ленинграде, где он и пережил первую блокадную зиму. Ионин, как и многие его коллеги занимался маскировкой: расписывал здания так, чтобы с воздуха они выглядели как развалины. Эта блокадная зима, стала последней для многих известных художников, среди которых были Н.Э. Радлов, П.Н. Филонов и И.Я. Билибин.

Некоторые подробности жизни Н.А. Ионина в осажденном городе известны из упоминавшихся выше воспоминаний Г.Н. Ионина: «Наши соседи — художники — умирали почти каждый день: сегодня вечером приходил один из них, обсуждал отцову картину, хвалил..., говорил, что сам что-то пишет, а на другой день его уже не было...» .

Николай Ионин сильно подорвал здоровье и весной 1942 г. вместе с группой ленинградских художников был отправлен в эвакуацию в Киргизию. Сама эвакуация проходила в неимоверно тяжелых условиях. Г.Н. Ионин описывает ее так: «Полуживые мы ехали по ладожскому льду эшелоном, вывозившем ленинградских художников...долго ехали в теплушках и художники по дороге умирали у меня на глазах. В нашем вагоне [...] разместился А.П. Почтенный 4, он не снимал с себя кожаного тулупа, издававшего невыносимо зловонный запах, часто спускался с нар и все что-то говорил, размахивая левой рукой... Потом я видел, как на остановке положили его тело на носилки, оставив на нем верный тулуп и вынесли навсегда».

Дорога в эвакуацию заняла несколько месяцев. Ионины поселились в поселке у станции Пишпек, на окраине Фрунзе. Николай Ионин стал учителем рисования, параллельно выполняя также и отдельные заказы. Он рисовал по фотографиям портреты «вождей» - И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.В. Ворошилова. В Киргизии наступает совершенно особый, хоть и короткий, но весьма значимый период для творчества мастера. Несмотря на то, что его чисто материальные возможности были весьма ограничены (Н.А. Ионин преподавал рисование в школе) художником было создано большое число интересных живописных произведений. Здесь и пейзажи — киргизские поселения с саманными домиками, фруктовые сады и деревья; здесь и портреты: местные жители во всей экзотической первобытности, в национальных костюмах. Также были и тематические картины на различные сюжеты.

Также в это время Иониным было создано большое количество рисунков и акварелей. Условия военного времени, когда было трудно доставать материалы для масляной живописи, вынудили художника обратиться к более доступной (с точки зрения материалов, но не техники, так как работа акварелью очень сложна) технике. Акварелью были написаны многие пейзажи и часть работ, которые условно можно назвать «этнографическими зарисовками», по аналогии с аналогичными по технике акварелями, выполнявшимися русскими художниками для Этнографического музея и изображавших национальное своеобразие народов России.

Пожалуй, наиболее ярко художественное дарование Ионина в этот период проявилось в пейзажах. Именно в них отразились все смены настроения и творческие поиски, которые художник продолжал и в это суровое время. Киргизские работы Ионина также небольшие по формату и в этом они могут считаться продолжением его малоформатных серий конца 30-х гг. Но, пожалуй, на этом сходство и заканчивается. Вместе с войной к художнику вернулась та искренность творчества, которая была присуща ему в на рубеже 20/30-х гг. После очень сдержанных работ конца 30-х, в которых сильно чувствовалось влияние официального стиля, Ионин вновь стал использовать привычную для него и любимую им декоративную манеру живописи.

Большое количество работ Ионина, созданных в Киргизии, являются архитектурными пейзажами. На них изображены киргизские зимние постройки - саманные мазанки в подгорных поселениях. Это весьма примечательно, так как ранее художник не испытывал какого-то особого интереса к жанру архитектурного пейзажа. Чуть ли не единственной работой такого рода был рассмотренный выше «Большой проспект...». В Киргизии же, как это не парадоксально, Ионин нашёл ту архитектурную среду, которая стала предметом для его картин.

Объяснить это можно разными причинами. Возможно, художника привлекала экзотичность традиционных киргизских построек. Также возможно, что Ионин, сам крестьянин по происхождению, был заинтересован крестьянским миром Средней Азии, пусть и бесконечно далёким от мира и культуры крестьян родной для художника Новгородской губернии, но, видимо, всё же чем то близким ему. Быть может, земледельческим трудом горных киргизов, или общей для всех крестьян мира близостью к земле. Так или иначе, но крестьянский мир Киргизии оставил свой яркий след в творчестве художника.

Среди работ Ионина с изображением киргизских мазанок стоит выделить, в первую очередь «Поселок Нахаловка. Распутица. 1942 г.» [ил. 40].

В этой небольшой по размерам работе перед нами предстает лик войны - такой, какой она была за тысячи километров от линии фронта: в этих ветхих хижинах без окон и крыш, в одинокой фигуре женщины на раскисшей дороге чувствуется такая неустроенность и разорение, какая бывает лишь в военное лихолетье.

В пейзаже присутствуют отголоски романтического мироощущения, она чувствуется и в самой трактовке природы в ее «пограничном», неустойчивом состоянии, и в противопоставлении одинокой фигуры и залитого водой пространства, в этих домиках с разрушенными крышами, которые словно сорвало ветром.

Чувства одиночества, неприкаянности и беззащитности, проявившиеся в творчестве Ионина, до тех пор всегда оптимистичном и радостном - это, безусловно, следствие войны и пережитых им страданий.

В колорите картины опять преобладают охристые тона, столь любимые художником ранее, в 20-30-е гг., и от которых он почти отказался в конце 30-х. Теперь они вновь вернулись в его творчество.

Также 1942 годом датирован пейзаж «Зима. Мазанки на фоне гор». Собственно гор на картине не видно: они сливаются с небом. Серовато-синий снег и небо, написанное также в синеватых тонах, а на их фоне — написанные охрой мазанки. Здесь лишний раз художник продемонстрировал свою способность строить колорит всего из двух-трех основных тонов.

Также к серии архитектурных пейзажей можно отнести работы «Мазанка в Нахаловке. Сушат бельё» (1942), «Мазанки. Лето» (1942), «Груда камней перед мазанкой» (1942-1944) [ил. 41-43].

Эта серия пейзажей примечательна не только тем, что Ионин здесь обратился к жанру архитектурного пейзажа, ранее не игравшего большой роли в творчестве художника. Примечателен также и общий колористический строй упомянутых работ. В них стали проявляться черты, ранее Иониным не использовавшиеся. Колорит этих работ сдержанный, без явных декоративных акцентов, хотя любимая художником охра присутствует в должной мере. Но появились ранее практически не использовавшиеся Иониным холодные серо-голубые тона. Особенно это видно в «Распутице», где в колорите их влияние очень заметно. В картине «Мазанки. Лето» всё небо написано в холодных голубых тонах.

Все эти перечисленные черты, практически не встречавшиеся в творчестве Ионина ранее, хорошо известны по творчеству ленинградских «маркистов», о чём уже говорилось выше. Таким образом, влияние «ленинградской школы» в узком её понимании (как традиции архитектурного пейзажа с ориентацией на творчество А. Марке) проявилось в живописи Ионина в Киргизии, вдали и от Ленинграда, и от ленинградских «маркистов». Кроме того, это влияние проявилось и с некоторым запозданием - сама «ленинградская школа» пейзажа сформировалась, как уже неоднократно говорилось выше в середине 1930-х гг. С этого времени и до 1942 г., когда была написана «Распутица» прошло восемь лет, на протяжении которых Ионин сознательно игнорировал принципы этой «школы» с её сдержанной серо-голубой гаммой и строгим колоритом. Однако в эвакуации ситуация изменилась и Ионин в своей живописи воплотил основные признаки этой школы, сохранив, однако, оригинальность и своеобразие своей художественной манеры. В чём же причина такого поворота в творчестве художника? Конечно, отдельные элементы, которые можно было бы связать с творчеством ленинградских «маркистов» появлялись у Ионина и ранее, о чём подробно говорилось в предыдущей главе. Однако, в Киргизских пейзажах мы видим нечто большее, чем отдельные черты «ленинградской школы». Здесь уже целая серия работ со стилевыми признаками, вполне характерными для ленинградских мастеров пейзажа. Таким образом, с некоторым запозданием, но Н.А. Ионин пришёл к живописным решениям, характерным для многих его ленинградских коллег с середины 1930-х гг.

Похожие диссертации на Творчество Николая Ионина в контексте развития ленинградской живописной школы 1920-х - 1940-х годов