Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Зувайдуллоев Файзулло Зикирович

Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования
<
Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зувайдуллоев Файзулло Зикирович. Формирование экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в системе высшего педагогического образования: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Зувайдуллоев Файзулло Зикирович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2016.- 166 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методические аспекты формирования экогуманистического мировоззрения будущих педагогов 14

1.1. Понятие и сущность экогуманистического мировоззрения личности 14

1.2. Проблема формирования экогуманистического мировоззрения личности в психолого-педагогических исследованиях 30

1.3. Состояние формирования экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в вузах Республики Таджикистан 47

Выводы по первой главе 70

Глава 2. Моделирование процесса формирования экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в образовательном процессе вуза

2.1. Содержание и технология формирования экогуманистического мировоззрения в процессе педагогической подготовки 73

2.2. Структура, критерии и уровни сформированности профессионально-экогуманистического мировоззрения будущих педагогов 89

2.3. Модель формирования экогуманистического мировоззрения в процессе педагогической подготовки и её эффективность 121

Выводы по второй главе 147

Заключение 150

Список литературы 154

Введение к работе

Актуальность исследования определена потребностью в улучшении структуры и значения экологического воспитания и отсутствием теории развития профессионально-педагогических взглядов в целом, не гарантирующем обязательные условия для подготовки молодого поколения педагогов, обладающих высокой степенью профессионально-экогуманистических убеждений.

В Таджикистане с целью улучшения экологического образования, воспитания и просвещения Правительством Республики был принят ряд документов, направленных на решение возникших проблем.

В феврале 1996 года Постановлением Правительства Республики Таджикистан была принята Государственная Программа экологического образования и воспитания населения Республики Таджикистан на перспективу до 2010 года (от 23.02.1996г). Учитывая безотлагательность решения природоохранных вопросов, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном был одобрен и принят «Закон об охране природы» и ряд других законодательных, нормативных актов, направленных на сохранение окружающей среды.

В системе экологического образования в ВУЗах важная роль принадлежит подготовке будущих учителей. Поэтому, необходимо, чтобы студенты, независимо от приобретаемой специальности, имели экологическое образование, так как их ученики живут в ХХІ веке. От подготовки педагога во многом будут зависеть тенденции и параметры среды обитания человека в будущем. Эффективность экологического воспитания школьников во многом зависит от уровня готовности учителя к педагогической деятельности по формированию экологической культуры учащихся.

Экологическое образование предусматривает теоретическое и практическое овладение учащимся общими научными основами законов развития природы, общества и разумное использование природных ресурсов.

В Национальной Концепции воспитания (26.03.2006) отмечается, что: «организация эффективного экологического воспитания граждан позволяет охране окружающей среды и биосферы их обогащению, а также способствует здоровью и благополучию нации». Экологическое воспитание и охрана окружающей среды, прежде всего, предусматривает охрану генофонда нации.

Таджикистан, являясь частью мирового сообщества, на современном этапе развития способствует решению экологических проблем. За эти годы Правительством Республики Таджикистан принят ряд документов, направленных на решение возникших проблем в республике. В государственной программе по экологическому образованию населения руководством высших учебных заведений обсуждается необходимое осуществление государственной программы относительно экологии и охраны окружающей среды. Экология и охрана окружающей среды относятся к разноспециальной науке, потому что взаимодействуют с географией, экономикой, историей, правом, биологией, медициной, педагогикой, психологией и техническими дисциплинами. В связи с этим студенты вузов наряду со своими специальностями должны получить информацией и по экологии. На факультетах всех высших учебных заведений республики необходимо ввести академическую дисциплину «Экология и охрана окружающей среды».

Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема нравственного и духовного формирования студентов обострилась в возникшем ценностном хаосе, где безнравственность сопровождается отчуждением даже от национальной культуры как источника духовных ценностей, что подводит молодых людей к угрозе эстетической деградации.

Одной из систем воспитания положительных качеств молодёжи и гуманизации межнациональных отношений является структура образования.

Степень разработанности проблемы исследования. Педагогическая наука непрерывно исследует содержание, формы и методы экологического образования. Внимание педагогов направлено на поиски наиболее эффективных средств оптимизации учебного процесса, учительских кадров (Ю.К.Бабанский, Н. Пономарева, М. Лутфуллоев, Т.А.Шукуров, У.Зубайдов, Ф.Шарифзода, И.Х.Каримова, Дж. Шарипов, Г.Суравегина, И.Д.Зверев, М.Нугмонов, Т.Н.Зиёзода и др.).

Профессиональная подготовка учителя, пути повышения качества подготовки педагогических кадров, психолого-педагогические аспекты деятельности раскрыты в работах Я. Лернера, И.П.Калошина. А.Н.Леонтьева, Н.М.Матюшина, С.А.Рубейнштейна, Т.А.Маркиной, С.Д.Деряко, С.Н. Глазычева, Н.Н.Маисеева, Х.Буйдокова, О.Обидова, А.М.Миралиева, С.Холназарова, У.Зубайдова и др.

Вопросы гуманизации образования на современном этапе развития теории воспитания рассматриваются в диссертационных работах И.Х.Каримовой, С.Кенджаевой, С.Н. Пировой, М.Э. Яхшибаевой и других исследователей Республики Таджикистан.

Ценные результаты, характеризующие проблемы подготовки учителя к экологическому образованию, содержатся в исследованиях А. Аджана, Н.Д.Андреевой, В.П.Голова., А.Н.Горовова, Б.Г.Иоганина, Б.Кабулова, А.В.Миронова, А.В.Михеева, Н.Н.Пономаревой, Л. В. Панфиловой, Е. А. Сластёниной, Р.В. Степанец, Н.М.Черновой, В.В. Чарнецкого, Е.Ю.Шапокене, Л.В.Романенко, Е.В.Яковлевой, С.О.Бобоева, Дж. Бердиева, Н. Н. Дадабаевой, М.Н. Курбановой, Н.О. Холбекова, А. Рахимова, Мирзоев С.С. и др.

Теоретические аспекты экологической модели личностно-ориентированной подготовки учителя разработаны В.В. Сериковым; педагогические технологии реализации: А.В. Борисенко, Т.В. Лавриковой, В.М. Назаренко, С. Холназаровым, С.Г. Бандаевым, У.С. Умаровым Р.

Азимовым и др. Проблема формирования экогуманистического мировоззрения студентов исследована Силеверстовой С.А.

Итак, проведённый нами теоретический анализ позволяет сформулировать ряд объективных противоречий между:

наметившейся в обществе потребностью в педагоге нового типа, обладающим стабильным профессионально-педагогическим мировоззрением, которое отвечает гуманистическим идеалам, и доминирование устаревших методологических путей и форм в профессиональной подготовке учителя;

потребностью общества в личности с экогуманистическим мировоззрением и низким уровнем экогуманистических убеждений учащихся, которые спровоцированы разрушением объективных убеждённых ценностей в реальной жизни;

обязательностью совершенствования у молодёжи способностей процветать понимать и беречь природу и наименьшей закономерностью педагогических условий развития личности с экогуманистическим мировоззрением;

потребностью практики в улучшении процесса развития экогуманистического мировоззрения студента и слабой разработанностью его научно-методического обеспечения.

Наличие расхождений обеспечило целый ряд вопросов, составивших в совокупности задачи исследования:

как добиться организации процесса развития профессионально экогуманистических убеждений педагога в структуре университетского обучения;

какие теоретические положения могут стать основой осуществления процесса развития профессионально- экогуманистических мировоззрений в этой системе;

какие практические средства могут быть использованы при осуществлении данного процесса.

Цель исследования - разработать теоретическую базу и организовать опытную проверку педагогических условий развития экогуманистического мировоззрения будущего педагога.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущего педагога к образовательной деятельности.

Предмет исследования - развитие экогуманистических знаний студентов в процессе учёбы.

В основу исследования была положена гипотеза: формирование профессионально-экогуманистических убеждений в системе педагогического образования будет эффективным, если:

внедрить в учебно-воспитательный процесс научное обоснование концепции формирования профессионально-экогуманистических убеждений, в основу которой заложена идея организации целостной педагогической структуры;

поиск оптимального содержания и структуры экогуманистического образования и их применение в педагогических университетах;

определить последовательность этапов процесса формирования профессионально-экогуманистического мировоззрения;

выявить условия и разработать эффективные формы и методы формирования экогуманистических убеждений будущих педагогов, с одновременным развитием их профессиональных возможностей.

Задачи исследования:

  1. Развить на основе анализа имеющихся концепций и образовательной практики эффективный механизм решения проблемы экологического воспитания, синтезирующий успехи философии, психологии и педагогики.

  2. Теоретически обосновать понятие «профессионально-экогуманистическое убеждение», выявить его содержательные элементы, ступени и критерии развитости.

  3. Экспериментально доказать эффективность педагогических условий формирования экогуманистического мировоззрения будущего педагога.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию экогуманистического мировоззрения студентов.

Методология исследования основывается на философских принципах -объективности, детерминизма, формирования и взаимодействия основных направлений философской и педагогической антропологии личности, олицетворяющих природно-культурную суть человека и ее развитие. Кроме того:

классические основы познания и методологический принцип системности (Ф. Бэкон, А. Маслоу, К. Роджере, Л.М. Митина, В. Франкли и др.);

-теория тесной связи природы, человека и общества (В.П.Алексеев, В.И. Вернадский, В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймере, А.И. Субетто, И.Т. Фролова и др.);

-концепции и принципы философии единения (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, А. Швейцер и др.);

-концепция ценностных аспектов (А.Р. Здравомаслов, А.В. Кирьякова, Н.А. Менчинская, С.П. Рубинштейн и др.).

Нормативную базу исследования составили Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Национальная концепция образования в Республике Таджикистан», Государственные стандарты среднего специального и высшего образования» и другие директивные документы Правительства Республики Таджикистан, касающиеся вопросов экологии, охраны окружающей среды, экологического образования и воспитания населения.

В исследовании использовался комплекс методов:

способы концептуального анализа (сопоставительно -сравнительный, структурный, ретроспективный, целостный); анализ и соединение навыков, концептуальные и ситуационные моделирования;

диагностические (опрос, тестирование, анкетирование, ток-шоу,); наблюдательные (педагогическая обсервация); таксиметрические

(исследование объектов деятельности) и исследовательские способы (констатирующий, развивающийся и контрольные эксперименты).

Экспериментальная база исследования. Данная исследовательская работа проводилась с 2010 по 2015 гг. на базе Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, Кулябского государственного университета имени Абуабдулло Рудаки. Эмпирическая база исследования содержит данные по опросу, анкетированию 1008 студентов, 38 преподавателей вузов, экспериментальное обучение по дисциплине «Педагогика» для студентов экспериментальных групп Курган-Тюбинского государственного университета.

Этапы исследования. В связи с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа проходила в три этапа за период с 2010 по 2015 гг.

На первом этапе (2010-2011 гг.) - теоретико-исследовательском -проводились изучение и разработка педагогической, психологической и философской литературы по вопросам исследования, определились ключевые параметры исследования, способы, понятийный аппарат.

Второй этап (2012-2013г.г.) - опытно-экспериментальный. На данной стадии осуществлялся констатирующий срез с целью определения ключевой степени развитости профессионально-экогуманистических убеждений студентов. Следующим этапом был итоговый срез, в ходе которого проводилась экспериментальная проверка качества разработанного комплекса педагогических условий и средств развития профессионально-экогуманистического мировоззрения будущих педагогов.

Третий этап (2014-2015 гг.) - обобщающий - проводился анализ и подведение итогов теоретико-экспериментального исследования, формировались выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования

1. Проведен анализ и классификация понятий: «профессионально-педагогическое убеждение», «проектирование процесса развития

профессионально-педагогического убеждения педагога» и уточнено понятие «профессионально-экогуманистическое мировоззрение будущего учителя».

  1. Определены место и роль экогуманистического мировоззрения, выявлены структура и содержание воспитательного пространства, а также конкретизирована структура профессионально-экогуманистического мировоззрения: мотивационный компонент, компонент знаний, действенно-практический компонент.

  2. Обоснованы предпосылки для экологизации общественно-политических и психолого-педагогических дисциплин.

  3. Организована взаимно определяющая и интегрированная часть педагогических условий, которые создают качественность процесса развития экогуманистического убеждения студента.

  4. Определена закономерность формирования экогуманистического мировоззрения будущего педагога, критерии и уровни показателей.

  5. Обнаружен потенциал самостоятельной научно-творческой деятельности студентов в совершенствовании экогуманистической компетентности.

  6. Определены методы обучения в приобретении экогуманистических знаний усилиями педагога.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно, углубляя и расширяя научные представления о специфике воспитательного процесса в педагогическом вузе, позволит целенаправленно развивать экогуманистическое убеждение студента. В понятийный аппарат теории профессионального образования внедрена категория «профессионально-экогуманистическое мировоззрение», раскрыта ее суть и значение, разработаны теория и технология организации процесса развития профессионально-экогуманистического мировоззрения в системе педагогического образования; выделена в процессе формирования профессионально-экогуманистического мировоззрения роль преподавателя, иерархически упорядочены уровни и функции, разработана методика их

диагностики, которые послужат основой дальнейшего изучения данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке эколого-гуманистического материала для включения в содержание учебных дисциплин общественно-гуманитарного и общепрофессионального циклов, структуры экогуманистической подготовки, научно-практических рекомендаций по дальнейшему улучшению экологической подготовки будущих педагогов.

Достоверность исследования обеспечена правомерностью ключевых теоретических положений, особым исследованием задач и множеством аспектов экспериментального исследования, применением комплекса педагогических и общенаучных способов, соответствующих требованиям, проблемам и закономерностям исследовательского поиска, позволяющих проделать эффективное и количественное исследование его итогов.

Апробация результатов исследования, выводов и предложений

проводились на всех этапах исследования. Она выражалась в обсуждениях на заседаниях и теоретических семинарах кафедры педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета имени Н. Хусрава, на ежегодных научно-практических конференциях вузов Республики Таджикистан, в средних школах Хатлонской области, на курсах повышения квалификации учителей Хатлонской области.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Основное содержание исследования - это экогуманистические убеждения, которые мы исследуем как позитивный взгляд человека на природу, личность, мир, который его окружает, на осознание личностного места в понимании природы и, соответственно, как участие личности в сохранности природной среды обитания.

  2. Смысловой, обучающий, нравственно-ценностный и практически-действенные части уточняют состав профессионально-экогуманистического

мировоззрения и являются критериями определения уровней сформированности: критического, допустимого, оптимального.

  1. Поэтапное формирование профессионально-экогуманистического убеждения проводится как логичность взаимоопределяющих стадий: направленности, приобретение навыков в образовании и их дальнейшее совершенствование для профессиональной деятельности.

  2. Пути и способы реализации структуры экогуманистического образования в общественно-гуманитарных дисциплинах в высшем учебном заведении.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 169 страницах и включает 6 таблиц и 2 рисунка.

Проблема формирования экогуманистического мировоззрения личности в психолого-педагогических исследованиях

Концепция мировоззрения, предложенная А. Швейцером, почти тождественна с «Философией жизни» [154]. Общественное сознание претерпело изменения из-за нового мировоззрения, созданного основоположниками марксизма-ленинизма. Впервые дана научно материалистическая трактовка его сущности, выработана суть «научного», «коммунистического», «материалистического», «пролетарского», «буржуазного» мировоззрения. Отсюда следует, что понятие «мировоззрение» проделало долгий путь формирования, прежде чем получило современный смысл.

Итак, понятие «мировоззрение» претерпело несколько периодов развития: от неясного толкования его сути в античности до конкретно-абстрактного значения в начале ХХ века. Результат следования выражается в формуле: мудрость - божественное откровение - знание естественных законов опыта - родовое сознание, самопознание полного смысла, мощь образования универсума-жажда разрешения «загадки жизни»; сочетание идей о содержании мира - компонент идеологического базиса, совершенное осознание о формировании мира и личности, отвлечённые стороны каждого мировоззрения. При этом мудрость есть ключ к познанию мира. В данном значении экогуманистическое мировоззрение является мудростью.

Современный смысл мировоззрения исходит из понимания его как теории взглядов на мир и место в нем человека, образ жизни людей. С разных позиций, однако, всевозможные науки трактуются по-другому, и даже отсутствует единое мнение в определении, содержании и критериальных оценках мировоззрения, несмотря на его детальное исследование в философии, социологии, психологии, политологии и др.

Долгое время основным определением являлось обоснование в философской энциклопедии, где взгляды определяются как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое место в нем, понимание и самостоятельная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей» [94]. Анализируя термин «мировоззрение», Т.В. Шуртакова считает, что включение взглядов в его структуру не вызывает сомнения, но ограничение мировоззрения только обобщенными взглядами не бесспорно, ибо немало людей, которые не имеют обобщенных (философских) взглядов, но обладают мировоззрением обыденно, может быть, даже примитивного уровня» [161]. Положительной стороной в данном определении следует признать идею всевозможных сторон убеждений.

Известный ученый Т.И. Ойзерман определяет недостаточность в вышеуказанном понятии там, где «оно соединяет в одно целое то, что в конкретно имеющихся взглядах является несовокупным, то есть характерны всевозможным типам взглядов своеобразные черты» [101]. В.А. Ясвин отмечает, что можно установить убеждения как структуру совместимых знаний и понятий о реальности, структуру убеждений и идеалов, раскрывающих практический и концептуальный взгляд человека на мир, его умения распознавания, понимания и оценивания окружающей реальности, метод понятия себя как самостоятельной личности осознания и практики [165].

А.Г. Спиркин определяет взгляды как «нормативно обобщенный, постоянный взгляд на мир, который нас окружает: на катаклизмы природы, общества и самой личности, а также вытекающий из целостной картины мира важный жизненный аспект человечества, мировоззрения, политико-социальные идеалы, принципы осознания и оценивание материальных и нравственных событий [130].

Исходя из соответствия в определениях, А.Г. Спиркин и В.Ф. Черноволенко отмечают деятельный норов убеждений в практическом отношении человека к миру, который выражен в жизненном кредо человечества. М.Г. Ашманис воспринимает убеждения как конкретную реакцию на понятия индивида, которая подразумевается как «наивысшая, присущая лишь личности и соответствующая речи деятельности мозга, и которая заключается в смысловой ориентации, целостном и оценочном отражении модельно-духовного преобразования реальности и в предварительно разумном строении действий с предположением их итогов, в мыслительном руководстве и личностном регулировании поведения индивида [4].

В.И. Шинкарук предлагает современное понятие о взглядах через классификацию соответствий «человек-мир» и подчеркивает, что убеждения развиваются целой структурой определений и представлений, которые состоялись в определённом обществе и отражают конкретный метод жизни человечества. Однако данные определения и понятия относятся к взглядам, подведенным под конкретную суть направлений и классификацию соответствий «человек-мир». Данная классификация соответствий указывает на принадлежность человека к миру и мира к человеку. Классификация-это то, в области которой делятся конкретные понятия о мире и человеке, в основе которой формируется конкретный метод осознания мира, конкретный взгляд [156].

Заметим, что развитие убеждений в понятии лишь научно-философских знаний, ученые оставили право на прогрессирование всевозможных мировоззренческих идей. История культуры гласит, что на другом, ином уровне общественного формирования, люди обязательно должны оспорить свою деятельность и картины мира, которые нас окружают в гармонии с существующими у человечества навыками жизни. Это является существенным и практическим осознанием человечества (личностным, массовым), являющимся основой ежедневной познавательной деятельности критерием этикета личности в обществе. Обычно убеждения предполагают объект понятия, приобретённого жизненно-индивидуальными навыками знаний, такта поведения и отражающего социально-практический опыт многих поколений, что является основой будничных знаний в целом.

Состояние формирования экогуманистического мировоззрения будущих педагогов в вузах Республики Таджикистан

В своем диссертационном исследовании общим критерием развитости мировоззрения будем считать определенную степень формирования трех сфер личности, которые получили отражение в знаниях, отношениях и готовности индивида к деятельности. Все указанные критерии развитости мировоззрения утверждают развитие индивида в его ритмическом формировании, на что мы и опирались в данном исследовании. Важно подчеркнуть, что существующих исследований проблемы взглядов становления научных идей студентов, посвященных развитию профессионально педагогического мировоззрения, явно недостаточно. Следует отметить, что проблема критериев подготовленности студентов к любому виду учебно-воспитательной деятельности относится к числу наиболее сложных и является предметом острых полемик в современной социологической и психолого-педагогической литературе.

Наша задача сводится к следующему: найти внешние, объективные показатели подготовленности будущих педагогов к профессиональной деятельности и их проявления, убедиться в социальной тенденции данного состояния, попытаться установить подготовленность будущих педагогов к этой деятельности.

При выработке критериев профессионально-экогуманистического мировоззрения, мы исходили из того, что данный аспект является органической частью профессионально-педагогического мировоззрения, а необходимой предпосылкой является развитие у будущего педагога таких комплексных показателей, как мотивационный, образовательный, эмоционально - ценностный и действенно - практический элементы.

В связи с этим представляется целесообразным изучить уровень развитости профессионально-экогуманистического мировоззрения по следующим критериям: - мотивационный элемент включает профессиональные тенденции (отношение к профессии педагога, склонность заниматься экогуманистической деятельностью, воплощающими специфику данной профессии); - образовательный (глубина и стабильность усвоения экогуманистических знаний); - развитость обобщенных экологических понятий; - уровень осведомленности о сути профессионально-экогуманистического мировоззрения и его роль в профессиональном становлении педагога; - умение применять имеющиеся знания для выполнения практических и познавательных заданий «аналитической оценки предмета познания-педагогической действительности); - эмоционально-ценностный (осознание социального содержания профессии педагога, согласия со своим выбором профессии, развитость структуры ценностных направленностей на эколого-педагогическую деятельность, уверенность в правильности выбора профессии); - действенно-практический (готовность к эколого-педагогической деятельности, руководство усвоенными идеями в педагогической деятельности и повседневной жизни).

Итак, вышесказанные критерии представляют собой показательный образец, по которому мы можем судить об уровне становления профессионально-экогуманистического мировоззрения педагога, о его готовности к выполнению экогуманистической деятельности и выполняют первоначальный вариант для выявления степеней развитости мировоззрения. Обычно то, что при применении определения «степень» в его значении выделяется уровень, эффективность формирования явлений и факт, который разграничен по группам, в каждой из которых наблюдается «подверстывание» друг к другу (см. словари В.И. Даля и С.И. Ожегова). В данном исследовании объединяем оба значительных варианта определения «степень» при обращении к характеристике уровня формирования подготовленности будущих педагогов к экогуманистической работе в вузе.

В научной литературе ряд исследователей - социологи, психологи, педагоги (А.А. Деркач, К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.В. Кузьмина), используют определение «степень» в основательной подготовке будущих педагогов. Автор индивидуально отмечает свою точку зрения в данном определении, пользуясь теми или иными его признаками. При изучении подготовленности будущих педагогов к экологической работе уровень отражает взаимосвязи личности с процессом подготовки к этой деятельности.

Уровни подготовленности будущих педагогов к экогуманистической работе в учебном заведении определяются по формуле: Пп=Пк/5, где Пп - показатель уровня подготовленности студентов к экологической работе, Пк - показатель по конкретному критерию, 5 - число критериев. На базе указанных показателей нами выделены три стадии подготовленности будущих педагогов к экологической работе: 1) стадия - конкретная оптимальная подготовка (высокая); 2) стадия - средняя подготовка (средняя); 3) стадия - наименьшая подготовка (низкая). Стадии сформированности профессионально-экогуманистического мировоззрения в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице № 1.

Структура, критерии и уровни сформированности профессионально-экогуманистического мировоззрения будущих педагогов

В процессе опытно-экспериментальной работы мы приложили усилия, чтобы всё это воспринималось студентами грамотно и целенаправленно. Рекомендовали выбрать, продумать, как точнее, ярче и красочнее описать наиболее живописные уголки природы, чтобы экскурсанты проявили глубоко-эстетические эмоциии желания беречь эти красивые места. Проведение такого рода экскурсий основывается на целенаправленном демонстрации экскурсионного объекта как источника знаний и экологических информаций. В исследовании нами широко использовали приемы сравнения и зрительной реконструкции и разработаны следующие рекомендации студентам для повышения качества экологической экскурсии: - каждый студент должен знать, что экскурсии составляют важный компонент познавательного процесса, изучающего окружающий мир, предметы и явления этого мира; - необходимо, в первую очередь, определение темы экскурсий, определение маршрута и составление плана их проведений. Для этого отбирается только тот объект, который имеет прямое отношение к теме. - нельзя долго и нудно объяснять, те или иные аспекты экскурсий, при этом отвлекаясь на ненужные вопросы; - при проведении экскурсий нужно вести рассказ только о том объекте, который намерены осмотреть; - нельзя загружать память экскурсантов многочисленными названиями -они их забудут; - нежелательно, чтобы участники экскурсии оставались пассивными созерцателями. Необходимо привлечь их к активным наблюдениям природных объектов и явлений. - чтобы направить работу студентов по намеченному плану, задания эффективнее предлагать в письменном виде (в форме несложных вопросов или карточек для записи конкретных наблюдений); - в конце экскурсии ребят необходимо подвести к итоговой беседе с конкретными выводами по своим наблюдениям.

Одной из качественных форм внеаудиторной работы, особым средством в экологическом воспитании студентов являются краеведческие музеи. Создаются они в содружестве поисково-собирательной деятельности студентов и руководителя. При небольших краеведческих музеях студенты занимаются систематизацией, изучением, хранением подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. В музееведении принята определенная классификация, в основе которой лежит взаимосвязь музеев с отраслями, относящимися к науке, технике, общественному производству.

Большая часть музеев ориентирована на историческое содержание. Другая группа относится к художественным музеям (искусствоведческое и прикладное искусство). Третья группа - это школьные музеи о литературном творчестве родного края. Четвёртая группа относится к естественно - научным музеям (ботанический, экологический, географический, геологический, природоохранный). Пятая группа имеет отношение к техническим музеям. Это политехнические музеи, или относящиеся к отдельной области науки и техники. Важную группу представляют музеи комплексно - краеведческого характера, где есть отдел о природе, экономике, истории и культуре родной страны.

В своей работе нам удалось уточнить особенности музея, который служит фактором нравственного и экологического воспитания. Посещение музеев под руководством педагога или экскурсовода - учебная экскурсия объектов, которые наблюдаются при естественном условии или вне: музейные экскурсии, сочетающие в себе пределы изучаемых тем для наблюдения за объектами и явлениями в различных условиях, или комплексная, экскурсия в хранилище с историческими документами, памятниками культуры, или музейная, экскурсия по родному краю, или краеведческая. Экскурсия может быть музейной, немузейной и комплексной. К тому же, краеведческая экскурсия имеет существенный нюанс: у неё всегда есть обширный материал, предоставляющий факты и материалы локального значения.

Учебная экскурсия по городам с особым вниманием на природные и архитектурные памятники, а также другие достопримечательности. Такая экскурсия включает походы, поездки, дружеские контакты, в которых развивается личность учащегося. Например, на занятиях по теме «Узнай природу края» студенты знакомятся с насекомыми, образцами почвы и экспонатами края, расширяя знания о природе своего края.

На основе оценки результатов внедрения основных форм и методов экологического воспитания в программу вузов с углубленным изучением родного языка и традиционной культуры таджиков можно сделать вывод об их значительной педагогической эффективности.

Интенсивное включение будущих педагогов в этот процесс обеспечило их приобщение к духовным и природным ценностям народа, пробудило интерес к истории, углубило знания о природе родного края, воспитало чувства восхищения красотой родной земли.

Модель формирования экогуманистического мировоззрения в процессе педагогической подготовки и её эффективность

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтверждает наши теоретические предположения, и полученные результаты позволяют говорить о действенности разработанной нами модели формирования профессионально-экогуманистического мировоззрения будущих педагогов.

Целенаправленное педагогическое руководство и нацеленность педагогических дисциплин формировании исследуемого качества, применение активных способов обучения, личностно-ориентированных технологий, организация самостоятельной и научно-исследовательской деятельности будущих педагогов создают оптимальные условия для формирования их профессионально-экогуманистического мировоззрения. Исследование доказало, что студенты экспериментальных групп проявляют более стабильную потребность в психолого-педагогических знаниях, более удовлетворены выбранной профессией, что нашло свое отражение в степени развития профессионально-экогуманистического мировоззрения. Это позволяют нам сделать вывод о целесообразности применения разработанной модели для повышения эффективности формирования профессионально-экогуманистического мировоззрения студентов.

Опытно-экспериментальная работа по формированию экогуманистического мировоззрения как современного педагога позволила сделать следующие выводы: 1. По результатам констатирующего эксперимента, содержания и функции исследуемого эффекта нами был апробирован процесс развития профессионально-экогуманистического мировоззрения педагога. 2. В основу квалификации входят три этапа: направленность, собственничество и преобразование. а) первый этап - направленность - предъявляет задачу развития у будущих педагогов положительной тенденции для педагого экогуманистической деятельности, создание условий для формирования у студентов потребности в профессионально-экологическом самосовершенствовании, ориентированную не только на восстановление, но и на охрану окружающего мира природы. Данное мировоззрение влияет на личностный рост, выражающийся в отношении к миру, людям, природе, знаниям. б) второй этап - присвоение - ставит целью усвоение студентами мировоззренческих ценностей, идеалов, позиций на уровне коэволюционного развития - Природа и Человек, одной из важнейших задач которого является формирование творческого начала, а также апробацию имеющихся экологических знаний и умений в условиях, моделирующих будущую экогуманистическую деятельность. в) третий этап - преобразование - ставит целью формирование готовности к саморазвитию профессионально-экогуманистического мировоззрения на личностном уровне; охрана и совершенствование природы, как ценности, формирование во взаимосвязи мотивационного, образовательного, эмоционально-ценностного и действенно-практического критериев.

Оптимизации процесса формирования профессионально экогуманистического мировоззрения студентов на третьем этапе формирующего эксперимента способствовали проведение спецкурса и возможности педагогической практики. Данные виды педагогической работы помогли совершенствованию педагогических мировоззрений, ценностей, объектов, усвоению студентами значимости формирования профессионально-экогуманистического мировоззрения, ориентированное на дальнейшую экологическую деятельность будущих педагогов и активизирующее личностную и профессиональную подготовку квалифицированного специалиста, соответствующего современным социально-экономическим требованиям. В процессе исследования было доказано, что высокого уровня профессионально-экогуманистического мировоззрения добились студенты экспериментальных групп, принимавшие участие в опытно-экспериментальном проекте. при этом значительно снизилось количество студентов, имеющих низкий уровень развития профессионально-экогуманистического мировоззрения (с 59,1% до 12,1%). Следовательно, итоги опытно-экспериментальной работы позволяют говорить о решении задач исследования и достижении его цели.