Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан Рахимов Саидмухамадхон

Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан
<
Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рахимов Саидмухамадхон. Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Рахимов Саидмухамадхон; [Место защиты: Кург.-Тюбин. гос. ун-т им. Носира Хусрава].- Худжанд, 2010.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1310

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования народных ремесел и подготовки студентов к обучению учащихся ремеслам таджикского народа

1.1 Становление и развитие народного ремесла и декоративно прикладного искусства в Таджикистане 21

1.2. Готовность будущих учителей к работе к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству 41

1.3. Содержание и структура педагогической деятельности учителя технологии по обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству 57

Выводы по первой главе 88

Глава 2. Подготовка студентов к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в условиях вузов Республики Таджикистан

2.1. Научно-исследовательская работа студентов важный компонент их подготовки к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству 92

2.2. Учебно-технологическая и педагогическая практика студентов важное средство подготовки студентов к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству 108

2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по подготовке будущих учителей технологии и к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству 126

Выводы по второй главе 152

Заключение 157

Библиография 167

Введение к работе

Актуальность исследования. Народное ремесло, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры труда, опыта созидательной деятельности предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа. Оно является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, ее нравственной, трудовой, эстетической и технологической культуры и соответственно рассматривается нами как существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Народные ремесла являются действенным средством формирования художественной и технологической культуры студентов ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии и целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно - прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критерием прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры личности современного специалиста.

Важное место в системе профессиональной подготовки будущих педагогов, формирования их практической готовности к организации и проведению уроков технологии в школе занимает обучение их народным ремеслам. В современных условиях переоценке ценностей в общественной жизни вопросы подготовки студентов к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству приобретает особую' актуальность, так как быстрыми темпами меняются содержание, структура и характер действия не только работников отдельных профессий, но и ремесленников. Все это требует вооружения студентов новыми знаниями, умениями и навыками по обучению учащихся к народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству.

Проблема профессиональной подготовки будущих учителей к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству решается на стыке высшей и школьной педагогики. Согласно логике исследования нами всесторонне изучена и проанализирована философская, социально-экономическая и психолого-педагогическая литература, посвященная вопросам подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

Теоретические и практические вопросы подготовки учителя технологии
раскрываются в трудах Е.В.Алексеенко, П.Р.Атутова, А.Ф.Ахматова,
СЯ.Батышева, Б.С.Белова, С.И.Ботовой, С.Булатова, Ю.К.Васильева,

Л.В.Ершовой, С.К.Кадырова, И.Х.Каримова, Н.Н.Конькова, Д.Н.Лазарева, Л.ЕЛапшиной, М.Лутфуллоева, А.М.Миралиева, С.Н.Новикова, В.А. Полякова, Г.А.Поровской, Ш.М.Рузиева, Н.Н.Сангова, В.Д Симоненко, А.С.Хворостова, Ю.Л.Хатунцева, Т.А. Шукурова, Ф. Шарипова, Ш.А.Шаропова и других.

Воспитательный потенциал народных традиций и ремесел рассматривается в исследованиях Ю.А. Арбата, В.В. Акимова, Н.Д. Неустроева, ИЛ. Богуславской, В.И. Белова, А.А. Беляева, А.А. Данилова, С.К.Жигаловой, А.С.Миловского, Н.В.Поколкина, А.Б. Салтыкова, В.Г.Смокицкого и др.

Определённую значимость для обучения школьников средствам таджикского прикладного искусства имеют работы А.М.Аглаева, МАсадов М.Кадирова ЯА.Сазонова, Е.Н.Хижняка, Н.Шамсиддинов, и др.

Проблемы подготовки будущих учителей технологов к обучению учащихс народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в условия университетского образования всесторонне исследуются теоретиками практиками, тем не менее, есть еще такие вопросы, которые требует своег решения:

теоретическое изучение сущности и содержания готовности будущег учителя к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладном творчеству;

выявление объективных критериев и показателей уровней готовност учителя технологии к ведению занятий по народным ремеслам и декоративно прикладному творчеству;

разработка теоретической модели готовности студентов к обучени учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству процессе изучения специальных дисциплин и организации научно исследовательской и учебно - исследовательской работы студентов;

изучение возможностей производственной и педагогической практик студентов в формировании готовности будущих учителей технологии к обучени учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству.

Как свидетельствует анализ исследованности рассматриваемой проблемы многие аспекты до последнего времени остаются неизученными и нераскрытыми что в современных условиях коренной перестройки системы профессионально" подготовки будущих учителей является недопустимым. Особенно если учесть чт в последние годы особое внимание уделяется возрождению и использовани шедевров народного ремесла и декоративно - прикладного творчества воспитании подрастающего поколения. Не раскрыты в должной мере роль и мест народных ремесел и национальных видов декоративно-прикладного искусства профессиональной подготовке, не выявлены их научно-теоретические основы, н разработаны эффективные методы подготовки будущих учителей технологии обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладном творчеству.

Теоретический анализ литературы и опыта работы вузов республики по профессиональной подготовки будущих учителей технологов к практической деятельности позволил выявить ряд противоречий в этой системе, которые обусловили актуальность работы. Таковыми являются противоречия:

между потребностью общеобразовательных школ республики в учителях технологии, обладающих высоким уровнем профессиональной готовности к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно прикладному творчеству и достаточно низким уровнем системы подготовки выпускников педагогических вузов;

между потребностью в специалистах с высоким уровнем готовности обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному

творчеству и несоответствием педагогических условий созданных в педагогических вузах;

между коллективным характером развития профессиональных качеств
учителя и необходимостью формирования у каждого студента технического
факультета личностной значимости профессиональных знаний и умений,
которые необходимы специалисту для обучения учащихся народным ремеслам и
декоративно - прикладному творчеству.

Необходимость разрешения на теоретическом и практическом уровнях указанных противоречий определила проблему настоящего исследования.

Социально - педагогическая значимость данной проблемы, потребность педагогической науки в переосмыслении форм, методов и условий эффективности формирования готовности будущих учителей к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству обусловили выбор данной темы исследования: «Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству».

Объектом исследования является профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей технологии в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Предмет исследования - процесс формирования готовности будущего учителя к обучению учащихся общеобразовательных школ народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в вузе.

Целью исследования является определение содержания и ' структуры готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству, и выявить педагогические условия ее становления.

Гипотеза исследования состояла в предположении, о том, что педагогическими условиями и предпосылкой формирования готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся общеобразовательных школ народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству являются:

способность студентов к объективной и адекватной оценке средств и результатов своей деятельности;

применение активных методов с целью активизации учебно-познавательной и практической деятельности студентов в процессе учебной работы, а также производственной и педагогической практик;

решение студентами педагогических задач в качестве средств формирования и развития готовности будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству.

В соответствии с целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

выявить главные тенденции развития и адаптации народных ремесел
таджикского народа в современных условиях общественного развития;

теоретическое обоснование сущности, определить структуру и содержание готовности учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам;

моделирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству;

анализировать и выявить возможности производственной и педагогической практики в формировании готовности будущего учителя обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладном творчеству;

разработать эффективные формы, методы, средства и педагогически условия формирования и развития готовности будущего учителя технологии обучению учащихся народным ремеслам в процессе научно-исследовательской учебно-исследовательской работы студентов;

разработать научно-обоснованные рекомендации для дальнейшег совершенствования готовности будущих учителей технологии к осуществлени обучения учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

на общефилософском уровне: положения диалектического учения связанные с принципами единства теории и практики, учение о сущности законах развития духовной сферы общества;

на общенаучном уровне: целостный, системный, компетентностный и концептуальные подходы как современные методы научного познания, которы предполагают рассмотрение явлений объективной действительности как динамически развивающейся системы; личностно - деятельностный и аксиологические подходы к профессионально-личностному развитию будущего учителя; основополагающие идеи единства сознания, личности и деятельности; идеи развития науки, в том числе и педагогической, во взаимосвязи другими формами постижения бытия;

на конкретно-научном уровне: исследования по проблемам профессионально-личностного развития будущего учителя; научные публикации, связанные с проблемами оптимизации дидактических средств в высшей педагогической школе; научные труды, посвященные проблемам изучения и использования шедевров народных ремесел и декоративно - прикладного творчества.

А также директивные документы: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Государственный стандарт образования Республики Таджикистан, Национальные концепции образования и воспитания и Концепция национальной школы. Закон Республики Таджикистан, «О народные художественные ремесла», «О республиканской программе сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов и ремесел в Республики Таджикистан на 2003-2015 годы».

Методы исследования: В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету научного поиска: теоретический анализ научной литературы и анализ педагогического опыта;

моделирование; наблюдение; анкетирование; беседа; интервьюирование; метод понятийного словаря; констатирующий, формирующий, преобразующий варианты эксперимента; математико-статистические методы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

определены приоритетные виды народных ремесел, к которым следует приучить молодое поколение;

выявлено сущностное содержание и структура готовности учителей технологов к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно -прикладному творчеству;

смоделировано содержание готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству;

выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективности формирования готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в системе их профессиональной подготовки:

а) проектирование содержания учебной, учебной и научно-исследовательской и
учебно-практической работы студентов будущих технологов;

б) использование шедевров ремесел и декоративно - прикладного творчества
народов в качестве содержательной основы создания креативной среды,
вовлекающий студента в ситуации творчества, эксперимента, исследования;

в) включение студентов к выполнению действий характерных народным
мастерам с целью вызывания у них глубокие переживания и эмоциональную
вовлеченность в творческий процесс;

г) реализация индивидуально-дифференцированного подхода к
профессионально-личностному развитию студентов путем организации их учебно-
практической деятельности;

выявлены показатели, критерии и определены уровни развития готовности
студентов к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно -
прикладному творчеству.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем систематизирована сложившаяся теория и практика формирования готовности будущих учителей к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству; уточнены сущность, содержание и структура готовности; разработаны теоретические основы проектирования и создания системы обучения студентов, ориентированных на профессионально-личностное развитие будущих учителей в системе профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить спектр дидактических средств организации процесса обучения будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в высшей школе, а их внедрение оказывает позитивное влияние на профессионально-личностное развитие выпускников педвуза; Разработаны, экспериментально проверены и предложены содержательные материалы прикладного характера для внедрения в

образовательный процесс высшей педагогической школы, научно-обоснованны рекомендации по реализации системы профессиональной подготовки будущи учителей к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладном творчеству, способствующих успешному профессиональному развитию будущи учителей технологии. Подготовлены соответствующие методически рекомендации по созданию и использованию шедевров народных ремесел декоративно - прикладного творчества в системе профессиональной подготовк студентов.

Достоверность научных положений, выводов, рекомендаций сформулированных в диссертации, обеспечивалась совокупностью выбранны методологических позиций, применением комплекса методов, адекватны предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованны студентов и учителей; повторяемостью результатов на разных этапа эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным качественным анализом экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Компетентностная модель готовности будущего учителя технологии
обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеств
в педагогическом вузе, отличительной особенностью, которой являете
использование в учебно-воспитательном процессе новых педагогически
технологий, представляющей целостность целевого, конструктивного
содержательного, операционно-деятельностного, организационно
технологического и результативного компонентов;

2. Подготовка будущего учителя технологии в педагогическом вуз
является эффективной, если созданы следующие педагогические условия:

данный процесс осуществляется в рамках разработанной теоретической модели;

выполняется структурирование учебного материала как системы профессионально-ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить планомерный переход к формированию готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно -прикладному творчеству;

создана положительная мотивация студентов и преподавателей к изучению, использованию шедевров народных ремесел и декоративно - прикладного творчества и обучению учащихся к ним;

3. Содержательные уровни готовности будущих учителей технологии к
приучению школьников народным ремеслам и декоративно - прикладному
творчеству.

Работа над исследованием осуществлялась в четыре этапа: I этап (1990-1999 гг.). Теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение и анализ опыта работы педагогических вузов республики по подготовке будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам в процессе учебной и учебно-практической работы в высшей школе, разработка методологии и методики исследования, накопление эмпирического материала.

II этап (2000-2003 гг.). Проведение констатирующего эксперимента,
выявление специфики организации учебной, научно-исследовательской и учебно-
исследовательской и учебно-практической работы будущего учителя технологии
и выявление их возможностей в профессионально-личностном развитии,
педагогических условий их успешной реализации в системе общепедагогической
подготовки, разработка методических материалов по активизации учебно-
познавательной и учебно-практической деятельности студентов, оценка их
качества. Апробация разработанных методических материалов, в ходе которой
опытно-экспериментальным путем выявлена эффективность внесенных изменений
в теорию и практику управления процессом профессионально-личностного
развития будущего учителя.

  1. этап (2004-2007 гг.). Продолжалась опытно экспериментальная работа по выявлению эффективных методов, путей, форм и средств формирования готовности будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству. Апробировались полученные по итогам экспериментального исследования результаты путем внедрения их в практику работы преподавателей физико-технического факультета Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова.

  2. этап (2008-2009 гг.). Окончательный анализ результатов исследования, формулирование теоретических выводов и разработка практических рекомендаций, подготовка учебно-методического пособия, завершение оформления кандидатской диссертации.

Апробация и внедрение основных положений и выводов исследования осуществлялись путём организации опытно-экспериментальной работы на физико-техническом факультете, выступлениями автора на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова, на республиканских (Душанбе, Худжанд, Курган-Тюбе,) и международных (Новокузнец, Брянск, Душанбе, Худжанд) научно-теоретических и практических конференциях. На ежегодных совещаниях и педагогических чтениях учителей Согдийской области.

Работа выполнялась на базе Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова. Всего в исследовании на разных этапах приняли участие около 523 (из них 132 будущих учителей являлись участниками формирующего эксперимента, 96 учителей технологии и 34 руководителей школ) человек.

Результаты исследования отражены в 35 публикациях, 4 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ. По результатам исследования подготовлено 10 учебно-методических пособий, 8 учебных пособий на русском и таджикском языках. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет более 40 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержание диссертации изложено на 191 странице компьютерного набора. Список литературы насчитывает 198 наименований.

Становление и развитие народного ремесла и декоративно прикладного искусства в Таджикистане

Пристальное внимание современного общества к проблемам образования и воспитания предполагает изменения личностно-профессиональной позиции учителя. Сегодня школе необходим учитель технологии, способствующий творческому самораскрытию школьников в процессе овладения различными технологиями, способный привить учащимся трудовые навыки, а также общечеловеческие нормы и ценности. Переход к гуманистической парадигме воспитания возможен при условии наличия у педагога таких личностно-профессиональных качеств, благодаря которым педагог, постоянно находясь в собственном творческом педагогическом поиске, сможет осуществлять ориентационную деятельность - помогающую и вдохновляющую школьников на творческое саморазвитие, на самоизменение в соответствии с личностными жизненными целями.

Необходимость изменения позиции учителя, ориентация его на идею, личностно-развивающего ребенка, выдвигает задачу переосмысления содержания, форм и методов подготовки учителя технологии в вузе, при которых обеспечиваются условия для развития личностных качеств, становящихся для современного учителя профессионально значимыми.

Изучение процесса синергетического слияния современной гуманистической педагогики и воспитательных возможностей народной педагогики, расширяет возможности личностно-профессиональной подготовки учителя технологии. В этом плане особое место занимают народные ремесла, являющиеся носителем богатого опыта практической и творческой деятельности определенного народа.

Воспитательные возможности народных ремесел необходимо признавать как особая система, благодаря которой юные поколения включались в практическую деятельность и становились носителями определенной системы опыта практической и творческой деятельности, в которых сконцентрированы непреходящие ценности, проверенные многовековым опытом ремесленников.

Так, в отечественной и зарубежной философии и педагогике сложилась совокупность идей, которые помогают осмыслить воспитательные возможности народных ремесел в личностно-профессиональном становлении будущего учителя технологии.

Народные ремесла являются почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественного и декоративно - прикладного творчества людей. [144]

Народное ремесло - сложное и многогранное явление культуры. Оно живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

В ходе исследования нам показалась необходимым вкратце рассматривать историю становления, развития и совершенствования народных ремесел и декоративно - прикладного творчества в Республике Таджикистан.

Следует подчеркнуть, что в Республике Таджикистан успешно развивается в широком масштабе народное ремесло и декоративно-прикладное творчество искусство. Чему отдается государственный приоритет, что явствует из законодательных актов: Закон «О народных художественных промыслах», «О республиканской программе сохранения, развития и возрождения народных художественных промыслов и ремесел в Республики Таджикистан на 2003-2015 годы».

В республике устойчиво развиваются традиционные виды народных ремесел и декоративно - прикладного творчества: резьба и роспись по дереву ганчу, плетение, гончарное искусство, вышивка, ткачество, изготовление народных музыкальных инструментов и др. Народное ремесло складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.

Искусство резьбы является одним из древнейших видов ремесла таджикского народа. [149]

Дерево — один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Разнообразно и широко использовалась древесина народными мастерами. С помощью топора, ножа и некоторых других дополнительных инструментов человек изготовлял все необходимое для жизни: жилище и хозяйственные постройки, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое. Порой дерево имело совсем неожиданное применение. Например, из него делали хитроумные и вполне надежные дверные замки или колокольчики, подвешиваемые на шею корове, издававшие мягкий приглушенный звон.

В старину большинство изделий из дерева имело чисто практическое назначение, но в каждое из них мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме, пропорциям и красоте материала.

Самые ранние памятники искусства резьбы по дереву, найдены в древних городищах Пенджикента и Шахристана и датируются 6-8 вв. н. э. Фрагменты балок, колонн, дверей, косяков и других архитектурных деталей, сохранившиеся до наших дней обработаны глубокой наклонной и плоскорельефной резьбой в виде геометрического и растительного орнамента и изобразительных мотивов. Ведущими мотивами орнаментального украшения были сасанидские перлы, расположенные по кругу и ромбу, розетки, кресты, полукруги, четырехлистники, виноградные лозы с гроздьями, растительные побеги, листья и др. Согдийские резчики отдавали предпочтение растительному узору.

Когда ислам становился государственной религией, в искусстве таджиков и других народов Средней Азии происходят значительные перемены. В этот период вместо сюжетной резьбы и росписи стал распространяться условно-отвлеченный орнамент. Но сюжетная резьба сохранилась в отдельных культурных центрах Средней Азии. [145] В эпоху Саманидов и Караханндов художественная резьба находит свое применение в декоре перекладин, панно, колонн, консолей. Так оформлены перекладина мавзолея Исмаила Самани (10 в.), небольшой фриз в мавзолее Чашмаи Аюб панно с трехглавыми консолями из мавзолея Куссам ибн Аббаса (Самарканд). Значительное место в искусстве резьбы по дереву этого периода занимает деревянный мавзолей айванного типа из кишлака Чорку Исфаринского района. Его архитектурные детали - колонны, консоли, фриз, потолок - сплошь покрыты орнаментальной резьбой. Лейтмотив узора - образные кривые, сасанидские перлы, трилистники, куфические надписи. В гуще узора иногда просматриваются маски, гранаты, змеи с птичьей головой и хвостом рыбы.

Художественная обработка дерева развивалась и в последующие века, в конце 19- начале 20 вв.. Искусство изготовления резных надгробий и фризов с надписями полностью уступает свое место декору колонн, балок, подбалок, деревянных наборных решеток, пюпитров, фигурных столиков.

В быту таджиков Памира и Припамирья дерево являлось единственным материалом, пригодным для отделки жилища и различных поделок. В этих районах художественной резьбой отделываются бузовез, бучкигич (перекладины для вешания туш овец и коз), кучкорак, овахк (рогообразные подбалки), стан (колонны), чохдон (круглые сундучки), планки дверей, колыбели. В орнаменте горных таджиков сохранились архаические формы и названия узоров, символизирующих небесные светила, культ животных и растений. Предметам домашней утвари присуща мелкая ногтевидная резьба в виде четырех листника но черно-красной росписи. Для архитектуры характерна орнаментовка лотосом, тюльпаном, мимозой, солярными кругами - офтоб (солнце) и мох (луна). [144]

Резьба по камню. Природа щедро наградила таджиков разнообразными видами камня, пригодными как для строительных целей, так и для декоративных поделок. Орнаментированные камни встречаются в архитектуре земледельческих районов Средней Азии. Сохранились выбитые на скалах изображения горных козлов, лошадей, сцен охоты и т. д. На территории Явана (наряду с кухонной утварью, украшенной ленными изображениями людей и животных, относящимися к эпохе греко-бактрийского государства и государства Кушанов) был обнаружен мягкий резной стеатитовый камень. На нем древним мастером запечатлен гинокамп - кот-дракон или конезмей с фигурой всадника. Культ гинокампа был широко распространен среди народов Средней Азии, Индии и Ирана.

Содержание и структура педагогической деятельности учителя технологии по обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству

В современной научно - педагогической литературе профессиональная подготовка учительских кадров в системе высшего образования строится на основе идей целостного подхода и включает в себе: целеобразовательно-конструктивный, содержательный, операционно-деятельностныи и оценочно-результативные компоненты.

Рассмотрим цели подготовки будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в процессе учебных и внеучебных занятий по технологии.

Профессор В.П. Беспалько выделяет три уровня цели подготовки специалиста: общевузовская (социальный заказ), факультетская, кафедральная цели. [27]

Общевузовская цель (социальный заказ) - в разработанной модели специалиста — это описание качеств специалиста:

а) уровень его знаний и умений в определенной области деятельности;

б) степень развития его психических свойств и качеств личности;

в) характер сформированных у него мотивов, потребностей и отношений к окружающей его жизни и требованиям общества к специалисту. [29]

Факультетская цель подготовки строится на основе графологической структуры учебного предмета, что позволяет выявить число его элементов:

из логической структуры науки осуществляется отбор определенного числа элементов, составляющих учебный предмет;

подсчитывается коэффициент полноты (объем) учебного предмета, характеризующий учебную программу или качество факультетской цели; подлежит непрерывной оптимизации [29].

При определении кафедральных целей ориентируются на проведение отдельных занятий по отдельным предметам, а также на разработку методики объективного контроля качества обучения по отдельным предметам.

Необходимо подчеркнуть, что при разработке целей подготовки будущего учителя технологии в вузе к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно прикладному творчеству в процессе учебных и внеучебных занятий по технологии исходным положением послужил общепедагогический принцип связи обучения с жизнью — связь теоретического педагогического образования с практической деятельностью студентов технических факультетов. А полное содержание целей подготовки учителя технологии, осуществляющего работу по обучения учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в процессе учебных и внеучебных занятий по технологии, определяется конкретными социально-экономическими условиями, в которых он будет жить и работать, особенностями его педагогической деятельности в этой области.

Как отмечает В.П. Беспалько, одним из основных вопросов, встающих при разработке целей образования, является язык, на котором следует описывать цели подготовки специалистов с высшим образованием. В нашем случае таковыми являются учителя технологии, готовящиеся к осуществлению работу по обучения учащихся народных ремеслам и декоративно - прикладному творчеству в процессе учебных и внеучебных занятий по технологии. В квалификационной характеристике учителя технологии цели описаны на языке знаний и умений. А каждое умение лежит в основе решения определенной педагогической задачи в рассматриваемой нами области.

Описание цели образования (модель специалиста) по сути дела, означает представление системы типовых задач или системы адекватных им умений и знаний (видов деятельности).

По мнению Ю.А. Лаврикова модель специалиста - это отражение учебных планов, программ и других нормативных документов, описывающих и регламентирующих процесс подготовки в вузе. В наиболее общем виде модель специалиста представляет собой схематическое выражение объема и структуры, специфических и профессиональных, организационно-управленческих, морально-этических знаний, свойств и навыков, необходимых для практической деятельности. В соответствии с этим ее построение предполагает определение:

а) функциональной сущности специалиста;

б) широты его профессионального профиля;

в) профессиографических характеристик;

г) экспертных оценок и прогнозов развития этой деятельности в перспективе;

д) схемы учебных дисциплин с учетом их соотношения.

Модель специалиста, в основе которой лежит обобщенная модель его деятельности и его подготовки, содержит информацию об основных требованиях к данному специалисту, сферах его применения, эффективность работы специалиста и о многих других моментах, которые не учитываются при концептуальных схемах построения модели. Например, в своей монографии Е.Э. Смирнова в термин «модель специалиста» предлагает включить (170):

модель деятельности специалиста, являющейся основой всего дальнейшего построения;

модель подготовки как комплекс мероприятий, преобразующих учебно-воспитательный процесс в вузе;

модель деятельности студентов как процесс, формирующий будущего специалиста;

модель приема в вуз (модель абитуриента);

модель деятельности преподавателя фиксирующего требования к нему в области учебно-воспитательного процесса в вузе.

Но для разработки обобщенной модели специалиста обычно рассматривается лишь модель деятельности специалиста и модель подготовки. Модель подготовки специалиста отражает целостную картину только в том случае, если ее структурные элементы будут направлены на достижение единой цели — формирование высококвалифицированного специалиста.

Структура и содержание модели деятельности специалиста состоит из трех крупных разделов:

1. Социально-профессиональный фон, на котором происходит деятельность изучаемых специалистов.

2. Основные аспекты деятельности специалистов.

3. Психолого-педагогические характеристики деятельности специалистов. Каждый из указанных разделов связан со всеми остальными, что и дает модели необходимую целостность. Одновременно каждый раздел отражает наиболее важные стороны деятельности специалистов, которые представляются либо в виде описания, либо в виде таблицы и графиков. Следовательно, модель деятельности, в конечном счете, предстает как знаковая и эмпирическая система.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о создании описательной модели учителя технологии — выпускника технического факультета университета к работе по ориентации учащихся на выбор видов деятельности связанные народными ремеслами в процессе учебных и внеучебных занятий по технологии дадим определения ряда терминов.

Под моделью (от латинского — мера, образец) подразумевается искусственно созданное для изучения явления, аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или вовсе невозможно.

Моделирование обычно определяется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование как метод научного познания позволяет предвосхитить конечный результат развития объекта.

Профессиограмма учителя в психолого-педагогических исследованиях трактуется как качественно-описательная модель идеально подготовленного специалиста-педагога, отражающая наиболее существенные его характеристики. Профессиограмма учителя технологии - это своеобразный эталон выпускника общетехнического факультета университета педагогического профиля.

Научно-исследовательская работа студентов важный компонент их подготовки к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству

В системе формирования готовности студентов к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству большое место отводится выполнению ими научно-исследовательской, курсовой и дипломной работы. Участвуя в выполнении научно исследовательской работы, курсовой и дипломной работы студенты приобретают не только методические знания, умения и навыки, но и вносят определенный вклад в решение проблем, стоящих перед вузовскими кафедрами в области науки, техники и производства. Тем самым, развивая свои творческие способности, расширяя политехнический, экономический и ориентационный кругозор и т. Д. [129].

В системе организационных форм НИРС одно из ведущих мест занимают кружки народных ремесел, студенческие конструкторские бюро. В ходе исследования нами проанализирована деятельность кружков народных ремесел вузов республики. Выявлены их возможности в создании студентам благоприятных условий не только применять полученные знания на практике, повышать политехнический и ориентационный кругозор, но и проявлять творческие способности, что очень важно в их предстоящей деятельности в школе, в плане развития творческого мышления и трудовых навыков у учащихся.

В то же время анализ положения кружков народных ремесел университета, директивных документов, регламентирующих его деятельность и методических руководств Худжандского государственного университета, показали, что технические документации, технологические карты, оформление кабинета частично отражают задачи подготовки студентов к обучению школьников народным ремеслам в школе. С целью обеспечения целостности деятельности, и целенаправленности кружка были переработаны методические руководства по техническому творчеству в целях придания им характера народных ремесел, включены материалы прикладного творчества и народных промыслов в техническую документацию, технологические карты.

Прикладное творчество студентов в кружке в соответствии с характером работы, сложившейся в ХГУ выполнялась в следующих направлениях (секторах):

1. Сектор «Искусство резьбы», состоящий из двух бригад:

- Резьба по дереву, занимающаяся разработкой и исследованием истории развития резьбы по дереву и совершенствовании технологии изготовления.

- Резьба по ганчу, занимающаяся созданием различных художественных продукций и орнаментальным оформлением учебных лабораторий, кабинетов.

2. Сектор моделирования и математического обеспечения технических расчетов. Данный сектор занимается разработкой математических методов расчета и экономическим обоснованием собственных разработок членов СКВ, монтажом и наладкой современной компьютерной техники по заказам школ, училищ, детских садов и т. д. г. Худжанда и Согдийской области.

3. Сектор «Умелые руки», который занимается изготовлением различных принадлежностей из прутьев ивы и лигиструма. Кроме того, сектор взял на себя обязанность по обучению студентов плетению.

Студенты экспериментальных групп наряду с подбором объектов декоративно - прикладного творчества, разработок конструкции, технологической документации, технологических карт и т. д., подготовили к ним методические рекомендации. Так, студенты, участвующие в первом секторе кружка изготовили образцы изделий: разные столики (шахматный, газетный и др.), фрагменты орнаментального оформления, оформили учебное здание университета. Вместе с тем они подготовили материал об истории возникновения и развития искусство резьбы в северном Таджикистане. Студенты, занимающиеся моделированием и математическим обеспечением, разработали технологическую кару на ряд изделий сложной конфигурации с использованием компьютера. Изготовленные наглядные пособия для учебно-воспитательного процесса нашли оптимальные варианты стендов, планшетов по обучению школьников народным ремеслам, удачно сочетающих и дополняющих существующие.

Многие студенты получили задания на выполнение заказов общеобразовательных школ, педучилищ г. Худжанда и Согдийской области по разработке и изготовлению наглядных пособий о народных ремеслах, что способствовало установлению тесного контакта членов кружка со школами, колледжами.

Привлечение членов кружка к выполнению ими индивидуальных и коллективных заданий творчески прикладного характера и другие методические приемы, используемые руководителями кружка, по активизации деятельности будущих учителей способствует углублению их методической готовности к обучению школьников народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству.

Смотры-конкурсы декоративно - прикладного творчества студентов в вузе стали неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, плодотворной формой работы преподавателей по подготовке студентов обучению школьников народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству на политехнической основе, повышению их учебной и технической творческой активности.

Смотры-конкурсы, являясь одной из самых распространенных форм пропаганды прикладного творчества, отражают результаты творческой деятельности студентов, показывают уровень развития студентов в ходе выполнения творческих работ в кружках и т. д. С этой целью в Худжандском госуниверситете во второй половине апреля проводятся ежегодные смотры-конкурсы декоративно - прикладного творчества студентов. Для участия в конкурсе его участники художественного кружка Худжандского госуниверситета внесли заявку на участие с заполненной карточкой на каждого члена факультетских команд. Представленные работы имели эстетичный вид, стендовую надпись с краткой аннотацией, с указанием автора или коллектива авторов и научного руководителя. По условиям смотра-конкурса в стендовой надписи к экспонату раскрывалось содержание работы студентов, ее результаты и экономический эффект, педагогический эффект от внедрения, перспективы на будущее. Если разработка внедрена или принята к внедрению, то экспонат демонстрируется вместе с приложенным документом, подтверждающим этот факт (акт внедрения). В целях объективного суждения о результатах творческой деятельности студентов и уровня их развития в ходе выполнения творческих работ также целесообразно устанавливать экспонаты так, чтобы была видна сущность каждого экспоната, и можно было продемонстрировать внедренные в производство изделия.

В связи с тем, что выпускникам технического факультета в предстоящей деятельности в качестве руководителя кружка в школе, УПК и т. д. часто приходится сталкиваться с организацией и проведением смотра-конкурса и оценивать качество представленных на них творческих работ учащихся, целесообразно формировать у них определенные практические навыки в этой области. С этой целью нами использованы критерии определения качества работы.

Для повышения эффективности внутри вузовского тура смотра-конкурса декоративно прикладного творчества студентов мы целенаправленно организовали встречу ведущих ремесленников области, преподавателей университета завоевавшие авторитет ремесленников, а также представителей областной организации изобретателей и рационализаторов с будущими учителями. На очередной выставке научно-технического и декоративно прикладного творчества студентов выступили декан физико-технического факультета, доцент А.Азизов, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин, доцент С.Екубов и студент выпускного курса Х.Ашуров. на счету которых много художественных изделий завоевавшие призовые места в областных и республиканских конкурсах - выставок. Они рассказали о том, как они стали ведущими ремесленниками университета, города и области. Выступившие отметили, насколько сложен и в то же время увлекателен труд ремесленника изобретателя, путь к нему лежит через глубокие знания по основам наук, навыки конструирования, сырьевых материалов, умение мастерски выполнить характерные действия настоящего ремесленника.

И конечно, они рассказали о результатах своих творческих исканий по художественному оформлению зданий и учебных кабинетов факультета.

Проводимая нами систематическая работа с членами кружков, декоративно прикладного творчества Худжандского госуниверситета положительно сказалась на уровне научно-технических разработок, который можно проследить по итогам смотров-конкурсов творческих разработок студентов вузов Республики Таджикистан. Так, по итогам смотра-конкурса, проведенных в 2004-2005 г. члены кружка общетехнического факультета Худжандского госуниверситета получили от 23 до 28 баллов (из 30 возможных). В то же время члены кружка, с которыми не проводили, в определенной степени, разъяснения, беседы по воспитанию добросовестного, соответственного, творческого отношения к труду, качеству труда получили 18-19 баллов на представленные экспонаты.

Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по подготовке будущих учителей технологии и к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству

Разработанная нами методика формирования готовности будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству, изложенная в предыдущих параграфах данной главы, была проверена в процессе работы со студентами и учителями-практиками. Дальнейшая наша задача - описать процесс формирования у будущих учителей исследуемого качества, определить динамику этого процесса на всех этапах эксперимента.

Содержательный аспект уровней готовности будущих учителей технологии к приучению школьников народным ремеслам характеризуется по следующим параметрам.

Высокий уровень. Данный уровень характеризуется творческим и созидательным отношением учителя технологии к приучению школьников народным ремеслам. Во-первых, сам учитель знает и умеет заниматься народным ремеслом на высоком профессиональном уровне. Соответственно, у него сравнительно творческое отношение к объекту своей деятельности. Во-вторых, он знает и умеет, как использовать разумно и целесообразно методику приучения школьников к народным ремеслам. При этом он в условиях рыночной экономики умеет сочетать личностную и общественную выгоду в этом деле. Сам участвует в конкурсах и выставках произведений народного искусства, а также готовит своих учеников к аналогичным конкурсам и выставкам.

Достаточный уровень. Этот уровень соответствует нормативным стандартам, предъявляемым к будущим учителям технологии. У этих специалистов сформулировано сознательное отношение к своей профессии. Они любят как свою профессию, так и детей, которых они собираются приучить народным ремеслам. Они овладевают достаточным количеством народных ремесел (2-3) и умеют приучить к этому делу своих учеников. Качество освоенных ими народных ремесел является достаточным для производства основных видов продукции народных ремесел. Однако у них не сформулировано творческое отношение к своей профессии. Поэтому они сами и их школьники редко участвуют в конкурсах и выставках народных промыслов.

Средний уровень. Рассматриваемый уровень отличается прежде всего тем, что специалисты данного уровня не имеют сознательного отношения к своей профессии, и более того, им не хватает трудолюбия и профессиональной закалки. Они могут заниматься народными ремеслами и приучить школьников к этому делу на уровне ниже достаточного,т.е. они не вкладывают свою душу в свою профессиональную и педагогическую работу. Поэтому их продукции нельзя оценить как произведение исскуства, поскольку они остаются лишь бытовыми предметами, которые имеют определенную материальную ценность, но не духовную.

Низкий уровень. Будущих учителей технологии, находящихся на данном уровне, можно допускать к работе с учениками условно. Как показывает анализ их работ, они сами еще не усвоили достаточное количество народных ремесел, да и то они усвоили поверхностно, так как допускают слишком много ошибок и недостатков. В результате допускают производственный брак, поэтому их следует направить только в те школы, где имеются опытные учителя технологии, у которых они могли бы наверстать упущенное как в плане более углублённого усвоения народных ремесел, так и в плане приучения школьников народным ремеслам.

После завершения 1 этапа опытно-экспериментальной работы был проведен 1-ый «срез», который показал динамику изменения сформированности готовности будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно прикладному творчеству. Полученные данные мы сопоставили с данными констатирующего эксперимента, то есть с «исходным срезом».

Методика проведения «срезов» описана в 3 первой главы. Результаты первого «среза» представлены в таблице № 4.

Анализ табличных данных показывает, что после первого этапа работы по формированию исследуемой готовности произошли незначительные изменения, поэтому необходимо продолжение работы. Неудивительно, что сразу после 1 этапа показатели не выросли заметно. Этот этап не предполагает глобальных изменений, а лишь готовит условия для проведения основной экспериментальной работы. На этом этапе выявляется содержание учебных дисциплин, планируется и направляется работа преподавателей университета, выявляется взаимосвязь изучаемых дисциплин. Студенты получают лишь первоначальные сведения об объекте своей будущей деятельности, знакомятся с особенностями будущей профессии, глубже изучают специальные предметы, приобретают умений обучать учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству

Нами использовались комплексная методика, которая включала совокупность методов, обеспечивающих достоверность результатов формирующего эксперимента:

наблюдение;

анкетирование;

тестирование;

компьютерная диагностика;

беседа;

решение педагогических задач;

анализ педагогических ситуаций;

выполнение индивидуальных заданий;

анализ результатов деятельности (планов-конспектов, уроков, компьютерных уроков, результатов решения задач и других).

Для выявления мотивационно — личностного компонента искомой готовности использовались следующие методы: анкетирование; беседа; мини — сочинение; метод незаконченных предложений; экспресс — опрос; наблюдение; анализ педагогических ситуаций; шкалирование — для определения индекса удовлетворенности своей профессией и другие.

Нами определено, что студенты в основном, положительно относятся к профессии учителя, но не предполагают, что в профессиональной деятельности им необходимо будет использовать материали связанные с народными ремеслами. Поэтому их отношение к применению материалов народных ремесел отрицательное или нейтральное, будущие учителя не испытывают интерес к совершенствованию педагогической деятельности с использованием материалов народных ремесел, не проявляет активность в повышении эффективности педагогического процесса с применением материалов народных ремесел.

При исследовании содержательного компонента, который характеризуется наличием системы знаний об объекте деятельности и способах управления им, а также знаниями о способах, методах и приемах преобразования объекта с использованием материалов о народных ремеслах, нами использовались следующие методы: анкетирование; самооценка; тестирование; индивидуальные задания и их анализ; беседа; экспертные оценки; моделирование; эксперимент; наблюдение.

Так же применялись и другие методы, совокупность которых позволяла перепроверять и сравнивать экспериментальные данные.

При замерах процессуального компонента, который состоит из практических умений и навыков по реализации теоретических знаний, нами также использовалась группа методов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, анкетирование, специальные задания экспертной оценки, качественный анализ результатов деятельности, компьютерная диагностика, решение практических задач и др.

Итак, на первом этапе обнаруживаются лишь незначительные изменения признаков готовности будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству, поэтому продолжение целенаправленной работы по ее формированию и развитию оправдано и необходимо. На втором этапе, который является теоретическим и максимально интенсивным в ходе формирования исследуемой готовности, произошли дальнейшие изменения. Табличные данные показывают (Таблица 5), что на 2 этапе происходит дальнейший прирост уровня готовности будущих учителей технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно - прикладному творчеству педагогического процесса.

Похожие диссертации на Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству : на примере вузов Республики Таджикистан