Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству Иманмурзаева Аида Умаровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иманмурзаева Аида Умаровна. Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Иманмурзаева Аида Умаровна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»], 2018.- 164 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования эстетического отношения младших школьников 16

1.1. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника .16

1.2. Сущность и специфика формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству 29

1.3. Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников 50

Выводы по I главе .65

Глава II. Условие формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно прикладному искусству .67

2.1. Характеристика условий формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству 67

2.2. Формы и методы формирования эстетического отношения младших школьников посредством произведений декоративно-прикладного искусства 82

2.3. Экспериментальная проверка эффективности условий формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству 119

Выводы по II главе 127

Заключение .129

Список использованной литературы 134

Приложение .146

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное духовное, художественное, эмоциональное развитие молодого поколения, непосредственно связанное с его эстетическим воспитанием, можно обозначить как формирование определенного эстетического отношения индивида к реальной действительности. Процесс эстетического воспитания характерен ориентацией личности в бесконечности эстетических ценностей в строгом соответствии с представлениями об их характере, сложившемся в определенном обществе, приобщением к этим художественным культурным ценностям.

В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяется стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы художественно-эстетического воспитания детей и молодежи.

Большое значение при этом приобретает интерес к изучению проблем приобщения молодежи к культуре, в частности, к произведениям декоративно-прикладного искусства. Безусловно, являются актуальными и вопросы благотворного влияния декоративно-прикладного искусства на развитие художественного творчества детей, привития школьникам желания приобщиться к национальной художественной культуре как условие формирования эстетического отношения школьников, как фактор интенсивного развития личности, обогащения ее внутреннего мира.

Декоративно-прикладное искусство Дагестана, для которого характерно личностно-территориальное авторство, отличается большим многообразием. Оно имеет много видов и жанров, основанных на принципиально различных технических приемах, декоративных мотивах и формах, исторически сложившихся навыках и художественных традициях. Ценность и плодотворность использования сложившегося опыта национальной культуры и, прежде всего, декоративно-прикладного творчества, как условия формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству в ходе обучения изобразительному искусству, основывается также и на том, что оно создавалось веками, прошло длительную проверку практикой, что в итоге позволило выбрать лучшие формы, образцы, приемы, методы, своего рода художественные эталоны.

Уроки изобразительного и народного искусства должны быть основополагающими эффективными условиями в формировании эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.

Формирование эстетического отношения к наследию народного творчества и, в частности, к произведениям декоративно-прикладного искусства как к культурной ценности, есть определяющая позиция настоящего диссертационного исследования.

Обоснование научной концепции исследования опиралось на философские идеи Г. Гегеля, М. С. Кагана, Н. И. Крюковского, В. А. Разумного об эстетическом отношении как интегративном свойстве личности; положения психологии об активности субъекта, взаимодействующего с действительностью, и ведущей роли творческой деятельности, отмеченные в трудах Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зин-ченко, Е. И. Игнатьева; педагогические идеи, раскрывающие сущность процесса формирования эстетического отношения в разных видах деятельности, освещались Л. Г. Ковалем, Т. С. Комаровой, В. С. Кузиной, Б. Т. Лихачевым, С. П. Ломовым, Б. М. Неменским, Л. П. Печко, А. П. Сидельковским; формирование эстетических потребностей по И. Ф. Гончарову, Н. Б. Крылову; творческой активности субъекта по В. П. Зинченко, А. А. Мелик-Пашаеву, Н. А. Терентьеву, А. Б. Щербо; развитие эстетических способностей по В. А. Елисееву, С. А. Золочевскому, Е. В. Квятковскому, Т. С. Комаровой, Г. Н. Кудину, В. С. Кузину, Т. Я. Шпикаловой, Б. П. Юсову.

О важности и умении видеть, о роли правильной организации эстетического восприятия окружающей действительности и формирования умений учащихся говорится в трудах П. П. Чистякова, Д. Н. Кардовского, Н. Н. Волкова, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина и других.

При этом эстетическое отношение ребенка не стоит сводить лишь к восприятию красоты мира, ведь деятельностные проявления отношений призывают к созданию конкретных педагогических условий, при которых школьнику удастся неограниченно проявлять преобразовательную активность.

В современный период категория отношения в системе эстетического воспитания подрастающего поколения раскрывается в работах Д. Н. Джолы, В. В. Корешкова, Б. Т. Лихачева, А. А. Мелик-Пашаева, Л. П. Печко, А. П. Сидельковского, М. Д. Таборидзе, Н. И. Фатеева и других.

Ближе к нашей позиции находится концепция эстетического отношения к миру как основа способности к художественному творчеству, которую разработали А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская. Согласно этой концепции, эстетическое отношение проявляется в том, что чувственный облик предмета и явлений мира является для человека непосредственным выражением некоторой родственной ему жизни, характера, настроения.

Пути и средства по формированию эстетического отношения к предметной среде и декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста исследовали в своих работах Л. С. Одерий и И. А. Лыкова.

Следует обратиться к трудам А. Б. Бакушинского, И. Я. Богуславской, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыковой, Т. Я. Шпикаловой, в которых содержится ценный материал по основным положениям искусствоведческой педагогической науки и сущности народного искусства, касающийся настоящей темы. Данные специалисты внесли значительный вклад в исследование проблем по восста-

новлению, изучению и использованию художественных традиций декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников.

Вопросы изучения и познания декоративно-прикладного искусства Дагестана освещены в исследованиях Д. М. Атаева, Н. Б. Бакланова, Г. Г. Гази-магомедова, П. М. Дибирова, Б. А. Дрона, А. А. Иванова, Э. В. Кильчевской, М. М. Мамаева, С. А. Ханмагомедова, Э. М. Шиллинга и других ученых в области археологии, этнографии, искусствоведения.

Педагогические аспекты представленной проблемы художественно-эстетического образования и развития художественной культуры, роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в ходе формирования творческой личности достаточно глубоко разрабатывали В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, И. М. Раджабов, Б. Н. Неменский, С. П. Ломов, М. М. Бай-рамбеков, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов.

Особый научно-методический интерес в использовании художествен
но-эстетических традиций в преподавании изобразительного и декоративно-
прикладного искусства, сохранении и возрождении национально-
художественной культуры представляют работы таких ученых педагогов Да
гестана, как М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов, Г. К. Гамзатова,
И. М. Раджабов, А. М. Магомедов, О. К. Рашидов, П. М. Магомедова,
К. К. Агаев, Э. А. Казанбиева, Е. М. Крючков, А. Ш. Шахаев, М. М. Омаров,
Д. В. Скоробогатов, Д. Б. Магомедов и др.

Особенности и сохранившиеся традиции народного декоративно-прикладного искусства Дагестана предоставляют возможность проверить познавательно-дидактическую, художественно-эстетическую ценность народного творчества на практике с умелым использованием его педагогического потенциала в формировании эстетического отношения учащихся школ.

Однако приходится с сожалением констатировать отсутствие фундаментальных научных работ, в которых декоративно-прикладное искусство рассматривается как условие формирования эстетического отношения младших школьников и указывается путь использования его выразительных и богатых эстетических средств декоративности, которые основываются на многолетнем опыте народа. Также недостаточно учитывается стабильность его длительного культурного развития, преемственность ранних и поздних художественных эстетических традиций.

Сказывается также недостаточная теоретическая подготовленность педагогов и отсутствие учебно-методического комплекса для приобщения школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства, системы консультаций с народными мастерами. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в условиях формирования эстетического отношения младших школьников изучен в недостаточной мере.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, посвященной вопросам формирования эстетического отношения младших

школьников, позволяет выявить имеющиеся противоречия между разработанным теоретическим аспектом настоящей проблемы и отсутствием систематизированного подхода к нему. В практике учебных заведений наблюдается дефицит целенаправленной деятельности по формированию эстетического отношения младших школьников с использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Актуальность данного направления исследования определяется наличием противоречия между необходимостью формирования эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения их к произведениям декоративно-прикладного искусства и недостаточной разработанностью теоретических основ обозначенной проблемы в науке.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

– наличием объективной потребности современного общества в педагогах эстетического цикла, эффективно осуществляющих формирование эстетического отношения младших школьников к окружающей действительности, декоративно-прикладного искусству;

– высокой социальной значимостью произведений декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников и неадекватными современными условиями;

– наличием научной теории процесса эстетического воспитания
школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса
формирования эстетического отношения учащихся к декоративно-

прикладному искусству.

Данные противоречия позволяют выделить проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективных условий и средств организации формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

Недостаточная изученность возможностей использования

педагогического потенциала народного творчества в формировании эстетического отношения младших школьников с учетом современных реалий определила выбор темы данного исследования: «Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству».

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – условия, формы и методы формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

Цель исследования – выявить и научно обосновать, экспериментально проверить содержание, условия, формы и методы формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования – эффективность формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству

может быть существенно повышена, если:

– уточнена сущность и специфика понятия «эстетическое отношение» младших школьников к декоративно-прикладному искусству, его место в научно-категориальном аппарате и эстетико-воспитательном процессе;

– формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству осуществляется как часть целостного педагогического процесса эстетического воспитания школьников;

– народное декоративно-прикладное искусство рассматривается как
эффективное условие и как составной компонент формирования
эстетического отношения к окружающей действительности младших

школьников;

– будет выявлен эстетико-воспитательный потенциал средств и технологий декоративно-прикладной деятельности;

– в процессе учебно-воспитательной работы активизировать внимание
учащихся на усвоение нравственных художественно-эстетических понятий
путем анализа произведений декоративно-прикладного искусства,

отражающих формирование эстетического отношения к жизни,

раскрывающих быт, культуру народов Дагестана;

– использовать в учебном процессе уроки по декоративно-прикладному искусству, а также учебно-методический комплекс с учетом вариативности видов народного творчества, способствующий формированию эстетического отношения младших школьников.

Задачи исследования.

  1. Определить особенности и специфику формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

  2. Раскрыть эстетико-воспитательный потенциал народного искусства, сконцентрированный в произведениях различных видов декоративно-прикладного творчества.

  3. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия форм и методов эффективного формирования эстетического отношения к окружающей действительности, произведениям декоративно-прикладного искусства младших школьников.

  4. Выявить показатели, критерии и определить уровни сформированности эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству.

  5. Разработать научно-практические рекомендации по формированию эстетического отношения младших школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов: В.К. Скатерщикова, М.С. Кагана, Ю.Б. Бореева, В.И. Разумного, психологов, педагогов по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника: Б.Т. Лихачева, Д.Н. Джолы, А.А. Мелик-Пашаева, А.Г. Асмолова, Ю.П. Зинченко, А.П. Леонтьева, В.В. Ванслова, А.С. Макаренко, Д.М. Маллаев, В.А. Сухомлинского, Д.Б.

Кабалевского, Б.Н. Неменского, В.С. Кузина, которые представляют основу
эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом,
теоретические положения в искусствоведении, определяющие

художественную природу, духовную ценность и место искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили:

– идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, А.Т. Асмолов, В.А. Сухомлинский, Н.И. Киященко, Д.М. Маллаев, А.А. Мелик-Пашаев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

– оптимизация образования и воспитания в контексте культуры,

которая достаточно глубоко разработана в трудах выдающихся русских философов, таких как Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, П.Ф. Флоренский и др., а также Е.В. Бондаревской, Е.Н. Ильина, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Ш.А. Мирзоев, В.И. Разумного, И.Б. Котова, В.А. Нечаева и др.;

– актуальные проблемы развития теории и практики изобразительной деятельности учащихся, их художественного образования и эстетического воспитания в аспекте формирования эстетического отношения школьников в трудах Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, С.М. Ломова, Б.М. Неменского, М.М. Байрамбекова, Д.М. Маллаева, Н.Н.Анисимова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова, И.М. Раджабова и др.

Методы исследования:

– анализ теоретической, психолого-педагогической, методологической,
искусствоведческой литературы с соответствующими научными

исследованиями в области эстетического воспитания и формирование эстетического отношения младших школьников на основе изучения декоративно-прикладного искусства;

– выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта использования в формировании эстетического отношения учащихся к декоративно-прикладному искусству в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и других инновационных школ;

– опытно-исследовательская работа, беседы с учащимися, студентами, педагогами, работниками народного образования, анкетирование, апробация наглядных учебно-методических пособий и методических рекомендаций;

– педагогический эксперимент, состоящий из поискового,

констатирующего и формирующего этапов, статистическая обработка данных;

– самоанализ результатов творческой деятельности учащихся.

Базой исследования явились школы МБОУ «Гимназия № 13», МБОУ СОШ №19 города Махачкалы и сельские общеобразовательные школы МБОУ «Карабудахкентская СОШ № 3», МБОУ «Гимназия» с. Карабудахкент Карабудахкентского района, было задействовано более 250 учеников из них 1–4 класса 125, в экспериментальных 125 человек.

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (2009–2010 гг.) уточнялась тема, определялись предмет и задачи исследования, изучались литературные источники,

проходил сбор материала по изучаемой проблеме.

На втором этапе (2010–2012 гг.) на основе данных первого этапа исследования проводился ряд экспериментов по выявлению наиболее эффективных форм и методов обучения для наиболее полного формирования эстетической культуры младших школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства Дагестана.

На третьем этапе (2012–2017 гг.) в ходе проведенных экспериментов,
сбора данных по проблеме исследования анализировались и

систематизировались полученные результаты, формулировались выводы, были завершены основные положения, оформлена диссертация.

Научная новизна исследования:

– выявлены условия и особенности процесса формирования
эстетического отношения школьников к декоративно-прикладному

искусству;

– выявлен воспитательный, эстетический потенциал декоративно-
прикладного искусства, отразившийся в задачах формирования
эстетического отношения младших школьников;

– созданы и экспериментально проверены содержание и условия, способствующие формированию эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству;

– определены основные средства и методы, разработаны критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности эстетического отношения и глубины интересов учащихся к национальной художественной культуре в процессе изучения декоративно-прикладного искусства;

– созданы учебные пособия, методические разработки уроков, способствующие формированию эстетического отношения младших школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

– научно-теоретическом обосновании необходимости использования уроков по декоративно-прикладному искусству, оптимальном использовании средств декоративно-прикладного искусства в практике формирования эстетического отношения младших школьников;

– выявлении и обосновании эффективных педагогических условий формирования эстетического отношения младших школьников на базе ознакомления учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования состоит в:

– создании педагогических условий по формированию эстетического отношения младших школьников на уроках изобразительного искусства к декоративно-прикладному искусству, в котором оно выступает как важное условие приобщения школьников к национальной эстетической культуре;

– предложении учителям дисциплин эстетического цикла учебно-методических наглядных пособий и методических рекомендаций к ним;

– издании пособия по формированию эстетического отношения к

окружающей действительности младших школьников к декоративно-прикладному искусству;

– возможности использования материалов данного исследования в соответствии с программами и методическими пособиями, принятыми в других аналогичных регионах России.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Особенности и специфика эффективности формирования эстетического отношения в процессе ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства обеспечивается единством взаимосвязанных направлений педагогической деятельности: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства; формирование начальных эстетических представлений о выразительных средствах народного декоративно-прикладного искусства, формирование изобразительных умений и навыков в декоративной деятельности; активизация эстетической художественно-творческой деятельности детей.

  2. Эстетико-воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства, сконцентрированный в произведениях различных видов народного творчества, выраженных в их подлинности, уникальности, исторической значимости, оригинальности и повышающий эффективность формирования эстетического отношения младших школьников, что способствует реально оптимизировать художественно-педагогическое образование учащихся школ.

  3. Содержание, условия, формы и методы приобщения школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства формируют эстетическое отношение младших школьников к культурным ценностям, способствуют развитию эстетических чувств, взглядов, убеждений, отношений к исторической реальной действительности.

  4. Показателями уровней и критериев, позволяющими выявить эффективное формирование эстетического отношения младших школьников в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством, выступают наличие познавательного интереса школьников к национальной художественной культуре, умение эстетически оценивать окружающую действительность, развитие эстетических чувств, убеждений и отношений к наследию предков.

  5. Комплекс учебно-методических рекомендаций, пособий экспозиционных наглядных материалов, планы-конспекты уроков на примере уроков декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию у младших школьников художественного, эстетического вкуса, чувств, взглядов и формирование эстетических отношений учащихся к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в материалах

конференции: «Развитие отраслевого и регионального управления: психология, социология» (Москва, 2015 г.). Автор с докладами и сообщениями выступал на научных конференциях, посвященных проблемам обучения и воспитания школьников, а также на кафедре методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Дагестанского госпедуниверситета. Основные положения исследования апробировались и внедрялись в практику обучения изобразительному искусству в школах Карабудахкентского района с. Карабудахкент МБОУ № 3, МБОУ «Гимназия» и в средних школах № 19, № 13 города Махачкалы.

Достоверность результатов исследования обеспечена совокупностью
теоретических и методологических положений, репрезентативностью
выборки исследуемых материалов, использованием объективных,

соответствующих задачам, методов исследования, опытно-

экспериментальной работой в школах с соответствующей научно-методической базой и потенциалом педагогических кадров, результативность которых подтверждена методами исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника

Сегодня в условиях формирования единого образовательного про странства для всей мировой цивилизации стала очевидной глобальная целе вая установка на совершенствование системы эстетического образования. В официальных документах международных форумов и семинаров по вопро сам эстетического образования последних лет подчеркивается, что оно долж но иметь «международное измерение», а это обеспечивается обменом знани ями, развитием метазнаний, созданием международных научно исследовательских проектов в данной области с учетом национальных эсте тических ценностей и условий.

В сложившейся ситуации одним из путей формирования эстетического отношения учащегося является включение в педагогический процесс элементов декоративно-прикладного искусства, которое содержит много позитивного в получении духовно-нравственного, художественно-эстетического удовлетворения, радости творчества. В эстетическом отношении индивида к окружающей среде, предметам, проявляющемся в разных формах, заметное место принадлежит декоративно-прикладной деятельности, связанной с художественно-творческим характером труда.

Изделия декоративно-прикладного искусства своим изяществом, простотой и внутренней энергетикой воспитывают художественный вкус, способствуют формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности.

В каждом изделии декоративно-прикладного творчества заложена значительная чувственная, выразительная неповторимость ее художественного образа, каждый предмет, выполненный мастером, способен формировать личность, имеет мощные ресурсы в освоении окружающего предметного мира с образным осмыслением, настроением.

Основополагающим народного художественного творчества, являющимся истоком декоративно-прикладного искусства, является единство эстетического и этического, чего недостаточно в современном процессе формирования эстетического отношения к окружающей действительности.

Среди специалистов, изучающих данную проблему, внесших большую лепту в основные положения искусствоведческой педагогической науки о сущности народного искусства следует отметить А.Б. Бакушинского, И.Я. Богуславскую, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, В.С. Воронова, М.А. Некрасову, Т.М. Разину, А.Б. Салтыкову, Т.Я. Шпикалову и др. Их разработки и анализ проблем, нацеленные на восстановление, изучение и использование народных художественных традиций декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников, ценны и полезны.

Тем не менее, надо признать, что в общеобразовательной школе потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства как условие формирования эстетического отношения учащегося используется не на должном уровне Каковы причины? Во-первых, отсутствие целенаправленной деятельности в использовании декоративно-прикладного искусства для формирования эстетического отношения в образовательном процессе школ, а также не разработанностью содержания и форм приобщения к национальной культуре учеников.

Поэтому, считаем, что наиболее правильное направление эстетического образования в формировании эстетического отношения у школьников будет заключаться в использовании в учебно-воспитательном процессе декоративно-прикладного искусства, учитывая гармоничное сочетание региональных и национальных традиций вместе с общепедагогическими требованиями в преподавании данной дисциплины в школе. Особо значимо формирование эстетического отношения в подростковом возрасте, то есть в период становления и социализации личности. Основы нравственности и морали, патриотизма и гражданственности закладываются именно на этом этапе. Приобщаясь к народной художественной культуре, учащиеся формируют свои морально-нравственные качества.

Очевидно, что существенное значение в формировании личности младшего школьника приобретают разнообразные занятия декоративно-прикладным искусством.

«Народное декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в художественно-эстетическом воспитании, а, следовательно, и в формировании личности младшего школьника», – отмечает Т.Я. Шпикалова[149. – С. 17].

Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфическую педагогическую особенность – ученику необходимо проявить индивидуальное творчество. Данный вид деятельности, содержащий в себе высокие воспитательные возможности, позволяет накопить положительные навыки эстетического отношения к действительности.

В отличие от других видов учебно-творческой работы школьника, декоративно-прикладное искусство, раскрывая значительную духовную ценность произведений народных мастеров, формирует эстетическое отношение, «вооружает учащихся техническими знаниями, развивает у них трудовые навыки и умения, ведет психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии, путем включения их в увлекательный процесс создания собственных произведений»[158. – С. 197].

Многообразие социальных ориентиров, разноречивость представлений и знаний, образующихся с потоком информации – вот мир, в котором проживает ребенок.

В поиске цельности и стремлении упорядочить данные знания, педагогам следует обращаться к истории, дабы осмысливать педагогический процесс в сложной связи как с настоящим, так и с прошлым, при этом, обращать внимание на источник ощущения непреходящих ценностей. К последним можно смело отнести особенности художественного мышления предков, выраженное в изделиях декоративно-прикладного искусства, с годами не утрачивающее своей привлекательности.

«Многообразное по своим формам и функциям декоративно-прикладное искусство, – отмечает Г.Г. Газимагомедов, – обладающее древними традициями и получившее широкое распространение во всем мире, является одной из важнейших сфер современной культуры, призванной удовлетворить духовные и эстетические запросы людей. Оно занимает особое место и в системе художественной культуры Дагестана»[48. – С. 10].

Стабильный интерес к достоянию культурного наследия предков, обращение к декоративно-прикладному искусству, мы обнаруживаем не только в повседневной жизни, но и в организованных педагогических процессах школьных образовательных учреждений.

Развитие и формирование эстетических отношений у детей следует проводить с учетом их склонности, используя природные географические условия, в которых они растут и получают воспитание. Дагестан представляет собой уникальную республику со своеобразной природой, традициями, климатическими условиями, многими видами декоративно-прикладных ремесел и художественных промыслов.

Надо согласиться с М.М. Байрамбековым, отмечающим, что «декоративно-прикладное искусство Дагестана, сформировавшееся как многовековое творчество коренных народностей и под воздействием искусства ряда древних цивилизаций Европы и Азии, и на современном этапе продолжает развиваться в таких видах народного творчества, как художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное производство, резьба по камню, дереву, кости, насечка дерева металлом и др.»[19. - С. 22].

Практически в каждом современном доме присутствуют произведения народных умельцев–табасаранский ковер, балхарская керамика, кубачинское или гоцатлинское украшение и др. Используя разнообразные педагогические возможности в художественно-эстетическом воспитании, привлекая при этом материал декоративно-прикладного искусства с национальным колоритом, педагог может успешно работать с младшими школьниками по формированию их эстетического отношения.

«Декоративно-прикладное искусство является важным компонентом в общей системе эстетического воспитания и художественного образования учащегося общеобразовательной школы в Дагестане. При этом, конечно, надо учитывать региональные, исторически сложившиеся национальные эстетические критерии грамотного соотнесения их с региональным и федеральным культурно-художественным цензом»[135. - С. 71].

Задача преподавателя изобразительного искусства заключается в расширении, обогащении и систематизации знаний ученика об особенностях декоративно-прикладного искусства, развитии эстетического отношения к окружающему миру, художественно-творческого воображения, памяти, представления и пр. Данный процесс учащихся следует стимулировать выполнением ими разнообразных декоративных композиций, используя стилизованные формы и творческие принципы народного искусства.

Учитель должен преподнести детям и подчеркнуть художественно-эстетическую ценность рассматриваемого изделия декоративно-прикладного искусства. Это очень важно, поскольку ценность красоты предмета эстетики, произведения народного мастера, естественное и правильное понимание его, может быть достигнуто только при активной мыслительной и творческой деятельности школьника.

Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников

Декоративно-прикладное искусство занимает заметное место среди других видов народного творчества. Дело в том, что социальная природа данного искусства воплощается здесь в форме наиболее материализованной, в отличие от других видов, в образе конкретного бытового предмета, по которому можно судить об историческом периоде, укладе жизни общества, художественной и материальной культуре, обычаях, вкусах.

Вторая причина кроется в том, что декоративно-прикладное искусство связано с разнообразными особенностями человеческой культуры: производственными и социально-экономическими, эстетическими и художественными. Например, в одном случае, декоративно-прикладное искусство принадлежит непосредственно искусству, в другом – экономике, и это сказывается (и сказывалось) на традициях и судьбах данного вида народного творчества.

«Возможности декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения младших школьников будут востребованы, если будет налажена связь с деятельностью, касающейся развития наблюдательности детей, их художественного вкуса, умения видеть в окружающей среде красивые предметы, оригинальные узоры, украшения построек, изящное сочетание цветов в природе и в предметах искусства»[113. – С. 71].

Для всего этого нужно направлять внимание детей к расписной посуде, тканям, коврам, керамическим изделиям, народным вышивкам и т.д.

Под влиянием социальных, исторических, экономических, географических условий дагестанское прикладное искусство существовало в виде художественного ремесла, которое развивалось в двух формах. Одна из них – домашнее ремесло, которое сопровождало крестьянское хозяйство, дополняло занятия горцев земледелием и скотоводством. К другой– можно отнести организованное ремесло тех мастеров-прикладников, для которых оно было основным занятием.

В течение столетий прикладное искусство Дагестана создавалось, обретая оригинальные национальные традиции и черты, которые вырабатывались многими поколениями умельцев, передававшими свое искусство из рук в руки. Таким образом, мы получили сегодня в наследство от предков из глубокой древности самобытное, многогранное национальное искусство, которое необходимо сохранять, развивать, учитывая и экономическую сторону наших народных промыслов, и их громадную художественную и эстетическую значимость.

Декоративно-прикладное искусство Дагестана, имеющее богатые многовековые традиции, наиболее ярко проявилось в художественной обработке металла, в резьбе по дереву и камню, в ковроткачестве, узорном вязании и золотошвейном деле, в обработке кости и в керамическом производстве. В каждом регионе есть присущие только ему особенности, художественные промыслы, неповторимая красота природы. «Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе»[150. – С. 17]. Веками, из поколения в поколение, передавались народными умельцами приемы художественного мастерства и профессиональные навыки. Каждое новое поколение мастеров совершенствовало и обогащало их, а время и коллективный опыт отбрасывали все случайное, не соответствующее традиции коллективного творческого опыта.

Неразрывно связанное в своем историческом развитии с повседневным бытом человека – с интерьером жилища, одеждой, украшениями, предметами труда, хозяйственной утварью – декоративно-прикладное искусство достигло высокого совершенства. «Оно продолжает и развивает лучшие национальные традиции, выработанные многими поколениями мастеров далеких эпох»[105. – С. 100].

Со временем декоративно-прикладное искусство Дагестана обогатилось новыми орнаментальными мотивами и изобразительными сюжетами, новыми современными формами изделий, отвечающими эстетическим вкусам людей, а также новыми декоративно-техническими приемами. Изумительные по своей красоте изделия кубачинских и гоцатлинских златокузне-цов, наполненные яркими южными красками дагестанские ковры, оригинальные инкрустированные изделия унцукульских мастеров, самобытная расписная керамика Балхара завоевали широкую известность не только в нашей стране, но и далеко за его пределами.

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования эстетического отношения доступно и демократично как вид художественного творчества, его язык понятен и близок мышлению ребенка. Декоративно-прикладное искусство является особым миром художественного творчества, оно, как разнообразная сфера художественных предметов, создавалось на протяжении многолетней истории развития цивилизации человека. Вне этой области нельзя себе представить жизнь человека, ведь для каждого предмета, посуды, мебели, одежды есть определенное место и в среде жизнедеятельности, организованной человеком, и в его духовном мире[55. – С. 53].

Формирование эстетического отношения у младшего школьника будет продуктивным, если ученика, одновременно с общим образованием ввести в систему дополнительного эстетического воспитания. В силу своей специфики, декоративно-прикладное искусство интегрировано, здесь предполагается возможность использовать различные виды творческой деятельности: конструирование, изобразительное искусство, изучение технологии работы с различными материалами, лепка; занятия театральным, литературным и народным творчеством; изучение природы и народных культурных традиций, вместе со многими другими видами творческой деятельности. Овладение основами декоративно-прикладного искусства следует осуществлять при помощи интегрированных программ в эстетически организованной группе-детской студии, работа в которой проводится в школе во второй половине дня, при этом не ограничена строгой классно-урочной системой. Это помогает в свободной атмосфере, ненавязчиво, эстетически формировать у школьника цельную картину мира, помочь ему в восприятии и осознании богатства и многообразия бытия, в восстановлении нравственной атмосферы и духовного здоровья молодого поколения. При более активном создании в школе детских студий, позволяющих индивидуально работать с детьми, увеличивая количество часов по эстетическому воспитанию, формирование эстетического отношения у младших школьников к действительности будет наиболее продуктивным.

Многогранное и широкое понятие «декоративно-прикладное искусство» является уникальным народным искусством, уходящим вглубь, и его нынешние «последователи» – художественные традиционные промыслы, которые связаны общим понятием «народное искусство»; и классика – памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся большим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство во всех его проявлениях.

В народном декоративном искусстве, как части национальной культуры, мы видим проявление лучших черт народа, общечеловеческих ценностей, то есть гуманизма, смелости, мудрости, оптимизма, стремления к красоте, самобытности, национальной психологии. Такое богатство представляется в наиболее выразительной форме искусства, которая обращена к мыслям и чувствам людей. Высокими художественными достоинствами формы и содержания народного искусства при его доступности являются незаменимое средство воспитания детей. Под использованием народного декоративного искусства в работе с ребенком мы понимаем воспитание любви к своему народу, Отечеству. В народной педагогике издавна проповедовался основной принцип, заключающийся в воспитании детей с помощью родного и близкого искусства, искусства того края, где проживает человек. По мнению Б.М. Неменского, ребенка нужно «привязывать всеми его эмоциями, чувствами к стержню культуры его народа»[114. – С. 142].

Декоративное искусство не изолировано, а существует вместе с нами, тесно сочетаемо с трудом, бытом, традициями, праздниками, обычаями народа. Материализуясь в вещах и предметах, оно вызывает чувства и формирует вкус. Всякое дело, совершенное в обществе, каждый предмет, задействованный в культурной жизни человека, эстетически воздействует, формируя или деформируя эстетическое сознание индивида, развивая или развращая его в эстетическом отношении так же, как и в нравственном. Подобная тотальность, неспециализированность, всепроникающая сила эстетического воспитания делают декоративное искусство необходимой частью культуры[74. – С. 15-22].

Нам представляется, что неграмотность многих представителей общества в сфере декоративно-прикладного искусства может привести к личным нравственным срывам и многим социальным сбоям. Специалисты свидетельствуют, что общество по сей день не смогло выработать планомерную систему в обучении языка декоративного искусства, и каждый самостоятельно и стихийно проходит школу языка общения. Произведения декоративного искусства повседневно нас окружают, мы постоянно общаемся с ними, поэтому неграмотность может привести к более серьезному нравственно-социальному последствию, нежели в области изобразительных искусств. Человеческая, социальная цель декоративно-прикладного искусства считается его художественной целью.

Формы и методы формирования эстетического отношения младших школьников посредством произведений декоративно-прикладного искусства

В повседневной жизни человека произведения декоративно прикладного искусства занимают довольно заметное место. Разнообразный мир вещей наглядно демонстрирует способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу, творить свой особый социально-предметный мир из предметно-природного. Образ предметного мира наглядно становится неисчерпаемым объектом художественной интерпретации. В процессе организации материальной среды человек не просто решает утилитарные задачи, но и выражает свое мировосприятие в форме и внутреннем строе вещей. Также можно выделить коммуникативную роль предметного окружения. Являясь бесспорно связующим звеном между утилитарной деятельностью и творческим художественным осмыслением места человека в окружающем мире, декоративно-прикладное искусство касается новых, но вместе с тем вечных, аспектов эстетического отношения человека к активно преобразуемой им природе, а также отражает особенности сочетания предмета и образа в конкретную историческую эпоху. Предназначение декоративных предметов, изделий, созданных с помощью разных средств от формы предмета до его украшения, зависело как от утилитарного назначения, так и от внешнего образа.

По заключению Л.Г. Савенковой, «декоративное творчество объединяет в себе две важные функции: художественную и социальную». Способность школьников к участию в создании полезных и красивых предметов с помощью художественного труда, творческой деятельности постепенно развивается в процессе прикладных видов работ. Эта деятельность отличается утилитарностью, подчинением формы предмета его функции, а также соответствием художественного решения и внешнего оформления практическому назначению вещи и условиям ее применения.

Декоративно-прикладное искусство предполагает ознакомление со многими различными видами художественного труда, такими как вышивка, керамика, декоративная роспись, резьба и др. Это важно с точки зрения использования элементов политехнизма, проявляющихся в навыках работы с различными инструментами, материалами и приспособлениями.

«Степень воздействия этого искусства на учащихся, – отмечает Л.Г. Савенкова, – его воспитательная роль, определяются способностью человека художественно преобразовывать окружающее его пространство. Поэтому основная цель изучения декоративно-прикладного искусства в школе – не только создание художественных изделий, но осмысление организации окружающей человека среды».

В эстетическом воспитании и образовании современное общество выдвигает качественно новые требования. Сегодня оказывается востребованным образование, которое включало бы в себя все важнейшие компоненты знаний в сфере искусства и культуры. Полагаем, что целесообразнее формировать у школьников готовность к определенным умениям и знаниям в овладении тем или иным видом декоративного искусства, основанном на региональном компоненте.

В основе методики формирования эстетического отношения должна лежать совместная деятельность педагога и школьника по развитию у последнего творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанному отношению к социальной, природной и предметной среде.

Позитивный результат такой работы определяется тем, как учитываются индивидуальные особенности школьника, уровень его общего развития, потребности и интересы воспитуемого. В основе эстетического восприятия жизненных явлений, всегда индивидуальном и избирательном, лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

Школьник часто откликается на необычное и красивое в природе, искусстве, предметном мире, на добрые чувства людей. Здесь немалое значение имеет личный опыт ученика, его переживания, побуждения, стремления.

Роль народного декоративно-прикладного мастерства на уроках ИЗО очень велика. Особенно в начальной школе, когда начинается систематизация знаний под контролем учителя. В последующих классах у детей на уроках ИЗО по народному декоративно-прикладному мастерству формируются не только знания различных видов росписи, но и технические навыки. Технические навыки базируются на знаниях, полученных, на уроках ИЗО. Это цвет ведение, понятие ритма, композиции. Таким образом, декоративное рисование имеет огромное значение и помогает в решении следующих задач:

1. Развитие творческих способностей учеников (понятие колорита, ритма, композиции).

2. Развитие технических навыков.

3. Воспитание интереса к истокам народного искусства своей родины.

Уроки народного декоративно-прикладного мастерства начинаются с того, когда учеников знакомят с построением узоров, понятиями стилизации, колера, ритма, орнамента. Затем учитель учит строить орнаментальную композицию в разном формате (треугольник, круг, квадрат). После таких вводных уроков детям легко находить отличия у различных видов росписи и осваивать их технические особенности. Тот или иной вид росписи удобнее объяснять, опираясь на цветовую гамму и сопоставляя её с временами года и красками, присущими этому периоду (осень – деревянные изделия с резьбой, зима – холодное кубачинское серебро, весна – буйство красок табасаранского ковра, лето – гончарное балхарское искусство). Практическое выполнение росписи происходит не на простом альбомном листе, а на приближенном к оригиналу материале. Например, роспись деревянных заготовок, изготовленных на уроках труда или принесённых детьми из дома, роспись тарелок па-пье-маше и др. Целью уроков народного декоративно-прикладного мастерства является не только знакомство с видам росписи и её техническими особенностями, но и знакомство с национальными костюмами разных эпох, изучение архитектурных особенностей, другими видами народного творчества (ковка, чеканка, гончарное дело, изготовление игрушек и т.д.). Цветоведение.

Цвет –это свойство предметов поглощать одни световые лучи и отражать другие.

Белый солнечный свет представляет собой смесь разнообразных оттенков. В спектре есть три основных, четыре дополнительных цвета. Дополнительные цвета усиливают друг друга. Следует обратить внимание, что из двух дополнительных цветов – один холодный, другой теплый. Контраст – понятие очень простое. Противопоставление одного цвета другому. Контрастные цвета помогают подчеркнуть другой цвет. Всё это объясняется на одном уроке, а в последующем закрепляется на остальных. Использование основ цветоведения на уроках декоративно-прикладного мастерства дает детям возможность самим смешивать цвета и подбирать возможные варианты их использования в рамках той или иной росписи, в зависимости от её цветового решения.

Стилизация.

Стилизация – обобщение особенностей формы с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объёма. Народный мастер творит на основе эмоционально-ассоциативного восприятия, на основе стилизации реальных природных форм. Общее стилевое решение орнамента, его линейно-цветовая композиция подскажет творческое переосмысление натуры. И хотя дети, копируя приёмы различных росписей, опираются на уже известные приёмы стилизации, у них рождаются новые вариации, а значит, развиваются творческие способности.

Орнамент.

Знакомство с орнаментом базируется на знаниях, полученных в детском саду. Здесь уместно систематизировать знания учащихся о ритме и динамике. Орнамент – это повторение одного или двух предметов соблюдением чёткого чередования. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Динамика – это передача движения. В орнаменте она возможна только в передаче формы стилизованного животного. Как пример – балхарская живопись на глиняных изделиях (роспись тарелок). Композиция.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми. Это как раз тот момент, который позволяет полностью раскрыться творческому потенциалу ребёнка. Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, соблюдение определённой меры условности изображения и вписание его в определённые формы. Здесь уместен урок по закреплению орнамента и умению располагать его в различной форме (роспись платка – квадрат, косынки – треугольник, пояса – полоса, тарелки – круг).

Экспериментальная проверка эффективности условий формирования эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству

Представленные нами сводные таблицы сравнительных результатов экспериментального исследования свидетельствуют о том, что, по сформулированным нами критериям, уровень формирования эстетического отношения младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства качественно повысился.

Характер участия детей в разных видах экспериментальной работы отражается в таблицах, где представлено формирование эстетического отношения младших школьников посредством знакомства их с произведениями декоративно-прикладного искусства (в %).

В 1-м экспериментальном классе школы с. Карабудахкент отмечается возросший средний и высокий уровень подготовленности учащихся после проведения обучающего эксперимента по 4-м критериям из 6-ти: наличие интереса к культурным ценностям; создание художественного образа в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства; сфор-мированность эстетических отношений в процессе изучения декоративно-прикладного искусства; оценка познания эстетических ценностей произведений декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, у учащихся 1-го класса достаточно высокие показатели и по другим критериям: высокий уровень – 50%,средний уровень– 35%, низкий уровень – 15%, что подчеркивает развитие положительной тенденции роста формирования эстетического отношения (таблица № 6)

После обучающего эксперимента во 2-м экспериментальном классе школы с. Карабудахкент заметно увеличилось число успевающих учеников, возрос средний и высший уровень по следующим критериям: умение распознавать характерные особенности декоративного искусства; сформирован-ность эстетических отношений в процессе изучения декоративно-прикладного искусства.

Здесь также наблюдается повышенный интерес учащихся к произведениям декоративно-прикладного искусства и общего уровня подготовленности учащихся по предложенным критериям и уровням. После формирующего эксперимента результаты оценки знаний учащихся: низкий уровень – 14%,средний уровень– 40%,высокий уровень– 46% (см. таблица № 7). После апробации разработанных нами экспериментальных занятий по всем критериям в формирующем эксперименте заметно повысился уровень знаний учащихся 1кл. средней школы № 19 города Махачкалы.

В экспериментальной группе в формирующем этапе по сводным данным: высокий уровень – 45%, средний уровень– 45%, низкий уровень – 10%. Отмечены лучшие практические работы учащихся, продемонстрированы навыки, приобретенные в ходе формирующего эксперимента. Также зафиксированы элементы улучшения теоретических знаний, возросший интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства, навыки и умения распознавания характерных особенностей народного искусства(таблица№8).

Приведенные статистические данные свидетельствует о доминировании среднего и высокого уровня показателей «до» и «после» проведения экспериментального исследования, что выявляет положительную тенденцию к применению указанных систем занятий на примере уроков декоративно-прикладного искусства, как показателя формирования эстетического отношения младших школьников.

Результаты сравнительного анализа показывают положительные тенденции в развитии эстетического отношения младших школьников в ходе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства.

В методику экспериментального обучения нами были включены ряд факторов, направленных для формирования эстетических отношений в процессе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства:

- в качестве объектов изучения на занятиях использовались произведения различных видов декоративно-прикладного искусства;

- с целью проверки уровня художественного знания, были апробированы практические задания с обращением к некоторым видам декоративно-прикладного искусства;

- разработаны и проведены занятия для ознакомления детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, являющимися составной частью в экспериментальном обучении, которая способствовала формированию эстетических отношений;

- произведён художественно-эстетический анализ произведений декоративно-прикладного искусства с учетом вариативности видов народного творчества;

- учебно-методический комплекс, фотоиллюстрации (см. Приложение), таблицы, серия слайдов, в образовательный процесс привлечена наглядность, способствующая формированию эстетических отношений в процессе приобщения к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Результат эксперимента выявлялся проведением проверочной контрольной работы с младшими школьниками.

По результату выполнения творческих работ проверялся практический уровень умений и знаний младших школьников. Детям предлагались такие практические задания:

1. Расписать шаблон тарелки по мотивам кубачинского орнамента.

2. Составить узор на шаблоне блюда по мотивам балхарского орнамента, развивая творческую активность и эстетическое отношение учащихся к произведениям ДПИ.

3. Нарисовать элементы кубачинского орнамента и применить их в росписи шаблона тарелки в соответствии с изучаемым видом искусства.

4. Формировать эстетическое отношение учащихся в процессе изображения элементов балхарского орнамента в работе над шаблоном блюда.

5. Нарисовать простой узор из элементов народного дагестанского орнамента, применяемого в ковроделии, а также составить растительный орнамент ковра.

6. Расписать шаблон игрушки в технике балхарской росписи, развивая наблюдательность, ритм, эстетическое отношение.

7. Раскрыть характерные приемы в создании балхарского орнамента на шаблоне глиняного блюда.

8. Нарисовать элементы растительного и геометрического орнаментов, используемых в технике резьба по дереву.

9. Нарисовать несложные узоры кистью в росписи национальной вязаной обуви на контрастных и сближенных цветовых отношениях.

10. Раскрасить контур войлочного ковра.

Оценку ответов проводили по 5-ти бальной системе.

Школьники, хорошо справившиеся с 10 заданиями, имели высокий уровень, 4-5 – средний, 0-3 – низкий.

Результат теоретической, методической, практической подготовки школьников формирующего и констатирующего экспериментов представлены в таблице № 15.