Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Вишнева Галина Михайловна

Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста
<
Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Вишнева Галина Михайловна. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста : ил РГБ ОД 61:85-13/642

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Художественно-педагогические основы формирована эстетического восприятия скульптуры малых форм детьми старшего дошкольного возраста 13

1.1. Эстетическое восприятие произведений искусства как постижение художественного образа 14

1.2. Скульптура малых форм как объект эстетического восприятия 21

1.3. Психолого-педагогические предпосылки формирования у детей эстетического восприятия скульптуры 27

ГЛАВА 2. Особенности восприятия скульптуры детьми старшего дошкольного возраста 37

2.1. Начальные представления о скульптуре у детей, сложившиеся в их стихийном опыте 38

2.2. Особенности восприятия детьми образов животных в скульптуре малых форм 43

ГЛАВА 3. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм анималистического жанра у детей старшего дошкольного возраста 66

3.1. Формирование у детей начальных знаний о скульптуре 72

3.2. Формирование у детей эстетического восприятия образов животных в скульптуре малых форм 80

3.3. Влияние эстетического восприятия скульптуры на изобразительную деятельность детей НО

3.4. Возникновение мотивировки эстетических оценок образов скульптуры малых форм у детей 135

Выводы 149

Библиография 154

Приложение 168

Введение к работе

Актуальность темы. В постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" подчеркивается необходимость значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, формирования у него чувства прекрасного, художественного вкуса /97/. Для выполнения этой государственной задачи необходима дальнейшая разработка теории и практики эстетического воспитания, совершенствование его содержания и методов. Советские исследователи (педагоги, психологи, философы, искусствоведы) изучают многие аспекты данной проблемы. В теоретических работах отмечается важность научного обоснования всей системы эстетического воспитания, управления процессами формирования личности (А.И.Буров, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, Н.А.Ветлугина).

Эстетическое воспитание предполагает развитие у ребенка способности воспринимать прекрасное в жизни, искусстве, приобщение его к художественной деятельности.

Н.К.Крупская, определяя задачи художественного воспитания детей, подчеркивала роль изобразительного искусства в развитии образного мышления: "Оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать, с развитием зрительной памяти и образного воображения" /9, с.257/.

В литературе по марксистско-ленинской эстетике, теории изобразительного искусства, психологии доказывается, что постижение художественного образа, творческого замысла художественного произведения возможно только в процессе эстетического восприятия.

Эстетическое восприятие определяется как "особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту формы, цвета и т.д.), различать прекрасное и безобразное... и испытывать при этом чувства наслаждения, удоволь-ствия или неудовольствия" /Краткий словарь по эстетике. М., 1964, с.39/.

Эмоциональное состояние, возникающее у человека при обычном и эстетическом восприятии, вначале одинаково, но по мере всматривания, осознания художественного образа возникает сопереживание, волнение, печаль, радость. Но какую бы окраску они не имели, осознание их доставляет человеку эстетическую радость, эстетическое наслаждение /П.М.Якобсон, 157/. Эстетическое восприятие - всегда сначала "чувствующее", а затем, как следствие - "думающее" и при том очень глубоко и проникновенно "думающее". "В эстетическом восприятии чувственная форма вещей... имеет совсем иной смысл, чем в других видах восприятия" /Б.М.Теплов, 130, с.8/. Все здесь направлено на образное познание.

В восприятии художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. Б.Т.Лихачев, Е.В.Квят-ковский указывают, что "развитие образного мышления может идти от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного явления к пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла" /85, с.12/. При эстетическом познаний активны все мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, умозаключение. Эстетическое восприятие прекрасного носит оценочный характер и способствует формированию эстетического вкуса человека. Таким образом,

познание, постижение сути художественного образа является результатом синтеза эстетических чувств, восприятия, воображения и мышления.

У человека, воспринимающего произведение искусства,уровни постижения художественного образа, эстетическая реакция могут изменяться в зависимости от жизненного и художественного опыта, психологической установки (ожидание эмоциональной встречи с эстетическими явлениями), знаний специфики данного вида искусства, художественных особенностей произведения.

Советские психологи доказывают, что способность эстетического восприятия произведений искусства формируется под целенаправленным влиянием взрослых, передающих детям основы социальной культуры (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец и др.).

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок получает первые художественные впечатления,овладевает изобразительной деятельностью, когда происходит развитие его эстетического восприятия.

Изучая восприятие детьми разных видов искусства, авторы (Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, В.Я.Кионова, Н.М.Зубарева) доказали, что дети старшего дошкольного возраста способны эмоционально воспринимать замысел художественного произведения, постигать его художественный "язык".

В теории дошкольного воспитания исследовались особенности восприятия детьми отдельных видов изобразительного искусства: графики, живописи, декоративно-прикладного искусства. Остается еще не изученным вопрос о том, какую роль (наряду с образами живописи, графики) в эстетическом воспитании дошкольников должны играть произведения скульптуры.

В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа ребенком необходимо научить его понимать специфику "языка" скульптуры, так как она дает трехмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики образы скульптуры имеют реальный объем и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желание прикоснуться к скульптуре, понять пластичную позу, ритмичную композицию. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: ее образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения (Н.Н.Волков, М.Я.Либман). Выразительность образа передается контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала.

Создавая произведение, скульптор, естественно, не рассчитывает на особенности восприятия Ьебенка дошкольного возраста. Эта задача ложится на воспитателя, который должен уметь подбирать скульптуру для занятий с детьмидиссертации раскрыты художественно-педагогические подходы к отбору скульптуры малых форм. Психолого-педагогические предпосылки формирования эстетического восприятия скульптуры детьми дошкольного возраста прослеживаются по работам многих исследователей.

Психологи (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, П.М.Якобсон и др.) указывают на возможности раннего зарождения эстетического восприятия у дошкольников. Исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста при целенаправленном обучении способны воспринимать и пони-

мать произведения искусства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова и др.). Большинство исследователей доказывают, что формирование эстетического восприятия у дошкольников должно сочетаться с изобразительной деятельностью, в процессе которой дети способны передавать образы предметов, явлений действительности (Т.С.Комарова, Р.Г.Казакова, В.А.Ези-кеева, Т.Г.Казакова, Н.Б.Халезова).

В проведенных ранее исследованиях рассматривались некоторые вопросы, касающиеся проблемы восприятия детьми скульптуры: формирование сенсорных основ лепки (Н.А.Курочкина); развитие художественно-творческих способностей дошкольников в лепке (Н.Б.Халезова); эстетическое воспитание средствами образных игрушек (Г.Г.Локуциевская). Проблемы формирования эстетического восприятия скульптуры как таковой остались не изученными. Решению этих вопросов и посвящена наша работа.

Придавая большое значение скульптуре в становлении коммунистического мировоззрения, нравственно-эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина указывали на необходимость использовать ее образы для эстетического развития ребенка. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста (специфику психики, малый жизненный, художественный опыт), целесообразно в работе с детьми прежде всего использовать скульптуру анималистического жанра.

Мир животных привлекает детей. Анималистическая скульптура дает не только представление об объемной форме животного, но и позволяет осмыслить его характерную суть, которую скульптор прочувствовал и изобразил с помощью специфических средств.

Скульптуры-анималисты, не копируя жизненные явления, подчеркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А.Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность формы (работы И.С.Ефимова). Для возникновения эстетического восприятия, постижения образного смысла искусства необходимо, чтобы воспринимающий знал художественный "язык" скульптурного произведения Ш.М.Якобсон, Н.Н.Волков и др.).

Скульптура, выполненная в лучших традициях социалистического реализма, интересна декоративностью материала и цвета, выразительностью объемов и силуэта. Образы животных в скульптуре малых форм Ленинградского, Дулевского, Конаковского фарфоровых заводов, завода Каслинского художественного литья и других являются авторскими работами и имеют широкое распространение в быту.

Специальное обследование детских садов показало, что в некоторых из них скульптура малых форм используется для обучения на занятиях, а также для украшения групповых комнат. Однако, воспитатели не владеют методикой работы с нею. Без обучения способам восприятия скульптуры упускается возможность познания детьми достоинств и специфики этого вида изобразительного искусства, что не может быть восполнено способами восприятия живописи, графики, в которых изображение дано на плоскости.

С другой стороны, не понимая выразительности объемных форм скульптурной композиции, значения кругового обзора при ее восприятии, дети не всегда смогут достаточно полно выразить замысел в лепке. Знание скульптурного материала как средства передачи образа поможет им целенаправленно выбирать

_ 9 -

различные материалы (глину, пластилин) в соответствии с намеченной темой.

Придавая большое значение скульптуре как средству эстетического воспитания, авторы "Типовой программы воспитания и обучения в детском саду" /131/ в разделе "Изобразительное искусство" указывают, что уже с пяти лет можно знакомить детей со скульптурой малых форм анималистического жанра.

Предмет нашего исследования - эстетическое восприятие ребенком дошкольного возраста художественно-образного смысла' анималистической скульптуры малых форм.

Цель исследования заключается в определении педагогических условий формирования эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать эстетическое восприятие скульптуры малых форм анималистического жанра как способность целостного схватывания изображенного в скульптуре персонажа. Формирование целостного восприятия вызовет у детей эмоциональный отклик на художественный образ скульптуры и соответствующее отношение к персонажу.

Мы предполагаем также, что для формирования такого восприятия необходимо: овладение способами восприятия внешних признаков (изобразительно-выразительных средств) скульптуры, усвоение знаний о художественной значимости выразительных средств в целостном образе. Это позволит активизировать деятельность детей с пластическим материалом (глиной, плаетили-

"^ Под художественно-образным смыслом подразумеваем осознание ребенком жизненного содержания скульптуры и на основе обследования, анализа внешних художественно-выразительных признаков скульптуры (материала, цвета, позы, силуэта, установления их связей с образом) возникновение суждений ребенка о том, что передал автор этим содержанием и выразительной формой.

-іо-

ном), поможет им освоить приемы скульптурной лепки, более осмысленно находить выразительные средства, передавать свое отношение к изображаемому персонажу.

Методологической основой исследования являются положения марксистско-ленинской эстетики о художественном познании, специфике художественного образа, об эстетическом отношении человека к действительности и искусству.

Задачи исследования: I) изучить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста скульптуры малых форм; 2) разработать содержание начальных знаний о скульптуре, установить последовательность обучающих занятий; 3) экспериментально апробировать содержание обучения, методы, приемы формирования эстетического восприятия скульптуры, использования ее в изобразительной деятельности детей.

Методы исследования: I) теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме; 2) анализ фактического материала о наличии в детских садах скульптуры и применении ее в обучении детей; 3) констатирующий эксперимент с целью изучения начальных представлений о скульптуре, особенностей ее восприятия, сложившихся в стихийном опыте детей; 4) формирующий эксперимент - с целью обучения детей эстетическому восприятию, апробации занятий, методов и приемов работы; 5) контрольный эксперимент - с целью выявления результатов обучения, наличия у детей способности эстетически воспринимать скульптуру, мотивировать свою оценку.

В ходе экспериментального обучения использовалось наблюдение, протоколирование поведения и ответов детей на экспериментальных занятиях; при контрольных "срезах" проводился анализ детских работ.

- II -

Научная нбвизна. Изучены особенности эстетического восприятия скульптуры малых форм анималистического жанра детьми старшего дошкольного возраста, выявлены его уровни. На более низких уровнях эстетическое восприятие проявляется как эмоциональная реакция ребенка при узнавании жизненного содержания, внешних признаков скульптуры. Высокий уровень эстетического восприятия является результатом целостного видения художественного образа и характеризуется определенным отношением к изображенному в скульптуре персонажу.

Раскрыто содержание обучения целостному и аналитическому видению художественного образасв скульптуре. Определено содержание начальных знаний о скульптуре, дана последовательность формирования эстетического восприятия в процессе бесед, дидактических игр, творческого рассказывания, занятий по лепке, аппликации.

Теоретическая значимость. Изучена специфика эстетического восприятия старшими дошкольниками скульптуры малых форм как пластического вида изобразительного искусства, дающего представление о трехмерном изображении объекта, раскрывающего новый аспект в художественном познании действительности; определены педагогические пути формирования эстетического восприятия скульптуры малых форм анималистического жанра как наиболее понятной и доступной детям дошкольного возраста; установлена последовательность овладения детьми способами восприятия скульптурного образа; показано возникновение эстетических образов скульптуры у старших дошкольников. Раскрыто влияние скульптуры малых форм на обогащение образа в лепке, благодаря чему дети целенаправленно используют пластический материал (глину, пластилин) при выполнении творческих заданий

разной степени сложности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания обучающих занятий, методов и приемов формирования у детей эстетического восприятия скульптуры, рекомендаций по отбору скульптуры малых форм для занятий с детьми дошкольного возраста.

Апробация работы. По материалам исследования для студентов факультета педагогики и методики дошкольного воспитания Иркутского государственного педагогического института разработан и прочитан специальный курс "Основы эстетического восприятия скульптуры детьми дошкольного возраста", проведен спецсе -минар "Методика формирования и система обучающих занятий по восприятию скульптуры детьми старшего дошкольного возраста". Материалы, собранные студентами в детских садах Восточной Сибири (1600 протоколов по разным сериям эксперимента), подтверждают данные, полученные автором.

По теме исследования прочитаны лекции на курсах повышения квалификации дошкольных работников Иркутской области при Институте усовершенствования учителей. Результаты работы докладывались на научно-практических конференциях преподавателей Иркутского государственного педагогического института (1977-1982 гг.), постоянно действующем семинаре по изобразительной деятельности, который проводился для актива воспитателей детских садов г.Иркутска (1978-1983 гг.). В 1983 году материалы исследования докладывались на У1-м симпозиуме по эстетическому воспитанию, организованном Центральным советом Педагогического общества РСФСР.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии, приложения.

- ІЗ -

Эстетическое восприятие произведений искусства как постижение художественного образа

В советской психологии эстетическое восприятие понимается как психический процесс, при котором в ходе относительно длительного рассматривания предмета возникают эстетические чувства, различные акты мышления, истолковывающие свойства этого предмета, устанавливающие системы эстетических связей и отношений в целостном художественном образе. Художественный образ рассматривается как сложное явление, поскольку реально отражая жизнь, он не может быть ее копией. Это связано с самой сутью искусства. Правдивость и жизненность отражения лежат в основе произведений социалистического реализма. Каждое художественное произведение несет два вида информации: логическую (смысловую) - это его тема, сюжет и эмоциональную (чувственную) - передача эмоционального состояния, настроения (радости, бодрости, грусти и т.д.). Оба вида информации слиты так органично, что разделить их можно лишь условно. Их синтез рождает художественный образ.

Художественный образ - особое обобщение действительности в индивидуализированной, конкретно-чувственной и эстетически выразительной форме. Диалектическое единство общего типичного и индивидуального в художественном образе определили классики марксизма-ленинизма: "...каждое лицо - тип, но вместе с тем и вполне определеиная личность..." (Ф.Энгельс /2,с.331/).

Философской основой понимания образа в реалистическом искусстве является ленинская теория отражения. В работе "Материализм и эмпириокритицизм" В.И.Ленин пишет, что "...наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно...,что отражение не может существовать без отображаемого..." /4, с.66/. Точно и четко формулируя с материалистической точки зрения суть отражения окружающей действительности человеком, В.И.Ленин отмечал, что процесс отражения в человеческом мозгу явлений жизни сложен и противоречив, что отражение мира в сознании людей бывает обычно не пассивным, а творческим /4, с.66/. В.И.Ленин, различая отражение и творчество, не противопоставляет их, а указывает на эти возможности человека.

Данные положения В.И.Ленина являются основой понимания художественного образа как продукта нашего сознания (воспроизведение, отражение реально существущего предмета) и восцриятия как сложного, возможно творческого, но не пассивного процесса. Еще в большей степени творчество характерно для процесса художественного познания.

Современный анализ проблемы восприятия искусства проводится исследователями с позиций системного подхода (А.И.Буров /II/). В настоящий период художественное восприятие большинство советских исследователей (Б.С.Мейлах /143/, С.Х.Раппопорт /116/, М.С.Каган /60/ и др.) рассматривают как систему, функ-ционирущую целостно. Ее множественные связи строятся на отношениях "художник - произведение - воспринимающий". Все исследователи, раскрывая специфику этого процесса, выделяют его основные компоненты: объект - художественное произведение, субъект - человек, воспринимающий данное произведение, и процесс восприятия, в котором возникают их отношения. Эти три компонента не только взаимно связаны, но и взаимозависимы. Несмотря на то, что ведущие компоненты обычного чувственного и эстетического восприятия сходны и протекание процесса подчиняется тем же психическим законам, качественно каждый из компонентов имеет свою специфику. От этих компонентов зависит функционирование целостной системы восприятия художественного произведения, поэтому на их характеристике остановимся подробнее.

В философской литературе произведение искусства (результат творческого труда художника) рассматривается как объект эстетического восприятия. Уникальность этого произведения не в утилитарной, а в духовной, эстетической ценности для человека. С понимания этого и начинается формирование правильной установки на эстетическое восприятие искусства и его художественного образа.

Целостное представление об основных чертах содержания и формы художественного произведения (до начала практической работы), сложившееся в творческом воображении художника, составляет сущность замысла, который воплощается в реальное произведение, благодаря использованию различных технических приемов и изобразительно-выразительных средств художественного "языка .1

Л.С.Выготский /34/ указывал на то, что при исследовании психологии искусства главное внимание следует уделять художественному произведению, созданному автором с расчетом на возникновение эстетической реакции у субъекта.

Самое лучшее художественное произведение не выполнит своего назначения, если не будет воспринято человеком. Именно в восприятии субъекта художественное произведение находит второе рождение. От субъекта зависит, будет ли художественное произведение воспринято во всей полноте авторского замысла или его образы останутся не раскрытыми. Известно, что художественное произведение выдает субъекту лишь ту информацию, к которой он подготовлен.

Начальные представления о скульптуре у детей, сложившиеся в их стихийном опыте

Под начальными представлениями мы понимаем: наличие у детей стихийного опыта восприятия скульптуры (монументальной, станковой, малых форм); сохранение в памяти ее образов, осмысливание их как произведений искусства со специфическим назначением (для украшения улиц, зданий, интерьера, для возвеличивания героических подвигов, для увековечивания памяти о великих людях); понимание произведений скульптуры как результата труда художника - скульптора.

Данные представления выявлялись у детей в первой серии констатирующего эксперимента в процессе трех заданий, методика проведения которых носила характер индивидуальной беседы с каждым ребенком.

Первое задание. Оно направлено на выявление стихийного опыта восприятия скульптуры по памяти. Нам важно было выяснить, имеются ли у детей понятия о скульптуре, закрепленные в слове, обращали ли они внимание на ее образы. Поэтому сначала предлагали детям ответить на вопрос: "Видели ли когда-нибудь скульптуру, памятник, статуэтку?". Если получали положительный ответ, то предлагали следующие вопросы: "Кто был изображен? (Какого размера?) Что такое "скульптура", "памятник", "статуэтка?". В процессе проведения экспериментального задания выяснилось, что дети 6-го года жизни ни на один вопрос ответить не могли. Это доказывает либо отсутствие у них интереса к образам скульптуры, либо непонимание детьми соответствущих слов. Более старшие дети 7-го года жизни поняли вопросы, смогли назвать памятник В.И.Ленину, но скульптурой его не называют. Понятие "памятник" раскрывают через понимание деятельности людей: "...чтобы все помнили, любили", "...чтобы цветы приносили", "...чтобы знали и все такие же хорошие были" и т.д.

Таким образом, в результате проведения первого задания, направленного на выявление (без наглядного материала) опыта стихийного восприятия скульптуры, выяснилось, что у детей 5-6 лет представления о скульптуре не были обнаружены. У детей 6-7 лет кроме понятия "памятник" других знаний не выявили. В ответах детей этого возраста прослеживается наличие нравственного отношения к воспринятому образу, понимания эстетической функции монументальной скульптуры в знаниях детей не установили. Все это показало необходимость проведения эксперимента по второму и третьему заданиям с использованием наглядного материала.

Второе задание. Оно направлено на выявление понимания детьми специфического назначения скульптуры как предмета искусства (по аналогии с иллюстрацией) в сравнении с игрушкой, предназначенной для игры.

В данном задании каждому ребенку предлагалось для восприятия изображение медведя в скульптуре, на картинке и в игрушке. После узнавания изображения просили детей рассказать о том,где медведь им больше понравился, чем? Затем предложили им подумать и рассказать: "Для чего нужны эти предметы людям?", "Видели ли они такие фигурки ранее?", "Кто был изображен?".

В ходе эксперимента мы убедились, что большинство детей эмоционально реагировали на увиденное. Назначение игрушки и картинки определили правильно все. Предназначение скульптуры отмечают как "сделанной не для игры". Более точно о назначении скульптуры говорят дети 7-го года жизни ("для украшения дома, для красоты", "для любования" и т.д.). Некоторые дети 5-6 лет (8%) и 6-7 лет (5%) почти не различают разницы скульптуры и игрушки: "играть можно, но мама будет ругать, разбиться может", то есть предназначение не для игры дети видят в отношении взрослых, в хрупкости материала. Такое понимание назначения скульптуры не раскрывает ее подлинной сути как вида изобразительного искусства, но в то же время показывает наличие у детей особого отношения к предметам данной группы. Наглядный материал оживил детские ассоциации. Это позволило установить, что подобные предметы - "фигурки" встречались детям и они помнят изображения, например, "пограничник с собакой", "балерина" и др. Больше воспоминаний возникало у детей 6-7 лет (32$) и меньше у детей 5-6 лет (10$).

Таким образом, данным заданием мы уяснили, что представления детей полнее проясняются при наличии наглядного материала, что скульптура мелкой пластики знакома им, но названия ее они не знают. Выяснили, что такая скульптура привлекает внимание детей и они помнят ее образы, им нравится ее окраска, фактура материала и др. Результаты этого задания позволяют нам предположить, что, используя репродукции, фотографии скульптуры возможно более полно выявить представления детей о монументальной, станковой скульптуре, сложившиеся в стихийном опыте.

Третье задание. Для оживления детских ассоциаций были отобраны репродукции такой скульптуры, которую дети могли встретить в стихийном опыте. В данном задании при показе репродукций монументальной, станковой скульптуры ставилась цель: выявить и уточнить понимание детьми назначения скульптуры, наличие стихийного опыта восприятия ее образов, представления о том, кто ее делает. Экспериментальные вопросы по выявлению начальных знаний были аналогичными с прежними.

В ходе эксперимента выяснилось, что большинство детей старшего дошкольного возраста радостно реагировали, узнавая на репродукции скульптуру В.И.Мухиной "Рабочий и колхозница". Ответы детей характеризуют наличие у них прежнего опыта восприятия: "в кино ее показывали", "по телевизору видели". Некоторые дети знают, что находится "она" (слово скульптура не употребляют) в г.Москве. Часть детей называет ее "памятником", которые "бывают разные" и встречались детям в гг.Ленинграде, Киеве и в других местах.

По таким ответам можно заключить, что образы монументально-декоративной скульптуры дети помнят, эмоционально реагируют узнавая их. В то же время отсутствие у них элементарных знаний о скульптуре ведет к искажению детских представлений о ее назначении.

Станковую скульптуру "Табун кабардинских лошадей" (бронза, Е.Н.Лансере; худ.музей, г.Иркутск) узнали только дети подготовительной к школе группы: "видели в музее", "они из золота сделаны". Большинство детей старательно рассматривали фотографию, отмечали, что "лошади красивые, как настоящие", но в музей не ходили, скульптуру не видели.

Особенности восприятия детьми образов животных в скульптуре малых форм

Для экспериментальной работы с детьми нами были использованы небольшие статуэтки из фарфора, чугуна, кости, камня и т.д. анималистического жанра (мелкая пластика Ленинградского, Дулевского, Конаковского фарфоровых заводов, Каслинского художественного литья). Ба основе эстетических и педагогических принципов (художественность, единство содержания и формы, эмоциональность, занимательность сюжета, выразительность и привлекательность внешнего облика) были выделены критерии к отбору скульптуры малых форм анималистического жанра: - отбирать реалистические художественные произведения анималистического жанра с яркой образной характеристикой, привлекательные по внешнему виду; - учитывать доступность идейного замысла, художественного содержания (подбирать скульптуру, изображающую животных, ознакомление с которыми предусмотрено "Программой воспитания в детском саду"); - учитывать доступность выразительных средств, стремиться, чтобы образы были даны в несложной композиции (предпочтительнее одиночная скульптура с четким силуэтом, выразительной пластикой объемов, не загроможденная деталями, выполненная в знакомом материале, декоративные качества которого подчеркивали бы образ).

На основе модели эстетического отношения ребенка к искусству, разработанной Н.А.Ветлугиной /100/, психолого-педагоги-чеоких исследований Б.М.Теплова /130/, П.М.Якобсона /157/, Е.А.Флериной /138/ и др. были определены показатели к установлению уровней эстетического восприятия скульптуры детьми дошкольного возраста.

1. Возникновение эмоциональной отзывчивости на узнаваемое изображение животного или на художественный образ, его выразительные особенности; проявление познавательного интереса к скульптуре.

2. Понимание содержания скульптурного произведения, его образная характеристика. Умение обследовать скульптуру (круговой обзор, фиксирование выразительных сторон и др.), интерпретировать виденное (перечисление, описание или истолкование объемной формы, пластики позы, движения силуэта, декоративности материала, цвета).

3. Наличие элементов эстетических суждений о скульптуре и ее внешних признаках: при соотнесении их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины и др. (в таблицах обозначены как признаки "А"); при установлении внутренних связей этих признаков с образным смыслом, понимание их как художественно-выразительных средств (в таблицах - признаки "Б").

Во вторую серию констатирующего эксперимента были включены пять заданий. Первое направлено на выявление особенностей целостного восприятия яркого художественного образа в одной скульптуре в отличие от другой менее, выразительной.

Четыре последующие - на выявление возможностей и особенностей аналитического подхода к восприятию художественного образа скульптуры в единстве с выразительными средствами (объем, материал, пластика движения, поза, силуэт).

Методика организации эксперимента была единой для всех заданий данного этапа. Экспериментальные занятия проводились с каждым ребенком индивидуально. После установления эмоционального контакта с ребенком, экспериментатор приглашал его "посмотреть что-то красивое" (элемент загадочности настраивал на встречу с необычным, вызывал начальный интерес). Подождав пока он освоится в новой обстановке, экспериментатор говорит: "Я те-, бе что-то покажу (открывает скульптуру, дает время для рассматривания, наблюдает за проявлением интереса, возникновением эмоциональной реакции, обследовательскими действиями). Посмотри внимательно и скажи: "Что об этом животном хочет рассказать нам художник?", "Что ты узнаешь, когда смотришь на скульптуру?", "Едким тебе кажется ...заяц?", "Какое у него настроение?". Учитывая, что на характер детских суждений может повлиять методика опроса, старались побуждать детей к свободной интерпретации виденного. В тех случаях, когда ребенок затруднялся отвечать на такие обобщенные вопросы, предлагали ему другие, более подробные: "Кто это, как ты узнал?", "Что делает.., как узнал?", "Какое настроение у ...лисы, как узнал?" и т.д.

Экспериментальные вопросы, их последовательность должны были направить детей от узнавания содержания, к анализу внешних данных животного и затем к установлению внутренних связей с образом, его новой характеристике, поиску названия и оценке.

Первое задание П серии. В первом задании ставилась цель: выявить особенности восприятия детьми анималистической скульптуры (понимания характера образа изображенного животного), способности дать эстетическую оценку.

Материал: одного размера статуэтки двух сидящих лисиц (фарфор, ЛФЗ), но выполненные в различной художественной манере. Художественный образ одной ярко выражен декоративностью формы, вытянутыми пропорциями тела, четким силуэтом. Все это подчеркивает ее изящество, ловкость. В другой - образ лисы невыразителен, изображение натуралистичное.

Анализ результатов первого задания показал, что в ситуации сравнения образов лисиц у детей обнаружилась разнила в узнавании. Лиса в условно-декоративной манере исполнения была узнана всеми детьми. Узнавание образа они подкрепляли перечислением частей тела животного, определением способа лепки,сравнением с сенсорными эталонами формы, цвета ("сама рыжая, уши треугольные, лапы тонкие, хвост пушистый" или "мордочка вытянутая" , "хвост примазан и загнут"). Лису в другом изображении вначале некоторые дети назвали "кошкой", "волком", мотивируя узнавание позой животного: "они так сидят". Мы пояснили детям, что эти скульптуры делал художник. Он не просто лепит их, а старается рассказать что-то о каждой лисице. На воцрос "Что же задумал рассказать нам художник про этих лисиц?", заставляющий думать о замысле, дети вначале отвечали не по существу. Например: "Художник рассказывает,как лисы рыжие сидят", "...как они кур таскают". Приведенные примеры раскрывают неполное понимание детьми образа лисы.

Формирование у детей эстетического восприятия образов животных в скульптуре малых форм

Анализ результатов первых занятий показал, что дети радуются появлению скульптурных произведений, громко обмениваются впечатлениями при узнавании образа. У них возникает желание подержать в руках, погладить фигурки. Сравнивая скульптуру с игрушкой, дети вначале находили лишь сходные признаки ("у медведей уши полукруглые, лапы толстые" и т.д.). Из отличительных признаков отметили отсутствие двигающихся деталей, разный материал и позу. При сравнении образов в скульптуре и на картине, дети увидели разницу в их изготовлении ("скульптура сделана, а картина нарисована"), находили сходство ("коровы везде похожи на настоящих с такими же рогами, ушами, хвостом" и т.д.).

На занятиях воспитателю приходилось направлять внимание детей на видение особенностей каждого скульптурного образа в отдельности, иначе они быстро отвлекались, углублялись в воспоминания о встречах с животными. Сопоставляя образы, дети замечали сходство и различие лишь по сенсорным признакам формы, цвета. Воспитатель в своих пояснениях уточнила представления детей о разном назначении предметов в жизни людей, познакомила со словом "скульптура", указала на то, кто ее делает.

На этих занятиях воспитатель рассказала о художнике-скульпторе, обобщила представление детей о том, что содержание скульптуры всегда можно узнать потому, что скульптор отражает окружающую жизнь. Делает он это по своему замыслу так, чтобы всем было понятно его отношение к образу. После рассказа воспитатель предложила детям снова посмотреть на скульптуру и вновь рассказать о ней. В новых рассказах наряду с характеристиками сенсорных особенностей формы, появились ответы отдельных детей, частично связанные с образом: "Корова кажется доброй, она голову повернула по-доброму и не бодается" или "Этот медведь красивее, чем настоящий и не страшный".

Длительность первых занятий была непродолжительна, чтобы не утомлять детей и сохранить интерес к последующим.

В результате первых трех занятий дети были уже частично подготовлены к следующему - по теме "Кого изображает скульптура". По этой причине ознакомление детей с разными жанрами скульптуры мы начали с рассматривания скульптурного и графического портретов А.С.Пушкина и С.А.Есенина (с данными портретами дети были знакомы прежде, по выставкам в уголке книг, с произведениями этих поэтов дети знакомились на занятиях). Радостно узнавая знакомые образы поэтов, дети называли их изображение "портретом". При рассматривании скульптуры на вопрос "скульптура ли это?" дети ответить затруднялись. Сомнения детей нам понятны, так как они еще не располагают знаниями о специфике данного вида искусства, а художественный опыт их слишком мал. В своем рассказе воспитатель подвела детей к пониманию того, что скульптор-художник может изобразить разное содержание. Ба конкретном материале, показывая скульптуру портретного, бытового, анималистического жанров, объяснила ее отличие от картины, репродукции. Дети узнали, что из-за небольших размеров называют ее скульптурой малых форм, статуэткой.

На расширение детских представлений о скульптуре было направлено и следующее занятие по теме "Какая скульптура бывает?". С этой целыоШользовались уже знакомая детям скульптура малых форм и фотографии монументальной, станковой скульптуры г.Иркутска. Мы заметили, что в своих ответах дети стали частично опираться на те знания, которые были ими получены на предыдущих занятиях. Так, рассматривая скульптуру А.М.Горького (скульптор И.Д.Шадр, г.Иркутск), не все дети вспомнили его фамилию, но отвечали: "Это писатель, мы его видели, когда по улице ходили. Это его портрет-скульптура". Воспитатель уточнила представления детей о том, для чего нужна такая скульптура, какого она размера, где устанавливается. На данном занятии дети получили знания о том, что скульптура может быть памятником, может украшать площади, парки, скверы, фонтаны и т.д. Узнавая по фотографиям знакомые уголки города, дети обменивались воспоминаниями и закрепляли полученные знания. В процессе рассматривания станковой скульптуры Е.И.Лансере "Табун диких лошадей" (художественный музей, г.Иркутск) воспитатель расширила представления детей о видах скульптуры. Она рассказала, что скульптуру устанавливают не только на площадях, скверах, но и в музеях, так, например, в художественном музее г.Иркутска есть много интересных работ, с которыми все могут познакомиться.

Анализ результатов проведения занятий убедил нас в том, что на конкретном материале дети могут усвоить знания о разных видах скульптуры.

В последнем занятии первого этапа обучения для формирования представлений о том, как скульптор задумывает делать скульптуру, была использована скульптура малых форм. Чтобы подвести детей к начальным представлениям о замысле скульптора, детям предложено отобрать из имеющейся скульптуры вначале таких животных, которые больше похожи на настоящих,и рассказать о них. Дети быстро справились с заданием, говорили о сходстве формы тела, о характерных деталях, о цвете шерсти. Они заметили также отсутствие в скульптуре некоторых признаков (например, копыт), характерных для настоящих животных.

Похожие диссертации на Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста