Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Берсенева Тамара Александровна

Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема
<
Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Берсенева Тамара Александровна. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Берсенева Тамара Александровна; [Место защиты: ГОУВПО "Курский государственный университет"].- Курск, 2008.- 432 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения уклада жизни в православной русской традиции

1.1. Теоретико-методологические основы исследования 21

1.2. Различные подходы к определению понятия «уклад жизни» 38

1.3. Актуальность исследования проблематики уклада жизни 61

1.4. Психологическая и образовательная составляющие уклада жизни 70

1.5. Воспитательный потенциал уклада жизни в православной русской традиции 87

Выводы по главе 1 118

Глава 2. Выявление духовно-нравственного состояния учащейся молодежи в условиях становления традиционного уклада жизни

2.1. Разработка методики оценки и качественно-количественной интерпретации тенденций в изучении духовно-нравственного состояния человека 123

2.2. Исследование духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих установок старшеклассников и учителей 133

2.3. Экспериментальное подтверждение стержневой позиции целомудрия в духовно-нравственном состоянии человека 155

2.4. Результаты исследования места религии, веры, Церкви в системе нравственных ценностей и духовных ориентиров старшеклассников и учителей 176

2.5. Отношение старшеклассников и учителей к укладу жизни в православной русской традиции 190

Выводы по главе 2 198

Глава 3. Реализация педагогического потенциала духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни в воспитательном процессе

3.1. Возможности социальных институтов в формировании духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни 202

3.2. Традиционный уклад семейной жизни как педагогическая модель подготовки юношей и девушек к семейной жизни 214

3.3. Модель формирования основ уклада жизни в процессе обучения и воспитания учащихся в школе 243

3.4. Формирующий эксперимент. Требования к личности и профессиональной подготовке учителя 262

3.5. Модели формирования духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни 281

Выводы по главе 3 300

Заключение 304

Библиография 309

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения в духовно-нравственных основаниях жизни, произошедшие в нашей стране в конце XX века, побудили к поиску резервов образования в истории и культуре нашего народа. В дореволюционной России традиция духовно-нравственного воспитания основывалась на православном образе жизни. Базисом этических норм повседневной жизни, способствовавшим становлению добропорядочной личности и преодолению негативных социальных явлений, были евангельские заповеди. С разрушением базиса в современную жизнь вошли такие негативные явления, как разрушение традиционных устоев семьи и резкое падение рождаемости, наркомания и алкоголизм, суицид, давление гедонистической морали и потребительских отношений. В обществе стали обесцениваться нравственные идеалы доброты, честности, бескорыстности, трудолюбия, служения на благо Отечества. Опора на духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни может вернуть высокую жизненную ориентацию и изменить социальную реальность. Однако эти основания в сознании современного человека, особенно молодежи, нуждаются в актуализации.

В культурно-исторической традиции воспитания в России духовно-нравственные ценности реализовались и передавались из поколения в поколение посредством уклада жизни. В последние годы появились педагогические исследования, посвященные укладу жизни школы (B.C. Безрукова, А.А. Мороз, Л.А. Козлова, О.Е. Лебедев, Г.К.Селевко, О.А. Соловьева, А.А. Остапенко, А. Н. Тубельский и др.), укладу жизнедеятельности ребенка (Г.К. Селевко, О.А. Соловьева), укладу семейной жизни на основе православных традиционных ценностей (А.И.Половинкин, Е.В. Шестун, И. Шугаев и др.).

Изучались проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка на основе религиозных традиций (А.А. Глуханюк, К.В. Ельницкий, В.В. Зеньковский, Р.И. Зинурова, Е.П. Белозерцев, Т.И. Власова, Н.В. Маслов, А.Нуров, Н.М. Романенко, И.И. Коллеганова, Л.А. Харисова, К.Д. Ушинский и

5 др.), подчеркивалась роль религии для оздоровления общества (А.Г. Козлова, Н.Д. Никандров, митрополит Климент, В.Н. Расторгуев, А.С. Соколов, Г.Б. Аскарова, В. А. Беляева, Т. И. Власова, Г.Д. Гейзер, Н.Г. Лыкова, Ф.Н. Козырев, И.В. Метлик, В.10. Троицкий и др.), закономерности освоения учащимися религиозных знаний (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, Л.С. Гармаш, Т.И. Петракова, P.M. Рогова, В.И. Слободчиков и др.).

Для использования в учебно-воспитательном процессе разработаны программы, учебно-методические рекомендации для учителей и учебные пособия для учащихся, направленные на реализацию педагогического потенциала религиозных знаний (М.Г. Белова, А.В. Бородина, Р.И. Зинурова, С.С. Куломзина, А.Н. Майков, В.М. Меньшиков, Л.А. Харисова, О.Л. Янушкявичене и др.).

Анализ современного состояния педагогического образования и науки позволил выявить основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом планах:

- между потребностью воссоздания элементов уклада жизни в
отечественной традиции воспитания, возвращения к здоровым, «исконным
основам» жизни (бытия) и отсутствием системно-теоретических исследований
в данном направлении, учитывающих современные жизненные реалии;

между существующей ценностной дезориентацией человека в сфере личной и семейной жизни (навязывание стереотипов эгоистического и гедонистического образа жизни, отказ от традиционной семьи, рождения и воспитания детей) и педагогическими средствами реставрации ценностно-смыслового ряда, заложенного в укладе жизни нашего народа на протяжении тысячелетней истории православного государства (человек создан для того, чтобы любить Бога, защищать Отечество, создать прочную многодетную семью, быть нужным людям);

между потребностью формировать нравственные представления и ценности уклада жизни в православной традиции и дефицитом педагогических

6 кадров и средств (технологий, методик, программного и научно-методического обеспечения) для реализации этой потребности;

- между потребностью во взаимодействии школы, семьи и Церкви в решении задач воспитания на основе ценностей отечественной духовной культуры и недостаточным числом теоретических исследований по выявлению педагогических условий и форм такого взаимодействия.

Необходимость разрешения указанных объективно существующих противоречий определила выбор темы исследования, проблема которого заключается в выявлении педагогического потенциала духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции и средств его реализации в контексте решения социально-педагогических проблем.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: традиционный уклад жизни как социально-педагогический феномен.

Предметом исследования являются возможности духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни выступать средством решения социально-педагогических проблем.

Гипотеза исследования связана с предположением о том, что эффективная реализации педагогического потенциала духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции определяется следующими условиями:

- выявлены духовно-нравственные, основания уклада жизни в православной русской традиции с опорой на христианскую антропологию, культурологический, аксиологический и синергийный подходы;

разработан междисциплинарный методологический инструментарий, позволяющий определить степень деструкции и сохранности духовно-нравственных основ традиционного уклада жизни в социально-педагогическом контексте современности;

- актуализируются составляющие традиционного уклада жизни: религиозные
воззрения, этнокультурные традиции, психологическая и образовательная
составляющие;

- уклад жизни формируется на основе свободного самоопределении личности;

спроектированы вариативные модели воссоздания духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни, учитывающие особенности контингента воспитанников и включающие взаимодействие семьи, образовательных учреждений, церкви;

ведется целенаправленная подготовка педагогических кадров в русле личностно-ориентированной образовательной парадигмы.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

разработать теоретико-методологические основания исследования традиционного уклада жизни;

- исследовать структуру традиционного уклада жизни и выявить вариативные
типологии уклада;

выявить духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции и определить их педагогический потенциал;

разработать диагностический инструментарий и исследовать характер и степень ориентации старшеклассников и учителей на духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции;

выявить и апробировать возможности целенаправленного воссоздания и развития духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни в контексте решения социально-педагогических проблем;

определить методологические принципы и методические приемы конструирования эффективных учебных пособий, актуализирующих ценостно-смысловые и мировоззренческие предпосылки формирования духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции;

8 - разработать модель подготовки педагогических кадров к осмыслению и решению проблем, связанных с формированием духовно-нравственных основ традиционного уклада жизни.

Методологической основой исследования являются христианская антропология, которая рассматривает человека в целостности телесного, психического и духовного начал; синергийный подход, предполагающий наличие в человеке воли Божественной и человеческой при свободном самоопределении и самореализации человека; аксиологический подход, связанный с выбором тех ценностных оснований, на которых человек планирует свою жизнь и деятельность; культурологический подход, позволяющий изыскивать педагогические ресурсы в истоках традиций и культуре своего народа.

Теоретической базой исследования послужили:

положения педагогической науки о месте обучения и воспитания в духовно-нравственной сфере жизни общества (К.Д. Ушинский, К.В. Ельницкий, В.В. Зеньковский, И.В. Бестужев-Лада, Т.И. Власова, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик и др.);

идеи духовно-нравственного и религиозного воспитания и обучения (арх. Зиновий (Корзинкин), прот. Владимир Воробьев, Л.С. Гребнев, М.М. Громыко, М.В. Захарченко, B.C. Леднев, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, А.И. Осипов, М.С. Стародубцева, Н.Е. Рудова и др.);

- теории духовно-нравственного воспитания ребенка на основе
религиозных традиций (В.В. Зеньковский, Р.И. Зинурова, Е.П. Белозерцев, Н.В.
Маслов, А.Нуров, И.А. Соловцова, Н.М. Романенко, И.И. Коллеганова, Н.Л.
Шеховская, Л.А. Харисова и др.);

- исследования традиции в историко-педагогическом наследии и их
значения в современной педагогике (С.Н. Багина, B.C. Безрукова, С.К.
Бондырева, СВ. Жолован, В.Н. Катасонов, М.В. Захарченко, М.С. Нахушева,
А.Г. Пашков, И.М. Подушкина, М.В. Савин, Е.В. Шестун и др.);

- исследования традиционных духовно-нравственных ценностей русской
культуры (В.И. Белов, М.М. Громыко, В.Ю. Лещенко, М.М. Лоевская, святой
Иоанн Лествичник, Е. Бобылев, В.И. Матвеева и др.);

психологические теории личностного развития, формирования убеждений, мотивов, образов, эмоций (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, К.Э. Изард, Е.И. Исаев, А.К. Колеченко, А.А.Ухтомский и др.);

- исследования применения диалоговых технологий в обучении
(В.В.Архипова, Т.Б. Казачкова, И.А. Мухина, Н.В. Скурская, В.А. Степихова,
Н.И. Белова и др.);

- теории становления духовно-нравственной культуры учителя в процессе
профессиональной подготовки (Л.Л. Шевченко, Е.В. Бондаревская, В.А.
Беляева, В.Г. Воронцова, И.Э. Ярмакеева, М.В. Захарченко, С.С. Куломзина, О.
Прохаско, А.В. Репринцов, Л.В. Сурова и др.).

Источниками исследования послужили труды в области педагогики, культурологии, философии, психологии, социологии, истории и теологии, а также Писание и святоотеческое Предание. Использовались теоретические и практико-ориентированные исследования, отражающие современные подходы к образованию и воспитанию; нормативные документы; методические и программные разработки; публикации периодической печати, отражающие различные точки зрения на проблему исследования, материалы научных семинаров, конференций, круглых столов; электронные издания и интернет-ресурсы.

Эмпирической базой исследования при диагностировании нравственных ценностей и мировоззренческих установок старшеклассников и учителей явились школы Санкт-Петербурга и пригородов (12 школ, 1280 учащихся), а также Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (516 учителей). Базой для формирующего эксперимента стали общеобразовательные школы (8 школ, 358 учащихся 9-11-х классов) и центр реабилитации наркозависимой молодежи.

10 В ходе исследования были использованы следующие группы методов. Интерпретационные: анализ и концептуальный синтез идей, отраженных в философской, богословской, культурологической, психологической и педагогической литературе. Теоретические: моделирование общей и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, методы индукции, дедукции, аналогии, конкретизации, обобщения, систематизации. Эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, обобщение педагогического опыта, а также методы статистической и математической обработки результатов, анализ и обобщение научной информации, нормативных документов, учебных и методических материалов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1991 по 2008т.

Первый этап (1991 - 1997 гг.) - поисково-подготовительный. Изучалась проблема нравственного и духовного состояния молодежи, анализировалась научная литература и другие источники.

Второй этап (1997 - 1999 гг.) - диагностический. Уточнялись методологические основы исследования, конкретизировались основные понятия, разрабатывался и апробировался инструментарий для определения характера и степени ориентации старшеклассников и учителей на духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции.

Третий этап (1999 - 2004 гг.) — экспериментально-моделирующий. Формулировались рабочая гипотеза и задачи исследования, проводилось исследование, обобщались результаты, которые обсуждались на заседаниях кафедры психологии и кафедры истории педагогики СПбАППО, научно-практических конференциях, методических семинарах, круглых столах, на педагогических советах школ. Готовились публикации.

Четвертый этап (2004 - 2008 гг.) - концептуально-обобщающий. Описана концепция исследования, конкретизированы основные дефиниции, связанные с традиционным укладом жизни, сформулированы теоретические

и выводы, написаны научно-методические рекомендации для учителей и учебные пособия для учащихся, изданы две монографии, закончено оформление исследования в виде докторской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна заключаются в том, что

разработан теоретико-методологический подход к исследованию педагогического потенциала духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции и условия его эффективной реализации в решении социально-педагогических проблем;

определены и апробированы методология, методика и инструментарий качественно-количественной оценки тенденций в ориентации личности на духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции;

разработаны методологические основы моделирования учебно-методического обеспечения деятельности по формированию духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции в контексте решения социально-педагогических проблем;

обоснована структура уклада жизни как основа моделирования педагогических и социально-педагогических процессов, нацеленных на воссоздание духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции;

экспериментально доказана возможность изменения нравственно-дезориентированной позиции человека относительно духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции на нравственно-ориентированную.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

- определено понятия педагогического потенциала духовно-нравственных

оснований уклада жизни в православной русской традиции и условия его

педагогические эффективной реализации;

выявлены духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции и раскрыты возможности духовно-нравственного становления и развития личности на смысло-жизненных основаниях уклада жизни в православной русской традиции;

разработана педагогическая модель воссоздания уклада личной жизни, ведущим элементом которой является религиозная составляющая уклада;

определена типология личностно значимых факторов, приводящих человека, к осознанию необходимости формирования уклада личной жизни на традиционных началах;

определены методологические принципы конструирования учебных пособий, раскрывающие мировоззренческие, культурологические, психологические, когнитивные предпосылки формирования духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- создан и апробирован инструментарий качественно-количественной' оценки ориентации личности в современной социокультурной ситуации в отношении к духовно-нравственным основаниям уклада жизни в православной русской традиции; который позволяет фиксировать изменения в духовно-нравственных.ориентациях человека;

определены степень и характер ориентации (дезориентации) старшеклассников и учителей относительно духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни, что позволяет установить приоритетные направления духовно-нравственного воспитания и подготовки педагогических кадров;

- создан и апробирован учебно-методический комплекс для* учащихся и
учителей, включающий в себя*учебные и методические пособия,- хрестоматию,
дидактическую игру, видеофильмы, интернет ресурсы, который используется в
образовательных учреждениях;

определены возможности социальных институтов в структуре взаимодействия школы; семьи и церкви по воссозданию духовно-нравственных

13 оснований уклада жизни в православной русской традиции;

- доказана практическая результативность модели подготовки учителей к деятельности по формированию мотивации учащихся на принятие духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции, которая реализуется в системе дополнительного профессионального образования и педагогических университетах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением исследовательских методов, адекватных цели, предмету, объекту, гипотезе и задачам исследования; репрезентативностью исследуемой выборки учащихся и учителей, полученной в разных типах образовательных учреждений; статистической обработкой результатов; экспериментальной апробацией педагогических средств, способствующих воссозданию элементов уклада жизни в русской культурной традиции.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась на Международных конференциях: «Ребенок в современном мире» (г.Санкт-Петербург, 1996), «Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования» (г. Санкт-Петербург, 2003), молодежный конгресс «Православие, молодежь и будущее России» (г.Санкт-Петербург, 2005), «Семья и будущее России» (г. Екатеринбург, 2006), Рождественские образовательные чтения (г. Москва, 2005, 2006); на Всероссийских научно-практических конференциях и семинарах: «Образование и здоровье» (г. Калуга, 1998, г. Санкт-Петербург, 1999 - 2003), церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (г. Москва, 2004), Покровские чтения (г. Санкт-Петербург, 2004 - 2007), Знаменские чтения (г. Санкт-Петербург, 2000 - 2008), «Православная культура как научно-образовательная область» (г. Москва, 2006) и др.; в средствах массовой информации: газетах, журналах, радиопередачах, выступлениях по телевидению (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Екатеринбург, г. Иваново). Основные положения и рекомендации исследования нашли отражение более чем в 70 публикациях, а также в образовательных программах

14
Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного

педагогического образования, магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена. Положения, выносимые на защиту:

1. Уклад жизни в православной русской традиции обладает значительным педагогическим потенциалом для решения социально-педагогических проблем современности. Под педагогическим потенциалом духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни понимаются образуемые ими возможности, источники, средства и содержание духовно-нравственного становления и развития личности. Педагогический потенциал заложен в мировоззренческой, этнокультурной, психологической и образовательной составляющих традиционного уклада жизни.

Возможности духовно-нравственного становления и развития личности определяются смысло-жизненными основаниями уклада жизни в православной русской традиции, которые заложены в православном учении о спасении (сотериологии).

Источниками духовно-нравственного становления и развития личности в православной русской традиции воспитания являются любовь к Богу и жизнь по заповедям, осуществляемая в синергии человеческой воли и божественной благодати.

К средствам духовно-нравственного становления и развития личности в православной русской традиции воспитания относятся пост, молитва, воздержание и пр.

Содержанием духовно-нравственного становления и развития личности в контексте приобщения к традиционному укладу жизни являются такие качества, приобретаемые человеком, как смирение, кротость, стремление к правде, милосердие, терпение, сердечная чистота и т.п.

Под эффективной реализацией педагогического потенциала духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции понимается педагогическая деятельность, включающая в себя составляющие уклада и выражающаяся в следующих педагогических эффектах:

в осознанном выборе человеком нравственно-ориентированной позиции и уклонении от нравственно-дезориентированной позиции при решении жизненных проблем;

в формировании критериев самооценки поступков, которые определяются ценностями, укорененными в мировоззренческой составляющей традиционного уклада;

в развитии средств анализа и рефлексии нравственных принципов, на основе которых совершается поступок в ситуации выбора;

в принятии образов человеческого совершенства, выраженных в святости как идеале нравственного устремления человека.

Под социально-педагогическими проблемами понимаются такие социальные проблемы, которые решаются педагогическими средствами.

2. Уклад жизни есть установившийся порядок отношений, отраженный в образе жизни и включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности. Закрепление осуществляется посредством педагогических технологий, обеспечивающих свободное принятие этих идеалов и смыслов как личностно-значимых. Под укладными формами понимается распорядок жизни, вытекающий из смысло-жизненных ориентации, формирующийся вследствие принятия духовно-нравственных оснований уклада Традиционный уклад жизни - это уклад жизни, устойчиво воспроизводящийся в череде многих поколений. Устойчивость традиционного уклада жизни определяется опорой на религию и этничность. Составляющими традиционного уклада жизни являются религиозные воззрения, этнокультурные традиции, психологическая и образовательная составляющие, которые обеспечивают трансляцию духовно-нравственных оснований уклада из поколения в поколение.

Религиозные воззрения включают в себя религиозные догматы и традиции веры, которые определяют образ жизни, систему духовно-

16 нравственных ценностей и способы передачи образа жизни и духовно-нравственных ценностей из поколения в поколение. Этнокультурная составляющая традиционного уклада жизни (этнические традиции, обряды, обычаи, фольклор) реализуется в повседневной жизни и в праздниках и выполняет функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой деятельности и культурного творчества. Духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции способствуют развитию толерантности личности, ее способности к межкультурному диалогу и принятию ценностей различных этнических традиций. Психологическая составляющая уклада жизни человека включает внутренний аспект (убеждения, образы, мотивы, чувства) и внешний (слова, действия, поступки). Психологическая составляющая формируется под влиянием мировоззренческой и этнокультурной составляющих уклада жизни. Механизмами ее формирования являются импринтинг (запечатление) и мимесис (подражание). Образовательная составляющая задает ориентацию на формирование духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни в воспитании, обучении и развитии и способствует ценностному самоопределению личности относительно идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности.

3. Выявлению духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции способствуют теоретико-методологические положения христианской антропологии, культурологический, аксиологический и синергийный подходы. Христианская антропология рассматривает человека в иерархическом триединстве телесного, душевного и духовного. При этом духовность понимается как непрерываемая связь человека с Творцом, признании Его роли в жизни и спасении человека. Спасение раскрывается в категориях Богообщения, Царства Небесного и вечной жизни. Существенное воспитательное значение имеет Память Смертная, которая формирует ценностное отношение к проблеме жизни и смерти, психологическую устойчивость личности, исключающую возможность суицида.

Универсальные принципы христианской антропологии реализуются в конкретном культурно-историческом контексте, образуя основы традиционного уклада жизни, формируют нравственные ценности и духовные ориентиры личности, определяют направленность активности человека в синергии с Божественной благодатью.

Духовно-нравственными основаниями уклада жизни в православной русской традиции являются-вера в Бога, целомудрие и послушание, которые находятся в иерархической взаимосвязи. Ведущей является вера в Бога, которая предполагает признание Его существования и деятельность, разворачивающуюся по вертикали как дела во славу Божию и по горизонтали как дела на пользу ближнего. Послушание - это выражение любви человека к Богу через желание и волевые усилия исполнять Его заповеди. Целомудрие понимается как совокупность всех добродетелей, в которых вера в Бога раскрывается как любовь. Утрата веры приводит к распаду иерархической взаимосвязи: разрушению целомудрия, послушания и общему падению нравов. Воспитание целомудрия и послушания являются необходимым условием воссоздания духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции.

4. Инструментарий, разработанный на междисциплинарной основе, позволяет определить степень нравственной дезориентации в мировоззрении современного человека в отношении к духовно-нравственным основаниям уклада жизни в православной русской традиции. Разработана методика оценки тенденций в ориентации личности на духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции и критерии качественно-количественной интерпретации результатов. В разработанной методике ответы, предполагающие соблюдение евангельских заповедей, определяются как нравственно ориентированные. Ответы, предполагающие отказ от исполнения заповедей, - нравственно дезориентированными.

Социальная действительность характеризуется существенной дезориентацией человека относительно духовно-нравственных оснований

18 традиционного уклада жизни. Особенно высокий показатель нравственно дезориентированного выбора приходится на вопросы, связанные с отношением между полами, причем это касается как старшеклассников, так и учителей. Для интерпретации результатов введено различение целомудрия в широком и узком смысле. Целомудрие в широком смысле трактуется как совокупность всех добродетелей, а в узком - как сохранение девственности до брака. Экспериментальное подтверждение получил тот факт, что нравственное сознание человека едино, и поэтому обесценивание целомудрия на уровне телесной чистоты не остается локальным упущением, но приводит человека к нравственной дезориентации во многих других отношениях: к оправданию супружеской неверности, искусственного прерывания беременности, сквернословия, самоубийства и пр.

5. Педагогическое моделирование духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни опирается на различение уклада личной, семейной и школьной жизни. Разработана педагогическая модель воссоздания уклада личной жизни, ведущим элементом которой является религиозная составляющая уклада. Воссоздание уклада личной жизни в православной русской традиции начинается с самоопределения человека, изучения религиозных догматов и традиций православного вероисповедания. Типология личностно значимых факторов, приводящих человека к осознанию необходимости формирования уклада личной жизни на традиционных началах, определяется экзистенциальными ситуациями, существенно влияющими на решимость человека и его активность: болезнь или смерть близкого человека; разлад в семье; экстремальные ситуации; эмоциональное потрясение положительного характера; переживание личной ответственности за историю и достоинство рода, за судьбу детей и страны.

Доказана эффективность церковного уклада в решении определенных социально-педагогических проблем, в том числе реабилитации наркозависимой молодежи через построение уклада личной жизни в среде православной общины. Создана модель процесса реабилитации, включающая восемь этапов:

19 вхождение в реабилитационный процесс; принятие правил проживания; погружение в реабилитационную среду общины; воцерковление и постепенное изменение мировоззрения (формирование мировоззренческой составляющей уклада жизни); освоение режима дня; самообразование (формирование образовательной составляющей уклада жизни); коррекционно-педагогические воздействия (формирование психологической составляющей уклада жизни); социально-терапевтический или социально-трудовой этап (формирование этнокультурной составляющей уклада жизни). Педагогический процесс опирается на принципы добровольности, послушания, активности, соборности. Значимым педагогическим эффектом реабилитации являются изменения нравственно-дезориентированных позиций наркозависимых на нравственно-ориентированные.

6. Методология создания учебно-методического комплекса по духовно-нравственному образованию основана на трех принципах: реализация в текстах всех составляющих традиционного уклада жизни (принцип целостности); совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, выстроенная на началах соборности и ориентированная на достижение определенных целей (принцип сотрудничества); сочетание традиционных, современных и авторских требований к учебному пособию (принцип сочетания).

Учебно-методический комплекс включает учебные и методические пособия для учащихся и учителей, хрестоматию, дидактическую игру, видеофильмы, интернет - ресурсы. Методические приемы конструирования эффективных учебных пособий по формированию духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции вытекают из принципа целостности и воплощаются в различных формах подачи текстового материала. Педагогические технологии определяются принципом сотрудничества и направлены на обеспечение свободного самоопределения личности. Эффективность учебно-методического комплекса экспериментально доказана изменением нравственно-дезориентированных установок старшеклассников относительно духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной

20 русской традиции на нравственно-ориентированные.

7. Модель подготовки педагогических кадров к работе по формированию
духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни у подростков и
молодежи включает концептуальные идеи, принципы, цели, задачи,
содержание, формы, методы, педагогические технологии, критерии и
показатели эффективности процесса формирования духовно-нравственных
оснований традиционного уклада жизни. Модель направлена на формирование
компетентности педагога, которая заключается в овладении системой знаний о
духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни
(профессионально-образовательная теоретическая деятельность) и

приобретении субъетивно-личностного опыта проживания в традиционном укладе семейной или общинной жизни, опыта взаимодействия школы, семьи и Церкви (профессионально-образовательная практическая деятельность). Необходимым условием реализации модели является эмоционально-ценностное отношение к традиции, которое заключается в принятии во всей полноте мировоззренческих, этнокультурных и психологических составляющих традиционного уклада жизни.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы на русском и иностранных языках, приложений. Текст содержит 67 таблиц и 37 иллюстраций.

Теоретико-методологические основы исследования

Мировоззрение как система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношения людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности принципиально зависит от двух базовых концепций происхождения , жизни: материалистически ориентированной (эволюционной) и идеалистически ориентированной (креационной).

В диссертационном исследовании О.Б. Шустовой (Шустова, 2006) впервые предпринят сравнительный анализ эволюционного и, креационного подходов к происхождению и развитию жизни и философское осмысление доказательства двух базовых концепций происхождения жизни и человека. Показано, что материалистический подход опирается на данные конкретных разработок, которые, однако, не до конца проясняют механизм возникновения живого из неживого. Креационный подход, признавая конкретные результаты эволюционного подхода, указывает на отсутствие доказательств гипотетической ситуации перехода от неживого к живому. В работе также представлен сравнительный анализ различных мировоззренческих концепций о возникновении человека. О.Б. Шустовой обоснован тезис, согласно которому знания и представления о происхождении и развитии жизни и человека как у материалистически ориентированных ученых, так и у креационистов своими основаниями уходят в область метафизики. Используя одинаковую эмпирическую базу, ученые делают разные выводы, исходя из своих философских, методологических и мировоззренческих позиций.

На этом основании можно выделить два принципиально разных подхода к исследованию укладу жизни. Первый подход: уклад жизни базируется на материалистически ориентированной (эволюционной) позиции. Современный, пример попытки построения уклада жизни с этой мировоззренческой позиции: социалистический уклад жизни в России после революции 1917 г., который просуществовал 70 лет и завершился распадом великого государства. При этом возникло множество трудно решаемых социальных проблем, таких как преступность, наркомания, распад семей, резкое снижение рождаемости, демографический кризис и т. д.

Второй подход: уклад жизни базируется на идеалистически ориентированной (креационной) позиции, которая заключается в том, что и мир, и жизнь, и человек - все создано Творцом, Богом. Пример построения уклада жизни на основе этой мировоззренческой позиции: православный уклад жизни в России, который начался с принятия христианства на Руси в 988 г. и просуществовал более тысячи лет, породив сильное могучее государство с самобытной культурой и идеалом прочной многодетной семьи.

Одним из методологических подходов к осмыслению происходящих в обществе процессов является цивилизационный подход. Термин «цивилизация» стал достаточно часто применяться в различных областях научных знаний.

Прежде всего следует отметить воззрения аналитика С. Хангтингтона (Хангтингтон, 2006), который доказывает, что правильное представление о современном мире - это представление о мире многих цивилизаций, каждая из которых имеет в качестве основы собственную традиционную религию. В основе западного мира лежат христианские конфессии протестантизма и католицизма, исламская цивилизация основывается на мусульманской традиции. С. Хангтингтон считает, что Россия является носителем православной цивилизации.

М.М. Громыко (Громыко, 2000), подтверждая идею С. Хангтингтона о том, что Россия является носителем православной цивилизации, наполняет общее представление о ценностях православной цивилизации конкретным смыслом и содержанием, убедительно показывает совпадение народных и религиозных взглядов русского народа на большом этнографическом материале. Мыслители и общественные деятели, вдумчиво вглядывающиеся в естественный ход вещей в истории и культуре, отстаивали воззрение на «единое человечество» как на органически развивающееся сообщество разных культур, складывающихся на различных цивилизационных основах, причем основы эти имеют нравственно-религиозный характер (Тойнби, Шпенглер, Н.Я.Данилевский, Гумилев, А.С. Панарин). Н.Я. Данилевский предложил понятие «всечеловеческая цивилизация», определяя «мировую цивилизацию» в качестве сложной органической системы, где находят полное развитие культуры, сложившиеся на разных цивилизационных основах.

Религия является неотъемлемой частью любой национальной культуры и дает свои ответы на вопросы о смысле жизни, предназначении, нравственном поведении и образе жизни человека. Вокруг религии как духовного ядра формировалась философия, искусство, наука, и признавалось духовное лидерство религии, ее консолидирующую и ведущую роль в духовной жизни человека. В настоящее время в научной литературе встречаются понятия «Православная цивилизация», «Исламская цивилизация» идр. Исходя из этого, мы можем говорить о типологии укладов жизни, выделяя цивилизационное основание и его ядро - религиозную традицию. Каждая религиозная традиция имеет свою систему религиозных догматов и основанную на ней систему духовно-нравственных ценностей, на овладение которой направлен процесс воспитания.

В русле цивилизационного подхода к воспитанию на основе учета религиозных традиций выполнено исследование Г.К. Селевко и А.Г. Селевко (Селевко, 2002, с. 120-125). Авторы рассматривают Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, в котором мирно сосуществуют различные религии. Отмечается, что система воспитания, построенная на религиозных основаниях, дает устойчивый педагогический результат. Ее сила обусловлена опорой на все сферы личности ребенка в целом: подсознательную, бессознательную, эмоциональную, а также на сознание, волю, навыки и привычные формы поведения (Селевко, 2002, с. 123). Вводя категорию социально-воспитательных метатехнологий, Г.К. Селевко и А.Г. Селевко определяют ее классификационные параметры. В частности, по уровню применения - как «развернутую систему политических шагов и практических дел по восстановлению религиозной культуры и образа жизни, в составе которой будут технологии образования в различных конфессиях». В качестве конкретной конфессиональной технологии воспитания они рассматривают Православие.

Г.К. Селевко и А.Г. Селевко опираются на святоотеческую российскую систему православного воспитания, которая представлена и описана в трудах С.А. Рачинского, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, Феофана Затворника и др. Авторы выделяют в этой системе идеал духовного совершенствования Иисуса Христа, принцип самосовершенствования и свободный выбор души перед Богом. Целью воспитания являлось приближение к идеалу. Это выражалось, например, в приобретении таких личностных качеств, как честность, доброта, щедрость, искренность, почитание родителей, супружеская верность, умеренность во всем; в построении жизни по требованиям христианского совершенствования; в воспитании способности противостоять внутреннему злу, власти греха; в воспитании любви к своему отечеству. Таким образом, авторы выделяют определенную систему духовно-нравственных ценностей, основанную на религиозных догматах и традициях православной веры.

Различные подходы к определению понятия «уклад жизни»

Понятие «уклад жизни» входит в научно-педагогический тезаурус и ассоциируется с устойчивостью и стабильностью процессов и явлений в жизни человека и общества. Уклад, исходя из определения, данного в словаре современного русского литературного языка СИ. Ожегова (Ожегов, 1987), представляет собой: устройство, установившийся порядок организации чего-либо (общественной жизни, быта и т. п.). Согласно словарю русского языка А.П. Евгеньевой (Словарь русского языка, 1981), уклад - это установленный или установившийся порядок в организации чего-либо (жизни, быта и т. п.). Толковый словарь Даля (Даль, 1990) определяет уклад как «стар, устройство, учреждение, устав, порядок». Этимологический словарь М. Фасмера (Фасмер, 1987) указывает на происхождение слова от «кладка, укладывание чего-либо в определенном порядке».

Из представленных определений следует, что ключевыми словами являются: устройство, порядок, устав (установившийся, установленный, устойчивый), следовательно, при конструировании дефиниции понятия «уклад жизни» целесообразно учесть следующее.

Во-первых, уклад жизни - это установившийся порядок организации жизни. Под жизнью будем понимать реальную действительность, которая наполняется деятельностью общества и человека во всех ее проявлениях. Отсюда термин «уклад жизни» имеет широкое значение, включающее в себя различные виды жизнедеятельности (жизнедеятельность в быту - уклад быта, деятельность в науке - уклад науки и т. д.). Поэтому, рассматривая уклад жизни как педагогическую проблему, сразу оговорим сужение этого понятия и ограничимся исследованием уклада жизни человека (уклад личной жизни), семьи (уклад семейной жизни) и школы (уклад школьной жизни).

Во-вторых, при размышлении об укладе как об установившемся порядке организации жизни (человека, семьи, школы) возникает вопрос: чем задается этот порядок и какие факторы делают порядок установившимся, устойчивым? Другими словами, рассматривая уклад жизни как устойчивую систему отношений, необходимо исследовать факторы ее устойчивости. Какова роль нравственных, культурных, идеологических устоев, религиозных верований? Какими педагогическими и психологическими факторами обеспечивается устойчивость и стабильность уклада жизни?

В-третьих, какими временными параметрами можно ограничить уклад как установившийся порядок организации жизни? Каковы педагогические и психологические механизмы передачи уклада?

Ответим на эти вопросы. Для этого вначале проанализируем существующую научно-педагогическую литературу с целью определить степень разработанности проблематики, связанной с укладом жизни: укладом школьной жизни, укладом семейной жизни и укладом жизнедеятельности человека (уклад личной жизни).

Подходы к определению понятия «уклад школьной жизни» В подходе к исследованию понятия «уклад школьной жизни» важная роль принадлежит О.Е. Лебедеву (Лебедев, 2001). Он один из первых ввел понятие «уклад» в педагогический тезаурус, рассматривая уклад школы как составную часть содержания школьного образования. Опираясь на исследования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, которые обосновали, что содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт, О.Е. Лебедев расширяет это понятие, говоря о том, что существенный компонент содержания образования - педагогически организованный социальный опыт самих учащихся. Элементами социального опыта являются знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, система ценностей. Необходимость введения категории уклада О.Е. Лебедев связывает с тем, что ценностные ориентации школьников выходят за рамки учебного процесса и относятся ко всей жизни школы, а стало быть, ожидания учащихся могут быть реализованы лишь при соответствующем укладе школьной жизни. Сущность уклада школьной жизни О.Е. Лебедев раскрывает, опираясь на имеющиеся исследования образа жизни. Уклад школьной жизни определяется им как образ жизни учащихся, сложившийся в школе под воздействием педагогических, организационных и общекультурных факторов (Лебедев, 2001, с. 34).

При характеристике образа жизни применительно к условиям школы О.Е. Лебедев выделяет ряд видов деятельности, которые организуются школой: учебная, досуговая, социально-творческая, самообразовательная, «самоуправленческая», коммуникативная, бытовая. Характеристика образа жизни включает также оценку роли человека как субъекта деятельности. По мнению О.Е. Лебедева, особенности целей современного школьного образования состоят «в переходе от ориентации на формирование учащихся преимущественно как субъектов целереализации, выполняющих поставленные перед ними задачи, к ориентациям на формирование учащихся как субъектов целеполагания, способных самостоятельно определять свою мировоззренческую, гражданскую, политическую позицию, цели своей деятельности, средства их реализации и нести ответственность за полученные результаты» (Лебедев, 2001, с. 35).

Таким образом, О.Е. Лебедев рассматривает уклад как часть образования и через категорию уклада вводит проблематику, связанную с активным самоопределением всех участников образовательного процесса на ценностно-смысловой основе.

Уклад жизни школы как компонент содержания образования рассматривается А. Тубельским (Тубельский, 2001). Он ведет речь об укладе школьной жизни (стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах ее организации) как скрытом аспекте содержания образования. Продолжая рассуждения классиков педагогики П. Лесгафта, А. Макаренко, В. Сухомлинского о духе школы и стиле отношений, А. Тубельский обращает внимание на то, что специфическая атмосфера, дух, уклад не в меньшей степени определяют образование, чем набор образовательных предметов, объем изучаемого материала и т. д. Дух и стиль взаимоотношений передаются детям, закрепляется в опыте и способах действия и потому, по мнению автора, являются компонентами образования. В работах западных и американских педагогов (Я. Миллера, У. Селлера, X. Даниелса, Н. Оверлея) А. Тубельский выявил термин «неизучаемая учебная программа», который описывает этот же феномен. В сравнительной педагогике, сущность этого феномена лучше выявляет термин «скрытое учебное содержание», хотя и он подвергается упрекам за неточность, поскольку «укладом школьной жизни ничего не скрывается, просто он существует параллельно с официальным (формально утвержденным), декларируемым содержанием». А. Тубельский считает, что термин «скрытое содержание» вполне приемлем как рабочий.

«Скрытое содержание», по мнению А. Тубельского, является определяющим в жизни школы, создает особую атмосферу - уклад жизни, хотя ни в программах школы, ни в ее концепции, ни в докладах его уловить невозможно. Он связывает уклад со способом педагогического взаимодействия и относит к нему, описывая содержание понятия «уклад школьной жизни», такие феномены школьной организации, как различного рода дифференциация школьников; структура реальной власти в школе; язык класса или школы; стиль отношений; умение действовать в ситуации испытания (экзамена); реальное распределение учебного времени и т. д.

Разработка методики оценки и качественно-количественной интерпретации тенденций в изучении духовно-нравственного состояния человека

В качестве инструмента исследования нами была разработана анкета «Мировоззрение и жизнь», состоящая из трех вопросников. Вопросник № 1: направлен на изучение особенностей поведения старшеклассников и учителей в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора, и на определение степени опоры на евангельские заповеди в ситуации выбора. Вопросник № 2: направлен на изучение духовно-нравственных ориентации личности в современном мире и отношения к нравственным постулатам Нового Завета. Вопросник № 3: направлен на изучение отношения старшеклассников и учителей к укладу жизни в православной русской традиции. К каждому вопросу анкеты предлагалось 7 вариантов ответов (семибалльная шкала измерений). Респонденту необходимо было выбрать один вариант ответа, наиболее отвечающий его позиции по данному вопросу. Мы получили «простые распределения», то есть процент респондентов, давших тот или иной вариант ответа из семи предложенных. Для нахождения взаимосвязей между некоторыми вопросами и ответами на них использовался корреляционный анализ, при помощи которого были рассчитаны матрицы взаимной сопряженности, коэффициенты % , Пирсона и Крамера. На основании этих математических расчетов были сделаны выводы о наличии или отсутствии значимых связей между изучаемыми признаками.

Оценка качества каждого вопросника определялась его валидностью и надежностью. Валидность теста (вопросника) показывает, что данный тест (вопросник) измеряет и насколько хорошо он это делает (Анастази, 1982, с. 126). Разработанный нами вопросник № 1 измеряет степень принятия старшеклассниками христианских ценностей и опоры на них в определении стратегии поведения в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора. Вопросник был представлен на независимую экспертную оценку психологам и священнослужителям для определения валидности по критерию. Валидность по критерию показывает, насколько по результатам теста (вопросника) можно судить об интересующем нас аспекте поведения индивида. Кроме того, валидность (достоверность) получаемых количественных показателей подтверждается качественным выражением отношения респондента к вопроснику, которое он давал письменно в свободной форме после заполнения бланка ответов. Надежность теста (вопросника) проверялась методом повторного тестирования (ретестовая надежность) в пилотном исследовании выборки в 50 человек. Под надежностью "понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым. Надежность теста или вопросника показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых результатах являются «истинными», а в какой мере они могут быть приписаны случайности (Анастази, 1982, с. 97).

В вопроснике № 1 респондентам предлагалось на заданный вопрос выбрать один из семи предложенных вариантов ответа. Среди семи ответов три ответа - нравственно ориентированные, три ответа - нравственно дезориентированные и один ответ - для тех, кто не может определить свою позицию или ни один из предложенных ответов принципиально не подходит.

Например, вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение целомудрия до брака?» В нем заложено принятие заповеди «Не прелюбодействуй». Ответы: а) да, чтобы тебя не бросили до брака; б) добрачные интимные отношения возможны, но бескорыстно, не для получения материальной выгоды; в) желательно сохранять целомудрие до брака; г) не знаю; д) сексуальные отношения возможны с тем, с кем собираешься вступить в брак; е) человек сам решает, когда, с кем и при каких условиях заниматься сексом; ж) обязательно хранить целомудрие до брака. Нравственно ориентированные ответы: ж, в, а. Нравственно дезориентированные ответы: е, б, д. Вопросник № 1 содержал 20 вопросов, по два вопроса на каждую из десяти евангельских заповедей.

Для осуществления квалиметрического подхода к оценке тенденций в изучении духовно-нравственного состояния личности в ситуации выбора нами была разработана система, оценивающая тот или иной ответ в баллах от -3 до 3. Высший балл (три) приписывался тому ответу, который безусловно отражал соблюдение евангельской заповеди (в приведенном выше примере это ответ «ж»). Низший балл (минус три) приписывался ответу, направленному на отрицание исполнения заповеди без «смягчающих обстоятельств» (в приведенном примере это ответ «е»).

В проведенном исследовании мы не ограничили респондентов только выбором ответов на предъявленные вопросы, но дали возможность высказать в свободной письменной форме свое мнение о проведенном опросе и затронутых проблемах. Соотнесение высказывания респондента с коэффициентом принятия им христианских ценностей и его ответами на вопросы позволило нам подтвердить правомерность введенной нами качественной характеристики интервалов. Приведем по одному наиболее характерному высказыванию респондентов. Подробно характеристика интервалов описана в монографии (Берсенева, 2004).

Под воцерковлением человека будем понимать его участие в церковной жизни и церковных таинствах, а прежде всего воцерковленный человек - крещеный, участвует в церковных службах в воскресные и праздничные дни, систематически исповедуется, причащается, соблюдает посты. Наиболее характерное высказывание из первого интервала.

Также я верю в астрологию, но она противопоставляется Богу. Так как Бог утверждает, что все зависит от самого человека, а астрология - что человеку уже многое предсказано в жизни (хиромантия, гороскопы и др.). Например, человеку предсказали счастливую судьбу, но ведь по Божьему указанию счастье будет только тому, кто ведет праведный образ жизни. Из-за этого возникают постоянные сомнения.

А еще я хочу покреститься. И уже скоро точно покрещусь, то есть я считаю себя слабой личностью и хочу какой-то защиты. Может, я и не права. Но покрестившись, мне кажется, Бог меня будет оберегать, хотя и засчитывать грехи тоже. Я не принадлежу ни одной вере - и это тоже грех. Спасибо, было интересно.

Наиболее характерное высказывание из четвертого интервала. В Бога я, в общем, верю. Ну, не знаю. Моя мама верующая и ходит в церковь. Достаточно часто ее что-то возмущает. Что-то, например, что показывают по телевизору, тогда она говорит, что это - грех, особенно если у нее плохое настроение. Меня это бесит. Ненавижу всякое давление! Я ей возражаю и доказываю, что Бога нет. А если кто-то мне говорит, что Бога нет, я доказываю, что он есть. Вот так. Насчет секса... Я за свободные сексуальные отношения. И всякая чушь по поводу, что до брака нельзя - по-моему, это полный бред. На верность у меня тоже своеобразные взгляды. С людьми мне нравится общаться любыми, со всеми. И вообще, я думаю, что плохих людей не бывает, так же как и абсолютно хороших.

Возможности социальных институтов в формировании духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни

Главным в формировании уклада жизни семьи является ее самоопределение. Если семья, все ее члены или глава семьи, осознала благотворность уклада жизни и имеет решимость формировать определенные элементы уклада жизни, то возникает вопрос: на каких мировоззренческих и этнокультурных основаниях она планируют это делать?

Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, ректор Российского Православного института, обратил внимание на важность воссоздания уклада семейной жизни для изменения нравственного состояния общества и раскрыл механизм этого изменения. «Семья в укладе жизни русской культурной традиции рассматривалась как малая церковь, и, вследствие этого, она увядает и опустошается без связи с церковной жизнью. Именно Церковь Божия дает людям прикосновение к горнему, поселяет у них в сердце высокий идеал, одухотворяющий жизнь. Когда же не стало благодатной укорененности в вышнем и вечном: взаимной любви мужа и жены, родителей и детей - в семейных отношениях возобладали эгоистические мотивы, стремление к главенству, материальному достатку и удовольствию. Брак, лишенный высоких идеалов и благодатной помощи свыше, неотвратимо обрекается на малодетность и непрочность, семейная жизнь наталкивается на мертвенность и пустоту, порожденную взаимным отчуждением людей, теряющих не только любовь, но и уважение, и доверие друг к другу» (Иоанн (Экономцев), 2006, с.З).

Таким образом, православное воспитание в семье направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке, и осуществляется посредством Божественной благодати и родительской деятельности. Воспитательные установления семьи в православной традиции, способствующие формированию уклада жизни, раскрыты в исследовании доктора педагогических наук Е.В. Шестуна (Шестун, 2006) и работах А. Гармаева (Гармаев, 1999). Эти установления учитывают возрастные особенности духовно-нравственного становления человека и дифференцируются по периодам: первый год жизни (закладывается система духовно-нравственных ценностей и ориентиров, а именно: воспитываются доверие и любовь к родителям, культивируются первые впечатления и чувства ребенка посредством приобщения к Таинствам Церкви - крещение, причастие, молитва, посещение богослужений, через материнские прикосновения, кормление грудью, пение колыбельных, посредством любящего родительского взгляда); дошкольный период (происходит становление речи и воли, воспитание послушания и целомудрия, образование здравых суждений и здоровых понятий в рамках христианского мировоззрения, умения различать добро и зло и делать выбор в пользу добра. Воспитательными средствами являются беседы с ребенком и ответы на его вопросы, постановка проблемных вопросов и совместный поиск родителей и детей ответов на эти вопросы, чтение и обсуждение специально подобранных книг, в частности церковных - детской Библии, житий святых, организация дел, в которых ребенок может упражняться в делании добра, посещение богослужений и приобщение к Таинствам Церкви); период школьного обучения (овладение основами наук, сохранение и приумножение благоприобретенного в семейном воспитании. Семья обязана следить, чтобы порядок и содержание школьного образования не противоречили духовной атмосфере семьи, системе духовно-нравственных ценностей, заложенной в душу ребенка, чтобы школьная среда и влияние сверстников не оказывали на ребенка деструктивного воздействия. Семья помогает самоопределению ребенка, поддерживает его в сложных ситуациях нравственного выбора, окружая ребенка вниманием, заботой и духовной поддержкой посредством молитвы , - домашней и церковной. Важно родительское одобрение, и не только за успешную учебу, но прежде всего за верность духовно-нравственного выбора. Такое одобрение и внимание к духовной жизни ребенка будет поддерживать в нем убеждение, что главное для христианина - это жизнь по совести, Богоугодная жизнь); юношеский период рассматривается как возраст «вскипания телесной и духовной жизни», вхождения во взрослую жизнь, которая характеризуется выбором жизненного пути: устройством личной жизни и профессиональной карьеры. В этот период человек осознанно формирует уклад личной жизни, осуществляя свободное самоопределение. Задача семьи в этот период - помочь воспитаннику сохранить устои христианского исповедания и христианской жизни, проявляя терпение, внимание к его духовным, нуждам, такт, твердость веры и понимание духовных опасностей, грозящих юному человеку. Е.В. Шестун выявил главные психологические опасности этого возрастного периода и способы защиты от них в православной традиции. «Главные опасности: жажда впечатлений; жажда общения; стремление к другому полу; самовозношение ума, проявляющегося в увлечении рассудочными познаниями и личными постижениями. Защитой от опасностей могут быть: подчинение жизни строгой дисциплине под руководством наставника (хорошо, если эту задачу может выполнить один из родителей); доверительные отношения со старшим духовно опытным лицом; целомудренное поведение; воцерковление ума, понимаемое как привычка сверять деятельность по собственному разумению со свидетельствами церковной традиции» (Шестун, 2006, с. 23). Итак, мы показали, что главным в формировании уклада жизни является самоопределение семьи и выбор тех оснований, мировоззренческих, этнокультурных и психологических, на которых она планируют это делать. Церковь как социальный институт Социально-психологические исследования (Семенов, 2002; Религиозность, 1998; Религия и школа, 2000) показывают, что авторитет Церкви за последние годы резко возрос. Многие деятели культуры и образования (Духовно-нравственная культура, 2006) видят в Церкви опору для духовно-нравственного оздоровления общества. В свою очередь, Архиерейский Собор, прошедший в Москве в 2000 г., принял основополагающий документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором отражено общецерковное мнение по насущным проблемам современной жизни (Церковь и мир, 2000). В частности, в концепции рассматриваются вопросы личной, семейной и общественной нравственности, здоровье личности и народа, взаимодействие Церкви с наукой, культурой, образованием, со средствами массовой коммуникации. Такой спектр проблем взаимодействия Церкви с государственной властью, светскими объединениями и организациями будет способствовать воссозданию мировоззренческой составляющей уклада жизни.

Традиционно в педагогике рассматривалось только взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка (Замолоцких, 2005). В настоящее время в связи с активизацией общественного служения Церкви в позитиве рассматривается взаимодействие школы, семьи и Церкви.

Похожие диссертации на Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема