Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде ВУЗа Кац Александра Семеновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Кац Александра Семеновна


Кац Александра Семеновна. Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде ВУЗа: диссертация кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Кац Александра Семеновна;[Место защиты: ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»], 2018 - 255 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретические аспекты и опыт формирования межэтнической толерантности студентов вуза 22

1.1 Особенности современного образовательного процесса в поликультурной среде вуза в условиях международной образовательной интеграции 22

1.2 Сущностные характеристики межэтнической толерантности личности в условиях поликультурной образовательной среды 40

1.3 Отечественный и зарубежный опыт формирования толерантности в поликультурной среде вуза в условиях глобализации и интеграции 66

Выводы по главе 1 90

Глава II Организационно-педагогические условия формирования межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде вуза 92

2.1 Организация и содержание волонтерской деятельности обучающихся как фактор формирования межэтнической толерантности в поликультурной среде вуза 92

2.2 Включение обучающихся в международные проекты, обеспечивающие формирование межэтнической толерантности в поликультурной среде вуза в условиях международной образовательной интеграции 105

2.3 Подготовка педагогов образовательной организации к формированию межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза 136

2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды 159

Выводы по главе 2 180

Заключение 184

Список литературы 188

Введение к работе

Актуальность темы. Процессы глобализации, международной образовательной интеграции и переход к открытому гражданскому обществу поставили перед российской системой высшего образования новую цель -формирование личности, обладающей планетарным мышлением и способной воспринимать себя не только как представителя конкретной страны, но и Гражданина мира, носителя своей и иноязычной культур, осознающего свою ответственность за глобальные общечеловеческие процессы.

Международная образовательная интеграция, активизировавшаяся с началом Болонского процесса, участником которого Россия является с 2003 года, определяет характер конструктивных межнациональных отношений, имеющих гуманистическую направленность и способствующих эффективности международной деятельности образовательных организаций.

Сегодня Болонский процесс имеет положительную динамику развития, вследствие чего получил широкое распространение среди стран, имеющих высшие учебные заведения, и трансформировался в Мегапроект «Зона высшего европейского образования», что вызвало необходимость в социокультурных трансформациях в связи с интенсификацией всех сторон социальной жизни, усилением мобильности людей и открытием перспективы разрешения глобальных проблем.

Таким образом, на основе взаимовлияния, взаимодополняемости и взаимопроникновения образовательных систем Европейских стран сформировалось единое образовательное и научное пространство, для успешного функционирования которого необходимы гармонизация социального взаимодействия и установка толерантных норм в отношениях между преподавателями, обучающимися, социальными партнерами вузов в поликультурной образовательной среде.

Современная динамика интенсивного развития межкультурных взаимодействий и общественных отношений определила спектр актуальных вопросов по формированию межэтнической толерантности, поиск успешности решения которых актуализирует творческий, личностный и профессиональный потенциал участников межнационального общения, в котором межэтническая толерантность выступает универсальным способом профилактики деструктивных идеологий и межнациональных конфликтов, являясь гарантом межнационального мира и согласия. Таким образом, формирование межэтнической толерантности в процессе межнационального общения в образовательной организации ориентировано на развитие поликультурной личности с планетарным мышлением, которая стремится к интеграции, личностному росту и самосовершенствованию, будучи Гражданином Мира.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования толерантности широко отражена в истории философской мысли, начиная с античности. Платон воспринимал ее как интеллектуальную самозащиту; Аристотель - как стремление к «золотой середине»; Тертулиан

- как спасение и покаяние; Ж.-Ж. Руссо и А. Шопенгауэр видели в ней сострадание; И. Кант - всеобщий человеческий долг; Г. Спенсер воспринимал толерантность как идею всеобщего равновесия; марксизм - как возможность контроля над чужой жизнью; Ж.П. Сартр - как внутренний регулятор «моего отношения к другому»; В. Франки - как рефлексию чужого опыта и т.д. В русской философской мысли терпимость (аналог толерантности) воспринималась как «искусственно отысканная середина» (И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский); допущение чужой свободы (B.C. Соловьев) и определенный уровень нравственной сознательности (Н.А. Бердяев).

Обращаясь к анализу современных исследований, касающихся
проблемы межнационального общения и толерантности как особого явления,
отражающего характер человеческих взаимоотношений, в том числе,
межэтнических, следует отметить, что данная проблема находит отражение
как в работах зарубежных (Д. Бэнкса, Дж. Колта, С. Мадди, А. Маслоу,
К. Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе и т.д.), так и современных
отечественных (В.А. Блюмкина, М.И. Богомоловой, Ю.Н. Зиятдиновой,
Е.Н. Ильина, М.И. Рожкова, Г.К. Селевко, О.Г. Смоляниновой,

Л.Л. Супруновой, П.П.Терехова, Т.М. Трегубовой, А.П. Тряпицыной, А.В. Фахрутдиновой, В.А. Фокина, В.Ф. Шаталова, Н.Г. Юровских и пр.) ученых.

Однако у современных исследователей не сформировалось единое мнение по вопросу определения понятия «межэтническая толерантность», которая рассматривается как: психологическая установка на терпимое отношение к представителям других наций (Г. Олпорт и СВ. Сластенин); способность гармоничного, мирного сосуществования народов, отказ от насилия и агрессии (Б.З. Вульфов, А.Г. Асмолов); признание и принятие отличительных особенностей другого человека (П.В. Степанов, С.Д. Щеколдина); признание равенства в правах народов и наций на основе культурного и этнического многообразия с целью социализации личности в поликультурной образовательной среде (Л.В. Баева, Т.Р. Голендухина, С.С. Нозимов).

Неоднозначность феномена "межэтническая толерантность", отсутствие единой терминологии по данной проблеме, а также такие явления в образовательной среде, как возникновение конфликтных ситуаций общения между обучающимися разных национальностей, рост числа иностранных обучающихся в российских образовательных организациях, участие российских обучающихся в программах академической мобильности за пределами РФ; распространение в образовательных организациях деструктивной идеологии, препятствующей формированию толерантности в поликультурном социуме, вызывают необходимость более глубокого изучения и исследования проблемы формирования межэтнической толерантности обучаемых в поликультурной образовательной среде.

Проведенный анализ социально-педагогической ситуации позволил выделить ряд противоречий между:

наличием деструктивных, дестабилизирующих факторов, препятствующих процессу формирования межэтнической толерантности, и острой потребностью общества в необходимости формирования межэтнической толерантности обучающихся как общественного «стабилизатора» в условиях международной образовательной интеграции;

необходимостью научно-обоснованного педагогического анализа становления и развития процесса формирования межэтнической толерантности и недостаточной разработанностью методологических оснований организации данного процесса в поликультурной среде вуза;

возможностью использования адаптационно-образовательного потенциала международного опыта формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза и эмпирической неизученностью и недостаточностью концептуальных исследований по данной проблеме в условиях международной образовательной интеграции.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза?

Актуальность данной проблемы и обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Формирование межэтнической толерантности студентов в поликультурной среде вуза».

Объект исследования: формирование межэтнической толерантности обучающихся, готовых к конструктивному межэтническому взаимодействию в поликультурной среде вуза.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза.

Цель исследования: выявить, обосновать и апробировать организационно-педагогические условия формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза.

Гипотеза исследования: формирование межэтнической толерантности обучающихся образовательных организаций будет эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

разработке и реализации содержания волонтерской деятельности как фактора формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза;

включении обучающихся в международные образовательные проекты и программы ("TUNING", ТЕМПУС, «Эразмус+», др.), направленные на формирование межэтнической толерантности, развитие личностного потенциала обучающихся, сотрудничества и обмена лучшими российскими и европейскими практиками в поликультурной среде вуза;

подготовке педагогов образовательной организации к формированию межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза в условиях международной образовательной интеграции.

В соответствии с объектом и предметом, исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

определить и обосновать сущностные характеристики, содержание и структуру межэтнической толерантности обучающихся, которая обусловливает интеграцию обучающихся в единое образовательное пространство за счет их участия в международных образовательных проектах;

выделить обучение толерантности как ключевую образовательную особенность, стимулирующую развитие личностного потенциала и творческих способностей педагогов и обучающихся в поликультурном социуме;

осуществить анализ зарубежного и отечественного опыта формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза, который способствует активизации волонтерской активности студентов в условиях международной образовательной интеграции;

выявить критериальные показатели и разработать диагностический инструментарий определения эффективности организационно-педагогических условий формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза в процессе международной образовательной интеграции.

Общей теоретико-методологической основой исследования послужили идеи и положения, разработанные:

- в теории диалога культур и межкультурного взаимодействия
(А.Н. Арнольдов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, И.А. Василенко, Б.Л. Вульфсон,
Н.К. Курганов, В.В. Сафонова); в теории ценностей (A.M. Анисимов,
А.П. Бодрилин, СБ. Борисов, A.M. Булынин, В. Виндельбанд,
Г.П. Выжлецов, А. Гонсалес-Галлего, М.Н. Громов, А.Г. Здравомыслов,
М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.С. Розов, Д.В. Тугаринов), в том числе, в
педагогике (В.П. Бездухов, Е.П. Белозерцев, Е.В.Бондаревская,
P.P. Габдулхаков, М.Г. Казакина, В.Ш. Масленникова, З.И. Равкин); в теории
деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Г.И. Щукина); в общей теории коммуникации (В.В. Горшкова, М.С. Каган,
А.В. Мудрик, Г.Г. Почепцов, Т.А. Флоренская, И.М. Юсупов), в том числе,
межкультурной коммуникации (В.Г. Костомаров, С.Г. Тер-Минасова,
Ю.Н. Зиятдинова, П.П.Терехов, Н.М. Фирсова, Л.И. Харченкова); в теории
непрерывного образования как фактора развития личности, общества,
государства (С.Г. Вершловский, Р.Х. Гильмеева, А.К. Громцева,
Г.У. Матушанский, Р.А.Литвак, Г.Я. Гревцева, Л.Н. Лесохина, В.Г. Онушкин,
Е.И. Огарев).

Методы исследования. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы:

а) теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; б) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; в) системный анализ послужил основой целостного рассмотрения проблемы развития поликультурного образования и формирования толерантности; г) моделирование использовалось для выстраивания процесса формирования межэтнической толерантности и представления его результата; д) прогнозирование применялось для обоснования перспектив развития поликультурного образования и формирования толерантности.

Эмпирические методы:

а) изучение нормативно-правовых документов в области образования; б) исследование и обобщение опыта создания в вузах поликультурной образовательной среды, формирующей толерантную личность обучающегося; в) констатирующий эксперимент; г) формирующий эксперимент по практической реализации идей исследования и обеспечению условий его эффективного осуществления; д) наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертиза; е) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

Опытно-экспериментальными площадками исследования явились НАО ВО «Академия социального образования», КФУ Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Л. Толстого (факультет иностранных языков). В течение 2014-2018 годов в исследовании приняли участие 303 обучающихся и 69 преподавателей - представители данных образовательных организаций.

Этапы исследования:

Исследование проводилось в течение трех лет и состояло из трех этапов.

Подготовительный этап (2015-2016 г.г.). Изучалась степень разработанности проблемы в педагогике, философии, психологии; осуществлялся анализ отечественной и зарубежной философской, педагогической литературы по проблеме исследования, и проводился анализ теоретического материала.

Первый этап (2016-2017 г.г.). Разрабатывались критериальные показатели, диагностический инструментарий; осуществлялся мониторинг определения уровня сформированности межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза.

Второй этап (2017-2018 г.г.) Проводились констатирующий, формирующий и контрольный (оценочный) этапы экспериментов; проходило научное осмысление векторов и тенденций дальнейшего развития исследования.

Третий этап (2018 г.) Оформлялось диссертационное исследование; систематизировались, обобщались и анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, а также разрабатывались научно-методические рекомендации в помощь педагогам по формированию межэтнической

толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза. На данном этапе использовались методы статистической обработки экспериментальных материалов исследования в процессе анализа полученных результатов. Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Уточнены и скорректированы понятия «межэтническая
толерантность», «поликультурная образовательная среда», «международная
образовательная интеграция», «этничность»:

«межэтническая толерантность» - внутренняя установка личности на уважительное отношение к другой культуре, её традициям, обычаям, жизненным ценностям и идеалам, что детерминирует осуществление конструктивного межэтнического взаимодействия;

«международная образовательная интеграция» - педагогический феномен, способствующий осуществлению сотрудничества международных образовательных организаций в целях достижения оптимальных результатов обучения в процессе конструктивного диалога культур представителей различных этнических групп;

«поликультурная образовательная среда» - образовательное пространство, в котором осуществляется сотрудничество педагога и обучающихся, основывающееся на принципах равенства и признания ценности каждого индивида как представителя определенной культуры в поликультурном социуме.

«этничность» - область научного знания, которая способствует дифференциации одной этнической группы от другой на основе признания её жизненных ценностей, идеалов, традиций и обычаев, которые являются уникальными.

  1. Выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию межэтнической толерантности как личностного новообразования обучающихся образовательной организации: разработка и реализация содержания волонтерской деятельности обучающихся как фактора формирования межэтнической толерантности в поликультурной среде вуза; включение обучающихся в международные проекты и программы ("TUNING", ТЕМПУС, «Эразмус+», др.), обеспечивающие формирование межэтнической толерантности, развития личностного потенциала обучающихся, сотрудничества и обмена лучшими российскими и европейскими практиками в поликультурной среде вуза; подготовка педагогов образовательной организации к процессу формирования межэтнической толерантности обучающихся в условиях международной образовательной интеграции.

  2. Выявлены критериальные показатели уровня сформированности межэтнической толерантности обучающихся и апробированы диагностические признаки сформированности компонентов межэтнической толерантности (когнитивный, аффективный и поведенческий), которые отражают сущностные характеристики межэтнической толерантности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- Осуществлен определенный вклад в теорию этнической
педагогики в аспекте развития межэтнических отношений. Межэтническая
толерантность рассматривается как ключевой инструмент межэтнического
общения, а также источник кросс-культурного обогащения общества через
развитие культурного плюрализма. Межэтническая толерантность,
определяющая вектор духовно-нравственного развития общества,
предоставляет личности возможность взаимодействия с представителями
других культур на основе конструктивного диалога культур, который
становится возможным благодаря осознанному выбору социально-значимых
ценностей в процессе социализации в контексте осознания и принятия
личностью собственной национальной самоидентификации.

Систематизированный понятийный аппарат проблемной сферы исследования позволяет выделить междисциплинарные аспекты взаимосвязи базовых понятий и категорий, обеспечить дальнейшее теоретическое развитие концепции формирования межэтнической толерантности обучающихся в высшей школе.

Обоснованная инновационность формирования межэтнической толерантности обучающихся как социально-значимого личностного новообразования обусловливает эффективность социализации личности в обществе, её духовно-нравственный рост и развитие. Данное новообразование позитивно влияет на характер отношений между субъектами образовательного процесса, обладает практической направленностью и характеризуется проявлением его системных, интегральных качеств и свойств в связи с диалогово-деятельностным характером обучения в образовательной организации. Изученные причинно-следственные связи между межэтнической толерантностью и различными ситуациями межэтнического общения обеспечивают наличие межэтнического взаимодействия. Данная взаимосвязь обусловлена полифункциональностью межэтнической толерантности, а также многоаспектностью изучаемого феномена. Инновационное развитие системы высшего образования осуществляется за счет её обогащения поликультурным контекстом, который способствует толерантному восприятию и поведению субъектов поликультурной образовательной среды, осознанию ими культурного и этнического многообразия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

Разработано методическое пособие для педагогов «Организационно-педагогические условия формирования межэтнической толерантности студентов в процессе международной образовательной интеграции», которое способствует повышению уровня квалификации преподавателей по формированию межэтнической толерантности обучающихся образовательной организации в поликультурной среде вуза.

Разработана образовательная программа для педагогов и тьюторов: «Толерантность - путь к гармонии и межнациональному

согласию: теоретические и практические аспекты», в которой предлагается систематическая, целенаправленная работа целевой аудитории (педагогов) с основными терминами и понятиями, а также знакомство с отечественными и зарубежными научными школами, исследующими вопросы межэтнической толерантности.

Разработаны методические рекомендации, которые способствуют лучшему усвоению знаний по межэтнической толерантности и их рациональному применению на практике и повышают эффективность социально-педагогической деятельности в аспекте формирования межэтнической толерантности обучающихся и её компонентов. Методические рекомендации носят практико-ориентированный характер и могут быть использованы педагогами и психологами образовательных организаций в целях достижения продуктивности деятельности учреждений высшего образования, а также в процессе повышения квалификации педагогов в аспекте формирования толерантности обучающихся образовательной организации.

Разработана образовательная программа спецкурса для обучающихся (волонтеров) «Введение в волонтерство: как научиться помогать людям общаться?», состоящая из двух модулей: «В поисках межэтнической толерантности» и «Волонтерство - основа высокоразвитого общества», которые способствуют повышению степени вовлеченности обучающихся в волонтерскую деятельность, систематизируют, и интегрируют знания студентов, направленные на формирование их межкультурной компетенции.

Выявлены и апробированы диагностические признаки сформированности межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза, которые способствуют определению эффективности деятельности образовательных организаций по формированию межэтнической толерантности. Диагностические признаки дифференцируются в зависимости от компонента (когнитивный, аффективный, поведенческий). О сформированности когнитивного компонента свидетельствуют стремление познать «чужую» культуру, признание гуманистических ценностей, а также сформированное представление об этническом и культурном разнообразии. Сформированность аффективного компонента подтверждается способностью положительно оценивать и принимать национальные черты жизни различных культур, удовлетворенностью собственной национальной идентификацией и позитивным восприятием своего окружения, вне зависимости от национальной принадлежности. Сформированность поведенческого компонента характеризуется активным участием в этнических фестивалях, в процессе которых обучающиеся выступают активистами в сфере деятельности других этнических групп и проявляют дружелюбие при взаимодействии с представителями различных культур.

Достоверность результатов исследования достигается опорой на современные теоретико-методологические источники, а также

исследованием современной ситуации формирования межэтнической толерантности в России и за рубежом с учетом возможностей переноса конструктивного зарубежного опыта в данной области при сохранении российских образовательных традиций и ценностей. Положения, которые вынесены на защиту:

  1. Формирование межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной образовательной среде следует рассматривать как неотъемлемый компонент становления и развития современного российского общества и модернизированной системы высшего образования, ориентированной на гуманистические ценности и самосовершенствование личности в поликультурной образовательной среде. С помощью межэтнической толерантности можно преодолеть образовавшиеся психологические барьеры в межкультурном общении, поскольку участники процесса общения, использующие межэтническую толерантность как ключевой инструмент, мотивированы на создание позитивных ситуаций общения. Формирование межэтнической толерантности в противовес проявлениям национализма и ксенофобии может быть позиционировано как механизм достижения межнационального согласия.

  2. Формирование межэтнической толерантности становится приоритетной задачей педагога, которая должна быть реализована в ходе формирования межкультурной компетенции обучающихся. Педагогами создается уникальная поликультурная образовательная среда, способствующая формированию межэтнической толерантности обучающихся в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания. Педагоги на своих занятиях должны придерживаться гуманистического характера отношений с обучающимися, видя в них творческий и профессионально-значимый потенциал, благодаря чему обеспечиваются необходимые условия для саморазвития и самовыражения личностного потенциала в организованном педагогом межличностном и профессиональном общении в процессе занятия. Формирование межэтнической толерантности обучающихся должно осуществляться поэтапно при раскрытии их личностного потенциала в ходе межкультурной коммуникации.

  3. В целях формирования межэтнической толерантности обучающихся в вузе необходимо стремиться развивать у них диалогово-деятельностное отношение к окружающим, мотивационную сферу для осуществления конструктивного межэтнического взаимодействия, постоянно стимулировать их коммуникативную активность. Для осуществления межличностного общения обучающихся педагогу следует активизировать их творческий потенциал, который может быть реализован в форме их участия в волонтерской и международной проектной деятельности. Данные мероприятия актуализируют потенциальные возможности осуществления межэтнической коммуникации, предоставляя обучающимся пространство для личностного, духовно-нравственного роста и самосовершенствования. Активное включение обучающихся в межэтническую активность свидетельствует об эффективности и конструктивности образовательной

политики педагога, сформированности его морально-нравственных и лидерских качеств и наличии развитой межэтнической толерантности педагога.

4. Для формирования межэтнической толерантности педагогу необходимо освоение дополнительной профессиональной программы, постоянное самосовершенствование и стремление к саморазвитию через совершенствование личностных качеств и свойств характера, которые могут быть соотнесены с межэтнической толерантностью. Освоение дополнительной профессиональной программы в рамках данного исследования предполагало прохождение курсов повышения квалификации по авторской образовательной программе, состоящей из модулей и содержащей теоретический, практико-ориентированный и организационный блоки. Успешное освоение дополнительной профессиональной программы должно завершаться не только тестированием, но и анализом конкретной ситуации по формированию межэтнической толерантности на текущий период и прогнозированием социально-значимых перспектив для её совершенствования.

Апробация и внедрение результатов исследования: Результаты исследования докладывались на многочисленных международных, всероссийских, республиканских и межвузовских научно-практических конференциях, проходивших в г.г. Новосибирск, Воронеж, Махачкала, Казань, Стерлитамак, North Charlston (США).

По результатам исследовательской работы опубликовано учебное пособие, образовательная программа, 21 статья общим объемом 12.4 п.л., из них 3 статьи - ВАК, 18 статей - РИНЦ.

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 258 наименований, в том числе, на иностранном языке, 11 таблиц, 5 рисунков и 5 приложений.

Особенности современного образовательного процесса в поликультурной среде вуза в условиях международной образовательной интеграции

В современном российском обществе происходят кардинальные трансформации во всех сферах функционирования общественных отношений, которые отразились также и на системе высшего образования в России.

Одной из приоритетных задач современного российского образования, согласно Национальной доктрине образования, является интеграция России в мировое образовательное пространство, взаимопроникновение и взаимовлияние культур [138]. Интеграционные процессы, характеризующие современное общество, выводят Россию на качественно новый уровень общественных отношений, которые стали возможны благодаря международному сотрудничеству, в том числе и в области образования, при условии сохранения национальных достижений в сфере высшего образования, что является приоритетным направлением государственной образовательной политики.

Международное сотрудничество в области образования ставит цель: достижение такой степени качества высшего образования, чтобы оно удовлетворяло современное общество, являлось эталоном качества и российское качество высшего образования было признано за рубежом. Для достижения этой цели работа должна вестись в следующих направлениях:

1. Участие учреждений высшего образования в международном образовательном рынке услуг, поскольку от этого зависит престижность обучения в России и его конкурентоспособность в области предоставления образовательных услуг.

2. Интеграция образования и науки с последующим внедрением достижений науки в содержание образования должна обеспечить рост числа студентов, заинтересованных в проведении научных исследований, тем самым можно привлечь молодежь к решению научных задач и стимулировать проведение научных исследований на российской базе с последующим привлечением иностранных инвесторов. Создание совместных разработок с иностранными государствами и осуществление партнерских проектов, которые привлекают внимание зарубежных ученых к российским достижениям, способствуют повышению престижа российской научной школы за рубежом.

3. Совместная разработка образовательных программ с иностранными специалистами с целью совершенствования высшего образования, подготовка и переподготовка специалистов, осуществляемая в зарубежном вузе в формате краткосрочной академической мобильности, является важным компонентом в деятельности университетов, способствует модернизации высшего образования и обеспечивает соответствие государственных образовательных стандартов идентичным европейским образовательным стандартам.

4. Изучение других культур и языков международных партнеров с целью расширения кругозора и понятия другой ментальности, и, в конечном итоге, возможность установления более близких деловых и личностных отношений, стимулирует совместную партнерскую деятельность в условиях международной образовательной интеграции [226].

Одной из основополагающих целей международного сотрудничества является формирование единого образовательного пространства, которое достигается в случае выполнения определенных условий, в том числе: наличие возможностей для развития академической мобильности студентов и преподавателей; оказание финансовой помощи правительством как приоритетному национальному проекту в условиях международной образовательной интеграции; равный доступ к образовательным ресурсам как в своей стране, так и за рубежом и т.д.

В условиях глобализации цивилизованное общество в демократических странах стремится к воспитанию Гражданина Мира, во всех системах образования актуализируется поликультурное образование, где главной ценностью является личность с е уникальными способностями и возможностями.

Соответственно модернизируется российская система высшего образования, которая изменяется в связи с изменением социального заказа общества. Положительная динамика наблюдается в решении актуального вопроса получения качественного высшего образования в России, ибо успешность общества во многом зависит от того, насколько эффективно будет построен процесс обучения в вузе, насколько конструктивно происходит межэтническое взаимодействие в поликультурной среде вуза, что актуализирует международное сотрудничество в области образования.

В связи с процессами глобализации и интернационализации образования увеличивается потребность людей в конструктивном межэтническом взаимодействии, которое выступает основой для общения, взаимовыгодного партнерства и дружбы между представителями этнических групп, однако, часто взаимодействие может привести к национальным конфликтам. В ответ на этот социальный вызов, Правительством Российской Федерации была разработана стратегия функционирования государства, где рассматриваются актуальные вопросы приоритетного национального развития, функционирования и взаимодействия этнических групп, и в котором подчеркивается актуальность «сохранения и развития культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности» [202, с. 3]. Этим достигается сохранение культурного наследия народа, которое обеспечивается благодаря трансляции его национально-культурных ценностей.

В современном все более глобализирующемся мире имеют место два противоположных процесса: с одной стороны, благодаря процессу глобализации идет унификация культуры и норм поведения, приобщение к общечеловеческим ценностям. С другой стороны, активно ведется противостояние унификации: возрождаются культурные и национальные ценности, активизируется изучение истории каждого народа. Все это актуализирует поиск баланса между глобальным единением культуры и процессом этнической идентификации и сохранением национальной культуры.

Анализ специальной литературы по проблеме исследования выявил следующие проблемные ситуации, характеризующие современное общество: как под влиянием процесса глобализации народам не потерять свою этническую идентичность? Как построить гармоничные отношения, чтобы каждый этнос пользовался равными правами и к нему относились одинаково уважительно, а также как добиться конструктивного взаимопонимания между представителями различных этносов? [36; 111; 201; 224].

Следует отметить, что проявления интолерантности и интолерантной модели поведения отмечены во всем мире, и конфликты на почве национального превосходства проявляют себя во многих странах. Наша страна находится на этапе «этнического возрождения», который характеризуется повышенным вниманием к вопросам межкультурного взаимодействия. На данном этапе принципиально актуален вопрос о влиянии глобализации на национальную культуру. В связи с интеграционными процессами, протекающими на фоне глобализации, происходит смещение культурных ценностей, которое грозит исчезновением национальной культуры, что актуализирует задачу сохранения национальной культуры и приобщения к ней.

Несомненно, российское государство заинтересовано в политике сохранения национального культурного наследия, например, в Республике Татарстан происходит возрождение острова-града Свияжска, идет процесс реконструкции архитектурных памятников, пополнение музея истории Свияжска. Однако, процесс глобализации неизбежен, и он затрагивает все области функционирования общества: политическую, экономическую, культурную, образовательную.

Наиболее важным аспектом модернизации российского высшего образования является ориентация на инновационную политику в области организации образовательного процесса. Современный вуз осуществляет инновационную деятельность по внедрению в отечественную научную и педагогическую практику зарубежных инновационных стратегий и технологий. Одновременно, современный вуз выступает той поликультурной образовательной средой, в которой происходящие изменения следует оценивать с позиции важности и значимости полилога культур [132; 140; 182], ибо современный вуз можно определить как место пересечения культур и их активного взаимодействия, основанного на профессиональном или личностном интересе. Не случайно, во многих документах отмечается, что модернизация в контексте международной образовательной интеграции должна начинаться с грамотного, компетентного подбора персонала, «человеческого капитала» [182, с. 43].

Отечественный и зарубежный опыт формирования толерантности в поликультурной среде вуза в условиях глобализации и интеграции

Как было сказано в параграфе 1.1, поликультурная среда вуза и международная образовательная интеграция – это педагогические феномены, которые характеризуются сотрудничеством образовательных организаций разных стран в сфере образования, в ходе которого происходит обмен накопленным педагогическим опытом и инновациями в сфере образования при сохранении исторического и культурного наследия нации. Международная образовательная интеграция является релевантной действительностью, отличительной чертой современного этапа социально-экономического развития общества.

Поликультурная образовательная среда необходима для передачи жизненно важных ценностей не только из поколения в поколения, но и в мировом масштабе. В поликультурной образовательной среде вуза в условиях международной образовательной интеграции осуществляется процесс формирования межэтнической толерантности как неотъемлемого компонента межэтнического общения.

В данном параграфе мы рассматриваем отечественный и зарубежный опыт специально организованной деятельности по формированию толерантности. Следует отметить, что данное личностное новообразование может быть сформировано не только в процессе обучения и воспитания в вузе, но и в специальных центрах по формированию всех видов толерантности. Деятельность данных центров заключается в организации и проведении различных форм занятий с целевыми группами, в том числе, организации различных мероприятий для студентов. Следует также отметить, что межэтническая толерантность может быть сформирована и в системе неформального образования, в деятельности клубов по формированию всех видов толерантности и в ходе проведения международных образовательных форумов, которые информируют педагогов и учащуюся молодежь о современных российских образовательных инновациях, включая знания по толерантности, и формируют практические навыки по данному вопросу у студентов, помогая, тем самым, системе формального образования и деятельности образовательных организаций. Компаративный анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что активная деятельность по формированию толерантности в вузах осуществляется как в России, так и за рубежом, приобретая все более масштабные формы.

16 ноября во всем мире называется Днем Толерантности. Этот праздник отмечается с 1995года по инициативе и поддержке ЮНЕСКО, когда была принята Декларация Принципов Толерантности. В условиях нестабильных межнациональных отношений, роста агрессии и насилия, ксенофобии и экстремизма, ключевым понятием данного международного документа является «толерантность», поэтому необходимо активизировать действие «механизмов», отвечающих за формирование толерантности у населения. Как отмечают С.В. Баныкина и В.К. Егоров, «проявление толерантности созвучно уважению прав человека, соблюдению норм, утвержденных в международно-правовых документах в области прав человека» [20, с. 8].

Представим некоторые акции и мероприятия по формированию толерантности и поликультурализма, имеющие место в последние три года в нашей стране. Так, в г. Москва Межрегиональная общественная организация - научно-просветительский центр «Холокост» организовала XVI ежегодный Международный конкурс «Память о Холокосте - путь к толерантности», срок предоставления работ был 15 ноября 2016 года - для школьников, студентов, аспирантов, преподавателей колледжей и вузов. Цель проекта - систематизировать знания учащихся по истории страны, рассмотреть международные события через призму идей толерантности, сформировать у учащихся негативное отношение к антисемитизму и фашизму. В качестве творческих работ, принимаемых на конкурс, рассматривались исследовательские работы по данной теме, презентации, фильмы и другие виды творческой деятельности по реализации исследуемого проекта.

В Институте мировых цивилизаций Москвы (партнер Института педагогики, психологии и социальных проблем по проекту «ЭРАЗМУС+») 16 мая 2016 прошел Международный семинар «Проблемы толерантности в современном российском обществе». В ходе семинара обсуждались перспективы развития современного российского общества и мирового сообщества в векторе толерантности, рассматривались вопросы межэтнического взаимодействия как основы межкультурной коммуникации, исследовалась динамика развития современного глобального общества в контексте совершенствования межэтнических отношений.

В г. Москва функционирует Центр толерантности, которому нет аналогов в современной России. «Центр толерантности» - это «широкоформатная платформа, которая ориентирована на достижение мира и сотрудничества, а также достижения конструктивного диалога между людьми разных культур, религий и взглядов на жизнь» [259, p. 3]. Центр толерантности – это уникальная площадка для проведения тренингов, творческих мастерских, лекций, круглых столов. Виды деятельности Центра толерантности ориентированы на работу с молодежью как наиболее гибкого и адаптивного слоя населения, который легко усваивает новую культурологическую информацию, и чья точка зрения наиболее важна при работе с такими «болезнями» современного общества как ксенофобия и дискриминация. Центр толерантности стремится создавать наиболее комфортные условия для позитивного межэтнического взаимодействия в этнически и культурно-неоднородной среде. Для обучающихся участие в деятельности образовательной платформы Центра – это перспективы участия в социально-значимых проектах и получения опыта как в будущей профессиональной, так и социально, и личностно значимой деятельности.

Деятельность Центра толерантности реализуется через определенные программы обучения толерантности, ориентированные на формирование толерантного сознания современной молодежи и на формирование толерантных качеств. Мы изучили наиболее актуальные и значимые направления работы Центра:

- «А класс в Центре толерантности» - программа рассчитана на школьников и включает в себя модуль «Мы - поликультурное общество», в котором говорится о необходимости принимать этнически разнообразное население России, а также «Молодежная субкультура», которая отражает направленность деятельности Центра по профилактике ксенофобии и экстремизма [259, p. 5];

- тренинг по принятию различий между людьми и подчеркивание их индивидуальности «Кто я, если я отличаюсь от тебя». Этот тренинг помогает научиться любить окружающих вне зависимости от их этнической принадлежности [259, p. 9];

- тренинг по профилактике ксенофобии «Может ли другой быть другом?» В ходе этого тренинга участники делятся на две группы: тех, кто поддерживает и кто отвергает ксенофобию, ксенофобия рассматривается в историческом контексте и прослеживается связь с современной эпохой, где участникам предстоит найти конструктивные пути решения проблемы ксенофобии [259, p. 9];

- тренинг этнической идентичности «Мое происхождение» ориентирован на то, чтобы проследить свои национальные корни, традиции и обычаи народов для принятия собственной национальной идентичности [259, p. 10];

- программа для студентов «5 шагов к толерантности». Программа состоит из 4 модулей, объединенных общим названием «Фестиваль хороших идей». Каждый модуль заканчивается тренингом по толерантности. Модуль 2 рассматривает вопросы перспективного развития ситуации жизни в этнически и культурном разнообразии мира. Модуль 3 подчеркивает необходимость жизни с разными людьми, но равными между собой. Модуль 4 находится на пересечении культур и рассказывает о необходимости межэтнического взаимодействия [259, p. 12]. Ежегодно с 16 по 20 ноября в Центре толерантности традиционно проводится Неделя толерантности для разных слоев населения, и учащаяся молодежь и преподаватели вузов принимают активное участие в проектах, которые реализуются Центром толерантности и еврейским музеем в г. Москве. Открытие Недели толерантности посвящается теме межкультурного диалога и ознаменуется презентацией выставки «Нам, молодым, не безразлично!», в работах которой затрагиваются актуальные социальные и политические темы. Также для активизации и раскрытия творческих возможностей молодых людей работает дискуссионный клуб «ЗА и ПРОТИВ», благодаря которому формируется ценностное отношение молодежи к наиболее значимым проблемам современного российского общества.

17 ноября 2016 года прошла презентация программы «От сердца к сердцу», которая актуализировала значимость семейных ценностей в современном мире. На завершающем этапе был проведен музыкальный мастер-класс «Звуки города», где естественным образом были переплетены мотивы разных народов, проживающих на территории Москвы, и желающих знакомили с историей развития музыкального поликультурного творчества в Москве.

Включение обучающихся в международные проекты, обеспечивающие формирование межэтнической толерантности в поликультурной среде вуза в условиях международной образовательной интеграции

Актуальность международных образовательных проектов и программ обуславливается внедрением интернационализации и международной образовательной интеграции в образовательный процесс вуза. На наш взгляд, интернационализация - это переход на качественно новый уровень образования, при котором все действия стран-партнеров регламентируются и приобретают международный характер, становясь социально-значимыми. На современном этапе социально-экономического развития общества преподаватели и исследователи российских вузов стремятся к развитию международному сотрудничеству и партнерства с лучшими вузами Европы, США, Китая, других стран. Интернационализация российского образования включает такие аспекты, как развитие студенческой и преподавательской мобильности; составление совместных учебных программ, планов и учебных модулей с учетом конструктивного европейского опыта в области образования; ориентированность на поликультурное образование; совместное осуществление форм контроля и оценки учащихся с помощью модульных зачетных кредитных единиц и т.д.

Интернационализация способствует международному сотрудничеству в области образования, а также развитию таких личностных качеств обучающегося, как межэтническая толерантность, включающая гуманность, отзывчивость и коммуникабельность. Вовлеченность обучающегося в международную проектную деятельность вуза, с одной стороны, увеличивает конкурентоспособность обучающегося как будущего специалиста на международном образовательном рынке труда, а с другой стороны, способствует становлению сотрудничества между вузами-партнерами, основанного на атмосфере взаимопонимания и равноправия. Как отмечает Гребенюк И.И., «широкое тиражирование получила так называемая модель глобального исследовательского университета (global research university), врамках которой университеты становятся активными игроками не только впроизводстве новых знаний, но ивих распространении ииспользовании через инновационную деятельность» [50, с. 421]. Одним из вопросов Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах является активное участие студентов в международных проектах. Благодаря данному виду инновационной деятельности обучающийся может подробно изучить информацию по выбранной им профессии, получить первую производственную практику, скорректировать направление и специализацию будущей профессиональной деятельности, а также получить бесценный опыт работы с научной информацией и попробовать себя в качестве молодого ученого-исследователя.

Практическая значимость международных образовательных проектов заключается в возможности формирования нового поколения преподавателей, интенсификации образовательных контактов, в свободном доступе к совместным научным исследованиям в сфере образования. Участие в международном образовательном проекте – это, во-первых, возможность расширить свою привычную сферу деятельности, а также круг межнационального общения. Во-вторых, создание образовательного пространства, в котором будет происходить процесс совместной, научно-исследовательской и творческой развивающей деятельности положительно влияет на атмосферу сотрудничества. В-третьих, участие в международных образовательных проектах является условием осуществления межкультурной коммуникации. В-четвертых, в ходе реализации целей и задач международных образовательных проектов происходит приобретение ключевых профессиональных компетенций, необходимых для осуществления учебной, профессиональной и творческой деятельности. В результате осуществления международной проектной деятельности формируется конкурентоспособный специалист-профессионал, обладающий компетенциями в области межэтнического профессионального общения и диалога культур

А.В. Хуторской предлагает свою концепцию ключевых компетенций, включающую в себя ценностно-смысловые, общекультурные, учебно познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции и компетенции личностного самосовершенствования [212, с. 157-158]. Автор подчеркивает, что создание следующего перечня ключевых компетенций основывается, в первую очередь, на реализации цели и задач современной системы высшего образования, а также на видах учебно-познавательной деятельности обучающегося, которому предстоит овладеть позитивным жизненным и социальным опытом, навыками взаимодействия с окружающими в современном многонациональном обществе (Рисунок 1).

Для международной образовательной деятельности наиболее важными являются коммуникативные компетенции, благодаря которым осуществляется конструктивное межэтническое взаимодействие, актуализируется накопленный опыт по межэтническому общению в группе или студенческом и преподавательском коллективе. Как отмечает В.П. Тарантей, «коммуникативные умения ориентированы на создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, создание ситуаций, стимулирующих саморазвитие и творческую активность участников образовательного процесса» [212, с. 276].

Анализ научно-исследовательских работ в области формирования компетенций и использования компетентностного подхода [164; 212] показал, что наиболее значимой компетенцией для организации международной проектной практической деятельности, которая входит в состав коммуникативных компетенций, является межкультурная компетенция. С одной стороны, межкультурная компетенция включает в себя знания, умения и навыки, необходимые для совместного существования людей разных национальностей и конфессий, с другой стороны, она характеризует весь учебно-воспитательный процесс.

Формирование общих и предметных компетенций рассматривается в контексте международного образовательного проекта TUNING (tuning of educational structures). Авторами данного исследования система Tuning рассматривается как образовательный инструмент, с помощью которого осуществляется положительный процесс настройки системы образования, е ориентация на международные образовательные стандарты в контексте Болонского процесса. Все компетенции разбиты на инструментальные, межличностные и системные. Наиболее значимыми для нас являются межличностные компетенции, потому что они определяют характер межличностных отношений в обществе, тенденции развития межэтнических отношений в коллективе и способствуют формированию «социальных навыков социального взаимодействия и сотрудничества» [47, с. 7]. Основополагающими межличностными компетенциями, актуальными для поликультурного образования, являются: умение работать в междисциплинарной команде с этнически неоднородным составом, умение воспринимать этническое и культурное разнообразие, быть чутким к этническим и культурологическим различиям, умение эффективно организовывать и участвовать в международных образовательных программах и проектах, умение придерживаться определенных нравственных и этических ценностей (Рисунок 2).

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды

Опытно-экспериментальная работа по формированию межэтнической толерантности в образовательной организации проводилась в течение четырех лет, в период с 2015 по 2018 гг. на трех базовых экспериментальных площадках: в Казанском Федеральном Университете – (КФУ), Академии социального образования - (АСО), гимназии №122 им. Ж. Зайцевой. В опытно-экспериментальной работе принимали участие триста три респондента. В экспериментальной группе - студенты АСО (101ч.), в контрольной группе - студенты КФУ(101ч), а также на констатирующем этапе принимали участие 51 школьник и 49 преподавателей, представителей данных образовательных организаций.

Целью эксперимента являлась проверка гипотезы, согласно которой уровень сформированности межэтнической толерантности обучающихся образовательной организации существенно повысится при реализации следующих организационно-педагогических условий:

- разработке и реализации содержания волонтерской деятельности обучающихся как фактора формирования межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза;

- включении обучающихся в международные образовательные проекты и программы («TUNING», ТЕМПУС, «Эразмус+», др.), направленные на формирование межэтнической толерантности, развитие личностного потенциала обучаемых, сотрудничества и обмена лучшими российскими и европейскими практиками в поликультурной среде вуза;

- подготовке педагогов образовательной организации к формированию межэтнической толерантности обучающихся в поликультурной среде вуза в условиях международной образовательной интеграции

Предметом экспериментального исследования было определение уровней сформированности межэтнической толерантности обучающихся образовательной организации в процессе проведения экспериментальной работы в естественных для испытуемых условиях.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий, оценочный (контролирующий).

На каждом этапе определялись свои задачи, способствующие достижению основной цели опытно-экспериментальной работы.

Постановка цели опытно-экспериментальной работы способствовала определению спектра задач, которые должны быть реализованы в ходе констатирующего, формирующего и оценочного (контролирующего) этапов эксперимента.

Задачи констатирующего этапа:

- разработать диагностический инструментарий для определения уровней сформированности межэтнической толерантности обучающихся в образовательной организации;

- определить уровни сформированности межэтнической толерантности обучающихся в образовательной организации;

- сформировать контрольную и экспериментальную группу с выровненными начальными исходными данными;

- провести анализ данных констатирующего этапа эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента (2015-2016 гг.) нами были определены цель, задачи и методы начального этапа исследования, в соответствии с ними была сформулирована гипотеза, описывающая организационно-педагогические условия всех компонентов системы. В процессе реализации данного этапа осуществлялся подбор экспериментальной и контрольной групп, которые находились на одном уровне сформированности межэтнической толерантности на этапе констатирующего эксперимента.

Кроме того, на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялась информационно-поисковая и научно-исследовательская деятельность по сбору, систематизации и анализу фактологической информации, которая составила основу практической части исследования. На данном этапе также была разработана образовательная программа по совершенствованию механизма формирования межэтнической толерантности. Осознавая важность участия в волонтерском движении для формирования, развития и совершенствования межэтнической толерантности обучающихся, было проведено предварительное исследование - опрос под названием «Волонтер - это звучит гордо!», который способствовал развитию мотивационной сферы участников эксперимента.

В процессе работы с обучающимися было выявлено, что феномен «волонтерство» звучит для всех по-разному. Для тех, кто осознает благородную миссию волонтерства и имеет опыт участия в волонтерских проектах - это звучит привлекательно и достойно. У узкого круга непосвященных это понятие рождало недопонимание и недооцененность. На основании данного опроса и анализа публикаций по теме исследования, для российских обучающихся было также выявлено, что понятие «волонтер» наполняется в настоящее время новым смыслом и содержанием, обеспечивая наличие новых перспектив в волонтерской деятельности.

Наш опрос обучающихся был направлен также на выяснение отношения обучающихся к самой возможности участия в бескорыстной общественно-полезной деятельности. На вопрос: «Что, на Ваш взгляд, подразумевается под добровольческой деятельностью?» ответы распределились следующим образом (результаты даны в процентном соотношении) (Таблица 6):

В процесс констатирующего этапа исследования нами было выявлено, что, несмотря на наличие определенных психологических, эмоциональных, мотивационных, коммуникативных и профессиональных барьеров, две трети опрошенных, что составляет 87% опрошенных, изъявили желание проявить себя в качестве социального волонтера. Более половины респондентов полагают (54%), что социальный волонтер – это почетная и социально-значимая деятельность, в которой может принять посильное участие каждый желающий.

Почти половина респондентов (49%) убеждены, что участие в волонтерском движении стимулирует развитие мотивационной сферы человека и совершенствование духовно-нравственных аспектов развития человека. В целом, ответы респондентов заключают в себе положительную оценку феномена, как с точки зрения начинающих волонтеров, так и волонтеров, имеющих определенный опыт в данной области.

На констатирующем этапе эксперимента была поставлена задача -выявление исходного состояния сформированности компонентов межэтнической толерантности у обучающихся образовательной организации как личностного новообразования, выраженного через систему ценностных отношений к различным культурным особенностям и культурному плюрализму релевантной действительности. Для проведения исследования использовался диагностический инструментарий в виде «Анкеты самооценки обучающихся образовательной организации по определению уровня сформированности межэтнической толерантности», основывающейся на следующих диагностических методиках: Г.У. Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А. Шайгерова «Индекс толерантности», П.И. Степанов «Толерантность», Доминик Де Сент Марс «Методика изучения толерантности детей», Л.Н. Лутошкин «Определение психологического климата группы», А.Ф. Фидлер, «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе», К. Томас «Типы поведения в конфликте» [179] (Приложение Д).