Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Верхневолжский регион в биографии и творческом наследии В.В. Верещагина Ким Елена Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ким Елена Владимировна. Верхневолжский регион в биографии и творческом наследии В.В. Верещагина: автореферат дис. ... кандидата : 17.00.04 / Ким Елена Владимировна;[Место защиты: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств РАХ].- Москва, 2014

Введение к работе

. Пребывание и работа в Верхнем Поволжье на рубеже 1880-1890-х гг. оставили значительный след в личной и творческой биографии В.В. Верещагина – художника, писателя, общественного деятеля, знатока и коллекционера русской старины.

Термин «верхневолжский цикл», впервые предложенный в данном исследовании, обозначает часть художественного наследия В.В. Верещагина, созданного в четко прослеживающихся географических и хронологических границах. Указанный цикл выделяется по месту создания входящих в него произведений в городах Верхнего Поволжья – Ростове Великом, Костроме, Макарьеве, Ярославле или их окрестностях в период от начала января 1888 до августа 1891 г. (по старому стилю), во время, как недавно установлено диссертантом, четырех приездов Верещагина с творческими целями в Верхневолжский регион.

Верхневолжский цикл 1888-1891 гг. рассматривается как значимый этап в развитии русской темы, которая в той или иной степени присутствовала в разные периоды творчества художника. Еще в середине 1860-х гг. Верещагин изображал старообрядцев в Закавказье, а также бурлаков на Шексне. В начале 1880-х гг. он создал серию портретов «Русские типы» и виды Московского Кремля, а затем продолжил русскую тему в Вологде и на Северной Двине в 1893-1894 гг. Названные разновременные работы определяются как отдельные группы, в значительной степени отличающиеся тематикой и стилистикой входящих в них произведений.

К концу декабря 1887 г., времени приезда Верещагина в Ростов, относится первое упоминание о замысле художника написать серию картин, посвященных событиям войны 1812 года. В диссертации рассматриваются вопросы взаимодействия работы Верещагина над верхневолжским циклом с работой над серией исторических картин «Наполеон I в России».

В предлагаемом исследовании история создания живописных работ верхневолжского цикла и связанных с ними литературных произведений, многосторонняя и активная культурно-общественная деятельность Верещагина в Верхневолжском регионе изучаются в тесной связи с биографией художника. Этот ставший традиционным в «верещагиноведении» подход к изучению фактического материала формулируется как исследование «жизни и творчества» художника. Именно на нем основываются такие важные в данной работе проблемы как хронология и маршруты его творческих поездок в те или иные города региона, установление точного времени создания отдельных произведений, контакты с местными деятелями культуры. Как важные факты творческой биографии в диссертации проанализированы отношения Верещагина с ростовскими мастерами-резчиками, изготовлявшими рамы для его картин, cо встреченными в Верхнем Поволжье людьми из простого народа, чьи рассказы он тщательно записывал и воспроизводил в своих до сих пор не потерявших интереса литературных очерках. Названные темы являются такими же значительными составляющими данного исследования как разработка проблем атрибуции живописных произведений цикла, их сюжетных, стилистических и идейно-содержательных особенностей. Привлечение и подробный анализ этого материала дает возможность представить картину малоизученного периода в жизни и творчестве художника, когда постепенно складывалось его решение возвратиться из Франции на постоянное жительство в Россию.

Актуальность работы основывается на отсутствии обобщающего исследования, поcвященного верхневолжским страницам творческой биографии Верещагина, на недостаточной степени изученности созданных в этом регионе живописных и связанных с ними литературных произведений, в том числе относящихся к серии «Наполеон I в России». Неисследованной оставалась часть его публицистического наследия, а также культурно-общественная деятельность художника в Верхневолжском регионе.

Особую актуальность работе придает осуществленное впервые в полном объеме введение в научный оборот неопубликованной «верхневолжской» переписки Верещагина, хранящейся, в основном, в Государственном архиве Ярославской области, отчасти – в Отделе рукописей ГТГ и Отделе редкой книги и архивных материалов ГМЗ «Ростовский кремль». Эта переписка является ценным источником многих уникальных и ранее неизвестных сведений, относящихся к биографии Верещагина.

Степень изученности темы. До недавнего времени тема оставалась разработанной лишь частично и крайне неравномерно. В единственной дореволюционной монографии Ф.И. Булгакова «Василий Васильевич Верещагин и его произведения» (1896, изд. 2. 1905) был приведен далекий от полноты список живописных работ, созданных в Верхнем Поволжье. Между тем, значение их в творчестве художника было отмечено еще в 1904 г. В.В. Стасовым. Первые шаги в изучении отдельных произведений, с частичным привлечением архивных материалов, связанных с историей их создания, были сделаны в 1950-х гг. в работах А.К. Лебедева и А.Г. Верещагиной, в двух изданиях монографии А.К. Лебедева «В.В. Верещагин. Жизнь и творчество» (1958, 1972), позже – Я.В. Брука (1992, 2004). Однако до сих пор не существовало списка созданных в Верхневолжском регионе работ. Только по названиям были известны те произведения цикла, которые не вернулись в Россию после нью-йоркского аукциона 1891 г., а также другие верхневолжские работы, давно исчезнувшие с научного и выставочного горизонта. Осталась практически неизвестной культурно-общественная деятельность художника в Верхнем Поволжье. Тематически связанные с этим регионом очерки Верещагина, за одним исключением, после его смерти ни разу не переиздавались и остались неизученными с точки зрения истории их создания и отраженных в них местных реалий. Все это получило отражение в статьях автора диссертации, опубликованных в 2006-2013 гг. и легших в основу настоящего исследования.

Объектом исследования в диссертации стала деятельность Верещагина, связанная с городами Верхнего Поволжья (Ростовом Великим, Костромой, Ярославлем, а также Макарьевым, Юрьевцом и Угличем).

Предметом исследования являются, прежде всего, живописные произведения художника, созданные в Верхнем Поволжье, их жанровое своеобразие, сюжетные, стилистические, идейные особенности. Впервые подробно представлены инициативы Верещагина в деле защиты местных памятников древнерусской архитектуры и искусства, его участие в собирании экспонатов для Ростовского музея церковных древностей, вклад в развитие в этом регионе музейного дела и художественного образования. Подробно рассмотрена также связанная с Верхневолжским регионом часть его публицистического и литературного наследия.

Границы исследования. Топографические и хронологические рамки диссертации обусловлены приездами художника в Верхневолжский регион в 1887-1891 гг., а также дальнейшими деловыми и творческими письменными контактами с ростовскими деятелями культуры, продолжавшимися, с перерывами, до начала 1904 г.

Цели и задачи исследования – показать пребывание и работу в городах Верхнего Поволжья в 1888-1891 гг. как особый период в биографии и творчестве В.В. Верещагина. Это предполагает решение следующих задач:

– выявить верхневолжские работы, как сохранившиеся, так и затерянные в зарубежных частных собраниях;

– установить точное время их создания;

– проанализировать произведения верхневолжского цикла, определив их стилистические и жанровые особенности;

– рассмотреть проблемы русского стиля и литературно-художественного синтеза в творческой практике Верещагина;

– исследовать работу над картиной «На этапе. Дурные вести из Франции» (ГИМ), запечатлевшей Наполеона, вопреки исторической достоверности, в интерьере церкви Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом;

– атрибуировать сохранившиеся до наших дней рамы к картинам верхневолжского цикла, которые по заказам Верещагина выполнялись в традициях ростовской резьбы местными мастерами-резчиками и позолотчиками;

– осветить на основании ранее неизвестных или забытых источников общественную работу Верещагина в регионе, его вклад в охрану памятников древнерусской архитектуры и искусства, его разностороннее участие в собирательской, научной, издательской и реставрационной деятельности Ростовского музея церковных древностей;

– выявить и представить связанное с регионом публицистическое наследие художника;

– проанализировать его литературные произведения, содержащие в себе исторический и историко-культурный материал, относящийся к Верхнему Поволжью.

Методология исследования. Структурообразующим методологическим принципом предлагаемой работы является принцип биографический, при котором впервые в хронологической последовательности рассмотрены приезды Верещагина в Верхневолжский регион с конца декабря 1887 по август 1891 г. во всем многообразии его, прежде всего, художественной, а также культурно-общественной и литературной деятельности. Этот принцип, при использовании значительного числа ранее неизвестных источников, позволяет уникально «крупным планом» представить «труды и дни» художника, его творческие проблемы.

По методологии исследования живописные работы верхневолжского цикла четко разделяются на две группы. Стилистические особенности большей части (10 из 18) изучены по подлинникам, хранящимся в ГИМ, ГРМ, ГТГ и ГМЗ «Ростовский кремль». Эти произведения рассмотрены с точки зрения их сюжетов, изображенных местных реалий, с подробным анализом их живописного стиля. Иконография и отдельные элементы колорита работ, чье местопребывание сейчас неизвестно, установлены на основании старинных фотографий церковных интерьеров или сохранившихся до наших дней памятников архитектуры. В число источников по «реконструкции» этих произведений верхневолжского цикла входят отдельные описания и отзывы современников, включая самого художника. В трех случаях иконография утраченных произведений устанавливается благодаря сделанным с них двум гравюрам и одной репродукции XIX в. Таким образом, по отношению к произведениям цикла, считающимся утраченными, применяется метод по возможности полного привлечения документальных источников, восполняющих недоступность подлинников.

Деятельность художника в Верхневолжском регионе рассматривается на основании сравнительного анализа его обширной неопубликованной переписки с ранее неизвестными материалами из архивных хранилищ Ярославля, Ростова, Санкт-Петербурга, забытых ведомственных и газетных публикаций в столичной и провинциальной прессе.

Представляется также методологически принципиальным со всей определенностью выделить верхневолжский цикл из так называемой русской серии, общепринято объединяющей произведения, созданные в разных регионах России в разные, по нескольку лет отстоящие друг от друга периоды, неравноценные по творческим итогам, частично не совпадающие по тематике и стилистике.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественном искусствознании:

– исследование специально посвящено значимому, но малоизученному периоду в личной и творческой биографии Верещагина:

– расширен список созданных в Верхневолжском регионе произведений, обоснованы их новые атрибуции и датировки;

– сделан анализ содержательных и идейных основ, объединяющих произведения разных жанров в отдельный цикл и отражающих определенный этап в понимании художником исторических и духовных особенностей народной жизни;

– выявлены произведения цикла, которые ранее ошибочно приписывались к другим периодам творчества художника;

– установлен факт его работы в Костроме над проектом архитектурного оформления памятника Александру II;

– впервые подробно проанализированы письменные и графические материалы, относящиеся к проекту реконструкции иконостаса собора Спасского монастыря в Ярославле, начавшиеся по инициативе, под руководством и при творческом участии Верещагина;

– на основании неопубликованной переписки художника выявлен и подробно документирован целый ряд сведений о его культурно-общественной деятельности в этом регионе;

– введены в научный оборот ранее не привлекавшиеся для изучения его биографии материалы Императорcкого московского археологического общества и Императорской археологической комиссии, связанные с деятельностью по защите памятников древней архитектуры Ярославля, Ростова Великого и Углича;

– установлены ранее неизвестные факты его знакомств, творческих и общественных связей с выдающимися провинциальными и столичными деятелями культуры и искусства;

– изучена история создания 8 очерков художника, связанных с его пребыванием в Верхнем Поволжье, исследованы отраженные в них местные реалии. Проанализирован введенный автором в научный оборот забытый иллюстрированный англоязычный очерк «A Russian Village» («Русская деревня»), опубликованный в США в 1889 и ставший известным в России в 2010 г. Сделан и опубликован его обратный перевод на русский язык;

– выявлен и атрибуирован рисунок Верещагина 1889 г. (ГМЗ «Ростовский кремль») как проект его подмосковного дома в Нижних Котлах и, таким образом, опровергнута сделанная в 1920-х гг. атрибуция рисунка как относящегося к верхневолжскому циклу;

– установлены сроки и обстоятельства работы над историческим полотном «На этапе. Дурные вести из Франции», созданном, в значительной степени, на ростовском материале в Москве.

Научное и практическое значение работы. Материал, рассмотренный в диссертации, позволил изменить ошибочные датировки и атрибуции ряда произведений цикла, дал возможность установить ранее неизвестные факты его творческой биографии. Эти новые сведения могут быть использованы при каталогизации произведений художника, в издательской и научно-исследовательской деятельности, в создании экспозиций и выставок. Существенным итогом работы над этой темой является участие автора в подготовке издания с условным названием «В.В. Верещагин. Из эпистолярного наследия 1880-1900-х гг.» (совместный издательский проект ГМЗ «Ростовский кремль» и Государственного архива Ярославской области. Подготовка текстов: Л.Г. Гузанов, Е.Л. Гузанов, Е.В. Ким. Вступительная статья и комментарии Е.В. Ким). В результате проделанных в диссертации исследований появилась возможность начать поиск произведений Верещагина, созданных в Верхнем Поволжье и не вернувшихся в Россию после нью-йоркского аукциона 1891 г.

Междисциплинарный характер исследования обусловлен необходимостью привлечения материалов, связанных с реставрацией и реконструкцией памятников древнерусского зодчества в XIX веке, с коллекционированием предметов церковного и народного искусства, с особенностями литературных произведений художника. Это предполагает обращение к данным литературоведения, исторической науки, истории архитектуры, церковной археологии, этнографии.

Апробация работы заключалась в 20 докладах 2005-2012 гг., прочитанных на ежегодных научных конференциях в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», Музее В.В. Верещагина в г. Череповце, Ярославском художественном музее, на XII, XIII, XIV, XV и XVII научных конференциях «Атрибуция и экспертиза произведений изобразительного искусства» в Государственной Третьяковской галерее (2006-2009, 2011), на четырех Всероссийских научных конференциях 2009-2012 гг. в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Материалы этих докладов легли в основание 20 статей.

Основные положения, выносимые на защиту:

– с Верхневолжским регионом связан особый период жизни и творчества Верещагина, выделяющийся не только географическими и хронологическими рамками, но и общей направленностью и внутренним единством творческой деятельности – тематикой и содержанием созданных художником литературных и живописных произведений, жанровыми и стилистическими особенностями последних и, в целом, художественных, научных и собирательских его интересов, обращенных к традиционному быту простого русского народа, к народной и церковной художественной культуре;

– произведения, созданные Верещагиным в 1888-1891 гг. в Верхнем Поволжье представляют самостоятельную группу, впервые предлагается употреблять по отношению к ним термин «верхневолжский цикл»;

– обоснование атрибуций и датировок 18 выявленных к настоящему времени живописных произведений верхневолжского цикла Верещагина, их жанровых и стилистических особенностей;

– история создания и датировка примыкающей к верхневолжскому циклу исторической картины «На этапе. Дурные вести из Франции» из цикла «Наполеон I в России»;

– русский стиль – существенный компонент эстетической и творческой концепции Верещагина;

– синтез изображения и слова, характерный для творчества Верещагина, нашел наиболее полное выражение к середине 1890-х гг.;

– Верещагин – активный участник борьбы за сохранность и подлинно научную реставрацию архитектурных памятников Ярославля;

– Верещагин – автор проектов, направленных на развитие музейного дела и художественного образования в Верхневолжском регионе .

Похожие диссертации на Верхневолжский регион в биографии и творческом наследии В.В. Верещагина