Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Замалетдинова Зальфира Исхаковна

Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде
<
Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Замалетдинова Зальфира Исхаковна. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Замалетдинова Зальфира Исхаковна;[Место защиты: Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО].- Казань, 2015.- 296 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические аспекты формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде

1.1. Психолого-педагогические особенности формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде 18

1.2. Теоретико-методологические подходы, тенденции и принципы формирования межэтнической толерантности младших школьников средствами народной педагогики и родного языка 44

1.3. Поликультурная образовательная среда начальной школы как фактор формирования межэтнической толерантности младших школьников 69

1.4 Формирование ценностных ориентации младших школьников как составная часть культурологической направленности содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 94

Выводы по I главе 117

Глава II Педагогические условия формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде

2.1. Опыт внедрения педагогических концепций, теорий и инноваций в профессиональную деятельность педагогов начальных классов в условиях поликультурной образовательной среды 120

2.2. Концептуальная модель формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде 141

2.3. Научно-методическое обеспечение процесса формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде 155

2.4. Диагностический инструментарий оценки уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников 175

Выводы по II главе 199

Заключение 201

Список литературы 203

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из наиболее сложных социальных проблем современного общества является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей и этносов. Поликультурное государство, каким является Россия, своими добрососедскими отношениями и веротерпимостью декларирует принципы толерантности и пути предотвращения межэтнических конфликтов. Однако к открытому противостоянию приводят возникающие противоречия между ростом национального самосознания этносов и народов и их желанием к консолидации и стремлению к межэтнической интеграции, а также к установлению единого культурного, экономического и информационного пространства.

Высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия сопровождаются кризисом базовых ценностей. Последствия такого развития глобализации могут привести к унификации культур по принципу установления доминирующего положения культуры той страны, которая с экономической точки зрения превосходит все другие. Вместе с тем высказываются все больше мнений относительно позитивного характера развития процессов глобализации — такого процесса, при котором вхождение в глобальное пространство будет осуществляться с учетом многообразия равенства культур, путем увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию входящих в диалог народов, культур, традиций.

Поэтому в последнееее время возрос интерес к феномену формирования межэтнической толерантности современного поколения, и особенно эта проблема актуальна в начальной школе.

Анализ практической деятельности школ в регионах Российской Федерации показывает, что в региональных программах и учебниках для начальной школы недостаточно отражены особенности культуры этносов, не уделяется внимание проблеме сохранения и развития национальных традиций, языка. Именно поэтому национально-региональный компонент призван реализовать задачи, способствующие формированию у учащихся начальных классов мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнических и других культурных ценностей.

Сегодня мы становимся свидетелями того, что все ощутимее проявляются тенденции, отражающие стремление этносов возродить и утвердить свою национальную культуру на личностном и групповом уровнях. Вместе с тем эти идеи воспринимаются крайне односторонне, вне контекста единого федерального и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания. Это и проявляется в некоторых регионах, в которых формирование личности, как представителя своего этноса зависит от культурных интересов этноса и его многонационального окружения. Межкультурный диалог в полиэтнической культурной среде возможен лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою уникальность и самобытность, понимает и принимает ценности другого партнера. Если же этого не происходит, то возникают явления культурного национализма, этноцентризма и культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, тормозит взаимодействие и развитие национальных культур. Ядром содержания поликультурного образования в начальной школе является этнокультурный компонент, который функционирует на основе специальных учебных планов и программ и содержит базовый комплекс знаний традиционного наследия, материальной и духовной культуры родного народа, его языка, истории и т.д.

Формирование межэтнической толерантности младшего школьника в процессе изучения культуры народов России требует совершенствования его знаний по изучению традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, а также особенностей фольклора и искусства. Осмысление ребенком младшего школьного возраста целостной картины мира происходит через постижение и освоение им национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, а также

этнической культуры народов, проживающих на одной территории, как основного фактора духовного самообогащения.

Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде обусловливается их возрастными особенностями, а также характером проявления индивидуальных качеств (Ю.В.

Бромлей, Г. Крайт, Э.К. Суслова и др.). Исследователи отмечают, что младший школьный возраст можно считать сензитивным периодом для формирования межэтнической толерантности, поскольку такие особенности детей этого возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию способствуют быстрому освоению существующих в обществе социальных норм и стереотипов, в том числе и межэтнических взаимоотношений.

Именно поэтому воспитание младших школьников, обладающих межэтнической толерантностью, является одной из важнейших социально- педагогических проблем общества. Педагоги современных образовательных организаций должны формировать у младших школьников терпимость к инакомыслию, основанную на моральных ценностях, и направлять молодежь к продуктивному социальному взаимодействию. Образовательная практика современного педагога начальных классов должна выбрать вектор своего направления развития на основе принятия теоретической логики одной из существующих парадигм — эволюционистской, акцентирующей единство культуры и преемственность ступеней культурного развития, и плюралистической, подчеркивающей множественность культур и самодостаточный характер каждой культуры. В поликультурной образовательной среде должны быть созданы все условия для функционирования и развития системы этнокультурного образования, которое представляет собой процесс приобщения подрастающего поколения к традиционному наследию того народа, к которому оно принадлежит.

Состояние исследованности проблемы. Основой изучения проблемы формирования межэтнической толерантности являются фундаментальные исследования в области философии, педагогики, психологии и этносоциологии. Среди этих исследований необходимо отметить, прежде всего, труды Ю.В. Арутюняна, А.Г. Асмолова, М.И. Богомоловой, С.К Бондыревой, P.P. Валитовой, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, P.P. Фахрутдинова, Л.Р. Храпаль.

Этнопедагогический потенциал в воспитании подрастающего поколения освещен в трудах НА. Бердяева, Г.Н. Волкова, В.Ф. Гумбольдта, А. Дистервега, Ю.П. Зинченко, И. Канта, Р.Ш. Маликова, З.Г. Нигматова, КД. Ушинского, Д.И Фельдштейна, Я.И. Ханбикова, РХ. Шаймарданова и др. Социокультурные и этнокультурные аспекты модернизации содержания образования в школе и вузе представлены в трудах А.Г. Асмолова, Г.Г. Дилигенского, К. Касьяновой, Н.И. Лапина, Л.Р. Храпаль, В.Я. Ядова.

В последние годы отечественные ученые активно занимаются проблемами поликультурного образования и формирования межэтнической толерантности в образовательной среде (О.В. Аракелян, Н.Ф. Виноградова, Г.Д. Дмитриев, ЗА. Малькова, Г.В. Палаткина и др.). Ряд исследователей рассматривают особенности национальных педагогических культур ( Е.Н.Волкова, З.Ф. Мубинова, С.Ф. Петрова, Н.Ф. Сагоякова). Теоретико-методологические аспекты поликультурного образования исследованы в работах КА. Абдульхановой-Славской, З.Т. Гасанова, Б.С. Гершунского, Т.Т.Камболова и др. Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, Р.Г. Гаджиева, М.И. Корякиной, B.C. Кукушина, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, А.З. Рахимова, Э.В. Соколова, Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой, А.Н. Хузиахметова и др.

Анализ научной литературы показал, что в отечественной педагогике вопросы межэтнической толерантности исследуются, в основном, в контексте изучения феномена межнационального общения в целом и имеют философско-социологический характер (СА. Абдоков, Л.Р. Заурбекова, Н.Р. Маликова, Г.В. Мухаметзянова, А.Н. Некрасова, ВА. Ханстантинов, Л.Р. Храпаль).

Теоретический анализ обозначенной проблемы позволил выявить реально существующие противоречия:

- между процессами этнического возрождения и обострением межнациональных противоречий, приводящих к конфликтам на национальной почве, международному терроризму и национальному экстремизму;

- между осознанием педагогами необходимости формирования основ межэтнической толерантности у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогического и методического обеспечения этого процесса.

Вместе с тем недостаточно разработанной в отечественной педагогике выступает проблема формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде. В педагогической науке внимание акцентируется на отдельных аспектах формирования толерантных качеств у учащихся начальной школы. Данное обстоятельство приводит к тому, что образовательные организации проводят работу по формированию межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде достаточно фрагментарно, обосновывая определенные направления работы интуитивно. Решение этой задачи требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, умений и навыков, но и способного адаптироваться к полиэтнической среде, приобщаться к гуманистическим идеям и традициям.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной проблемы, а также ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования — «Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий, способствующих формированию межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.

Объект исследования: процесс формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.

Предмет исследования: педагогические условия формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.

Гипотеза исследования: формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде будет осуществляться эффективно при учете следующих педагогических условий:

будет учтен педагогами в их профессиональной деятельности опыт внедрения педагогических концепций, теорий и инноваций, раскрывающих природу, историю и практику развития межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде;

будет разработана и предложена концептуальная модель формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде, обеспечивающая возможности овладения необходимыми принципами, знаниями и умениями;

будет разработано и внедрено научно-методическое обеспечение формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде начальной школы;

будет разработан и внедрен диагностический инструментарий по выявлению уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были последовательно разрешены следующие задачи исследования:

  1. Осуществить теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных педагогических концепций и теорий, раскрывающих природу, историю и практику развития межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.

  2. Разработать и внедрить концептуальную модель формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.

  3. Разработать научно-методическое обеспечение формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.

  4. Разработать диагностический инструментарий выявления уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников.

Методологическая основа исследования базируется на диалектике общего, особенного и единичного, традиционного и инновационного, этнопедагогических подходах, учении о соотношении национального и общечеловеческого в воспитании личности, единстве теоретического и эмпирического знания, непрерывности и преемственности развития, альтернативности выбора; основополагающих идеях психологии и педагогики, философии и социологии образования, культурологии и педагогической антропологии о целостной многомерной природной, социальной и духовной сущности человека, неразрывной диалектической связи деятельности, общения и самопознания как важнейших факторов личностного становления.

Теоретической основой исследования выступают следующие положения: о принципах организации деятельностного подхода в образовании (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), и личностно- ориентированного взаимодействия в обучении (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, АА. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов); о взаимосвязи, социокультурных, национально- этнических, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния, на духовно-нравственное развитие человека (М.М. Бахтин, Б.Б. Библер, Л.С. Выготский, Т.Т. Камболов, Д.С. Лихачев, А.З. Рахимов, Д.И. Фельдштейн, Ч.М. Харисова); о национальном, и межнациональном воспитании личности, формировании толерантности (А.Г. Асмолов, М.И. Богомолова, Т.В. Кириллова, С.А. Козлова, Е.Ю. Протасова, Г.У. Солдатова, Э.К. Суслова, Л.Р. Храпаль, Т.И. Чиркова); о современных исследованиях по проблеме толерантности (А.Г. Асмолов, С.К. Бондарева, P.P. Валитова, Б.С. Гершунский, К.Д. Дмитриев, ВА. Лекторский, Л.В. Скворцов, ВА. Тишков и др.); о социокультурном и этнокультурном подходах к модернизации содержания образования (А.С. Ахиезер, Г.Г. Дилигенский, К. Касьянова, Н.И. Лапин, Л.Р. Храпаль, В.Я. Ядов).

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы научного исследования: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение и обобщение, систематизация и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта); прогностические (педагогическое проектирование и моделирование); эксперимент; количественный и качественный анализ результатов с использованием методов математической статистики.

База исследования. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе МБОУ «Гимназия № 20», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 58» Советского района города Казани, МБОУ «Гимназия № 27 с татарским язьжом обучения» Вахитовского района г. Казани, МБОУ «Гимназия № 1» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. В целом в исследовании на разных его этапах приняли участие 710 учащихся I—IV классов, а также учителя начальной школы.

Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе (2008 - 2009 гг.) быт проведен анализ и изучение психолого-педагогической литературы по проблематике исследования; сформулированы тема, цель, задачи и гипотеза исследования; проводилось анкетирование школьников начальных классов Республики Татарстан, наблюдение за деятельностью учителей, отношением родителей, интересами, привычками, поведением и возможностями детей по выработке толерантных отношений.

На втором этапе (2010 - 2012гг.) быта разработана и реализована программа опытно-экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде.

На третьем этапе (2012 - 2014гг.) проводился качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обработка данных, осуществлялось литературное оформление текста диссертации.

Личное участие автора состояло в разработке экспериментальных программ и курсов по формированию межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде, учебно-методических комплектов по татарскому языку и их реализации; в руководстве деятельностью субъектов процесса формирования межэтнической толерантности младших школьников; в осуществлении содержательного анализа, обобщении основных теоретических положений и практики их реализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

обоснованы основные показатели формирования межэтнической толерантности: достижение взаимопонимания, наличие общих мировоззренческих и мотивапионных оснований для взаимодействующих этносов, поиск возможностей для совпадения интересов взаимодействующих этнических субъектов, создание условий и возможностей для постоянного взаимодействия;

выявлен воспитательный потенциал поликультурной образовательной среды на трех уровнях: когнитивном уровне (освоение образцов и ценностей культурно- исторического и социального опыта); ценностно-мотивированном уровне (формирование социально-установочных и ценностно-ориентапионных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим народам, культурам и социальным группам); деятелъностно-поведенческом уровне (активное социальное взаимодействие с представителями различных культур);

разработана и теоретически аргументирована концептуальная модель формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде, включающая: содержание, организационно-педагогические условия, направления деятельности (обучение, внеклассная работа, внеурочная деятельность);

разработан диагностический инструментарий выявления уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

дополнении общей педагогики, истории педагогики и образования выявленными организационно-педагогическими условиями и критериальными характеристиками формирования межэтнической толерантности младших школьников, решающих задачи развития личностного и национально- государственного патриотизма;

уточнении ключевых понятий исследования: «межэтническая толерантность» и «поликультурная образовательная среда», пополняющие понятийно-терминологическую систему патриотического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что автором реализовано и может быть принято к руководству моделирование педагогических процессов, нацеленных на формирование межэтнической толерантности младших школьников, в ходе которого созданы: авторская программа, учебно-методические пособия, теоретические интегративные курсы поликультурной направленности, которые могут широко применяться в практике педагогической деятельности специалистов в области образования. Отобранные и адаптированные методики исследования и средства диагностики межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста в поликультурной образовательной среде позволяют определять ее уровень в условиях реального учебно-воспитательного процесса. Разработанные материалы могут быть использованы в

деятельности образовательных организаций и в системе повышения квалификации работников образования.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы педагогами при реализации идей патриотического воспитания в различных образовательных организациях, в ходе организации курсов повышения квалификации педагогов и работников образования, помогут учителям начальной школы и организаторам педагогического процесса в разработке воспитательных систем, направленных на формирование межэтнической толерантности учащихся общеобразовательных организаций в поликультурной образовательной среде.

Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций обеспечивалась исходными методологическими позициями, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватными его объему, целям, задачам и логике. Она подтверждается также достаточной длительностью и возможностью повторения эксперимента, применением комплекса методов, соответствующих предмету исследования, всесторонним изучением проблемы, репрезентативностью выборки количества испытуемых; внедрением в практику разработанных рекомендаций и их положительной оценки учащимися, учителями и родителями; статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования и его результативность обсуждались на межрегиональных и всероссийских семинарах: «Актуальные проблемы этнокультурного образования и преподавания татарского языка в многоязычной среде» (г. Москва, 16 - 17 ноября 2009 г.; Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» (г. Владикавказ, 2 - 3 декабря 2009 г.); Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа «Педагогическое образование: история, современность, перспективы» (г. Казань, 30.03. 2012 г); открытой городской научно-практической конференции «Реализация этнокультурного содержания образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов» (г. Казань, 7.02. 2013 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Современная система образования в условиях введения и реализации ФГОС: проблемы и перспективы. Билингвизм как проблема языкового образования в России и Татарстане» (г. Казань, 26.11.2013 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие родных и государственных языков в субъектах Российской Федерации как источника формирования общероссийской гражданской идентичности» (г. Казань, 4.04.2014 г.), Международной научно-практической конференции «Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и международного опыта» (г. Казань, 2014 г.), итоговая научно-практическая конференция «Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в условиях поликультурного образовательного пространства» (г. Казань, 4.03.2015 г.), I научно-практическая конференция «Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмента формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов РТ» (г. Казань, 27.03.2015г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Межэтническая толерантностьэто духовное качество личности, проявляющееся в способности и готовности к межэтническому позитивному взаимодействию, построенному на основе взаимоуважения и равноправия сторон, и опирающееся на осознание значимости разнообразия мира, знания своей и других национальных культур. Межэтническая толерантность проявляется, прежде всего, через человеческие отношения в различных сферах общественной жизни. 2. Поликультурная образовательная среда обладает большим воспитательным потенциалом. Она способствует формированию таких качеств, как: патриотизм, толерантность,

интерес к культурам народов России, культуре межнационального общения и др. Поликультурная образовательная среда в процессе воспитания младших школьников в нашем исследовании представлена как вид целенаправленной социализации обучающихся детей начальной школы, который обеспечивает: на когнитивном уровне (освоение образцов и ценностей культурно-исторического и социального опыта); на ценностно-мотивированном уровне (формирование социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей обучающихся к межкультурной коммуникации и обмену, а также развитие толерантности по отношению к другим народам, культурам и социальным группам); на деятельностно-поведенческом уровне (активное социальное взаимодействие с представителями различных культур).

3. Концептуальная модель формирования межэтнической толерантности младших
школьников в поликультурной образовательной среде
отражает направленность и характер
деятельности педагогов в исследуемом направлении. Модель состоит из трех основных
компонентов: мотивационно-целевого, содержательно-технологического и оценочно-
результативного, а такте
включает: структуру, условия, основные этапы, критерии, принципы,
содержание, средства, формы и методы; магистральные направления целостного педагогического
процесса (процесс учебной деятельности), межэтнический толерантный характер внеклассной
работы, общения, взаимодействие школы с родительской общественностью, с организациями
дополнительного образования.

Критерии сформированности у школьников межэтнической толерантности включают в себя совокупность показателей, характерных для определенного возрастного периода. Показатели являются компонентом критерия, как проявление этнотолерантных качеств личности, по которым можно судить об уровне личностного развития и гражданской зрелости школьников, а также определить направленность педагогического воздействия на процесс формирования искомых качеств.

4. Основу современной поликультурной образовательной среды должна составлять
педагогика межэтнической толерантности, которая предусматривает изменение системы
человеческих отношений, построение их на взаимном уважении.
Позитивная динамика
формирования межэтнической толерантности обеспечивается организационно-педагогическими
условиями:
создание развивающей поликультурной образовательной среды; организация
исследовательской деятельности младших школьников в области изучения традиций, этнокультуры
народов России; разработка программно-методического обеспечения для эффективного
функционирования «центра этнокультуры»; организация профессионального взаимодействия между
образовательными организациями через творческое сотрудничество по проблеме
взаимопроникновения и взаимообогащения культур.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 298 наименований и 6 приложений.

Теоретико-методологические подходы, тенденции и принципы формирования межэтнической толерантности младших школьников средствами народной педагогики и родного языка

Осуществление модернизации образования невозможно без понимания необходимости сохранения цивилизационного и национального многообразия уникальности культур и народов. Именно поэтому в современной России отчетливо растет интерес к культуре народов, безопасности нации, страны, семьи и каждого человека. Современное общество выделяет новые акценты в содержании понятия толерантности на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе и в межэтнических отношениях и взаимодействиях.

Как считает Л.Р. Храпаль, «социокультурные проблемы, возникающие в ходе процессов глобализации, существенно влияют на формы самоопределения отдельных людей. В ходе современной эпохи происходит формирование нового типа самоидентификации индивида в культуре. Претерпевают существенные изменения и типы социоэтнической идентичности. Весь этот рост культурного и социально-психологического многообразия — отнюдь не гармоничный процесс. За ним кроется глобальный феномен дестабилизации отношений между личностью и социумом, кризиса социальной идентичности человека. Глобализирующийся мир одновременно вовлекает его во множество новых информационно-познавательных и практических взаимодействий и превращает цели, смысл этих взаимодействий в нечто относительное, ситуационное, преходящее, лишенное того ценностного содержания, которое только и способно формировать устойчивые человеческие общности и устойчивую структуру личности. Эту ситуацию можно также определить как кризис человеческой социальности и ее институционального каркаса». [278,279] В своем исследовании мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что глобализация может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Сегодня есть все основания говорить о том, что глобализация способна привести к общественной нестабильности и нанести ущерб национальным и этническим культурам.

Мы согласны с мнением Л.Р. Храпаль, считающей, что «высокая проницаемость национальных границ, повышение интенсивности, объема и скорости культурного взаимодействия сопровождаются кризисом базовых ценностей, трансформацией культурного контекста формирования культурной идентичности. Последствия такого развития глобализации могут привести к унификации культур по принципу установления доминирующего положения культуры той страны, которая с экономической точки зрения превосходит все другие...» [281, с.326].

Вместе с тем высказывается все больше мнений относительно позитивного характера развития процессов глобализации — такого процесса, при котором вхождение в глобальное пространство будет осуществляться с учетом многообразия равенства культур, путем увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию входящих в диалог народов, культур, традиций. И акцентируется внимание педагогов и психологов на то, что проявления межэтнической толерантности народов следует рассматривать, как в глобальном, так и в региональном масштабе.

Как известно, процесс глобализации приводит к актуализации этнической идентичности. В этих условиях для региональных этнических культур актуализируется задача — сохранить свою культурную идентичность и самобытность, определиться в условиях глобального мира, интегрироваться в мировое сообщество путем сочетания традиций и инноваций, т.е. через сохранение уважения этнической самобытности и этноразнообразия к экономическому и духовному развитию [284].

Именно процесс глобализации выступил, с одной стороны, фактором объединения различных стран и народов в построении единого социально 20

экономического и образовательного пространства, с другой стороны, обострил интерес к изучению собственной национальной культуры как среды жизненного комфорта и безопасности. В этой связи интересно обратиться к анализу «информационной концепции этноса» (С. А. Арутюнов, Н.Н.Чебоксаров, 1997 г.) [16, 287]. Стремление к познанию основ собственной национальной культуры, рост этнического фактора в условиях российского социума, а также всего мира обусловило то обстоятельство, что в условиях возрастания количества и разнообразия информации значительно затрудняется социальная адаптация индивида к проявлениям современной цивилизации. Именно проявление «информационной ограниченности человека» является причиной поиска малочисленного и исторически устоявшегося круга общения, близкого и понятного для человека, каковым является этнос. Именно в диалектическом взаимодействии глобализационных процессов и регионализации социокультурной жизни в конце XX века проявилась стратегия развития образования, связанная с поиском новых образовательных ориентиров, учитывающих многообразие культурно-образовательных систем современной России, их направленность, факторы и механизмы развития, а также исторические перспективы человечества.

В докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО 1997 года были определены стратегические направления развития школы в новом столетии, при этом отмечалось, что образование должно способствовать тому, чтобы «с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в современном мире, а с другой -привить ему уважение к другим культурам» [112]. В этом важном документе справедливо подчеркивается необходимость решения школой двуединой задачи: освоения учащимися культуры и духовного богатства своего народа, а также воспитания уважительного отношения к культурным ценностям других народов. Данные позиции и определили важнейший приоритет развития образования в условиях глобализирующегося мира. Так, с одной стороны, современная Европа - это родина более 200 живых языков и многих сотен наречий. На ее территории расположилось 50 государств с общим населением, около 800 миллионов человек.

Важнейшим резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Этот вопрос заслуживает сегодня самого пристального внимания, так как противоречивость модернизационных процессов необычайно обостряет групповое, в первую очередь этническое, сознание. Педагоги и психологи считают, что этнонациональный фактор грозит в ближайшее время заслонить собой все другие проблемы общественного развития — социальные, экономические, духовные. Вернее, последние будут проявлять себя в национальной окраске, в «этнической упаковке» [279]. Объявление «свободы» своего этноса и характер происходящих процессов суверенизации часто реализуют лишь один уровень и форму самоопределения - отделение и стремление приобрести соответствующий статус без учета мнения других этносов. В связи с этим формируется новый уровень функциональной нагрузки, новые принципы и требования межсубъектного поведения, в данном случае - новые подходы к межсубъектным отношениям этносов и их представителей в современном обществе. Особенности развития общества и функционирования этносов в современной ситуации задают новые подходы к пониманию межэтнической толерантности как феномена в контексте развития межэтнических отношений.

Наряду с развитием собственной национальной культуры, основные задачи развития образовательной системы видятся в необходимости научить младших школьников понимать и ценить своеобразие других культур, а также воспитывать подрастающее поколение в духе мира и уважения всех народов, искореняя существующие в быту негативные представления о людях других национальностей.

Рассмотрение нами психолого-педагогических особенностей формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде играет в рамках настоящего исследования особую роль, поскольку в настоящее время важно понимать, что

каждый человек включен в систему этносодержащих отношений как носитель культурных традиций, системы связей своего этноса. А толерантность, таким образом, - объективная необходимость в процессе многочисленных контактов человека с другими этносами в полиэтничном мире, где человек, относящийся к определенному этносу, изначально принадлежит всей совокупности многоэтнически представленного сообщества и выступает участником его воспроизводства. Рост задач и ответственности людей за устойчивость и позитивную направленность развития общества и, в частности, межэтнических отношений повышает значимость воспитания младшего школьника. Поиск педагогических условий, форм и методов формирования межэтнической толерантности не может осуществляться без учета особенностей младшего школьника. Современные младшие школьники живут в новых условиях: в условиях существования этноса, к которому они принадлежат, в условиях многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов через СМИ, не всегда регулируемой родителями, школой, обществом, в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д.

Поликультурная образовательная среда начальной школы как фактор формирования межэтнической толерантности младших школьников

Экспериментальная апробация эффективности педагогических условий формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде была осуществлена на базе МБОУ «Гимназия № 20», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 58» Советского района города Казани, МБОУ «Гимназия № 27 с татарским языком обучения» Вахитовского района города Казани, МБОУ «Гимназия № 1» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. В целом в исследовании на разных его этапах приняли участие 710 учащихся I-IV классов, а также учителя начальной школы.

Анализ исследовательских данных проводился по одному контрольному (25 учащихся) и одному экспериментальному (25 учащихся) классам МБОУ «Гимназия № 20» Советского района города Казани с 2008 по 2014гг.

Одним из важных педагогических условий формирования меэюэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде является опыт внедрения педагогами педагогических концепций, теорий и инноваций в свою профессиональную деятельность.

Действительно, эффективное формирование межэтнической толерантности младших школьников возможно только в том случае, если учитель будет подготовлен к осуществлению культуро-ориентированной педагогической деятельности с учащимися, если он будет осознавать смысл и ценность такого педагогического взаимодействия со школьниками.

В этой связи мы провели целенаправленное исследование степени подготовленности работающих учителей начальной школы к формированию межэтнической толерантности младших школьников, поддержке культурной самобытности и развитию представлений у учащихся представлений о культурных различиях.

В опытно-экспериментальную работу были вовлечены 56 учителей начальных классов. Для того, чтобы изучить опыт внедрения педагогами педагогических концепций, теорий и инноваций в свою профессиональную деятельность и оценить степень включенности педагогов в работу по формированию у младших школьников межэтнической толерантности, мы посчитали важным разработать специальные тесты.

Им были предложены тесты, которые позволяют оценить степень включенности педагогов в работу по формированию у младших школьников межэтнической толерантности (Приложение 5). Готовность учителя к воспитанию культуры межнационального общения нами было воспринято как: - результат целенаправленной подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности; - интегральное свойство личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию воспитания культуры межнационального общения младших школьников.

Следовательно, готовность учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников рассматривается нами, с одной стороны, как интегративно-личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к этому процессу: профессионально-личностные качества, обеспечивающие успешность воспитания культуры межнационального общения младших школьников; систему знаний, умений, навыков, с другой стороны, активность учителя, позволяющая эти знания, умения, навыки продуктивно использовать при решении возникающих вопросов в воспитании культуры межнационального общения младших школьников.

Мы понимаем, что готовность учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников выступает относительно автономной и независимой подсистемой в целостной системе профессиональной готовности, а значит степень ее влияния на общепрофессиональную подготовку носит постоянный, динамический характер и может быть охарактеризована как цель и результат учебно-воспитательного процесса.

Принимая во внимание существующие в науке взгляды на структуру целостной личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [2, 162, 232], методологические трактовки состава и структуры готовности к профессиональной деятельности (А.Д.Вислова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Л.М. Фридман и др.) [67, 242, 247, 272] в составе готовности учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников как социально-педагогического феномена выделены: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

Поэлементный состав компонентов изучаемой нами готовности учителя начальных классов использовать опыт внедрения педагогами педагогических концепций, теорий и инноваций в свою профессиональную деятельность и воспитанию культуры межнационального общения младших школьников будет представлен на основании теоретического и эмпирического анализа следующим образом.

Мотивационно-ценностный компонент готовности учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников характеризуется осознанием самоценности и уникальности человеческой личности как носителя определенной культуры, необходимости культурной идентификации и возможности ее дрейфа; самоопределением в поликультурных ценностях (альтруизм, гуманность, эмпатия, толерантность и др.); сознательным выбором профессии и проявлением интереса к ней; познавательной активностью в изучении культурных различий народов региона, стремлением к участию в межкультурном взаимодействии; умением нравственной саморегуляции.

Когнитивный компонент готовности учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников представлен как знание и принятие концептуальных идей гуманистической педагогики, задач, научных понятий и поликультурного образования, культурологических, аксиологических, акмеологических и личностно-ориентированных подходов к образованию, их технологий и методик; наличие культурологических, этноисторических, этнопсихологических знаний в сочетании с профессионально-педагогическими. Он включает содержание образования, которое определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития культуры межнационального общения, которая должна быть достигнута в результате учебно-воспитательной работы. Данное определение как раз и нацеливает учителей на формирование готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников. Хотя в последнее время в свете идеи гуманизации все более утверждается личностно-ориентированный подход к содержанию образования. Это отражено в работах Б.М. Бим-Бада, И.Я. Лернера, А.В. Петровского, М.Н. Скаткина, и др. [40,167, 219, 243]

Деятелъностный компонент готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников предполагает содержание комплекса умений и навыков, которые необходимы учителю для воспитания культуры межнационального общения младших школьников. В педагогической литературе умения определяют как овладение способами, а именно приемами и действиями применения усвоенных знаний на практике.

Оценочно-регулятивный компонент учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников направлен на оценку эффективности способов организации процесса воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.

Процесс формирования готовности учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников нами было построено таким образом, чтобы возникла, у учителя потребность внедрения педагогических концепций, теорий и инноваций в свою профессиональную деятельность, возникла необходимость проверить то или иное положение теории на практике и, наоборот.

В процессе практической деятельности нам важно было создавать такие ситуации, которые вызывают потребность в овладении теоретическим материалом, в диагностике, то есть оценке и творческом подходе к решению вопроса воспитания культуры межнационального общениям младших школьников. Для того, чтобы проанализировать компоненты, недостаточно установить, только их связи, необходимо понимание сущности целостных объектов вместе с установлением взаимосвязей и характеристикой их структуры, а точнее необходим анализ функций, которые она призвана выполнять.

В связи с этим, нами предпринята попытка выделить основные функции компонентов готовности учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения младших школьников (см. таблицу 3).

Концептуальная модель формирования межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде

Учителя, проанализировав содержание работы с детьми по формированию межэтнической толерантности, поликультурного мировоззрения в школе, выявляют представления детей о поликультурном

пространстве своего местожительства, определяют соотношение знаний о родной культуре с поликультурным.

И, конечно же, выявляют соотношение знаний и применения поликультурных установок поведения и условные уровни сформированности межэтнической толерантности у учащихся начальной школы.

Наблюдение за формированием у учащихся начальной школы межэтнической толерантности, как видите, проводится в процессе различных видов деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, бытовой. Ведутся записи наблюдений за детьми, фиксируются конкретные факты детских проявлений, составляется план работы по формированию межэтнической толерантности младших школьников. Целенаправленные наблюдения за детьми дают эффективные результаты, позволяют выявить общую картину: прививаются ли общекультурные и народные традиции в повседневной деятельности детей, интересуются ли дети историей происхождения тех или других традиций, знают ли дети такие понятия как межэтническая толерантность и поликультурность.

Поэтому так важно, чтобы школа не только давала молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывала его как личность, прививала любовь и уважение к семье, учила любить своё Отечество и заботиться о его благополучии.

Обращение педагогов к культурному наследию в контексте разработанной программы должно обеспечивать поддержку сложившихся общественных ценностей, символов, норм, при этом проблема межэтнического возрождения будет рассматриваться в качестве черты в развитии современного человеческого сообщества. Данные образцы были проверены многолетним опытом, обеспечивают самобытность культуры и привычные жизненные условия.

Россия, как и вся наша страна - многонациональный регион, а этозначит, что и система образования является поликультурной и многоязычной. В этой связи встает вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную личность в условиях как поликультурного, так и этнокультурного образования. Развитие поликультурного образования, формирование коммуникативных компетенций являются одними из важных направлений введения федеральных государственных образовательных стандартов. Следут отметить, что качественное обеспечение введения ФГОС решает и проблемы этнокультурного образования, которое является фактором формирования основ национального менталитета, российской гражданской идентичности. Школа неотрывна от национальной почвы, но она не замкнута только в ней. Она формирует и хранит национальную культуру, перплавляя два встречных потока - обогащение национального общечеловеческим и общечеловеческого национальным.

Нами была организована систематическая и планомерная работа по формированию межэтнической толерантности младших школьников через привлечение родителей к воспитательной работе, дополнив содержание внеклассной деятельности мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности, а именно: дающими знания детям о культуре и истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке различных народов; способствующих возникновению у детей положительных эмоций, терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей; позволяющим формировать у младших школьников навыки общения с людьми другой национальности, умение пользоваться ими в своей практической деятельности.

Работа по формированию межэтнической толерантности у детей в первую очередь основывается на педагогической культуре родителей.

Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Поэтому, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей.

Огромную роль в вооружении отцов и матерей педагогическими знаниями, умениями и навыками играет классный руководитель. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи. Именно такие доверительные отношения должны устанавливаться в работе учителя с родителями при формировании межэтнической толерантности у детей.

Так как семья играет ведущую роль в формировании межэтнически толерантной личности и личный пример родителей является основным методом формирования межэтнической толерантности, то совместная работа классного руководителя и родителей позволяет добиться лучших результатов в развитии нравственных качеств детей, в формировании межэтнически толерантной личности, в повышении знаний детей о культуре своего народа и других этнокультур, а в связи с этим, повышения уровня воспитанности детей, через включение ребенка в какую-либо деятельность, направленного характера.

Диагностический инструментарий оценки уровней сформированности межэтнической толерантности младших школьников

Данный этап представлен нами в виде коррекционного блока, который ставил своей целью поиски форм и методов, направленных на снижение негативной эмоции, путей выхода из конфликтных ситуаций, развитие коммуникативной толерантности, эмпатических способностей, улучшение эмоционального состояния, то есть тех личностных качеств, которые влияют на формирование межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста.

Здесь нами предложены эффективные методы формирования межэтнической толерантности, программа спецкурса «Многонациональное Поволжье: культурное многообразие», программа развития эмоциональной сферы

«Мы - дети России», программа дополнительного профессионального образования учителей, ведущих курс ОРКСЭ «Особенности преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики», психолого-педагогический тренинг «Толерантное общение», дебаты, дискуссии, беседа, наблюдение, анкетирование, анализ проблемных ситуаций, имитационно-ролевые игры, элементы драматизации, показ образцов, примеров и др.

На данном этапе с помощью разнообразных форм (интегрированных уроков, семинаров, группового анализа и обсуждения творческого материала, выполнения индивидуальных заданий, экскурсий, концертов и т.д.) создаются условия для творческой работы, для переходя от репродуктивной деятельности школьников к продуктивной. Учащиеся школ знакомятся с понятиями «толерантность», «межэтническая толерантность», «межкультурная коммуникация», «эмпатия», и т.п., их структурными компонентами и формами. На этом же этапе была выявлена динамика сформированности качеств межэтнической толерантности личности учащегося общеобразовательной организации.

Важным на данном этапе является работа по дальнейшему развитию умений критического мышления. Организация занятий на основе проблемного обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, формирует у подростков такие качества, как критичность, способность анализировать и оценивать действия, способность самоиденти-фицироваться в культуре, самостоятельно принимать решения и т.д.

На третьем этапе (2012-2014гг.) проводился качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обработка данных, осуществлялось литературное оформление текста диссертации.

Этот этап представлен как деятельностно-творческий и включает: - развитие у школьников межэтнической толерантности как важной составной части общей культуры личности; формирование устойчивого интереса к межкультурным коммуникациям, конструктивному диалогу культур; - стимулирование интереса к самостоятельному овладению знаниями в области этнических культур, обычаев, традиций, нравов, посещению национальных культурных центров. В соответствии с этим, задачами данного этапа стали: 1) углубление теоретических знаний в области отдельных вопросов этнической культуры народов региона, их обычаев, традиций, нравов; 2) мотивация самостоятельного овладения информацией в области этнической толерантности, её значения для стабильности отношений в полиэтнической среде.

К методам, используемым на данном этапе, относятся: анализ и синтез поликультурного материала, объяснение, абстрагирование, совет, поддержка, саморефлексия. На данном этапе нами были разработаны методические рекомендации по формированию межэтнической толерантности у учащихся начальных классов общеобразовательной организации для педагогов, родителей.

По итогам проведенной научно-исследовательской работы были собраны и систематизированы теоретические и практические материалы, обобщенные, оформленные и изданные в виде учебно-методических пособий, электронных образовательных ресурсов, методических указаний и рекомендаций.

Педагогической наукой накоплен большой арсенал средств изучения личности. Среди них многие могут успешно использоваться в качестве изучения учащихся общеобразовательной школы с целью выявления у них этнотолерантных качеств и соответствующего поведения. В этом плане можно перечислить следующие методы: педагогическое наблюдение, создание ситуаций нравственного выбора, анализ творческих работ, ранжирование и социометрический метод, нравственный самоанализ и др. В плане нашего исследования нам представляется уместным напомнить, что в процессе подбора педагогических технологий учителем, стоит учитывать следующие положения: - возрастные и индивидуальные особенности детей начальной школы; - направленность программы на выявление уровня сформированности межэтнической толерантности; - педагогическую направленность исследовательских методик, заключающих в себе не только диагностическую, но и воспитывающую функцию.

Диагностика уровня сформированности межэтнической толерантности младших школьников осуществлялась на основе анализа сформированности его основных компонентов: мотивационного, содержательного и процессуального. Обобщенные данные результатов исследования на конец опытной работы, по сравнению с началом, свидетельствуют о росте уровня знаний учащихся этнической культуры народов России, показатели которых приведены в графиках, отражающих динамику в контрольных и экспериментальных группах.