Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Клюева Юлия Сергеевна

Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях
<
Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клюева Юлия Сергеевна. Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.03 Кемерово, 2006 205 с. РГБ ОД, 61:06-24/46

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Краеведческие музеи Западной Сибири: история становления и современное состояние 12

1.1. Зарождение и формирование сети краеведческих музеев Западной Сибири 12

1.2. Экономическое положение музеев Западной Сибири (начало XIX в. - 90-е гг. XX в.) 38

Глава 2. Изменение экономической деятельности краеведческих музеев Западной Сибири в 90-е гг. XX в 50

2.1. Причины и характер изменений: формирование многоканальной системы финансирования 50

2.2. Коммерческая деятельность музеев 88

Глава 3. Основные направления развития коммерческой деятельности краеведческих музеев Западной Сибири 116

3.1. Экспертная оценка перспектив развития коммерческой деятельности краеведческих музеев Западной Сибири 116

3.2. Модель развития коммерческой деятельности краеведческих музеев Западной Сибири 131

Заключение 148

Список использованных источников и литературы 150

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. С начала 90-х годов в работе музеев России начинается новый, современный этап развития, продолжающийся до настоящего времени. Наряду с перестройкой экономики, политики социальной сферы идут процессы перестройки в сфере культуры, в том числе в деятельности музеев. Меняется роль музеев в обществе, представление о музейном продукте. Сегодня перед музейными учреждениями нашей страны стоит важнейшая задача — изменить формы своей деятельности в соответствии с новыми условиями, с учетом изменившихся потребностей общества и накопленного опыта в мировой практике музееведения. Практика работы музеев показывает, что новые современные формы работы, в их числе и коммерческая деятельность, создают новые возможности музеям для расширения их влияния в социуме, совершенствования познавательной, культурно-досуговой деятельности, повышения эффективности работы музеев и их конкурентоспособности.

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения и обобщения накопленного музейными учреждениями Западной Сибири опыта хозяйственной деятельности, использования новых экономических условий, привлечения внебюджетных средств в условиях системных изменений в обществе и становления рыночной экономики. В этой связи целесообразным является: а) изучение и применение дореволюционного опыта работы краеведческих музеев в дореволюционной России; б) практики работы зарубежных музеев, которые всегда функционировали в условиях рынка; в) изучение опыта, накопленного краеведческими музеями страны и, в частности, Западной Сибири в период перестройки.

С 90-х годов XX в. меняются условия развития музеев России: действовавшие в обстановке идеологического прессинга, пропаганды коммунистических идеалов и советской модели развития, музеи с начала 90-х годов

стали функционировать в обстановке утверждения демократических ценностей открытого общества, складывающейся рыночной модели развития. Вместе с тем актуальной потребностью стало изучение этих процессов. Характерной становится складывающаяся многоканальная система финансирования музейных учреждений, для которой типичным является постепенное снижение доли государственных инвестиций в музейные учреждения. Формируются такие новые источники финансирования: как спонсорская поддержка, участие музеев в грантах, расширение сферы платных услуг, издательская, сувенирная и иная предпринимательская деятельность. Эти новые механизмы в деятельности музейных учреждений требуют специального изучения.

Актуальность темы исследования определяется еще и тем, что коммерческая деятельность является не освоенным средством работы музейных учреждений нашей страны и западно-сибирского региона в частности. Необходимость ее освоения диктуется новыми условиями хозяйственной деятельности. Другая сторона проблемы заключается в том, чтобы коммерческая деятельность в ходе перестройки не стала основной для музеев и не вытеснила их главные историко-культурные, научно-просветительные, социальные задачи. Только оптимальное соотношение между основными функциями музея и специфической коммерческой деятельностью позволит музеям более эффективно развиваться и занять достойное место на рынке музейных услуг.

Изучение процессов перестройки краеведческих музеев важно потому, что этот тип музейных учреждений для западно-сибирского региона является основным и от перестройки их работы зависит интеграция в мировое музейное сообщество и уровень развития современного музейно-туристического бизнеса.

Степень разработанности проблемы. В мировой практике поиски новых активных форм работы начались с середины XX в. В зарубежной музео-логии этот процесс первоначально расценивался как протест муниципальных

музеев против консерватизма крупных музеев, которые располагают богатейшими коллекциями и имеют стабильные туристические потоки посетителей. В конце прошлого века в зарубежной музеологии начали разрабатываться научные основы фандрейзинга, системы получения средств музеями от частных лиц, по работе организаций культуры и искусства (Grace, 1997; Вше, 1986; Hopkins, Broks, 1997; Smith, 1985). В них рассматриваются новые стратегии внедрения инноваций и планирования инвестиционной деятельности некоммерческих организаций. Вместе с тем в зарубежной науке появляются работы по музейному менеджменту, основам музейной деятельности (Ambrose, Crispin, 1993; Kolter, 1998), в которых рассматриваются основные вопросы музейной стратегии и маркетинга. Описывается опыт применения маркетинговых технологий музеев разных стран. В отечественном музееведении данная проблема начинает разрабатываться только в последние годы. Ей посвятили свои работы М. Гнедовский, В. Дукельский, А.А. Сундиева, О.Н. Труевцева, СИ. Сотникова, Н.В. Кишкин, М.Н. Романова. В их работах рассматриваются современные инновационные стратегии, формируется современная миссия музеев, их поле деятельности, намечаются технологии получения доходов и ресурсов. Однако, степень разработанности проблемы как в отечественной, так и мировой музеологии невелика.

Проблеме функционирования музейных учреждений в рыночных условиях посвящена работа В. Дукельского, который отмечал, что экономические факторы оказывают сегодня большое влияние на музеи, успех многих музеев ассоциируется с доходностью, потоком посетителей, высоким имиджем, спонсорскими вливаниями и т. п., что не требовалось при плановом хозяйстве. Музеям сейчас трудно отрицать свою связь с миром коммерции, а современная жизнь музеев зависит от потребности общества. В отечественном музееведении только формируется взгляд о том, что смысл коммерческой деятельности для музейных учреждений сегодня состоит в том, чтобы создать условия для расширения сферы деятельности в социуме: выставочной деятельности, предоставлении новых услуг, более активного

ной деятельности, предоставлении новых услуг, более активного использования музейного пространства. В то же время отмечается, что вопросы музейного бизнеса требуют высокого профессионализма, глубокого знания дела и опыта. Далеко не каждый руководитель музейного учреждения нашей страны готов к применению в деятельности музеев законов бизнеса.

Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные -М. Гнедовский, В. Золберг, С. Раньярд, Барри Лорд и др. - отмечают, что в коммерческой деятельности музеев необходимо постоянно накапливать опыт, иметь информированность о проблемах общества в целом и человека, в частности, чтобы уметь быстро распознать насущные потребности потенциального потребителя, музейного продукта выработать потребительские требования к производству услуг и программ, осуществляемых в музейных учреждениях.

Объектом исследования являются краеведческие музеи Западной Сибири в период перестройки и экономических реформ.

Предметом исследования - коммерческая деятельность краеведческих музеев Западной Сибири.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Исследованию подвергнуты краеведческие музеи, расположенные на территории Западной Сибири, т.е. западной части Сибирского Федерального округа, включая Омскую, Тюменскую, Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области, Алтайский край и Республику Алтай.

Хронологические рамки исследования - период перестройки и экономических реформ - 1990-2003 годы.

Цель исследования - обобщить данные о коммерческой деятельности краеведческих музеев Западной Сибири, дать научную оценку ее состоянию; определить тенденцию развития, проанализировать основные направления развития; разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию коммерческой деятельности краеведческих музеев Западной Сибири.

Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:

проследить особенности формирования и современное состояние сети краеведческих музеев Западной Сибири, как базы исследования;

определить экономическую составляющую деятельности краеведческих музеев Западной Сибири в предшествующий период;

выявить закономерности, характер и степень изменений деятельности краеведческих музеев Западной Сибири в исследуемый период;

определить степень и особенности интегрированности коммерческой деятельности в работе краеведческих музеев Западной Сибири.

Методологические основы исследования. При анализе деятельности краеведческих музеев Западной Сибири в условиях становления рыночной экономики использовался институциональный подход в рамках экономической социологии, что позволило сконцентрировать внимание на изучении особенностей экономического поведения музейных учреждений в меняющихся условиях современной России. В работе используется опыт зарубежной социологии и институциональной экономической теории. При этом использование методов других наук применяется впервые и становится для музееведения инструментом обновления собственных методик, что позволяет по-новому взглянуть на предмет исследования и преследует цель - получение новых результатов. В работе используется метод методологического индивидуализма на микро-уровне применительно к краеведческим музеям западно-сибирского региона, институциональный подход в социологических исследованиях, при котором объектом выступает общество в целом или его подсистемы, например, сфера культуры. При этом учитываются регулирующие развитие социетальные механизмы, их специфика, процессы трансформации, включая инерционные и инновационные составляющие.

В исследовании мы опираемся также на опыт «Новейшего институционального подхода» Д. Норта и Дж. Ходжсона, особенно на их взгляды по включению в институциональный анализ исторического прошлого и на зару-

бежных и отечественных музеологов-теоретиков зарубежных и отечественных: И. Эрн, Ф. Глатс, Й. Елинек, 3. Странски, И. Бенеш, В. Винтер, A.M. Разгон, А.Б. Закс, А.З. Крейн, СИ. Сотникова, Л. Скрипкина, О.Н. Труевцева, А.А. Сундиева, М.М. Гнедовский и др., рассматривающих музей как социальный институт, как целостную систему, обладающую инте-гративными качествами, как целенаправленную адаптивную систему, детерминированную необходимостью удовлетворения определенного круга потребностей общества.

Вслед за указанными исследователями мы исходим из того, что музейные учреждения образуют некую базисную структуру, опираясь на которую люди создают представление об определенном порядке в природе и обществе. Музеи связывают прошлое с настоящим и будущим, в результате история и культура являются процессом непрерывного институционального развития, а функционирование экономических систем становится понятным как часть институционального процесса. Мы исходим из того, что нельзя понять альтернативы, с которыми мы сталкиваемся сегодня и определить их содержание, не проследив путь развития музейных учреждений.

Методы исследования:

  1. теоретические методы - документальный, статистический, исторический;

  2. практические методы - контент-анализ и опрос.

В рамках исследования нами была разработана анкета и проведен сбор данных путем опроса. Целью опроса было выявить современное экономическое состояние краеведческих музеев Западной Сибири и наметить перспективы их дальнейшего развития.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые собраны и обобщены материалы по перестройке хозяйственно-экономической деятельности краеведческих музеев западносибирского региона в постсоветский период.

  1. Изучены состояние и основные направления развития коммерческой деятельности краеведческих музеев Западной Сибири в исследуемый период такие как: продажа сувенирной, печатной и видео продукции по тематике музея; розничная торговля на территории музея другими товарами музейного направления; розничная торговля товарами массового потребления; организация питания и другие виды платных услуг в музеях и примузейных территориях.

  2. Проведен анализ степени и характера привлечения внебюджетных средств краеведческими музеями Западной Сибири. Он показал, наличие внебюджетных источников финансирования, среди которых: доходы от платных услуг, спонсорская помощь, пожертвования, гранты, сдача в аренду помещений музея, организация примузейного обслуживания, коммерческая деятельность - используются недостаточно.

4. Проведенный анализ сферы деятельности краеведческих музеев
региона и оценка содержания музейного продукта в связи с современными
потребностями общества, показал необходимость дальнейшего привлечения
внебюджетных средств для сохранения и развития музейной миссии и созда
ния конкурентоспособности музейных услуг в сфере культуры.

5. Разработаны научные рекомендации по развитию коммерческой дея
тельности, повышению эффективности использования ее результатов при
формировании музейного продукта.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Привлечение внебюджетных источников финансирования музейных учреждений обусловлено требованиями перестройки страны, изменением роли музеев в обществе.

  2. Внебюджетными источниками финансирования краеведческих музеев Западной Сибири являются: доходы от платных услуг и расширения сферы основной и сопутствующей музейной деятельности, спонсорская помощь, пожертвования, гранты, коммерческая деятельность.

3. Тенденция реализации коммерческой деятельности музеев сводятся
к организации интерактивных музейных мероприятий культурно-
исторической направленности, розничной торговле, общественному пита
нию, издательской и сувенирной деятельности.

4. Использование коммерческой деятельности в качестве внебюджет
ного источника финансирования музеев должно синтезировать в себе полу
чение прибыли и направлено на выполнение музеем своих основных функ
ций.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке экономических аспектов теории музеологии.

Практическая значимость. Результаты данного исследования предлагается использовать краеведческими музеями региона, что будет способствовать совершенствованию и расширению деятельности краеведческих музеев Западной Сибири, повышению эффективности их работы в современных условиях. Положения диссертации могут быть использованы при чтении курса музеологии или спецкурсов по музейному менеджменту и маркетингу. Полученные результаты исследования будут использованы при написании учебного пособия, а также в практической деятельности органов управления в частности при оценке работы музеев в современных условиях.

Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на трех научно-практических конференциях молодых ученых в г. Кемерове в 2002, 2003, 2004 гг., на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2003 г.). Методологические аспекты исследуемой темы были также обсуждены на семинаре аспирантов и соискателей в г. Кемерове (2004 г.). Результаты научных исследований отражены в 7 научных публикациях.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения, изложена на

201 странице машинописного текста, содержит 15 таблиц, 13 рисунков и 3 приложения, содержащих: список государственных музеев Западной Сибири; данные поступления финансовых средств из государственного бюджета; бланк анкеты-опроса. Список использованных источников и литературы, в том числе: источников - 99 наименований, литературы -170 наименований.

Структура работы основана на проблемно-хронологическом методе группировки материала, который позволил рассматривать события в их развитии и хронологической последовательности.

Зарождение и формирование сети краеведческих музеев Западной Сибири

Краеведческие музеи - это музеи определенной территории, которые документируют процессы развития природы и общества определенного края (региона, местности) в их целостности и многообразии. Предметом документирования музеев данной группы являются процессы, протекающие на ней, а объектом собирания, хранения и экспонирования - то, что характеризует типичное, особенное и уникальное в природе, истории и культуре края в широком смысле, включая хозяйство. Значительную часть в структуре данной группы составляют комплексные краеведческие музеи, имеющие, как правило, отделы природы и истории; достаточно многочисленны также музеи природы края, историко-краеведческие и литературно-краеведческие музеи [64, с.243].

Сам термин «краеведческие музеи», который, кстати, получил распространение с середины 1920-х годов, в то время, когда вопросы содержания деятельности краеведческих музеев активно обсуждались на страницах многочисленных в 1920-е годы краеведческих изданий [64, с. 141], происходит от слова краеведение.

Под краеведением обычно понимается изучение истории, культуры, природы, населения и хозяйства какой-либо части страны, административного или природного района, отдельных населенных пунктов. Как отмечают многие авторы [53, с. 15; 86, с.8], это изучение ведется, главным образом, силами местного населения. Краеведение, имея свою характерную задачу: накопление совокупности знаний об определенном крае, ставит своей главной целью исследование особенностей, своеобразия его развития. Оно рассматривает край как нечто целое, единое. В то же время отдельная местность является составной частью государства и многие события, происходящие в крае, напрямую зависят от истории страны. И, наоборот, изучение местной истории является необходимым условием исследования любой проблемы отечественной истории.

Краеведение в Сибири имеет длительную историю. Некоторые исследователи связывают начало краеведения с именем М.В. Ломоносова, который первым призывал выявлять и изучать природные богатства Сибири. Великий русский ученый составил проект указа об опросе «знающих обывателей и крестьян» и анкету, содержавшую вопросы по географии, истории, экономики края. В 1760 году они были утверждены сенатом, и из разных мест государства стали поступать ответы [85, с.5].

Правительственные и академические экспедиции XVIII - первой половины XIX века, комплексно изучающие районы Северной Азии, подготовили почву для возникновения краеведения в Сибири. Рост национального самосознания после победы России в Отечественной войне 1812 года привел к формированию у передовой общественности глубокого интереса к истории своей страны. Изучением истории отдельных регионов Сибири в XIX веке занимались губернаторы, чиновники, политические ссыльные. Были основаны первые общественные музеи: в Нерчинске - в 20-х годах XIX века; в Барнауле - в 1827 году. Цель создания этих музеев заключалась пока не в организации исследования края, а в пробуждении интереса к этой деятельности в среде местной интеллигенции. Они были созданы на местном, краеведческом материале. К середине XIX века все три музея распались.

Д.А. Равикович отмечает (и мы присоединяемся к ее позиции), что недолговечность их существования связана с тем, что инициатива организации этих музеев исходила лишь от отдельных представителей местной интеллигенции, понимавших значение изучения края для его дальнейшего развития. Этот почин не встречал еще должной поддержки со стороны широкой общественности Сибири [71, с.63-65]

Первый подъем краеведческого движения в Сибири связан с капиталистическим освоением края. Усилилась его колонизация. Сибирь, со своими богатейшими сырьевыми ресурсами, приобрела огромное значение для российской торгово-промышленной буржуазии. Переселенческое движение, освоение неиспользованных земель, новых населенных пунктов, развитие городов, транспорта и связи требовали комплексных сведений о природе, экономике и истории Сибири. Появилась необходимость создания местных организаций по изучению края [44].

Одним из первых учреждений, сыгравших огромную роль в развитии краеведения Сибири, по мнению О.В. Ионовой [38, с.97-100], стал Сибирский отдел Русского географического общества (РГО), открытый в Иркутске в 1851 году. Он занимался изучением географии, истории, археологии, этнографии, естествознания, статистики, сельского хозяйства и пр. В 1877 году, в связи с открытием Западно-Сибирского отдела РГО в Омске, Сибирский отдел был реорганизован в Восточно-Сибирский. В 1870-90-е годы в Сибири, с изменениями в экономической жизни края, активизировалась его общественная и культурная жизнь. Деятели областничества (Г.Н. Потанин, Н.М. Яд-ринцев и др.) выступают за развитие производительных сил Сибири, против использования ее как сырьевого придатка, места ссылки и каторги, за открытие сибирского университета и превращение Сибири в культурный край.

Причины и характер изменений: формирование многоканальной системы финансирования

В начале 90-х годов XX века по отношению к краеведческим музеям сложилась общая тенденция утраты интереса и снижения посещаемости. Эта тенденция имеет исторические корни, уходящие во вторую половину 1920-х годах, период, отмеченный применительно к музейному делу и культуре в целом процессами унификации и идеологизации. Заложенная в краеведческом музее идея комплексности была вульгаризирована. Вынужденные следовать одному нормативу, предусматривающему обязательный набор тематических разделов соответствующего содержания, краеведческие музеи превратились в «типовой музейный проект» советской эпохи.

Есть еще одна, более современная причина сохранения тенденции к снижению социальной востребованности результатов деятельности краеведческих музеев. Этой причиной является заметное возрастание числа организаций, конкурирующих с краеведческими музеями в сфере культуры и досуга. Нельзя забывать также об изменениях социокультурной ситуации, прошедших в различных регионах России за последние 10 лет, которые связаны с динамикой образа жизни, формированием индустрии культуры. Привычным явлением стали: видеосалоны, дискотеки, залы игровых автоматов, ночные клубы и казино. В то же время, все чаще возникают частные галереи и художественные салоны. Перед краеведческими музеями Западной Сибири встает проблема конкуренции с новыми институтами в сфере культуры и досуга. Необходимость модернизации краеведческих музеев Западной Сибири вряд ли нуждается в обосновании. Проблема состоит в том, по какому пути должна идти эта модернизация? Можно рассматривать различные пути решения данной проблемы. Однако, сегодня наиболее острым является вопрос о финансировании краеведческих музеев Западной Сибири. Не секрет, что, для своего эффективного функционирования, каждый музей должен быть обеспечен финансовыми средствами.

До перестроечного периода всю сумму расходов, которые возникали в связи с деятельностью музеев нашей страны, принимало на себя государство. Музеи были освобождены от необходимости заботиться об экономических результатах своей деятельности.

Все изменилось в 1985 году, когда наше государство взяло курс на перестройку общества на основе ускорения роста экономики. Откровенно говоря, музеи к этому не были готовы. До 1994-1995 годов музеи продолжали обеспечиваться только бюджетными ассигнованиями, которые планировались по утвержденным статьям. После 1994 года происходит такое же планирование по статьям, но финансовое вложение этих статей не обеспечивается. С 1995 года в некоторых музеях финансируется только заработная плата работников [30, с.2-4; 56, с.8-12].

В ходе перестройки необходимо было перенять опыт работы музеев в рыночных условиях других стран, потому что после перестройки, после разрухи, в которой оказались не только музеи, но и другие учреждения производственной и, так называемой, непроизводственной сферы, единственным идеалом стало возрождение старины. Однако, перенимая опыт зарубежных музеев, функционирующих в рыночных условиях, работники музеев Западной Сибири не должны забывать об особенностях российской экономики, российской истории и культуры [26, с.24-28].

Таким образом, в последние десятилетия статичный и консервативный музейный мир существенно изменился. Музей вошел в рыночное пространство, стал органической частью социо-культурной, экономической и политической жизнью местных сообществ. Особенно остро в ряду этих перемен стоит вопрос о стратегии финансирования музейных учреждений [77, с.65; 80, с.5-7].

Правительственные органы управления культурой все более явно оставляют за собой лишь общее стратегическое руководство музеями, передавая остальные свои полномочия более мелким единицам - районным органам, муниципалитетам, попечительским советам и пр. Не случайно в этой связи последние десятилетия были отмечены складыванием многоканальной системы финансирования музеев, включающей в себя: государственные, общественные, частные, предпринимательские (корпоративные), некоммерческие источники финансирования, а также их комбинации, порождающие инновационные формы.

Отношение к вопросам централизованного и децентрализованного характера финансирования сферы культуры был предметом многих дискуссий [19, с.2-8; 22, с.28-30], в которых выяснилось, что государства, даже самых развитых и благополучных стран Запада, не могут нести ответственность за всю культурную жизнь, и необходимо обеспечить систему, при которой финансирование сферы культуры было бы достаточным и при этом, творческий потенциал в культуре не испытывал бы давления со стороны государства посредством «финансовой зависимости».

Экспертная оценка перспектив развития коммерческой деятельности краеведческих музеев Западной Сибири

В ходе исследования нами было проведено анкетирование директоров краеведческих музеев Западной Сибири. Выборка производилась с помощью кластерного отбора, основанного на делении совокупности на подгруппы (области), каждая из которых представляет совокупность в целом. В выборку вошли краеведческие музеи:

1. Тюменской области - 6 единиц, что составляет 20,0 % от общей совокупности.

2. Омской области - 4 единицы (13,7 % от совокупности).

3. Новосибирской области - 5 единиц (22,7 %).

4. Томской области - 3 единицы (60,0 %).

5. Алтайского края - 11 единиц (34,4 %).

6. Кемеровской области - 5 единиц (25,0 %).

7. Республики Алтай - 1 единица (100 %).

Выборка является репрезентативной, поскольку «бездоказательно принимается, что для получения точных результатов выборка должна составлять 5 % от совокупности» [25, с.219], а в нашем случае показатели намного выше.

Профессионально-демографические характеристики респондентов представлены в табл. 3.1.

Исходя из данных табл. 3.1. следует, что нашими респондентами являлись в основном представительницы женского пола, имеющие преимущественно высшее образование.

Трудовые ресурсы культурной отрасли всегда отличались высоким уровнем профессиональной квалификации. В нашем случае в среднем по Западной Сибири 88 % респондентов с высшим образованием. Однако, директора музейных учреждений могут быть специалистами непосредственно в своем деле и не иметь знаний и опыта работы в рыночных условиях. Это связано с тем, что работа в музеях, в последнее время, к сожалению, не является перспективной и в музейных учреждениях работают люди «старой закалки», которые, естественно, получали другое образование и их менталитет не всегда приходит в согласие с современной действительностью.

Стаж работы респондентов в сфере музейного дела, в основном, более 6 лет. Хотя, к примеру, в Тюменской области более половины опрошенных (66 %) имеют стаж работы в музейной сфере от 1 до 5 лет. При этом стаж работы в должности директора от 1 до 5 лет имеют еще больший процент опрошенных тюменских специалистов (84 %).

Прежде чем проводить исследование, целью которого являлось выявить современное экономическое состояние краеведческих музеев Западной Сибири и перспективы их развития, мы разработали анкету (Приложение 3). Анкета состояла из семи вопросов, последовательность которых была выстроена таким образом, что один вопрос плавно переходил в другой, внося все большие разъяснения о представлениях респондентов по исследуемой теме.

Исходной позицией было взято видение респондентами проблемы адаптированности их музея к рыночной экономике. На данный вопрос было предложено четыре варианта ответов: «однозначно, да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «однозначно, нет». Результаты ответов представлены..

Анализ данных, представленных на рис. З.1., показывает, что преобладающее большинство респондентов не могут назвать свои музеи полностью адаптированными к рыночным условиям. Самый большой процент отрицательных ответов пришелся на музеи Омской области, директора которых, в количестве 100 %, ответили, что их музеи однозначно не адаптированы к рынку.

Ответ «скорее нет, чем да» преимущественно охарактеризовал мнение директоров краеведческих музеев Новосибирской (80 %), Томской области (66 %) и Алтайского края (64 %).

Краеведческие музеи остальных регионов Западной Сибири занимают серединное положение. Так, 60 % краеведческих музеев Республики Алтай, 50 % краеведческих музеев Кемеровской области, 32 % - Тюменской области ощущают свою неустойчивость на рынке музейных услуг. Хотя, 32 % краеведческих музеев Тюменской и 25 % - Кемеровской областей занимают более или менее прочную рыночную позицию.

Похожие диссертации на Краеведческие музеи Западной Сибири в современных условиях