Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Атеистическое воспитание учащихся в семье и школе(на примере общеобразовательных школТаджикской ССР) Юлдашев, Ахмаджон

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юлдашев, Ахмаджон. Атеистическое воспитание учащихся в семье и школе(на примере общеобразовательных школТаджикской ССР) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Душанбе, 1990.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность ксолаяоватщ. Ваятая направлением идоолохяческсй работа, государственна и общественных организаций, педагогических холгоктзвов всегда являлось формирование у подраставдего поколения взучио-гатериалістячсского мировоззрения. Начавшийся процесс перестройка всех сфер ямна государства выдвинули вовне фундаментальные направления духовного обновления советской общественно-политической системы, я а частности воспитательной работы в учрезданаях народного образования. Реаенио ятзх задач, в сеоп очередь, является гашм условием социальио-сконогнічоского п культурного развития страны.

Поено условия, вызванные перестройкой и демократизацией общества , требуют всестороннего критического анализа п пояска эффективных форм я методов атеистического воспитания: В документах ХХЛІ, ХХУШ съездов КПСС a XIX. партийкой конференции, в беседе Генерального секретаря Ш КПСС, Президента СССР М. С, Горбачева на встрочо о руководителями русской православной церкви в связи с 1000-детнем 'фйщекия Руси сфор?.!ул2рст-акн принципиальные положения, евздетелхст-вуиу.е о ЕосстаноЕлевкк з соляш объема ленинских, принципов огпеше-нгя к религии, церкви к верующим. Было отмечено", что верузсщяа - рав~ ноправпыо грагдзне, патриота своей странн, что религиозные органи -згдия вносят спои лепт;.' в защиту кира, вносят ерздетва в различные оады. йзестэ с тем '.'.. С. Горбачей подчеркнул: партия нэ скрывает своего отнесения " религиозному мировоззрению как ненатериалпотп -ческе?.1?, кеязучлецу г ясяо видят всю глубину наших шровоззреячес-кюс различий. Как видно, пропаганда тучно-материалистического мз-роБоззрения и впредь остается программной задачей партии.

В условиям плюрализма мнений, многопартийности и активизации религиозных ергапизаций, борьба за влияние на молодежь, формирование у нее осознанного отношения к религии и науке приобретает осе— сую актуальность. В партийных документах республики последних лет

неоднократно выражалась озабоченность состоянием атеистической работы, активизацией экстратстсзон эломентов, штаидихся использовать религию в целях дестабилизации обстановка в обществе, создании конфликтных ситуаций и вовлечения в них т первую очередь молодежи.

В этой связи весьма важно осуществить систему мер по качественному улучшению воспитательной работа среда молодежи и перекрытию каналов проникновения в ее среду экстремистских элементов, использующих религиозный фактор.

В советской школе в процессе ее исторического развития накоплен определенный опит по воспитанию подрастапцего поколения в духе научно-материалистического мировоззрения. Этот исторический опыт (с его положительными и негативними аспектам), представлявшій важный научно-практический днтерес, заслуживает специального исследования. Что касается современного состояния работы по формированию . у учащихся ваучнс-*затериаллстического мировоззрения, то она во многом отстает от требований пережираемого нашим обществом времени в зачастую не носит системного, комплексного характера: учителя не в полной мере используют программный материал в учебной процессе,значительная их часть проявляет малограмотность в вопросах религии ж атеизма, серьезно не зашш&ются изучением мировоззренческих установок учащихся. Соответствующая внеклассная в внешкольная работа носит ешзодаческай характер и далека от программы обучения. Органа» народного образования» педагогический коллективам в подвой мера еще не удалооь преодолеть недооценку, а иногда и полное забгение этого важного участка идеологической деятельности общеобразовательной школы.

Вышеизложенное актуализирует важность и значение воспитания подраставдего поколения, в частности старшеклассников, в духе научно-материалистического мировоззрения. Обращение к этой возрастной группе учащихся обусловлено спапифкой условий их развития в да»-

- б -

нем периоде становлення личностных качеств, когда появляется возможность усиления педагогически ориентированного систематического з целенаправленного взаимодействия на формирование научного мировоззрения и осознанного отношения пколызпеов к феномену религия а ато-пзма;

На успех в постановке а репониа вопросов формирования научно -матерлаластэтесках убоздеяпД старшеклассников во кн гем можно рассчитывать при условии, еога его ключевые аспекты будут рассмотрены на основе анализа работ, иселвдузшях теоретические аспекты проблемы воспитания в трудах С. !Л. Кирова, К. К. Крупской, А. В. Луначарского. Ввдакциося советские педагога А. С. Макаренко в В. А. Сухсшия-екзй расс:латрзг-аяз яаучио-атекстзческое юсаитание советских школьников как одно из разных направлений ндейко-нравствеїшого воепдта-идя подрастайте поколений.

Озлософсгав аспекты фор/ярогапяя научяо-материалзстичесяого vsl-ровоззреяая населения-, в част поста колодеаи нашей страті, рассмотрена з работах В. Л. Арсеякапа, И. А, ГатацкоЗ, В. И. Гарадая, М.Ф.-Ка-лашакова, U. П. Ичедлова, Б. А. Рад/л, А. Ф. Окулова, Г. Лі Сшрво-2а, Э. Г. глшонова я др.

Проблеме 4ор?.аровакия научко-материалистаческого шроЕоззрения у старшеклассников посвящены труда М. Н. Алексеева, 0. С. Богдановой, Л. С. Гордина, Б. Т. Лихачева, И. Я, Лернера, И. С. Марьекко,Н.А;Меп-чикскоа, Э. И. Мокосзсяа, Л. И. Ноеековой, Р. М. Роговой, Г.Н. Филонова s др;

3 плана аатзпигапзи учебного процесса ш использования ого вое-пятателышх вогмогшосгей в формировании иатерпалястячвеких убезде-вз2 школьников иа спиралась ш труда К. D. Бабанского, В. М. Корото-ва, М. И. Пахмутова, 11. II. Скатхдаа. Важное значение в исследовании пезхологе— педагогячесяого аспекта проблемы научно-ыатариалястгчесао-го Еоспатаяая учазихся имела работа 0. Г. Будной» А. А. Гончарова^*

И. Е. Дуравова, Л. Г. Нышта, 0. И. Обидова, Н. В. Тарашнкова, Ф. И. Тадикса к др.

Сщватвевши подспорьем в разработке нашей проблемы явились работы Б. Гафурова, Ш. Абдуллоева, С. Абдулазиэота, с. Ахмадова, С. Ю. Додобоевой, Р. И. Ыаджидова, X. Марзозаде,М.Муллоева,С.Навру-аова, М. Джабборовой, С. Газирова, А. X. Сезанаега, X. Рахимова, Д. Расулова,- Б. Исматова и др., построенные на большом Зактическоы материале Таджикистана и других республик Средней Азии.

В плане изучаемой проблема особую ценность представляют работе К, Г. Абдуралшова, А. И. Абдусаыедова, А. Н. Алексеева, М.А.Бабаева, Т. Бобомуродова, С. Р. Раджабова, М. Усманова, Н. Г. Дайри, Ы. А. Кулиева, М. Мадашнова в др., посвященные исследованию различных аспектов формирования научно-катерпалисгического мировоззрения учащихся школ Средней Азии в учебном процессе в во внеклассной работе.

В то хе время анализ научно-педагогических работ убеждает вас в том, что в комплексном исследовании проблем формирования научно-материалистического мировоззрения школьников в молодежи, социологическом изучении юс отношения к религии в атеизму, взаимосвязи школы и семьи на становление материалистических убеждений все еще имеется ряд нвдостаточяо изученных вопросов. В особенности слабо исследованной остается дройземз на анализе материалов регионов распространения ислама. Необходимость восполнения данного пробела обусловили выбор тема в актуальность нашего исследования: "Атеистическое воспитание учашясся в семье и школе(на примере общеобразователь-дах средних школ Таджикской ССР)".

Объектом исследования является процесс воспитания учащихся Х-ХІ классов в семье в школах Таджикистана в духе каучяо-ыагериа-листического мировоззрения.

Предмет исследования составляет система работы по формирова-

нию каучно-штериалястическнх убеждений старшеклассников s семье и школе.

Пель исследования состоит в анализе содержания, форм и методов атеистического воспитания в школах Таджикистана и разработка на его основа научно-ивтодических рекомендаций по егс совершенствования в процессе преподавания основ наук, внеклассной-работе н в условиях оемьа,

Задачи исследования:

раскрыть теоретико-педагогические аспекты атеистического воспитания учащихся общеобразовательных школ;

на осноре социологических исследований выявить отношение старшеклассников к религия к атеизму;

проанализировать и обобщить массовый и передовой опыт атеистического воспитания, накопленный в семьях и педагогических коллективах Тадапкястана;

со отнести исторический опыт с современной, практикой атеистического воспитания школьников в процессе преподавания различных дисциплин, во внеклассной работе я в семье разработать соответствующие научяо-ыетодические рекомендации в помощь учителям, работникам народного образования Таджикской ССР.

В исследовании мы исходили из предположения,, что эффективность формироваяяя научнс-атеистичэских убеядеяий учащихся может быть достигнута при наличии:

высококвалифицированных учительских кадров, способных кшпе-тентно использовать возмохкости своего предмета в целях фсршрова -пзя научного вдровоэ зрения учащихся;

надлежащей материально-технической базы учебного процесса; -

Функционирующей научной системы воспитательной работы.

При этом необходимо постоянно вести поиск более эффективных форм а ыетодов атеистической воспитательной работы, шире использовать возможвоота уроков-бесед, уроков-семинаров, обобщающих уроков,

экскурсий, диспутов, внеклассного чтения, добиваться тесной рзажо-свяаи учебной, шэучебяой работы школ, привлечения родителей к об-цественности в целях улучшения качества воспитательной работы срода учащихся.

Методологической осново^ исследования являются положения шр-коизма-лениниаш о проблемах рэлвгии в атеизма, уахнейшие документы КПСС, о чем» в частности, решения ХШ, ХШ! съездов КПСС п ХХ,Ш съездов Компартии Таджикистана.

Метоян и источники исследования:

- исторнко-падагогический анализ документальних материалов,
публикаций, диссертационных всследовакай, архивных есточнзкоб,пер
вичной документации школ;

-отбор, сопоставление, систематизация и обобаенае научных Пактов, характеризующих постановку проблемы атеистического воспитания в педагогической шуке;

акагша учебных программ е учебшжов школьных предает об по Еогорпа СССР* обществоведении, таджикской литературы, астрономия, бкологиз п xemze с ц&льп выявления нх атеистического потенциала;

проведение анхетирогадая с целью выявления степени религиозности п уровня атеистической убежденности учащиеся старша: классов.

В процеосе работа над диссертацией былн изучены документы КПСС к Компартия Тадагкистана, руководящих органов народного образования республики, проаналлзироваяы монографии и сборники научных статей, материалы республиканских "Педагогических чтешгіі", публикация в центральных и местных периодических изданиях, ыетодаческие рекомендации учителям, жохсомольежям и шонерегаш работникам.

Одним es основных методов вашего исследования явилась опытно-экспериментальная работа на базе школ Ш 4, 7, 8, 9, 12 а Ш 15,65, 35, 48 городов Нурека е Душанбе, Ш З, П, 7, 4 Пеахеткеятского.Ша-артузокого районов Лвнивабадской е КургантюбкнскоЛ областей Тад-

аикской ССР, В ходе работа проверялись и особое внимание уделялось гштледаго правильности зидзягаотых нами предложений, анализировались изменения, происходящие в отношняях учащихся к религии и атеизму, их знаниях в этоЛ области. В юде опытно-экспериментальной работы проводились групповые а индивидуальные беседы со старшеклассниками, учителями, классными руководителя/и, родителями, а также наблюдения за деятельность» учащихся на уроках и во Енеурочкоз время.

Исследование проводилось в течение 1985-1990 гг., н включало в своя ряд взаимосвязанных эталон.

Перркй этап (ISB5-I987 гг.) носил коястатирувде-понсковнп характер. В этот период изучалась и анализировалась специальная литература по избранной проблеме, разрабатывалась программа и методика исследования, обобщался передовой опыт по исследуемой проблеме.

Были изучены особенности личности части иколькиков, испытавших религиозное влияние со стороны шофосреды: родителей, родственников, соседей а свяценнослухптолеЯ. На этой основе предпринята попытки выработки эффективных путей формирования научно-материалистического мировоззрения старшеклассников. Разработана примерная программа воспитательной работа пколн совместно с семьей в целях формирования научно-атеистической убежденности учадахся.

Были определеш научный аппарат, гипотеза и методы исследования.

Второе этап (1987-1988 гг.) был преимущественно опытно-экспе-римеяталькык. Эксперимент сопровождался уточнением п обобщением гипотезы, проведением контрольных срезов, анализом, обобщением, систематизацией полученного материала. На уроках и во внеклассных мероприятиях выявлялись наиболее эффективные формы и методы атеистического воспитания учащгхся: урсх-беседа, урок-семинар, диспуты, экскурсии, работа над научными текстами; проверялась пх эффектов -ность.

^оетай этап, (1989-1930 гг.") - заключительный, обобщающий. Бита осуществлена проверка выводов и результатов итогового эксперимента. На этой основе долайсь соответствующие вывода н разработались практические рекомендации по совершенствована систеш воспитшия учащихся в духе научно-материалистЕчеекого мировоззрения ш этапе перестройки народного образования. Путем Енчлеяекая опыта работа передовых учителей к классных руководителей ж родителей ш стремились обосновать целесообразность применения различных форм и методов атеистического воспкиатш.

Ратчная новизна диссертационной работы. Н0в:;зна диссертации определяется тем, что в ней содержится исследование шлоизучеиких особенностей и аспектов секуляризации соананая и поведеная старшеклассников в специфических условиях региона распространения ислама, в данном случае Тадашастала.

Проанализировано общее состояякэ учебно-воспитательной работы во формированию ішучно-матержишстаческого мировоззрения «олодезщ в общеобразовательных сколах республики,, При этом выявлены наиболее вффективкне Форш к методы научяо-атеистаческого воспитания учаяаз-ся с учетом специфики республика,.Впервые предпринята попытка разработка механизма взаимодействия педагогического коллектива, сшльи в повыаенш эффективности процесса секуляризации в сознании к поведении учащкхсн. Определена поэтапность формирования научно-матерка-лпстического мировоззрения учащихся в семье s вколе, показано значение дифференцированного подхода к учащимся в восгштательясш процесса. Предложен ряд условий подготовка учителей к квалифицированному веденнв каучно-атаистаческоя работы, сбоскоЕако зачеше иэгшред-ыетяых связей, взаимосвязи теоретической и практической подготовленности и сделаны вывода со усилению мировоззренческой направленности предметов психолого-падагогического цикла.

На основа анализа материалов социологического исследования да-

- II -

на типология учащихся і> юс отношений к религии и атоизму. При этом подг-ергается критике суцесгвогагшая в застійне годы практика прн-украішаяия состояния религиозности и степени атеистической убокден-ности.

В процессе иселедогашія был вняглон ряд сущестг еншх недостатков в практико атеистического еоспптакия школьников:

отсутствие четко выработанной организационной системи взаимосвязи .цколн, семьи и обостренности г научно— атеистическом воспитании школьников;

недостаточный уровонь знания значительной части учителей в области религии и атеизма;

-отсутствие го многих ежолах даІФерешофоганного подхода в воспитательной работе к учащимся с различиям отношением к религии я атеаз^;

- малозф!'Єктигкость мер по поікасшго соотротстгундей кгалифика-
цки учителей.

Б диссертации таклео исследуется развитие атеистичности школьников, изучены условия, способсп-уксие сохранению ялиянея ислама на определенную часть учащихся.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается методологическим подходе:.'., опирапцимся на марксистско-ленинское учение о религии и атеизме, о решапцеї роли объектигных факторов процесса форгкроггяия .личности; использованием комплекса методов, адекгатннх объекту и предмету, его задачам, результатов социологических исследований и опытно-^ксперимелтатьноЯ работы.

Практическая значимость исследования заклвчается в том, что оно вкоси? определенный вклад в погьглеяпе эффективности атеистического воспитания старсеклассяикоз г- условиях вколы и семьи, в ней определен круг необходимых знаний к навыков, которым должен овладеть учитель для успешного решения дроблеш г;орглїроБДЯия научно-штериа-

І2 -

диетического, карозоззрэшш учгдасся; разработаны конкретные рекомендации so осуществление дкфференшроЕаииого подхода в воспитательной работе о учетом наличия различных мировоззренчески-типологических групп учащихся. Материалы исследования могут быть использованы в дало повішення квалификации учителей, совершенствования воспитательной работы педагогического коллектив. Они могут быть полезными и в практике пропаганда подагогаческих знаний.

Результати и вывода исследования апробированы на следующих Республиканских научно-практических коррекциях: "Поводе нив преподавания таджикского языка п лктературц в свете "Разорил общэобразователь-еой и профессиональной школы", 2-3 апроля 1985 г.; "Реформа общеобразовательной ішш - дело всенародное", 8-9 декабря ISSS г.; на Ш Республиканских педагогических чтениях "Поршаяио эффективности урока как основной форма организации, учебно-воспитательного процесса", 30 ыарта 1987 г., Душанбе; "Навдояаяыше отношения и шггернацио-нальноа воспитание учащейся молодекп в свете радений Сентябрьского (1989 г.) пленума ЦК КПСС, 25-27 декабря I98S г., Яеюшабад.

Результаты исследования отрааепц и ряда научных публикаций. Ка вавдту выносится:

  1. Степень атеистических убеядаккй старшеклассников зависит от отражения в учебных даодашинах объекткЕшй, научной картины шра, во взаимодействия с формированием реальных представлений школьников основаниях на местном ыатеркале.

  2. Дифференцированный подход к постановке атеистического воспитания требует: учета пндавадуальных и возрастных особенностей стариекласешков, согласованных вдиякай икали и саиьп'на форкирова-юіе убеждений школьников.

  3. Использовашіе передового- педагогического опыта окольного л семейного восюташя, и гакго теоретгко-педагогачеекзгх исследований в повседневной деятельности учебшх завадедай по атеистическому бос-

- ІЗ -

питании позволяот осуществить поиск оптимальных форм и ыетодов учебной к гноурочной работы способствующих формировашта нравственных качеств личности старшеклассников.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. '