Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание студентов в системах музыкального образования Китая и России Чжао Цзинь

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжао Цзинь. Духовно-нравственное воспитание студентов в системах музыкального образования Китая и России: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Чжао Цзинь;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»], 2017

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России 21

1.1. Духовно-нравственное воспитание студентов в системе музыкального образования как педагогическая проблема 22

1.2. Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России 42

1.3. Возможности музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов 74

Выводы по первой главе 94

Глава 2. Практика организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России .99

2.1. Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России .100

2.2. Тенденции в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России .127

2.3. Общее и особенное в теории и практике духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России .150

Выводы по второй главе 162

Заключение 165

Литература .171

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации, повлекшей за собой изменение шкалы ценностей, одним из ведущих направлений в развитии общества становится обогащение его духовной жизни, ориентация личности на нравственные приоритеты. Выбор и утверждение духовных и нравственных ориентиров особенно значимы для стран, которые переживают период системного реформирования, затрагивающего все сферы жизни общества. Наличие таких ориентиров во многом обеспечивает обществу как необходимый динамизм в развитии, так и устойчивость в сфере социальных отношений. Особенно важным становится духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи, поскольку именно сегодняшние студенты в ближайшем будущем будут определять особенности духовной и нравственной жизни общества. Данный аспект важен как в отношении Китая, так и в отношении России, поскольку обе страны, с одной стороны, живут в настоящее время в режиме реформ, с другой – имеют богатые традиции в области духовно-нравственного воспитания.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ (ст. 2) обоснованы приоритеты, на основе которых выстраивается государственно-общественная политика в области духовно-нравственного воспитания: гражданственность, уважение прав и свобод человека, трудолюбие, любовь к Родине, семейные ценности. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года как ведущие программные документы в области современного воспитания определяют, что общество сегодня готово ставить и решать глобальные мультикультурные вопросы при условии существования единой системы ценностных ориентиров, таких как сохранение самобытной культуры, формирование нравственного идеала общества. Закон КНР об образовании ориентирует на воспитание у представителей молодого поколения таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм на основе историко-культурных, духовных традиций китайской нации (ст. 6, 7). В Государственном плане реформирования и развития образования на 2010-2020 гг. духовно-нравственное воспитание рассматривается в качестве одного из приоритетов развития образования в КНР.

В качестве неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания рассматривается идея «восхождения к культуре» (Е.В. Бондаревская, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова), а потому обращение к проблемам духовно-нравственного воспитания будущих специалистов-профессионалов, являющихся носителями, выразителями, трансляторами и творцами культуры, актуально и своевременно. Музыкальное искусство непосредственно обращено к духовной сфере человека. Философы, психологи, педагоги-исследователи, организа-3

торы российского музыкального образования (В.А. Багадуров,

Д.Б. Кабалевский, С.М. Каргапольцев, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин) и китайские исследователи (Ван Сяохун, Ду Сывэй, Сун Цзинан, Яо Вэй) отмечают важную роль музыкального искусства в духовном развитии человека, подчёркивая его обращенность к ценностям и смыслам бытия, ориентированность на нравственный идеал.

Китай и Россия – страны, имеющие научно обоснованные системы подготовки исполнителей произведений разных жанров и направлений (академического, народного, эстрадного). В системах музыкального образования Китая и России традиционно серьёзное внимание уделяется воспитанию студентов. Поэтому сравнительный анализ духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования этих двух стран может дать богатый материал для выявления инвариантных (обусловленных сущностными характеристиками духовно-нравственного воспитания) и вариативных (обусловленных национальными особенностями культуры и образования) характеристик данного процесса.

Степень научной разработанности проблемы исследования. В современной педагогической науке сложились теоретические предпосылки, позволяющие осуществить сравнительный анализ духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России. В России проблематика, связанная с сущностными характеристиками и особенностями организации духовно-нравственного воспитания, рассматривается в исследованиях И.А. Колесниковой, Л.М. Лузиной, Т.И. Петраковой, Т.Г. Русаковой, И.А. Соловцовой, Н.Е. Щурковой; в работах В.А. Беляевой с позиций интеграции идей православной и светской педагогики исследованы особенности духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи. Специфика нравственного воспитания в системе образования современного Китая представлена в работах В.Г. Рындак. В работах китайских учёных духовно-нравственное воспитание рассматривается как составляющая и необходимое условие строительства «духовной цивилизации социализма», характеризуются отдельные направления духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов, их цели, содержание, способы реализации (Го Вутянь, Жэнь Хуа, Сун Цзяньлинь, Цуй Сянлин). Философско-мировоззренческие основы, специфика и методы воспитания в процессе музыкального образования в Китае проанализированы и описаны в исследованиях Ван Юань, Г.А. Гвоздевской, Го Вутянь, Ду Сывэй, Ли Цзин, Сун Цзяньлинь, Сунь Лэй, Фань Иньли, в России – И.В. Арановской, А.Г. Гройсман, Д.Б. Кабалевского, С.М. Каргапольцева, В.В. Медушевского.

В контексте исследования интерес представляют диссертационные исследования, выполненные за последние десять лет, в которых: обоснованы направления воспитательной деятельности в современном вузе (А.А. Колчина, 2012),

выявлены тенденции и актуальные проблемы в системе художественного образования Китая и России (Цзюй Чжаочунь, 2014), определены современные проблемы духовно-нравственного воспитания в России (Е.С. Гальцова, 2014), охарактеризованы особенности подготовки вокалистов в системах музыкального образования Китая и России (Яо Вэй, 2015), обоснованы способы формирования духовного опыта студентов средствами музыкального искусства (Н.А. Шемякова, 2015).

Несмотря на значимые и актуальные выводы и рекомендации, представленные в трудах китайских и российских исследователей, в них либо рассматриваются отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России, либо анализируется учебно-воспитательный процесс в музыкальных вузах, без выделения в отдельную проблематику вопросов духовно-нравственного воспитания. Между тем исследование на основе сравнительного анализа теоретических оснований и практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России позволит повысить качество организации воспитательного процесса в музыкальных вузах.

Анализ состояния теории и практики духовно-нравственного воспитания студентов в системах высшего музыкального образования Китая и России позволил обнаружить противоречия между:

потребностью общества в представителях творческих профессий, обладающих не только блестящей техникой исполнения музыкальных произведений, но и являющихся духовно богатыми личностями, могущими служить образцом в духовном и нравственном плане для представителей подрастающего поколения, и недостаточной теоретической разработанностью проблематики, связанной с духовно-нравственным воспитанием студентов в системе музыкального образования;

потребностью в научно обоснованных постулатах об особенностях духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования разных стран и дефицитом сравнительно-педагогических исследований, где такое знание было бы представлено на теоретическом уровне;

необходимостью обоснования эффективных способов организации духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования и недостатком в педагогической науке положений, выводов и рекомендаций об особенностях организации данного процесса в разных социальных, культурных и образовательных условиях.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы теоретические основания и особенности организации процесса духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России?

Специфика исследования. Данная проблема в диссертации рассматривается и решается на примере студентов-вокалистов, что нашло отражение в формулировках задач исследования и в защищаемых положениях и определило научную новизну, теоретическую и практическую значимость выводов исследования.

Проблема определила тему исследования: «Духовно-нравственное воспитание студентов в системах музыкального образования Китая и России».

Цель исследования – на основе сравнительного анализа теории и практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России выявить общие черты и особенности данного процесса и тенденции его развития.

Объект исследования – процесс воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России.

Предмет исследования – теоретические основания и особенности организации духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системах высшего музыкального образования Китая и России.

Цель, объект, предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Уточнить содержание понятия «духовно-нравственное воспитание студентов в системе музыкального образования».

  2. Охарактеризовать возможности музыкального образования в духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов в системах музыкального образования Китая и России.

  3. Выявить общее и особенное в теории и практике организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России.

  4. Определить тенденции в области духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системах музыкального образования Китая и России.

Методологическую основу исследования составил гуманитарный подход, центром которого является положение о ценностной основе духовно-нравственного воспитания (И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова), о ценностях как регуляторах духовной деятельности человека (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, М.С. Каган, А.В. Кирьякова), о культурологических аспектах духовно-нравственного воспитания и диалоге культур как универсальном воспитательном средстве (М.М. Бахтин. В.С. Библер, Е.В. Бондаревская).

Теоретическую основу исследования составили:

– на философском уровне: выводы о феноменах духовности и нравственности, представленные в трудах русских и китайских мыслителей И. Алфеева, Л.П. Буевой, В.В. Зеньковского, Кун-цзы и позволившие уточнить сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания студентов; положения о

ценностных основах культуры и о музыке как особом способе постижения ми
ра, позволившие выявить и охарактеризовать философско-мировоззренческий
уровень знаний о духовно-нравственном воспитании студентов в системе му
зыкального образования (С.Ф. Анисимов, М.М. Бахтин, В.С. Библер,
Ю.Б. Борев, М.А. Верб, Г.А. Гвоздевская, А.Ф. Лосев, В.В. Медушевский,
Э.А. Саракаева, Л.Н. Столович, Ван Хунцзянь, Ван Чаовэнь, Гун Вэньцзя,
Ли Лупин, Ло Тяньцюань, Лян Цзинмэй, Ма Айнунь);

на общенаучном уровне: положения системного подхода о структурированности педагогических феноменов и об особенностях педагогических систем (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, В.В. Краевский), позволившие исследовать процесс духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России как целостное развивающееся явление; выводы Е.В. Яковлева о структуре педагогических концепций, ставшие основой обоснования концептуальных положений духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования;

на конкретно-научном уровне: научно-педагогические и научно-
психологические представления о духовно-нравственном воспитании как цен
ностно-смысловом феномене (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов,
В.А. Беляева, Б.С. Братусь, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина,
Н.Д. Никандров, Т.Г. Русакова, Т.И. Петракова, В.И. Слободчиков,

О.Л. Янушкявичене); положения о восхождении к культуре как важном направ
лении духовно-нравственного воспитания (Е.В. Бондаревская, И.А. Соловцова,
Н.Е. Щуркова) и как части строительства «духовной цивилизации» в Китае
(Сунь Цзиньлинь, Цуй Сянлин); выводы о гуманизации (В.Г. Рындак,
В.В. Сериков) и гуманитаризации (Ю.В. Сенько) как основных тенденциях раз
вития современного образования; научные представления о музыкальном обра
зовании как о среде, обладающей большими воспитательными возможностями
(В.М. Аллахвердов, И.В. Арановская, Б.В. Асафьев, А.Г. Гройсман,

Д.Б. Кабалевский, С.М. Каргапольцев, Е.Р. Сизова, Г.Г. Тенюкова, Ван Сяохун, Ван Хуайцзянь, Ван Юань, Пэн Ин, Се Сяолань, Сунь Лэй, Фань Иньли, Ци Ланьминь); выводы об особенностях сравнительно-педагогических (Н.Е. Воробьёв, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Цзюй Чжаочунь, Яо Вэй) и музыкально-педагогических (И.Ю. Алиев) исследований, позволившие выявить общее и особенное в духовно-нравственном воспитании студентов в системах музыкального образования Китая и России.

Исследование проводилось в 2012–2017 гг. и включало три этапа. На первом этапе (2012–2013 гг.) был проведён анализ научных исследований на китайском и русском языках, выполненных в проблемном поле исследования, определены теоретико-методологические основы, сформулированы его объект, предмет, цель, задачи исследования, выявлены основные подходы к пониманию

духовно-нравственного воспитания в исследованиях российских и китайских учёных. На данном этапе использовались методы: контент-анализ, анализ выводов и рекомендаций, представленных в философской, психологической и педагогической литературе, обобщение положений нормативных документов.

Второй этап (2014–2015 гг.) предусматривал выявление и структурирование теоретических оснований и особенностей организации исследуемого процесса, выявление возможностей музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов. На данном этапе уточнялись и корректировались план и логика исследования, была расширена его источниковая база. На втором этапе применялись методы сравнительного анализа, аналогии, классификации.

Содержание третьего этапа (2016–2017 гг.) составили выявление тенденций в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России. На данном этапе осуществлялись оформление результатов исследования - систематизация, обобщение и анализ полученных данных, формулирование выводов, определение перспектив дальнейшей разработки проблемы, оформление текста диссертации. На данном этапе применялись методы обобщения, систематизации, анализ учебных планов и программ по направлению «Вокальное образование», анализ и рефлексия личного опыта обучения в Китае и России, логический и сравнительный анализ.

Научная новизна результатов исследования:

уточнено содержание понятия «духовно-нравственное воспитание студентов в системе музыкального образования» как феномена сравнительно-педагогического исследования в аспекте сущности духовно-нравственного воспитания личности и эффективности форм и методов организации данного процесса в системах музыкального образования Китая и России как результата сравнительного анализа, а также выявленных возможностей вокальных произведений в духовно-нравственном воспитании студентов-вокалистов как специфического аспекта исследуемой проблемы;

обоснованы возможности музыкального образования в духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов в системах музыкального образования Китая и России, заключающиеся в использовании потенциала вокальных произведений и форм внеучебной деятельности;

охарактеризованы особенности организации духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системах музыкального образования Китая и России, его направления, особенности, наиболее результативные формы и методы;

- выявлены общие и особенные характеристики в теории и практике ор
ганизации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкаль
ного образования Китая и России; доказано, что сходство базируется на при-
8

знании воспитывающего потенциала вокальных произведений, их духовно-нравственной основы, деятельностном подходе к организации духовно-нравственного воспитания, опоре на национальную культуру при решении задач духовно-нравственного воспитания студентов, а различия определяются приоритетом в Китае личностно ориентированного подхода, в России – гуманитарного подхода к пониманию и организации исследуемого процесса.

- определены тенденции в области духовно-нравственного воспитания
будущих вокалистов в системах музыкального образования Китая и России как
результат сравнительного анализа актуального состояния теории и практики
организации духовно-нравственного воспитания.

Теоретическая значимость результатов исследования:

доказана перспективность реализации при исследовании проблем духовно-нравственного воспитания в системе музыкального образования гуманитарного подхода, позволившего эффективно использовать как специфические методы сравнительно-педагогического исследования, так и общепедагогический исследовательский инструментарий для дополнения и конкретизации научных представления о сущностных педагогических характеристиках духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования, существующих в настоящее время в российской и китайской педагогической науке;

научное знание о духовно-нравственном воспитании студенческой молодёжи дополнено знанием об особенностях духовно-нравственного воспитания студентов-вокалистов в системе музыкального образования с учётом социокультурной и образовательной ситуации, что вносит вклад в современную теорию духовно-нравственного воспитания и в сравнительную педагогику;

выявленные теоретические основания духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования позволяют моделировать данный процесс с учётом социальных, культурных и образовательных особенностей определённой страны;

подтверждено, что обоснованная в исследовании модель анализа духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования, предполагающая анализ на уровне знаний философско-мировоззренческого характера и на уровне специальных знаний с учётом духовной и этической составляющих, может быть использована в сравнительно-педагогических исследованиях для изучения сходной проблематики.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена следующим:

- материалы исследования могут быть использованы в системе много
уровневого образования для разработки научно-методических и учебно-
методических пособий по проблемам теории и практики организации духовно-
9

нравственного воспитания с учётом социокультурных особенностей; при разработке специальных и элективных курсов, специальных семинаров в рамках подготовки вокалистов, программ конференций по вопросам духовно-нравственного воспитания в системе музыкального образования;

результаты исследования в аспекте охарактеризованных в нём форм и методов духовно-нравственного воспитания могут быть востребованы преподавателями и организаторами учебно-воспитательного процесса в системах музыкального образования Китая и России для результативного решения задач духовно-нравственного воспитания студентов в учебной и внеучебной деятельности;

рекомендации по использованию в системе музыкального образования Китая идеи гуманитарного подхода к пониманию духовно-нравственного воспитания в единстве его духовной и этической составляющих на ценностно-смысловой основе, методов интерпретации вокальных произведений, основанных на диалоге культур, а в системе музыкального образования России положения об этическом потенциале музыкальных произведений могут способствовать повышению результативности духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования двух стран.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современной китайской педагогике в духовно-нравственном воспи
тании студентов в системе музыкального образования выделяются духовная и
этическая составляющие, при этом духовная составляющая связывается с при
общением студентов к духовной культуре, а этическая – с формированием у
студентов социально значимых нравственных качеств. В российской педагоги
ческой науке духовно-нравственное воспитание студентов в системе музыкаль
ного образования рассматривается как ценностно-смысловой феномен, опреде
ляющий позицию студента как носителя, выразителя и транслятора националь
ной и мировой духовной культуры и нравственных ценностей.

2. Структура теоретических оснований духовно-нравственного воспита
ния студентов в системе музыкального образования представлена двумя уров
нями: 1) уровень знаний философско-мировоззренческого характера: а) пред
ставления о сущностных педагогических характеристиках духовности и нрав
ственности, лежащие в основе понимания духовно-нравственного воспитания;
б) представления о роли вокального искусства в духовном и нравственном раз
витии человека; 2) уровень специальных знаний: а) педагогические знания о
сущности духовно-нравственного воспитания; б) знания об особенностях орга
низации духовно-нравственного воспитания. При анализе духовно-
нравственного воспитания на уровне специальных (педагогических) знаний
необходимо выделить его духовную и этическую составляющие. Данная струк
тура представляет собой модель анализа духовно-нравственного воспитания

студентов в системе музыкального образования в сравнительно-педагогическом исследовании.

  1. Возможности музыкального образования в духовно-нравственном воспитании будущих вокалистов состоят: 1) в использовании потенциала исполняемых произведений, которые влияют на развитие способности понимать анти-номичность мира культуры и внутреннего мира человека, учат различать добро и зло, красоту и безобразие, красоту подлинную и мнимую в собственной жизни и в мире культуры, понимать иные культуры, ориентируют студентов на высокие нравственные идеалы; 2) в использовании форм внеучебной деятельности, реализуемых в Китае и России в таких формах, как благотворительные концерты, социальные проекты, участие в государственных и общественных акциях, обсуждение в разных формах проблем морали и нравственности.

  2. Общее между организацией духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России базируется на признании воспитывающего потенциала вокальных произведений, их духовно-нравственной основы, деятельностном подходе к организации духовно-нравственного воспитания, опоре на национальную культуру при решении задач духовно-нравственного воспитания студентов. Различия связаны с акцентированием внимания либо на духовной, либо на этической составляющей духовно-нравственного воспитания, со степенью использования потенциала общепрофессиональных и специальных дисциплин в духовно-нравственном воспитании студентов, с методами и формами духовно-нравственного воспитания.

  3. Особенности организации духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в Китае определяются политико-идеологической основой духовно-нравственного воспитания, его направленностью на укрепление профессиональной морали, формирование у студентов способности противостоять негативным идеологическим и социокультурным тенденциям, развитие социально значимых нравственных качеств, таких как патриотизм, коллективизм, ответственность. В России особенности духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов определяются приоритетом восхождения к культуре на ценностной основе посредством интерпретации вокальных произведений, реализацией в образовательном процессе идей и технологий диалога культур.

6. Тенденциями в области духовно-нравственного воспитания будущих
вокалистов в системах музыкального образования являются 1) в области тео
рии:
в Китае - утверждение идей личностно ориентированного и деятельност-
ного подходов, усиление внимания к разработке философско-
мировоззренческого уровня теоретических оснований духовно-нравственного
воспитания, обращение к традиционной культуре, в частности, к идеям конфу
цианства; в России – разработка идей гуманитарного подхода, обоснование
диалога как универсального средства духовно-нравственного воспитания, инте-
11

грация идей светской и религиозной педагогики; 2) в области практики: в Китае – использование национальных вокальных произведений, осуществление духовно-нравственного воспитания на базе широкой общеобразовательной и культурологической подготовки, использование активных и интерактивных методов; в России – осуществление духовно-нравственного воспитания в контексте широкой культурологической подготовки, обращение к культурным традициям, использование диалогических и рефлексивных методов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи
ваются: теоретическими основами признанных в науке исследований россий
ских (Б.В. Асафьев, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.С. Иль
ин, И.А. Колесникова, Т.И. Петракова, Т.Г. Русакова, Е.Р. Сизова, И.А. Солов-
цова, Г.Г. Тенюкова, Н.Е. Щуркова, Е.Ю. Юлпатова) и китайских
(Ло Тяньцюань, Ма Айгунь, Ци Ваньмо, Цуй Сянлин, Жэнь Хуа, Сюе Лихуа,
Ци Ланьминь) учёных; использованием в комплексе разнообразных источников
информации на китайском и русском языках; корректностью применения ис
следовательских методов, соответствующих объекту, предмету и цели исследо
вания и учитывающих специфику исследования в области сравнительной педа
гогики; проведением сравнения выводов автора об общих чертах и особенно
стях исследуемого процесса в Китае и России с представленными ранее науч
ными данными, положениями и выводами.

Личный вклад автора состоит в разработке логики исследования и теоретической модели, позволившей осуществить сравнительный анализ процесса духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России; в анализе, систематизации и интерпретации данных о современном состоянии исследуемого процесса на примере вокального образования; в определении и представлении в структурированном виде теоретических оснований духовно-нравственного воспитания студентов в системе музыкального образования; в выявлении особенностей организации и тенденций в области духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образовании Китая и России; в подготовке научных статей и докладов по итогам выполненной работы.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Тема диссертационного исследования, его результаты соответствуют требованиям паспорта научной специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования в пунктах: 2. История развития педагогической науки и образовательной практики (анализ исторического развития практики образования; становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий; монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого; история этнопедагогики; развитие педагогической лексики и терминологии); 5. Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность воспи-12

тания; ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания); 8. Сравнительная педагогика (состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира; соотношение всеобщих тенденций развития образования, национальной специфики, возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта, выявление лучших практик в области образования).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём их публикации в научных журналах, обсуждения на заседаниях теоретико-методологического семинара кафедры педагогики, Научно-исследовательской лаборатории проблем сравнительной педагогики и в Институте художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Результаты исследования отражены в докладах на международных научно-практических конференциях в Белгороде (2015), Смоленске (2015), Волгограде (2016), Казани (2017), Москве (2017), Краснодаре (2017).

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация (199 с.) состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы (257 наименований, в том числе на китайском языке – 65 наименований). Содержит 2 таблицы.

Духовно-нравственное воспитание студентов в системе музыкального образования как педагогическая проблема

Постановка проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России обусловлена: в социокультурном аспекте – тем, что выпускники музыкальных вузов, музыканты-исполнители и вокалисты, являются носителями и выразителями не только культуры, в первую очередь национальной, но также духовных и нравственных ценностей, образцом для подражания для представителей подрастающего поколения, а также проблемами духовного и нравственного свойства, существующими в настоящее время в студенческой среде в системах музыкального образования Китая и России; в психолого-педагогическом аспекте - значимостью проблем духовного и нравственного развития для студенческой молодёжи как возрастной и социальной группы, тем, что духовное развитие является доминантой развития личности в юношеском возрасте; в научно-исследовательском аспекте – потребностью в сравнительном анализе практики организации духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования разных стран, в обобщении результатов такого анализа, а также в выявлении концептуальных основ духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования разных стран. Рассмотрим социокультурный аспект проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России.

В настоящее время в Китайской Народной Республике одной из важнейших государственных задач является строительство «духовной цивилизации социализма». Положение о необходимости «строительства духовной цивилизации» было выдвинуто Коммунистической партией Китая ещё в 80-е гг. ХХ в. Дэн Сяопин отмечал, что духовная цивилизация включает в себя не только важнейшие сферы жизни общества – образование, науку, культуру, но также идеи, идеалы, мораль, дисциплину, революционную позицию граждан, отношения между людьми. В этой связи процесс строительства духовной цивилизации осуществляется в двух аспектах: формирование общественной морали на основе высоких нравственных идеалов и организацию воспитания, направленную на достижение этих идеалов и на повышение уровня культуры в обществе [84, с. 79]. Таким образом, в современном китайском обществе возрастает роль специалистов сферы искусства, деятельность которых непосредственно связана как с повышением культурного уровня китайского народа, так и с утверждением в обществе средствами искусства высоких нравственных идеалов.

Данные социологических опросов и статистических исследований свидетельствуют о том, что в современном мире существенно вырос интерес к традиционной и современной китайской культуре. Представители разных национальностей, разных культур проявляют всё больший интерес к изучению китайского языка (как в рамках общеобразовательных организаций, так и в учреждениях дополнительного образования, а также при получении высшего образования и в открытых во многих городах и странах мира Институтов Конфуция), к традиционной китайской философии, прежде всего к конфуцианству и философии буддизма, к китайской живописи, поэзии и другим литературным жанрам. Не является исключением и Россия. Возрос интерес и к вокальному искусству Китая. Об этом свидетельствует, в частности, признание успехов китайского вокального искусства на международном уровне. Так, выступления известной вокалистки У Бися получили высокую оценку со стороны международного музыкального сообщества; с большим успехом прошли в Золотом зале Венской филармонии сольные концерты вокалисток Тан Цзин и Цу Цзуин. Возрастает популярность Интернет-ресурсов, благодаря которым жители разных стран и представители разных культур могут познакомиться с традиционным и современным китайским вокальным искусством. Возрастание интереса к китайской культуре стимулирует развитие вокального искусства в Китайской Народной Республике [209, с. 68; 210, с. 54]. Однако в самом Китае в последние годы, к сожалению, наблюдается некоторое снижение интереса к традиционному китайскому вокальному искусству, например, к пекинской опере, которая пользуется большей популярностью у иностранных гостей, нежели у самих жителей КНР. Это заставляет власти страны и представителей научно-педагогического сообщества Китая искать эффективные пути и способы повышения населения Китая, в том числе подрастающего поколения, к традиционной китайской музыкальной культуре. Одним из таких путей, по мнению руководителей государства и учёных, является интеграция культурных смыслов национальных вокальных произведений и их воспитательного потенциала.

14 октября 2014 г. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с важной речью перед работниками литературы и искусства. Си Цзиньпин отметил, что одной из причин успешного преодоления китайским народом многочисленных трудностей является то, что народ Китая черпал силы в уникальной многовековой национальной культуре. Сила китайского народа в том, что у него единые идеалы и единая духовность, общие чувства и ценности. Для великого возрождения китайский народ нуждается не только в материальной базе, но и в мощной духовной основе. Одна из важнейших задач современного искусства – распространение китайских национальных ценностей, отражение китайского культурного духа, отражение эстетических особенностей народов Китая. В выступлении говорилось о необходимости сохранять, возрождать и развивать традиционную китайскую культуру, отражающую «китайский дух». Си Цзиньпин особо подчеркнул в своём выступлении необходимость чёткой ориентации художников, композиторов, писателей, актёров, исполнителей вокальных произведений на ценности, на необходимость отличать добро от зла, правду от лжи, красоту от безобразия и учить людей проводить чёткую линию между их проявлениями в повседневной жизни и деятельности, ориентировать людей на нравственные ценности, очищать и возвышать их душу. Китайский лидер отметил, что представители сферы искусства должны обладать высокими нравственными качествами, быть «благородными людьми» (традиционный конфуцианский термин). Ценности Истина, Добро, Красота должны лежать в основе деятельности каждого представителя искусства, а деятели искусства должны показывать народу красоту природы, жизни, красоту души человека.

С точки зрения задач нашего исследования анализ выступления Си Цзиньпина важен потому, что отражает государственную политику в области духовно-нравственного воспитания представителей сферы искусства, в том числе специалистов музыкально-исполнительского и, в частности, вокального искусства, на материале которого выполнено наше исследование. Особенно важными являются следующие выводы, которые согласуются с выводами исследователей о сущности духовно-нравственного воспитания:

о необходимости обращения к традиционной китайской культуре, использования её воспитательного потенциала (в выступлении во Всекитайском собрании народных представителей 30 ноября 2016 г. Си Цинь-пин ещё раз призвал следовать традиционной китайской культуре, чтобы начать великое культурное возрождение китайского народа);

о ценностном характере духовно-нравственного воспитания, о том, что в его основе лежат вечные ценности;

о двойственности духовного мира и внутреннего мира самого человека, на возможность ориентации общества и отдельного человека в своём развитии как на ценности, так и на анти-ценности, и на разрушительность того пути, который ориентирован на негативные проявления духовности;

о необходимости ориентации в духовно-нравственном воспитании на ценности социализма, на идеи коммунизма.

Кроме того, в докладе Си Цзиньпина серьёзное внимание уделялось возможностям искусства в воспитании патриотизма как важного нравственного качества и в идеологическом воспитании.

В плане реформирования и развития образования в КНР на 2010-2020 гг. выделены стратегические направления развития образования, среди которых воспитанию отводится важное место. В этом документе утверждается приоритет нравственного воспитания. Нравственное воспитание в контексте данного документа - очень широкое понятие. Оно предполагает формирование у обучающихся правильной системы ценностей, мировоззрения и идеалов, включает в себя патриотическое воспитание, предполагает формирование таких качеств, как коллективизм, взаимопомощь, честность, трудолюбие, скромность. Важным направлением является повышение качества идейно-нравственного воспитания студентов.

Возможности музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов

Согласно выводам В.А. Багадурова, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, Д.К. Кирнарской, А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина, вокальные произведения либо непосредственно обращены к духовному миру человека, либо оказывают на него опосредованное воздействие через обращённость к эмоциональной сфере как слушателей, так и исполнителей. Произведения вокального искусства обращают человека к духовным ценностям, раскрывают смыслы, заключенные в событиях, явлениях, отношениях бытийного плана. Вокальные произведение определяют устремлённость человека либо к ценностям, либо к антиценностям. Вокальные произведения, ориентирующие человека на нравственные ценности и определяющие тем самым ориентацию человека на «светлую», позитивную духовность, особенно важны в процессе духовно-нравственного воспитания студентов-вокалистов. И.Ю. Алиев отмечает, что выразительные средства музыкальных произведений служат для «образного выражения смысла» [3, с. 14], что чрезвычайно важно, если исходить из ценностно-смысловой сущности духовно-нравственного воспитания.

Вокальное исполнительское искусство современного Китая — одна из важнейших сфер современного искусства КНР, являющаяся частью, с одной стороны, музыкального, с другой стороны – театрального искусства. Трудно переоценить достижения китайских вокалистов, представляющих страну на различных престижных международных конкурсах. В настоящее время вокальное искусство Китая оказалось подверженным сильному влиянию академического и эстрадного направлений, характерных для стран Запада. Вместе с тем китайское традиционное вокальное искусство (как оперно-театральное, так и народное) осталось самобытным национальным феноменом, образовавшим интереснейшие формы синтеза традиционных китайских и академических европейских вокальных стилей и техник [90; 225].

Наибольшее влияние на вокальное искусство Китая оказали связи с Россией, которые были особенно тесными и продуктивными во времена существования СССР. Традиции и достижения российской вокальной школы оказали серьёзное влияние на характер исполнения как оперных, так и эстрадных произведений (последнее особенно касается манеры исполнения патриотических песен). Процесс подготовки вокалистов также был «скопирован» с советской системы, многие элементы которой сохраняются в системе высшего музыкального образования Китая вплоть до настоящего времени [255]. При этом как в Китае, так и в России безусловно признаются большие возможности вокальных произведений в духовно-нравственном воспитании их исполнителей. У такой точки зрения имеются давние и глубокие обоснования. Возможности вокальных произведений в духовно-нравственном воспитании студентов-вокалистов в системах музыкального образования Китая и России также целесообразно рассматривать на двух уровнях – на уровне знаний философско-мировоззренческого характера и на уровне специальных знаний.

Г.А. Гвоздевская особо подчеркивает синтетическое единство музыкального искусства с другими видами искусства [61, с. 10]. Музыкальное искусство Китая с древних времён развивалось в неразрывном единстве с поэзией, каллиграфией, искусством танца, театральным искусством. В китайской музыке стиль извлечения звука «сродни искусству каллиграфии иероглифов, когда мелодия развивается по горизонтали как написание иероглифов кистью, тихо и незаметно вливаясь в сердце слушателя» [206, с. 132]. В Китае пение и танец с элементами драматизации изначально рассматривались как единый вид искусства; существовал специальный комплекс жестов, мимики, взглядов, которые выражали определённые чувства и эмоции при исполнении вокальных произведений, а также использовались при исполнении песен на определённую мелодию.

Для вокального искусства характерно синкретическое единство музыки и слова, обладающее большой воспитывающей силой [48]. В традиционных для Китая (буддизм) и для России (православие) религиях единству музыки и слова придавалось особое значение, а вокальное произведение рассматривалось как сакральный феномен. При этом ведущая роль отводилась слову. Считалось, что музыка призвана раскрывать смысл слов, доносить его до слушателей благодаря своим выразительным свойствам. В современной науке (А.Ф. Лосев, Б.В. Асафьев) музыка рассматривается как эстетический феномен, а слово – как феномен, составляющий ядро культуры, призванный выразить менталитет народа и заключённые в культуре смыслы, т.е. слову по-прежнему придаётся главное значение.

Анализ философской литературы и трудов, посвящённых теории музыки (знания философско-мировоззренческого характера), показал, что в России духовной составляющей музыки уделялось особое внимание. Идея в ведущей роли духовной составляющей музыки первоначально обосновывалась с позиций религиозно-православного миропонимания [7; 17; 18; 19]. В богословских трудах, посвящённых религиозным песнопениям, выделяются следующие функции церковно-православной музыки: 1) постижение смысла православия и 2) духовное «возвышение» человека. По словам Григория Нисского, мнение которого высоко ценилось в Русской Православной Церкви, «безыскусный напев сплетается с божественными словами ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъясняло скрытый смысл, стоящий за словами… музыка есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного…» [цит. по: 6, с. 828-829]. Главную роль в религиозных песнопениях играло слово, поскольку главной из задачей было раскрыть слушателям смысл религиозно-православного вероучения.

На тот факт, что вокальные произведения влияют не только на эмоции, но и на духовную сферу человека, обращал внимание Иоанн Кронштадтский. Он писал: «Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, – слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, – оставь слушать, брось и тело и дух музыки» [91, с. 16].

В православной традиции считалось, что вокальной музыке должны быть чужды театральность, чрезмерная эмоциональность, чтобы «наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряжённости» [6, с. 829]. Вокальная музыка должна была способствовать гармонизации всех структур личности, что являлось основой самосовершенствования [146].

В то время как в религиозной музыке единственно важной признавалась духовная составляющая, в светской традиции, представленной народной музыкой, акцент делался на этической составляющей: в народных песнях находили отражение любовь к родному краю, уважение к обычаям и традициям, почтительное отношение к старшим, красота человеческих чувств и отношений. При этом большое внимание уделялось эмоциональной составляющей вокальных произведений, их влиянию на чувства и переживания человека, что позволяло лучше понять мир культуры, мир человеческих отношений, собственный духовный мир, осознать значение высших духовных ценностей в жизни человека и народа [11; 238]. В.А. Беляева, рассматривающая проблемы духовно-нравственного воспитания с позиций интеграции философского, богословского и научно-педагогического знания, отмечает, что музыкальное искусство обладает большим потенциалом при решении задач формирования у обучающихся ценностного восприятия окружающего мира, подчёркивая таким образом роль музыки в духовном совершенствовании человека [28]. Исследователи [55; 77; 89; 133; 134; 203; 247] отмечают, что на протяжении всей истории своего существования музыка была не только важной составляющей культуры, но и одним из значимых факторов духовного и нравственного развития человека, а музыкальное образование способствовало духовному совершенствованию обучающихся.

В Китае в силу ряда причин социального и культурного характера на первом плане находилась этическая составляющая. Это отразилось на понимании возможностей вокального искусства в духовно-нравственном воспитании. На этические аспекты использования вокального искусства в духовно-нравственном воспитании обращал серьёзное внимание Кун-цзы (Конфуций), утверждавший, что в вокальных произведениях должны отражаться добро и красота в их гармоничном единении.

Особенности духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России

В последние годы духовно-нравственное воспитание стало одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации системы образования как в Китае, так и в России. При этом наблюдаются как сходство, так и различия в особенностях организации духовно-нравственного воспитания в двух странах. И в Китае, и в России создаются системы духовно-нравственного воспитания, учитывающие социально-культурные особенности и образовательные традиции каждой из стран.

В КНР воспитание подрастающего поколения является важнейшей сферой деятельности государства. Организация системы духовно нравственного воспитания в современном Китае в условиях модернизации образования является следствием, с одной стороны, результатом государственной политики в области образования, с другой – следствием теоретического понимания сущности и содержания духовно нравственного воспитания, которое, как отмечалось выше, разрабатывается в основном в русле официальных представлений о духовно-нравственном воспитании. В настоящее время в КНР на всех ступенях образования и во всех типах образовательных учреждений функционирует система воспитательной работы. В общеобразовательных школах духовно-нравственное воспитание учащихся осуществляется на уроках, во время еженедельных классных собраний, во внешкольной работе. Создана система духовно-нравственного воспитания через детские и молодёжные общественные организации.

Систематическое нравственное воспитание начинается в детском саду и осуществляется в игровых формах, на занятиях по родному языку, во время специальных этических бесед, в процессе художественно эстетического воспитания, при изучении курса общих элементарных знаний.

В начальной школе имеется специальный предмет, смысловой перевод названия которого на русский язык звучит как «Духовно-нравственное воспитание», в средней школе – предмет «Политико-идеологическое воспитание», в содержании которого немалое внимание уделяется нравственным аспектам. В старших классах имеется предмет «Политика», где также рассматриваются этические проблемы. Таким образом, на практике духовно-нравственное воспитание реализуется преимущественно в контексте воспитания политико-идеологического. В целях духовно-нравственного и политико-идеологического воспитания широко используются уроки пения и музыки, где разучиваются рекомендованные Государственным комитетом по образованию КНР вокальные произведения патриотического характера: Гимн страны, песни «О Родине», «Единство – это сила» и другие.

В начальной школе («сяо сюэ») духовно-нравственное воспитание учащихся осуществляется на основе «пяти пунктов любви – к Родине, народу, труду, науке и социализму». У детей воспитывают такие нравственные качества, как любовь к Родине, коллективизм, дисциплинированность, организованность, чувство долга и ответственности. Большое внимание уделяется изучению истории, культуры, традиций Китая. В средней школе («чжун сюэ») содержание духовно-нравственного воспитания включает такие компоненты, как патриотическое воспитание, воспитание в духе коллективизма, социалистическое воспитание в интересах социалистической модернизации и построения социализма с китайской спецификой, воспитание дисциплинированности и организованности, ознакомление школьников в нормами общественной морали и китайскими этическими традициями, воспитание в духе китайской культуры и традиций, воспитание привычки и любви к труду, честности и правдивости, нравственной и физической чистоты. Важную роль в реализации содержания духовно-нравственного воспитания в школе играет ознакомление школьников с национальным вокальным искусством – как традиционным (народные песни, пекинская опера и другие виды местных опер), так и современным (эстрадные песни, главным образом патриотического содержания). Для этого используются лучшие исполнительские образцы вокальных произведений, в которых высокое исполнительское мастерство сочетается с богатым духовным и нравственным содержанием.

В Китае, как показано в одной из наших статей, также разработана и утверждена программа духовно-нравственного воспитания студентов высших учебных заведений, в том числе и входящих в систему музыкального образования. В высших учебных заведениях Китая духовно-нравственное воспитание так же, как и в школе, тесно связано с политико-идеологическим и предполагает «воспитание китайского духа» (патриотическое воспитание), эстетическое воспитание, приобщение студентов к традиционной и современной культуре и истории Китая, формирование знаний об общественной и профессиональной морали и нравственности, нравственных идеалов и устойчивой нравственной позиции, а также умений строить «правильные отношения», т.е. отношения на основе нравственных ценностей и моральных норм. В качестве важной задачи рассматривается воспитание у студентов потребности в нравственном и духовном самосовершенствовании [218].

Таким образом, в настоящее время в Китае сложилась и функционирует система духовно-нравственного воспитания школьников и студентов, которая имеет в своей основе, во-первых, общегосударственные идеологические установки, во-вторых, национальные традиции этического воспитания, и в-третьих, концепции современных учёных-педагогов, где духовно-нравственное воспитание рассматривается в контексте общего развития личности. Духовно-нравственное воспитание будущих вокалистов, как и в целом студентов музыкальных вузов, является неотъемлемой частью этой системы. Нетрудно заметить, что акцент в настоящее время делается на этической составляющей духовно-нравственного воспитания.

В настоящее время базой подготовки вокалистов в Китае являются консерватории. Первое специальное высшее музыкально-образовательное учреждение Китая — Шанхайская консерватория, основанная в 1927 г. по инициативе выдающегося музыканта и педагога Сяо Юймэй и общественного деятеля Цай Юаньпэй. До этого профессиональная подготовка специалистов вокального искусства осуществлялась на отдельных факультетах при университетах. В настоящее время в Китае действует девять консерваторий. Число обучающихся сегодня в системе подготовки вокалистов достаточно для того, чтобы обеспечить функционирование театров страны. Однако, говоря о системе высшего вокального образования, мы имеем в виду не только консерватории, но и другие высшие учебные заведения, например, педагогические университеты, реализующие образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению «Вокальное образование».

В вокальном искусстве как Китая, так и России (как и в исполнительском искусстве в целом) выделяются три направления:

1) традиционное, включающее в Китае народную музыку и традиционное оперное искусство (пекинская опера, шаосиньская опера и другие местные разновидности оперного искусства), в России – народную музыку и духовную музыку, которой в последние годы уделяется всё больше внимания;

2) академическое, являющееся и в России, и в Китае результатом заимствований с Запада; к нему относится в первую очередь классическое оперное искусство;

3) эстрадное, испытывающее как в Китае, так и в России, с одной стороны, сильное влияние западной манеры исполнения на базе соответствующего содержания, с другой стороны – влияние традиционного и академического направлений в вокальном исполнительстве. Кроме того, в российской системе высшего музыкального образования подготовка вокалистов в рамках чисто эстрадного направления часто заменяется подготовкой вокалистов по специальности «концертно-камерный певец», так что наиболее сильное влияние на подготовку вокалистов по всем направлениям оказывает академическая манера исполнения и академическая система подготовки вокалистов.

Для каждого направления характерен не только определённый репертуар, но и специфическая система подготовки, в основе которой лежат определённые концепции подготовки вокалистов, дидактические принципы и приёмы и различающиеся в рамках разных направлений методики обучения. Например, академическое направление базируется на классических дидактических принципах систематичности и последовательности в обучении, наглядности, научности и доступности и других, на необходимости освоения лучших исполнительских образцов, безусловном авторитете преподавателя, в то время как для подготовки исполнителей в рамках эстрадного направления характерна опора на положения гуманистической педагогики, свободу выбора студентом вокальных произведений для исполнения и манеры исполнения, приоритет творческой импровизации перед освоением образцов, отношения партнёрства между преподавателем и студентом.

Общее и особенное в теории и практике духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России

Согласно выводам, представленным в сравнительно-педагогических исследованиях Н.Е. Воробьёва [54], Б.Л. Вульфсона [56], А.Н. Джуринского [75], З.А. Мальковой [124], педагогическая теория и образовательная практика развиваются в разных странах по своим исторически, социально и культурно детерминированным законам. Вместе с тем в ряде случаев эти законы если и не совпадают полностью, тем не менее, достаточно близки. Сказанное может быть в полной мере отнесено к системам музыкального образования Китая и России.

Вокальное искусство чрезвычайно в современных социокультурных условиях является одним из наиболее востребованных видов искусства. Это подтверждается возрастающим интересом к национальным и международным вокальным конкурсам, увеличение количества, повышение качества и рост престижа таких конкурсов. Одна из задач конкурсов вокально-исполнительского мастерства – повышение престижа вокального искусства, интереса к нему со стороны населения разных стран, расширение культурного кругозора и повышение уровня музыкальной культуры слушателей. Но самой значимой миссией вокального искусства является совершенствование духовного мира и нравственности слушателей и исполнителей.

Вокальное искусство в разных странах, в разных национальных культурах имеет как сходство, в основе которого лежит общая духовная природа создателей и исполнителей произведений вокального искусства, общие закономерности развития культуры, так особенности, иногда очень ярко выраженные, которые необходимо учитывать в процессе духовно-нравственного воспитания студентов-вокалистов. Выявление общих черт и специфических особенностей духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования разных стран позволит, с одной стороны, выявить инвариантные содержательные и процессуальные характеристики духовно-нравственного воспитания, которые необходимо учитывать при моделировании систем духовно-нравственного воспитания студентов независимо от исторических, социальных и культурных условий, с другой – определить специфические особенности духовно-нравственного воспитания студентов-вокалистов, зависящие от условий определённой страны.

Несмотря на различия, существующие в процессе духовно нравственного воспитания будущих вокалистов в Китае и в России, между ними существует и несомненное сходство. Основой для проведения сравнительного анализа, объектом которого послужила теория и практики организации духовно-нравственного воспитания будущих вокалистов в системах музыкального образования Китая и России, послужили методологические выводы и рекомендации Б.Л. Вульфсона [56] и З.А. Мальковой [124]. Черты сходства в теории духовно-нравственного воспитания студентов в системах музыкального образования Китая и России следующие.

На уровне знаний философско-мировоззренческого характера: Представления о сущностных характеристиках духовности и нравственности, лежащие в основе понимания духовно-нравственного воспитания. Как было показано выше, и в Китае, и в России существует взгляд на духовно-нравственное воспитание как на ценностно-смысловой феномен. Духовная сфера человека, его нравственные качества признаются важнейшими целевыми ориентирами в воспитании. В настоящее время в теории духовно-нравственного воспитания Китая и России господствует светское направление, несмотря на то, что учёные обеих стран обращаются и к религиозному пониманию духовности. Однако в представлениях о сущности духовности и нравственности между российскими и китайскими учёными наблюдаются и наиболее существенные различия, что находит отражение также в нормативных документах, регулирующих сферу воспитательной деятельности.

При анализе духовно-нравственного воспитания и российские, и китайские учёные обращают внимание на относительную самостоятельность духовности и нравственности и одновременно на их тесную взаимосвязь. Однако если в исследованиях российских учёных нравственность рассматривается как одно из проявлений духовности, т.е. подчёркивается генетическая взаимосвязь духовности и нравственности и их иерархическая соподчинённость, то китайские исследователи рассматривают духовное и нравственное как отдельные, хотя и очень тесно взаимосвязанные направления.

И в Китае, и в России признаётся антиномичность духовного мира, духовной жизни общества и отдельного человека. Духовная жизнь общества и человека рассматривается как непрерывная борьба добра со злом, истины с ложью, красоты с безобразием (речь идёт не только об искусстве, но и душе человека, о человеческих поступках). Поэтому важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания признаются формирование у обучающихся умений различать проявления «тёмной» и «светлой» духовности во внешнем мире и во внутреннем мире самого человека, противостоять проявлениям зла, лжи, безобразия и утверждать «светлую», позитивную духовность, основой которой выступают ценности. Однако в России акцент делается на внутреннем духовном мире человека, в Китае – на необходимости бороться с проявлениями зла и утверждать добро, истину и красоту в общественной жизни и в общественных отношениях, хотя в буддизме с древних времён особое внимание уделялось духовному совершенствованию человека, а в конфуцианстве – работе человека над собственной нравственностью.

Представления о роли вокального искусства в духовном и нравственном развитии человека. В обеих странах безусловно признаётся тот факт, что музыкальные произведения играют важную роль в духовном и нравственном развитии человека: они определяют направление духовного развития человека, его ориентацию на ценности или на антиценности, специфику его нравственных качеств, позволяют понять внутренний мир человека, увидеть и осмыслить разнообразные нравственные и духовные проблемы. При этом в науке рассматривается специфическая роль в духовном и нравственном совершенствовании человека вокальных произведений, особенностью которых является синтетическое единство слова, музыки и жеста, выражающее определённую систему смыслов. Как в Китае, так и в России с древних времён утверждается ведущая роль слова в вокальном произведении; в древние времена слову как в Китае, так и в России придавался сакральный смысл. В вокальных произведениях находит яркое отражение борьба между добром и злом. Конфуций призывал отказаться от музыкальных произведений, которые отражают «тёмные» стороны духовной жизни человека (например, от произведений, которые были созданы в государствах, проводивших завоевательную политику, которыми правили вероломные государи), и сохранять лишь те, которые несут в мир красоту и гармонию, утверждают отношения между людьми на основе добра.

Издавна в обеих странах в вокальных произведениях чётко различались духовный уровень и эмоциональный уровень (уровень эстетических переживаний). Вследствие этого существовало своеобразное «разделение функций» между словом и музыкой: слово выражало духовные смыслы вокальных произведений, музыка была обращена к эмоциям слушателей и исполнителей. В традиционных музыкальных теориях, которые разрабатывались в России в рамках православия, в Китае – в рамках конфуцианства, создателей и исполнителей вокальных произведений предостерегали от чрезмерной эмоциональности в музыке, поскольку наиболее важной считалась духовная составляющая. Существовало представление о том, что композитор должен целенаправленно ограничивать набор вырази тельных музыкальных средств с тем чтобы подчеркнуть значение слова в вокальном произведении и способствовать наиболее полному раскрытию смысла слов. В настоящее время, при господстве академического направления в исполнении вокальных произведений, на первый план вышла именно эмоциональная составляющая. Но и правильное воздействие на эмоциональную сферу может обращать человека к проблемам нравственного выбора, к подлинным ценностям бытия (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков).