Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Тхитлянова, Аминет Заурбечевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тхитлянова, Аминет Заурбечевна. Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Майкоп, 1998.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Необходимость формирования у учащихся ответственного отношения к учению обусловлена задачами повышения познавательной активности. В современной школе отношение учащихся к учению стало одним из важных факторов, определяющих их познавательную активность, напряжение воли, стремление отдать силы на усвоение знаний.

Знания часто сравнивают со светом, пламенем, факелом. На протяжении всей человеческой истории люди отождествляли их с тем, что освещает дорогу в грядущее, помогает найти истину и использовать ее на благо человека. Именно знаний требует от человека наше время, с его стремительностью и темпами преобразований, ускоренной поступью научно-технического прогресса и остротой социально-экономических проблем. Знаний глубоких, прочных, современных. Сегодня, когда наука становится производительной силой общества, они создают материальные ценности. Вот почему жизнь требует, чтобы человек учился, неустанно и постоянно, взбираясь по тернистым и крутым подъемам к вершине знаний.

Воспитание ответственного отношения к учению - это один из путей воспитания ответственности как важнейшей черты личности в таком важном для ее развития деле, как учебная деятельность. Без повышения ответственности самих учеников за результаты своего учения очень трудно осуществлять оптимизацию процесса обучения, воспитания и развития школьников.

Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует создать для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилить влияние гуманистических идей и престиж духовных ценностей.

Изучением проблемы ответственного отношения к учению занимались всегда.

Проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению в педагогике возникла с первых дней становления и развития системы народного образования.

Как научная проблема ответственное отношение к учению начинает разрабатываться с 50-х годов. В настоящем исследовании учитывалось, что проблема нашла отражение в трудах А.Д. Алфе-

рова, И.П. Нечаевой, А.Я. Розенберга, Н.Б. Елисеевой, А.А. Гусевой, В.Н. Павловской, А.П. Медведицковой, В.Д. Сазоновой, В.И. Горо-венко. Однако ни одно исследование не охватывает всего комплекса вопросов изучаемой проблемы.

Термин "ответственное отношение к учению" не употреблялся до недавнего времени. Как указывает А.Д. Алферов, "под ответственным отношением к учению" следует понимать осознаваемую и нравственно переживаемую обязанность до конца выполнить свой долг в учении"1.

Ответственное отношение к учению - это нравственное отношение. Его фундаментом является ответственность как моральная черта личности, благодаря которой отношение связывается с такими категориями морали, как долг, совесть.

На данный момент, в условиях рыночной экономики, с новой силой заявляет о себе общественный смысл и значение усвоения знаний, получения образования. Поэтому проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению, как и прежде, важна и актуальна сейчас.

Человек сегодняшнего дня бесчисленными нитями связан с прошлым своего народа, без этого прошлого не было бы настоящего. В современном воспитании важное значение приобретает использование педагогических идей народа.

На данном этапе развития нашего общества, когда одной из важнейших задач является воспитание нового человека, обладающего высокими интеллектуальными, нравственными и физическими достоинствами, во весь рост встал вопрос о путях, средствах и методах его формирования, поэтому обращение к народным традициям воспитания подрастающего поколения приобретает огромное значение. Народы нашей страны создали за свою долгую историю множество материальных, культурных и духовных ценностей, без которых немыслима жизнь современного человека. Они накопили немало житейского опыта, разумных обычаев, традиций, которые могут служить прекрасной школой мудрости, способной оказать помощь современному поколению в решении сложных вопросов человеческих взаимоотношений. Люди прошлого оставили в наследие разнообразные по форме поучительные образы поведения человека. Народные традиции, обычаи донесли до нас мудрую орга-

1 Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1984. С. 33.

низацию воспитания подрастающего поколения, подготовку его к практической жизни. Поэтому было бы большим упущением не пользоваться этим богатством.

Народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение посредством произведений устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания, песни являются выдающимися памятниками народной педагогики.

Пословицы и поговорки - проявление народного ума, мудрости, составляют важную и чрезвычайно интересную часть национальной культуры. В них содержатся оригинальнейшие педагогические мысли.

Педагогической сокровищницей адыгов является героический эпос адыгов (черкесов) "Нартхэр" ("Нарты")- В нем каждый эпизод, каждая строфа несет воспитательную и образовательную нагрузку.

Педагогические идеи народа не потеряли своего значения в наше время, они бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры.

Идеи ответственности, долга, чести, призыва к знаниям, к образованию, получившие отражение в адыгском народном творчестве, являются нравственной основой адыгской народной педагогики. Большие воспитательные возможности, заложенные в адыгском устном народном творчестве, позволяют оказывать активное воздействие на воспитание ответственного отношения к учению.

В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы народной педагогчки нашли свое отражение в трудах К.И. Бул.-рова, Г.П. Волкова, А.Ш. Гашимова, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова. Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов, отметим, что вопрос воспитания ответственного отношения к учению в народной педагогике в их работах не рассматривался, так как авторы не ставили своей задачей исследование названной проблемы.

Учитывая значимость названного вопроса для современной педагогической науки и отсутствие специальных работ, посвященных изучению вопроса воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике мы избрали темой своего исследования: "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению".

Проблема исследования - выявление идей адыгской народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению.

Объект исследования - умственное воспитание в адыгской народной педагогике.

Предмет исследования - формирование ответственного отношения к учению как аспект умственного воспитания в адыгской народной педагогике.

Цель исследования: выявить идеи и особенности воспитания ответственного отношения учащихся к учению в адыгской народной педагогике и обосновать условия использования их в современном воспитании.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать материалы адыгского народного творчества, в которых отразились идеи и опыт народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению.

  2. Выявить созданные адыгским народом содержание, средства и методы формирования ответственного отношения к учению.

  3. Показать возможности использования традиций адыгской народной педагогики в области воспитания ответственного отношения учащихся к учению в учебном процессе и во внеклассной воспитательной работе.

Методологические основы исследования:

признание философского и гносеологического плюрализма, использование различных методологических ориентиров;

объективность в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и обобщений;

изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве и взаимосвязи;

связь логического и исторического, объективного и субъективного, исторического и современного;

идей о гуманизации образования и демократизации педагогического процесса;

положение о приоритете общечеловеческих ценностей в историческом опыте народной педагогики;

идея о роли национальных духовных ценностей в возрождении национальной школы.

В исследовании автор опирался на труды отечественных педагогов А.Д. Алферова, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, З.И. Васильевой, B.C. Ильина, В.Н. Максимовой, А.С. Макаренко , И.О. Рута, В.Д. Сазоновой, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной и других, психологов Л.И. Божо-

вича, А.Т. Ковалева, А.И. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна.

В теоретическом осмыслении положений, традиций и закономерных связей народной педагогики автору большую помощь оказали исследования К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Я.С. Смирновой, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова, а также работы A.M. Гадагатля.

Использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, отражающих современное состояние проблемы; изучение и анализ памятников адыгской народной педагогики, отражающих идеи и опыт народа в области умственного и нравственного воспитания; сравнительно-исторический и ретроспективный методы; опытно-экспериментальная работа; наблюдение; анкетирование; обобщение и систематизация полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

„Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем на основе анализа материалов адыгского народного творчества впервые получены новые знания об идеях и опыте воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике, чего не было сделано в этнопедагогических исследованиях по проблеме умственного воспитания в народной педагогике; определены основные условия использования идей и опыта адыгской народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению в учебном процессе и во внеклассной работе в адыгской национальной школе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты дополняют, развивают и конкретизируют существующие теоретические представления по проблемам умственного и нравственного воспитания в этнопедагогической отрасли педагогической науки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что факты, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы

представляют интерес для учителей и родителей в их учебной и воспитательной работе.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Адыгейского государственного университета. Результаты исследования находили практическое приложение в личном опыте работы диссертанта. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на методических объединениях школ Красногвардейского района Республики Адыгея; на республиканской научно-практической конференции по национальным традициям народов Адыгеи, проведенной Министерством науки и образования Республики Адыгея (Майкоп, 1993); на межвузовской научно-практической конференции по проблеме "Семейная этнопедагоги-ка и современная национальная школа" (Карачаевск, 1996).

Основные этапы исследования. На первом этапе (1990-1992) осуществляется теоретический анализ истории возникновения и развития проблемы ответственного отношения учащихся к учению; изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, научных трудов по этнопедагогике, методологии и методов педагогического исследования. Были определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи исследования. Разработан план диссертации.

На втором этапе (19РЗ-1995) проводился анализ материалов адыгской народной педагогики с целью выявления в ней и систематизации идей и опыта воспитания у детей ответственного отношения к учению.

На третьем этапе (1995-1997) осуществлено научно-педагогическое обобщение материалов исследования, сделаны соответствующие выводы и рекомендации, выполнено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики.

  2. Идеи и опыт воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике.

  3. Характеристика созданных народной педагогикой средств, методов воспитания ответственного отношения к учению.

  4. Возможности использования народных идей и опыта воспитания ответственного отношения к учению в современном школь-

ном образовании и семейном воспитании.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов и положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики" анализируются взгляды педагогов прошлого и настоящего времени по данной проблеме.

Во второй главе "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению" рассматриваются общие вопросы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике, исследуются созданные народной педагогикой средства и методы воспитания ответственного отношения к учению. Раскрывается роль родителей в воспитании детей, освещаются особенности адыгской семьи/ обусловливающие специфику семейного воспитания, раскрываются средства и методы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской семье.

В третьей главе "Использование народных идей и опыта по воспитанию ответственного отношения к учению в современном воспитании" обобщен опыт передовых учителей по данной проблеме, проведено исследование состояния проблемы воспитания ответственного отношения к учению младших школьников средствами народной педагогики, даны рекомендации.

В заключении обобщены-основные результаты исследования, подчеркнута их актуальность для современной педагогики и школ.

Список использованной литературы включает 140 наименований.