Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Быкасова Лариса Валентиновна

Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен
<
Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Быкасова Лариса Валентиновна. Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен : дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.03 Кемерово, 2006 180 с. РГБ ОД, 61:07-24/31

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Благотворительность как историке- культурное явление С.21

1.1. Исследование истории благотворительной деятельности С.21

1.1.1. Историография благотворительной деятельности в России С.21-32

1.1.2. Историография благотворительной деятельности в Западной Сибири С.33-38

1.2. Этапы формирования благотворительной деятельности и эволюция понятия «благотворительность» С.39-65

1.3. Цениостио-мотивационпая структура благотворительной деятельности в Западной Сибири XVIII - начала XX вв С.66-83

1.4. Историко - культурные традиции благотворительной деятельности в Западной Сибири XVIII - начала XX вв С.84-106

ГЛАВА 2. Вклад благотворителей в сохранение и использование историко-культурного наследия Западной Сибири XVIII - начала XX вв С.107

2.1. Историко-культурные объекты, созданные или содержавшиеся на средства благотворителей Западной Сибири XVIII - начала XX вв., их классификация С. 107-127

2.2. Благотворительность и становление музейного дела в Западной Сибири дореволюционного периода С. 128-147

2.3. Социокультурная значимость благотворительной деятельности в отношении историко-культурного наследия Западной Сибири C.I48-156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.157-161

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ С.162-180

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы благотворительности или филантропии в истории культуры России определяется современными социокультурными процессами, в которых после длительного перерыва обозначилась тенденция

, к возрождению этого социального явления. Вместе с тем, пока данная тема находится на периферии научного познания, сводится, преимущественно, к проблемам установления исторических фактов филантропии, и не исследуется как социокультурный феномен.

Во второй половине XX века исследователи стали констатировать тот факт, что духовная культура в России переживает своего рода кризис, в то время как материальная, выражающаяся в достижениях научно-технического прогресса, набирает стремительное ускорение в своем развитии. Исследование феномена благотворительности становится в связи с этим

» весьма актуальным. С «банкротством» духовности стали связывать колоссальную деформацию историко-культурного сознания, не только захватившую духовную культуру, но и изменившую отношения между поколениями, структуру быта, нормы морали. К тому же, феномен благотворительности элиминирован из учебников по гуманитарным дисциплинам и не включен, таким образом, в образование и воспитание современной личности.

В этих условиях возрастает роль историко-культурологического обоснования благотворительности, которая способствует укреплению

отношений между различными социальными слоями общества. Без исследований такого рода проблема оптимизации человеческих отношений теряет своё фундаментальное антропологическое и социальное значение. Выход из сложившейся ситуации многие современные авторы находят в

культивировании благотворительности, на которую возлагается надежда на возрождение духовности.

Актуальность проблемы феномена благотворительности определяется и другими социокультурными явлениями. Во-первых, в современной России происходит осознание и активное освоение историко-культурного наследия прошлых столетий, включение его в современное культурное пространство. Во-вторых, процесс переосмысления идеологических ориентиров, гуманистических принципов сопровождается тем, что общественное сознание освобождается от ряда чуждых нравственным традициям человечества представлений. Среди них отказ от искажённого восприятия благотворительности, господствовавшего в недалеком прошлом. В нашей стране разрыв с традициями филантропии произошёл более восьмидесяти лет назад, когда даже само понятие «благотворительность» практически вышло из официального употребления. Его гуманистическое содержание игнорировалось, и оно обычно ассоциировалось с религиозной деятельностью, которая также подвергалась преследованию.

На современном этапе развития российского общества, стоящего на пути духовного возрождения, всё большее внимание уделяется проблемам, связанным с изучением и сохранением регионального культурного наследия. В настоящее время Западная Сибирь - это особый промышленно развитый регион России, который обладает богатым историко-культурным наследием и традициями духовной культуры и благотворительности, изучению которых до сих пор уделялось недостаточное внимание. Поэтому исследование феномена благотворительности может способствовать реализации задачи духовного возрождения и росту национального самосознания.

Степень разработанности проблемы.

Теоретической основой исследования и историко-культурологического обоснования понятий «благотворительность», «меценатство», «спонсорство» стали идеи Аристотеля, Платона, равно как труды Р. Г. Апресяна, П. И.

Георгиевского, А. Ю. Горчевой, К. Каутского, В. О. Ключевского, Н. О. Лосского, А. Смита и др.

Специфичность возникновения феномена благотворительности потребовала обращения к рассмотрению традиций филантропии в истории цивилизации, представленных в работах А. А. Аронова, А. А. Белоусова, П. В. Власова, Н. М. Гаврилова, П. И. Георгиевского, Ю. А. Петрова, Е. П. Хорьковой, Я. Н. Щапова и др.

Заслуживает внимания монография В. Л. Прохорова «Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы XIX - начала XX вв.». В ней автор рассматривает социальные истоки благотворительности.

Большое значение для исследования имели труды тех, кто занимался проблемами изучения духовных и социально-психологических мотиваций благотворительной деятельности. Это публикации А. Н. Боханова, М. Л. Гавлина, А. Глаголева, Л. Е. Душацкого, А. Л. Свердловой, Ю. Н. Тазьмина Л. А. Темниковой, и др. Особо следует отметить исследование Р. Г. Апресяна, в котором указывается на существование утилитарного и этического подходов к объяснению мотивации благотворительной деятельности, и работу С. В. Воронина, где дан анализ различных концепций зарубежных авторов о природе и сущности «буржуазной» филантропии.

Отечественная историография благотворительной деятельности в нашей стране насчитывает сотни наименований: от фундаментальных исследований до публицистических выступлений в периодической печати. Однако проблема сохранения и использования историко-культурных объектов, нашедшая своё выражение в деятельности благотворителей Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв., была надолго забыта и в настоящее время остаётся недостаточно изученной.

Большое значение для исследования филантропии имеют работы, посвященные истории благотворительности в Западной Сибири, авторы

которых высказали немало продуктивных идей относительно её мотивов, направлений и форм.

Точкой отсчёта в историографии благотворительной деятельности Западной Сибири, видимо, следует считать справочное издание чиновника особых поручений С. Соболева «Благотворительные учреждения Томской губернии», изданное в 1895 г.

Видное место в историографии благотворительности сибирского купечества занимают областники А. В. Адрианов, К. Н. Евтропова, Н. М. Ядринцев и др. Они первыми отметили филантропическую деятельность, проявленную представителями третьего сословия (купцами). Определенный интерес представляет работа А. В. Адрианова «Томская старина», в которой автор выступает апологетом томских купцов. Придерживался положительной оценки роли купцов-предпринимателей в благотворительности Сибири К. Н. Евтропов. Сведения о влиянии представителей третьего сословия на развитие культуры удаленного от центра России сибирского региона содержатся в его труде «История Троицкого кафедрального собора в Томске». Весьма противоречиво отражена благотворительная деятельность предпринимателей в воспоминаниях Н. М. Ядринцева; острая критика часто сменялась страстной защитой. Тем не менее, в исследовании Н. М Ядринцева «Сибирь как колония» обращено внимание на создание в Сибири музеев на частные пожертвования филантропов, что для нас особенно важно.

В советский период исторический опыт благотворительности рассматривался с классовых позиций, как элемент чуждый социализму, характерный для буржуазной культуры, поэтому феномен российской благотворительности, в целом, и сибирской, в частности, не изучался. Благотворительность трактовалась как «помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения, с целью обмана трудящихся и отвлечения от классовой борьбы» [65, с. 278].

Исследование дореволюционного опыта благотворительной деятельности в Сибири начинается лишь в конце 80-х - первой половине 90-х гг. XX века. В этот период выходит в четырех томах «Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири», в которой даны сведения о филантропической деятельности купеческих династий и отдельных предпринимателей Сибири.

Истории региональной благотворительности посвящен ряд работ современных авторов. Это фундаментальные труды В. П. Бойко, богатые фактологическим материалом. Исследование традиционных форм участия сибирских предпринимателей в общественной жизни и мотивы благотворительности содержатся в работах 10. М. Гончарова, П. Н. Мешалкина, В. А. Скубневского, В. Д. Славнина, Л. В. Старцева и др. Определенный интерес представляют публикации Е. Г. Сырямкиной, которая составила галерею портретов томских меценатов, и рассмотрела направления и формы благотворительности в Сибири. Сведения о сибирских благотворительных организациях содержатся в работах А. И. Куприянова.

Понимание благотворительности как способа сохранения культуры и одного из условий, обеспечивающих возможность появления сё новых форм, привело диссертанта к изучению трудов, посвященных процессу возникновения музейного дела в Сибири. Это работы Ю. А. Абрамовой, П. Н. Мешалкина, Н. Полуниной, Д. А. Равиковича, Л. С. Рафиенко, О. Н. Труевцевой, А. Фролова, Н. В. Шалаевой, и др.

Однако специальных и, тем более, обобщающих исследований, посвященных благотворительной деятельности, направленной на поддержание и сохранение историко-культурного наследия до настоящего времени нет.

Эмпирической основой диссертации являются опубликованные и неопубликованные документы Центра хранения архивных фондов Алтайского края г. Барнаула (ЦХАФАК), Государственного архива Томской

области (ГАТО) г. Томска, Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея (ТГОИАМ) г. Томска, Новокузнецкого краеведческого музея (НКМ). Наиболее значимые материалы, находящиеся в ЦХАФАК и использованные нами, делятся на две группы: а) журналы Бийской городской думы - архивный фонд 175; б) формулярные списки Барнаульской городской управы - архивный фонд 219 и Бийской городской управы - архивный фонд 174.

Источники, сосредоточенные в ГАТО и использованные нами, взяты из: а) отчетов Томского губернского управления второй половины XIX -начала XX вв., содержащих информацию о деятельности обществ попечения Томской губернии - архивный фонд 3; б) фонда Томской городской думы -архивный фонд 127; в) отчетов Томской духовной консистории - архивный фонд 170.

Материалы по истории благотворительности в г. Кузнецке (ныне г. Новокузнецк) и в г. Томске получены из фондов музеев этих городов.

Информация о благотворительной деятельности, содержавшаяся в периодической печати, позволила выделить её в самостоятельную группу источников. Особую ценность для исследования благотворительности Западной Сибири имеют публикации в газетах и журналах рубежа XIX -начала XX вв.: «Алтайский крестьянин», «Православный благовестник», «Сибирский вестник», «Сибирские вопросы», «Сибирская жизнь».

Следует отметить периодические издания современного периода: журналы «Благотворительность», «Благотворительность в Сибири», «Сибирская старина», «Милосердие» и газеты «Губернские ведомости», «Красное знамя», «Кузнецкий рабочий», «Томские ведомости».

Большую значимость для изучения благотворительной деятельности региона имеют опубликованные материалы в сборниках Алтайского краевого краеведческого музея - «Алтайский сборник» и «Краеведческие записки», а

также ежегодник Тюменского областного краеведческого музея и материалы докладов и сообщений «Словцовские чтения».

Цепным источником является «Летопись города Барнаула», изданная в 1994 г. под редакцией А. М. Родионова, в которой имеются факты о благотворительной деятельности жителей города Барнаула.

Следует выделить как отдельный вид источников законодательные акты современного периода, к которым относятся: Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый в РФ в 1995 г.; Кузнецкие акты (сборник документов иод редакцией В. А. Волчека); Федеральный закон «Об объектах историко-культурного наследия» от 25.06.2002 г.

В диссертации использовались также опубликованные воспоминания, касающиеся благотворительной деятельности западносибирского купечества. К числу таких источников относятся воспоминания Г. С. Батенькова, Н. М. Чукмалдина, опубликованные записки кузнецкого купца И. С. Конюхова.

В целом, указанные группы источников содержат необходимую и ценную для нашего исследования информацию, позволяющую воссоздать целостную картину возникновения и состояния феномена благотворительной деятельности в отношении историко-культурного наследия.

Проблема настоящего исследования вытекает из противоречия, имеющего место между степенью актуальности благотворительной деятельности, её значимостью в современной отечественной культуре и недостаточностью её исследованности в культурологическом дискурсе, в частности в отношении к историко-культурному наследию.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с конца XVIII в. до начала XX в. (до 1917 г.). Нижняя граница исследования определена тем, что именно с XVIII веком исследователи связывают появление фактов общественной и частной благотворительности в Западной Сибири. Ограничение верхней границы началом XX века обусловлено тем,

что произошедшие в это время социально-экономические изменения в российском обществе вызвали наиболее значительный рост благотворительных организаций, заметную активизацию частной благотворительности, а затем, после установления советской власти в центральной России и Сибири, её длительное прекращение. Состояние благотворительной деятельности в Западной Сибири после Октябрьской революции 1917 г. и до настоящего времени - это предмет отдельного исследования.

Территориальные рамки изучаемого региона охватывают в современных границах следующие территории - это Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую, юг Тюменской области и Красноярского края, т.е. ту территорию, которая в XVIII - начале XX вв. была наиболее густо заселена и экономически освоена, где были сосредоточены объекты культуры, науки, образования, где наиболее интенсивно развивалась благотворительная деятельность.

Объектом исследования является благотворительность как историко-культурный феномен.

Предметом исследования являются особенности благотворительной деятельности в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. в отношении к историко-культурному наследию.

Целью диссертационного исследования является раскрытие сущности и обоснование значимости благотворительной деятельности в культуре Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв.

Достижение этой цели предполагает постановку и решение в диссертационном исследовании следующих задач:

1. Проследить эволюцию содержания понятия «благотворительность» и рассмотреть толкование таких понятий как «милосердие», «меценатство», «спонсорство».

2. Выявить и исследовать исторические этапы развития
благотворительности, дать периодизацию формирования благотворительной
деятельности в контексте историко-культурологического дискурса и
определить их отличительные черты по отношению к формированию
российской благотворительности.
' 3. Выявить факты и определить направления благотворительности в

отношении историко-культурного наследия Западной Сибири в конце XVIII - начале XX вв.

4. Исследовать и обосновать структуру ценностно-мотивационных
оснований западносибирской благотворительности.

5. Выявить и классифицировать историко-культурные объекты,
созданные или содержавшиеся на средства благотворителей Западной
Сибири конца. XVIII - начала XX вв.

6. Определить вклад сибирских благотворителей в развитие музейного
* дела и сохранение историко-культурного наследия региона.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Исследована эволюция понятия «благотворительность» и
содержание таких понятий как «меценатство», «милосердие»,
«спонсорство».

2. Выявлены исторические этапы и дана периодизация формирования
благотворительной деятельности в контексте мирового историко-
культурологического дискурса и их отличительные черты по отношению к

' формированию российской благотворительности. Первый этап иерегламентированная благотворительность, характерная для периода становления государственных отношений. Второй этап - государственно-регламентированная благотворительность с XVI - по первую половину XIX вв. Третий этап - общественная и частная благотворительность - вторая

половина XIX - XX вв. Четвертый этап - возрожденная благотворительность , в современной России - с 1992 г. и по настоящее время.

3. Выявлены и введены в научный оборот факты благотворительной
деятельности, а также определены направления благотворительной
деятельности, получившие наибольшее распространение и развитие в
Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв.: пожертвования на
возведение культовых сооружений; оказание помощи сиротам, неимущим,
престарелым и лечебная помощь; попечение начального просвещения;
благоустройство городов; создание театров и музеев.

4. Исследована и обоснована структура ценностно-мотивационных
х оснований благотворительной деятельности, а также выявлена её специфика

в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв., которая отражалась в следующих категориях благотворителей: а) следовавших религиозному мотиву, б) утверждавших себя как личность (личностный мотив), в) стремящихся получить социальный статус (статусный мотив), г) стремящихся оставить память о себе (мемориальный мотив).

5. Выявлены историко-культурные объекты, созданные или
содержавшиеся на средства благотворителей Западной Сибири конца XVIII -
начала XX вв. Разработана их классификация: культовые объекты (соборы,
церкви, часовни, костелы, мечети и т.п.); гражданские объекты - богадельни
и просветительско-административные учреждения (казначейство, больница,
школа, училище, народный дом).

6. Определен вклад благотворителей Западной Сибири конца XVIII -
начала XX вв. в создание и сохранение историко-культурного наследия
региона, в развитие музейного дела и дана оценка его социокультурной
значимости. Что позволяет рассматривать благотворительность как
определенный феномен культурного состояния сибирского общества.

7. Раскрыты приоритетные возможности культурологического подхода в исследовании благотворительности как исторического социокультурного феномена.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурологический подход, на основе которого исследованы
социокультурные аспекты филантропии, выступает наиболее адекватной
научной базой для изучения благотворительности в Западной Сибири конца
XVIII - начала XX вв. как историко-культурного феномена и позволяет
рассматривать филантропию как комплексную социокультурную систему,
выполняющую специфические функции сохранения культурных традиции
общества и социальной памяти общества.

2. Зависимость благотворительной деятельности от политических,
1 экономических, культурных процессов, происходящих в обществе, позволяет

установить некоторые, наиболее устойчивые формы её существования:
нерегламентированная благотворительность; государственно-

регламентированная благотворительность; общественная и частная благотворительность; возрожденная благотворительная деятельность в современной России.

3. Многозначность содержания понятия «благотворительность» может
свидетельствовать о противоречивом социокультурном развитии этого
явления. Развитие благотворительности в России не всегда было

> поступательным процессом, а сопровождалось периодами подъёма и упадка.

4. Благотворительная деятельность в Западной Сибири в конце XVIII -
начале XX вв. реал изо вы вал ас ь в тех же направлениях (строительство
культовых зданий, школ, больниц, богаделен, открытие музеев и т.д.), что и в
Центральной России, но имела свою региональную специфику. Так, в
отличие от европейской России, в Сибири слабая экономическая база
дворянства по сравнению с местными предпринимателями (купцами) явилась
одной из причин сосредоточения филантропической деятельности в руках

представителей третьего сословия, ставшими главными субъектами благотворительности.

5. Возрождение благотворительной деятельности, основные положения которой эксплицированы из контекста историко-культурологического дискурса, является одним из средств преодоления духовного кризиса в современной социокультурной российской реальности. Благотворительность призвана не только сохранять культурное национальное наследие, но, и служить условием демократизации социальной жизни и гуманизации межчеловеческих отношений. А также являться гарантом общественного контроля государственной политики по отношению к историко-культурному наследию.

Методологическая основа исследования.

В диссертации, при изучении фактического материала по установлению и систематизации фактов благотворительности, использован культурологический подход как совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной жизни, в том числе и сферы благотворительности, через призму системообразующих базовых культурологических понятий.

Культурологический подход позволяет изменить традиционное представление о ценности благотворительности как исключительно информационно-знаниевой или событийно-фактологической. Данный метод позволяет расширить бытовавшую сугубо историческую трактовку благотворительности и понимание ее антропо-культурных основ, представить филантропическую деятельность как способ сохранения и обновления культурных традиций общества.

Культурологический подход, применяемый в контексте решения проблем философии, аксиологии, истории культуры, этики, позволяет использовать его и в процессе достижения обозначенных целей настоящего

исследования. Его междисциплинарность соответствует характеру исследуемой проблемы.

Формой актуализации культурологических идей в работе явились:

а) кросс-культурный подход, представляющий совокупность методов
описания, сравнения и изучения культурных различий сообществ,
особенностей влияния социокультурной среды и индивидуального
культурного опыта на благотворительную деятельность;

б) некоторые формы и варианты культурной психологии, позволяющие
реконструировать мотивацию благотворительной деятельности,
структурируя её развитием жизненных событий;

в) интегративныЙ культурофилософский подход: соединение идей
культурологии и культурной антропологии с основными концепциями
современного гуманитарного познания.

Одним из главных методологических принципов в данной работе является аксиологической подход, позволяющий рассматривать благотворительную деятельность, прежде всего как значимую социальную ценность.

При реконструкции исторических событий, связанных с проявлением фактов благотворительности в отношении историко-культурного наследия, использовался метод системного подхода к историческим явлениям. Системный метод рассматривает социальные явления как совокупность взаимосвязанных и соподчиненных элементов (подсистем).

Используемый нами историко-генетический метод предполагает рассмотрение исторических феноменов в их возникновении и развитии в конкретной форме, отображающей специфику человеческого общества в конкретных исторических обстоятельствах.

Сравнительно-исторический метод использовался в процессе сопоставления различных форм благотворительной деятельности на разных

исторических этапах ее развития, а также при разработке вопросов периодизации благотворительности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что диссертационное исследование, являясь результатом исследования исторических этапов и соответствующих им форм и видов филантропии, раскрывает новые аспекты историко-культурологического понимания феномена благотворительности. В связи с этим, работа носит не только исследовательский, но и методологический характер.

В рамках культурологического подхода функции и задачи
благотворительности приобретают объяснение, отличающееся от того, какое
обычно встречается в исторической науке при исследовании конкретных
фактов и реальных событий в культурном процессе. Применение
разнообразных приемов культурологического анализа благотворительности,
позволяет не только сделать вывод о недостаточности, существующей
историко-научной парадигмы её исследования, но и дать характеристику
особенностей благотворительности и её значимости, показать
культуроёмкость этого социального феномена.
, Диссертация актуализирует прогрессивные идеи зарубежных и

отечественных мыслителей о благотворительной деятельности, рассматривая их в социокультурной парадигме соответственно различным историческим этапам развития культуры и общественного сознания.

Материалы работы раскрывают социокультурную значимость благотворительной деятельности в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. и создают основу для развития региональной культурной политики и стратегии для привлечения дополнительных внебюджетных средств в сферу сохранения и использования историко-культурного наследия. Благотворительная деятельность в Западной Сибири представлена как специфическое культурное явление.

Проведенное исследование расширяет область культурологического 1 знания и проблемное поле междисциплинарного взаимодействия истории, философской антропологии, этики, а также обеспечивает новый теоретический вектор исследований культуры Сибири.

Основные положения диссертации стали основой авторских учебных и методических пособий по культурологии: «Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен»; «Актуализация историко-культурного наследия в курсе «Культурология»; «Рабочая тетрадь по культурологии для студентов 1 курса дневного отделения». В дальнейшем они могут быть использованы в лекционных и 1 семинарских занятиях по культурологическим, историческим, философским и антропологическим дисциплинам.

Возможно использование результатов диссертационного исследования для формирования региональных программ и проектов по развитию культуры, а также взаимоотношений местной власти с потенциальными спонсорами.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы были представлены на:

VI Всероссийской конференции участников туристско-
1 краеведческого движения «Отечество», 9-13 марта 1998 г.,

Москва;

Научно-практической конференции, посвященной 380-летию г. Кузнецка «Сибирский город вчера и сегодня», 22-25 июня 1998 г., Новокузнецк;

Региональной научной конференции студентов, аспирантов, учёных «Наука и молодёжь»: проблемы, поиски, решения», 15-20 апреля 2001 г., Новокузнецк;

Региональной научно-практической конференции «Социальная доктрина русской православной церкви и современное российское общество», 22-23 ноября 2001 г., Кемерово;

IV Международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в III тысячелетии», 25-25 апреля 2002 г., Барнаул;

Всероссийской научно-практической конференции «Милосердие и благотворительность в российской провинции», 22-23 марта 2002 г., Екатеринбург;

Региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодёжь»: проблемы, поиски, решения», 23-25 апреля 2002 г., Новокузнецк;

I научной конференции аспирантов и соискателей КемГАКИ, 11-14 февраля 2002 г., Кемерово;

Региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодёжь»: проблемы, поиски, решения», 23-25 апреля 2003 г., Новокузнецк;

Научно-практической конференции «Кемеровской области - 60 лет», 25 апреля 2003 г,, Кемерово;

II научной конференции аспирантов и соискателей «Методология и методы гуманитарных и социальных исследований», 25 февраля 2003 г., Кемерово;

Межвузовской научной конференции аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований», 17 марта 2005 г., Кемерово.

Межрегиональной научно-практической конференция аспирантов, соискателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований», 17 марта 2006 г., Кемерово.

Научно-практической конференция «Музей и культура Сибири», 23-24 октября 2006 г., Новокузнецк. Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Историография благотворительной деятельности в России

Рассматривая благотворительную деятельность как всеобщее историческое явление в культуре, будет оправданным обращение к трудам ученых дореволюционного, советского и современного периодов, изучавших феномен филантропии в России, в общем, и в Западной Сибири, в частности.

Теоретическое исследование истории благотворительности в России началось гораздо позже практической деятельности. Одной из первых публикаций по данной проблеме считается работа А. Стога «Об общественном призрении» [163], опубликованная в 1818 году, в которой автор предпринял попытку показать эволюцию государственной поддержки нуждающихся. До середины XIX века эта работа, по-видимому, являлась единственным исследованием, посвященным данному вопросу.

На рубеже XIX - начала XX века появляются работы, посвященные, исторической реконструкции благотворительной деятельности. Так, вопросы частной и общественной благотворительности нашли отражение в публикациях Е. Д. Максимова [ИЗ].

Известный русский историк В. О. Ключевский, исследуя методологию социального призрения в работе «Добрые люди Древней Руси», сформулировал важнейший вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья [96, с. 2]. Значительным трудом можно назвать монографию Н. О. Лосского «Условия абсолютного добра», в которой приводится мысль о том, что многие поступки, в том числе, по мнению диссертанта, благотворительные деяния, совершаются человеком, по-видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды [112, с. 25].

Теоретический анализ феномена благотворительности как социокультурного явления был предпринят отечественным дореволюционным исследователем П. И. Георгиевским [11]. В работе «Призрение бедных и благотворительность» он рассматривает вопросы оказания помощи неимущим в различные исторические эпохи на примере европейских государств и России. Предметом исследования автора являются в основном вопросы, касающиеся того, как должна оказываться помощь и кем должна быть она организована для достижения наилучших результатов.

Изучение благотворительной деятельности проводили не только светские ученые, но также и исследователи церковной филантропии. Исследование церковного призрения осуществил С. Г. Рункевич [21]. Генезис и развитие благотворительности изучали В. М. Бензин [3], А. Н. Кудрявцев [14], Они выводили истоки благотворительного феномена из опыта раннехристианских общин.

В результате, несмотря на наличие публикаций, многие вопросы о благотворительной деятельности в Российской империи были не исследованы или недостаточно исследованы. К их числу относятся такие, как деятельность губернских благотворительных обществ и организаций, роль в развитие культурной жизни регионов губернаторов. Одним из нераскрытых вопросов являются направления деятельности Императорского Русского Географического Общества и состав подотдела Западно-Сибирского отдела Русского Географического Общества.

Можно констатировать, что феномен дореволюционной отечественной благотворительности не исследовался в советский период, так как противоречил идеологическим установкам отечественной историографии. Толковые словари и энциклопедии, если и упоминали такое явление, как благотворительность, то давали ей негативную оценку, либо рассматривали филантропию как «пережиток старого общества» [124, с, 320]. В подтверждение приведем следующее определение благотворительности: «Благотворительность - это одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и своё эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной помощи бедным в целях отвлечения их от классовой борьбы» [103, с. 419].

Подобным образом велось изучение системы взглядов буржуазных идеологов о природе и сущности филантропии. Особо следует отметить работу С. В. Воронина «Теория филантропии» [72], опубликованную в 1981 году, где дан анализ различных трактовок мотивов благотворительной деятельности зарубежными авторами. К сожалению, С. В. Воронин, ограниченный идеологическими установками советского государства, не смог представить в полной мере объективную картину исследований благотворительности. Из-за негативного отношения к благотворительности, которое культивировалось в советском обществе на протяжении многих лет, не упоминается о роли меценатов в создании музеев России в статье А. М. Разгона, посвященной итогам развития музейного дела в России к началу XX в. [145].

Из опубликованной литературы видно, что в России советского периода не существовало интереса к изучению благотворительной деятельности, как своего времени, так и предшествующих исторических периодов. Освещение вопросов филантропии в значительной степени зависело от идеологических и политических установок в стране.

Исследование дореволюционного опыта российской благотворительной деятельности начинается в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Значительным вкладом в изучение истории дореволюционной благотворительности стала монография А. Н. Боханова «Коллекционеры и меценаты в России» [60], изданная в 1989 г., в которой проблема благотворительной деятельности раскрывалась на примере жизни и деятельности выдающихся русских меценатов К. Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, Саввы Морозова и Савпы Мамонтова. Автор отмечает, что забвение коснулось тех, кто не принадлежал к числу заметных общественных и государственных деятелей, мыслителей, писателей, артистов, художников: «Необходимо вернуть из исторического небытия не только отдельных деятелей, но и целые исторические пласты российской действительности, придавшие ей яркие, а часто и неповторимые черты. Среди них - феномен отечественной благотворительности, которую необходимо рассматривать как особое социальное явление» [60, с. 171].

Этапы формирования благотворительной деятельности и эволюция понятия «благотворительность»

В настоящее время в научной литературе существует разнообразие подходов к благотворительной проблематике. Следует отметить, что в России до середины S0-X годов XX века, в силу довлевших идеологических принципов, благотворительность оценивалась негативно. В советском обществе, как справедливо отмечал Р. Г. Апресян, любую помощь, организованную помимо государства, было принято считать аморальной, во всяком случае, унижающей достоинства человека [44, с. 56]. В Большой Советской энциклопедии 1927 г. характеристика благотворительности ограничена идеологическими и политическими установками советского периода; «В основе благотворительности лежат определенные, хотя и не всегда осознанные, классовые интересы - интересы господствующего класса, направленные к его ограждению от потрясений со стороны слоев населения, лишенных средств существования» [64, с. 466]. Начиная с Перестройки, в России произошла реабилитация благотворительности, следствием чего стало появление работ, посвященных как истории филантропии в России, так и биографиям известных благотворителей. Кроме того, работы Р. Г. Апресяна [44, 45], А. А. Гусейнова [84], М. В. Фирсова [179, 180] и др. содержали объективный анализ понятия «благотворительность», и оценку форм благотворительной деятельности. Тем не менее, в научной литературе до сих пор отсутствует единое понимание термина «благотворительность». Недостаточная разработанность понятийного аппарата создаёт затруднения как для изучения деятельности благотворителей прошлого, так и для создания современных благотворительных проектов и программ. Исходя из этого, попытаемся исследовать понятие «благотворительность», на основе рассмотрения различных форм филантропии и выявления основных этапов эволюции благотворительной деятельности вообще, и особенностей её развития в России, в частности. По нашему мнению, в развитии благотворительности (филантропии) можно выделить следующие этапы:

1. Нерегламентированная благотворительность.

2. Государственно-регламентированная благотворительность;

3. Общественная и частная благотворительность;

4. Возрожденная благотворительность в России на современном этапе. Характеристика периодов благотворительности.

Первый этап развития филантропической деятельности связан с » нерегламентированной благотворительностью. Хронологические рамки, которого охватывают период становления государственных отношений.

В качестве одного из первых примеров архаической благотворительности исследователи рассматривают надгробные надписи на древних египетских усыпальницах. По мнению В. Л. Прохорова, это свидетельства, донесшие до современников первую четкую информацию о благотворительности [140, с. 37]. Письменные источники по Древнему Египту содержат высказывания правителя Элефантины Хархуфа: «Я давал хлеб голодному и одеяние нагому», а в «Поучении Птахотепа» говорится: «Не будь алчен по отношению к родичам своим» [67, с. 183-184]. То есть, в числе первых добродетельных качеств человека появляется благотворительность. В представлении древних египтян она трактуется как бескорыстие и вспомоществование нуждающимся.

Благотворительность входила в систему этических норм и обязанностей древнекитайского общества. В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Они вошли в понятия «гуманность» (жэнь), «справедливость и долг» (и), разработанных китайским мыслителем Конфуцием, и стали основой китайской этической системы «пяти постоянств», обозначавших гуманные отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами» [68, с. 265]. Чувство гуманности и милосердия присуще разработанному Конфуцием учению о «сяо» - сыновней почтительности. Почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, чтить их при любых обстоятельствах.

Согласно Конфуцию, «сыновняя почтительность и уважение к старшим - это и есть корень милосердия». Конфуций считал, что «если стремиться к милосердию, не будет зла» [185, с. 24].

Милосердие составляет сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. По мнению Б. Мандевиля, милосердием называется такая добродетель, при помощи которой часть искренней любви, питаемой нами к самим себе, переносится чистой и не смешанной ни с какой корыстью на других, не связанных с нами узами дружбы или кровного родства» [114, с. 150]. В практике межчеловеческих отношений милосердие реализуется в учтивости, помощи, участливости, заботе. В практике общественных отношений формой милосердия является благотворительность.

Благотворительность, милосердие, гуманность и сострадание к ближнему были присущи древним индийцам. В гимнах «Ригведы» есть такие слова: «Богатства подающего не уменьшаются. Тому, кто, имея пищу, пожалеет её для слабого, просящего подаяние, кто не внемлет страждущему к нему за помощью, и кто занимается только своими собственными удовольствиями перед лицом страждущего, тому человеку не будет утешения» [144, с. 89].

Историко-культурные объекты, созданные или содержавшиеся на средства благотворителей Западной Сибири XVIII - начала XX вв., их классификация

Реконструкция деятельности благотворителей Западной Сибири дореволюционного периода показывает её разнонаправленность и , многоаспектность. Выявленные историко-культурные объекты, вследствие этого, должны быть упорядочены и классифицированы. Традиционно все объекты истории и культуры были распредены на пять типологических групп: археологии, истории, архитектуры, монументально-изобразительного искусства и документальные памятники [25, 129].

Эта научная классификация соответствовала идеологии Советского государства. Большое внимание в ней уделялось объектам, связанным с революционными событиями, гражданской и Великой Отечественной войнами, социалистическим строительством.

В настоящее время, согласно Федеральному закону «Об объектах историко-культурного наследия» от 24 мая 2002 г. [20], объекты историко-культурного наследия подразделяются на следующие виды:

1) Памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

2) Ансамбли - локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников.

3) Достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы.

В данном параграфе мы предпринимаем попытку выделить в особую группу историко-культурные объекты, созданные или содержавшиеся па средства филантропов, а также разработать классификацию этих объектов с » учетом благотворительной деятельности.

Рассмотрим исторические факты, связанные с появлением в городах Барнауле, Кузнецке (ныне г. Новокузнецк), Новониколаевске (ныне Новосибирск), Томске, Тюмени, а также в других населенных пунктах Западной Сибири историко-культурных объектов, созданных или содержавшихся на средства благотворителей.

В начале XVII в., в 1604 г., с разрешения царя Бориса Годунова был основан г. Томск и построен деревянный храм в честь св. Троицы. Как сообщает К. Н. Евтропов, заботиться о поддержании храма было некому, . частая смена причта, ничтожество штатной суммы от казны на содержание его причта, всё это обуславливало полное запущение его, ни ремонта, ни поддержки серьезной не производилось [12, с. 3].

В 1820 г. в виду ветхости храм разобрали до основания. Спустя более двух десятилетий, 6 декабря 1842 г. епископ Афанасий, в день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича, после литургии в Благовещенском соборе, произнес речь о необходимости построить в Томске новый кафедральный собор, который «по простору и вместимости соответствовал бы своему назначению и самому городу губернскому и епархиальному» [12, с. 28]. Преосвящешшк Афанасий обратился к гражданам помочь в этом «святом деле». Губернатор Томска Степан Петрович Татаринов счел необходимым сообщить об этом генерал -губернатору Западной Сибири: «По окончанию молебна и по возвращению Его Преосвященства в дом свой, куда прибыли и некоторые из чиновников и почетных граждан, он, Преосвященный, первый положил начало этому богоугодному делу, пожертвовав от себя 38 полуимпериалов. Следуя сему благому намерению, бывшие тут лица, движимые усердием своим, также добровольно подписали на означенный предмет некоторую сумму» [12, с. 28]. Томский губернатор С. П. Татаринов внес на строительство храма 600 рублей, прочие гости в числе 32 человек - 1160 рублей 15 копеек [12, с. 29].

В первой половине XIX в. инициатива в общественных делах принадлежала губернатору, а не городскому обществу, которое не имело права самостоятельности в возбуждении и решении важных общественных дел. Городской голова Аполлон Евтихиевич Филимонов, получив разрешение и указания от губернатора, созывал городское общество, в результате была проведена подписка по сбору средств на строительство собора, подписались 33 человека на сумму 9620 рублей 70 копеек [12, с. 36]. Помимо этих средств, с декабря 1842 г. по февраль 1843 г, было добровольно собрано 16489 рублей 82 копейки [12, с. 37].

Братья Толкачевы Архип Силантьевич и Федор Силантьевич пожертвовали на строительство Троицкого собора 5000 рублей [12, с. 40]. Тот, кто не мог пожертвовать деньгами из-за их отсутствия, но, желая участвовать в «этом святом и богоугодном деле», приносили и просили принять от них на возведение храма ценные золотые и серебряные вещи [12, с. 40].

В июне 1844 г. начались работы по возведению Троицкого собора, а в мае 1900 г. храм с двумя приделами во имя св. князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца был освящен.

Примером строительства культового объекта на средства благотворителей является римско-католическая церковь в г. Томске. Как сообщал А. В. Адрианов, жертвователями на церковь были не только католики, а и православные, простые крестьяне также участвовали в этом божьем деле [2, с. 10]. Римско-католическая приходская церковь была построена в 1833 г. и освящена под титулом Пресвятой Богородицы Покровской.

Похожие диссертации на Благотворительность в Западной Сибири конца XVIII - начала XX вв. как историко-культурный феномен