Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество живописца-миниатюриста Питера Эдварда Строли : 1766-1828 Пуликова, Любовь Витальевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пуликова, Любовь Витальевна. Творчество живописца-миниатюриста Питера Эдварда Строли : 1766-1828 : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Пуликова Любовь Витальевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств].- Москва, 2012.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/257

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. История изучения жизни и творчества П.Э. Строли 12

Глава II. Реконструкция биографии художника П.Э. Строли 27

Глава III. Творчество П.Э. Строли .

3. 1. Ранние годы творчества П.Э. Строли 49

3.2. Творчество П.Э. Строли в России 76

3.3. Творчество П.Э. Строли в Англии 107

3.4. П.Э. Строли и европейская художественная среда XVIII- XIX вв 128

Заключение 136

Приложение I.

Хронология жизни и деятельности художника П.Э. Строли 142

Список принятых в диссертации сокращений 145

Список использованных источников и литературы

Реконструкция биографии художника П.Э. Строли

Во всех указанных альбомах-каталогах опубликованы избранные миниатюры Строли (по два-три произведения), короткие библиографические сведения, а главное, даны ссылки на используемую литературу. Следует отметить, что изданию собрания миниатюр Государственного Эрмитажа предшествовали две большие выставки: «Миниатюры в России XVIII - начала XX века» и «Западноевропейской миниатюры XVI- XIX веков» проводившиеся в залах музея, были составлены небольшие каталоги, где указаны и произведения Строли17.

Исследование А.А Карева «Миниатюрный портрет в России XVIII века в России», повествуют о становлении и развитии искусства портретной миниатюры и мастерах XVIII века - отечественных и зарубежных. А.А.Карев весьма точно подмечает, что миниатюры Строли «угадываются по рафинированно-изысканному линейно-ритмическому строю, преобладанию силуэтно-плоскостной трактовки и бледному холодновато-серебристому колориту» . Немного позже, в 1994 году А.А.Карев совместно с О.С. Евангуловой, более подробно рассмотрели стилистику произведений Питера Эдварда Строли в книге «Портретная живопись в России второй половины XVIII века»19.

Статья «Каждый портрет - новелла» в журнале «Советский музей» о миниатюрах из собрания Литературного музея в Москве, рассказывает о портрете графини Марии Разумовской работы неизвестного художника . Автор диссертации в своем исследовании установил, что опубликованный ранее в каталоге «Русских портретов XVIII - XIX» миниатюрный портрет является типичным произведением Питера Эдварда Строли.

«Мир Музея» повествует об иностранных художниках-миниатюристах в России, среди которых упомянут и Строли, но биографические данные почти отсутствуют, однако воспроизведена непубликовавшаяся ранее миниатюра .

Пример ранней работы Строли можно встретить среди произведений других мастеров миниатюрного искусства из коллекции В.М.Голод, в издании «Живопись XVIII-XX веков в частных коллекциях. Ленинграда\Санкт-Петербурга» (Спб., 1993).

Государственный Русский музей в 1995 году устроил первую за последние два десятилетия выставку портретной миниатюры из своего собрания. Из более чем двухсот произведений представленных на выставке, удостоенными оказаться в каталоге было всего 16 миниатюр, среди них и посмертный портрет княгини Елизаветы Борисовны Шаховской исполненный Эдвардом Строли .

В отчетном сборнике «Страницы истории отечественного искусства XII - первой половины XIX века»23 сотрудница ГРМ Е.И. Гаврилова рассматривает графическое наследие Строли (или как она его называет Штрелинг). Ею были идентифицированы шесть натурных рисунков с изображением, часто шаржированным, представителей семьи Долгоруких. На основе словарей, лексиконов и рукописи А.П. Мюллер приводятся биографические сведения, делаются собственные выводы. Однако, художественное наследие Строли было изучено Гавриловой неосновательно. Этим объясняются приведенные в статье ошибочные сведения, что миниатюрист почти всегда подписывал свои миниатюры как Stroely, и что сведений о позднем периоде жизни нет, кроме как участия живописца в лондонских академических выставках.

Иллюстративный материал по семье Долгоруких, все шесть рисунков, можно увидеть в прекрасно изданном в 2005 году альбоме «Рисунок и акварель в России XVIII века»24.

В конце двухтысячных годов возник новый виток интереса к портретным миниатюрам. Многие отечественные частные коллекционеры начали публиковать свои собрания, устраивать выставки, на которых стало возможным увидеть ранее недоступные и вещи приобретенные на зарубежных аукционах 5.

Каталоги подобных выставок малотиражны и предназначены для узкого круга специалистов и друзей коллекционеров, что делает их особо интересными для диссертационного исследования.

В 2007 году в Москве появилось издание «Портретная миниатюра из частных собраний» за авторством Сергея Подстаницкого, московского коллекционера. Миниатюрные произведения русских и западноевропейских мастеров разделены по царствованиям российских императоров, снабжены краткой справкой - предыдущими публикациями, биографией лиц, изображенных на портретах, бытованием миниатюры.

Ограниченным тиражом в 2010 году из печати вышел каталог «Русской портретной миниатюры из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких» включающий в себя более 170 миниатюр, семь из которых аттестованы как работы П.Э.Строли. Готовится к печати собрание миниатюрных произведений московского коллекционера А.В.Руденцова, в котором находятся произведения Строли русского и английского периода.

Творчество П.Э. Строли в России

Эта неподписная миниатюра была опубликована в фундаментальном труде Лео Шидлофа, сейчас она сменила владельца и находится в частной швейцарской коллекции, хранитель которой -известный европейский специалист по портретной миниатюре Бодо Хофштеттер также считает данное произведение «ранним Строли»104. Однако при тщательном сопоставлении и изучении диссертантом этой работы возникли некоторые сомнения в целесообразности её причисления к художественному наследию Строли. В сравнении с подписными работами художника у изображенных членов семьи совершенно иной рисунок глаз. Особенно же отличается техника и способ написания пальцев и кистей рук в сравнении с более поздними произведениями. На представленной миниатюре они вытянутые, часто анатомически неправильно выстроены. Тем не менее, сопоставление с более ранними работами до 1791 года подтверждает схожие приемы написания рук, пальцев и построение глаз. Вероятно, именно из-за этой работы Лео Шидлоф написал, что «Строли не был успешен в изображении рук»105.

С 1790-91 годов стилистика произведений Строли становится более изысканной. Он начинает облагораживать свои модели, делая их персоны значительнее, и в тоже время изящнее и утонченнее. При некотором несовершенстве в построении фигур, аристократические кисти пухлых рук и изящные пальцы становятся иными, тщательно выписанными, чувствуется, что созданию облика предшествовали долгие подготовительные занятия и штудии. На изменение художественного почерка немецкого мастера могли повлиять учеба, частные уроки, которые он мог взять у одного из многочисленных европейских художников конца XVIII века. В 1791 году Строли направился в немецкий город Франкфурт на Майне, - один из центров европейских международной торговли, в порт которого приходили судна из различных государств, груженые древесиной, пушниной и другими товарами.

К этому же году относится подписанный и датированный портрет франкфуртского предпринимателя и купца И.Б. Риттерхаузена с сыном (кат. № 10).

Фамилия Риттерхаузен (Риттерхаус) известна с XV века. Иоганн Бертрам Риттерхаузен предстает перед зрителем успешным и удачливым человеком. Расслабленная поза, небрежно положенная рука на один из тюфяков с товаром, как бы указывают, что да, все эти товары - мои и я сам добился уважения и признания. Его элегантный образ подчеркивает дорогой голубой сюртук с большими искусно выделанными пуговицами, идеально накрахмаленное жабо поверх жилета с золотой вышивкой, свисающие ниже пояса на цепочке ключи, посеребренные пряжки модных туфель. В нарядном, ухоженном мальчике, несколько испуганно сжимающем шляпу, похожем на девочку из-за длинных струящихся волос, пока не слишком узнаваем будущий успешный продолжатель семейного дела - Готфрид Конрад. Рядом с ним примостилась изящная левретка в позолоченном ошейнике.

Типологически близким по избираемому сюжету, связанному с тематикой торговли и судоходства, представляется миниатюрное произведение «Портрет неизвестного на фоне маяка» (кат. № 11). Изображенный мужчина отдаленно напоминает Риттерхаузена - они явно принадлежали к одному кругу купцов. Эта миниатюра отличается от многих работ Строли ясным указанием на профессиональную деятельность модели (обычно он опускает подобные детали).

Неизвестный мужчина в темно-коричневом сюртуке пальцем левой руки указывает на уходящий в морскую даль корабль под парусами. В данном случае, судно трактуется вне традиционной символики. Около маяка пришвартованы несколько кораблей, эскизно намечены повозки с грузчиками, увозящими товары. Миниатюра была атрибутирована владельцем как произведение Строли на основании манеры письма и определенной колористической гаммы, присущей этому немецкому мастеру. Диссертантка при работе с вещью, смогла обнаружить едва заметную, полустертую подпись художника в правой части произведения, рядом с изображением погрузки товаров.

Обзор ранних работ Строли позволяет определить круг заказчиков художника. Помимо изображений достаточно обеспеченных буржуа, кисти Строли принадлежит и портреты значимых для немецкой литературы деятелей - Максимилианы Бретано (Ларош) и Ахима фон Арнима (последний исполнен уже в XIX веке, во время пребывания писателя в Лондоне).

С Франкфуртом-на-Майне связано важное для немецкой литературы произведение Строли. В этом городе он создает живописную работу (на дереве) - «Групповой портрет: Максимилианы Брентано и двоих мужчин» (кат. № 18). Максимилиана Брентано, урожденная Ларош - дочь писательницы эпохи Просвещения Марии Софии фон Ларош. Исследователям творчества Гёте она хорошо известна своей многолетней дружбой с писателем, и тем, что послужила прототипом прекрасной Лотты, героини романа «Страдания юного Вертера».

Творчество П.Э. Строли в Англии

Немецкий художник покинул Российскую Империю в марте 1802 года и перебрался в Берлин, где задержался на год. Этот город Строли посетил десять лет назад, но если о предыдущем визите имеются только подтверждающие его пребывание строчки в письме современника, то во второй приезд было создано несколько работ, известных исследователям. К этому недолгому периоду жизни в Германии относятся две изящные миниатюры - портреты короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (кат. № 121) и его супруги, знаменитой королевы Луизы (кат. № 118), чьей красотой пленился русский император Александр I. Тонкие, нежные черты ее лица обрамлены пушистыми волосами, отдельные пряди которых ниспадают на лоб, перевитый ниткой жемчуга. Луиза Прусская облачена в бальное белое платье с цветочной каймой; насыщенный темно-синий фон портрета прекрасно оттеняет мраморную белизну её кожи. Строли еще не раз повторит облик молодой прусской королевы -как в миниатюре, так и маслом на меди. В портретной галерее ее образов, произведения Питера Эдварда Строли заняли одно из ведущих мест.

Строгим, уверенным в себе кайзером предстает Фридрих Вильгельм III, в темно-синем мундире со звездой ордена Черного орла. Художник изображает модель на неоднородном, словно застланном облаками сине-голубом фоне, который перекликается с рефлексами на тонком, сосредоточенном лице монарха.

Годом приезда Строли на «туманный Альбион» следует считать 1803 год. Он прибыл сформировавшимся профессиональным живописцем, работавшим по заказам элитарных кругов Европы и представляющим их интересы. Многие художественные приемы, разработанные Питером Эдвардом Строли в Германии, Италии, Австрии и благотворно примененные в России, получили дальнейшее развитие в портретах английского периода его творчества.

Необходимо уточнить, что со времени прибытия Строли на английскую землю, вновь поменял свою подпись со Stroely на Stroehling, которую использовал, примерно, до 1792 г. Во время пребывания в Неаполе, Вене, в России и Германии он подписывался Stroely. Вероятно, добавлением окончания «-ing» он хотел приблизить звучание своей фамилии к традиционно английскому.

Художник не ограничивал себя: сразу по приезде в Лондон он снял дом на фешенебельной улице Пэлл Мэлл 63, где по соседству проживал известный английским портретист лондонской знати - Томас Гейнсборо.

Строли довольно быстро адаптировался в новой стране. С 1807 года он получает поддержку со стороны принца Уэльского, будущего принца-регента (1811-20), взошедшего на престол в 1820 году под именем Георга IV. Примерно с 1810 по 1820 год Строли именуется Историческим живописцем Его Высочества Принца Уэльского.

Одним из способов заявить о своем прибытии и показать собственное искусство, привлечь внимание публики, состоятельных заказчиков и обрести известность в художественных и аристократических кругах являлся показ своих произведений на выставках, которые были очень популярны и активно обсуждались в образованных кругах британского общества начала XIX века. Участие в академических экспозициях способствовало продаже привезенных из Европы произведений и получению новых заказов.

Строли не медлил, и в том же 1803 году на выставке в Королевской Академии Художеств, представил публике свои картины - портрет Луизы Прусской, принцессы Мекленбург-Стрелицкой и картину на сюжет из жизни Петра I - основание Санкт-Петербурга. Вероятно, последнее произведение также входило в серию картин на темы русской истории, выполненных маслом на меди, на темы русской истории, о которых упомянуто в переписке графа Строганова президента, Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Что касается портрета Луизы Прусской (кат № 120), то возможно именно он ныне хранится в Кенсингтонском дворце в Лондоне. Известно, что в музее Гогенцоллерн в Берлине находилась аналогичная картина, которая была утрачена во время Второй Мировой войны. Вероятнее всего, данное произведение было исполнено во время второго короткого пребывания Строли в Берлине, - на заднем плане хорошо различимы знаменитые Бранденбургские ворота. Немецкая королева аллегорически представлена в виде Гебы - виночерпия олимпийских богов, пока на этом посту её не сменил Ганимед. Поэтому она держит чашу и кувшин, а рядом с ней располагается орел, - атрибут Юпитера (Зевса), с лавровым венком победителя в клюве. В то же время птицу можно трактовать как изображение прусского орла. Таким образом, художник наделяет Пруссию качествами, присущими верховному богу - громом и силой, а Луиза выступает в роли услужливой и чарующей Гебы. Молодое румяное и немного лукавое лицо королевы в этой работе чрезвычайно напоминает одну из «немецких красавиц» изображенных на красочных фарфоровых пластах и тарелках, которые в последствие будут выпускать заводы Мейсена и Нимфенбурга.

Логически, тему Германии должна продолжить немецкая принцесса, изображение которой, вероятно, было заказано Георгом IV. Фредерика Шарлотта Ульрика Катарина Прусская (кат. № 169), в замужестве герцогиня Йоркская, была старшей сестрой короля Фридриха Вильгельма III, супруга Луизы Прусской. Английскому королю Георгу IV она приходилась невесткой. К сожалению, её брак с младшим братом английского монарха был неудачным, принц Фредерик Август был в открытой связи с любовницей Мэри Энн Кларк, а покинутая Фредерика занялась благотворительностью и заботой об обездоленных. Стилистика и манера исполнения произведения, использования масла на меди и практически идентичные размеры работы в сравнении с портретами серии «принцесс», о которых будет рассказано ниже, позволяют датировать картину серединой 1800-х годов. Строли изображает герцогиню Йоркскую на террасе в цветущем саду, среди высоких белых мальв и вездесущего вьюнка, оплетающего каменную вазу на постаменте. Пейзажный мотив на заднем плане выступает как собирательный образ идеальной английской природы, зеленые лужайки ведут к водоемам, пышные деревья украшают холмы и горы, среди кипарисов располагается колонна с орлом, который, как и в предыдущей работе, отсылает нас к прусскому символу. Для фигуры герцогини Йоркской Строли избирает ту же позу, в которой запечатлел Луизу Прусскую. Герцогиня облачена в белое, свободно ниспадающее платье, вызывающее в памяти классические образцы античности. Сама модель больше напоминает мужественную Артемиду или Валькирию, если бы не её мягкое лицо обрамленное короткими светлыми волосами. Вокруг немецкой принцессы расположились пять разнопородных собачек, настойчиво требующих внимания своей владелицы. Огромный сенбернар на первом плане кажется крупнее хозяйки, своими размерами он почти закрывает еще двух питомцев. Ему противопоставлен крохотный шпиц, из-за чего произведение кажется не совсем удачно и верно скомпонованным.

П.Э. Строли и европейская художественная среда XVIII- XIX вв

Пика своей карьеры Строли достиг во время пребывания в Англии, ведь если бы его устремления и желания не были удовлетворены, он вряд ли бы остался в Британии почти тридцать лет. Репутация портретиста русского императора, художника работавшего для Габсбургов и королевского двора Берлина, вместе со званием Исторического живописца его Королевского Величества Принца Регента позволили Строли прочно занять свою нишу в художественной среде Лондона. Заказы известному и модному художнику органично входили в сферу интересов аристократии. Ни в какой другой стране печатная пресса не упоминала имя Строли так часто, как это было в Англии, что неудивительно, в Соединенном королевстве Строли достиг того уровня и качества жизни, о котором мечтал и стремился с ранних лет; он вел откровенно светский образ жизни, его дом-мастерская являлась городской достопримечательностью и привлекала внимание своими египетскими мотивами и архитектурными отсылками. В его «Египетском салоне» собиралась элитарная публика, проводились выставки и концерты. Одновременно Строли было характерно несомненное чувство собственного достоинства и также уверенности в своем таланте и статусе. Вспыльчивый, не терпящий возражений и остро реагирующий на отказы, Строли постепенно начал терять состоятельных клиентов, которые были наслышаны о его требованиях и методах, используемых художником при желании получить названную им оплату за работу. Ссора с королем Георгом IV - его многолетним покровителем, оказала негативное влияние на репутацию и дальнейшую карьеру художника. Жизнь не по средствам привела к расстройству финансовых дел Строли, а процедура признания банкротом омрачила его последние годы его жизни.

Творческие поиски Строли соотносятся с господствовавшими стилевыми направлениями конца XVIII - первой трети XIX столетия, на протяжении всей жизни он сохранял репутацию мастера, знакомого с последними требованиями художественных тенденций и моды, его искусство на всех этапах хорошо передает эпоху. В первую очередь творчество Строли принадлежит сентиментализму, однако в ранних станковых произведениях чувствуются отголоски рококо, более зрелый период отмечен качествами свойственными неоклассицизму, а в последние годы жизни - романтизму.

Живописное наследие Строли нашло продолжение в гравюре XIX столетия. Композиционно выверенные, четкие линии его рисунков хорошо переводились в графическую технику. Это обстоятельство оказало важную услугу в сохранении и популяризации творчества немецкого живописца. Особенно это касается серии «Шестнадцать портретов знаменитых лиц, посетивших Лондон в июне 1814 года», где среди изображенных представлены: император Александр I, вел. кн.

Екатерина Павловна, король Пруссии, генерал Матвей Платов, фельдмаршал Блюхер, Вильгельм Гумбольдт, Левин Август Беннигсен, наследные принцы Пруссии и т.д. (кат. № 201-210) Только благодаря гравированным работам мы сейчас имеем представление о «Портрет актера Джорджа Беннета в роли Юлия Цезаря» (гравер - В.Шарп, 1831, кат.№ 213) или «Мисс Робинсон в роли Пердиты» (гравер Г. Адлард, 1830 г., кат.№212).

Наследие Строли представлено широким спектром типологических возможностей. На всех этапах своего творчества мастер отдавал предпочтение небольшим, компактным работам, за оплату которых, кстати, не стеснялся обозначить сумму, какую художники могли осмелиться попросить лишь за масштабное, трудоемкое и трудозатратное произведение. В «русском» и «английском» периодах встречаются впечатляющие своими размерами вещи, но они составляют значительно меньшую часть работ Строли. Художник завоевал себе прочную репутацию в обществе и как миниатюрист, и как станковист. Однако характерной чертой его творческой биографии является преобладание в ранние годы заказов на семейные портреты и миниатюры, в более зрелом возрасте миниатюры и репрезентативные портреты, в поздние годы миниатюрные работы - единичны, художник больше пишет на холсте портреты среднего формата.

Однако какую бы технику художник не избрал, для его творчества характерны пластическая выразительность формы. Индивидуальным почерком для миниатюрных произведений является удлиненный, точный мазок, варьируя который художник моделирует форму, создавая её подобно граверу на меди - перекрещивая, и накладывая друг на друга линии, создавая подобие объемного каркаса. Его работы исполнены предельно аккуратно, смелые и широкие мазки иногда можно встретить только на мужских портретах при написании одежды. Для живописных работ, исполненных на меди и холсте также более характерна силуэтно-плоскостная трактовка, определенная сухость и графичность. Во многих случаях портретной концепции Строли не чужда литературность: введение атрибутов, характеризующих личность модели, сферу деятельности заказчика, и аллегорий.

Заказчицы на миниатюрах Строли элегантны и спокойны, представительны и одновременно похожи на хрупких, эфемерных созданий, но их лица часто кажутся немного сонными или отмечены легким налетом меланхолии, им свойственна замкнутость и мечтательность. В живописных работах они не теряя легкость и хрупкость, приобретают монументальные черты, делающие их похожими на античные статуи. Чувство собственного достоинства, некоторая надменность, соответствующая воспитанию и положению в обществе, можно обнаружить на многих мужских портретах. Прямая осанка, выразительность запечатленных лиц прямо указывает на принадлежность высшему кругу и следованию правилам этикета. Элегантное, яркое творчество художника органично отвечало запросам дворянской культуры рубежа столетий.

Произведения Строли можно условно разделить на две категории: одни предназначены для узкого круга избранных людей, которым были понятны зашифрованные символы и тайные послания его миниатюр, вторая группа вещей рассчитана на публичное обозрение и отличается представительностью, даже если исполнена в камерных вариантах. Мастер любил демонстрировать драпировки, предметы мебели, нередко соединяя конкретную обстановку с условными пейзажными мотивами. Не чужда ему и демонстрация богатства аксессуаров.