Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Подкатнова Ирина Владимировна

Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.)
<
Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.) Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Подкатнова Ирина Владимировна. Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI вв.): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Подкатнова Ирина Владимировна;[Место защиты: ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования], 2017.- 180 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основания формирования ценностных ориентиров системы школьного образования в Великобритании 14

1.1. Развитие аксиологической мысли Великобритании, оказавшей влияние на становление ценностных ориентиров британского школьного образования 14

1.2. Основные этапы становления аксиолого-педагогических взглядов британских ученых на процессы обучения и воспитания в школах Великобритании .40

1.3. Ценностные ориентиры современной британской системы школьного образования .63

Выводы по главе 1 .84

Глава 2. Реализация ценностных ориентиров в системе современного британского школьного образования 86

2.1. Ценностные ориентиры начальной ступени британского школьного образования 86

2.2. Формирование ценностных ориентаций британских школьников на средней ступени образования . 105

2.3. Ценностные ориентиры профессиональной деятельности британского учителя 126

Выводы по главе 2 .146

Заключение .149

Список литературы и информационных источников 152

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале XXI века мировое
сообщество столкнулось с многочисленными кризисными явлениями,
которые дестабилизировали политическую, экономическую и социальную
обстановку во многих странах, подорвали единство и сплоченность наций,
что привело к сильному расслоению общества, усилению

неконтролируемой миграции и возникновению различных

националистических объединений молодежи. На этом фоне становление и развитие личности происходит в критический период ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений, стремительно развивающихся в мировом пространстве.

По мнению многих исследователей Великобритании (Моника Дж. Тэйлор (Monica J. Taylor), Дж. М. Хэлстед (J. M. Halstead), Дж. Стивенсон (J. Stephenson)) утрата таких ценностей, как гражданственность, вера, добро, милосердие, ответственность и др. содействовали распространению в мире насилия и жестокости, этноцентризма и религиозного экстремизма, терроризма и геноцида. Большая ответственность за формирование подрастающего поколения возлагается на британское образование, одной из первостепенных задач которого становится воспитание нравственного человека, стремящегося сохранять и приумножать все материальные и духовные богатства нации, накопленные предшествующими поколениями, готового отвечать за настоящее и будущее своей страны.

Образование в Великобритании представляет собой пример системы обучения и воспитания, успешно реализующей национальные ценностные ориентиры через ценностное воспитание. Под ценностными ориентирами образования в научно-педагогической британской литературе понимают смыслозначимые для личности и общества векторы, определяющие направление, стратегию и тактику развития системы образования.

Ценностное воспитание (values-based education) - это практико-
ориентированная деятельность, которая заключается не только в
трансляции ценностного общечеловеческого опыта молодому поколению и
формировании позитивной образовательной среды, но и в развитии у
учащихся способностей осознанно и самостоятельно выбирать

нравственные идеалы и руководствоваться ими в жизни1.

Согласно современным британским документам и программам в
сфере образования («Социальные и эмоциональные аспекты обучения»
(2010), «Религиозное воспитание в английских школах» (2010), «Закон о
равенстве» (2010), «Духовное, нравственное, социальное и культурное
развитие личности» (2011), «Внедрение фундаментальных британских
ценностей в рамках программы по духовному, нравственному,
социальному и культурному развитию учащихся в школах» (2014) и др.)
национальными ценностными ориентирами в стране являются:

аксиологическая направленность содержания образования; личностное
развитие
школьников; религиозность; гражданственность;

межкультурная коммуникация; уважение и толерантность; свобода выбора. В связи с усиленным потоком миграции на фоне растущего экстремизма религиозное, гражданское и нравственное воспитание (каждое из которых признается ценностным), а также формирование у обучающихся чувств уважения и толерантности по отношению к представителям других национальностей и вероисповеданий приобретают в Великобритании особую значимость.

Хронологические рамки настоящего исследования включают в себя период конца XX-го – начала XXI веков. В это время в Великобритании в центре внимания ученых и практиков наиболее остро стоят вопросы, касающиеся путей и способов реализации ценностных ориентиров в системе школьного образования; разрабатываются и публикуются важные

1 Hawkes N. Values education and the National Curriculum in England // International Research Handbook on Values Education and Student Wellbeing. L.: Springer, 2010. P. 233-234.

законопроекты, ведется их апробация и внедрение. Несмотря на то, что
основное внимание в диссертации сосредоточено на изучении ценностных
ориентиров современности, проблема исследования потребовала

ретроспективного и рефлексивного рассмотрения становления и развития ценностей и ценностных ориентиров в системе школьного образования Великобритании.

Изучение, анализ, оценка и использование позитивного британского
опыта по актуализации национальных ценностных ориентиров,

реализуемых в ценностном воспитании подрастающего поколения, обеспечивают, по мнению британских ученых, достижение гармоничного соотношения между ценностными ориентирами общества, образования и отдельной конкретной личности. Результаты британских исследований в этом направлении внесут определенный вклад в развитие зарубежной и сравнительной педагогики.

Степень изученности проблемы исследования в отечественной и зарубежной научно-педагогической литературе.

Анализ научно-педагогической и философской литературы,

посвященной вопросу ценностей и ценностных ориентиров школьного образования Великобритании, свидетельствует об интересе отечественных и зарубежных ученых к различным аспектам данной проблемы.

Обращение к проблеме ценностей и ценностных ориентиров в
исследованиях британских мыслителей представлено в работах

отечественных (А.В. Апполонов, Г.З. Апресян, Р.Г. Апресян, О.В. Артемьева, Л.В. Баева, Б.М. Бим-Бад, В.П. Гайденко, А.А. Гусейнов, Л.В. Максимов, Л.Н. Столович и др.) и зарубежных (британских) философов (Г. Д. Джоунс (H. D. Jones), И. Кэад (E.Caird), Г.Р. Уэст (H. R. West) и др.).

Современный подход к пониманию ценностных приоритетов в образовательной сфере содержится в исследованиях как отечественных (Г.А. Андреева, Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, А.М. Булынин, А.Я.

Данилюк, В.А. Ермоленко, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, И.С. Скляренко, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и др.), так и зарубежных (британских) педагогов (Дж. Колбек (J. Colbeck), Б. Робб (B. Robb), Дж.Стивенсон (J. Stephenson), М. Дж. Тэйлор (M.J. Taylor), К. Торн (K. Thorne), М. Хит (M. Heath), Н. Хоукс (N. Howkes), Дж. М. Хэлстед (J.M. Halstead) и др.).

Становление, развитие и современное состояние британской школьной системы образования показано в трудах таких российских ученых, как О.И. Беспалова, Е.В. Белицкая, О.А. Быкова, Н.М. Воскресенская, Е.Е. Вяземский, А.Н. Джуринский, И.М. Курдюмова, В.П. Лапчинская и др. Большое значение для глубокого осмысления школьной образовательной системы этой страны в истории и в XXI веке имеют труды известных британских исследователей: Р. Элдрича (R. Aldrich), Р. Бэста (R. Best), Д. Гилларда (D. Gillard), Р.Дж. Гоулдмaна (R. J. Goldman), Р. Джэксона (R. Jackson), Д. Карра (D. Carr), Л. Мюррей (L. Murray), Р. Принга (R. Pring), К. Ричардса (C. Richards) и др.

Научный интерес к ценностному воспитанию в британских
образовательных организациях проявляется в работах, раскрывающих
своеобразие педагогической деятельности по формированию

гражданственности как одного из ценностных ориентиров (Э.А. Аксенова, В.И. Лутовинов, Г.А. Самарец, А.В. Фахрутдинова, и др.) и нравственных ценностей (А.Н. Ведина, Е.П. Денисова) в воспитании подрастающего поколения.

Однако при всем многообразии осуществленных на сегодняшний
день российских исследований по проблемам образования в

Великобритании ценностные ориентиры британского школьного

образования не подвергались глубокому анализу, а концепции ценностного воспитания и опыт их реализации в школах Великобритании практически не рассматривались.

Проблема исследования заключается в выявлении ценностных ориентиров британского школьного образования в конце XX - начале XXI вв. и определении характера их влияния на образовательную деятельность в школах страны.

Рассмотрение проблемы исследования позволило сформулировать тему диссертации: «Ценностные ориентиры школьного образования в Великобритании (конец XX – начало XXI веков)».

Объект исследования: система школьного образования

Великобритании.

Предмет исследования: ценностные ориентиры школьного

образования Великобритании.

Цель исследования: определить теоретические основания

ценностных ориентиров школьного образования и описать опыт их реализации в школах Великобритании в конце XX – начале XXI вв.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. охарактеризовать процесс развития аксиологической мысли Великобритании, оказавшей влияние на становление ценностных ориентиров британского школьного образования;

  2. выделить основные этапы становления аксиолого-педагогических взглядов британских ученых на процессы обучения и воспитания в школах Великобритании;

  3. охарактеризовать современную британскую систему школьного образования в контексте ее ценностных ориентиров;

  4. выявить особенности реализации ценностных ориентиров на начальной и средней ступенях школьного образования Великобритании;

  5. определить ценностные ориентиры профессиональной деятельности современного британского учителя.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

положения аксиологии как науки о ценностях, определяющей социально значимые группы ценностей и изучающей историю их формирования на протяжении разных эпох (Н.С. Розов); методология педагогических исследований (В.В. Краевский); методология сравнительно-педагогических исследований (А.Н. Джуринский, И.А. Тагунова); идеи аксиологического подхода, отражающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества, его науки, культуры, образования (Г.А. Андреева, М.В. Богуславский, З.И. Равкин); идеи системного подхода, предполагающие рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г. Юдин); идеи практико-ориентированного подхода, отмечающие значимость реализации теоретических аспектов на практике (Е.И. Мычко, А.Б. Серых). Источниковедческая база. В качестве основных источников использовались:

отечественная и зарубежная философская, историческая, социологическая и педагогическая литература;

российские периодические издания: «Педагогика», «Педагогическое образование и наука», «Известия РАО», «Философия науки», «Альманах современной науки и образования», «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», «Научное обозрение: гуманитарные исследования» и др.;

британские периодические издания: “British Journal of Educational Studies”, “Curriculum Journal, Educational Features”, “Ethos, Journal of Philosophy of Education”, “Race Equality Teaching”, “Teaching Citizenship” и др.

web-сайты по образованию: государственные сайты ЮНЕСКО, Министерства образования Великобритании, Управления стандартами в образовании, международной организации «Ценностное воспитание»,

Ассоциации обучения гражданственности, Фонда прав и обязанностей гражданина, сайты академии Малколма Арнольда и двух начальных школ Вест Кидлингтон и Крэнборн и др.

учебные планы, программы, официальные и нормативные
документы Министерства образования Великобритании, Агентства по
педагогическим квалификациям и учебным программам, международной
организации «Ценностное воспитание»; «За выдающиеся достижения»
(2002), «Социальные и эмоциональные аспекты обучения» (2007),
«Комплексный курс обучения» (2008), «Религиозное воспитание в
английских школах» (2010), «Профессиональный стандарт учителя»
(2011), «Духовно-нравственное, социальное и культурное развитие
учащихся» (2011), «Национальный учебный план» (2013), «Внедрение
национальных британских ценностей в школах в рамках программ
духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся»
(2014) и др.;

Методы исследования: Специфика предмета исследования

определила необходимость использования преимущественно

теоретических методов, включающих в себя: теоретический анализ,
обобщение и систематизацию научной литературы по изучаемой
проблеме; интерпретацию данных, сравнительно-исторический и

историко-ретроспективный анализ источников по теме исследования; абстрагирование и конкретизацию.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

охарактеризован процесс развития аксиологической мысли
Великобритании, оказавшей влияние на становление ценностных
ориентиров британского школьного образования (изучены работы
богословов и философов Великобритании);

выделены и охарактеризованы этапы становления аксиолого-педагогических взглядов британских ученых на процессы обучения и воспитания в школах Великобритании (первый VI-XIV вв., второй – XV-XVI вв., третий – XVII в., четвертый – XVIII-XIX вв., пятый – XX в.- по н. в.);

описаны особенности реализации ценностных ориентиров в британской школьной образовательной системе (систематическая и последовательная аксиологизация образовательного процесса, усиление роли религиозного воспитания, обязательная рефлексия учителем и учащимися своей деятельности и др.);

выявлены ценностные ориентиры профессиональной деятельности современного британского учителя (национальная система ценностей, готовность к рефлексии и саморазвитию, поиск новых современных средств трансляции ценностных ориентиров в содержании и методах обучения и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
расширены и обогащены знания сравнительной педагогики о ценностных
ориентирах британской системы школьного образования. Результаты
диссертационного исследования открывают возможности для изучения
целостной системы ценностных ориентиров в образовании

Великобритании на разных уровнях; в научный оборот сравнительной педагогики введены неиспользованные ранее оригинальные источники по проблеме исследования.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов при разработке курсов лекций по зарубежной или сравнительной педагогике; проведении круглых столов и семинаров; при разработке специальных курсов по выбору; при написании рефератов, курсовых, выпускных квалификационных и магистерских работ, а также осуществлении новых научных исследований.

Достоверность результатов обеспечивается: изучением и анализом научной литературы по проблеме исследования; использованием оригинальных (на английском языке) источников и аутентичных материалов; применением методов, адекватных проблеме, предмету, объекту, цели и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования

осуществлялись в ходе: а) организации учебно-воспитательной

деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 15 (г. Коломна); б)
тематических выступлений перед преподавателями МБОУ СОШ № 15 (г.
Коломна) на педагогических советах, школьных методических

объединениях учителей иностранного языка; в) участия в научно-
практических конференциях разного уровня: международных: Воронеж
(2015), Уфа (2015), Троицк (2015), Пенза (2015, 2016), Н.Новгород (2016),
Ижевск (2016), Курган (2016), Кемерово (2016); всероссийских:
Нижневартовск (2015), Самара (2015), Коломна (2015, 2016);

межрегиональных: Люберцы (2013), Пыть-Ях (2015).

В ходе работы над диссертацией была осуществлена поездка в
Великобританию, во время которой проводился сбор оригинальных
источников по проблеме исследования и ознакомление с ними в
библиотеке Университета Суррей (University of Surray); был налажен
контакт с ведущими британскими специалистами в области ценностного
воспитания подрастающего поколения, членами международной

организации «Ценностное воспитание» (Н. Хоукс (N. Howkes), Б. Найт (B. Knight), Дж. Дакуорт (J. Duckworth); получено приглашение от доктора Н. Хоукса принять участие в деятельности международной организации «Ценностное воспитание»; осуществлялись консультации и обмен информацией по теме исследования с представителями образовательных учреждений Великобритании (начальная школа Крэнборн и Вест

Кидлингтон, Академия Малколма Арнольда) с помощью электронной почты.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В основании школьного образовании Великобритании заложены следующие ценности: ценность личности для общества, общественное благо, свобода воли, религиозность, мораль, нравственность и др., которые формировались в процессе развития аксиологических взглядов британских философов и богословов.

  2. Основные этапы становления аксиолого-педагогических взглядов на процессы обучения и воспитания в школах Великобритании включают в себя: первый (VI-XIV вв.) - осмысление морали как «принципа божественного авторитета»; второй (XV – XVI вв.) – зарождение христианского гуманизма; третий (XVII в.) – осознание важности всеобщего и последовательного образования в результате промышленной революции в Великобритании; четвертый (XVIII - XIX вв.) – публикация первого Закона о начальном массовом образовании (1870 г.) как последействие «Белл-Ланкастерской» системы взаимного обучения; пятый (XX в. – по н. в.) – Закон об образовании (1944 г.), закрепивший религиозное воспитание в качестве обязательного предмета Учебного плана; Реформа образования 1988 года, указавшая на важность духовного, нравственного, культурного развития школьников; актуализация ценностных ориентиров в контексте ценностного воспитания. Ценностное воспитание, формирующее в сознании ребенка необходимые общечеловеческие принципы, включено в содержание британского школьного образования.

  3. Ценностные ориентиры современной британской системы школьного образования такие, как: аксиологическая направленность содержания образования; личностное развитие школьников; религиозность; гражданственность; межкультурная коммуникация;

уважение и толерантность; свобода выбора – включены в содержание образования и обеспечивают последовательное и равноправное развитие всех учащихся на каждой ступени школьного обучения вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности.

  1. Реализация ценностных ориентиров на начальной и средней ступенях британского школьного образования осуществляется через развитие эмоционального интеллекта, социализацию и ценностное (нравственное, религиозное, гражданское и мультикультурное) воспитание, направленное на формирование у учащихся национальных британских ценностей: уважения и толерантности, приверженности демократии, признания верховенства закона, свободы личности и др.

  2. Ценностными ориентирами профессиональной деятельности британского учителя являются национальная система ценностей, его нравственная и гражданская позиция, эмпатия и толерантность, готовность к рефлексии и саморазвитию, творческое отношение к педагогической деятельности и поиск новых современных средств трансляции ценностных ориентиров в содержании и методах обучения.

Структура диссертации. Диссертация объемом 180 страниц состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, списка литературы и информационных источников на русском и английском языках из 194 наименований, из которых 20 работ впервые переведены автором; содержит 5 приложений. В диссертацию включено 11 таблиц и 6 рисунков.

Основные этапы становления аксиолого-педагогических взглядов британских ученых на процессы обучения и воспитания в школах Великобритании

Несомненно, стоит отметить, что богословы Средневековья основывали свои учения не только на доказательстве существования Бога в виде высшей ценностной универсалии, но и затронули его роль в формировании морали и нравственности христианского мира.

Так, по мнению Иоанна Дунса Скота (1265 - 1308), нравственные нормы человека изначально являются таковыми, так как были сформулированы Господом. «Все небожественное является благом потому только, что этого захотел Бог, но не наоборот, что Бог захотел этого, потому что оно есть благо» [Цит. по: Гусейнов, Иррлитц, 1987, 263]. А значит, только Господь обладает абсолютной ценностью, наделяя ею прочие объекты действительности и устанавливая нравственный порядок в мире.

Однако существуют некоторые ограничения божественной власти: «божественному могуществу следует приписать все, что не заключает очевидного противоречия», - полагает английский философ Уильям Оккам (1285-1347) [Оккам, 2002, 103]. Так, например, устанавливая нравственные законы мироздания, Бог мог повелеть человеку убить ближнего своего. Рассматривая такой указ в качестве абсолютной истины, этот поступок мог бы считаться хорошим и похвальным, но это противоречит действительности. Отсюда У. Оккам делает вывод, что в свете бесконечных божественных норм и правил каждый индивид должен ориентироваться на те, что принесут ему благо и пользу. Таким образом, нравственные предписания, по мнению философа, зависят не только от власти Бога, но и от разума человека, который распознает моральный порядок в мире.

Разум как таковой является важной ценностной категорией в Средние века наряду с верой и свободой воли. А. Кентерберийский полагает, что «вера предшествует знанию», следовательно, эти ценностные универсалии не противоречат, а взаимодополняют друг друга. Для того чтобы познать Бога и окружающую действительность необходимо укорениться в вере, без нее невозможно разумение. «Тот, кто не верит, - говорил Ансельм, - не чувствует, а кто не чувствует, тот не понимает» [Цит. по: Шафф, 2008, 368]. Таким образом, Божье слово не может быть основано только на авторитете Священного писания, его необходимо осмыслить и познать посредством разума.

Рассматривая понятие «свобода воли», И.Д. Скот солидарен с мнением своего предшественника и определяет ее в качестве «способности сохранения справедливости (праведности) воли ради самой правильности» [Скот, 2001, 63]. Каждому человеку необходимо следовать воле божьей, если он хочет достичь блаженства, которое является основой нравственности и свободы. Совершенствование своей воли для восприятия воли Бога как абсолютной моральной нормы представляется главной нравственной задачей человека.

Как видим, философия Средневековья основывалась на истинных христианских ценностях: любви к Богу, вере в силы и бытие Всевышнего, а также свободе волеизъявления каждого индивида. При этом, мыслители призывают к осмыслению истин веры и свободы воли посредством разума, определяя его в качестве важнейшей смыслозначимой категории для постижения христианских законов и заповедей.

Именно в это время зарождается такой ценностный ориентир, как религиозность, впоследствии нашедший отражение в британской системе школьного образования. Средневековые мыслители считали, что религиозность предполагает не только веру в Бога, но и следование определенным духовно-нравственным принципам, установленным Священным писанием, а именно принципам справедливости, совести, чести, долга, доброты и любви. Таким образом, нравственность предстает в качестве религиозного основания, так как именно религия, распространяя свою веру на окружающих, способна помогать всем нуждающимся и открывать в них нравственные начала бытия.

Эпоху Нового времени необходимо считать важным этапом в истории философии и аксиологии в формировании отношения к понятию «ценность». По сути, развивающиеся в это время этические течения способствовали дальнейшему осмыслению этого явления в контексте морали и определили основной ценностный вектор британского мировоззрения: ориентация на личность человека, как разумное и общественное существо, его желания и устремления.

В своих этических рассуждениях родоначальник эмпиризма Фрэнсис Бэкон (1561-1626) рассматривал «ценность» через понятие «благо». В самом общем значении благо предстает в качестве «цели устремления», другими словами, идеала, предполагающего наличие конкретного индивида, для которого существует это благо. Философ также разграничивал «личное» и «общественное» благо, отдавая явный приоритет последнему. Если личное благо заключается в удовлетворении индивидуальных естественных потребностей в самосохранении и самосовершенствовании человека, то общественное благо возлагает на каждую личность определенные обязанности по отношению к сфере его деятельности, обществу и к человечеству в целом. Философ утверждал, что сама природа позаботилась о том, что «сохранение более общей формы почти всегда подчиняет себе менее значительные стремления» [Бэкон, 1971, 407], а значит именно общественное благо предстает в качестве главной ценности, так как несет в себе идеал благой жизни, когда человек счастлив от того, что он действовал «из честных побуждений, с благородными целями, преследующими общее благо» [там же, 410].

Ценностные ориентиры современной британской системы школьного образования

Взгляды другого английского философа, Т. Гоббса, также способствовали развитию представлений об истинных ценностных ориентирах образования того времени. Выделяя в качестве ценностей столь разные категории, такие как разум, трудолюбие и государство, последнее все же представлялось наивысшей инстанцией. Обучение и воспитание в образовательных организациях, по Т. Гоббсу, должно было подчиняться именно интересам государства, а не церкви, тем самым обеспечивая мир и всеобщую безопасность граждан, которые рассматривались как ценности. В процессе воспитания и образования преподавание «истинных и добрых учений» на основе «здравых, чистых и полезных идей» способствовало формированию подлинного гражданина своей страны, готового развиваться и действовать во благо государства [Карев, 1993, 215]. Таким образом, ценностное воспитание подрастающего поколения у Т. Гоббса проявляется через интегрированное в процесс обучения гражданское воспитание, которое было направлено на развитие общественно полезных качеств личности у учащихся, а именно: воли, решительности, четкой гражданской позиции и патриотизма, выделившиеся впоследствии в ценностный ориентир гражданственности в воспитании подрастающего поколения.

Как видим, к середине XVII века накопилось достаточно разработок, которые вошли в основу проекта реформы образования, основными ценностными ориентирами которой стали: учреждение общедоступного образования на начальном этапе и формирование гражданственности у подрастающего поколения. Однако взошедший на престол король Карл II в 1660 году установил запрет на вмешательство государства в дела школы, тем самым остановив либеральное движение и утвердив еще более консервативный устав грамматических учреждений. Более того, принятый в 1662 году Закон о единоверии (Act of Uniformity) лишь усилил инертность институтов обучения и вызвал отток молодых людей, желающих получать достойное образование, в другие страны [Gillard, 1600-1800 The concept of universal education: Grammar schools].

Возросшее недовольство традиционной системой обучения и воспитания попытался отразить Дж. Локк в своем произведении «Мысли о воспитании», в котором подчеркивалась важность более широкой интеллектуальной подготовки, нравственного развития и физической закалки джентльмена, человека нового типа, необходимого для зарождающейся буржуазии.

Строя свою философию на отвержении врожденных идей, моральных принципов и ценностей, Дж. Локк переносит эту концепцию в сферу обучения и воспитания. Изначально ум человека есть «чистый лист», который под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств, а также индивидуальных способностей и стараний ребенка усваивает важные для жизни знания, нравственные идеалы и ценности. Таким образом, равенство между детьми при рождении с возрастом исчезает, что представляется мыслителю естественным явлением.

Особая роль отводилась физическому и гражданскому воспитанию джентльмена. Закаливание, упражнения на свежем воздухе, простая пища, просторная и удобная одежда, минимум спиртного и лекарств должны были развить физически сильного, выносливого, настойчивого и мужественного гражданина своей страны, готового принести себя в жертву ради блага государства. «И пусть не думают, что такой режим не подходит для человека с состоянием и высоким положением. Джентльмен должен воспитываться так, чтобы во все времена быть в состоянии носить оружие и стать солдатом», - писал педагог [Локк, 1988, 423].

Так как разумная составляющая человека является у Дж. Локка значимой ценностью, умственное воспитание молодого человека также предстает в качестве важного и ценного аспекта образования. Учащемуся необходимо постигать азы чтения, письма, английского языка, арифметики, геометрии, географии, этики и некоторых других иностранных языков. При этом учитель обязан доступно и наглядно преподносить материал, чтобы он быстро запоминался и был интересен воспитаннику. Более того, практическая направленность обучения являлась обязательным атрибутом образования, так как знания должны быть полезны ученику в реальной жизни. Поскольку Дж. Локк соединяет ценности, традиционно считающиеся противоположными – пользу и добродетель – постольку полезные знания должны послужить ребенку добродетельной основой для его поступков и действий в реальной жизни.

В качестве высшей ценности человека философ рассматривал «счастье», поэтому воспитание джентльмена направлено на выработку определенных качеств личности и достойного поведения, ориентированных на достижение счастливого будущего. Для того чтобы воспитать счастливого, разумного и добродетельного человека необходимо «научить его противостоять своим влечениям и отказывать в удовлетворении своему пристрастию к богатству, щегольству, лакомству и прочему, когда разум советует, а долг требует противоположного» [там же, 444]. Деликатность, искренность, доброжелательность, чувство собственного достоинства, уважение и забота об окружающих способны приблизить человека к самому высшему удовольствию – счастью. А тот, «кто умеет доставлять приятное людям, с которыми он общается, не унижаясь в то же время до низкой, рабской лести, тот обрел истинное искусство жить среди людей и быть желанным и ценимым повсюду» [там же, 541].

Формирование ценностных ориентаций британских школьников на средней ступени образования

Анализируя вышеприведенный план реализации британских ценностей через духовное, нравственное, социальное и культурное воспитание учащихся, необходимо подчеркнуть его сбалансированность, полноценность, и указать на то, что каждая национальная ценность нашла отражение в воспитательной деятельности школы. Так, духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется в постоянных коллективных молебнах во время празднования различных событий. Дети уже в начальной школе укрепляют свою веру, осознают сопричастность Богу и важность толерантного отношения к другим вероисповеданиям («Праздник сбора урожая», «День примирения», «Адвент и Рождество» и др.). Уважение проявляется и в совместной деятельности школьников с разными физическими и умственными возможностями в подготовке к различным акциям и праздникам на школьном и муниципальном уровнях («День сбора урожая», «Неделя, посвященная борьбе с насилием», «День взятия Бастилии»). Демократия, верховенство закона и свобода личности – взаимодополняемые ценности, формирование которых проходит на тематических мероприятиях, таких, как «Неделя демократии» и «День безопасного Интернета».

Более того, нельзя не указать и на систематическую воспитательную деятельность по формированию вышеуказанных ценностей, которая регулярно ведется начальной школой Крэнборн в течение года и имеет положительный результат. К примеру, для укрепления позиций демократии каждый год учащиеся разрабатывают устав своего класса, а также правила поведения и соблюдения прав каждого ребенка, мнение которого является важным, значимым и должно быть услышано. На школьном совете регулярно обсуждаются вопросы, поднятые на заседаниях классных советов. Любопытно, что школьный совет имеет свой собственный бюджет и реально может внести существенные изменения в устав и этос школы. В школьный совет входит по 2 человека от каждого класса, при этом члены школьного совета могут меняться, так как каждый триместр проходят новые выборы в эту организацию. Для того чтобы работа в школе шла эффективно, ежегодно детям раздают опросники, в которых они должны выразить свое мнение об организации воспитательной работы и высказать свои предложения. Все эти действия, несомненно, направлены на развитие самоуправления – демократии школьной жизни, которая в полной мере осуществляется в рамках этой образовательной организации.

Что касается верховенства закона, ключевой британской ценности, в школе осуществляется целенаправленная деятельность по ее внедрению. Важность законов, будь то законы, регулирующие деятельность отдельного класса, школы или всей страны, последовательно осваивается школьниками на ежедневных уроках, а также на школьных собраниях при разработке правил поведения и утверждении устава школы. Ученики изучают смысл и значение законов, защищающих их в обществе, размышляют о необходимости их внедрения, усваивают свои обязанности и анализируют печальные последствия несоблюдения законов. Посещение полиции и службы противопожарной помощи лишь закрепляет и совершенствует полученные в школе знания.

Свобода личности, являясь важнейшей британской ценностью, также учитывается в работе начальной школы Крэнборн. У учащихся есть возможность сделать собственный выбор в безопасной и благоприятной школьной среде, расширяя свои права и средства образования. Ученики получают реальные советы по осуществлению своих прав и реализации свободы личности на уроках ОБЖ (E 93 safety) и санитарно-просветительской работы (PSHE). Более того, в школе существует огромное разнообразие внеклассных занятий и кружков, позволяющих учащимся сделать свой личный выбор в соответствии со своими интересами и увлечениями.

По результатам работы ЮНИСЕФ Великобритании (Международный детский фонд) начальная школа Крэнборн признана школой уважающей права учащихся (The Rights Respecting School), поэтому уважение лежит в основе перечня ценностей этой образовательной организации. Дети во время обучения узнают, что их поведение, манера общения непосредственно влияют на окружающих, поэтому учатся относиться друг к другу с уважением.

Следует отметить, что данная образовательная организация расположена в районе, где люди других вероисповеданий в большинстве случаев не проживают. Однако для формирования межкультурной коммуникации, толерантности к другим конфессиям на уроках религиозного воспитания подробно освещаются традиции и принципы других религий, с тем, чтобы сформировать у учащихся уважительное отношение к ним. Более того, представители той или иной веры часто посещают школу с целью повышения качества религиозной грамотности детей [Promoting British values in Cranbourne Primary School].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что начальная школа Крэнборн является примером для многих школ в формировании у своих учащихся религиозности, гражданственности, межкультурной коммуникации, уважения и толерантности к окружающим на основе программ ценностного воспитания. Реализуя национальные британские ценности через духовное, нравственное, социальное и культурное воспитание подрастающего поколения, эта школа ориентирует обучающихся на осознание своего места в своей стране и в мире, учит выражать ценностное отношение к происходящему в окружающей действительности, противостоя массовому проявлению экстремизма и расизма.

Идея формирования британских ценностей в образовательном процессе была поддержана всеми регионами и реализуется во многих учебных учреждениях. Однако существуют альтернативные программы и разработки по ценностному воспитанию, включающие усвоение и других не менее важных общечеловеческих и национальных ценностей, которые стоит рассмотреть.

Ценностные ориентиры профессиональной деятельности британского учителя

Как видим, ценностное воспитание учащихся необходимо начинать с создания позитивной атмосферы и доброжелательной обстановки в школе, а также переструктурирования порядка ее работы в контексте ценностей. В таком случае, постоянное визуальное восприятие окружающих элементов образовательного учреждения, акцентирующих внимание на важнейших ценностных категориях, способствует осознанию учащимися необходимости самовоспитания. Вместе с тем, рефлексивная практика представляется важным связующим элементом совершенствования всей системы образования в ценностном аспекте. 2) Важным в профессиональной деятельности учителя является самоформирование устойчивого психологического состояния. Душевное здоровье педагога напрямую связано с эффективностью и качеством его работы. Настоящее время диктует свои условия жизни: жизни в постоянном стрессе, с которым учителю необходимо бороться. Как писал вьетнамский писатель Тич Нэт Хэн (Tich Nhat Hanh): «Практическая деятельность учителя должна быть направлена, в первую очередь, на себя, так как если педагог несчастлив, он не сможет помочь другим людям в обретении успешной и счастливой жизни [Hanh, 1975, 51]. Эта цитата, как никакая другая, передает ценностную сущность личности педагога и важности его эмоциональной культуры в воспитании учащихся.

Как полагают члены международной организации «Ценностное воспитание», существует множество способов борьбы со стрессом и формирования позитивного отношения к своей профессии. Один из них – юмористический подход к организации порядка работы школы. Так, Джил Эллис (Gill Ellis), директор начальной школы Кoэд Ева (Coed Eva Primary School) в Уэльсе повесила в своей школе плакат под названием «Избавление от стресса». На нем был изображен черный круг с надписью «Стукнись об меня головой». Под кругом были даны следующие рекомендации: 1. Встаньте на твердую поверхность. 2. Следуйте инструкции, написанной в круге. 3. Повторите пункт второй, если необходимо или продолжайте пока не потеряете сознание. 4. Если вы потеряли сознание, прекратите деятельность по избавлению от стресса [Hawkes, 2013, 86].

Такой подход к снятию стресса на первый взгляд и кажется сомнительным, но он может поднять настроение, снять напряжение и в какой-то мере повысить работоспособность учителей. Считаем, что при виде подобного плаката многие педагоги забудут о своих проблемах и начнут активно избавляться от стресса.

Еще один вариант снятия стресса предложили учителя начальной школы Вест Кидлингтон (West Kidlington). Отвечая на вопрос: «Что можно сделать для поднятия духа и мотивации педагогов?» один из преподавателей высказался за введение массажа в конце рабочего дня для всех желающих из персонала школы. Эту удивительную идею поддержал Н. Хоукс, будучи ее директором, и через некоторое время отметил возросшее желание у учителей работать и развиваться [там же, 89]. В других школах также практикуются занятия йогой для педагогов и рефлексивная практика, что, несомненно, помогает им восстановиться после тяжелого рабочего дня и со свежими мыслями подойти не только к подготовке уроков, но и к общению с детьми. Помимо того, что учителю необходимо справляться со стрессом и всегда находиться в хорошем расположении духа, важным остается его уверенность в своих действиях и интуитивное понимание других людей. В этом случае уместно употребить термин «внутреннее состояние» (inner curriculum) педагога, которое включает в себя его эмоции и впечатления, идеалы и ценности, а также чувство собственного достоинства [Johnson, 2003, 2-3]. Для формирования у учащихся ценностного отношения к действительности, педагог должен обладать устойчивым «внутренним состоянием», характеризующимся эмоциональной выдержанностью, самоуверенностью и чутким восприятием окружающих событий. Выработать такое внутреннее состояние можно благодаря трансакционному анализу (transactional analysis) или другими словами анализу своих поступков. Психотерапевт Джейн Хоукс (Jane Hawkes) полагает, что рассмотрение действий других людей помогает нам предугадывать и понимать их поведение при различных обстоятельствах, в результате чего растет наша уверенность в себе [Hawkes, 2013, 89-90]. При этом, анализируя свои поступки, мы узнаем свои сильные стороны и недостатки, что помогает нам успешно взаимодействовать с окружающими людьми и легко управлять стрессом в трудных жизненных ситуациях.

Таким образом, психологическое здоровье учителя и его уверенность в своих силах является необходимой основой его педагогической деятельности в контексте ценностей. Каждому педагогу необходимо анализировать свои действия и поступки других людей, развивая свой профессионализм и формируя устойчивую психику.

3) Формирование дружественных взаимоотношений учителя с другими

участниками образовательного процесса также является важной ценностной составляющей воспитательной работы. В уже упоминавшемся документе 2013 года «Профессиональный стандарт учителя» (Teachers Standards) отмечается необходимость «создания благоприятной, развивающей среды для учащихся, основанной на взаимном доверии и понимании» [Teachers Standards Guidance, 2013, 10]. Более того, принцип сотрудничества реализуется не только в отношениях между учителем и учащимися, которые строятся на ценностной основе, т.е. на основе взаимоуважения. Каждый педагог обязан «внести посильный вклад в воспитательную жизнь школы и ее этос, наладить эффективные профессиональные взаимоотношения с коллегами, поддерживая их и помогая советом, а также продуктивно общаться с родителями по поводу достижений и психологического состояния их детей» [там же, 13]. Соблюдение вышеуказанных положений призвано создать позитивную атмосферу в образовательной организации и обеспечить сотрудничество между всеми ее активными участниками: администрацией, учителями, учащимися и их родителями.

По мнению Дж. Дакуорт, базовой основой дружественных взаимоотношений между учеником и учителем в контексте ценностного воспитания является взаимодоверие, проявляющееся в честности, порядочности и искренности по отношению друг к другу [Duckworth, 2009, 27]. Каждый педагог мечтает о таких взаимоотношениях с учащимися, однако не каждый знает, как сделать общение в классе доверительным.

На основе собственного педагогического опыта можно выделить несколько ключевых моментов, предстающих в качестве ценностей-отношений и помогающих сформировать доверие у учащихся:

1. Для того чтобы завоевать доверие учащихся, педагогу необходимо выйти на один уровень общения с ними, но при этом сохранять небольшую дистанцию. Право на собственное мнение имеет каждый школьник и задача учителя с этим считаться.

2. Знание индивидуальных особенностей своих учеников является отправным пунктом завоевания их доверия. Тот факт, что педагог интересуется личными достижениями ребят не оставит их равнодушными.

3. Искренность, открытость и честность со стороны учителя предстает в качестве важного элемента доверия. Прямо сказать о беспокоящей его проблеме сможет не каждый учитель, но это, определенно, поможет сделать первый шаг навстречу друг к другу. Неправду дети также чувствуют на интуитивном уровне, и степень доверия к учителю-лжецу утрачивается.

4. Личный пример доброжелательности, ответственности, целеустремленности, человечности и справедливости учителя вызовет уважение со стороны школьников и желание доверять ему.

5. Разработка учителем интересных творческих заданий поможет избежать монотонности и однообразия на уроке и внесет посильный вклад в формирование доверительных отношений с учащимися.