Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

«Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)" Базарова Гульнур Зерипхановна

«Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)
<
«Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базарова Гульнур Зерипхановна. «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)": диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Базарова Гульнур Зерипхановна;[Место защиты: Пятигорский государственный лингвистический университет], 2016.- 239 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников .

1.1. Проблема ценностного отношения школьников к этнической культуре в педагогической аксиологии

1.2. Педагогический потенциал использования этнических ценностей туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, в современной образовательной практике .

1.3. Ценностное отношение младших школьников к этнокультурному наследию как теоретическая и прикладная проблема педа-гогики

Выводы по главе 1 72

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса в практике современной школы

2.1. Цель, задачи, методы и процедура эмпирического исследования 76

2.2. Особенности ценностных ориентаций младших школьников: данные констатирующего эксперимента

2.3. Формирование ценностного отношения младших школьников к культурному достоянию туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае: данные формирующего эксперимента

2.4 Внедрение программы формирования ценностного отношения младших школьников к традициям туркменской культуры в пе дагогическую практику: данные контрольного эксперимента .

Выводы по главе 2 156

Заключение 161

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование ценностного отношения младших школьников к этнической культуре разных народов является одной из важных предметных областей педагогической науки и практики. В этой связи возникает необходимость обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к этническому наследию у младших школьников, проживающих и обучающихся в особых условиях - в условиях многонациональных регионов Российской Федерации. Одним из таких регионов является Ставропольский край, в котором компактно проживают представители туркменского этноса (Благодарненский, Нефтекумский, Туркменский районы).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2015 годы)» определяют, что формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию народов нашего многонационального отечества является приоритетной задачей, требующей педагогического осмысления.

Ценностное отношение к этнической культуре - базовая функция социализации человека, определяющая не только важность бережного отношения и любви к своим корням, но и уважительного отношения к этнокультурным достижениям других народов. Предпосылками формирования этнокультурных ценностей в младшем школьном возрасте являются интенсивное развитие национальной идентичности, эмоциональной сферы, познавательных интересов, нравственных форм поведения и освоения разных видов деятельности. Эти показатели в структуре личности обеспечивают школьнику успешное взаимодействие с представителями различных этносов и культур. Использование этнокультурного фактора и культурно-исторических традиций в воспитании молодого поколения являются основой формирования ценностного отношения личности к культуре различных этносов.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена потребностями педагогической науки и практики в обосновании эффективных педагогических условий формирования ценностного отношения личности к этнокультурным достижениям народов, компактно проживающих в едином геополитическом пространстве.

Степень разработанности проблемы исследования.

Проблема выявления педагогических условий формирования ценностного отношения к этнической культуре разных народов как детерминанте развития личности младшего школьника находится на

стыке нескольких направлений исследовательских изысканий.

К настоящему времени изучены концептуальные вопросы формирования межличностных, социальных и этнокультурных отношений, положенных в основу государственной политики Российской Федерации в области межэтнических отношений (Р.Г. Абдулатипов, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и др.); особенности полиэтнической и этнопедагогической среды в образовательных, спортивных, развлекательных, производственных учреждениях (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк и др.); технологии формирования этнической культуры и межэтнической коммуникации подрастающего поколения (Н.В. Барышников, Л.Н. Бережнова, В.И. Щеглов и др.).

Особое место среди этнопедагогических исследований занимают работы, посвященные культурным традициям народной педагогики (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, А.Ф. Григорьев, Л.Н. Кубашичева, Ш.А. Мирзоева, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, Т.Г. Стефаненко, Л.Б. Шнейдер, И.А. Шоров и др.).

Достаточно глубоко исследованы вопросы формирования национального самосознания, национальной ментальности, идентичности, адаптивного поведения человека в этнокультурной среде (З.Н. Алибе-кова, Р.А. Додонов, З.В. Корнаева, Р.М. Кочкаров, Г.А. Михеева, А.А. Цахоева, В.К. Шаповалов и др.).

В проблемном поле этнопедагогических исследований находится поликультурное образование в Российской Федерации в целом и на Северном Кавказе в частности (А.Ю. Белогуров, И.С. Бессарабова, В.В. Лезина, З.А. Малькова, Д.М. Назаров, Л.Л. Супрунова и др.).

В работах современных отечественных и зарубежных авторов обозначены некоторые сравнительно-сопоставительные подходы к рассмотрению межкультурных компетенций, этнокультурного сознания и этнической толерантности (Р.С. Бозиев, Э.Э. Кибизова, Т.Т. Комболов, Л.А. Кучиева, А.Ю. Хайруллин, Mark Brey, Maria Manson и др.). Проблема ценностного потенциала в истории и этнокультурном наследии разных народов исследовалась в работах М.Б. Богуславского, В.М. Бызовой, Г.П. Васильевой, А.М. Магомедова, П.М. Якобсона и др.

Несмотря на широкий круг изученных проблем, исследование педагогических условий формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников, представителей туркменского этноса, проживающих в регионах со смешанным населением, в частности в Благодарненском, Нефтекумском, Туркменском районах Ставропольского края, где находится самая большая туркменская диаспора Северо-Кавказского федерального округа, не получило достаточного освещения в педагогической теории и образовательной практике.

Изучение вопросов, связанных с использованием традиций туркменского этноса в формировании у школьников ценностного отношения к этнической культуре, позволило выявить ряд противоречий между:

педагогическими возможностями культурных достижений разных народов и отсутствием научно-теоретических основ их использования в современной образовательной практике начальной школы;

интересом младших школьников к традициям и обычаям туркменского населения, проживающего в едином геополитическом пространстве и недостаточной сформированностью ценностного отношения к национальной культуре туркменского народа;

существующими в образовательных учреждениях возможностями для формирования у младших школьников ценностного отношения к этнической культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования ценностного отношения к культуре туркменского народа в образовательной практике.

Необходимость разрешения выявленных противоречий определила проблему исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре туркменского народа, компактно проживающего в Ставропольском крае?

Актуальность и недостаточная теоретическая обоснованность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников.

Объект исследования: ценностное отношение к культуре туркменского этноса у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре туркменского народа у младших школьников.

Гипотеза исследования:

- ценностное отношение к туркменскому этносу будет обеспечи
ваться комплексом организационно-педагогических, дидактических,
технологических условий, направленных на формирование мотиваци-
онно-ценностностных, когнитивных и конативных показателей в
структуре личности младшего школьника.

младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования ценностного отношения к национальной культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае;

разработка и внедрение теоретической модели формирования ценностного отношения к культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, обеспечит содержание соответствующей программы и технологии ее реализации в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. уточнить понятие и сущностные характеристики педагогических условий формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников;

  2. определить критерии и технологии изучения ценностного отношения к этнической культуре на ранних этапах онтогенеза;

  3. апробировать и внедрить в практику комплекс педагогических условий формирования ценностного отношения младших школьников к традициям туркменского народа;

  4. разработать и экспериментально проверить теоретическую модель и программу формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса в образовательном пространстве многонациональных регионов Ставропольского края.

Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические подходы различных уровней: философского, общенаучного, психолого-педагогического, в том числе:

системно-структурный подход (И.В. Блауберг, Е.В. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин, и др.);

культурологический подход (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, М. Мид, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- аксиологический подход (М.В. Богуславский, Д.С. Лихачев,
В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

- антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, М.С. Каган,
В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский и др.);

- гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов,
Г.А. Берулава, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский и др.);

- личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-
Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.Б. Котова, А.Н. Леон
тьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

этнопедагогический подход (Ш.М.-Х. Арсалиев, К.Ж. Кожахме-това, З.А. Малькова, К.Б. Семенов, В.К. Шаповалов и др.);

этнокультурный подход (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.В. Лези-на, К.Б. Семенов и др.);

- онтогенетический подход (Л.И. Божович, А.А. Люблинская,

В.С. Мухина, Л.А. Регуш, и др.).

Теоретическую основу исследования составили теории и концепции, раскрывающие сущностные характеристики:

педагогического процесса как социальной системы (В.С. Ильин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.) и образовательной среды как фактора становления личности на ранних этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коло-минский, Л.В. Лидак, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.);

этнокультурного образования как условия развития этнокультурной личности (О.В. Аракелян, Л.Н. Бережнова, А.Н. Бибилаев, С.К. Бондырева, Г.Д. Дмитриев, З.А. Малькова, И.Л. Набок, Л.Л. Супрунова, О.В. Третьяков, Э.Р. Хакимов, В.В. Шпалинский, В.И. Щеглов, и др.);

этнокультурных традиций и самобытности культуры народов Северного Кавказа как педагогических условий воспитания и развития ценностных ориентаций молодежи (Н.Н. Абубайкирова, И.А. Арабов, В.Ф. Афанасьев, А.Ю. Белогуров, А.Ф. Григорьев, А.Б. Панькин, И.А. Шоров и др.);

- технологического подхода к организации образовательного
процесса (В.М. Кларин, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.).

Методы исследования:

теоретические: анализ философских, психологических, педагогических источников; систематизация педагогических концепций по исследуемой проблеме; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение теоретических положений; моделирование и прогнозирование педагогического процесса;

эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, интервью, экспертные оценки, анализ продуктов деятельности и педагогической документации;

- экспериментальные: констатирующий, формирующий, кон
трольный эксперимент.

Экспериментальной базой исследования были выбраны средняя общеобразовательная школа №14 аула Эдельбай, начальная школа №15 аула Чур, начальная общеобразовательная школа №16 села Летняя Ставка, средняя общеобразовательная школа №1 г. Минеральные Воды. Общее количество испытуемых составило 336 человек.

Организация и этапы проведения исследования.

На первом этапе (2006-2008 гг.) изучена степень разработанности проблемы, осуществлен теоретический анализ научных источников, проведены сбор и систематизация фактических данных, сформулирован научный аппарат, методологические и теоретические основы

проблемы, разработаны программа и методика исследования.

На втором этапе (2008-2013 гг.) осуществлялась проверка и уточнение рабочей гипотезы; сконструирована теоретическая модель и программа формирования у младших школьников ценностного отношения к культуре туркменского этноса, проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На третьем этапе (2013-2015 гг.) осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, уточнялись теоретические положения и выводы; полученные материалы обобщались в статьях и монографиях, внедрялись в школьную практику; разрабатывались методические рекомендации по созданию педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса.

Научная новизна диссертационного исследования:

уточнена сущность рабочих понятий:

ценности - это общественные идеалы, выраженные в материальных, моральных и духовных достижениях человечества, сформированных в процессе его культурно-исторического развития;

ценностные ориентации - идеологические, аксиологические, моральные, эстетические, гуманистические, этнокультурные основания для оценок субъектом явлений окружающей действительности;

этнокультурные ценности - это традиции и идеалы конкретного народа, выраженные в материальных, моральных и духовных достижениях, сформированных в процессе его культурно-исторического развития;

ценностное отношение младших школьников к культуре туркменского этноса - комплекс мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре личности младшего школьника, направленных на освоение культурно-исторических, этнических, нравственных достижений и традиций туркменского народа, компактно проживающего в Ставропольском крае.

Определены мотивационно-ценностные, когнитивные и конатив-ные показатели сформированности ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников:

мотивационно-ценностные показатели: уважительное отношение к этнической идентичности другого, толерантное отношение к религии, быту, традициям; чувство уважения и самоуважения, интерес к людям других национальностей, эстетическая отзывчивость на восприятие предметов и явлений национальной культуры туркмен;

когнитивные показатели: владение компетенциями о природе, языке, национальной культуре, особенностях быта, условий труда и

проживания туркменского народа, о географическом расположении Туркменистана, его столицы, писателях, поэтах, героях-туркменах;

- конативные показатели: культура межнационального общения,
доброжелательность и уважительность в поведении и совместной дея
тельности с людьми иных этносов, сотрудничество, сострадание,
взаимопомощь, предупреждение конфликтных ситуаций в деятельно
сти и в общении со сверстниками разных национальностей; участие в
совместной творческой деятельности школьников разных националь
ностей с туркменскими ребятами.

Раскрыт образовательный потенциал культурных ценностей туркменского этноса, компактно проживающего в регионах Ставропольского края.

Разработана и научно обоснована теоретическая модель, послужившая основанием для разработки программы формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены культурно-исторические, геополитические и психолого-педагогические предпосылки формирования ценностного отношения к этнической культуре у учащихся начальных классов образовательных организаций многонациональных регионов Ставропольского края;

раскрыт образовательный потенциал этнокультурных ценностей туркменского народа: эпоса, фольклора, прикладного искусства, языка, игрового и песенного творчества, произведений современных туркменских писателей, поэтов, композиторов;

обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского народа (организационно-педагогические, дидактические, технологические);

рассмотрены возрастные особенности развития мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре личности младшего школьника, способствующие формированию ценностного отношения к культурным достижениям туркменского народа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработанные в исследовании Программа формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса «Цветок дружбы - Достлыгы гли» и спецкурс «Родные истоки» могут быть внедрены в образовательный процесс этнокультурных школ Ставропольского края и Российской Федерации;

обоснована педагогическая целесообразность технологии реали-

зации и внедрения программы, состоящей из фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с младшими школьниками;

- выявленные и охарактеризованные педагогические условия
формирования ценностного отношения к этнической культуре могут
использоваться в практике работы общеобразовательных учреждений
в рамках реализации Федерального государственного образователь
ного стандарта начального общего образования;

- материалы и выводы исследования могут использоваться в сис
теме повышения квалификации преподавателей и учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; согласованностью гипотетических положений и теоретических выводов; анализом научных источников; применением методического инструментария, соответствующего цели, объекту, предмету, задачам исследования; сочетанием методов количественного и качественного анализа данных, подтверждающих гипотезу исследования.

Соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальности ВАК Минобрнауки РФ:тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностное отношение младших школьников к культуре туркменского этноса - комплекс мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре личности, направленных на освоение образовательного потенциала культурных, этнических, нравственных достижений и традиций туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае:

мотивационно-ценностные показатели состоят из интереса, толерантности и уважения к традициям, религии, быту, языку народа, эмоциональной отзывчивости на восприятие предметов и явлений национальной культуры туркмен;

когнитивные показатели заключаются в устойчивом познавательном интересе к овладению основами языка, компетенциями об особенностях природопользования, быта, национальной культуры и достижений туркменского народа;

конативные показатели проявляются в стремлении школьника к совместным видам деятельности, культуре общения, предупреждению и устранению конфликтных ситуаций; к освоению основ языка и традиций; к этнокультурным и творческим достижениям туркменского народа.

  1. Теоретическая модель формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса представляет четырехкомпонентную конструкцию, состоящую из организационно-целевого, содержательного, технологического и рефлексивно-коррекционного блоков, основанных на принципах аксиологии, гуманизации, субъектности, поликультурности, антропологичности.

  2. Содержание и технология работы по формированию ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса определяется теоретической моделью и авторской программой «Цветок дружбы - Достлыгы гли», аккумулировавшей в себе компетенции о культуре природопользования, предметного мира, социальной сферы этноса, о языке, семье и быте туркменского народа, а также спецкурсом по изучению туркменского языка «Родные истоки» и виртуальной игрой «Путешествие вокруг света: Туркмения».

  3. Педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к туркменскому этносу:

организационно-педагогические условия опираются на нормативно-правовые документы, достижения психолого-педагогической науки, разработанную и апробированную теоретическую модель; адекватный выбор форм организации педагогической работы (фронтальной, групповой, индивидуальной);

дидактические условия включают разработку и верификацию «Программы формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса «Цветок дружбы - Достлыгы гли», спецкурса по изучению основ туркменского языка «Родные истоки», виртуальной игры «Путешествие вокруг света: Туркмения»;

технологические условия состоят из разработки и апробации коллективных, групповых, индивидуальных и виртуальных технологий формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса.

5. Показатели валидности авторской модели, программы и техно
логии формирования ценностного отношения к этнокультурным дос
тижениям туркменского народа: уровни сформированности мотиваци-
онно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре
личности младшего школьника, которые выявляются с помощью раз
работанного диагностического инструментария.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами. Отличия в новизне научных положений обнаруживаются как в постановке проблемы, так и в предложенном варианте ее решения. В исследовании разработаны теоретическая модель, программа, спецкурс и технологии формирова-11

ния ценностного отношения младших школьников к достижениям туркменского этноса. Выявлены организационно-педагогические, дидактические, технологические условия формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса.

Разработаны Программа формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса «Цветок дружбы - Достлыгы гли», спецкурс «Родные истоки», виртуальная игра «Путешествие вокруг света: Туркмения», этнокультурные фестивали, проекты, коллективные творческие дела.

Личный вклад автора состоит в следующем:

- сформировано ценностное отношение личности к этнической культуре народов; определена проблема ценностного отношения младших школьников к этнической культуре в педагогической аксиологии; обозначена цепочка ценностей, позволяющая выстроить систему педагогических условий формирования ценностного отношения у младших школьников к культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае; экспериментально подтверждены педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (организационно-педагогические, дидактические и технологические); разработана теоретическая модель формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса в полиэтническом образовательном пространстве Ставропольского края; разработана и апробирована Программа «Цветок дружбы -Достлыгы гли», спецкурс по овладению основами туркменского языка «Родные истоки», создана технология виртуальной игры - путешествия (), разработаны технологии этнокультурных фестивалей, проектов, праздников; сформулирован диагностический инструментарий для определения уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к этнической культуре в соответствии с мотивационно-ценностными, когнитивными и кона-тивными показателями его оценки.

Апробация и внедрение результатов результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях педагогического совета экспериментальных школ.

Основные положения диссертации отражены в 22 публикациях, в т.ч. в трех, опубликованных в изданиях из Перечня ВАК Минобр-науки РФ, 2 монографиях, программе, учебно-методическом пособии.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (340 источников), приложений.

Педагогический потенциал использования этнических ценностей туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, в современной образовательной практике

Современное общество находится на переломном этапе развития основных сфер экономики, образования, культуры, морали. Наблюдается переоценка общественно-значимых ценностей, что, в свою очередь, влияет на динамику ценностных ориентаций человека.

Глобальные изменения в жизни общества наложили непосредственный отпечаток на формирование ценностного отношения человека к разным сферам культуры, в том числе к культуре многочисленных этнических сообществ, проживающих на территории Российской Федерации. Проблема формирования ценностного отношения к этнической культуре у подрастающего поколения является актуальной и значимой для современной педагогической теории и практики. Предпосылки возникновения данной проблемы кроются в становлении материальной и духовной культуры в обществе.

Высшим смыслом развития общественных отношений является формирование ценностных отношений к культуре и к человеку, носителю культуры. Философы рассматривают культурную миссию человека как высшую ценность бытия. Такие ценности как любовь, уважение, совесть, достоинство сохраняются во всех поколениях и у всех народов. Однако, при недостаточном количестве научных исследований, посвященных трансформации общечеловеческих ценностей в индивидуальные ценности человека, невозможно решать задачи присвоения культурных ценностей и развития субъектно-личностной сферы подрастающего поколения. В философских исследованиях М.С. Кагана, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева и др. отмечено, что погружение во все сферы действительности позволяют личности создавать собственный круг «субъективных ценностей».

Научно-рефлексивный анализ проблемы формирования ценностного отношения к этнической культуре, получивший обоснование в исследованиях Н.Г. Алексеева, Л.В. Лидак, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова и др., позволяет осуществить ретроспективное осознание ценностных компонентов значимых для личности на разных этапах филогенеза и онтогенеза. В автореферате диссертационного исследования Л.В. Лидак «Педагог как объект научной рефлексии в Российской педагогической психологии XIX-XX вв.» отмечается, что рефлексия предполагает осознание исторических вех в развитии общечеловеческой культуры, в целом, и национальной культуры отдельных этносов, в частности. Культурно-историческая рефлексия позволяет рассмотреть эволюцию проблемы формирования ценностного отношения к этнической культуре, как в исторической реальности, так и в жизнедеятельности отдельной личности.

Одним из первых, кто ввел в научный оборот понятие «ценности» и «ценностные отношения», является немецкий философ Р. Лотце. Его воззрения сформировались под влиянием И. Канта, Л. Лейбница, И. Фихте и др. Согласно его концепции ценности отождествлялись с прекрасными движениями души человека. Прекрасное в человеческой душе - благо, истина, красота, достоинство. Эти качества души, согласно идеалистическим воззрениям немецких философов, формируются задолго до рождения человека. Душа, существуя вне человеческого тела, созерцает прекрасное, впитывает его и никогда не забывает этого. Следует согласиться с исследовательской позицией П.П. Гайденко, которая считает, что взгляды немецких философов опираются на идею Платона, обосновавшего сущность вечных ценностей - добра и красоты. Платон считал, что благо, истина и красота - вечные самостоятельные идеи, которые человеческая душа созерцала до рождения и вхождения в физический мир. Поэтому человек вспоминает их и никогда не может забыть. А физический мир, в котором человек существует, в значительной мере лишен этих ценностей, чем объясняется его относительный дискомфорт и неудовлетворенность [Гайденко, 2000].

Ценности добра, красоты, истины обеспечивают комфорт человеческому существованию. Историко-педагогические исследования целого ряда авторов свидетельствуют о том, что обширная программа воспитания, получившая отражение в трактатах Платона «Диалоги», «Государство», «Законы» и реализованная в открытой им Афинской академии, предполагала развитие идеи разностороннего воспитания, основанной на возвеличивании важнейших общечеловеческих ценностей - добра, трудолюбия, свободы, образованности.

Идеи Платона получили развитие в философских трактатах его ученика и постоянного оппонента - Аристотеля, который придавал первостепенное значение общественному воспитанию. Он полагал, что оно формирует «гражданские качества у населения идеального государства».

Два великих мыслителя античности - Платон и Аристотель создали системы воспитания человека, которые возвышали нравственные ценности как ядро существования души и личности. Они рассматривали культуру как богатство мира, воплощенное в конкретных, чувственных, осязаемых вещах, которые воспринимаются человеком только в условиях конкретного взаимодействия с ними. Сферы осознания ценностей, представленные в античной философии, значительно расширили содержание педагогических исследований. В работах Б.М. Бим-Бада, М.С. Богуславского, Б.С. Гершунского, С.Ф. Егорова, П.Г. Ярошевского и др. осуществлен подробный анализ достижений античных мыслителей и их влияния на мировую педагогическую антропологию.

В ценностных ориентациях заключен, прежде всего, исторический опыт, накопленный человечеством, воплощенный в системе критериев, норм, ценностных суждений. Этот опыт становится доступным каждому члену об-20 щества и позволяет ему определиться в культурных параметрах деятельности. Именно ценностные ориентации личности позволяют определить потенциал этнокультурных ценностей и их конкретное содержание (В.В. Краев-ский, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.).

Подразумевая под ценностными отношениями нормативные, социальные отношения, исследователи констатировали, что они обеспечивают превращение личного опыта в систему межличностных отношений.

К настоящему времени ценностные отношения изучены с позиции: обоснования мотивационных установок в организации разных видов деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.); факторов формирования детского коллектива и отношений взаимной зависимости в коллективе (А.И. Донцов, И.П. Иванов, А.А. Куракин, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский, В.В. Шпалинский и др.); выделения причинного поля, возникающих межличностных и внутри-личностных конфликтов (Л.Я. Гозман, И.В. Дубровина, Н.В. Обозов, В.В. Столин и др.).

Ценностное отношение младших школьников к этнокультурному наследию как теоретическая и прикладная проблема педа-гогики

Цель эмпирического исследования - сформировать у младших школьников ценностное отношение к этнической культуре туркменского народа. Для проведения опытной работы в качестве экспериментальных площадок были выбраны четыре школы: Начальная общеобразовательная школа №16 села Летняя Ставка (189 человек), Начальная школа №15 аула Чур (55 человек), средняя общеобразовательная школа №14 аула Эдельбай (54 человек), средняя общеобразовательная школа №1 г. Минеральные воды (38 человек). Таким образом, общее количество испытуемых составило 336 человек.

В данных школах преобладает смешанный этнический состав школьников. Однако в школах Туркменского и Благодарненского районов примерно половина ребятишек из туркменских семей. Остальные школьники из русских, смешанных или из семей иных национальных культур. В последнюю группу вошли дагестанские, калмыцкие, карачаевские, балкарские, украинские ребята. В Туркменском районе большинство русских семей - 44,5%, однако, туркменские семьи составляют значительное количество от общего числа - 32,8%. Их особенность состоит в том, что они многодетные. В Благо-дарненском районе соответственно статистике русских - 44,4%, туркмен -21,6%, а семей иных этносов и смешанных семей - 29%. В Минераловодском районе туркменских семей - 0,2%, русских семей - 78,4%, смешанных - 21%.

В экспериментальных образовательных учреждениях использовался метод статистического анализа, который показал следующие результаты: - в МКОУ «Начальная школа №15» аула Чур, Туркменского района, Ставропольского края школьников туркменской национальности - 70%, рус- ской - 5%, таджикской - 6,25%, татарской -12,5%; из семей смешанных национальностей - 6,25%. - в МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №16» села Летняя Ставка, Туркменского района, Ставропольского края из числа обучающихся -53,9% составляют русские ребята, 36,1% - туркменские ребята, 5,4% - из смешанных семей, 4,6% представители армянских, грузинских, дагестанских, ингушских, чеченских и других семей; - в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» аула Эдельбай, Благодарненского района, Ставропольского края обучаются дети из туркменских семей - 90,9%; татарских - 1,2%, русских - 1,8%, даргинских - 0,4%, корейских - 0,4%, чеченских - 0,4%, ногайских - 2,1%, калмыцких - 0,3%, армянских - 0,2%, смешанных - 2%, других семей - 2,3%.

В Минераловодской школе №1 следующий национальный состав: русские дети - 62%, ногайцы - 8%, армяне -14%, украинцы - 3%, карачаевцы -2%, дагестанцы - 5%, цыгане - 2%, чеченцы - 2%, представители из смешанных семей - 2%. Детей туркменской национальностей нет. Статистические данные представлены в таблице №3.

Содержание воспитательной работы в экспериментальных школах носило идентичный характер, а главная цель образования реализуется всеми школами в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» принятом 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Опубликовано: 31 декабря 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5976).

Данный документ провозглашает в качестве ведущих принципов единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. В статье 5 ФЗ отмечено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка. Статья 14 законодательно гарантирует получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также обеспечивает выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, представляемых региональной системой образования. Статья гласит, что в государственных и муниципальных организациях, расположенных на территории республик и многонациональных краев, могут вводиться и преподаваться языки республик, входящих в состав Российской Федерации. «Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, представляемых системой образования» [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013. С.27-28].

В Уставах и другой документации школ учитываются положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Так в содержании Устава в МКОУ «Начальная школа №15» аула Чур отмечены такие задачи как формирование человека и гражданина, интегрированного в совре- менное общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспитание у обучающихся начальной школы нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру, гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине. В уставе отмечена необходимость сотрудничества со средствами массовой информации по программам, формирующим и развивающим у молодёжи чувство патриотизма, интернационализма, гордости за историю своего народа, ответственность за его судьбу; противодействие распространению идей экстремизма, социальной, национальной и религиозной нетерпимости.

В Уставе МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №16» села Летняя Ставка отмечена необходимость создания детских общественных объединений, привлечения детей к сохранению истории своего народа, через функционирование школьного музея национальной культуры туркменского народа.

В Уставе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» аула Эдельбай к основным задачам устава относится обеспечение «национального самоопределения личности учащихся», «содействие воспитанию межнационального взаимопонимания» в «условиях полинациональной школы».

Отличительной особенностью Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Минеральные воды является тот факт, что предполагается создание федеральных и инновационных площадок для поликультурного воспитания и разностороннего развития личности. Деятельность учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

Особенности ценностных ориентаций младших школьников: 89 данные констатирующего эксперимента

Полученные эмпирические данные, отражающие суждения школьников в рамках предложенной группы вопросов, свидетельствуют о недостаточной сформированности знаний, о сущности культуры, об особенностях этнической культуры и этнокультурном взаимодействии народов.

Группа вопросов была направлена на выявление знаний о культуре своего народа, о родном языке, о национальных играх, музыке и эпических произведениях. 88% школьников отметили, что знают родной язык и активно им пользуются в семье. В суждениях 12% испытуемых отмечено, что они владеют отдельными фразами и словами. Попутно заметим, что дети не четко дифференцируют понятие «родной язык» и «русский язык». Объективный ответ на этот вопрос удалось получить после дополнительных разъяснений. О национальной культуре четких представлений у детей нет. Они зачастую отождествляют национальную культуру и культуру российской общности. 36% испытуемых имеют отчетливые представления; 51% не дифференцируют культурные достижения разных народов; 13% затрудняются в ответах на этот вопрос.

Такое понимание взаимного влияния национальных культур позволяет выдвинуть задачи по конкретизации культурных достижений различных этносов на этапе преобразующего эксперимента. Отрадно, что в быту достаточно часто дети и их родители обращаются к народным песням, сказкам, пословицам - 85%. 15% школьников не дифференцируют пословицы, поговорки, песни своего этноса с пословицами, поговорками и песнями других народов.

Дети отмечают, что в кругу их друзей, есть ребята разных национальностей. Ответить на вопрос о национальности близких друзей дети смогли после некоторых раздумий и сомнений. Ответы распределились следующим образом: русские - 37%, туркмены - 4%, армяне - 12%, украинцы, белорусы, молдаване - 4%, дагестанцы - 11%, 109 чеченцы - 6%, кабардинцы - 1%, карачаевцы - 5%, узбеки, азербайджанцы, грузины - 2%, балкары - 4%, калмыки - 9%, осетины - 5%, греки - 3%, черкесы - 2%.

Процентное соотношение показателей ценностного отношения к этнической культуре разных народов позволило установить ранговые места по их степени выраженности (Приложение №7).

Младшие школьники уважительно относятся к родному языку, многие им владеют как активные пользователи. Остальные используют в активной лексике лишь отдельные фразы и слова. Второе место занимает отношение к фольклору родного народа. Дети знают песни, сказки, потешки, пословицы, поговорки своего народа. Третье место занимает отношение к культуре других народов, четвертое - суждение об общности, пятое - об интересе к взаимодействию с представителями иных национальностей. Уточняющие беседы позволили установить, что дети отождествляют свой народный эпос с эпосом других народов. Например, причисляют русские народные пословицы к туркменским, армянским и наоборот.

Наиболее сложными оказались вопросы об обобщенных характеристиках культуры, о сравнительных характеристиках культур разных народов и их особенностях. Эти показатели заняли десятое, девятое, восьмое места в числе ранговых показателей.

Представляется интересным, что мотивационно-ценностные показатели, проявляющиеся в характеристиках родного языка, прикладного искусства, эпоса, бытовой культуры соотечественников преобладают в суждениях детей. Следовательно, разработка программы формирования ценностного отношения к этнической культуре других народов должна опираться на сформированный интерес и уважение к собственным корням, к родной культуре и этнокультурной идентичности.

В первой главе исследования отмечалось, что одним из важных педагогических условий формирования ценностного отношения младшего школьника к этнической культуре различных народов является сформированность национальной идентичности самого ребенка. Следует согласиться с выводами ряда авторов - М.С. Кагана, Т.В. Семеновой, И.С. Самошкиной и других о том, что помимо национальной идентичности в структуре Я - концепции личности огромная роль принадлежит гражданской и территориальной идентичности, которые обеспечивают успешную социализацию и воспитание человека, участвуют в развитии автобиографической памяти. Гражданская идентичность младших школьников связана с чувством гордости за свою страну, сопричастности к ее истории и достижениям. Территориальная идентичность способствует появлению желания жить на данной территории, любить ее, развивать ценностные ориентации, принятые в родном городе, селе, ауле, во дворе или в школе. Для уточнения особенностей гражданской, этнической и территориальной идентичности испытуемых был использован модифицированный тест М. Куна «Кто я», состоящий из двадцати утверждений. В течение 15 минут школьники стремились охарактеризовать себя. (Приложение №8).

В результате анализа суждений младших школьников было установлено, что все дети на первое место ставят гендерные показатели 100%; на второе место показатели, связанные с деятельностью: ученик (80%), школьник (20%), спортсмен (42%), ученица музыкальной школы (17%), отличник (12%), хорошист (24%), помощник (32%), конструктор (38%); третью группу составили показатели социальных и внутрисемейных отношений: брат-сестра (85%), сын-дочь (100%), внук-внучка (48%), племянник-племянница (24%), друг-подруга (100%), одноклассник-одноклассница (100%). На последнем месте стоят гражданские и этнокультурные характеристики: россиянин (36%), русская (или иная национальность - 16%), житель села, аула, города (15%). Эти показатели свидетельствуют о необходимости усиления работы по формированию гражданской, территориальной и этнокультурной идентичности школьников.

Внедрение программы формирования ценностного отношения младших школьников к традициям туркменской культуры в пе дагогическую практику: данные контрольного эксперимента

К четвертому классу дети отчетливо усвоили собственные этнокультурные характеристики и этнические особенности членов собственной семьи. К четвертому классу появился устойчивый интерес к культурным традициям, достижениям и героям туркменского этноса. Интерес к туркменской лексике наблюдался не только у туркменских школьников, но и у тех, кто живет в смешанных семьях или в семьях иной этнокультурной принадлежности. Дети из туркменских и смешанных семей освоили до 100 слов, из семей других национальностей лексический запас ограничивался 40 - 50 словами. У ребят отчетливо проявилось уважение к культурным традициям и достижениям не только туркмен, но и к представителям других народов.

Более 70% родителей включались в совместную деятельность со школой по совершенствованию этнокультурной среды школы. Изменились качественные и количественные показатели взаимодействия школы и семьи. Наметилась творческая активность и сплоченность семьи и школы. Повысилась готовность родителей к участию в этнокультурных проектах, в коллективных творческих делах, в праздниках, фестивалях, выставках. Отчетливо прослеживается высокая скорость реагирования родителей на запросы педагогов по оказанию помощи в проведении национальных праздников, конкурсов как в школе, так и в селе.

Педагоги, эксперты и родители отмечали положительные изменения в развитии каждого компонента в структуре поликультурной личности. У школьников появилась позитивная динамика в общении, в поведении с представителями иных этносов и культур. Освоение программы содействовало развитию рефлексивных способностей школьников, коррекции собственного поведения, общения, предупреждения конфликтов.

Таким образом, реализация программы «Цветок дружбы - Достлыгы гли» осуществлялась совместно с семьей и оказалась эффективной для региона. В соответствии с целями, задачами и принципами программы определилась стратегия ее внедрения, состоящая из четырех этапов: целевого, со- держательного, технологического, рефлексивного. В опытно - экспериментальном исследовании приняли участие не только педагоги, школьники и родители, но и представители туркменской диаспоры. Усилия административной и исследовательской групп были направлены на комплексное решение поставленных задач исследования и определения стратегии формирования ценностного отношения к этнической культуре ставропольских туркмен.

Эксперты отмечали, что если до эксперимента первоклассникам были присущи поверхностные и разрозненные представления о национальной принадлежности своей семьи, то к окончанию опытной работы представления первоклассников стали носить обобщенный характер, появился интерес к этнокультурным характеристикам туркменского народа.

К восьми - девяти годам, в период обучения во втором классе складывается этнокультурная Я - концепция, развивается национальная идентичность, основы этнического самосознания, появляется интерес к этническим особенностям близкого окружения: друзей, одноклассников, их родителей и других. Дети отчетливо демонстрировали интерес к бытовым предметам, семейным традициям и реликвиям, особенностям кухни, ритуалам гостеприимства и праздникам туркменских семей.

К девяти - десяти годам (3 класс) у детей отчетливо формируются представления о национальных и культурных особенностях собственной семьи, а также этнических семей из числа близкого окружения. Наблюдается устойчивый познавательный интерес к традициям, быту, культуре представителей других народов, находящихся в близком окружении с ребенком. У школьников сложился устойчивый круг общения, куда вошли ребята различных национальностей, в том числе туркмен, проживающих на территории Ставропольского края. К четвертому классу, у детей десяти - одиннадцати лет, наблюдался устойчивый познавательный интерес к общим и особенным национальным чертам и качествам у одноклассников. При организации систематической работы в школе складываются устойчивые дружеские отношения с учащимися - представителями иных этносов и прежде всего туркменского этноса.

Отчетливо наметилось разнообразие поликультурных компетенций и комплексных, целостных знаний о внешности, костюмах, культуре, быте, предпочтениях представителей туркменского этноса. Изучение мотивов, поступков и суждений младших школьников в области этнокультурных отношений свидетельствуют о том, что у большинства детей (78%), появились устойчивые нравственные мотивы во взаимодействии с представителями туркменского народа и ребятами из туркменских семей. Помимо устойчивых нравственных мотивов отчетливо обозначились другие мотивировки, связанные со страхом наказания и осуждения (7%), желанием личной выгоды (2%), стремлением получить похвалу от взрослых (5%), избежать неприятностей и затруднений (4%). Остальные дети продемонстрировали отсутствие конкретных мотивировок (4%). Наблюдение экспертов и исследователей за деятельностью младших школьников, анализ их суждений, рисунков, поступков, способов общения показали позитивные изменения в динамике поликультурной сферы и ценностных установок личности. В ситуациях рассогласований во взаимоотношениях с одноклассниками обнаружилось стремление договариваться, уступать, слышать партнера.

Сравнительно-сопоставительная характеристика рисунков детей из контрольной и экспериментальной группы показала, что рисунки детей из экспериментальной группы стали более выразительны, дети стремились рисовать не только одного друга, а группу друзей. Выразительными средствами выступали яркие краски (6 цветов), дополнительный узор на одежде, появились улыбки на лицах изображаемых персонажей. Рисунки школьников из контрольной группы оставались на прежнем уровне. Как правило, изображался один человек, использовались синие, черные, коричневые, изредка красные краски.