Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы Извеков, Игорь Николаевич

Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы
<
Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Извеков, Игорь Николаевич. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Извеков Игорь Николаевич; [Место защиты: Ин-т образоват. технологий].- Сочи, 2011.- 443 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-13/149

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях построения гражданского общества в России, гуманизации и демократизации образовательного пространства особую значимость приобретает совершенствование воспитательной деятельности всех социальных институтов и, прежде всего, обновление концептуальных подходов к воспитанию как основе духовного становления личности. Между тем образовательная теория и практика прошлых лет в значительной степени базировались на естественнонаучной парадигме, направленной на развитие индустриальных технологий и предполагающей объективизацию научного знания, независимого от индивидуального социокультурного опыта, что неизбежно приводило воспитанника к отчуждению от своих исторических корней.

Человеку свойственно помнить и чтить родство свое. Так П. Флоренский писал, что «…любовь к своему конкретному корню – это любовь к корню личности, истории бытия. Это знание семьи и рода для каждого, кто хочет осознать свое место на земле. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым самопознанием пренебрегают».

В последнее десятилетие понятие «нравственное возрождение России» все чаще стало использоваться в философской и психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, И.Ф. Гончаров, В.В. Знаков, Е.И Исаев, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, А.И. Субетто, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков и др.). Понятие «нравственное возрождение России» связывают с влиянием семьи, так как именно она способствует развитию гражданственности, патриотизма, духовности. Знание истории своей семьи, истории Отечества, культуры нации, традиций народа, его ценностей всегда содействовали гуманистической направленности, нравственной ориентации и избирательной регуляции предметной деятельности человека, включая педагогическую практику. Именно в семье формируется культура соблюдения семейных традиций, почитания старших, составления семейного архива, сохраняются сведения об истории рода, о происхождении фамилии, об участии конкретных представителей разных поколений семьи в становлении государства, в истории страны, происходит формирование генеалогических ценностей.

В государственных и правительственных документах: в «Конституции Российской Федерации» (1993 г.), в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.) большое внимание уделяется проблемам воспитания в семье, определяются важнейшие задачи воспитания детей и указывается на то, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.

Современная школа большое внимание уделяет воспитанию гражданственности, патриотизма, правового и национального самосознания, толерантности, достоинства и ответственности. Однако вопросы формирования у подрастающего поколения генеалогических ценностей, определяющих представления о роли семьи, семейных ценностях, истории семьи и рода, остаются не освещёнными. Анализ исследований показывает, что разрушение межпоколенных связей в советский период привело к отчуждению личности от своих семейных корней и вследствие этого к разрушению семейных традиций и обычаев, повреждению устоев семьи, нарушению семейного уклада, утрате преемственности поколений, девальвации семейных ценностей, снижению социальной значимости семьи и ослаблению ее воспитательных функций. Разрешение этой проблемы возможно только при условии сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в получении учащимися генеалогических знаний, в установлении генеалогической идентичности, в восстановлении межпоколенных связей, семейных традиций и семейных ценностей как базисных компонентов генеалогической культуры молодежи.

Возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, является сензитивным, поскольку именно в этот период личность открывает свой внутренний мир, у нее формируются жизненно важные ценности, взаимоотношения с окружающими, происходит осознание своей причастности к семье, роду и роли семьи в своей жизни. Анализ исследований, посвященных воспитанию в семье, позволил выявить объективно существующие противоречия между социально-детерминированными потребностями молодых людей в изучении истории своей семьи, восстановлении утраченной связи поколений, в осознании причастности своей семьи к истории страны, в осмыслении своей жизни с позиций ее значимости для будущего и отсутствием в педагогической практике эффективных методов, средств формирования генеалогической культуры, установления генеалогической идентичности. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность проблемы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы.

Степень разработанности проблемы исследования. Проблема семьи носит многоаспектный характер и освещается в философских (В.С. Библер, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.А. Ильин, М.С. Каган, И. Кант, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, К. Ясперс,), психологических (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юститскис и др.) и педагогических (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, П.Ф. Каптерев, В.А. Караковский, Н.К. Крупская, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, А.Г. Харчев, Н.Е. Щуркова и др.) исследованиях.

Разработка проблем генеалогии, как одного из инструментов сохранения «социальной памяти», представлена в исследованиях А.И. Баикиной, Н.В. Благово, М.Е Бычковой, С.Б. Веселовского, И.И. Грезина, С.В. Думина, А.В. Краско, Б.Н. Морозова, Е.В. Пчелова, В.Н. Рыхлякова, Л.М. Савелова, С.А. Сапожникова, А.А. Сиверс, Ж. Ферран, Н.П. Чулкова, Д.М. Шаховского. В последние десятилетия активизировалась деятельность ученых в области нравственно-педагогической и культурно-воспитательной проблематики. Гуманистические и культурологические аспекты нашли отражение в исследованиях М.Н. Берулава, В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, Э.А. Верба, Ю.П. Ветрова, И.В. Дубровиной, А.С. Запесоцкого, И.А. Зимней, В.С. Мухиной, В.А. Петровского и др. Содержание и структура нравственного потенциала личности отражены в работах З.И. Васильевой, Е.А. Глуховской, Н.В. Клопова, В.Ф. Копосова, И.С. Марьенко, A.M. Матюшкина, К.Д. Радиной, М.И. Шиловой, А.Т. Шумилина.

Однако идеи приобщения подрастающего поколения к ценностям генеалогии и вопросы формирования генеалогической культуры личности в семье и школе редко «пересекаются» в исследовательском поиске. Ценностно-генеалогический подход к воспитанию школьников пока еще не стал предметом систематического изучения в педагогической науке. Актуальность исследования генеалогической культуры и роли ценностно-генеалогического подхода в воспитании старшеклассников детерминируются рядом противоречий:

- между необходимостью научной разработки и обоснования инновационных концепций нравственного формирования личности в условиях построения гражданского общества и отсутствием фундаментальных исследований по данной проблеме;

- между возрастающей значимостью генеалогии в общественной и личной жизни и невостребованностью ее в теоретической педагогике и образовательной практике;

- между усвоением взрослеющим человеком культурно-исторического опыта, желанием выявить прошлое своей семьи и наследие своих предков и невозможностью практически осуществить генеалогическую идентификацию;

- между богатством нравственного потенциала генеалогии и слабой его реализацией в воспитательной практике семьи и школы;

- между назревшей социальной потребностью в создании эффективной системы воспитания генеалогической культуры учащихся с позиций ценностно-генеалогического подхода и отсутствием педагогической модели такой системы.

Недостаточная разработанность вопросов формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы определила выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: целостная образовательная среда семьи и школы.

Предмет исследования: процесс формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы.

Цель исследования: научное обоснование концептуальной модели формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы.

Проблема, объект, предмет и цель позволили сформулировать гипотезу исследования: процесс формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы станет более эффективным и соответствующим требованиям современного социума, если:

- будет выявлена и обоснована сущность категории «генеалогическая культура личности», ее содержание, структура и специфические особенности;

- концептуальной основой формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы станет ценностно-генеалогический подход, содержащий ряд теоретических положений и идей, а его принципы будут методологическим основанием процесса формирования генеалогической культуры; самоощущения собственной жизни старшеклассников будут результатом их проекции на историю семьи, страны, народа; генеалогическая идентификация старшеклассников будет результатом осмысления факта принадлежности к семье (ветви рода, роду); осознание традиций и ценностей семьи, преемственности поколений станет устойчивой личностной характеристикой старшеклассника, детерминирующей потребности в дальнейшем исследовании истории своей семьи, в познании генеалогических ценностей и в овладении генеалогической культурой;

- целостная образовательная среда семьи и школы как системное образование будет определять взаимодействие субъектов (старшеклассники, учителя, родители) и педагогические условия эффективного формирования генеалогической культуры личности в процессе этого взаимодействия;

- концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы будет построена на основе ценностно-генеалогического подхода, связанного с поиском некоторой исходной точки истории семьи, позволяющей приобщить их к той надындивидуальной сфере, которая обеспечит не только становление и развитие личности, но и ее вклад в фонд духовно-нравственных ценностей семьи, страны и человечества в целом;

- будут выявлены критерии и уровни сформированности у старшеклассников генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы;

- педагогические технологии формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы будут направлены на овладение семейными ценностями, освоение ценностей генеалогической культуры, установления генеалогической идентичности.

Основные задачи исследования:

1. Обосновать сущность категории «генеалогическая культура личности», ее содержание, структуру и специфические особенности.

2. Разработать теоретические основы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы с позиций ценностно-генеалогического подхода.

3. Обосновать принципы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы как исходные меодологические позиции ценностно-генеалогического подхода.

4. Раскрыть междисциплинарные функции педагогики и генеалогии, реализуемые в процессе формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы.

5. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы, раскрывающие ее внутренние и внешние связи, направленные на гармонизацию семейных и общественных отношений.

6. Выявить критерии и уровни сформированности у старшеклассников генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы.

7. Создать и обосновать концептуальную модель формирования генеалогической культуры старшеклассников в контексте ценностно-генеалогического подхода в целостной образовательной среде семьи и школы.

8. Сформировать и апробировать программно-методическое обеспечение реализации концептуальной модели формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода в условиях целостной образовательной среды семьи и школы.

Методы исследования. Исследование выполнялось с помощью комплекса методов, взаимодополняемости которых обеспечили объективность и научную достоверность результатов исследования:

- теоретические методы – теоретико-методологический анализ научной литературы, изучение нормативно-правовых документов, теоретический анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, проектирование; статистическая обработка материалов исследования;

- эмпирические методы – наблюдение, опросные методы, педагогическая диагностика, констатирующий и формирующий эксперименты, опытная работа, метод экспертных оценок, методы статистической обработки и качественного анализа результатов исследования.

Этапы исследования: исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (1999 – 2002 гг.) определялась область исследования, рассматривались различные аспекты воспитания в педагогической теории и практике, обосновывалась актуальность и востребованность темы.

На втором этапе (2002 – 2003 гг.) изучался педагогический аспект генеалогии в контексте развития генеалогической культуры личности старшеклассника как его нравственной ценности; определялись функции современной генеалогии и педагогики; был осмыслен и обоснован ценностно-генеалогический подход, изучены потенциальные возможности его применения в процессе формирования генеалогической культуры старшеклассников.

На третьем этапе (2003 – 2007 гг.) конструировалась концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода, анализировались и обобщались результаты ее опытно-экспериментальной проверки.

На четвертом этапе (2007 – 2010 гг.) проводилась коррекция выполненных конкретных исследований, подводились итоги реализации проекта и оценивались его результаты, осуществлялось оформление материалов исследования в формате диссертационной работы.

База исследования. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась на базе образовательных учреждений г. Великого Новгорода. Основной опытно-экспериментальной площадкой явилась МОУ СОШ № 25 «Олимп» г. Великий Новгород. В опытной работе и апробации результатов исследования принимали участие учителя и старшеклассники средних школ Тамбовской, Тюменской областей, Краснодарского края, республик Татарстан, Башкортостан, Карелия, а также родители, сотрудники культурно-просветительских учреждений и представители общественных организаций.

Методологической основой исследования является гуманистический подход (М.Н. Берулава, В.С. Библер, А.П. Валицкая, Ю.П. Ветров, И.В. Дубровина, А.С. Запесоцкий, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин) к исследованию проблемы формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы, определивший возможности ценностно-генеалогического подхода к личности в процессе изучения истории семьи. В ходе исследования мы опирались на положения системного подхода (Б.С. Гершунский, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, Ф.Ф. Королев, В.Д. Семенов, В.В. Сериков и др.), что позволило определить роль целостной образовательной среды семьи и школы в формировании генеалогической культуры старшеклассников. В исследовании использованы интегративно-деятельностный, аксиологический, диалогический, технологический подходы, дополняющие личностный аспект исследования генеалогической культуры старшеклассников.

Теоретическую основу исследования составили:

- культурологические аспекты воспитательного процесса (М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.П. Валицкая, А.С. Запесоцкий, С.Ю. Курганов, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, И.Л. Набок, Н.Д. Никандров, В.М. Розин, К. Ясперс);

- философские, психологические и педагогические исследования ценностей и ценностных ориентаций личности (Г.А. Берулава, Б.П. Вышеславцев, Б.С. Гершунский, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, Дж. Патрик, А.В. Петровский, Г. Риккерт, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);

- методология и философия современного общего образования (В.И. Андреев, М.Н. Берулава, В.И Загвязинский, Э.В. Ильенков, В.В. Краевский, А.Г. Козлова, И.Я. Лернер, М.К. Мамардашвили, А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий);

- теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры личности (О.С. Богданова, З.И. Васильева, В.Г. Иванов, Т.В. Кудрявцев, Н.А. Лазарев, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, И.Т. Марьенко, Л.И. Новикова, К.Д. Радина, В.А. Сухомлинский, Ш.Ш. Хайрулин, Г.Д. Чистяков, В.Д. Шадриков);

- концепции семейного воспитания (Ш.А. Амонашвили, И.Б. Котова, А.С. Макаренко, Л.М. Панкова, М.Н. Певзнер, Э.И. Сокольникова, В.А. Сухомлинский, С.А. Расчетина, Б.А. Титов, А.Г. Хрипкова);

- генеалогические исследования (Н.В. Благово, М.Е Бычкова, С.Б. Веселовский, С.В. Думин, А.В. Краско, Б.Н. Морозов, Е.В. Пчелов, С.А. Сапожников, Л.М Савелов, И.В. Сахаров, А.А. Сиверс, Ж. Ферран, Н.П. Шаховской);

- инновационные подходы к модернизации школьного образования (Ю.П. Ветров, А.С. Гормин, Б.П. Мартиросян, Г.А. Монахова, Б.М. Неменский, А.П. Тряпицына, А.Н. Тубельский, С.Е. Шишов, Н.Е. Щуркова).

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые:

- разработаны педагогические основы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы, определяющие направления влияния семьи и школы на цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры;

- обоснована сущность и выделены специфические особенности категории «генеалогическая культура»: генеалогическая грамотность, эмоциональная составляющая, ценностные ориентации, умения исследовать, систематизировать и творчески представлять результаты генеалогических разысканий по истории семьи;

- обоснованы принципы формирования генеалогической культуры старшеклассников в контексте ценностно-генеалогического подхода: преемственности поколений; толерантности; полиинформативности; культуроцентричности, единства духовно-нравственных знаний, чувств, мотивации и деятельности;

- предложен и научно обоснован ценностно-генеалогический подход, как теоретико-методологическое основание формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы;

- выявлены педагогические возможности целостной образовательной среды семьи и школы как системного феномена, основанного на началах сотрудничества, интегративности, единства педагогических позиций, комфортности, взаимопонимания, непосредственно влияющего на формирование генеалогической культуры старшеклассников;

- обоснованы сущность и значение генеалогических ценностей, хранителем которых выступает семья, проведена их классификация;

- раскрыты существенные направления влияния семьи на формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы с позиций ценностно-генеалогического подхода: регенеративное, связанное с наследованием семейного статуса, фамилии, имущества, социального положения; фелицитологическое, воплощающее мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья; гедонистическое, связанное с физическим и психическим комфортом в семье; персоналитарное, характеризующееся ценностью признания прав и свободы личности в семье;

- разработана концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода, отображающая внутренние и внешние связи субъектов социально-педагогического взаимодействия (семья – школа – государственные учреждения и общественные организации) и систему педагогического обеспечения, представленную целевым, содержательным, деятельностным, результативным компонентами формирования генеалогической культуры старшеклассников;

- обоснованы внутренние механизмы формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы с опорой на генеалогическую идентификацию старшеклассников. Генеалогическая идентификация является результатом осмысления старшеклассником его принадлежности к определённой семье, ветви рода, роду в целом.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем. Впервые разработано теоретическое обоснование эффективного формирования генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы с позиций ценностно-генеалогического подхода. Теоретическую основу ценностно-генеалогического подхода определяют: цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры старшеклассников; система генеалогических знаний и умений, получаемых в процессе обучения и воспитания в целостной образовательной среде семьи и школы; генеалогическая идентификация как установление принадлежности личности к определенной семье, ветви рода, роду в целом.

Установлено, что концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно- генеалогического подхода отображает интеграцию внутренних и внешних связей субъектов социально-педагогического взаимодействия (семья – школа – государственные учреждения и общественные организации) в целостной образовательной среде семьи и школы. Она содержит целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты; находит свое осуществление в разработанной технологии формирования генеалогической культуры старшеклассников.

Выявлены педагогические условия эффективного формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода (организационно-педагогические, мотивационные, социально-педагогические, праксиологические, установочные, логико-структурные и инструментально-технологические).

Установлена динамика успешности формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода на следующих уровнях: потенциальный (уровень возможностей); ценностно-ориентированный, познавательно-технологический, осознанно-мотивированный, культурно-творческий, предполагающий активное участие в составлении генеалогических документов, культурно-просветительскую работу среди сверстников, творческое оформление результатов генеалогических изысканий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка теоретических основ формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы с позиций ценностно-генеалогического подхода вносит значительный вклад в развитие и обогащение теории воспитания школьников за счет:

введения, научного обоснования и уточнения в теории воспитания понятий: «генеалогическая культура», «ценностно-генеалогический подход», «генеалогическая идентификация», «генеалогическая идентичность», «целостная образовательная среда», «генеалогические ценности», «толерантность», «ценностно-генеалогические основы», «генеалогическая грамотность»; обоснования междисциплинарных функций педагогики и генеалогии в культурно-образовательном пространстве целостной образовательной среды семьи и школы: гностической (обучающей), содержательной, организационной, информационной, координирующей, систематизирующей, развивающей и воспитывающей и определения закономерных связей между смежными областями гуманитарного знания, генеалогией и педагогикой, детерминированные «человеческим фактором»;

уточнения основных педагогических условий эффективного формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода, определяющих успешность воспитывающего воздействия целостной образовательной среды на уровне целенаправленного взаимодействия семьи и школы; формирующих мотивацию генеалогической деятельности; способствующих формированию нравственно-психологических качеств и свойств личности;

обоснования критериев, этапов, модулей сформированности генеалогической культуры старшеклассников, характеризующих индивидуальную генеалогическую культуру личности на потенциальном (уровень возможностей); ценностно-ориентированном, познавательно-технологическом, осознанно-мотивированном, культурно-творческом уровнях с позиций ценностно-генеалогического подхода.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты, касающиеся теоретических основ и методологической обоснованности процесса формирования генеалогической культуры старшеклассников, могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений разного уровня: учреждений основного и дополнительного образования, институтов повышения квалификации учителей, образовательных учреждений высшего профессионального образования; в воспитательной практике семьи и других социальных институтов.

В диссертации на основе ведущих теоретических положений разработана технология формирования генеалогической культуры старшеклассников при изучении ими истории семьи и проведения генеалогических разысканий, представлены ее этапы, определено содержание деятельности субъектов воспитательной деятельности. Данное положение соответствует пункту 4 Паспорта специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Разработанные учебные программы: «Генеалогия и история семьи», «Практика генеалогических разысканий», «История моей семьи», «Ведение генеалогической документации» для учащихся общеобразовательных школ; методические рекомендации для учителей и родителей «Воспитание старшеклассников на основе семейных традиций», «Совместная деятельность семьи и школы в организации генеалогических разысканий», «Формирование генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода»; методические рекомендации по проведению научно-практических конференций для учащихся, по изучению истории семьи, по развитию генеалогической культуры школьников могут быть использованы в образовательной практике учебных заведений разного типа.

Предложенная авторская концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы и разработанные нами программы могут быть использованы в учебно-воспитательной деятельности любого образовательного учреждения, что также соответствует пункту 4 Паспорта специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Генеалогическая культура как один из важнейших аспектов общей культуры человека несет в себе ценностно-смысловое, моральное начало, влияет на развитие нравственного сознания и чувств, обуславливающих этику поведения личности. Генеалогическая культура характеризует субъективный мир человека и включает: генеалогические знания о существенных функциях и закономерностях исследования истории семьи, о приемах составления генеалогической структуры рода и установления генеалогической идентичности личности с предками; генеалогическую грамотность как осведомленность о фактах из истории происхождения семьи, рода, фамилии, семейных традиций, источниках поиска недостающей информации по истории семьи; умения систематизации родоведческих сведений по истории семьи; эмоциональную составляющую, как способность человека к переживанию, сопереживанию, состраданию к предкам; ценностные ориентации, отражающие интересы и мотивы изучения истории семьи; умения устанавливать отношения и регулировать взаимодействия между родственниками, понять и принять современниками предков и предвосхитить ими связь с потомками; умения исследовательской деятельности, позволяющие показать родственные связи, раскрыть семейные традиции, выявить гражданские, нравственные, моральные позиции родовых поколений, их профессиональный и социально-ролевой статус в истории семьи, рода, Отечества; умения творческого осмысления и оформления результатов генеалогических изысканий в форме семейной монографии.

2. Эффективное формирование генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы обеспечивает ценностно- генеалогический подход, ориентированный на генеалогические исследования семьи, на раскрытие ценностей семьи, рода, на выявление многообразных типов связей семьи и социума, ее элементов, сведение их в единую целостную картину становления семьи, и определяющий основные направления влияния семьи и школы на формирование генеалогической культуры личности. Теоретическую основу ценностно-генеалогического подхода определяют: цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры; система генеалогических знаний и умений, получаемых в процессе обучения и воспитания в целостной образовательной среде семьи и школы; генеалогическая идентификация как результат установления старшеклассником его принадлежности к определённой семье, ветви рода, роду в целом. Важнейшими характеристиками ценностно-генеалогического подхода выступают: комплексность, интегративность, целостность, мотивированность, активность, личностная направленность.

Генеалогическая идентификация является устойчивой личностной характеристикой, детерминирована потребностью воспроизвести и запечатлеть в сознании жизнь предков, включает самоощущение собственной жизни и ее проекцию на микроисторию семьи, историю Отечества, предполагает развитие индивидуального сознания личности через усвоение семейных ценностей. Нарушение/отсутствие генеалогической идентификации переживается старшеклассником как состояние психологического дискомфорта, которое возникает при отсутствии необходимых сведений, подтверждающих принадлежность личности к определенной ветви рода, роду, имеющим конкретные семейные ценности и традиции.

3. Целостная образовательная среда семьи и школы как системное образование обусловливает взаимодействие её субъектов (старшеклассники, учителя, родители); основана на началах сотрудничества, интегративности, единства педагогических позиций, комфортности, взаимопонимания; обеспечивает современные формы взаимодействия семьи, школы и социальных институтов; направлена на усвоение старшеклассниками семейных ценностей, хранителем которых выступает семья: супружество, материнство, отцовство, культура межличностных семейных отношений, преемственность поколений, почитание старших. В качестве основных системных функций целостной образовательной среды семьи и школы выступают: трансляционная (передача и переосмысление опыта предшествующих поколений), аксиологическая (постижение нравственных ценностей семьи), образовательная (формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для поисково-исследовательской работы), деятельностная (активизация сбора, систематизация информации по истории семьи); воспитательная (формирование нравственности, гражданственности и др.) и развивающая (развитие аналитического мышления, настойчивости, организаторских способностей, деловитости).

4. Генеалогическая культура, сформированная у старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы, определяется следующей совокупностью ценностей: общечеловеческие ценности, отражающие связи с семьей, принадлежность к семье; государственные и общественные ценности, отражающие осознание причастности к стране и роли предков в истории Отечества; патриотические и гражданские ценности, влияющие на духовно-нравственное развитие личности. Систематизация генеалогических ценностей старшеклассниками должна осуществляться под руководством педагога с участием членов семьи, в совместной работе с которыми учащиеся смогут осознать принадлежность к семье, ее прошлому и настоящему, причастность к истории Отечества, а также признать и открыть для себя трудовые, военные, научные, культурные достижения предков и современников и научиться строить свои жизненные планы как будущие субъекты семьи.

5. Важнейшими принципами формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы являются принцип сохранения преемственности поколений, предполагающий формирование сознания старшеклассника в традициях российских духовных и нравственных ценностей семьи, ветви рода, рода в целом; принцип соблюдения толерантности, означающий терпимость в оценке места своих предков в иерархии ветви рода, понимание ценности и роли, которую данная личность играет в генеалогической структуре рода; принцип полиинформативности, опосредующий межпредметные связи гуманитарного цикла учебных дисциплин, специальных прикладных исторических дисциплин и обеспечивающий достоверность информации ценностно-генеалогической направленности, получаемой из различных источников: школьных образовательных программ; библиотечных, архивных, музейных материалов; семейных документов, реликвий и устных преданий т.п.; принцип культуроцентричности, предполагающий взаимосвязь в становлении генеалогической и нравственной культур старшеклассника, опору на индивидуальный уровень развития генеалогической культуры, имеющей как рациональную, так и иррациональную составляющие; принцип единства духовно-нравственных знаний, эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы и деятельности. Это позволяет ценностно-генеалогический подход в педагогике рассматривать как одно из стратегических направлений формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы.

6. Основными педагогическими условиями эффективного формирования генеалогической культуры личности в целостной образовательной среде семьи и школы на основе ценностно-генеалогического подхода являются:

организационно-педагогические условия достижения поставленных целей. Организация воспитывающего воздействия целостной образовательной среды обеспечивается на уровне целенаправленного взаимодействия семьи и школы; на уровне целостного представления об изучаемом явлении из истории семьи; на уровне подготовки родителей к совместной с детьми исследовательской деятельности по изучению истории семьи; на уровне подготовки учителей к деятельности по изучению истории семьи; на уровне обобщения и анализа собранного материала из истории семьи. Организация многообразной по видам, формам и содержанию взаимосвязанной деятельности учащихся, учителей и родителей и направленность этой деятельности на изучение истории семьи, на развитие генеалогической идентичности старшеклассников является системообразующим фактором целостной образовательной среды семьи и школы.

Мотивационные условия, формирующие мотивацию генеалогической деятельности, мотивацию получения генеалогических знаний и родоведческой информации и мотивацию достижения конечного результата. Мотивационная сфера выступает в качестве побудительной силы, направляющей деятельность и активность личности. В качестве мотивов личности, исследующей свою генеалогию в целостной образовательной среде семьи и школы, выступают идеалы, интересы, убеждения, социальные установки и ценности, связанные в представлении старшеклассника с жизнью и деятельностью его родителей и предков.

Социально-педагогические условия как обстоятельства, учитывающие особенности взаимодействия целостной образовательной среды семьи и школы с внешней социальной средой, в результате чего микроистория семьи рассматривается во взаимосвязи с историей района, города, региона, страны.

Условия, способствующие формированию нравственно-психологических качеств и свойств личности и содействующие реализации праксиологического аспекта подготовленности старшеклассников к генеалогической деятельности. Установочные, логико-структурные и инструментально-технологические условия, способствующие формированию генеалогической культуры и генеалогической идентичности личности.

7. Взаимодействие педагогики и генеалогии в культурно-образовательном пространстве целостной образовательной среды семьи и школы оказывает воспитывающее влияние при исследовании старшеклассниками истории семьи и реализуется в следующих междисциплинарных функциях: гностическая (обучающая), содержательная, организационная, информационная, координирующая, систематизирующая, развивающая и воспитывающая. Эти функции проявляются в формировании: необходимых генеалогических знаний для построения родословной (поколенной росписи); умений планирования исследования по истории семьи; использования различных источников по родоведению для получения информации; ее ранжирования по значимости, объективности, достоверности; потребностей, мотивов и интереса к проведению генеалогических исследований, определяющих отношение к их результатам как генеалогическим ценностям. Они способствуют раскрытию генеалогического смысла рассматриваемых исторических процессов: популяризации и уточнения исторических сведений через микроисторию конкретных семей; систематизации сведений о родословной семьи; установлению достоверности этих сведений, фиксации исторической информации о гражданах России; соблюдению исторической преемственности поколений.

8. Концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников на основе ценностно-генеалогического подхода отображает интеграцию в становлении генеалогической и нравственной культур личности в целостной образовательной среде семьи и школы, которая представлена в виде двух блоков, отражающих внутренние и внешние связи субъектов социально-педагогического взаимодействия (семья – школа – государственные учреждения и общественные организации). Посредством этих связей происходит осознание старшеклассником истории развития гражданского общества через микроисторию семьи. Систему педагогического обеспечения в модели представляют целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты формирования генеалогической культуры старшеклассников:

- целевой компонент раскрывает основную цель формирования генеалогической культуры личности – приобщение к моральным ценностям, этическим нормам предков и дополняется задачами развития индивидуальной генеалогической культуры;

- содержательный компонент фиксирует изменения и коррективы в образовательных и в воспитательных программах, акцентируя внимание на генеалогических аспектах;

- деятельностный компонент направлен на организацию учебно-воспитательного процесса, а также взаимодействие субъектов целостной образовательной среды семьи и школы, их сотрудничество, управление поисковой работой и взаимодействие с учреждениями и организациями, владеющими информацией об истории семьи старшеклассника;

- результативный компонент отражает эффективность протекания процесса изучения и описания истории семьи старшеклассника, а также констатацию изменений, происходящих в генеалогической культуре личности учащегося, в его поведении и деятельности.

9. В качестве критериев сформированности генеалогической культуры старшеклассников выявлены блоки (модули), характеризующие индивидуальную генеалогическую культуру личности:

- ценностно-ориентационный, отражающий интересы и мотивы изучения истории семьи;

- научно-познавательный, характеризующий знания школьниками генеалогических понятий, терминов, установок, умения поисковой деятельности;

- эмоционально-нравственный (сопереживание, эмоциональное отношение);

- творчески-созидательный (исследовательская деятельность, творческое оформление результатов).

На основе экспертных оценок с учетом разработанных критериев выявлены пять уровней развития генеалогической культуры старшеклассников:

- потенциальный (уровень возможностей);

- ценностно-ориентированный, характеризующийся осознанием и принятием семейных ценностей;

- познавательно-технологический, отражающий наличие нравственно-генеалогических знаний и умений, а также готовность к поисковой деятельности;

- осознанно-мотивированный, проявляющийся в высоком уровне заинтересованности в исследовании истории семьи, мотивации к проведению генеалогических исследований, интерпретации результатов поисковой деятельности;

-культурно-творческий, предполагающий активное участие в составлении генеалогических документов (родословной, интерпретацию ее в поколенную роспись), культурно-просветительскую работу среди сверстников, творческое оформление результатов генеалогических изысканий.

10. Технология генеалогического изыскания основывается на взаимодополняемости этапов изучения преемственности поколений с учётом временного фактора, осознании сопричастности личности к историческому процессу страны и к реалиям современной жизни. Педагогические технологии включают ознакомление с практическими аспектами генеалогии, методикой поиска генеалогической информации, организацию работы старшеклассников в библиотеках, архивах, музеях, муниципальных учреждениях, хранящих родоведческую информацию; обучение составлению собственной родословной (поколенной росписи), ее оформление и направлены на овладение семейными ценностями и освоение ценностей генеалогической культуры.

Публикации. По теме исследования опубликовано 66 работ, включая 4 монографии (общим объемом 73,3 п.л.) и 10 статей в научных журналах, утвержденных ВАК в Перечне ведущих рецензируемых журналов РФ (общим объемом 4,7 п.л.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены логикой и непротиворечивостью теоретико-методологических оснований исследования, совокупностью взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки, широкой опытной базой исследования; сочетанием количественного и качественного анализа, проведением статистической обработки материалов, положительными эффектами внедрения результатов исследования.

Апробация результатов исследования. Основные идеи, материалы, выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях ученого совета учреждения Российской академии образования «Институт образовательных технологий», кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Черноморская гуманитарная академия». Материалы диссертационного исследования нашли отражение в печатных работах (1998-2010гг.); докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Интеллигенция Новгородской земли: проблемы и судьбы» (В. Новгород, 1997); Научно-теоретическом семинаре «Архивы России и проблемы региональной истории» (В. Новгород, 1999); Межрегиональной научно-практической конференции «Третьи Тюменские родословные чтения» (Тюмень, 2003); VII Новгородских генеалогических чтениях «Семьи Рюриковичей в истории России» (В. Новгород, 2005); XVIII научной конференции «Вспомогательные исторические дисциплины: классическое наследие и новые направления» (Москва, 2005); Международной научно-практической конференции «Новгородика – 2006» (В. Новгород, 2007); ХIХ Международной научно-практической конференции «Единство гуманитарного знания: новый синтез» (Москва, 2006); II Всероссийской гуманитарно-просветительской конференция «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества» (Казань, 2007); XX Международной научной конференции «Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания» (Москва, 2008); Международной научно-практической конференции «Новгородика – 2008» (В. Новгород, 2009); Девятой международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» (В. Новгород, 2009), XXI Международной научной конференции «Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания» (Москва, 2009); Международной научно-практической конференции «Проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика» (Москва, 2009, 2010); VII Международной конференции «Антропологические основы субкультуры детства: нормы, ценности и практика» (Ставрополь, 2010) и др.

Внедрение результатов исследования.

Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ городов Великого Новгорода, Тамбова, Сочи, Казани, республик Татарстан, Карелия. Результаты исследования апробированы на семинарах работников народного образования, учителей, классных руководителей по проблемам генеалогии и нравственного воспитания старшеклассников. Разработанные научно-учебные комплексы: учебные программы, учебные пособия и методические рекомендации для учителей школ, учащихся и родителей получили высокую оценку Комитета образования, науки и молодежной политики г. Великого Новгорода и рекомендованы для внедрения в практику работы школ по вопросам нравственного воспитания школьников. Методические материалы для учителей и учащихся получили положительные экспертные оценки городских, областных и Всероссийских конкурсов и рекомендованы для внедрения в практику учебно-воспитательной работы школ.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 361 источник; содержит 414 страниц текста; иллюстрирована схемами, таблицами, графиками и диаграммами.

Похожие диссертации на Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы