Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Сатторов Асрор Каххарович

Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы
<
Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сатторов Асрор Каххарович. Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сатторов Асрор Каххарович;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2015.- 164 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Нравственность и социализация старшеклассников -приоритетная проблема современной таджикской школы

1.1. Особенности психофизиологического развитиястаршеклассников, способствующие их социализации в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Роль классической литературы в социализации старшеклассниковна современном этапе развития таджикской школы

1.3. Использование нравственных ценностей таджикского народа в формировании социально-жизненных ориентиров старшеклассников

Выводы по первой главе

Глава 2. Обоснованность содержания и технологии формированияценностно-нравственных установок старшеклассников таджикскойшколы

2.1. Нравственные критерии старшеклассников, определяющие ихсоциальные позиции

2.2. Нравственные убеждения личности как основа укрепленияморальных устоев семьи и общества

2.3. Современная технология формирования ценностно-нравственныхустановок молодежи

2.4. Эффективность формирования ценностно-нравственныхустановок старшеклассников, способствующих их социализации

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В современном обществе существует множество проблем, среди которых можно выделить проблему социального соответствия эталонам, а, следовательно, и проблему социальной гармонии личности.

В процессе социализации человек с точки зрения теории развития личности находится в постоянном контакте с социальным окружением и сталкивается с основным стилем общественного поведения. При этом одним из важнейших элементов, обеспечивающих социализацию личности и играющих ключевую роль в этом процессе, является школа. Если процесс социализации личности проходит эффективно, то будет получен хороший личностный результат и наоборот.

Духовно-нравственное воспитание приводит в определенную систему все основные нормы и правила поведения и взаимоотношений людей, что в свою очередь положительно или отрицательно влияет на экономическую и социальную жизнь общества, ускоряет темп развития общества или замедляет его.

Личность человека, прежде всего, формируется в детские годы в окружении семьи, а потом совершенствуется под влиянием окружающей среды. Следует отметить, что нравственное и половое воспитание молодежи ещё с древних времен было в центре внимания общества, и каждый общественный строй внес свой вклад в это дело. Нравственное воспитание невозможно представить отдельно от семьи, от семейной среды и школы. Ибо они как элементы единой системы воспитания являются его основой. Издавна человечество верило в силу разума, понимало, где добро и зло, свет и тьма, справедливость и насилие, высокомерие и истина, относя их к нравственным категориям. Становление зрелой и совершенной личности (всесторонней и гармонично развитой) определяется стремлением человека к праведной жизни, возрождением света знания и выражением новых идей и взглядов, обретением веры.

Содержание нравственного воспитания должно охватывать все нормы поведения (этики). Мы должны приложить все усилия для воспитания молодежи в духе достойного поведения и бесконечной преданности народу, чтобы она внесла свой вклад в развитие общества.

Известно, что учащиеся старших классов, овладевая содержанием образования, приобретают определенные знания для своего духовного и нравственного развития и формирования научного мировоззрения. При этом юноши и девушки уделяют особое внимание проблемам любви, брака, организации семьи, вопросам смысла жизни, а также определению своей социальной роли в жизнедеятельности общества. В отношениях полов юноши и девушки находят спутника жизни, свой идеал для будущего. Идеал, который выбирают люди, заключается в высоких гражданских чувствах, авторитете и уважении в обществе, в выборе благородного, верного супруга, заботливого друга и т. п.

Степень разработанности темы исследования

Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения занимают особое место в педагогических исследованиях основоположников педагогики Я.А Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Кроме того, эти вопросы всегда были в центре внимания педагогических воззрений наших предков - Закарийя Рози, Абунаср Фараби, Котиби Хоразми, Авиценна, Абурайхан Беруни, Хаким Санои, Низами Ганджави, Фаридаддин Аттор, Джалолиддин Руми, Абу Хамид Газали, Саади Шерази, Абдурахман Джами и т.д.

Психолого-педагогические основы воспитания подростков и молодёжи ясно и четко изложены в исследованиях таких известных ученых, как Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.И. Богоявленского, П.В. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и Ш. Амоннашвили.

Вопросы нравственного воспитания подростков и молодёжи так же не остались вне поля зрения современных ученых-философов (В. Г. Афанасьева, Э. Ильенко, И. С. Кон, К.Олимова, М. Султонова, Дж. Шарипова). Исследованию проблем нравственного воспитания посвящены труды российских ученых-педагогов СП. Баранова, Р.И. Жуковского, Г.А. Калашникова, Т.Ф. Лихачёва, Т.Н. Малковского, В.А. Сластенина, Л.П. Усова, И.Ф.Харламова и ученых-педагогов Таджикистана М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, X. Рахимзода, И. Каримовой, Б. Рахимова, С. Сулаймони, А. Нурова и Ф. Гулмадова.

Несмотря на это, мы не можем сказать, что все проблемы воспитания молодого поколения всесторонне исследованы и нашли свое решение. Особенно, когда речь идет о нравственном воспитании как основе

формирования активной позиции молодежи, нам необходимо определить понятие духовного мира и содержание нравственного воспитания в соединении с задачами учебных предметов, в том числе с уроком, который является основной формой обучения и воспитания. Ведь без объединения этих функций и их научного обоснования мы не сможем достичь целей современного образования.

В современных условиях развития общества такие педагогические факторы, как школа, ученик, не изменились по форме, но подвергались серьезному изменению по своему содержанию. Таким образом, недостаточная разработанность и исследованность формирования нравственных позиций старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом в процессе нравственного воспитания в школе, а также изменения в содержании педагогических факторов и их взаимодействии определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - общеобразовательные школы Республики Таджикистан.

Предмет исследования - процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в общеобразовательных учреждениях.

Целью исследования является формирование ценностно-нравственных установок старшеклассников в условиях современных изменений социальной, политической и экономической жизни в Таджикистане.

Гипотеза исследования исходит из того, что формирование нравственной позиции старшеклассников проходит более эффективно, если:

обоснованы социально-педагогические факторы в связи с требованием современной эпохи;

специфические цели и задачи обучения и нравственного воспитания должны быть поддержаны соответствующими текстами из художественной литературы;

обеспечить целесообразное взаимодействие социально-педагогических факторов в процессе нравственного воспитания.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью ставились следующие задачи:

  1. Обеспечить формирование нравственных позиций старшеклассников в соответствие с современными изменениями социальной, политической и экономической жизни.

  2. Определить содержание педагогических факторов и их взаимодействие с учетом социальных изменений.

  3. Разработать технологию формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом с учетом социально-педагогических факторов на уроках литературы и воспитательных мероприятиях.

  4. Проверить эффективность разработанной технологии в процессе опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

  1. определены основные показатели формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом;

  2. исследованы особенности формирования нравственных позиций старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом и обоснованы возможности их формирования в современных условиях школы;

  3. выявлены условия, обеспечивающие формирование нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом и определена их эффективность на основе эксперимента.

Теоретическая значимость заключается в системном подходе к процессу становления и формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом; в определении системы объективных показателей и осуществлении принципиальности при подготовке учителей старших классов к нравственному воспитанию старшеклассников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты и теоретические выводы исследования дают возможность для всестороннего нравственного формирования старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, учебников, учебных программ, планов воспитательной работы, при подготовке пособий для учителей средних общеобразовательных школ, а также в рамках реализации республиканской целевой программы «Нравственное воспитание».

Методологическую основу исследования составили законы диалектики, теория личности, фундаментальные исследования философов, социологов, педагогов и психологов, а также законодательные акты Республики Таджикистан: Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитании детей», Закон Республики Таджикистан «О семье», Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан, Государственные стандарты обучения и другие.

С целью решения поставленных задач в диссертационном исследовании использован следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования:

анализ философской и психолого-педагогической литературы;

изучение и анализ передового педагогического опыта;

анализ учебников, учебных и воспитательных программ для старших классов;

педагогический контроль, беседы, анкетирование;

констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, направленные на подтверждение результатов, достигнутых в процессе опытно-экспериментальных работ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Эффективное формирование нравственных позиций старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом имеет свои особенности и способствует установлению позитивных взаимоотношений с противоположным полом и их успешной социализации.

  2. Комплекс педагогических условий формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом предусматривает:

когнитивные условия, обеспечивающие оптимальность нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом в средних общеобразовательных школах Республики Таджикистан;

аксиологические условия формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом;

целесообразное руководство развитием самосознания, доверия и моральной ответственности в нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношении с противоположным полом;

- организационно-педагогические условия в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан, содействующие формированию нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношении с противоположным полом.

Степень достоверности результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью первичных теоретических установок, использованием методов, соответствующих целям и задачам исследования, использованием репрезентативного объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных и результатов количественного и качественного анализа.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе работы над диссертацией. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ. Общее количество публикаций по теме диссертации - 16, объем которых составляет более 2 п.л. Также результаты исследования докладывались на республиканских научно-практических конференциях: «Проблемы средних общеобразовательных школ Таджикистана» (Душанбе, 2009); «Актуальные вопросы национального воспитания» (Душанбе, 2011). Кроме того, результаты исследования докладывались в выступлениях на республиканских, городских, районных семинарах и тренингах учителей (2010 - 2014 гг.).

Исследование проводилось в четыре взаимосвязанных этапа, на каждом из которых был решен свой круг задач.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В работе имеется 12 таблиц и 6 рисунков. Общий объем диссертации составил 156 страниц.

Роль классической литературы в социализации старшеклассниковна современном этапе развития таджикской школы

Общей задачей учебно-воспитательного процесса в дидактике является реальность, не требующая никаких доказательств. Это общность была отражена в десятках педагогических произведений. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок». Это значит, что, не используя одной из двух неотъемлемых частей, нельзя считать урок полноценно проведенным, либо достигшим поставленной цели. Однако, анализируя ход проведения занятия учителей по различным предметам, прослеживается одна деталь: учащимся объясняется только некоторый смысл темы, это разве не однобокость в обучении? Почему во внимание берутся только задачи обучения? Почему урок либо занятие как луч солнца не озарит их разум и интеллект? Почему задачи воспитательной части урока оставлены на произвол? Разве это не противоречит задачам единства обучения и воспитания?

«Знаток современного урока М.Н.Скаткин пишет, что многие учителя, представляя задачи урока ограниченными и односторонними, в приобретении знаний считают важным результативность полученных навыков и умений».[64. с.64]

Непринятие во внимание воспитательных задач, в свою очередь, приводит не только к снижению качества урока, но и к снижению уровня воспитательной работы в школе и среди молодежи в целом. Не говоря о том, что мы не имеем на это право. Не имеем право ещё и по тем соображениям, что воспитание норм поведения древнее, чем знания. Философы и знатоки древности всегда отмечали, что «вежливость, корона из лучей святого», [64. с.56].

Воспитание подрастающего поколения является более тяжелым и сложным процессом, чем обучение. Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский, называя воспитание «постоянным общением между учителем и учеником», говорил, что «в воспитании нет основного и не основного (второстепенного) ... В воспитании и урок, и познавательная деятельность учащихся в коллективе является очень важным делом» [66. с. 112].

Каким безграничным и широким является процесс воспитания, что человек, прожив сто лет, все ещё нуждается в воспитании.

При встрече с человеком, в первую очередь, в глаза бросаются не его знания, а поведение и манеры. Порой, проживая с посторонним человеком месяцы и годы, невозможно узнать о его образованности, однако узнать об уровне его культуры достаточно через час - два общения с ним. Подрастающее поколение проводит в школе лучшие годы своей жизни. Закономерно, что каждый урок вносит большой вклад в интеллектуальное развитие ученика. Влияние воспитательных занятий было бы ещё сильней, если бы их планирование велось на должном уровне.

После рассмотрения плана воспитательной работы и плана распределения воспитательных часов учителей стало очевидно, что в них кроме программных материалов и учебных задач, были также включены темы о видах личностного и в особенности духовного воспитания. В целях изучения мнения учителей был проведен опрос, результаты которого приводятся ниже:

Обучение - это, в первую очередь, воспитание, если кроме обучения есть другие воспитательные работы, которые укрепляя знания детей, делают их более прочными. Одним из путей воспитания младших школьников является проведение воспитательных часов, которые в течение учебного года проводятся 8-9 раз по намеченным темам. Воспитание старшеклассников и подготовка их к семейной жизни-это очень сложный процесс, требующий высоких и прочных знаний, которые должны соответствовать идеалу поведения и жизненного образца.

Правильно замечено, что в воспитании учащихся нельзя не использовать необходимые знания и примеры, в первую очередь, образцового поведения и взаимоотношения в семье, либо публичных людей, пользующихся большим авторитетом среди народа и в обществе и на этой основе формировать идеал учащихся, который будет признан в обществе.

Все вышеперечисленные факторы предъявляют к воспитуемому особые требования, без которых человек не сможет обрести уважение и почет в обществе. Эти факторы вносят большой вклад в правила воспитания будущих семейных отношений учащихся, в создание крепких семейных уз среди молодожёнов, в воспитание здоровых и доброжелательных детей, а также в улучшение управления семейными отношениями.

Поэтому воспитание и является сложным процессом, т.к. оно требует от воспитателя и воспитуемого больших физических и моральных усилий, высокого интеллекта, любви и хорошего понимания.

Что значить воспитывать? Понятие «воспитывать» можно отнести к трем смыслам: учить, создавать отношения, управлять. Для того чтобы управлять, необходимо иметь превосходство-превосходство в возрасте, в положении в обществе, в авторитете (уважении) и почтении. Для получения лучших познаний в обучении требуется разум. Общение между детьми должно быть искренним. Не может быть одинакового подхода ко всем ученикам, так как они по природе имеют разное поведение и характер. Прогрессивная педагогика предполагает методы консультаций, дружество (товарищество) и доброжелательности. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в период воспитания, воспитанник обращает внимание на три действия, без которых невозможно обойтись в процессе воспитания. Каждое высказанное предложение это бальзам (целебная мазь) к ране, или меч пронзить сердце или ветерок, который взволновывает душевные мысли (чувства). Прежде чем, что-либо сказать, воспитателю очень важно обдумать, потерпеть, проанализировать и взвесить сказанное.

Правила поведения, благодаря которым человек сможет прожить в обществе, будут являться фундаментом нравственной культуры, на котором в дальнейшем будут строиться все другие очень важные человеческие качества.

Использование нравственных ценностей таджикского народа в формировании социально-жизненных ориентиров старшеклассников

С другой стороны, в истории человеческой цивилизации созданы такие поэтические произведения, которые стали известны как дидактическая литература. Основной целью авторов таких произведений является воспитание и обучение. Познавательное произведение в своем истинном (собственном, специфическом) значении в большинстве случаев является прозаическим пособием (рекомендацией) в деле изучения различных предметов и наук, теорий, философских и политических идей и т. п. Иначе говоря поэзия, целью которой является этическое воспитание - называется познавательной (воспитательной).

В персидское-таджикской литературе существуют многочисленные образцы различных форм познавательной (воспитательной) прозы. Большинство из этих произведений - стихотворения, содержащие этическое и философское содержание целью которых так же является обучение этических значений и наставление учеников. В прошлом такого рода произведения называли «хеками» - философскими (мудрыми) стихотворениями и великих авторов этих произведений называли «хекам»-философами (мудрецами). С ранних периодов возникновения персидской-таджикской литературы чтение (написание) стихотворения таким смыслом распространялся, многие поэты с целью учения этических норм поведения написали поэмы и сочинения, в результате чего появились многочисленные учебные поэмы. Необходимо отметит, что персидско-таджикские поэты написали свои учебные и дидактические произведения под влиянием наставлений своих предков (древних, античных периодов), особенно пехлевийской литературы. Поэма «Калила и Димна» основоположника персидской - таджикской классической литературы А. Рудаки, «Офариннома» А. Балхи являются из числа первых этических произведений персидско - таджикской литературы после исламского периода, из которых дошли до наших дней отдельные отрывки. Можно называть А. Бахи, Кисой Мервези, Н. Хисрав, Анварї, Ибн Ямин и многих других поэтов X - XII вв., которые в различных поэтических формах персидской поэзии написали философские (мудрые) или учебные - воспитательные произведения.

Огромную часть творчества суфийских поэтов, ставших известными как софийская литература, составляют воспитательные и поучительные поэтические произведения. Например, «Хадикат -ул - хакикат» Хакима Санаи, «Мантик - ут - тайр» Шейха Аттора «Маснави маънавй» Дж. Руми являются величайшими суфийскими произведениями, наполненными воспитательными и эстетическими взглядами. Своего пика дидактическая литература достигла в произведениях Саади Ширази , по заслуге кого называют «Абуахлок», т. е. «отцом этики (человеческого поведения)». Саади как в прозе, как и поэзии является величайшим мастером художественного слова. Величайшим прозаическим учебно - воспитательным произведением в персидской - таджикской литературе является его «Гулистан» и «Бустон», которые известны и под названием «Саади - наме». Эти два произведения стали объектом подражания многих поэтов. В том числе А. Джами, который написал своё дидактическое произведение - «Бахористон» подражая выше указанном произведению Саади.

Великие представители персидско-таджикской литературы обращали большое внимание на огромную силу и прямое выражение на нравственности и морали. Они старались выражать свои нравственные, воспитательные мысли (идеи), содержащие так же и философский характер, в форме рассказов и поэм. Эта тенденция больше всего характерно в поэмах и можно сказать, что стиль между наставлением и этической и воспитательной мысли в поэмах является не прямой (косвенной). Однако, поэты, выбравшие для этой цели такие литературные жанры как касида и китьа в основном впрямую выражали свои мысли.

На основе дидактической литературы появились многочисленные произведения на персидском - таджикском языке. В таких произведениях поэты использовали рифму и ритмику для поддержки памятливости и запоминания наук. В том числе, древнейшее из такого рода произведений -«Донишнаме Майсари», который написан в X веке о медицине.

Следует отметить, одну деталь, что дидактическое стихотворение имеет древнюю историю. По мнению исследователей «с тех времен, когда великий философ Древней Греции Платон «выводил поэтов из Медины» или из своего спокойного города, начались эти споры в истории персидско - таджикской литературы. С тех пор по сей день были высказаны различные мнения об отношении поэзии к обучению и воспитанию. Многие считают, что поэт отличается от оратора, выражающего своё мнение. Последователи этой мысли противопоставляют учебно-воспитательное (дидактическое) стихотворение и лирическое и отрицают воспитательное значение многих стихотворений, которые имеют учебно-воспитательный (дидактический) характер.

Несмотря на это, среди шедевров мировой литературы можно заметить произведения, которые кроме профессионального характера имеют также учебный и воспитательный характер.

Современные таджикские поэты продолжают добрые традиции классической литературы. Следовательно, этические и воспитательные мысли классической литературы занимают существенное место в творчестве современных таджикских поэтов. Современные поэты согласно нравственным требованиям времени продолжали эту традицию и способствовали распространению этических норм своего времени. В творчестве современных поэтесс данная тема имеет очень большое влияние, особенно в творчестве Гулрухсор. Софиевой, Зулфия. Атои и Фарзоны.

Нравственные убеждения личности как основа укрепленияморальных устоев семьи и общества

Развивающие задачи урока: с проведением такого урока учитель развивает морально-эстетическое воспитание учащихся, любить друг друга, свою семью и Родину. Цель урока: Организация сотрудничества родителей со школой. Технология проведения - урок-семинар или урок-конференция, на которых учащимся предоставляется возможность презентовать свои доклады. Учащимся заранее была объявлено тема урока«В чем счастье семьи?». Учащиеся дома должны были вместе с родителями обсудить стихотворения Гулрухсор Сафиевой «Мавло» (Дух Бактрии), Зулфии Атои «Несравненная» (Тень локонов) и к следующему уроку составить тезисный план и презентовать одноклассникам.

Воспитательные задачи урока: развитие навыков сотрудничества между учащимся и их родителей Развивающие задачи урока: Развитие навыков отношения, трехстороннего сотрудничества: школа-ученик-семья. 3. Тема урока-встречи: «Родина - смысл жизни и любви». Цель урока: Воспитание чувства любви к родине, её красоте и величию. Технология проведения воспитательного урока или урок-встреча. Учитель с учащимися заранее определяют тему беседы для встречи. Вместе подготовят пригласительные. Готовятся к встрече с поэтессами Гулрухсор Сафиевой и ЗулфияАтои. Учащиеся перед гостями читают наизусть стихотворения Гулрухсор Сафиевой «Рай снов» и Зулфии Атои «Жизнь в стихах», «Родина», «Дочь офицера», «Таджикская девушка», и «Неоценимое богатство». После прочтения наизусть проводится дискуссия между поэтессами и учащимися. 124 Воспитательные задачи урока: объяснение самопознания, воспитание чувства любви к Родине, служение народу, национальные обычаи. Развивающие задачи урока: Развитие личности и воспитание любви к Родине. Защита целостности государства, её природы, культурно-исторического наследия, культурные ценности государства и государственной символики.

Цель урока: признание и доброжелательное отношение к родной природе и уважения культурно-исторических ценностей.

Технология проведения внеурочных воспитательных работ - урок-экскурсия, который проводится вне школы.

Учитель вместе с учащимися посещает культурно-исторические места, в том числе национальный музей, национальную библиотеку и т.д. с целью ознакомления с историей и культурой таджикского народа. Свои впечатления учащиеся оформляют в виде устных и письменных работ и рисунков. Учащиеся в процессе экскурсии читают стихи из второго сборника стихов Зулфия Атои «Встреча», из творчества Фарзоны «Восхождение росы» и из творчества Гулрухсор Сафиевой «Каменный трон».

Воспитательные задачи урока: эстетическое воспитание учащихся. Развивающие задачи урока: развитие эстетического вкуса, воспевание красоты природы Родины и уважение национальных ценностей. Разработанные нами технологии уроков нацелены на формирование ценностно-нравственных установок молодежи и позволяют дать ответы на следующие вопросы:

Как можно найти правдивых и хороших друзей? Товарищей много, но мало настоящих друзей. Настоящие друзья появляются со временем, однако не тогда, когда их специально ищем. Каждый человек подбирает себе друга, но истинный друг отличается тем, что даже в трудные моменты останется с вами и поможет вам решать проблемы. Если вы хотите много друзей, действуйте по одному принципу-обращайте с окружающими так, какое обращение дозволите по отношению к себе.

С какого возраста молено дружить с человеком противоположного пола? С любого возраста можно дружить. Дружба не имеет возрастного и полового ограничения. Сколько у вас друзей среди юношей и девушек, на столько веселее и разнообразнее проходит ваша жизнь. В первую очередь Вас должно объединять взаимное уважение, одинаковый интерес и любовь. Любовь - что это за чувство? В «Энциклопедии...» представлено следующее разъяснение: любовь -это серьезное любовное чувство, направленное на другого человека, вообще на человека. Любовь, безусловно, охватывает преданность. Это чувство невозможно предсказать, невозможно создавать или устранять насильно [170].

С точки зрения медицины, любовь - это напряжение крови в сосудах, появление пота, сужение зрачка глаза, повышение давления, покраснение кожи при встречи с возлюбленной. По словам поэта: Солнца Восхода Вселенной - любовь. Птица счастливого цветника - любовь, Любовь - это не то, как соловей, ты стонешь, Каждый раз, когда умрёшь и не стонешь-любовь. [155. С.31] Какие качества девушек нравятся юношам и наоборот? У каждого человека свой вкус: одной группе нравятся озорные, лукавые люди; другой спокойные, тихие, выносливые; кому - то нравится болтливость, многословность близких людей, а другой одобряет и ценит немногословность, молчаливость.

Эффективность формирования ценностно-нравственныхустановок старшеклассников, способствующих их социализации

Указанные в таблице результаты показывают, что из общего числа учащихся в 270 человек, согласно переменных не социальных отношений 135 составляют мальчики и 135 девочки. Средний уровень вопросов не социальных отношений среди учащихся мальчиков составляет 7,29, а среди учащихся девочек этот показатель составляет 8,11. Характеризующая статистика показывает, что средний уровень не социальных отношений среди девочек выше, но для получения более достоверной информации следует обратиться к результатам тестов среди этих двух переменных.

Результаты t-теста с примером равенства вариантов двух групп показывают, что рассчитана полученный значимый уровень а=0,006 и Т равны к 2,63. В связи с тем, что полученная значимая уровень, т.е., а=0,006 является менее рассматриваемой нами значимого уровня (а=0,05), у нас имеются достаточное количество доказательств отклонить нулевую гипотезу и принимать нашу основную гипотезу. Поэтому отклоняется нулевая гипотеза и принимается основная гипотеза. В связи с этим можно заключить, что среди учащихся девочек и учащихся мальчиков по вопросам социальных отношений существует значимая разница, а его средний показатель является выше среди девочек.

Характеризующие результаты таблицы показывают, что из общего числа учащихся - 270 человек к переменным по разделу школьных отношений 135 опрошенных являются мальчики и 135 являются девочки. Средний уровень школьных отношений среди учащихся мальчиков равен 6,88, а среди учащихся девочек равен 7,48. Характеризующие результаты говорят о том, что средний уровень школьных отношений среди девочек выше, чем среди мальчиков, но для получения более достоверной информации следует обратить внимание на разницу этих двух переменных полученных по итогам теста.

Поскольку полученный значимый уровень, т.е., а=0,006 является менее рассматриваемого нами значимого уровня (а=0,05), у нас существует все основания отклонить нулевую гипотезу и принимать нашу основную гипотезу. Отсюда можно заключить, что по вопросам школьных отношений существует значимая разница между учащихся девочек и учащихся мальчиков и его средний показатель по данному переменному среди девочек является выше.

Характеризующие результаты, приведенные в таблице показывают, что из общего числа опрошенных - 270 человек, к переменных раздела школьных отношений 135 являются девочки и 135 мальчиков. Значение среднего уровня школьных отношений среди мальчиков равен 6,77, а среди девочек этот показатель равен 7,67. Характеризующие результаты говорят о том, что средний уровень школьных отношений среди учащихся девочек выше учащихся мальчиков, но для получения более достоверной информации следует обратить внимание на результаты тестов между этими двумя переменными.

Результаты t-теста по гипотезе равенства вариантов двух групп составляет то, что рассчитан с значимым уровнем а=0,003 и Т равен 3,01. В связи с тем, что полученный уровень, т.е., а=0,003 является менее значимого уровня (а=0,05), у нас существует достаточно оснований отклонить нулевую гипотезу и принимать нашу основную гипотезу. В связи с этим можем заключить, что между учащимися девочек и мальчиков по вопросам социальных отношений существует значимая разница, и средний показатель девочек является выше показателя мальчиков.

Характеризующие результаты таблицы показывают, что из общего числа опрошенных - 270 учащихся по переменным социального благосостояния 135 являются мальчики и 135 девочки. Значение среднего уровня по вопросам социального благосостояния среди мальчиков равен 46,25, а среди девочек этот показатель равен 48,12. Характеризующие результаты говорят о том, что среднее значение уровня социального благосостояния среди девочек является выше мальчиков, но для получения более достоверной информации по этому вопросу следует обратить внимание на результаты тестов среди этих двух переменных.

Характеризующая статистика числа социальных стереотипов по половому признаку в традиционных школах

Характеризующие итоги таблицы показывают, что из общего числа учащихся в 130 человек к переменным уровня социальных стереотипов 65 являются девочки и 65 мальчиков. Средний показатель уровня социальных стереотипов среди мальчиков равен 8,63, а среди девочек этот показатель равен 8,03.

Характеризующие результаты говорят о том, что средний уровень показателей социальных стереотипов среди учащихся мальчиков выше чем учащихся девочек, но для получения более достоверной информации по этому вопросу следует обратить внимание на результаты тестов между этих двух групп переменных.

Тест по определению разницы между средних значений социального благосостояния в традиционных школах Значимый уровень Значение t Степень свободы 0,002 Результаты t-теста с гипотезой равенства вариантов двух групп показывают, что полученное значение уровня а=0,002 и Т равен 3,99. Отсюда следует, что полученный значимый уровень, т.е., а=0,002 является менее рассматриваемого нами уровня значимости (а=0,05), в связи с чем, у нас есть все основания отклонить нулевую гипотезу и принимать нашу основную гипотезу. В связи с этим можно заключить, что между учащихся девочек и учащихся мальчиков по вопросам социального благосостояния существует значимая разница, и средний показатель по девочкам является выше, чем среди мальчиков.