Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Каплунов Валерий Александрович

Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея
<
Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каплунов Валерий Александрович. Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея: диссертация ... кандидата : 24.00.03 / Каплунов Валерий Александрович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Кемеровский государственный институт культуры], 2017.- 208 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музеефикация недвижимых памятников историко культурного наследия в Сибири и её особенности 16

1.1. Памятники недвижимого историко-культурного наследия в современном обществе 16

1.2. Томская писаница: от памятника археологического наследия к музею-заповеднику, выбор объекта музеефикации 29

Глава 2. Музеефикация Томской писаницы и создание комплексного

2.1. Музеефикация памятника наскального искусства 39

2.2. Музеефикация культурного ландшафта Томской писаницы путём создания музейных комплексов в природной среде 47

2.3. Комплексный музей-заповедник «Томская Писаница» как научный центр по сохранению и изучению памятников

Глава 3. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» в современном обществе 74

3.1. Комплексная структура музея-заповедника, как основа многофункциональной работы музея 74

3.2. Культурно-просветительская деятельность музея-заповедника Постановление Совета Министров РСФСР

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Настоящее диссертационное исследование направлено на решение актуальной современной проблемы музеефикации историко-культурного наследия страны и его использования в целях развития культуры, туризма, образования и науки. В наше время меняется отношение общества к наследию, формируется новое понимание его ценности, что приводит к изменениям в структуре музейного мира, растет интерес к музеям, ежегодно увеличивается количество музеев и посетителей, возникают новые типы музеев. В 1990-2000 годы отмечается повышенный интерес к музеефикации материального историко-культурного наследия, созданию музеев-заповедников, возникают новые музейные формы: этнографические музеи-заповедники, экомузеи, музеи-парки, формируется представление о ценности культурно-исторических ландшафтов. Вместе с тем обозначились некоторые проблемы использования историко-культурного наследия и его музеефикации. Достаточно остро, на наш взгляд, стоит в настоящее время проблема музеефикации археологического историко-культурного наследия страны. Известно, что на евразийском пространстве России сосредоточено огромнейшее количество учтенных памятников археологического наследия. Пространством повышенной концентрации памятников археологического наследия являются регионы Сибири. Памятники археологии, согласно современной концепции ЮНЕСКО, являются достоянием всего человечества и своеобразным ресурсом тех стран, на территории которых они находятся. Многие из памятников Сибири уникальны, и могли бы стать основой для создания современных музеев-заповедников. Вместе с тем надо отметить, что в музеефикации археологических памятников в Сибири практически только начинается. Поэтому особую актуальность представляет опыт музеефикации памятника древнего наскального искусства Сибири – Томской писаницы, создание на ее основе первого в Сибири комплексного музея-заповедника.

В диссертации исследуются причины отставания музеефикации памятников археологии от других памятников историко-культурного наследия. Актуальность предложенного к защите диссертационного исследования в том, что оно направлено на решение задач современного использования памятников археологического наследия: их музеефикацию и формирование отношения как к своеобразному ресурсу современного общества, влияющего на развитие туризма, культуры, образования, науки.

Музеефикация объекта в диссертации показана как система действий, направленных на превращение памятника археологического наследия в современный музей-заповедник нового типа. Актуальной в современном музееведении является предложенная в диссертации система сочетания подлинных музейных объектов и новоделов в экспозициях под открытым небом.

Актуальной для музеев-заповедников является предложенная в диссертации система актуализации пространства историко-культурного ландшафта и система работы комплексного музея-заповедника с населением.

Актуальность диссертации заключается в том, что в ней впервые обоснован возникший в наше время комплексный тип музеев-заповедников, как многофункционального музейного учреждения, наиболее полно отвечающего потребностям современного общества благодаря комплексности своей структуры на территории историко-культурного ландшафта, широкой функциональной направленности работы.

Степень разработанности темы. Выполнение настоящего исследования потребовало исследование опыта музеефикации памятников археологического наследия в стране и за рубежом, изучения научной литературы по вопросам культурного наследия и музеефикации.

Использованная в диссертации литература представлена несколькими тематическими блоками:

  1. Литература по теории, методологии и истории музейного дела

  2. Научная литература по проблемам сохранения, реставрации археологического наследия, исследованию и музеефикации Томской писаницы.

  3. Научные и методологические работы по отдельным вопросам современной практики работы музеев применительно к целям и задачам исследования: по материальному и нематериальному культурному наследию, актуализации наследия в деятельности музеев-заповедников, и развитию регионального туризма.

Томская писаница нашла отражение в ряде общих работ по истории, географии Сибири: К. Риттер, Н.О. Овчинникова, И.Т. Савенкова, Н.С. Гуляева, В.Н. Татищева, «История Сибири» Г.Ф. Миллера, Монография А.П. Окладникова и А.И. Мартынова, в книгах и статьях, посвященных открытию и изучению Томской писаницы; работы С.П. Крашенинникова. Эти и другие работы, содержащие в основном информацию о памятнике наскального искусства, сделали его достаточно известным по сравнению с другими памятниками историко-культурного наследия Сибири. Библиография работ, посвященных Томской писаницы, содержит 322 наименования, книг и научных статей.

Достаточно много работ, в основном по проблемам интерпретации, сохранения и использования памятников наскального искусства и в целом археологического наследия Сибири. Проблема сохранения Томской писаницы путем музеефикации была впервые поставлена в 1970-е годы (Окладников, Мартынов). Памятники наскального искусства как святилища рассматривают в своих работах М.А. Дэвлет, А.Н. Медведь, А.И. Мартынов и др.

Методологические подходы к организации археологических экспозиций в условиях «археопарков» отражены в работе Кепина Д.В. Автор предлагает пять типов экспозиций. Музеефикация археологических памятников рассматривается как технологический процесс, включающий инженерно-геологическую оценку («археологический памятник – геологическая среда») до проведения консервации объектов под открытым небом. Автор останавливается на особенностях создания археологических и археолого-палеонтологических парков. Предложены типовые схемы их функционального зонирования.

Значительную роль в современной актуализации историко-культурного наследия, в изучении динамики музейной потребности, миссии современного музея в современном обществе играют работы О.Н. Труевцевой, М.Е. Каулен, В.М. Кимеева, А.М. Кулемзина, В.В. Тихонова, Е.Ю. Колгановой, О.Н. Шелегиной, А.Ю. Майнычевой.

В определении темы исследования теоретических обоснований и практике создания комплексного музея-заповедника, сочетающего историческое, культурное и природное наследие значительную роль сыграли общие работы по истории музейного дела В.П. Грицкевича, по теории культуры и проблемам актуализации историко-культурного наследия работы Д.С. Лихачева, М.Б. Гнедовского; В.Ю. Дукельского; М.С. Кагана; работа Д. Камерона «Музей – современному человеку»; Ю.Э. Комлева; А.Ю. Майнычевой; Е.Н. Мастеница; М.Ю. Юхневич; работы Э.А. Шулеповой; Т.Ю. Юреневой и её монография: «Музей в мировой культуре»; Л.М. Шляхтиной; работы Н.А. Томилова по периодизации и развитию музейного дела в Сибири; Л.И. Скрипкиной.

В вопросах истории музейного дела, гносеологического значения, форм и категорий музейного дела неоценимое значение имеют работы А.А. Сундиевой и С.И. Сотниковой.

По теории музейности, музейной коммуникации, историографии и типологии определенный вклад внесли своими работами О.С. Сапанжа; В.Г. Рыженко; О.М. Рындина; Н.П. Рязанцев и Д.А. Равикович, своими работами по социальной функции музеев, истории организации сибирских музеев.

При создании отдельных музейных комплексов в составе музея-заповедника «Томская Писаница» использованы научные разработки концепций, ТЭПов и отчеты о проведении реставрационных работ на Томской писанице. Проведение реставрационных работ и их результаты отмечены в работах Э.Н. Агеевой, И.Д. Русаковой, А.Ф. Покровской, Е.А. Миклашевич, Л.Л. Бове, К.В. Конончук, С.Б. Щигорец.

Разработка экспозиции «Музей естественной истории» отражена в работах А.Н. Кондакова, Д.Д. Возной; В.В. Бутьян.

Процесс музеефикации природной среды Томской писаницы был связан с её исследованием, отраженным в работах Н.В. Климовой, А.Ф. Белянкина, Е.В. Бибик, Н.В. Скалона, Н.А. Фоминой, Г.С. Мартыновой, Т.И. Куценко.

В работе использованы публикации по нематериальному культурному наследию Е.Ф. Фурсовой, П.Е. Бардиной, Т.С. Курьяновой, П.В. Глушковой, А.С. Каргина, Е.В. Мавшенко, В.Я. Пропп, Е.Н. Мастеница, И.В. Сальниковой, П.Е. Бардиной, Г.К. Белугиной.

В разработке программы работы музея-заповедника «Томская Писаница» с детьми использованы исследования по музейной педагогике М.Ю. Юхневич, Б.А. Столярова, Е.Г. Вансловой.

Проблема исследования. Основная современная проблема в области музееведения и использования недвижимых памятников историко-культурного наследия заключается в противоречии между огромным количеством расположенных на евразийском пространстве России памятников археологического историко-культурного наследия и низким уровнем их современного использования; ничтожно мало музеефицированных памятников археологии. В силу этого низкий уровень современного использования археологических объектов в целях развития туризма, культуры и образования. Археологическое наследие страны не стало полноценным ресурсом современного общества. Предложенная диссертация направлена на решение проблем сохранения и использования современным обществом памятников наскального искусства путем их музеефикации в природной среде и создания комплексных ландшафтных музеев-заповедников, использующих разные формы современной актуализации как материального, так и нематериального историко-культурного наследия.

Объектом исследования является историко-культурное наследие и музеефикация памятников наскального искусства.

Предметом исследования является опыт музеефикации памятника наскального искусства Томская писаница, создание и работа комплексного историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница», как положительный опыт музеефикации и использования памятника археологии.

Цель исследования. Обоснование комплексного музея-заповедника «Томская Писаница», как музея нового типа, созданного на базе памятника наскального искусства в природной среде, путем актуализации материального и нематериального историко-культурного наследия, направленного на сохранение и использование историко-культурного наследия в целях современного общества.

Для реализации указанной цели потребовалось решение следующих задач:

- Выявить причины низкого уровня музеефикации памятников
археологического наследия в Сибири и в целом в стране.

Выявить потенциальные возможности музеефикации археологических памятников в Сибири.

Обосновать научную концепцию комплексного музея-заповедника как новую, наиболее полно отвечающую современным потребностям форму музеефикации археологического наследия.

Определить роль комплексного музея-заповедника, как центра развития регионального туризма.

Методы исследования. Теоретической базой исследования явились научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области культурного наследия, музеефикации археологического наследия, достижения современного музееведения, институциональные концепции, современной

деятельности музеев, с помощью которой музеи реализуют свои социальные функции.

В диссертации использован системный подход, с применением которого культурное наследие рассматривается как компоненты материального (недвижимое), нематериального и природного наследия. С позиций функционального метода рассматриваются в диссертации функции структурных элементов музея, автор выявляет и анализирует направления музейной деятельности, направленные на сохранение и актуализацию музеев. Типологический метод использовался в работе при исследовании конвергентных явлений в современной деятельности музеев: традиционный и новационный и выявления в них специфических черт. Использование историко-диффузного метода позволило проследить влияние тенденций, в практике сохранения и использования культурного наследия. В числе частных исследовательских методов надо отметить наблюдение и метод сравнительного анализа.

В ходе исследования, выполняя поставленные цели и задачи, использовалась совокупность методов, включая системный, комплексный, ретроспективный, экспериментальный и функциональный методы, позволившие на практике адекватно показать роль комплексного музея-заповедника, как эффективную форму сохранения памятников археологического наследия и, как положительный пример современного использования археологического наследия, в том числе и как научного центра по проблемам музеефикации, изучению, реставрации и хранению научных копий памятников наскального искусства Азии. Комплексный музей-заповедник выступает, как один из центров развития регионального туризма в Сибири, что соответствует международным документам ООН, ЮНЕСКО по культурному наследию и современным национальным задачам использования наследия.

Территория исследования. При исследовании общих вопросов и проблем музеефикации, оценки потенциала археологического историко-культурного наследия территория ограничивается Сибирским федеральным округом, в соответствии с административно-территориальным делением.

Хронологические рамки охватывают в основном период с 1988 г., Постановление правительства РСФСР от 16 февраля 1988 № 51, о создании историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» до настоящего времени. Таким образом, границы исследования обусловлены датой основания первого в Сибири многопрофильного музея-заповедника «Томская Писаница», созданного на базе памятника древнего наскального искусства. Отдельные необходимые в ряде случаев экскурсы делаются автором в предшествующий период XVIII–XX вв., там, где это необходимо и связано с историей изучения Томской писаницы как памятника историко-культурного наследия.

Источниковая база исследования включает несколько групп документов:

  1. Международные документы ООН и ЮНЕСКО по вопросам сохранения и использования культурного наследия и нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере культуры

  2. Комплекс документов и научных материалов по музеефикации и охране памятника древнего наскального искусства – Томская писаница.

  3. Научные разработки и экспозиционные материалы, связанные с планированием и созданием тематических экспозиций музея-заповедника в 1990-2000-е годы, включая Программу развития «Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница», разработанную в 2002 году группой специалистов Центра экологических проблем сохранения наследия и экспертизы региональных программ и проектов Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

  4. Творческие и научные разработки по реализации и развитию интерактивных форм деятельности МЗТП с использованием историко-культурного ландшафта Томской писаницы.

Научная новизна диссертационного исследования.

  1. Теоретически обосновано и практически доказано преимущество музеефикации археологического наследия посредством создания комплексных музеев-заповедников, их памятников в природной среде.

  2. Выявлены основные причины отставания процесса музеефикации памятников археологического наследия в Сибири и их использования в интересах современного общества: недооценка значения археологического наследия как историко-культурного ресурса современного общества, по причинам недооценки роли археологического наследия страны в массовом историческом образовании.

  3. Впервые разработан и применен на практике комплекс методов, необходимых при музеефикации памятников наскального искусства и других археологических комплексов: определение их исторической и культурной ценности, изучение объекта, проведение необходимых реставрационных, охранных и других работ, связанных с особенностями музеефицируемого объекта и историко-культурного ландшафта.

  4. Обосновано введение в научный оборот дефиниции «Комплексный музей-заповедник на базе археологического памятника» как музей нового типа, созданный на основе музеефикации археологического памятника и наиболее полно отвечающий современным потребностям общества путем актуализации памятника археологического наследия и создания на территории культурного ландшафта серии разных историко-культурных музейных комплексов.

  5. Разработаны и внедрены программы проведения музейных познавательных, образовательных и досуговых мероприятий интерактивного действия, характеризующих особенность комплексного музея-заповедника.

  1. Обоснована необходимость определения культурно-исторического ландшафта памятника, и его активное использование как пространства музейной деятельности в интересах посетителей.

  2. В диссертации показана особая роль комплексного музея-заповедника, как центра развития регионального туризма.

Положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время огромный потенциал археологических
памятников Сибири не используется в должной мере в целях современного
общества: развития культуры, образования, туризма. Музеефикация
памятников археологического наследия только начинается в регионах.
Археологическое наследие используется традиционно, в основном, в научных
целях.

Основными причинами замедленных темпов музеефикации археологического наследия Сибири являются недостаточно разработанная методологическая база, недостатки российского законодательства в сфере историко-культурного и археологического наследия в частности; недостатки современного общего исторического образования и отсутствие в обществе представлений о ценности археологического историко-культурного наследия как ресурса современного общества

  1. Комплексный музей-заповедник, созданный на базе археологического памятника, как новая форма современной музейной деятельности, включает: исторически ценный памятник наскального искусства, нашедший отражение в научной литературе и представлениях населения; научно обоснованный культурный ландшафт, который используется как пространство для создания различных музейных комплексов, как связанных тематически с основным памятником, так и не связанных с ним.

  2. Комплексная структура музея-заповедника на пространстве историко-культурного ландшафта позволяет формировать и осуществлять широкую программу экскурсионной, выставочной работы; организовывать и проводить массовые мероприятия разной направленности на территории музейных комплексов и особой выделенной для этих целей территории.

  3. Структура комплексного музея позволяет эффективно осуществлять функции современного музейного научного центра и одного из центров развития туризма.

Теоретическая значимость. Диссертация расширяет область культурологического знания в сфере сохранения и актуализации археологического наследия. Внесен вклад в типологию музеев-заповедников. Обоснован комплексный музей-заповедник, созданный на базе археологического памятника наскального искусства как новый тип музеев-заповедников, отвечающий современным задачам сохранения и использования историко-культурного наследия.

Внесен определенный вклад в решение проблемы использования новоделов и подлинных экспонатов: теоретически разработана и опробована на

практике концепция мультиэкспозиций разной историко-культурной направленности в природной среде на основе культурного ландшафта музея-заповедника.

В диссертации предложены основные направления актуализации нематериального культурного наследия на территории музея-заповедника: живая, научная музейная реставрация фольклорного наследия, обрядов и действий по типу «живой экспозиции» на музейном пространстве; современная реконструкция исторического действия и использование элементов, или фрагментов нематериального наследия в современных массовых мероприятиях музея-заповедника.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

- Музеефикация Томской писаницы направлена на решение практических
задач современного сохранения и использования уникального
археологического наследия Сибири.

Исследование объекта – комплексного историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница», первого в Сибирском регионе, созданного в 1988 г. на основе недвижимого археологического памятника наскального искусства, демонстрирует на практике один из вариантов музеефикации объектов археологического наследия.

Исследованный в диссертации опыт развития комплексного музея-заповедника представляют определенный интерес в деле музеефикации памятников археологического наследия в других регионах страны.

Определенную ценность представляет практика работы комплексного музея-заповедника «Томская Писаница»: а) по определению объектов музеефикации; б) созданию музейных комплексов и объектов на территории историко-культурного ландшафта; в) по развитию туризма; г) в организации научной работы в целях развития музееведения.

Результаты диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и курсов для подготовки студентов по направлению «Музееведение, консервация и реконструкция историко-культурных объектов».

Памятники недвижимого историко-культурного наследия в современном обществе

Современная Россия, занимая самую большую среди стран мира территорию на пространстве Евразии, обладает и самым большим количеством недвижимых памятников историко-культурного наследия, начиная с древнейших археологических памятников и до исторически и культурно ценных объектов современности. В современном мире недвижимое историко-культурное наследие, согласно хартиям ЮНЕСКО Конвенции ООН культурному наследию, рассматривается как своеобразный ресурс современного общества, подлежащий сохранению и активному использованию в целях образования, культуры, науки и развития туризма.

Сложившаяся в стране практика отношения к памятникам историко-культурного наследия имеет свою историю и особенности [Каулен, 2012, с. 13-110]. В советское время в стране была проведена колоссальная работа по учету и паспортизации недвижимых памятников историко-культурного назначения. При этом была работана типология памятников, введено понятие х категорийности. Вместе с тем, в большинстве регионов были опубликованы «Своды памятников истории и культуры». Работа эта в большинстве регионов продолжается и в наше время [Кулемзин, 1989; 2001].

В ходе проведенной работы выявлены и основные особенности отношения общества и государства к историко-культурному наследию. Основной задачей был учет и работа по сохранению памятников. Задачи их использования в ХХ в. в России в большинстве случаев не ставились.

Вместе с тем надо отметить и наблюдающееся сейчас противоречие между колоссальным количеством ценнейших объектов культурно-исторического наследия на евразийском пространстве России и незначительным количеством музеефицированных объектов наследия действующих в стране музеев заповедников, что прямо или косвенно влияет на культуру, экономику, развитие сферы туризма в регионах. На причины такого отставания в музеефикации ценных объектов наследия указывалось рядом авторов [Мартынов, 2008, с. 74-78; 1990, с. 15-49; 2006, с. 278-280]. Отмечалось, что определяющую роль здесь сыграл не столько недостаток средств на музеефикацию, а недостаток понимания проблемы. Особенно во властных структурах на местах, которые, учитывая территориальные особенности нашей страны, должны а местах заниматься музеефикацией объектов недвижимого наследия на территориях регионов. Необходимо отметить, что в нашем общественном сознании все еще культивируется мысль о сохранении, охране объектов наследия, но не их использовании в целях современного общества, как это предусматривалось советским Законом. Мы не можем сейчас просто сохранять. Надо понять, что сохраняется всегда то, что понятно народу, используется им в целях развития культуры, науки, образования и туризма, служит современному человеку и формирует знания о прошлом страны, ее исторических и культурных ценностях, создает привлекательный образ России.

Традиционно успешным для России надо признать музеефикацию создание музеев-заповедников на основе недвижимых объектов жизни и деятельности исторических личностей России, деятелей литературы, искусства, науки. Хорошо известны в стране эти музеи-заповедники. Нет необходимости ещё раз о них писать. Они успешно выполняют свою роль, ежегодно пополняются новыми, возникающими в разных регионах страны.

В 1960-1980-е гг. в стране при общественной поддержке ВООПИК с целью сохранения исчезающих памятников национальной деревянной архитектуры были созданы музеи-заповедники деревянного зодчества. В Сибири примером такого музея можно считать историко-культурный музей-заповедник «Тальцы» в Иркутской области. Основной целью создания таких музеев было стремление сохранить исчезающие памятники деревянной архитектуры. Музеи-заповедники создавались по-разному. В одних случаях на базе исторического ландшафта и еще сохранившихся памятников деревянной архитектуры, в других - на пустом месте, путем перенесения жилых и хозяйственных объектов на территорию создания музея-заповедника типа скансен. Сейчас большинство этих музеев под влиянием времени расширяют сферу своей деятельности, используя музейное пространство в целях развития интерактивной деятельности. В то же время их создание послужило серьезным толчком в музеологических исследованиях, разработке технологий реставрации и их применении целях сохранения объектов культурного наследия.

Нельзя не отметить очевидные успехи в реставрации и музеефикации в разных качествах весьма многочисленных и характерных для нашей страны христианских православных, мусульманских комплексов, дворцовых и дворцово-парковых в основном в европейской части России [Каулен, 2012, с.52-62].

Успешно развивается новое направление - музеефикация исторических зон в целом ряде городов с сохранившейся исторической средой: Новгород Великий, Владимир, Суздаль, Смоленск, Псков, Астрахань, Казань, Томск, Тобольск и во многих других, так называемых, малых городах России. Многое в этом направлении ещё предстоит сделать по сохранению, музеефикации и созданию системы использования историко-культурной среды в так называемых малых городах Поволжья, Волго-Окского, Волго-Камского регионов, русского Севера и Сибири. Это в разной степени компактности и сохранности постройки, в основном XIX- начала XX вв., кое-где сохранились памятники XVIII в., несущие в себе стили городского градостроительства и городской культуры купечества, мещанского быта. Здесь трудно определить какие-то стандартные подходы, они могут быть разными в зависимости от сохранности объектов, среды и многих других условий. Городов, несущих ебе объекты историко-культурного наследия страны, огромное множество, они объединены в «Ассоциацию малых городов». Города малые, но проблемы у них большие, и их много.

Томская писаница: от памятника археологического наследия к музею-заповеднику, выбор объекта музеефикации

В силу сложившейся ситуации: наличие разного рода разрушений, высокая степень бесконтрольной посещаемости памятника, го известность, доступность и отсутствие реального собственника памятника и надзора за ним Лаборатория археологических исследований Кемеровского государственного педагогического института в 1960-е гг. проводила работы по копированию изображений, описанию их и проведению первых на памятнике реставрационных работ под руководством А. И. Мартынова и при участии сотрудников Лаборатории: Э. И. Биглера, Ю. М. Бородкина, студентов В. В. Боброва, Н. Слепцова, П. Герасимова и др. Проводились также работы по исследованию Томской писаницы как памятника историко-культурного наследия, которая включала: обследование памятника, его описание, обмеры, выявление плоскостей с изображениями, изучение окружающего ландшафта.

Основная сложность остояла том, чо не было никаких методик проведения реставрационных работ по камню. Эти методики, опираясь на опыт, начинают разрабатываться и применяться только сейчас. Наиболее успешно в этом направлении работает в . Алматы лаборатория под руководством К. Алтынбекова.

Сотрудниками Лаборатории была разработана специальная водостойкая замазка на основе технического (скульптурного) пластилина с добавлением 50-60 % пудровидной массы из того же материала (камня), из которого состоит скала. Этим материалом были обработаны трещины с целью предотвратить дальнейшее разрушение. Опыт показал устойчивость применяемой замазки. Она сохранилась, изменив окраску (выцвела), до сих пор. На нижнем камне была опробована механическая очистка отдельных участков и их тонирование путём пропитки красящим водно-спиртовым и водно-глицериновым составом.

Сохранение, закрепление, очистка от лишайников, реставрация изображений, степень её допустимости становится в наше время актуальной проблемой. Экспериментальный характер этой работы очевиден. Однако надо иметь в виду, что работы, на наш взгляд, должны иметь целенаправленный характер и проводиться, в первую очередь, на тех памятниках, которые подлежат музеефикации или уже музеефицированы.

Следующий этап реставрационных работ на Томской писанице связан уже с созданием и функционированием музея-заповедника.

В 1989-1990 гг. сотрудники отдела технологии реставрационных работ института «Спецпроектреставрация» (г. Москва) провели на памятнике опытно-экспериментальные и технологические работы. Целью работ была разработка мер защиты скалы от дальнейшего разрушения, то сть консервация путем закрепления отслаивающейся скальной корки. Рассматривалась и возможность «маскировки» портящих памятник посетительских надписей [Конончук, 2015, c. 260-261].

Специалистами была разработана реставрационная технология, опробованная на памятнике в ограниченном объеме летом 1989 года. Работы планировалось продолжить летом 1990 года, но ввиду отсутствия необходимых реставрационных материалов их перенести на июль 1991 года. Но и в 1991 году они не состоялись, вероятно, из-за отсутствия финансирования [Конончук, 2015, с. 260-261].

В 2002-2003 гг. музеем-заповедником был заключён договор с ГосНИИ реставрации. Государственный научно-исследовательский институт реставрации проводил реставрационные работы на памятниках наскального искусства с 1987 г. Объектами являлись местонахождения петроглифов Верхней Лены, о. Байкала, рек Енисея [Агеева, Кочанович, 2004]. Целью работ являлось установление причин повреждений наскальных изображений и разработка консервационных мероприятий по сохранению петроглифов [Русакова, 2004, с. 142]. Специалисты ГосНИИРа в дальнейшем продолжали работы на памятнике с перерывами в 2005-2011 гг.

В 2002-2003 гг. на Томской писанице были осуществлены отдельные виды неотложных работ: частично удалены сделанные краской надписи, закреплен один из аварийных участков скалы, для лабораторного изучения были взяты образцы лишайников [Русакова, 2004, с. 142].

Для маскировки посетительских «граффити» был применен метод искусственного патинирования. При применении данной технологии изменение цвета тонировки скалы достигалось регулированием соотношения Fe и Mn, а также последовательностью их нанесения и количеством бработок. При необходимости интенсивность фоновой тонировки могла быть снижена обработкой 10% раствором HCl. Благодаря проведенным обработкам посетительских граффити сделались визуально не выявляемыми [Агеева, Ребрикова, Кочанович, 2004, с. 120].

Подробнее стоит остановиться на удалении адписей, выполненных масляной краской. Для их снятия были подобраны очищающие пасты и гель, содержащие в своем составе различные комбинации органических растворителей. Прежде всего, на надписях были проведены пробные расчистки всеми выбранными реагентами. Эксперимент показал, что наиболее эффективным и технологичным очищающим составом являтся ель «Abbeizer». Он и был использован при удалении надписей [Агеева, Ребрикова, Кочанович, 2004, с. 119-120].

По результатам проведенного в 2003 году инженерно-геологического обследования скального массива, а также натурного изучения состояния сохранности был разработан комплекс мер по превентивной консервации памятника, включающий устройство защитных козырьков, организацию водоотвода, дренаж и др. [Агеева, Кочанович, 2004]. В 2005 году работа выполнялась в соответствии с договором-подряда№40/05 от 01 июня 2005 года с музеем-заповедником «Томская писаница» и включала в себя два направления.

Музеефикация культурного ландшафта Томской писаницы путём создания музейных комплексов в природной среде

В связи с созданием и размещением музейных комплексов были проведены исследования историко-культурного ландшафта музея-заповедника совместно с сотрудниками биологического факультета Кемеровского государственного университета, той работе ктивно привлекались ботаники, кандидаты биологических наук Н.А. Фомина и А.Ф. Белянкин [Фомина, 1998, вып. 1, с. 56-59; Фомина, 1998, вып. 1, с. 20-22]. При создании мини-зоопарка помощь и консультации оказывал заведующий кафедрой зоологии Н.В. Скалон. Состав обитающих птиц изучали сотрудники орнитологи А.Ф. Белянкин и Н.В. Климова [Белянкин, 1988, вып. 1, с. 70-78;Белянкин, 1988, вып. 1, с. 46-52; Климова, 1988, вып. 1, с. 60-69]. К научно-практической работе по созданию экспозиционных комплексов постоянно привлекались студенты исторического и биологического факультетов КемГУ. С их помощью были проанализированы растительные сообщества, выявлены редкие растения, разработаны экологические тропы познания природы музея-заповедника «Томcкая Писаница», намечены природные рекреации. Большая работа была проведена по изучению сообщества птиц, обитающих на территории музея. Студенты принимали участие в создании этнографической экспозиции «Шорский ус Кезек», «Славянский мифологический лес» и Археодрома.

С созданием музея-заповедника сложилась принципиально иная система отношения к памятнику археологического наследия, изменились его функции. Если до создания музея-заповедника памятник был объектом антропогенного разрушения и только научного изучения, то с превращением в своеобразный недвижимый экспонат под открытым небом н приобрел ответственного собственника (пользователя), предотвратившего его дальнейшее антропогенное разрушение. К функции памятника историко-культурного наследия и научного изучения, каким он был до создания музея, добавились научно-практические задачи по его реставрации с целью сохранения памятника от естественного разрушения. Возникли новые задачи, связанные с музеефикацией недвижимого памятника. Это создание подходов, рекреаций, системы охраны видеонаблюдения экспозиционного осмотра и т.д. Проведение комплекса работ по его обустройству тоже требовало научного подхода. Памятнику был нанесен антропогенный урон примерно на 40 % поверхности скалы древними рисунками. Музеем-заповедником проводились в 2000-е годы значительные научно-практические работы по реставрации и консервации скалы, для этой работы привлекались специалисты Росреставрации [Агеева, Коганович. 2011, т. I, с. 172-175;Наскальное искусство Азии, 1997, вып. 2; Русакова, 2004, с. 57-62].

Чтобы памятник «заработал» как центральный уникальный экспонат музея-заповедника, необходима была подготовка общедоступной научной и научно-популярной литературы, памятных сувениров для посетителей, разработать символ-знак памятника и всего музея-заповедника, созданного на основе Томской писаницы. Таким символом стало древнее изображение совы на Томской писанице. Вместе с тем возникла, как обязательная, при музеефикации объектов на природе, открытая стендовая экспозиция, призванная дать посетителю возможность получить информацию о памятнике. С этой целью при спуске на Томскую писаницу была создана площадка, на которой развернута стендовая экспозиция, посвященная истории исследования памятника, его особенностям, месту в историко-культурном археологическом наследии Сибири и страны. Ознакомившись с ней, посетитель получает сведения о художественных особенностях изображений, о шедеврах первобытного искусства среди рисунков Томской писаницы и сможет глубже и конкретнее понять значение Томской писаницы как природно-исторического святилища. Рядом стоит гранитная плита с надписью 17 века «Не дошед острогу, на краи реки Томи, лежит камень велик и высок, а на нем написано: звери и скоты и птицы и всякие подобия … а егда по некоторому прилучаю отторгнется камень, а внутри того писано якож и на краи» [Мартынова, Покровская. 2000, с. 68].

Все это входит в необходимый набор действий по музеефикации любого археологического памятника. Они необходимы и подчеркивают переход объекта из состояния памятника наследия в объект современного музейного показа.

Вторым значительным археологическим музейным экспозиционным комплексом тал «Музей наскального искусства Азии». Он логически вписывается как необходимая часть всего комплекса музея-заповедника и как продолжение знакомства с древним наскальным искусством как частью мирового культурного наследия. Кроме того надо учитывать ва немаловажных обстоятельства. Это первый в музейной практике страны музей, посвященный только наскальному искусству. Отдельные памятники наскального искусства и сюжеты входят в экспозиции многих краеведческих музеев, но специального музея, посвященного только этому пласту общечеловеческой культуры, в стране не было. В мире те же не очень много музеев наскального искусства. В Европе, можно отметить «Такум» и «Богуслен» в Швеции, Велкомоника в Северной Италии, Тамгалы в Казахстане.

Музей петроглифов Азии имеет свою определенную направленность: показать, какую значительную роль играют эти памятники истории субконтинента, роль в мировой истории и культуре, их информативность, историзм, связь с мировоззрением, особенности как вида творческой деятельности и многое другое. С созданием музея-заповедника повысился и расширился научный интерес к памятнику, отмечен рост научных и научно-прикладных исследований Томской писаницы, открытие новых неизвестных ранее изображений, разработки новых методов исследования памятника [Ковтун, 1993; Русакова, 2004, с. 57-62]. К числу фундаментальных направлений научных исследований относится проведение самостоятельных и совместных с другими научными учреждениями вузами искусства, археологии этнографии полевых исследований, экспедиций по изучению памятников, направленных на сбор материалов для фондов и экспозиций и изучение памятников. Только по наскальному искусству исследования проводились в Притомье, Горном Алтае, Хакасии, южной части Красноярского края и за рубежом - в Казахстане, Киргизии и Монголии. Это направление в научной работе позволило ежегодно

Культурно-просветительская деятельность музея-заповедника Постановление Совета Министров РСФСР

Самыми массовыми праздниками являются Иван Купало и Масленица, количество посетителей которых составляет более 7-8 тысяч. Для того чтобы обеспечить участникам праздников комфортное пребывание и безопасность в музее, праздники организуются на нескольких концертных площадках на территории культурного ландшафта, используется практически вся территория музея-заповедника. Одной из таких концертных площадок является специальная территория, в удалении от экспозиционных комплексов - «Поляна праздников». Это место специально оборудовано для проведения массовых мероприятий, фестивалей ней подведена отдельная иния электропитания, сделаны сценические площадки, подъездные дороги, автостоянки, отдельный вход, туалеты, площадки для торговли, проведения мастер-классов и прочее. «Поляна праздников» является основным местом проведения амых массовых, ярких фольклорно-этнографических праздников.

Музейный праздник «Ночь на Ивана Купало» начинается 6-го июля в 18-00 час. и заканчивается 7-го июля утром. Открывается праздник шествием лучших фольклорных ансамблей, хоровых, танцевальных и других творческих коллективов, мастеров декоративно-прикладного искусства, народных сказителей. Все они являются участниками областного фестиваля собирателей и исполнителей фольклора «Музыкальный ларец». Фестиваль идет несколько часов и торжественно завершается награждением участников дипломами и памятными подарками.

Далее в свои права вступают главные персонажи праздника: Аграфена Купальница и Иван Купало, Русалки, Водяной и др. С этого момента праздник переходит в стадию театрализации. Так же в этой части праздника звучат народные произведения уже авторских обработках, эстрадном стиле, исполняются стилизованные народные танцы. Гости праздника активно вовлекаются в творческий процесс, игры и конкурсы. В полночь, с участием праздничных персонажей наступает долгожданный момент - зажжение костра, праздничный фейерверк и огромные хороводы в несколько колец.

Веселье продолжается несколько часов и завершается купанием в «лунной дорожке», и встречей восхода солнца - Ярила! К шести часам утра праздник постепенно затихает. Необходимо отметить, что часть зрителей, в основном это молодые люди, теряют интерес к празднику после сожжения костра и фейерверка. Для них организована дополнительная площадка в отдалении от основных событий, на которой проходит более свободная программа, но «купальский дух» праздника организаторы стараются сохранять и здесь.

Другой, подобный по масштабу праздник в музее-заповеднике - это «Масленица». В проведении праздника также участвуют не менее 7-8 тысяч посетителей, н разместить, распределить их зимой на территории музея-заповедника гораздо сложнее, чем летом на «Ивана Купало». Приходится расчищать огромные площадки от снега для проведения праздничного действа, для стоянок нескольких сотен автомобилей и десятков туристических автобусов, для ярмарочных рядов и города мастеров. Ежегодно на Масленицу готовится пять временных сценических площадок. На каждой праздник проходит по своей программе - сценарию. В центре музея-заповедника работает основная центральная площадка. На ней находится масленичный столб, снежная крепость, чучело для сожжения, сцена для представления.

Отдельно, в рекреационной зоне, на экспозиции «Сказка» для детей, по специальной программе проходит детская масленица с сожжением Чучела и «взятием снежной крепости», веселыми играми и конкурсами.

Специально оборудуется место для любителей спортивных состязаний: помост для гиревиков, несколько канатов для групповых состязаний, станок для армрестлинга, площадка для хоккея на валенках и многое другое. На спортивной площадке работают свои ведущие, спортивные судьи и творческая группа. К празднику сооружаются две вспомогательные концертные площадки. Одна располагается на площади главного входа в музей, где встречая гостей, создают праздничное настроение, вовлекая их в круговорот масленичных событий. Другая находится на большой смотровой площадке на берегу реки, там организаторы праздника привлекают к себе достаточно большое количество посетителей веселыми играми, песнями, танцами.

Праздничные площадки соединены маршрутами, по которым двигаются творческие группы. Они остоя из нескольких фольклорных коллективов, ходулистов, раёвщиков (театр «Раёк»), скоморохов и других.

В течение праздника у посетителей есть возможность скатиться с ледяных горок, их несколько, прокатиться на лошадях в повозке и верхом, на снегоходах для детей и взрослых.

В музее в это время работает Храм-часовня Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Храме можно завершить этот день в молитвах на службе Прощеного воскресения. Особое место в работе музея-заповедника занимают крупные мероприятия, посвященные национальным культурам. Традиционными стали: межрегиональный праздник тюрский Новый год «Чыл Пажи», татарский «Сабантуй», День немецкой культуры. Межрегиональный масштаб приобрел фестиваль казачьей культуры «Кузнецкая вольница».