Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе Косолапова Татьяна Витальевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Косолапова Татьяна Витальевна. Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Косолапова Татьяна Витальевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исследование теоретико-методологических основ духовно-нравственного воспитания 17-78

1.1. Исследование сущности феноменов «духовность» и «нравственность» 17-40

1.2. Содержание духовно-нравственного воспитания в Российской педагогике 40-57

1.3. Формирование теоретико-методологической основы духовно-нравственного воспитания в церковно-приходских воскресных школах 57-75

Выводы по первой главе 75-78

Глава 2. Опытная работа по организации духовно нравственного воспитания в церковно-приходской воскресной школе 79-146

2.1. Моделирование воспитательной системы церковно–приходской воскресной школы 79-92

2.2. Апробация модели воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы 93-111

2.3 Диагностика эффективности воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы 112-143

Выводы по второй главе 144-146

Заключение 147-152

Список литературы 153-180

Приложение 181-282

Введение к работе

Актуальность исследования. Актуальность проблемы духовно-
нравственного воспитания личности в нашей стране определена на
официальном уровне. «Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России», принятая в 2009 году,
формулирует социальный заказ российской образовательной системе как
определенную систему общих педагогических требований, соответствие
которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших
общенациональных задач. Духовно-нравственное воспитание в этой
концепции определяется как процесс усвоения и принятия обучающимся
базовых национальных ценностей, носителями которых являются

традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия).

В закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу
с 1 сентября 2013 года, также включена статья «Особенности изучения основ
духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

Особенности получения теологического и религиозного образования», которая регулирует правовое взаимодействие государства, конфессий, учреждений системы образования при изучении религиозных культур.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
(N 996-р г. Москва) была утверждена «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе говорится
о том, что воспитание детей, разделяющих традиционные нравственные
ценности, является приоритетной задачей Российской Федерации и
предполагает расширение сотрудничества между государством, обществом,
традиционными религиозными общинами и иными общественными
организациями, и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания
детей. Как видим, духовно-нравственное воспитание на государственном
уровне рассматривается как педагогическое направление, имеющее

стратегическое значение. В соответствии с таким социальным заказом государства
появляется научный интерес к исследованиям проблемы духовно-нравственного
воспитания, как с религиозной точки зрения (С.Ю. Дивногорцева, Е.Л. Завгородняя,
Т.А. Костюкова, В.И. Миронов, А.Н. Сергеев и др.), так и со светской (С.В. Артёмов,
О.А. Воронова, О.А Лапина, А.С. Романова, Р.М. Сафина и др.). Главная причина
широкого внимания к исследуемой проблеме в том, что общая система образования
утратила целостность взаимодействия семьи, школы и учреждений

дополнительного образования в вопросах воспитания любви к национальной культуре и духовным ценностям. Для единообразного понимания целей воспитания и формирования единого воспитательного пространства, необходимо сотрудничество на этом поприще разных воспитательных институтов.

Социологические исследования показывают устойчивый рост количества российских граждан, признающих себя православными христианами, что обуславливает наличие масштабного спроса на религиозное образование. В государственной образовательной системе полноценное погружение в традиции

и уклад православной культуры (в силу особенностей этой системы) невозможно, такое воспитание должно осуществляться в семье. Но в результате длительного игнорирования в нашей стране религиозных потребностей человека, произошел глубокий межпоколенческий разрыв, что привело к утере семейных традиций православного воспитания. Малоисследованным, но исторически апробированным примером учреждений, выполняющих функцию семейного духовно-нравственного воспитания, являются церковно-приходские воскресные школы, получившие распространение с конца XX века.

Степень разработанности проблемы. На основании проведенного анализа современной философской (М.С. Каган, А.Я. Канапацкий, В.А. Лекторский, В.Н. Шердаков, С.П. Штумпф и др.), психологической (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.А. Пономаренко, Л.М. Попов, В.Д. Шадриков и др.), педагогической (Л.А. Байкова, В.В. Игнатова, А.Г. Козлова, B.C. Леднев, Т.Н. Мельников, И.В. Метлик, Т.И. Петракова, Н.М. Романенко, О.А. Смагина и др.,) и богословской (патриарх Алексей II, патриарх Кирилл, протоиерей Глеб Каледа, протоиерей Олег Давыденков, диакон Андрей Кураев, С.С. Аверинцев, В.П. Лега, А.И. Осипов, и др.) литературы по теме исследования мы можем сделать вывод, что проблема духовно-нравственного воспитания разрабатывается в самых разных аспектах.

Теоретическое обоснование основных понятий о духовности, нравственности и воспитании, с точки зрения теологии, не вступает в противоречие с педагогическим опытом и основными принципами государственной политики Российской Федерации в области образования, способствует восстановлению утраченных позиций единения светского и религиозного воспитания и выработке общих подходов в сохранении традиций своего народа. На целесообразность такого обогащения указывает большое количество научных исследований в области педагогики (С.И. Абрамов, С.П. Акутина, В.Н. Беляева, А.Н. Кудряшова, И.В. Метлик, В.И. Рублик, С.Ю. Рыбаков, О.А. Шабалин и др.). Наблюдается повышенный интерес к основам православной педагогики (Л.Н. Беленчук, Т.В. Лодкина, Л.А. Марченко, Н.Ю. Налетова, Е.А. Никитская, Т.В. Склярова, А.Б. Хохлова, Е. Шестун и др.), где представлен педагогически и теологически обоснованный подход к духовно-нравственному воспитанию как национальной ценности.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена социальным
заказом государства, наличием объективных тенденций развития российского
общества и потребностью в качественно новом наполнении содержания
духовно-нравственного воспитания, что предлагается решить через

соработничество светской и церковной систем образования. Для полноценного
сотрудничества необходимо иметь научно обоснованное представление о
воспитательной системе церковно-приходской воскресной школы, её
теоретико-методологических основах, организационно-содержательных

элементах и результативности процесса воспитания. Следовательно, существует объективная потребность в научном исследовании проблемы духовно-

нравственного воспитания с религиозной точки зрения, но при этом обнаруживаются противоречия:

- между социальным заказом государства на духовно-нравственное
воспитание в соответствии с национальными традициями страны и
недостаточно изученной духовной и нравственной основы воспитательной
системы церковно-приходских воскресных школ;

- между наличием масштабного спроса на духовно-нравственное
воспитание в православной традиции и отсутствием возможности в светской
образовательной системе (в силу ее особенностей) реализовать эту
потребность для всех желающих;

- между социальной необходимостью формирования традиций духовно-
нравственного воспитания в семье и недостаточным использованием
совокупного потенциала семьи и образовательных учреждений.

Актуальность темы, ее недостаточная разработанность в педагогике, а также
выявленные противоречия способствовали формулировке проблемы

исследования: какова воспитательная система церковно-приходской воскресной школы, способствующая эффективному духовно-нравственному воспитанию учащихся? Это обусловило выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе».

Цель исследования: разработать и апробировать воспитательную систему церковно-приходской воскресной школы и экспериментально проверить её эффективность по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Объект исследования: духовно-нравственное воспитание.

Предмет исследования: воспитательная система церковно-приходской воскресной школы.

Гипотеза исследования базируется на том, что духовно-нравственное
воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе будет
эффективным, если определено основное содержание духовно-нравственного
воспитания в Российской педагогике, сформулирована теоретико-

методологическая основа духовно-нравственного воспитания в церковноприходских воскресных школах, смоделирована воспитательная система церковно-приходской воскресной школы и разработано содержание ее структурно-функциональных компонентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи:

  1. Изучить направления исследований сущности феноменов «духовность» и «нравственность».

  2. На основе анализа эволюции процесса воспитания в России определить основное содержание духовно-нравственного воспитания в Российской педагогике.

  3. Провести историко-педагогическое исследование поэтапного развития воскресных школ, выделить их отличительные признаки и сформулировать теоретико-методологическую основу духовно-нравственного воспитания в церковно-приходских воскресных школах.

  1. Смоделировать воспитательную систему церковно-приходской воскресной школы и разработать содержание ее структурно-функциональных компонентов.

  2. Описать процесс апробации воспитательной системы церковноприходской воскресной школы и выявить ее специфику.

  3. Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности духовно-нравственного воспитания в воспитательной системе церковноприходской воскресной школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– общенаучные положения отечественной и зарубежной религиозной

философии (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, В.В. Розанов,

В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский);

- теории духовного и светского обучения и воспитания в трудах классиков
отечественной педагогики (В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт,
Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);

- педагогические воззрения учителей Русской Православной Церкви
(святители Димитрий Ростовский, Игнатий (Брянчанинов), Митрофан
Воронежский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Филарет (Дроздов));

- исследования теории и практики духовного и нравственного воспитания
в трудах современных ученых педагогов и психологов (С.П. Акутина,
Е.И. Артамонова, Б.С. Братусь, В.В. Знаков, А.Г. Козлова, О.А. Лапина,
B.C. Леднев, В.М. Меньшиков, В.Д. Шадриков);

- традиции религиозного воспитания и православной культуры,
представленные в работах современных авторов (А.В. Агеева, С.Ю. Дивногорцева,
С.С. Куломзина, В.П. Лега, А.И. Осипов, Т.И. Петракова, Т.В. Склярова,
Л.В. Сурова, архимандрит Евгений Шестун, игумен Киприан Ященко, протоиереи
Глеб Каледа, Борис Ничипоров, Константин Островский);

- концепции социального воспитания и социокультурных возможностей
образовательного пространства в вопросах духовно-нравственного воспитания
(Е.А. Александрова, Е.А. Леванова, Т.В. Лодкина, А.В. Мудрик,
Л.В. Мардахаев, В.А. Плешаков, Т.А. Ромм);

- теоретические основы моделирования воспитательных систем
(Е.Н. Барышников, В.А. Караковский, И.А. Карпюк, И.А. Колесникова,
Л.И. Новикова, Г.К. Селевко, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов);

- организация деятельности учреждений дополнительного образования
(С.И. Абрамов, Е.В. Бондаревская, С.Б. Серякова, Ю.В. Самойлова,
А.И. Щетинская).

Исследование выполнялось с помощью комплекса теоретических (анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение
исторического опыта педагогики, анализ документов, принятых в

государственной образовательной системе и в системе образования Русской
Православной Церкви) и эмпирических (педагогический эксперимент,
анкетирование, тестирование, опрос, интервьюирование, включенное

наблюдение, анализ результатов исследования) методов.

Экспериментальная база исследования: Церковно-приходская воскресная школа религиозной организации православный Приход храма Святого благоверного князя Александра Невского и МОУ СОШ № 64 г. Иркутска. Исследование осуществлялось в период с 2001 по 2017 годы. На разных этапах исследования в нем приняли участие 576 человек из числа учащихся, родителей и педагогов (150 человек – в пилотажном исследовании, 176 респондентов – в педагогическом эксперименте, 250 человек – в дополнительном исследовании).

Основные этапы исследования. На подготовительном этапе (2001-2010 гг.) формировалась воспитательная система церковно-приходской воскресной школы, составлялись рабочие программы изучаемых в воскресной школе предметов, проводилось пилотажное исследование.

На первом этапе (2010-2012 гг.) изучалось состояние проблемы в научных исследованиях, на основе систематизации и анализа изученной литературы формулировался понятийно-категориальный аппарат исследования, разрабатывались теоретические положения и педагогические принципы духовно-нравственного воспитания.

На втором этапе (2012-2014 гг.) проектировалась и апробировалась модель воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы, выявлялись компоненты этой системы, разрабатывалась и реализовывалась программа опытно-экспериментального исследования.

На третьем этапе (2014-2017 гг.) систематизировались и обобщались
результаты исследования, осуществлялось оформление материалов

исследования в формате диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- конкретизировано, с точки зрения православной педагогики, понятие
«духовно-нравственное воспитание»;

разработаны теоретические положения и педагогические принципы духовно-нравственного воспитания учащихся в церковно-приходской воскресной школе;

спроектирована и апробирована модель воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы;

- определены и реализованы педагогические условия воспитательной
системы церковно-приходской воскресной школы;

- предложены и воплощены на практике новые формы воспитательной
работы с семьями учащихся;

- выявлена специфика воспитательной системы церковно-приходской
воскресной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
сформулированы теоретические положения и основные педагогические принципы
духовно-нравственного воспитания в церковно-приходской воскресной школе,
разработана и экспериментально проверена модель воспитательной системы
церковно-приходской воскресной школы и определены ее структурно-
функциональные компоненты (теоретико-методологический, организационно-
содержательный и результативный блоки), обоснована совокупность

организационно-содержательных элементов воспитательной системы церковноприходской воскресной школы (компоненты, системообразующие виды деятельности, педагогические условия).

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

- организована системная воспитательная работа по духовно-нравственному
воспитанию учащихся церковно-приходской воскресной школы;

- создан и внедрен учебно-методический комплекс для обучения всех
возрастных категорий учащихся в церковно-приходской воскресной школе;

- выработаны необходимые педагогические условия по организации
духовно-нравственного воспитания в церковно-приходской воскресной школе;

- расширены способы педагогического и душепопечительского
сопровождения семей учащихся (просвещение родителей в вопросах духовно-
нравственного воспитания детей, одновременное обучение религии детей и
родителей, совместное участие в богослужениях и таинствах, в приходских и
школьных мероприятиях, организация семейных паломнических туристических
походов), способствующие общему взаимодействию;

- разработан и апробирован диагностический инструментарий выявления
духовно-нравственного состояния воспитанников.

Результаты исследования могут быть использованы в системах духовного образования, профессионального педагогического образования и повышения квалификации педагогических работников, как для церковно-приходских воскресных школ, так и для общеобразовательных (в курсе ОРКСЭ).

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обусловлена комплексным анализом проблемы при четком определении
исходных теоретических положений и методологических позиций автора,
использованием научных методов, адекватных целям и задачам исследования,
непротиворечивостью полученных данных, длительным характером

экспериментальной работы и личным опытом работы соискателя в качестве преподавателя и директора церковно-приходской воскресной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось посредством участия на 27 международных, всероссийских и региональных научных конференциях, симпозиумах, форумах:

- на XIX, XX Международных Рождественских образовательных чтениях
РПЦ (Москва, 2011, 2012гг..), в Международных научных симпозиумах педагогов,
психологов, социологов «Педагогический профессионализм в современном
образовании» (Новосибирск, 2011, 2012гг..), в V Международной НПК
«Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном
пространстве» (Н. Новгород, 2011г.), в Международной НПК «Современные
проблемы развития образования и воспитания молодежи» (Москва, 2012г.), в
Международной научной конференции «Педагогика и психология – 2014»
(Москва, 2014г.), в Международной НПК «Перспективы развития научных
исследований в 21веке» (Махачкала, 2015г.), в V Байкальских Международных
Родительских Чтениях «Приобщение к региональной культуре в практике
семейного воспитания» (Иркутск, 2016г.), в Международной НПК «Научные

основы современного прогресса» (Уфа, 2016г.), в Международной НПК «Педагогика и психология: от вопросов к решениям» (Томск, 2016);

- во всероссийских с международным участием НПК – Осовские
педагогические чтения «Педагогическое образование: новое время – новые
решения» (Саранск, 2010, 2011гг.), во всероссийской НПК «Современные дети –
какие они?» (Мурманск, 2010г.), в общероссийской НПК «Проблемы
гуманизации и гуманитаризации современного образования», ГОУ ВПО ВСГАО
(Иркутск, 2010г.);

- на региональных НПК «Иннокентьевские чтения» (Иркутск, 2004, 2007,
2009гг.), на XII Красноярских краевых образовательных Рождественских
чтениях (Красноярск, 2012 г.), на круглых столах во время проведения
международной выставки «Русь православная» (Иркутск, 2011, 2012, 2013,
2014, 2016гг.), на I региональном церковно-общественном форуме «Семья в
XXI веке» (Ангарск, 2014г.), на Региональных образовательных чтениях
(Иркутск, 2014г.), где диссертант был координатором секции по воскресным
школам.

Материалы диссертационного исследования представлены и обсуждены на заседаниях кафедры педагогики Педагогического института Иркутского государственного университета.

Апробация результатов исследования осуществлялась также посредством выступлений перед педагогическими работниками г. Иркутска (на курсах по ОПК в ИПКРО, в МОУ СОШ №46, в ОГБУСО ИДДИ №1 для умственно отсталых детей, в ОГООУ Санаторный детский дом №5, в воскресной школе Александро-Невского Прихода), участием в составе жюри на ежегодных школьных научно-практических конференциях в МОУ СОШ №46 (20082014гг.), участием в качестве эксперта в составе комиссии регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе (2014-2017гг.).

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс церковно-приходской воскресной школы православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска, используются в деятельности других воскресных школ Иркутской митрополии (Михайло-Архангельский Харлампиевский, Крестовоздвиженский, Никольский и Успенский Приходы г. Иркутска, Никольский Приход г. Тулун, Воскресенский Приход пос. Жигалово и др.), в МОУ СОШ № 46 г. Иркутска. Рекомендации по организации работы воскресной школы зафиксированы в резолюции Региональных образовательных чтений (2014 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственное воспитание, обогащенное религиозной

составляющей, определяется как специально организованный на основе учения

православной церкви процесс сопровождения индивида на пути

онтологического и аксиологического становления, ориентирующего его в деятельно-волевом приложении своих поступков.

2. Духовно-нравственное воспитание в церковно-приходской
воскресной школе опирается на следующие основные принципы:

- антропоцентричность (воспитание человека, призванному к
восстановлению богоподобия);

сотериоцентричность на базе христоцентричности (спасение человека от греха и смерти, через приведение его к Спасителю, Иисусу Христу);

экклезиоцентричность (введение человека в жизнь Церкви посредством изучения вероучения и участия в богослужении).

3. Модель воспитательной системы церковно-приходской воскресной
школы состоит из следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных
структурно-функциональных элементов: теоретико-методологического (цель,
задачи, теоретические положения и принципы воспитательной системы),
организационно-содержательного (компоненты, системообразующие виды
деятельности и педагогические условия) и результативного блоков (критерии и
ожидаемые результаты).

4. Эффективность воспитательной системы церковно-приходской воскресной
школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся зависит от следующих,
специально разработанных и обоснованных педагогических условий:

- соблюдение добровольности и доступности получения религиозного
образования для всех категорий граждан, невзирая на возраст (и дети, и
взрослые) и материальное обеспечение (безвозмездно);

организация системной воспитательной работы с учащимися, базирующейся на принципах православной педагогики;

создание учебно-методического комплекса по расширяющемуся концентрическому принципу и в соответствии с годовым богослужебным кругом для обучения всех возрастных категорий учащихся;

- взаимодействие всех участников педагогического процесса в различных
сферах жизнедеятельности (познавательной, духовной и социальной) через
вовлечение родителей в образовательный процесс воскресной школы.

5. Специфика воспитательной системы церковно-приходской воскресной
школы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание
осуществляется при участии всей семьи и в основе системы лежит религиозно-
церковный компонент, который задает иерархическую направленность всему
воспитательному процессу (духовное душевное телесное) и определяет
содержание компонентов воспитательной системы и системообразующих
направлений деятельности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы (296 источников, из них 9 на иностранном языке) и 9 приложений. Объём работы без приложений составляет 180 страниц, включая три рисунка, одну таблицу, 27 гистограмм.

Исследование сущности феноменов «духовность» и «нравственность»

Духовно-нравственное воспитание является сложным педагогическим понятием. Сложность этого понятия заключается в том, что оно объединяет в себе несколько категорий: «духовность», «нравственность», «воспитание», из которых можно рассматривать как каждую в отдельности, так и в обобщенном виде. В данном диссертационном исследовании важным является выявление сущности каждого феномена и на основе этого формулирование основного определения духовно-нравственного воспитания как педагогического понятия.

Обращаясь к философско-историческому аспекту рассмотрения феномена «духовность» для выявления его сущности, нужно заметить, что «духовность», как однокоренное со словом «дух», обозначает противоположное материальному и соотносится с понятием «душа».

В исторической ретроспективе все многообразие мнений по выявлению сущности понятий «дух», «душа» и «духовность» различаются в соответствии с двумя типами мировоззрений выражающих их представителей. Это так называемые идеалистический и материалистический взгляды. В подтверждение данной точки зрения, рассмотрим суждения философов, представителей основных исторических периодов.

В античные времена не существовало термина «духовность».

Древнегреческие мыслители изучали душу человека как его сущностную часть, характеризующуюся «разумностью», соответственно духовной человек представлялся в образе мудреца, философа. Так, например, Демокрит проповедовал материалистическую позицию в учении о природе души и познания, как на соединение шаровидных огненных атомов (атомистический материализм) [16, с. 140-165].

Идеалисты Сократ и Платон говорили о душе как о той части человека, которая находится в Высшем мире (духовном и вечном). Разделяя понятия дух и душа, Платон считал дух сверхразумным вселенским началом, а душу -индивидуальным началом, которое стремится к освобождению от тела и слиянию с духом [16, с. 109-113, 184-197].

Энциклопедически образованный Аристотель (ученик Платона) развивает учение дальше, несколько видоизменяя его, утверждает, что так как разум человека имеет способность к восприятию понятий добра и зла, то, следовательно, у него есть определенное предрасположение к соблюдению нравственных норм [16, с. 273-288].

Как видим, античные философы воспринимали дух во взаимосвязи с душой, и он ассоциировался с идеей, космической мыслью, законом, устанавливающим в мире порядок и гармонию. В их рассуждениях видны основные начала материалистического и идеалистического осмысления понятия «дух» и «душа» как условия высших форм деятельности, как вечной идеи, как сверхразумного начала, стремления к благу. Но в античной философии не было Абсолютной Личности – Бога.

С развитием христианского вероучения утверждается точка зрения, согласно которой, в каждом из людей существует духовное начало, как образ и подобие Божие. Такое определение духовности следует из самого акта сотворения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1.26), «…и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни…» (Быт.2.7). Бог «своими руками» творит человека, сначала создает тело, затем дает ему дыхание жизни, и только после чего человек становится Человеком. Следовательно, человек изначально создан многосоставным. У него есть тело, которое имеет земное происхождение, и исходящий от Бога Дух, оживотворивший тело и сделавший его Человеком. От степени сочетания этих двух миров (земного и духовного) зависит духовность человека, выполняющей функцию укрепления связи с миром духовным и одухотворения мира земного через приумножение в самом себе Духа Божия.

Христианские мыслители средневековой Европы (блаженный Августин, Боэций, Франциск Ассизский и др.) при рассматривании феномена «духовность» также опираются на качества, связанные с Божественным Началом. Один из представителей этой эпохи Блаженный Августин в своей философии рассматривает человека в единстве уже трех измерений - духа, души и тела, уподобляя это сочетание Божественной Троице, считая, что индивид реализуется в полной мере лишь тогда, когда в нем сочетается три лика Троицы. Таким образом, характерным для данного периода пониманием феномена «духовность» является превалирование религиозного (идеалистического) взгляда над материальным [131, с. 127-137].

Новый этап в осмыслении духовности открывает эпоха Возрождения (XIV-XVII вв.). Ее отличительной чертой является деперсонализация Бога и ориентация на человека «земного», который рассматривается как свободный творец окружающего мира и самого себя.

Переворот в области социально-философской мысли обусловлен следующими причинами:

- обращение мыслителей Ренессанса к обширному наследию античности использовалось ими для отрицания «отживающего» теологического мировоззрения;

- великие географические открытия и успехи в науке и технике, приведшие к качественным изменениям в структуре и динамике развития производительных сил, позволили поставить под сомнение устоявшуюся систему духовных ценностей и способствовали утверждению новых духовных ориентиров. Одним из новых направлений ренессансной философии стал гуманизм, представители этого направления (Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Мишель Монтень и др.) вместо веры в Бога провозглашали веру в человека и его развитие.

Ренессансный гуманизм, возрождая античность, выбрал гедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждений, поэтому и понимание духовности ограничивалось проявлением душевных свойств человека. Так, Н. Кузанский в своих трудах духовность представлял исходя из концепции человека как микрокосма и рассматривал человека как Бога. Поэтому для Кузанского главным являлось «познание человеком его собственной природы» [94, с. 78].

Поэтому можно констатировать, что философская традиция эпохи Возрождения выражается, прежде всего, в переходе от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира, и соответственно Божественное перестает быть диктующей силой и остается бездеятельным образцом-идеалом. Но превалирование индивидуального, культивируемого в эту эпоху, привело к разладу личного и социального, деформации духовно–нравственных ценностей.

Философия Нового времени (XVIII- XIX вв.) продолжая рассматривать дух как общечеловеческое личностное начало, утверждает рационалистическое понимание духа, как производного от матери. Немецкий философ И. Кант в своих работах представлял человека существом, наделенным материальными и духовными качествами. Особое место он отводил внутреннему велению (моральному закону), в созидании которого проявляется суть духовного становления личности [95, с. 27, 29, 189, 191].

Английский философ Т. Гоббс принадлежал к плеяде философов, которые сомневались в гармонии духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Различая в человеке физические и духовные способности, Гоббс к духовным относил воображение и способность к познанию [132, с. 31-33].

Г. Лейбниц души людей причислял к особым первоэлементам (монадам), которые обладают ощущениями и желаниями. Эти первоэлементы Лейбниц представлял в виде неделимых духовных субстанций, создающих видимость материальности. Причем развитие каждой монады, то есть человеческой души должно быть в согласии с другими монадами и окружающим миром в целом [149, с. 19].

Для Г. В. Гегеля понимание духа представлялось в единстве сознания и самосознания. Он различал три стадии развития человеческого духа:

- «субъективный дух», который разворачивается в индивидуальном развитии человека на уровне тела, души и интеллекта;

- «объективный дух», объемля сферу социальной жизни человека, представляется сверхиндивидуальной целостностью;

- «абсолютный дух», как высшая форма развития человеческого духа в результате объединённой духовной деятельности человечества.

Человеческий дух саморазвивается в мыслительной деятельности («самосознание Бога в человеке») и в практически созидательной деятельности (возвышение в ходе мировой истории конечной сущности человека к бесконечному) [45, с. 397].

Формирование теоретико-методологической основы духовно-нравственного воспитания в церковно-приходских воскресных школах

Исследуемый нами институт духовно-нравственного воспитания «церковно приходские воскресные школы», формировался поэтапно в течение двухсот лет. Воскресные школы изначально появились как учебные заведения для внешкольного образования детей и взрослых и существовали в двух типах: общеобразовательные школы и конфессиональные (для религиозно нравственного воспитания в традициях различных вероисповеданий).

Первые школы конфессионального типа (например, лютеранские в Эстляндии) были открыты в России в первой половине XVIII в., а общеобразовательные воскресные школы появились в XIX в. Выдающаяся роль в их создании принадлежит знаменитому учёному, врачу и педагогу Н.И. Пирогову. Начиная с 1859 года, когда Н.И. Пирогов стал попечителем Киевского учебного округа, под его руководством студентами Киевского университета имени Святого князя Владимира по воскресным дням стали проводиться занятия с народом. Почти все предметы вели сами студенты, а Закон Божий преподавали приглашенные священники. Значительное внимание в воскресной школе уделялось в первую очередь воспитательному процессу, а для обучения применялись передовые методы (звуковой метод обучения грамоте, наглядность и т.д.). В статье «Воскресная школа» Н.И. Пирогов по этому поводу писал следующее: «Различия между этой воскресной и обычными казёнными школами и в приёмах, и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными. Успехи же учеников – изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других школах и училищах, посещаемых ежедневно» [198, с. 302]. Он утверждает, что воскресные школы для российского образования являются «предметом необходимости» [198, с. 302].

Н.И. Пирогов представлял российское образование, как образование религиозно-нравственного содержания: «Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» [198, с. 175]. Названная в приведенной цитате последовательность этапов духовно-нравственного становления личности, соответствует христианской антропологии. Таким образом, выполняя задачу «распространения осмысленной грамотности», пироговские воскресные школы являли собой пример практической христианской педагогики.

До 1917 года воскресные школы были утверждены в 175 городах, ещё больше их было в сельской местности, они открывались с разрешения епархиального совета и посещали их и дети, и взрослые.

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 27 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» конфессиональные воскресные школы были ликвидированы.

Следующим качественно новым этапом в развитии воскресных школ стало их возрождение в условиях эмиграции. После революции в России идея воскресной школы не исчезла безвозвратно, очень активно это направление начало развиваться в среде русских эмигрантов, оказавшихся в разных концах света после Октябрьской революции 1917 года, а затем вовремя и после гражданской войны. В условиях проживания в иноязычной культуре довольно быстро лучшие российские ученые и педагоги обратили внимание на проблему духовно-нравственного развития детей, подростков и молодежи, сохранения их от денационализации посредством укрепления в православной вере.

Самым значительным и деятельным русским специалистом по педагогике в эмиграции стал профессор В.В. Зеньковский (в 1942 г. рукоположен в сан протоиерея), который собрал группу коллег (протоиерей Сергий (Булгаков), Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, Л.Н. Липеровский (в 1934 г. рукоположен в сан иерея), Н.Ф. Фёдоров, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк, протоиерей Сергий (Четвериков), С. И. Четверикова, С.С. Шидловская (в замужестве Куломзина), А.Ф. Шумкина и др.).

Анализируя состояние школьного дела в XX веке, В.В. Зеньковский пришел к выводу, что в светской школе невозможно осуществление полноценного духовно-нравственного воспитания личности, а самой благоприятной средой для развития духовности и нравственности человека является православная Церковь. В своих работах В.В. Зеньковский разворачивает концепцию «островков» православной культуры как единственного способа ее поддержания и передачи от поколения к поколению в наступившие секуляризованные времена [72, с.30].

Для решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в условиях эмиграции в 1923 г. при активном содействии и материальной помощи Христианского Союза Молодых Людей и Всемирной Христианской Студенческой Федерации, зародилось и выросло Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД), председателем которого стал В.В. Зеньковский.

Дифференциация, начавшаяся вскоре внутри самого Движения, способствовала отделению различных самостоятельных, но близких к Движению организаций. Так появилась «Национальная Организация Витязей» (НОВ), которую в 1934 г. создал Н.Ф. Федоров. Эта организация объединяла детей и подростков на базе церковного прихода с целью национально-патриотического воспитания, ее девиз «За Русь, за веру». НОВ существует и развивается в разных странах (в том числе в России) и в настоящее время.

Еще одним из важных начинаний В. В. Зеньковского стало создание в 1927 г. при Богословском институте имени прп. Сергия Радонежского в Париже, Религиозно-педагогического кабинета (РПК) – научного учреждения Русской Церкви за рубежом, задачей которого являлось религиозное воспитание и образование детей и молодежи. В «Вопросах религиозного воспитания и образования», изданных Религиозно-педагогическим кабинетом в 1927 г., В.В. Зеньковский и И.А. Лаговский признают, что прежние пути духовного образования и воспитания уже не являются эффективными. Отсюда необходимость поиска новых путей, в том числе «широкое развитие внешкольной религиозной работы» [147, с.126].

Центральным источником внешкольной религиозной работы с детьми в условиях эмиграции стали воскресно-четверговые школы (так как в четверг не было занятий в основной школе) с преподаванием Закона Божия, русского языка, истории России и русской культуры. Большое внимание в школах уделялось досугу детей: устраивались Рождественские елки, театральные представления, различные встречи с деятелями русской культуры, организовывались летние лагеря [213, с.164].

Обобщая направления религиозно-педагогической работы русского зарубежья в 1920-40-е гг. Т.В. Склярова пишет: «Иерархический подход к воспитанию, признающий главенство религиозного воспитания над всеми остальными и заключающийся в соподчинении всех сторон жизнедеятельности ребенка религиозному началу, явился отличительным признаком становления воспитательной системы в среде русской эмиграции в ситуации соседства с иными системами воспитания с целью сохранения национальных традиций» [230, с.72]. Таким образом, автор выделяет следующие важные условия становления системы религиозного воспитания в эмиграции:

- обязательная связь воспитательного коллектива с церковными приходами; - участие воспитанников в приходской жизни;

- личное общение священнослужителей с детьми в работе воскресно четверговых школ, в летних лагерях, на конференциях и съездах Молодёжного Движения [230, с.72].

Началу третьего этапа развития церковно-приходских воскресных школ способствовали события, связанные с празднованием в 1988 году тысячелетия Крещения Руси. Начиная с этого времени, церковь постепенно освобождалась от тотального государственного контроля и всевозможных запретов. У Русской Православной церкви появилась перспектива возрождения институтов религиозного образования. Сначала в приходах стали возникать группы, где прихожанам рассказывали об основах православного вероучения. Эти группы постепенно трансформировались в церковно-приходские воскресные школы, по примеру эмигрантских православных организаций.

С целью обобщения опыта воскресных школ и создания системы религиозного воспитания детей и взрослых на основе христианского мировосприятия в 1990 году Московской патриархией был учреждён Отдел религиозного образования и катехизации.

Архиерейский собор, состоявшийся в 1994 году, в документе «О задачах Церкви в области религиозного образования» вменял в обязанность каждому приходу обеспечить религиозное образование прихожан, в первую очередь - через воскресные школы. Забота об открытии воскресных школ легла на священнослужителей, которые в тот момент в большинстве своем не имели специальных педагогических знаний. Существенную помощь в организации воскресных школ в новых условиях оказали работы педагогов-эмигрантов.

Моделирование воспитательной системы церковно–приходской воскресной школы

Важным условием эффективности воспитательной деятельности является ее системный характер, поэтому для реализации целостного воспитательного процесса необходимо разработать модель воспитательной системы.

Понятие «система» во всех науках и видах деятельности является фундаментальным. Систему можно определить, как упорядоченное множество компонентов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образуют целостное единство.

Как педагогический феномен воспитательная система начала изучаться наукой с начала 1970-х годов, когда появились первые научные публикации о применении системного подхода в педагогических исследованиях. Но идея системного подхода в педагогики возникла еще раньше, благодаря теории воспитательного коллектива, создателем которой был А.С. Макаренко (1888-1939).

Основная заслуга в разработке теории воспитательных систем в ее современном варианте принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам Н.Л. Селивановой и В.А. Караковскому. Исследования этих ученых значительно обогатили педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре. Воспитательную систему они рассматривают как особую педагогическую категорию, представляющую целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, таких как, цели, субъекты, системообразующие виды деятельности, способы деятельности, отношения в коллективе и т.д. [40, с.5-7]. В дальнейшем теория воспитательной системы дополнялась и расширялась в исследованиях других ученых. Так, например, белорусский педагог И.А. Карпюк дает такое определение воспитательной системе – «это такой способ организации жизнедеятельности, который предполагает упорядоченность дидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение в соответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменение характера сложных связей между компонентами системы» [97, с.25]. И.А. Колесникова и Е.Н. Барышников считают, что «воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения» [18, с.37].

Е.Н. Степанов воспитательную систему характеризует, как «упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся» [243, с.24-25].

Обобщив все эти определения, можно выделить следующие основные постулаты в понимании этой педагогической категории:

- во-первых, воспитательная система – это целостный социальный организм;

- во-вторых, воспитательная система состоит из определенных компонентов воспитания;

- в-третьих, жизнедеятельность воспитательной системы обеспечивается за счет упорядоченности взаимодействия всех компонентов этой системы;

- в- четвертых, благодаря разнообразному содержанию компонентов системы и специфике их взаимодействия каждая воспитательная система имеет свои особенности, характеризующие эту систему.

Действительно, в настоящее время существуют разнообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга теоретической концепцией, местонахождением, стилем общения внутри системы и т.д. Примерами таких воспитательных систем являются: гуманистическая воспитательная система (В.А. Караковский, В.Т. Кабуш), «педагогика общей заботы» (И.П. Иванов), система школ глобального образования (Р. Хенви, М. Боткин), «педагогика успеха» и другие. Систематизирующей базой построения многих современных воспитательных систем образовательных учреждений является разработанная академиком Международной Академии наук педагогического образования Г.К. Селевко [229], технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основанная на парадигме саморазвития и природосообразности.

Приступая к разработке модели воспитательной системы церковноприходской воскресной школы, определимся с дефиницией «модель». В.И. Миронов в своей диссертации определяет модель «как искусственный объект, находящийся в содержательном соответствии с исследуемым объектом» [163, с.92]. Он представляет модель в виде конкретного построения, в котором «выделенные существенные объекты закреплены в наглядно-воспринимаемых связях и отношениях знаковых элементов» [163, с.92].

Такими объектами в разрабатываемой нами модели воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы будут являться составляющие ее структурно-функциональные элементы, которые подразделяются на теоретико-методологический, организационно содержательный и результативный блоки.

Теоретико-методологический блок включает цели, задачи, теоретические положения и принципы воспитательной системы. В первой главе диссертационного исследования была сформулирована теоретико методологическая основа духовно-нравственного воспитания в церковноприходской воскресной школе, эта основа соответствует воспитательной системе воскресной школы и состоит из следующих элементов.

Цель воспитательной системы - воспитание духовно-нравственной личности через воцерковление.

Задачи воспитательной системы:

- развитие стремления учащихся воскресной школы к участию в литургической и социальной жизни прихода;

- религиозно-нравственное обучение и воспитание учащихся всех возрастных категорий;

- адаптация учащихся к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

- создание необходимых условий для личностного развития учащихся (духовного, нравственного, физического).

Теоретические положения воспитательной системы:

- эта система удовлетворяет онтологическое призвание человека, состоящее в достижении духовно-нравственного совершенства;

- эта система формирует аксиологические установки личности через пробуждение в человеке стремления жить по совести;

- любое педагогическое действие этой системы строится на основе церковного уклада, формирующего сакральную жизнь человека и ориентирующего его в деятельно-волевом приложении своих поступков.

Педагогические принципы воспитательной системы:

- антропоцентричность (воспитание человека, призванному к восстановлению богоподобия);

- сотериоцентричность на базе христоцентричности (спасение человека от греха и смерти, через приведение его к Спасителю, Иисусу Христу);

- экклезиоцентричность (введение человека в жизнь Церкви посредством изучения вероучения и участия в богослужении).

Организационно-содержательный блок содержит описание компонентов, системообразующих направлений деятельности и педагогических условий конкретной воспитательной системы. Элементы этого блока могут варьироваться в зависимости от типа воскресной школы и возможностей прихода.

Рассмотрим подробно элементы организационно-содержательного блока модели воспитательной системы на примере церковно–приходской воскресной школы, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска. К содержательным компонентам этой системы относятся:

- субъекты деятельности (организаторы и участники);

- среда деятельности (социальное и пространственно-предметное окружение);

- средства деятельности («инструментарий» для решения педагогических задач - предметы, явления, процессы, действия).

Состав субъектов деятельности в воспитательной системе воскресной школы имеет отличительные особенности, которые состоят в том, что к участникам педагогического процесса относятся не только педагоги, дети и родители, а еще и Бог, как Творец всего сущего. Особенность такого состава субъектов воспитательной деятельности заложена в самом названии школы – церковно-приходская, то есть организованная на базе церковного прихода, а это значит, что в основе деятельности лежат религиозные аксиомы. В такой школе изначально заложено обязательное богослужебное общение всех участников учебно-воспитательного процесса, во время которого естественным образом выстраивается взаимодействие между всеми субъектами воспитательной системы (Бог, педагоги, родители, дети).

Диагностика эффективности воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы

Для получения информации об эффективности процесса духовно-нравственного воспитания, организованного в церковно-приходской воскресной школе, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска, диссертантом был проведен диагностический эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в шесть этапов:

- первый этап заключался в теоретическом обосновании основных категорий эксперимента - формулировании цели, задач, объектов и предмета эксперимента, критериев и показателей оценки опытного исследования;

- на следующем этапе изучался состав контрольной и экспериментальной групп респондентов, и была проведена их сравнительная характеристика;

- третий этап заключался в выборе и разработке валидных и надежных методов педагогической диагностики для исследования духовно-нравственного состояния контрольной и экспериментальной групп респондентов на основе выделенных критериев и показателей;

- на следующем этапе эксперимента диссертант проводил диагностику духовно-нравственного состояния выбранных групп респондентов в соответствии с выбранными методиками исследования и сравнительный анализ результатов диагностики;

- пятый этап состоял в дополнительном исследовании учащихся воскресной школы по таким параметрам, как характеристика изменений в духовно нравственном состоянии родителей, в поведении детей, во взаимоотношениях в семье, психоэмоциональное состояние детей и их родителей в процессе жизнедеятельности воскресной школы, количество семей-участников общешкольных мероприятий, степень отзывчивости семей на предложения участия в мероприятиях и помощи храму или школе, что фиксировалось нами с помощью метода включенного наблюдения и дополнительного анкетного опроса, это позволило перепроверить результаты эксперимента и придать им большую убедительность;

- последний этап заключался в формулировке практических выводов, вытекающих из проведенного эксперимента.

Приступая к выполнению первого этапа, дадим теоретическое обоснование основных категорий диагностического эксперимента:

Цель данного опытно-экспериментального исследования заключается в диагностике эффективности воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующий комплекс задач:

1. Выделить критерии и показатели оценки духовно-нравственного состояния респондентов.

2. Подобрать методики для диагностики духовно-нравственного состояния респондентов.

3. Провести диагностику духовно-нравственного состояния в экспериментальной и контрольной группах.

4. Сделать сравнительный анализ духовно-нравственного состояния контрольной и экспериментальной групп респондентов.

5. Для подтверждения результатов эксперимента провести дополнительное исследование среди учащихся воскресной школы (детей и родителей).

6. По результатам выполнения задач сделать выводы об эффективности воспитательной системы церковно-приходской воскресной школы.

Объектами данного эксперимента стали следующие респонденты:

- экспериментальную группу составили дети и родители, посещающие воскресную школу (далее в тексте церковные);

- контрольную группу составили дети и родители, не посещающие воскресную школу (далее в тексте светские).

Предметом данного эксперимента является духовно-нравственное состояние данных групп респондентов.

Критерии оценивания результатов духовно-нравственного воспитания были выделены нами при моделировании воспитательной системы церковноприходской воскресной школы.

К ним относятся следующие критерии – онтологический, аксиологический, поведенческий.

При выявлении показателей оценки духовно-нравственного воспитания диссертант столкнулся со следующими трудностями:

- во-первых, так как воспитательная работа в данном направлении рассчитана на дальнюю жизненную перспективу, то в данном эксперименте могут быть сделаны лишь предварительные оценки;

- во-вторых, духовное состояние индивида имеет сакральное происхождение, поэтому ни в педагогике, ни в психологии нет четких показателей измерения духовного воспитания в религиозном контексте, и исследователь может предположить только косвенные характеристики духовного состояния респондентов;

- в-третьих, трудность состоит в том, что при выделении показателей духовно-нравственного состояния разных категорий респондентов (родителей и их разновозрастных детей) необходимо учитывать психологические особенности каждого возраста и соотносить их друг с другом, что существенно утяжеляет диагностический аппарат и увеличивает объем исследования.

Делая поправку на вышеназванные трудности, были выделены следующие косвенные показатели духовно-нравственного состояния всех групп респондентов:

- показателем онтологического критерия будет являться степень религиозности и исполнения необходимых обрядов;

- показателем аксиологического критерия будут ценностные предпочтения разных групп респондентов;

- показателем поведенческого критерия будут являться деятельно-волевые проявления респондентов в ситуациях морального выбора.

На втором этапе реализации намеченного исследования проводился подбор респондентов и сравнительная характеристика состава групп респондентов.

Для диагностического эксперимента было опрошено 176 респондентов (111 родителей и 65 детей):

- родители из церковно-приходской воскресной школы православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска, (62 церковных родителя);

- родители учеников из МБОУ СОШ №64 г. Иркутска (49 светских родителей);

- дети, посещающие данную воскресную школу из группы младших школьников (32 ребенка);

- ученики 2-3 классов МОУ СОШ №64, не посещающие воскресную школу (33 ребенка).

В данном исследовании не учитывалось сколько лет респонденты посещают воскресную школу. Хотя, конечно, эти данные внесли бы изменения в общую картину духовно-нравственного состояния церковных респондентов, но в то же время сделали бы исследование более громоздким.

По возрастному составу группы родителей мало отличались друг от друга: в обеих группах приблизительно половина родителей зрелого возраста (от 35лет и старше) и меньшая часть более молодых (церковных 37%, светских 43%).

По половому составу разница между группами родителей тоже небольшая: среди церковных родителей 19% мужчин и 81% женщин, среди светских родителей 12% мужчин и 88% женщин (гистограмма 1).

Группы детей подобраны в возрастной категории «младшие школьники»: второй и третий класс, то есть в основном дети в возрасте 8-9 лет.

Несмотря на то, что воскресную школу посещают дети от 3 до 17 лет, для участия в эксперименте была выбрана только одна возрастная группа детей, так как, для того чтобы определить духовно–нравственное состояние каждой возрастной категории воспитанников необходимо применение громоздкого набора методик исследования, что создало бы трудности в структурной интерпретации результатов. В данной опытно-экспериментальной работе для диссертанта важнее было определение самого факта различий в духовно нравственном состоянии контрольной и экспериментальной групп респондентов.