Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Булгакова Виолетта Владимировна

Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов
<
Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Булгакова Виолетта Владимировна. Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов: диссертация ... кандидата : 24.00.03 / Булгакова Виолетта Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Кемеровский государственный институт культуры], 2017.- 289 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социокультурные функции музея как основа взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья 26

1.1. Основные подходы к определению современного музея как социокультурного института 26

1.2. Теоретические и практические аспекты понятия «социокультурная интеграция инвалидов» 65

ГЛАВА 2. Деятельность музеев, направленная на социокультурную интеграцию инвалидов 87

2.1. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в середине XIX – начале XX вв 87

2.2. Нормативно-правовая база, регламентирующая права инвалидов в сфере культуры 101

2.3. Российский и зарубежный опыт социокультурной интеграции инвалидов в условиях современного музея 119

ГЛАВА 3. Музеи Сибири в системе взаимодействия с инвалидами 146

3.1. Доступность музеев Сибири как фактор социокультурной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья 146

3.2. Научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса социокультурной интеграции инвалидов музейными средствами 185

Заключение 230

Список сокращений 235

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема оптимальной интеграции в общество граждан с инвалидностью в настоящее время приобретает особую актуальность и становится важной задачей различных социальных институтов и государства в целом. Под социокультурной интеграцией подразумевается процесс и результат предоставления им прав и возможностей для принятия участия во всех видах социальной жизни наравне с остальными членами общества.

В современной науке существует значительное количество теоретических подходов к определению терминов «инвалидность» и «инвалид». При описании характерных особенностей инвалидов общепринятыми стали понятия «лица с особенностями развития», «лица с ограниченными возможностями здоровья» и «лица с особыми потребностями». Эти понятия показывают состояние людей, которые имеют функциональные ограничения, неспособны к какой-либо деятельности в результате болезни, отклонения и нетипичного состояния здоровья.

За последние годы в Российской Федерации предприняты конкретные шаги по разработке эффективной государственной политики в отношении данной категории населения. Принципы полноценной жизни и равных возможностей для них постепенно утверждаются в сознании всех членов общества. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более миллиарда человек или около 15 % населения земли живут с какой-либо формой инвалидности. Во «Всемирном докладе об инвалидности» говорится, что в последующие годы инвалидизация будет вызывать все большую озабоченность, поскольку во всех странах мира ее распространенность увеличивается. Так, в Российской Федерации насчитывается примерно 12-15 миллионов людей, имеющих ту или иную форму нарушения развития.

В связи с этим, разработка и реализация государственных программ по социокультурной интеграции людей с различными типами инвалидности направлена в числе прочего на расширение доступа к культуре. При этом под доступом к культуре подразумевается эффективная возможность для всех свободно получать информацию, формироваться как личность, познавать, понимать и пользоваться культурными ценностями. Но как показывают исследования, на сегодняшний день российские музеи в большинстве своем мало готовы к деятельности, направленной на создание инклюзивного общества или общества всеобщего включения. Проблема открытости и доступности историко-культурного наследия для посетителей с физическими, сенсорными и ментальными нарушениями во многих музейных учреждениях является по-прежнему нерешенной. Исследование деятельности ведущих зарубежных и российских музеев, позволило выявить ряд противоречий:

- между стремлением музейной институции внести весомый вклад в социальное и культурное развитие общества и недооценкой своего влияния на

формирование целей, установок, культурных ценностей и образцов поведения отдельных членов этого общества;

между накопленным опытом внедрения культурно-образовательных программ и проектов, адресованных посетителям с особыми потребностями и отсутствием теоретического и методологического осмысления данного опыта;

между декларируемыми правами инвалидов на доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость и отсутствием реальных условий доступности и открытости главных музейных экспозиций для посетителей с физическими, сенсорными и ментальными нарушениями;

заявленный в сфере музейной педагогики дифференцированный подход к различным группам посетителей в большей степени ориентирован на детей и подростков и не охватывает ту категорию граждан, которая по тем или иным причинам имеет некоторые ограничения жизнедеятельности.

В связи с этим, актуальность темы диссертационного исследования
обусловлена необходимостью реализации функционального и

коммуникативного потенциала музея в процессе социокультурной интеграции инвалидов, а также потребностью теоретического осмысления накопленного в этой области значительного практического опыта.

Степень разработанности темы исследования. Тема диссертационного исследования носит многоаспектный характер, что обусловило привлечение достаточно широкой базы источников и литературы из следующих областей научного знания – культурологии, музееведения, музейной педагогики, философии, социологии, теории социальной работы, дефектологии, социальной и специальной психологии, коррекционной педагогики и др. Весь массив публикаций можно сгруппировать в четыре блока.

Первый блок публикаций направлен на анализ проблемы

социокультурных функций музея, к которой отечественные и зарубежные специалисты подходят с разных точек зрения. Концептуальная модель музея как института, направленного на объединение общества была предложена русским философом Н.Ф. Федоровым в работе «Музей, его смысл и назначение». Особая роль в теоретическом обосновании роли музея как социального института принадлежит К. Хадсону. В своей монографии «Социальная история музеев» он впервые озвучил гипотезу о том, что не все современные музеи готовы учитывать потребности своих посетителей. Во многих из них по-прежнему действует принцип «вход-как-привилегия».

Проблеме взаимодействия музея и общества также посвящены исследования А.М. Разгона, С.В. Пшеничной, А.Б. Закс, Е.М. Акулич, Л.С. Именновой, Э.А. Шулеповой, А.И. Мартынова, Е.С. Грачевой, С.А. Мухановой, А. М. Кулемзина, С.М. Копытина, Е.А. Ковешниковой, О.В. Беззубовой, Е.А. Богатырева, Е.Г. Вансловой и др. Такие зарубежные ученые как И. Ян, В. Энненбах, Р. Ланг, Х. Веке главной функцией музея называют отбор и хранение музейных предметов и как производную от них, функцию неформального обучения. В качестве главной задачи музейного учреждения исследователь З.А. Бонами называет подключение человека к

«культурному коду» современной ему культуры. С точки зрения Е.Н. Мастеницы, музей как социокультурный институт, где осуществляется процесс передачи культурных знаний и смыслов, может служить эффективным средством социальной адаптации личности в обществе, тем самым способствовать социализации подрастающего поколения.

Идеи обновления социальной миссии музея связаны с появлением теории музейной коммуникации (Д. Камерон, Ю. Ромедер, Е.А. Хупер-Гринхилл, З. Странский, В. Хербст, М.Б. Гнедовский, Д.А. Равикович, В.Ю. Дукельский, Н.Г. Макарова). Ученые анализировали составляющие музейной коммуникации, процессы коммуникационного взаимодействия, способы устранения коммуникационных помех и др.

В настоящее время специалисты музейного дела также продолжают заниматься изучением данного вопроса. Особо стоит выделить работы О.С. Сапанжи, Е.С. Грачевой, Е.Д. Еременко, Ю.В. Зиновьевой и др. По их мнению, формирующая стратегия участия и взаимодействия с посетителем определяют направления и динамику развития музейной коммуникации.

Второй блок публикаций посвящен изучению одной из главных социальных функций музея - культурно-образовательной деятельности. Особое место в теоретическом осмыслении опыта педагогической работы в российских музеях на рубеже XIX-XX вв. принадлежит Н.И. Романову, А.В. Бакушинскому, М.В. Новорусскому, К.Д. Ушинскому, П.П. Блонскому, С.Т. Шацкому, Л.В. Розенталю. Основные идеи гуманистической педагогики, которые могут применяться в образовательной деятельности музейных учреждений, содержатся в исследованиях и фундаментальных трудах П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, В.В. Зеньковского, С.А. Рачинского, В.В. Розанова, К.Н. Леонтьева и др.

В конце XX века в отечественную науку прочно вошло понятие «музейная педагогика», обозначающее практическую культурно-образовательную деятельность музеев и новую научную дисциплину. Это нашло отражение в работах Б.А. Столярова, В.М. Ахунова, Е.Г. Вансловой, Л.М. Шляхтиной, Е.Б. Медведевой, А.Г. Бойко, И.А. Колесниковой, А.С. Огоновской и др. К настоящему времени музейная педагогика разрабатывает методы и формы музейной коммуникации, которые можно применять к различным возрастным категориям и социальным группам. В связи с этим появляются научные исследования, направленные на изучение музейной аудитории. Реакция посетителя интересует музееведов как главное условие совершенствования работы с ними (Е.С. Грачева, Ян Долак, Дэвид А. Колб и др.).

Теоретическому осмыслению проблем музейной культуры посвящена работа С.Л. Троянской «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетенции». Существенное значение также имеет работа М.Ю. Юхневич «Я поведу тебя в музей», в которой автор раскрывает содержание и специфику взаимодействия с той или иной аудиторией (семья, дошкольники, учащиеся), к сожалению лишь упоминая о посетителях с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция современной культурно-образовательной деятельности музея должна исходить из необходимости создания целостной системы разнообразных форм и методов работы. В исследованиях И.А. Макеевой, Т.Ю. Юреневой, О.А. Ботяковой, Т.В. Галкиной, Л.С. Тимофеевой предпринята попытка классифицировать музейно-педагогические формы, применяемые в настоящее время. Совсем недавно стали появляться научные работы, посвященные отдельным категориям музейных зрителей (В.Г. Шведов, Г.П. Шалфицкая, Д.А. Прокудина, Л.И. Ордуханян, В.А. Веденкина, Н.В. Бутенко, A. Donecker). Роль музея в формировании художественной культуры учащихся раскрыта в диссертациях А.В. Лагун, М.А. Волчковой, С.Н. Зониной и др. Интерес представляет исследование О.В. Сидоровой «Работа с семейной аудиторией в музеях Западной Сибири в конце XX – начале XXI века», в которой описаны и выявлены наиболее эффективные коммуникативные технологии работы с основными категориями семейной аудитории - будущими супругами, новобрачными, супругами со стажем семейной жизни, семьями с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

Третий блок включает работы, содержащие теоретические и практические подходы к исследованию проблем интеграции инвалидов в общество. Предпосылки к анализу процесса социокультурной интеграции содержатся в работах таких зарубежных и отечественных авторов, как Ф. Армстронг, Л. Бартон, М. Вебер, Э. Гидденс, М. Фуко, П.А. Сорокин, В.Н. Ярская и др. Впервые понятие «социальная интеграция» в своих исследованиях стали использовать представители структурно-функциональной социологии Э. Дюркгейм и Т. Парсонс, а также представитель эволюционизма Г. Спенсер. Американские ученые И. Валлерстайн и Д. Мердок выделили интеграцию как одну из фундаментальных характеристик культуры. В дальнейшем этот вопрос находит отражение в работах современных исследователей А.С. Ахиезера, Т.Ф. Масловой, М.И. Киселева, Е.Л. Шилкиной, А.Ю. Шеманова, Н.Т. Поповой, Е.А. Аверина, Д.В. Шамсутдиновой, В.А. Петросяна.

В отечественной науке основные теоретико-методологические разработки, посвященные проблеме развития личности с физическими ограничениями появляются в первой половине XX века на основе идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Идеи культурно-исторической теории являются важнейшими научными предпосылками современного взгляда на изучение факторов, опосредующих влияние жизненных обстоятельств на личность. Основной методологической ценностью обладает идея компенсации органического недостатка, при котором выполнение нарушенных функций берет на себя другая, культурно обусловленная, психологическая структура.

Анализ научных публикаций показал, что история развития проблем инвалидности прошла сложный путь – начиная от изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами в общество. Социальные изменения, происходящие в настоящее

время, выражаются в тенденции расширения таких понятий, как «инвалид», «инвалидность», «модели инвалидности». Теоретические аспекты названных понятий раскрыты в работах отечественных и зарубежных исследователей Д.В. Зайцева, Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.С. Ткаченко, Л.П. Храпылиной, Н.Н. Галкина, М.Н. Кичеровой, О.С. Шек, В.Н. Мериновой, А.И. Осадчих, Л.А. Александровой, Г.И. Бондаренко, S. Williams и др. Существующей проблеме классификации и типологии групп инвалидов посвящены исследования Т.В. Егоровой «Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья», Е.И. Холостовой «Социальная работа с инвалидами», Л.И. Акатова «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».

В рамках усиления гуманизации социокультурных отношений, повышения внимания к индивидуальному развитию личности, многие ученые стали рассматривать интегрированное (инклюзивное) образование в качестве одного из важнейших институтов включения в общество детей с различными нарушениями развития (Д.Б. Эльконин, Л.И. Акатов, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина, С. О. Брызгалова, Г.Г. Зак, В.С. Шилов, M.A. Winser и др.).

Культурологический, психологический и социологический анализ понятий «социокультурная адаптация», «социальная реабилитация», «социализация» содержится в работах Р.П. Дименштейн, О.А. Герасименко, А.А. Налчаджян, И.Г. Зайнышева, Т. Лондаджим, Э. Шухард, Л.В. Усовой, Ю.С. Моздоковой, А.Р. Маллер и др. Вопросы создания безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов успешно разрабатываются такими авторами, как Р.Н. Жаворонков, Л.Н. Индолев, В.З. Кантор, Е.Г. Леонтьева, Н.П. Шведова, А.В. Шкляев, J.D. Beach, В.Gleeson и др.

Четвертый блок публикаций содержит работы, посвященные практическим аспектам взаимодействия музея и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Историографический обзор показал, что в конце XIX – начале XX века в быстро изменяющихся исторических и социальных условиях музейные учреждения, продолжая оставаться хранителями культурного наследия, стали привлекать посетителей, к которым нужен особый подход.

Первые упоминания о тактильных экскурсиях для слепых и слабовидящих связаны с Политехническим музеем (г. Москва). Благодаря сохранившимся воспоминаниям известного советского дефектолога В.П. Кащенко, можно судить о его большом научном интересе к социализирующим возможностям музея. Практически со дня своего основания Государственный Дарвиновский музей и Государственная Третьяковская галерея стремились обеспечить максимальную доступность посетителям с инвалидностью (А.И. Клюкина, О.П. Ваньшина, А.Н. Лужецкая).

На современном этапе большой вклад в выделение комплекса проблем, связанных с доступностью российских музеев внес директор института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп» С.Н. Ваньшин. В 2005 году им было разработано

методическое пособие по социокультурной реабилитации музейными средствами. Теме организации и проведению психокоррекционных занятий посвящено учебное пособие научных сотрудников Государственного Русского музея О.В. Платоновой и Н.Ю. Жвитиашвили «Арт-терапия в художественном музее». Акцент в данной работе делается лишь на одном из методов психологической работы – арт-терапии, использующего возможности искусства для личностного развития человека с ограничениями и без них. В пособии представлены реализованные проекты, направленные на социокультурную адаптацию детей с психическими нарушениями, слабовидящими и слабослышащими в условиях Государственного Русского музея. В других крупнейших художественных музеях РФ занятия, как правило, проводят искусствоведы по адаптированным программам, разработанным с учетом характера патологии развития ребенка (Л.Я. Шостак, Е.В. Галактионова, С.В. Аксенова, Г.Б. Гусева, Е. Костылева, А.В. Суслова).

Особого внимания заслуживает исследование И.Н. Дониной, в котором впервые обоснована и доказана эффективность использования инклюзивного подхода и принципов универсального дизайна в социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами. В процессе реализации авторского проекта «Светлый мир» в Государственном музее истории религии были использованы инновационные музейно-педагогические технологии, оптимизирующие процесс адаптации инвалидов в музейном пространстве.

Многими музейными учреждениями европейских стран осуществляется работа по обеспечению доступности, внедряются адресные программы и проекты, учитывающие возраст, тип инвалидности, потребности в тех или иных видах услуг посетителей, к которым нужен дифференцированный подход. Это нашло отражение в работах С.В. Ашаевой, Г.Д. Грудева, В.З. Дуликова, Т.С. Кубасовой, Р. Лейднера, А. Рамбера, Н.Ю. Жвитиашвили, А.К. Филяковой, Д. Финли, K. Schietzel.

Анализ научных публикаций указывает на преобладание статейного материала и отсутствие фундаментальных трудов, обобщающих опыт взаимодействия музеев с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Степень изученности форм работы с данной категорией в культурно-образовательном пространстве музея неодинакова. Частично представлены адаптированные развивающие и психокоррекционные программы для детей с отклонениями в развитии. Почти не освещена работа с инвалидами взрослого и пожилого возраста. Существует недостаток публикаций, содержащих практические рекомендации по созданию экспозиций и выставок, отличающихся доступностью для посетителей с сенсорными и ментальными нарушениями. Все это свидетельствует о недостаточной разработанности темы исследования и ее новизне. Работа с данной категорией посетителей музея, как таковая, не была прежде предметом специального научного анализа, хотя отдельным ее аспектам уделялось внимание в ряде исследований.

Источниковую базу исследования составили основные нормативно-правовые акты международного, российского федерального и регионального уровней.

В первую группу источников вошли международные нормативно-правовые документы, отражающие регулирование прав инвалидов: Всеобщая декларация прав человека (1948); Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950); Декларация социального прогресса и развития (1969); Декларация о правах инвалидов (1975); Конвенция о правах инвалидов (2006). К данной группе источников можно отнести Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН (1993), а также Всемирный доклад об инвалидности Всемирной организации здравоохранения (2011).

Ко второй группе источников относятся документы, отражающие федеральное законодательство РФ в сфере культуры и социальной защиты инвалидов: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и др.

Указы, приказы, постановления, концепции, программы, такие как Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов»; Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов»; постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»; Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы; Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года и др.

Третью группу источников составили законодательные акты, постановления и распоряжения губернаторов областей Сибирского и Уральского федеральных округов о социальной защите инвалидов; региональные целевые программы и подпрограммы, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Проблема исследования основана на противоречии между актуальной
общественной необходимостью обеспечения доступа людей с ограниченными
возможностями здоровья к музеефицированному историко-культурному
наследию и явно недостаточной теоретико-методологической

проработанностью этой проблематики, что ведет к невозможности для музеев в

должной мере реализовать возложенные на них социокультурные функции, включая социализацию, адаптацию и интеграцию инвалидов.

Объект исследования - государственные и муниципальные музеи Сибири и их потенциал в социокультурной интеграции инвалидов.

Предмет исследования - деятельность музеев, направленная на социокультурную интеграцию инвалидов на примере государственных и муниципальных музеев Сибири.

Цель диссертационной работы - теоретическое обоснование процесса социокультурной интеграции инвалидов музейными средствами и разработка научно-методических и практических рекомендаций, направленных на повышение качества музейных услуг для данной категории посетителей.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

  1. Провести анализ различных исследовательских подходов к изучению социокультурных функций современного музея.

  2. Провести сравнительный анализ основных международных и российских нормативно-правовых документов, регламентирующих права инвалидов в сфере культуры.

  3. Исследовать опыт взаимодействия российских и зарубежных музеев с лицами с ограниченными возможностями здоровья (с середины XIX – по настоящее время).

  4. Исследовать работу государственных и муниципальных музеев Сибири с посетителями, имеющими инвалидизирующие заболевания.

  5. Разработать рекомендации, направленные на совершенствование процесса социокультурной интеграции инвалидов музейными средствами и описать опыт внедрения в практику музейной арт-терапевтической программы, адресованной посетителям с особыми потребностями.

Методология и методы исследования. Диссертационное исследование
базировалось на использовании комплекса взаимодополняющих
методологических подходов. Ориентация на посетителя с ограниченными
возможностями здоровья как на полноправного участника процесса музейной
коммуникации обусловила применение деятельностного, личностного и
инклюзивного подходов. Изучение деятельности музеев, направленной на
социокультурную интеграцию инвалидов сквозь призму социокультурных
функций музея предопределило применение структурно-функционального
подхода. Анализ отношения государства и общества к лицам с ограниченными
возможностями здоровья в исторической ретроспективе потребовал

привлечения сравнительно-исторического подхода. Исследование проблемы
классификации и типологии инвалидов опиралось на потенциал

типологического подхода. Основанием для диссертационной работы послужили также идеи гуманистической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности личности (П.Ф. Каптерев, В.В. Зеньковский, С.А. Рачинский), теория музейной коммуникации (Д. Камерон, Ю. Ромедер, З. Странский, М.Б. Гнедовский и др.), современные

концепции развития музейной педагогики (Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич, Е.Г. Ванслова, С.Л. Троянская). Принципиальное значение также имеет идея компенсации физического недостатка, основанная на культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

В ходе исследования использованы следующие методы:

- метод терминологического анализа дефиниций – для выявления
содержания базовых понятий исследования: «музейная коммуникация»,
«культурно-образовательная деятельность музея», «музейная педагогика»,
«социокультурная интеграция», «социокультурная адаптация», «ограниченные
возможности здоровья», «инвалидность», «типология инвалидности»;

- структурно-количественный анализ нормативно-правовых документов,
фиксирующих принципы социокультурной жизни инвалидов в обществе,
содержащих информацию о мерах по устранению препятствий, осложняющих
доступ к основным музейным экспозициям, проведении культурно-
образовательной работы с учетом физических ограничений посетителей музеев;

сравнительный анализ работы государственных и муниципальных музеев Сибири для определения их степени доступности и выявлению «лидеров» по данному критерию;

социологические методы (анкетирование, дистанционное анкетирование, интервьюирование, наблюдение) - для изучения характерных особенностей работы музеев с посетителями, имеющими различные типы инвалидности;

- методы математического и статистического анализа - для обработки
полученных данных в ходе анкетирования и интервьюирования.

Территориальные рамки исследования охватывают следующие субъекты Российской Федерации: Алтайский край, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Тюменская область, Томская область.

Хронологические рамки исследования. С середины XIX – по настоящее время. Нижняя временная граница обусловлена периодом начала организации обучения, воспитания и досуга инвалидов в России и за рубежом, а верхняя – современным периодом, связанным с изменением идеологии политики во всем мире в отношении лиц с особым физическим статусом, с присоединением России к Конвенции о правах инвалидов и утверждением Государственной программы «Доступная среда» (2011-2020 гг.).

Основной эмпирической базой исследования явились результаты экспертного опроса руководителей и специалистов музеев Сибири, направленного на получения необходимых сведений о степени доступности музейных экспозиций и использовании средств музейной коммуникации в работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Это 40 государственных и муниципальных музеев разных профилей (заявка на участие в опросе была отправлена в 265 музеев). Дополнительную базу исследования также составили: сводные информационно-аналитические отчеты о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области

за 2013, 2014, 2015 гг.; статистические данные, представленные на официальном сайте Федеральной службы Государственной статистики; материалы Федерального портала «Музеи России»; материалы официального сайта Министерства культуры РФ; официальные сайты музейных учреждений Сибири.

Научная новизна исследования:

1. Впервые выявлены характерные особенности работы государственных и
муниципальных музеев Сибири с посетителями, имеющими физические,
сенсорные и ментальные нарушения. Получены необходимые сведения о
степени доступности главных музейных экспозиций; об уровне
профессиональной подготовки специалистов; о применяемых средствах
музейной коммуникации в ходе обслуживания инвалидов.

2. Разработан и экспериментально проверен комплекс научно-
методических и практических рекомендаций, направленный на
совершенствование процесса социокультурной интеграции инвалидов
музейными средствами и в музейном пространстве. В рекомендациях учтены:
уровень развития познавательных процессов участников коммуникации;
степень нарушений двигательных, слуховых, зрительных функций; возрастные
особенности; индивидуальные и групповые интересы и предпочтения.

  1. Разработана и внедрена музейная арт-терапевтическая программа, включающая синтез образовательных, развивающих, коррекционных форм и методов работы с аудиторией, имеющей особенности развития. Использование потенциала музейной экспозиции является ключевым компонентом программы как эффективного средства социокультурной реабилитации и адаптации ее участников.

  2. Теоретически обоснована функциональная роль музейной институции как «социокультурного интегратора», посредством которого происходит формирование целей, установок, культурных ценностей, образцов поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает их идентификацию с определенной социальной группой и обществом в целом.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социокультурная интеграция инвалидов в условиях современного музея требует дифференциации культурно-образовательных потребностей, физических и интеллектуальных особенностей различных аудиторий для обеспечения реализации их конституционного права на доступ к культурным ценностям. Результаты проведенного исследования показали, что 77 % музеев Сибири - участников опроса, посещают лица с ментальными нарушениями, далее следует аудитория с нарушением зрения (75 % музеев) и слуха (72,5%), посетителей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся с помощью кресла-коляски принимают 50 % опрошенных музеев.

  2. Реализация социокультурного потенциала музейной институции в системе комплексной реабилитации и адаптации инвалидов определяется фактором доступности и открытости главных музейных экспозиций. В

подавляющем большинстве опрошенных музеев Сибири (92,5 %) выявлен пространственно-средовой барьер, что указывает на отсутствие условий по предоставлению необходимого спектра музейных услуг для данной категории посетителей. Таким образом, существующий опыт обеспечения доступа в здания учреждений культуры, организации пространства, формирования интерьеров общественных и рекреационных помещений с учетом нужд инвалидов не используется в должной мере при создании доступной музейной среды.

  1. Формирование и эффективное развитие практической культурно-образовательной деятельности современного музея обеспечивается наличием адаптивной информационной среды, а также коммуникативной компетентностью специалистов музейных учреждений в процессе взаимодействия с лицами, имеющими некоторые ограничения жизнедеятельности. Опросы разных уровней показали, что в большинстве своем специалисты-экскурсоводы не владеют необходимыми знаниями об особенностях тактильного и зрительного восприятия окружающего мира людей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха. В то же время, основной и традиционной формой работы с ними является экскурсия (92, 5 % музеев). На официальных интернет-страницах опрошенных музеев (80%) отсутствует информация об условиях пространственно-средовой и архитектурной доступности, специальных культурно-образовательных программах и адаптированных экскурсиях. Выявленные факторы препятствует полноценному и продуктивному участию посетителей с дефектами различной типологии в процессе музейной коммуникации.

  2. Наиболее эффективное включение инвалидов в социокультурную среду музея возможно при создании специальных корригирующих условий, учитывающих специфику коммуникативной, когнитивной и личностной сфер. Эти условия должны содержать в себе также широкий круг социального партнерства и поддержку грантообразующих организаций и фондов; нетрадиционные подходы к содержанию и дизайну экспозиций (тактильные и интерактивные выставки, универсальный дизайн, «живые экспозиции» и др.); инновационные формы культурно-образовательной деятельности, направленные на познавательное развитие и содержательный досуг; социально-культурные реабилитационные технологии.

  3. Существенным ресурсом социализации и интеграции в общество лиц с некоторыми нарушениями развития может выступить предлагаемая в диссертации адаптированная музейная программа, построенная на принципах доступности информации об историко-культурном наследии, наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Ее особенность в отличие от традиционных музейно-педагогических программ заключается в наличии психодиагностического, прогностического и социально-реабилитационного компонентов. Диагностический компонент представляет собой изучение личности участников программы средствами музейной экспозиции. Для этого привлекаются специалисты в области психологии, социальной педагогики,

дефектологии. В ходе совместной работы дается оценка состояния их познавательных функций, уровня коммуникабельности, уровня притязаний, эмоциональной устойчивости и др. Прогностический компонент направлен на определение потенциальных возможностей участников программы к компенсации дефекта. Социально-реабилитационный компонент – это целенаправленное включение каждого участника программы, имеющего те или иные ограничения в систему общественных отношений в ходе специально организованного обучения в музейной среде.

Теоретическая значимость. В диссертации раскрываются теоретические представления о музее, как социокультурном институте, способствующему интеграции людей с физическими ограничениями в современное общество путем приобщения их к историко-культурному наследию. Показано, что использование инклюзивного подхода способствует кардинальному изменению во взаимодействии музея и общества, формируя осознание необходимости условий доступности и открытости музейных экспозиций для посетителей с физическими, сенсорными и ментальными нарушениями. Важнейшее значение приобретает концепция адаптивности музейных услуг, которые максимально учитывают физические особенности, информационные и духовные потребности лиц с особенностями развития.

Полученные автором данные углубляют общетеоретические знания в области музейной педагогики и социальной работы. Исследование деятельности российских и зарубежных музеев, направленной на социокультурную интеграцию инвалидов, дополняет историю и теорию музейной коммуникации, усиливает ее значимость в сфере инклюзивного туризма.

Практическая значимость определяется прикладной направленностью диссертации. В настоящее время материалы исследования находят применение в практической работе музейных учреждений Кемеровской области: в целях повышения качества оказания услуг лицам, имеющим инвалидность по предоставлению доступа к культурным ценностям, хранящимся в музеях; при разработке и внедрении специальных музейно-образовательных, экскурсионных программ и проектов социальной направленности и др.

Опыт показывает, что основные идеи и положения диссертационного исследования представляют большой интерес для слушателей курсов повышения квалификации по музейному делу. Полученные материалы также могут использоваться для подготовки студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Музеология», «Туризм», «Социально-культурная деятельность» и др. Отдельные данные могут стать основой для проведения прикладных исследований в области музейной педагогики, социальной работы.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях различного уровня (международных, всероссийских, межрегиональных):

Международная научно-практическая конференция «Искусство для здоровья и социальных изменений» к 15-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, 2005).

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития музеев-заповедников» (Петрозаводск, 2006).

Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья» (Кемерово, 2014).

Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2012, 2013, 2014).

Круглый стол «Социокультурная реабилитация людей с ограниченными физическими возможностями музейными средствами» (Новокузнецк, 2014).

V Международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления развития науки и образования» (Чебоксары, 2015).

XLIV Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Москва, 2016).

Международная научно-практическая конференция «Музей в современном мире» (Кудымкар, 2016).

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры музейного дела Кемеровского государственного института культуры. Полученный опыт во время работы ознакомительно-обучающего семинара «Арт-терапия в культуре и образовании. Культурные проекты острой социальной направленности» (Государственный Русский музей, 2006) позволил автору данного исследования В.В. Булгаковой разработать программу музейной арт-терапевтической мастерской «Живые рисунки». Программа реализовывалась на протяжении двух лет на базе Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маленький принц» (Кемерово, 2006-2008 гг.), получила поддержку Администрации Кемеровской области, став победителем областного конкурса «Лучшее музейное учреждение» в номинации «Музейно-образовательная программа».

Результаты исследования были использованы при составлении научно-методических и практических рекомендаций по работе с музейными посетителями, к которым нужен дифференцированный подход. Проверка их эффективности проводилась в ходе реализации партнерского проекта «Библиотека и музей – хранители духовного наследия», целью которого стало привлечение внимания широкой общественности и органов государственной власти к проблеме доступности историко-культурного наследия для различных социальных групп населения, и в первую очередь, для маломобильных граждан и членов их семей (Кемерово, 2009-2015). Проект получил поддержку

Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации города Кемерово, став лауреатом городского конкурса «Перспектива».

Результаты диссертационного исследования были представлены в программе образовательного курса повышения квалификации для сотрудников музеев Кемеровской области по теме «Музейное дело и охрана памятников», организованном ГОУ «Областной учебно-методический центр работников культуры и искусства» (Кемерово, 2016).

Основные положения диссертации отражены в 11 научных статьях, 3 из которых опубликованы в периодических изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК РФ.

Структура работы. Структура диссертации определяется целью исследования, последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составляет 289 страниц. Список литературы включает 297 наименований.

Теоретические и практические аспекты понятия «социокультурная интеграция инвалидов»

Таким образом, музей стал целостной, искусственной, целенаправленной системой со своей формой, функциями и динамикой. Вот что об этом пишет известный специалист в области музееведения А.М. Кулемзин: «За более чем два тысячелетия существования музея как социального института существенно изменились его понимание и использование. Однако фундаментальное его общественное назначение не изменилось - это сохранять и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени. Музей - это мост в прошлое, без объективного понимания которого мы не можем объективно понять настоящее» [136, с. 82]. Ученый предложил следующее определение рассматриваемому нами понятию: музей - это социальный институт сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Данное определение в настоящее время включено в словарь музейных терминов Российской музейной энциклопедии [137].

Но как отмечает Л.С. Именнова, «в контексте общекультурных перемен трансформируются условия и способы бытования музея, возрастает его роль, что определяется следующими экзогенными факторами: - поворотным периодом в развитии цивилизации, актуализации глобальных перемен; - демократизацией общества, вовлечение в культурные процессы широких слоев населения; - усиление связи и взаимного влияния культуры, политики и экономики». В нынешнем положении укрепляется роль и ответственность музея как социокультурного института, который поддерживает традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивает преемственность гуманистических ценностей и создание мировоззренческих смыслов [99]. Исследователи Е.С. Грачева и С.А. Муханова полагают, «что становление музея как социокультурного института произошло во второй половине XX века, когда активные поиски путей обновления традиционного музея способствовали его качественной трансформации». Стали появляться новые способы и приемы подачи материала, разрабатываться культурно-образовательные программы, направленные на привлечение различных категорий посетителей, что способствовало более глубокой интеграции музея в современный социум [69].

Изменения характера изучения общества и музея освещаются в докторской диссертации Л.С. Именновой «Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы». Автор считает, что существенный эвристический потенциал в исследовании музейной проблематики вносит утверждающаяся в системе социальных и гуманитарных наук культурологическая проблематика, в основе которой находится понимание роли культуры как целостности, что обусловлено мировоззренческими переменами, пересмотром иерархии областей научного знания и места в ней культурологии. Культурология утверждается в качестве метанауки, объединяющей достижения различных социально-гуманитарных дисциплин в рамках актуального проблемного поля. Культурологическое знание становится базовым в изучении феноменов культуры, в том числе музея [99]. Как пишет исследователь, «культурная сущность музея способствует генерации потенциала его противостояния негативным тенденциям массовизации: прикованности человека к ближайшим целям, лишения его пространства, необходимого для духовной жизни. Музей же обеспечивает связь человека и общества с историческими корнями, конструирует пространство с высоким культурным потенциалом». По мнению Л.С. Именновой, в музее происходит связь между обыденной и специализированными формами культуры. С помощью музейной культуры открывается значение культурных смыслов, выработанной элитарной культурой, что способствует формированию социокультурного единства общества. Таким образом, в музейной среде усиливаются культуроформирующие свойства предмета. Он становится основой различных форм музейной работы, определяет информационную насыщенность музейной коллекции и экспозиции, эффективность строящихся на их основе исследовательской и культурно-образовательной деятельности. В научной литературе укрепляется культурологический подход к музейному предмету, когда профессиональный интерес сконцентрирован на его знаковости, а также на системе ценностей, которые он демонстрирует [99].

Между тем, как утверждает С.М. Копытин, многообразие и сложность феномена музея, его институциональных и статусных преобразований порождает многочисленные разногласия относительно определений, функций, обоснованности и важности составляющих его элементов. Это обусловлено концептуальными поисками утверждающейся музейной науки, которая, кроме решения частных практических проблем, «целенаправленно обращается к общим теоретическим и культурологическим вопросам музейного дела» [130, с. 19].

Здесь стоит отметить, что проблема взаимосвязи музея и общества, которая традиционно рассматривалась как культурологическая и музееведческая, в настоящее время анализируется в рамках различных областей научного знания. К формулировке социокультурных функций, как и к институции музея в целом, специалисты музейного дела подходят с разных точек зрения, например, с позиций культурологии, музееведения, философии, социологии, психологии и др. [80, с. 24].

Предлагаем рассмотреть более детально проблемы социокультурных функций музея, которые исследуются отечественными и зарубежными музееведами. Особая роль в осознании музея как социального института принадлежит английскому ученому К. Хадсону. В монографии «Социальная роль музеев» (1975) он описывает различные аспекты взаимодействия музея и общества, выявляя при этом сильные и слабые стороны их организации. Характеризуя работу художественных галерей и музеев XVII-XVIII вв., автор отмечает, что в них долгое время действовал принцип «Вход – как привилегия». Это связано с тем, что их владельцы ожидали от своих посетителей только признательности и почтения за предоставленную возможность увидеть музейные коллекции. Сдвиг европейских музеев в середине XIX в. в сторону принципа «Вход – как право» по мнению К. Хадсона был связан с распространением критики искусства и организацией всемирных выставок, вызвавших большой интерес у публики. Именно в этот период музей стал рассматриваться как «инструмент образования». Развивая тему музейной коммуникации, которая получила развитие в XX в., ученый впервые акцентирует внимание на анализе поведения и ответной реакции посетителя [146].

Нормативно-правовая база, регламентирующая права инвалидов в сфере культуры

«Основой анализа процесса социокультурной интеграции, - по мнению Т.Ф. Масловой, - являются базовые (модельные) характеристики процесса, где одной из важнейших является его структура. Объекты социокультурной интеграции – это социальные акторы, испытывающие институциональные воздействия, опосредованные восприятием системного, социального и животного мира, находящиеся под влиянием существующих в окружении многообразий социокультурных образцов, которые определяют типичность актора. В ходе социкультурной интеграции социальный актор может быть представлен одновременно как объект и как субъект процесса социокультурной интеграции в зависимости от акцентов анализа» [160].

Исследователи А.Ю. Шеманов и Н.Т. Попова в статье «Инклюзия в культурологической перспективе» подчеркивают, что проблема интеграции человека в общество заключается в создании включающего коллектива и адекватных ему культурных форм групповой жизни, а также в синтезе таких форм коллективной жизни с доминирующим в нашей культуре индивидуально-рациональным способом культурной регуляции [270]. По мнению авторов, интеграция базируется на владении средствами коммуникации, а также на владении иными формами культуры, которые принадлежат культуре, постольку, поскольку люди способны видеть в них какой-либо смысл. Иными словами, интеграция предполагает обладание определенной культурной компетенцией. Культурологический подход к интеграции ставит задачу не простой адаптации человека к условиям жизни в обществе, а его творческой самореализации в адекватной для него форме. Вместе с тем данный подход опирается на наличие базовых культурных способностей у реабилитируемых и тем самым признает человеческое достоинство у каждого человека, независимо от его интеллектуальных, физических и психических особенностей [270].

В работе «Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы» Е.А. Аверина, продолжая мысль Э. Дюркгейма, рассматривает интеграцию как процесс, в ходе которого «не только индивид стремиться максимально адаптироваться к жизни в обществе, «встроиться» в его структуру, но и оно, в свою очередь, предпринимает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к особенностям конкретного индивида на основе принципов толерантности, объективности, социальной справедливости». Претворение в жизнь данных принципов в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья в определенной степени обуславливают успех интеграционных механизмов, эффективность процесса включения их в общество [1, с. 6].

В настоящее время интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями подразумевает процесс и результат предоставления им прав и возможностей для принятия участия во всех видах социальной жизни наравне с остальными членами общества в условиях, компенсирующих их отклонения в развитии и ограничения возможностей. Т.В. Егорова в своей работе отмечает, что интеграция исходит из концепции «нормализации», в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенными к условиям и форме жизни общества, в котором они живут [85]. В контексте нашего исследования интерес представляет также докторская диссертация В.А. Петросяна, в которой он определяет 4 главных компонента процесса интеграции: - социально-аксиологический - в обществе принимаются единые ценности, определяющие представления и установки индивидов как с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых; - организационно-правовой - процесс интеграции строится на основе законодательства, утверждающего равные права граждан; - пространственная организация жизнедеятельности - для интеграции инвалидов в общество разрабатывается универсальный дизайн, объекты которого могут использоваться всеми людьми без необходимости их специальной адаптации для нужд отдельных категорий потребителей; - межличностные отношения - происходит признание достоинства личности и ее равных прав, независимо от факторов физического или психического здоровья [190]. В.А. Петросян утверждает, что цель социальной интеграции заключается в создании «общества для всех», в котором все граждане обладают социальной субъектностью, правами и обязанностями, независимо от состояния их физического здоровья [190]. Д.В. Зайцев в своей исследовательской работе предлагает выделить ряд видов социальной интеграции: первичную и вторичную, пассивную и активную, вертикальную и горизонтальную [91]. В период пассивной интеграции индивид может наблюдать за окружающим миром, участвовать в репродуктивном процессе усвоения знаний. Постепенно у него формируется базовая система ценностей, социальных установок и убеждений. Данный вид можно оценить как первичную интеграцию. Во время активной (вторичной) интеграции человек с инициативой знакомится с социальным окружением, усваивает необходимые ему для жизни умения и навыки, входит в процесс межличностного общения, занимается творчеством. Таким образом, происходит активное преобразование окружающей его действительности, преобразование повседневности.

Российский и зарубежный опыт социокультурной интеграции инвалидов в условиях современного музея

Например, в Государственной Третьяковской галерее действует программа для инвалидов «Музей, открытый для всех», которая включает проведение специальных «экскурсионных модулей», праздников, выставок художественного творчества и др. На протяжении ряда лет Государственный Эрмитаж работает с детьми с нарушениями в физическом и психическом развитии, разрабатывая программы, учитывающие их характер заболевания, возраст и уровень знаний. Научный сотрудник и методист крупнейшего российского музея Л.Я. Шостак в статье «Система воспитания детей с ограниченными возможностями в Эрмитаже» пишет следующее: «Мы идем навстречу тем специальным учреждениям, которые не стремятся держать детей с проблемами в изоляции от внешнего мира, а ориентированы на социальную реабилитацию и интеграцию их в общество» [278, с. 92].

Рассмотрим на конкретных примерах два типа таких программ – музейно-экскурсионную и музейно-педагогическую. Так, программа «Наш Эрмитаж» адресована детям младшего школьного возраста с диагнозом «задержка психического развития», которые относятся к категории «труднообучаемых». Она состоит из 15 занятий, охватывающих большинство коллекций и постепенно вводящих детей в мир музея. Первая часть, которая называется «Знакомство с Эрмитажем» знакомит детей с архитектурно-декоративным убранством интерьеров Зимнего дворца и зданий Эрмитажа. Вторая часть «Боги и герои в искусстве Древнего мира» состоит из пяти-шести занятий, на которых дети узнают о мифологических сюжетах в искусстве, а также о выразительных средствах скульптуры и живописи. По мнению научных сотрудников, положительные эмоции и эстетическое удовольствие от постоянной встречи с прекрасным дает сильный импульс для эмоционального раскрепощения, стимулирует развитие психических функций, а также активизирует познавательную и творческую деятельность участников занятий [278].

Программа для слепых и слабовидящих детей «Прошлое на кончиках пальцев» характеризуется образным стилем изложения темы, использованием этнографической музыки, специально разработанных пособий, напечатанных шрифтом Брайля, макетов археологических поселений и раскопа, городищ, челна, а также занятием рисованием и лепкой. В основе ее концепции лежит деятельностный подход - изучая историческое прошлое, дети сами активно участвуют в воссоздании приёмов работы людей прошлых эпох, овладевая при этом новыми навыками и умениями. За десять лет в рамках данной программы было проведено более одной тысячи занятий, на которых прошли обучение 900 учащихся специальных школ-интернатов [13].

В отечественной практике Государственный Русский музей (ГРМ) стал первым музеем, разработавшим в 1991 году арт-терапевтическую программу «Шаг навстречу», адресованную детям с ОВЗ. Ее разработка осуществлялась сотрудниками музея в соответствии с концепцией педагогического взаимодействия художественного музея с системой образования [191, с. 38]. По инициативе ГРМ к его социокультурной деятельности присоединился ряд медицинских, образовательных и социальных учреждений страны, была создана сеть НКО «Арт-терапевтическое Товарищество». Благодаря развитию идей «гуманистической психологии и педагогики», укоренившихся в музейно-образовательной деятельности последнего времени, специалистам удалось выработать дифференцированный подход к «особой» аудитории.

Обучающий курс рассчитан на 2 года, разработан для детей младшего и среднего школьного возраста, страдающих неврозом, психосоматическими заболеваниями, имеющих отклонения в поведении и испытывающих сложности в общении, а также имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Авторы стремились к созданию условий, способствующих социальной адаптации детей - формированию способности к общению, совместной деятельности в процессе обучения, социальной компетентности, посредством приобщения их к изобразительному искусству.

В первой части программы участников знакомят с основами изобразительного искусства в залах музея и прививают первые навыки его использования в творческой (арт-терапевтической) студии. В ходе работы они готовы поделиться своими переживаниями и проблемами, расположены к тому, чтобы выслушать друг друга. Наступает время, когда можно начать психологическую работу с мыслями и чувствами детей, направленную на осознание ими своих проблем на символическом уровне.

Во второй части программы проводятся тематические занятия, на которых произведения искусства становятся средствами для прояснения и выявления проблем ребенка и психологической работы с ними. Активный творческий процесс основывается на широком использовании арт-терапевтических и игровых приемов. Стоит отметить, что особенность программы состоит не столько в ее содержательном аспекте, сколько в способе взаимодействия с ребенком и отношении к нему. Программа «Шаг навстречу» апробировалась в течение восьми лет при работе с различными группами детей (слабовидящие, дети с последствиями церебрального паралича, задержкой психического развития) [191].

Необходимо особо выделить Саратовский государственный художественный музея имени А.Н. Радищева, в котором используются авторские музейно-педагогические методики, адресованные детям и подросткам с различными физическими и социальными возможностями. Например, для слабослышащих и незрячих детей работа ведется по программам «Мой друг – музей» и «Я чувствую цвет!» Для посетителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата совместно с Саратовским отделением Союза театральных деятелей была разработана серия занятий «Возвращение «синей птицы». А в 2010-2011 гг. единичные и разрозненные занятия объединились в целостное направление – комплексную музейно-педагогическую программу

Научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса социокультурной интеграции инвалидов музейными средствами

Для детей-сирот с ограниченными физическими возможностями предусмотрены следующие виды учреждений: санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Кроме того, если музеем запланирована организация работы со взрослыми людьми, имеющими инвалидность, будет полезной информация об учреждениях стационарного социального обслуживания. К ним относятся: дома-интернаты, психоневрологические интернаты, реабилитационные центры, социально-оздоровительные центры. Направляются в эти учреждения граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать. В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи. В стационарных учреждениях осуществляются не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, лечебно-трудового, социально-культурного характера.

В том числе организационную помощь музейным учреждениям в ходе подготовки к работе с посетителями, имеющими какие-либо нарушения здоровья, могут оказать учреждения социального обслуживания. Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов ведут учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, осуществляют практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. Одной из разновидностей социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста являются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В отделениях дневного (ночного) пребывания также осуществляется социально-бытовое, медицинское и социально-культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. На надомное обслуживание принимаются только одинокие престарелые граждане и инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи.

Положительные результаты в организации данного направления может дать сотрудничество с общественными и благотворительными организациями и объединениями. Общественные организации инвалидов создаются в целях защиты их прав, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач социальной интеграции инвалидов. Как правило, их активными членами становятся сами инвалиды и члены их семей. Такие объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения, филиалы и представительства. Самыми известными общероссийскими организациями инвалидов стали: «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», «Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане», «Всероссийское общество инвалидов». С целью развития социокультурной реабилитации и интеграции лиц с ОВЗ в общество музейными средствами крайне важно налаживать партнерские отношения с различными благотворительными организациями. Благотворительной организацией является некоммерческая (негосударственная и немуниципальная) организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества. Такие организации создаются в формах общественных фондов, учреждений, объединений и др. Их главными целями является оказание помощи и поддержки в решении социальных проблем путем подготовки и ведения социально ориентированных программ. Фонды регулярно проводят открытые грантовые конкурсы, разрабатывают и реализуют собственные проекты, а также выделяют внеконкурсное финансирование на поддержку уникальных культурных инициатив. Назовем лишь некоторые из них.

Известная программа благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» способствует продвижению новых профессиональных стандартов, развитию партнерских отношений музея, повышению доступности историко-культурного наследия для различных аудиторий [67]. Целью благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» является оказание общественно значимых мероприятий в области искусства, культуры и спорта, а также реализации научно-образовательных и социальных проектов на территории Российской Федерации. Активной поддержкой проектов в сфере социальной помощи детям-сиротам, престарелым гражданам, волонтерским движениям занимается фонд «Система».

Большое внимание уделяет российским театрам, музеям и библиотекам фонд «Вольное дело», основанный О. Дерипаской. Благодаря его поддержки реализуются комплексные благотворительные программы в области науки, образования, сохранения памятников истории и культуры. Деятельность фондов М. Прохорова, Елены и Геннадия Тимченко также направлены на развитие регионов РФ средствами искусства и культуры. На протяжении ряда лет фонд «Со-единение» поддерживает проекты, направленные на создание условий для социокультурной интеграции слепоглухих граждан в общество [40]. Его программы охватывают следующие направления: «Информированное общество», «Образование и наука», «Технологии возможностей», «Социальная реабилитация и интеграция», «Мир. Общество. Семья».

Резюмируя сказанное, стоит подчеркнуть, что приоритет в конкурсах грантодающих организаций получают проекты тех музеев, которые направлены на качественное расширение представлений о музейной специфике, демонстрирующие нетривиальные формы культурно-образовательной деятельности, инновационные подходы к содержанию и дизайну экспозиции, новые технологии работы с различными целевыми аудиториями.