Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа Цаликов, Валерий Данелбекович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цаликов, Валерий Данелбекович. Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Формирование гуманистических отношений в условиях многонациональной школы обусловлено кардинальными переменами в социально-экономической жизни, общественном сознании и народном образовании. Глобальность процессов развития всех сфер жизни общества сталкивает различные культуры и традиции в системе мирового обмена идеями, товарами, услугами и формирует новые условия для диалога различных культур, который ставит проблему поиска общечеловеческих отношений для гармонизации взаимоотношений. В настоящее время особенно важно осознание человеком, обществом приоритетных общечеловеческих ценностей.

Актуальность темы обусловлена обострением межнациональных отношений, проявления? шовинизма, национализма, небрежного отношения к культурному наследию разных народов. Именно поэтому необходимо исследовать пути эффективного воспитания нравственных отношений в многонациональной школе через учебігую, внеучебную и досуговую деятельность с использованием идеи и опыта народной педагогики. Воспитание культуры межнационального общения все более становится одной из важнейших проблем.

Школа неотрывна от национальной почвы. Школа — это важный фактор удовлетворения национальных и культурных потребностей, приобщения школьника к национально-культурным традициям. Принципом построения учебно-воспитательного процесса современной школы должно быть диалектическое единство трех начал: национального, межнационального и общемирового, которое позволяет школьнику почувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.

Формирование гуманистических отношений предполагает, что основным условием становления общечеловеческих ценностей, руководством к действию будет рассмотрение национальных особенностей с позиции нравственных категорий добра,

красоты, истины. Этим доказывается, что все народы могут и должны жить именно по этим принципам.

Культурно-исторические традиции народов Северного Кавказа, их диалектическое единство со всеобщей человеческой культурой становится источником формирования содержания образования; всей учебно-воспитательной деятельности школы. При этом надо иметь в виду, что культура народов Кавказа является фактом мировой цивилизации.

Многовековой исторический опыт межнациональных связей в полиэтническом обществе показывает, что есть четыре подхода к регулированию межэтнических отношений: интеграция, ассимиляция, деэтнизация, истребление. В России накоплен колоссальный опыт и массового истребления (геноцид и этно-цид) народов, и насильственной ассимиляции на уровне «правительственного шовинизма» (В.И.Ленин), и направленной деэтни-зации, коснувшейся, к несчастью, и русских. В то же время Россия дала миру великий гуманистический пример экономической, духовно-нравственной, культурно-цивилизационной интеграции народов страны, их взаимного движения друг к другу, стремления к взаимному пониманию. Такие великие глашатаи гуманизма, как Григорий Сковорода, Александр Пушкин, Лев Толстой, Тарас Шевченко, Константин Ушинский, Коста Хетагу-ров, Хачатур Абовян, Якоб Гогебашвили, Абай Кунанбаев, выступали как пророки и апостолы в защиту идеалов добра и справедливости в отношениях между народами.

В разработке проблемы гуманистического воспитания школьников, в том числе его межнационального аспекта, мы опирались на труды ЯАКоменского, КАУшинского АТолстого, Т.СШацкого, АС.Макаренко, ВАСухомлинского, а также фундаментальные исследования по традиционной культуре воспитания Г.Н.Волкова, А.Ш.Гашнмова, Я.К.Ханбикова, АР.Хинтибидзе, БАКадырова, ИАШорова и др.

Использование прогрессивных народных традиций в воспитании школьников рассматривается в исследованиях АИ.Ма-сурманова, А.Л.Бутасвой, Н.В.Силистрару, Х.Х.Батчаевой, Т.Г.Саидова.

Определенный вклад в решение вопросов изучения народной педагогики, выявления ее прогрессивных традиций, разра-

ботки путей использования их в учебно-воспитательном процессе внесли ученые Республики Северная Осетия-Алания: историки и этнографы — А,М.Магометов, В.С.Уарзиати, А.Х.Хадикова; психолога, философы, филологи — В.ИАбаев, Т.А.Гуриев, Х.Х.Ха-диков, Г.И.Гостиева, Е.Хамицаева и др.

При изучении проблемы формирования гуманистического сознания в единстве с поведением особенный интерес представляют труды осетинских мыслителей, публицистов, писателей КЛ.Хетагурова, У.Шанаева, МТуганова, И.Канукова„ Б.Каргиева и др.

В исследовании проблемы широко использован опыт передовых педагогов республики В.М.Догоева, СГ.Ваниевой, АК.Кар-гаевой и др., а также многолетний личный опыт.

Анализ современной педагогической литературы показал, что проблема поиска условий формирования гуманистических отношений в многонациональной школе, несмотря на свою актуальность, до сих не являлась предметов специального изучения. Поэтом}'- нами была избрана тема исследования -- «Форют-рование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа».

Объектом исследования является система работы многонациональной школы по воспитанию учащихся на опыте традиций народной педагогики Республики Северная Осетия-А\ания.

Предметом исследования являются условия, при которых формируются гуманистические взаимоотношения в многонациональной школе.

Цель исследования: показать неиспользованные возможности традиционной культуры воспитания в формировании гуманистических отношений школьников.

В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: процесс гуманистическою воспитания учащихся может, быть эффективен, если:

— традиции народной педагогики становятся фактором гу
манистического воспитания;

— соблюдается преемственность в процессе воспитания
младших школьников и старшеклассников;

обеспечивается непрерывность воспитательного воздействия на сознание и самосознание учащихся многообразием методов, приемов, средств;

поддерживаются солидарные действия между учителями и родителями во имя такой же преемственности и перманентности;

осуществляется целенаправленная подготовка учителей и родителей к творческог*гу использованию прогрессивных традиций народной педагогики в гуманистическом воспитании детей и подростков.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, сформулированы его основные задачи:

проанализировать функциональные возможности проірес-сивных традиций народной педагогики Осетии в формировании гуманистического сознания и поведения учащихся;

научно обосновать оптимальные методы и средства гуманистического воспитания школьников;

изучить возможности и пути использования идей и опыта народной педагогики в современной воспитательной практике в целях формирования гуманистического сознания учащихся в единстве с их поведением;

опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации д\я формирования гуманистического сознания учащихся в единстве с их поведением;

Методологической основой исследования явилось целостное учение о взаимосвязи социальных макроструктур, в конечном счете определяющих гуманность личности и межличностных отношений: память (историческая) — традиция — культура — воспитание — духовность — личность — народ (историческая .личность). Это нами прослеживается в контексте цепочки взаимозависимостей: национальная политика — национальные отношения — национальное воспитание — межличностные связи — межнациональное согласие — межнациональная солидарность — межнациональная гармония.

Теоретической основой исследования является общефилософская мысль о роли народа в создании духовной и материальной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни общества, своеобразии и

самобытности культур различных народов и народностей, о нравственности и нравственном воспитании; педагогика ненасилия и толерантности; психолого-педагогическая концепция о ведущей роли общения и деятельности как фактора развития и формирования личности.

Для решения задач и проверки исходных положений, был использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ литературы по философии, социологии, истории, по педагогике и смежным наукам — психологии, фольклористике, антропологии, этнологии, этнографии, отражающей современное состояние проблемы), анализ программ, учебников по родно>гу языку, литературе, истории для осетинских школ с точки зрения выявления их нравственного потенциала и возможностей использования элементов народной педагогики в процессе формирования гуманистического сознания и поведения школьников, наблюдения за работой учащихся, организованные по специальной программе, анкетирование, интервьюирование и беседы с учителями школ, преподавателями вузов, студентами, учащимися и их родителями, обобщение независимых характеристик и анализ результатов действий учащихся, опытно-экспериментальная работа (обобщение передового педагогического опыта, участие в формировании положитечьного опыта учителей).

Всего экспериментом было охвачено 1026 учителей, школьников и их родите\ей. Эта работа была проведена на первом этапе (1986-1990 гг.).

На втором этапе (1990-1992 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась научная достоверность выдвинутой гипотезы, выявлялись уровни развития гуманистического сознания и поведения учащихся, сформированные с учетом опыта народной педагогики осетин, в результате чего была дана оценка внеклассной и внешкольной работы, воспитанию детей в семье; определены основные направления подготовки учителей к использованию материалов в целях формирования гуманистического сознания и поведения старшеклассников. В этот период мы обобщали, систематизировали и оформляли полученные данные в виде пособия, докладов, лекций и статей.

На третьем этапе (1992-1995 гг.) проверялись теоретические положения и методические рекомендации, подводились итоги и оформлялись результаты проведенной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогическое творчество осетинского народа, как и других народов Северного Кавказа, содержит в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал, который успешно может быть реализован в гуманистическом воспитании учащихся.

  2. Использование прогрессивных традиций и накопленного в процессе формирования гуманистического сознания школьников опыта педагогически целесообразно, так как способствует целостному формированию личности

  3. Эффективность творческого применения народных традиций в процессе воспитания во многом определяется характером сотрудничества школы и семьи, учителей и родителей в их совместной деятельности.

  4. Творческое использование народных этических традиций в учебно-воспитательном процессе является наиболее оптимальным и надежным средством демократизации и гуманизации поюльной жизни.

  5. Успешная реализация гуманистических идеалов народа в школе возможна только при условии специальной этнопсихологической и этнопедагогической подготовки будущих учителей и соответствующего повышения квалификации учительства в области традиционной культуры воспитания.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в углублении, расширении и конкретизации сущности взаимодействия гуманистического сознания и поведения в процессе воспитания, обосновании целостной системы гуманистического воспитания на традициях народной педагогики, теоретической трактовке принципиальных вопросов, связанных с некоторыми симптомами этнической нетерпимости и их признаками, проявляющимися в поведении, выявление ряда признаком толерантности в межличностных отношениях и социальных показателей.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные на его основе рекомендации позволяют учителям, родителям и преподавателям вузов совершенствовать методы и приемы по использованию идей и опыта народной педагогики в формировании гуманистического сознания школьников. Разработанные рекомендации могут быть успешно использованы при дальнейшем совершенствовании программы, учебных пособий, в профессионально-педагогической подготовке учителей на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях по спецкурсу «Этнопедагогика осетин», в процессе педагогической практики студентов и в работе с родителями.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются многообразием методов, полученными опытно-экспериментальными данными, адекватными целям и задачам исследования.

Апробация и внедрение работы осуществлены путем научно-методической экспертизы в лаборатории этнопедагогики Института национальных проблем образования МО РФ. Автор неоднократно выступал с сообщениями о результатах своего исследования на совещаниях учителей, методистов, работников народного образования города Владикавказа, республики, на научно-методических конференциях в Москве, Карачаевске, Нальчике, Майкопе и других городах Российской Федерации.

База исследования: Алагирская СШ, Ардонская СШ, Кадга-ронская СШ, Гизельская СШ N 1, СШ Нарт, Ногкауская СШ, СШ NN 2, 21, 43 г.Владикавказа.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.