Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Янукян Мадлена Багратовна

Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин)
<
Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Янукян Мадлена Багратовна. Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-13/2099

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование нравственных ценностей молодежи как педагогическая проблема 15

1.1. Понятие и сущность нравственных ценностей в структуре современного философского и психолого-педагогического знания 15

1.2. Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей студентов 31

1.3. Язык как явление культуры, его место и роль в формировании системы нравственных ценностей личности 42

Выводы по главе I 58

Глава II. Содержание и методы педагогического воздействия на систему нравственных ценностей студентов 61

2.1. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей студентов 61

2.2. Характеристика уровня нравственной воспитанности студентов 78

2.3. Пути формирования нравственных ценностей студентов средствами лингвистических дисциплин 92

2.4. Ход и результаты опытно-экспериментального обучения... 116

Выводы по главе II 128

Заключение 131

Список использованной литературы 134

Приложение 146

Введение к работе

Актуальность исследования. Радикальные преобразования во всех сферах функционирования современного социума, коренное переустройство экономических и социальных условий жизни ставят педагогическую мысль перед настоятельной необходимостью построения новой, личностно-ориентированной образовательной парадигмы, основанной на переориентации общественного сознания на приоритет национальных и общечеловеческих нравственно-этических ценностей и направленной на создание оптимальных условий для полноценного формирования и развития духовно-нравственного, творческого, трудового потенциала народа.

В числе важнейших условий успешного решения данной проблемы - обеспечение эффективного функционирования культурно-образовательной среды для социализации студенческой молодежи путем «ее активного включения в общественно-полезный труд, передачи положительного социального опыта и культурной преемственности поколений» [70, 248]. Только через систему образования - и не в меньшей мере высшего профессионального -общество «воспроизводит само себя» [70, 248], сохраняет и развивает свои духовно-нравственные ценности, идеалы и традиции. Только прогрессивная система образования, основанная на лучших отечественных традициях, на сохранении нравственных ценностей, может из поколения в поколение поддерживать широкий духовный горизонт народа и обеспечивать достойный уровень его культуры.

Известно, что система ценностей - прежде всего нравственных -имеет определяющее значение в содержании любой культуры, ибо выступает в качестве объединяющего, сплачивающего общество начала. Традиции каждого этноса характеризуются своими особенностями в ценностных подходах, что позволяет рассматривать

4 ценностные ориентации в качестве материала, на котором формируется

та или иная этническая и национальная культура.

Формирование системы ценностей теснейшим образом связано с воспитанием личности, с ее социализацией. Решающую роль в этом процессе принято отводить, как известно, семье и образовательному учреждению, но не менее важными представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом. Однако российское общество находится в настоящее время в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. Вследствие этого система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивна с точки зрения развития личности. Наблюдение за поведением молодежи вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом.

Невозможно не согласиться с утверждением ряда ученых [Бондаревская Е.В., Ваниева С.Г., Лихачев Б.Т., Никандров Н.Д., Филонов Г.Н.] о том, что состояние воспитания указанной возрастной общности «крайне тревожно. Остро проявляется ее бездуховность, немотивированное поведение, склонность к наркомании, алкоголизму и моральной извращенности, лживость, криминогенная расположенность, отсутствие идеалов и подмена их идолами, которые апеллируют к инстинктам и неразвитым душевным силам... Наряду с бесценными достижениями научно-технического прогресса проявляются деформации в ценностной ориентации, в социальной сфере. Изменения идеологических основ общества пошатнули моральные устои, повлияли на социальную ориентацию, на отношение к материальным и духовным достижениям человечества» [53, 96]. Если мы не хотим нравственного падения общества, его моральной деградации, то необходимо незамедлительно исправлять создавшееся положение. Одним из путей, ведущих к воспитанию полноценной личности, любящей свой народ и

5 свою страну, заботящейся о настоящем и будущем соотечественников,

является настоятельное обращение и пристальное внимание к опыту и

средствам педагогической науки [46, 267]. Вот почему вопросы

формирования у молодежи системы базовых ценностей и ценностных

ориентации - прежде всего и в первую очередь нравственно-этических

характеризуются высокой значимостью как для средней

общеобразовательной школы, так и для современного института

высшего профессионального образования.

Система образования и воспитания является, согласно Закону

Российской Федерации «Об образовании», одним из главных факторов

экономического и социального прогресса общества, ибо именно она в

процессе и на основе усвоения нравственно-этических ценностей

национальной и общечеловеческой культур формирует моральные

качества развивающейся личности, создает необходимые условия для

воспитания высоконравственного гражданина, его самоопределения и

самореализации [47].

Целесообразно обратиться в данной связи и к «Концепции

модернизации российского образования до 2010 года», определяющей

школу в широком смысле этого слова как важнейший фактор

гуманизации общественно-экономических отношений, формирования

новых жизненных установок личности. В концепции подчеркивается,

что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные,

предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать

ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные

последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью,

динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством

ответственности за судьбу страны» [65, 44].

Особое значение в условиях известных социально-культурных

процессов, сопровождаемых усилением негативных тенденций в

развитии духовной культуры общества, приобретают вопросы

преподавания филологических дисциплин - прежде всего русского и иностранных языков, - ибо их изучение на всех ступенях образования способствует взаимообогащению национальных и общечеловеческой культур, гармонизации межличностных и межнациональных отношений, формированию общероссийского гражданского сознания [40, 44]. Именно через изучение языков в первую очередь осуществляется формирование и функционирование духовного мира человека: «мировоззрения как интегрированного, стержневого свойства личности, ее взглядов на мир, природную и социальную среду, общество, нравственные, эстетические, патриотические устойчивые убеждения учащейся молодежи, ценностные ориентации, такие как мир, Родина, дом, образование, семья, долг, честь, определяющее отношение личности к труду, к своему месту в обществе» [107, 35]. Система нравственных ценностей и ориентации, выступая в качестве составной части мировоззрения, затрагивает глубинные пласты развития мышления индивида при изучении указанных дисциплин и усвоении через них основ культуры русской речи, русского языка, иностранных языков с позиций диалога культур, восприятии истории, отечественной и мировой культуры, процесса познания социально-культурной среды и посильного участия в преобразовательной, творческой деятельности. Преподавание языковых дисциплин в условиях вуза служит серьезным подспорьем в решении вопросов развития духовного мира подлинно гуманистической личности, главными составляющими которой являются нравственно-этические свойства человека, проявляющиеся в его активной творческой деятельности. Таким образом, в поле основного внимания педагогов должно быть формирование гуманистического мировоззрения молодежи, включающего, прежде всего систему ее нравственных ценностей и ориентации. А реализация этого сложного, многопланового и многостороннего процесса осуществляется в первую очередь на материале родного (русского) и иностранных языков, род-

7 ной (русской) и иноязычной речи, лучших произведений отечественной

и зарубежной литературы и культуры, в каждой из которых по-своему отражаются национальный характер, чувства и стремления, потенциальные возможности человека, его борьба со злом и утверждение добра.

Особый научный интерес для развития теории и практики образования и воспитания в условиях вуза представляет разработка психолого-педагогических основ коммуникативного обучения средствами речевой среды, основанная на определении ценностных ориентации будущего специалиста, а гуманистическая модель образовательного процесса предполагает центрирование личности на национальные и общечеловеческие нравственные ценности.

Изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы, данные практических наблюдений за ходом учебно-воспитательного процесса вуза, позволяют сделать вывод о существенно возросшем за последние годы научно-практическом интересе к вопросам воспитания и настоятельной необходимости формирования, укрепления и совершенствования системы нравственно-этических ценностей и ориентации современной студенческой молодежи. Таким образом, проблема настоящего исследования определяется противоречием между возрастающими потребностями общества в высокообразованной, высоконравственной самоопределяющейся личности, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических основ учебно-воспитательной деятельности по формированию системы нравственных норм, ценностей и ориентации студенческой молодежи - с другой.

Отсутствие конкретных научно-педагогических исследований и
рекомендаций по формированию у студентов системы нравственных
ценностей и ориентации средствами курсов русского и иностранных
языков обусловливают актуальность темы настоящего

диссертационного исследования.

8 Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и

практической разработке системы формирования нравственных

ценностей студентов вуза в сфере обучения русскому и иностранным

языкам.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современном учреждении высшего профессионального образования.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования нравственных ценностей средствами организации развивающей речевой среды при обучении студентов вуза русскому и иностранным языкам.

В основу исследования положена гипотеза: работа по формированию нравственных ценностей студентов вуза средствами курсов русского и иностранных языков будет более эффективной,если:

а) определить содержание учебно-воспитательного процесса по
курсам русского и иностранных языков в тесном взаимодействии с
ориентацией студентов на нравственные ценности;

б) смоделировать в процессе организации развивающей речевой
среды комплекс учебных ситуаций воспитывающего характера;

в) разработать систему учебно-методических материалов для
обеспечения процесса формирования нравственных ценностей
студентов в сфере обучения русскому и иностранным языкам.

Вышеизложенные меры педагогического воздействия и взаимодействия должны обеспечивать студентам, помимо предметных знаний, ознакомление с системой национальных и общечеловеческих нравственных ценностей, развивать у них способность моделирования воспитывающих ситуаций внутрикультурной и межкультурной коммуникации как на уровне тематики и проблематики учебных текстов, так и в реальной профессиональной сфере.

9 Для достижения указанной цели и реализации выдвинутой

гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

  1. изучить концептуальные основы системы нравственных ценностей в структуре современного философского и психолого-педагогического знания;

  2. проанализировать основные критерии сформированности нравственных ценностей учащейся молодежи и выявить уровень нравственной воспитанности студентов инженерно-экономического факультета филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Пятигорске.

  1. исследовать формы и методы организации развивающей речевой среды как вида ценностно-ориентационной деятельности средствами курсов русского и иностранных языков;

  2. разработать и экспериментально проверить систему педагогического ценностно-ориентационного взаимодействия в сфере обучения студентов русскому и иностранным языкам, создающую условия для аналитико-синтетической познавательной деятельности, моделирования воспитывающих ситуаций и переноса ситуаций-моделей в реальные условия профессиональной коммуникации будущих специалистов;

  3. организовать ценностно-ориентационную работу профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр в контексте системного подхода к преподаванию рассматриваемых дисциплин.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования'.

- изучение и анализ философской, социологической, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, дидактико-педагогическая интерпретация достижений этих наук с целью выявления резервов повышения эффективности

10 нравственно-ориентационной деятельности в условиях учреждения

высшего профессионального образования;

изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в контексте формирования нравственных ценностей студентов и учащейся молодежи в целом;

педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, групповые и индивидуальные беседы со студентами и преподавателями, тестирование, ранжирование, написание творческих работ;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
поисковый), математическая обработка полученных результатов.

Методологическую базу исследования составили:

положения философии о социальной природе языка, о языке как средстве выражения и существования мышления, о единстве и взаимообусловленности языка, мышления и речи как детерминантах развития личности (Н.Д. Арутюнова, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В. Гумбольдт, Ю.Н. Караулов, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, В.Н. Телия и др.);

философские и психолого-педагогические концепции, обосновывающие категории ценностей и ценностных ориентации, ценностно-ориентационный подход в воспитании и обучении (Л.И. Божович, Е.В.Бондаревская, Л.П. Гадзаова, А.В. Кирьякова, Р.С. Немов, И.Ф.Харламов и др.);

- положение о взаимосвязи и взаимной обусловленности
умственного и нравственного воспитания (И.С. Марьенко, А.В.Мудрик,
В.А. Сухомлинский и др.);

теория развития личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Макаев, Н.Д.Никандров, С. Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, Е.Н. Шиянов и др.);

основополагающие государственные документы по вопросам образования и воспитания на современном этапе развития Российской Федерации.

Опытно-экспериментальной базой исследования является филиал Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Пятигорске (инженерно-экономический факультет).

Работа выполнялась с 2001 г. по 2004 г. и включала три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе исследования (2001-2002 гг.) осуществлялось изучение, и проводился анализ современного состояния проблемы в теории и практике педагогической науки. Определялся научный аппарат исследования, разрабатывалась его программа и диагностические методики. Исследовались психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей и ориентации молодежи в условиях учебно-воспитательного процесса вуза, определялся уровень их сформированности у студентов.

На втором этапе (2002-2003 гг.) разрабатывалась и корректировалась система педагогического ценностно-ориентационного взаимодействия при обучении студентов русскому и иностранным языкам, проводилась опытно-экспериментальная работа. Проверялась гипотеза исследования, моделировались психолого-педагогические условия формирования у студентов определенной совокупности нравственных ценностей, внедрялись в образовательный процесс предложенные практические рекомендации.

На третьем этапе исследования (2003-2004 гг.) обрабатывались и систематизировались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем;

12 определена специфика развития нравственных ценностей и

ориентации у студентов вуза средствами содержания курсов

лингвистических дисциплин - русского и иностранных языков;

выявлены психолого-педагогические условия, влияющие на ход реализации процесса формирования системы нравственных ценностей и определяющие его эффективность;

дана характеристика уровня нравственной воспитанности студентов;

- разработана и экспериментально проверена система педагоги
ческой деятельности по формированию нравственных ценностей
студентов в процессе преподавания курсов русского и иностранных
языков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- теоретически обоснована сущностная характеристика процесса
формирования системы нравственных ценностей и ориентации у
студенческой молодежи;

выявлены пути формирования нравственных ценностей студентов средствами лингвистических дисциплин;

определены место и роль языковых дисциплин в формировании системы нравственных ценностей личности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: в диссертации представлены конкретные рекомендации по повышению эффективности педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей и ориентации студенческой молодежи средствами вузовских курсов русского и иностранного языков;

предложенные рекомендации могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме в системе профессиональной подготовки специалистов;

13 результаты исследования открывают реальную возможность

для обеспечения продуктивной гуманизации учебного процесса вуза

путем повышения роли лингвистических дисциплин в осуществлении

нравственного воспитания личности через усиление этического

аспекта содержания изучаемого материала;

материалы диссертации могут найти применение в практике

преподавания русского и иностранных языков в учреждениях высшего

профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается единым методологическим подходом, методологической выраженностью исходных положений диссертации, использованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования; оптимальной экспериментальной базой, необходимой для продуктивной апробации теоретических положений и выводов автора; качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной деятельности, достаточной репрезентативностью полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

- формирование системы нравственных ценностей и ориентации
(честность, правдивость, доброта, благородство, отзывчивость, скромность,
трудолюбие, патриотизм, гражданская активность и др.) студентов вуза
средствами русского и иностранных языков является необходимой
составляющей общепедагогического процесса воздействия на
формирующуюся личность;

- специфика процесса формирования нравственных ценностей
современной студенческой молодежи определяется комплексом таких
факторов и тенденций как целостный подход в изучении личности,
направленность личности, оценка деятельности индивида, а его
эффективность - содержанием преподаваемых курсов русского и
иностранных языков, созданием социальных, псйхолого-

14 педагогических и организационных условий для повышения уровня

соответствующего аспекта воспитанности;

формирование у студентов определенной системы знаний в области русского и изучаемых иностранных языков, развитие у них умения оценивать в тексте научного, художественного или публицистического произведения его познавательный, гражданский, идейно-нравственный аспекты, способности к моделированию ситуаций, обеспечивающих ориентацию на нравственно-этические ценности, стремление к повышению своего культурного уровня, а также готовности опираться на полученные знания в качестве регулятора поведения составляют основные направления нравственно-ориентационной педагогической деятельности в сфере преподавания указанных дисциплин.

Апробация и внедрение результатов исследования. Изложенные в диссертации положения проверялись в процессе опытно-экспериментального обучения на инженерно-экономическом факультете филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Пятигорске (2002-2004гг.). Материалы исследования, его ход и результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социально-гуманитарных наук филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г.Пятигорске и кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета (2003-2004гг.). По проблеме исследования имеется 14 публикаций, в числе которых статьи и ряд докладов и сообщений на региональных, межвузовских и всероссийских научных конференциях в Ставрополе (2002, 2003гг.), Челябинске (2003г.), Владикавказе (2003г.), Карачаевске (2004г.), Пятигорске (2002, 2003, 2004 гг.).

Понятие и сущность нравственных ценностей в структуре современного философского и психолого-педагогического знания

Нравственность, как известно, занимает особое место в системе человеческих ценностей, ибо именно данная этическая категория детерминирует поведение людей, их взаимоотношения -межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям деятельности индивида. Нравственные представления человека, складывавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь. Они закреплены в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей. В современных условиях, характеризующихся радикальными переменами во всех сферах жизни общества, изменением его идеологии, социально-экономических отношений все больше привлекает к себе внимание процесс переоценки ценностей, многие десятилетия определявших жизнь и деятельность людей. Налицо настоятельная необходимость создания особых педагогических условий для осмысления содержания нравственных ценностей и поиска оптимальных путей их формирования у молодежи. Охарактеризуем, прежде всего, суть рассматриваемого феномена в структуре современного философского и психолого-педагогического знания. Как показывает анализ исследований отечественных и зарубежных аксиологов, однозначной трактовки понятия «ценность» в науке не имеется. Однако ученые сходятся на его характеристике как ключевого понятия современной общественной мысли, используемого в философии, социологии, психологии, педагогике для обозначения предметов, явлений и процессов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающихся в качестве эталонов должного. «Ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл» [90]. Это значение определенных объектов для человека, социальных групп, общества в целом [59, 423]. Это «то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением, почтением» [130, 50]. Ценность является «сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» [133, 507]. К нравственным ценностям, составляющим фонд абсолютов, относят комплекс социально-этических качеств, составляющих представление о личности совершенного человека. В народной педагогике это ум, доброта, трудолюбие, у античных философов -истина, добро, красота, в христианстве - вера, надежда, любовь. Эпоха Возрождения с присущей ей верой в человека как центр вселенной признает ценность личности высшей основой бытия [112, 50]. Суть вышеприведенных определений позволяет считать, что нравственные качества характеризуются безусловной ориентированностью их носителей на то, что считается добром, и на реализацию его в опыте. Нравственные ценности, выражающиеся через деятельную совокупность добродетелей, выступают в качестве важного компонента нравственного сознания и опыта личности на протяжении всей человеческой истории. Играя важную социокультурную роль, они служат фактором регуляции поведения людей, объединяющим их в повседневной жизни и поддерживающим устойчивое существование общества. Это моральные качества, составляющие основу характера личности, определяющие нравственное сознание и диктующие правила поведения индивида в социуме, формирующие основные положения, которыми он пользуется при совершении определенных действий и поступков [1, 235]. Становление моральных представлений, норм, принципов, регулирующих все человеческие отношения, представляет собой длительный, сложный и противоречивый процесс. От эпохи к эпохе содержание, характер представленности и степень реальности в мире культуры основных нравственных категорий претерпевают существенное изменение. Категория долга, например, классически разработанная И.Кантом, не вызывала никаких сомнений относительно своей духовной реальности, безусловно заставляющей считаться с собой и уважать себя, перевешивающей все обстоятельства эмпирической жизни [8, 116]. Подобным образом дело обстоит и с некогда непреложной категорией чести, представлявшейся жесткой и незыблемой, не допускающей никаких иллюзий реальностью, неизмеримо в большей мере осязаемой и обязывающей, нежели любые «материальные» реальности рубля и хлеба [78, 82], В качестве незыблемой этической реальности, основы человеческой нравственности выдвигалась категория совести, могущество которой являлось полнейшей очевидностью для всего «слоя людей, разделявших онтологические предпосылки подобного типа нравственного сознания» [80, 64]. При этом речь идет не о простом привилегированном положении определенных представлений в существующей системе нравственных ценностей, а об особом качестве бытия, выявление социально-исторической обусловленности которого еще не означает раскрытия его собственного онтологического статуса [78]. И проблема не только в том, как объяснить процесс формирования соответствующих нравственно-психологических черт российской интеллигенции, важно понять это «бытие в стыде и совести» как реальное состояния человеческой жизни в данный момент исторического времени [24]. Применительно ко всем упомянутым категориям безусловность нравственного веления есть, по словам С.Л.

Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей студентов

Важнейшим условием диагностики и совершенствования качества воспитательного процесса в условиях учреждения высшего профессионального образования являются определение критериев, разработка методики выявления уровня нравственной воспитанности студентов, учета и оценки их поведения, деятельности. Изучение сущности нравственных ценностей и их места в общей ценностной системе, анализ научных концепций по вопросам их формирования позволяют считать, что эффективность становления нравственных ценностей зависит от совокупности объективных и субъективных условий, а степень реализации воспитательных возможностей определяется комплексом критериев и уровней. Личность, как справедливо утверждает Б.Т.Лихачев, «во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность» [75]. Определение критериев и уровней сформированности нравственных ценностей предполагает, прежде всего, раскрытие сущностной характеристики самих понятий «формирование» и «усвоение» в контексте психолого-педагогической организации воспитательного процесса вуза. Согласно концепции В.Н. Копорулиной, М.Н. Смирновой, Н.О. Гордеевой, Ю.Л. Неймера, под формированием понимается «подкрепление поведения, все более и более похожего на желательное» [103, 555]. Формирование личности специалиста определяется этими учеными как «процесс, в ходе которого происходит духовное обогащение, совершенствование стиля работы, развитие индивидуальности, интеллигентности, внутренней и внешней общей и профессиональной культуры.

Специалист становится способным руководить деятельностью других людей, их воспитанием, обучением, выполнением задач, созданием организационных, технических, морально-психологических предпосылок для достижения высоких результатов труда» [103, 555]. Как видим, нравственная воспитанность индивида, предполагающая прочное усвоение им целостной системы нравственных ценностей, занимает в системе вузовской подготовки специалистов довольно важное место. Раскрывая сущностную характеристику термина «усвоение», ученые определяют данное понятие как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения он овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения» [103, 538].

Адекватная реализация этого процесса обеспечивает активное воспроизведение человеком исторически сформированных и общественно выработанных знаний, умений, навыков, способов поведения и их преобразование в формы индивидуальной субъективной деятельности. Основными условиями, от которых зависит эффективность усвоения, являются следующие: - полнота ориентировочной основы действия, подлежащего формированию; - предметное, логическое, психологическое разнообразие материала, включающего предназначенное для усвоения содержание; - мера управления процессом формирования усваиваемого действия [103, 538]. Согласно позициям таких ученых, как Л.И. Божович, Л.С, Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Рувинский и др., усвоение системы нравственных ценностей непременно предполагает оценку индивидом не только внешних, но и собственных ценностей, что определяет его отношение к усвоению нравственных принципов и норм, новых качеств и свойств личности [16; 33; 72; 109 и др.]. Л.И. Рувинским на основе анализа физиологических механизмов интеллектуально-эмоциональных связей, разработана концепция ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности, которое, по выражению ученого, «происходит в процессе деятельности человека и проецирования объективных условий на личностный смысл деятельности» [110, 45]. Таким образом, содержание понятия «формирование» включает в себя не только процесс и результат многовариантного соприкосновения индивида с миром нравственных ценностей, но и процесс его нравственного развития, нравственного воспитания, в ходе которого сформированные нравственные ценности становятся соответствующими ориентациями личности. Определение критериев сформированности нравственных ценностей индивида осуществляется учеными, как показывает анализ литературы, прежде всего через выявление уровня сформированности позиции личности. Содержание данного понятия исследуется в науке в разных аспектах и с разных точек зрения. В философии, например, позиция личности рассматривается как объективный и субъективный фактор моральной регуляции, как ведущая характеристика индивида, определяющая закономерности его поведения в социальной общности [2; 7; 23; 62; 148].

Психолого-педагогические особенности формирования нравственных ценностей студентов

Студенческий возраст представляет собой, по признанию ученых, особый период в жизни индивида, составляя по общему смыслу и основным закономерностям «начальное звено в цепи зрелых возрастов» [32, 255; 50, 182]. Этот возраст является наиболее важным, решающим в становлении и развитии человека как личности, как полноценного члена общества. Именно в это время, по выражению К.Д. Ушинского, «довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируется в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или иному направлению в образе мыслей человека и его характера» [132, 441]. Студенчество является самой значительной группой молодежи -как по численности, так и по роли в общей системе социального воспроизводства. Оно отличается от других групп молодежи своей главной функцией, состоящей в «пополнении рядов интеллигенции, ее наиболее квалифицированных слоев» [107, 41]. Наследуя и развивая все важнейшие социальные функции существующего общества, студенчество является в то же время активной творческой силой его радикального изменения. Именно им, сегодняшним студентам и завтрашним выпускникам вузов, предстоит решать многие социально важные проблемы. И от того, каких принципов, норм и ценностей придерживается современное студенчество, от широты и прочности его ценностно-ориентационного потенциала во многом зависит конечный результат предпринимаемых в стране преобразований. Нравственная позиция сегодняшнего студента, несущего в себе творческий потенциал целого народа, в значительной мере определяет и дальнейшее развитие социокультурных институтов, и историческую преемственность поколений, и будущее республики и государства в целом. Постановке и исследованию проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории посвящены фундаментальные работы целого ряда отечественных ученых: Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, И.П. Селезневой, В.А. Якунина, и др., - в которых накоплен богатый эмпирический материал, представлены результаты экспериментальной деятельности и теоретических обобщений, позволяющие охарактеризовать основные психолого-педагогические особенности студента как особого субъекта учебной деятельности и данной возрастной группы в целом [67; 104; 112; 151 и ДР-]- Студенчество - это «особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования» и, целенаправленно, систематически овладевающих профессиональными знаниями и умениями [50, 183]. Как социальная группа, данная общность характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к избранной специальности, что во многом зависит от правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представлений индивида о будущей профессии. В социально-психологическом аспекте данная общность отличается более высоким по сравнению с другими группами населения образовательным уровнем, более активным потреблением содержания и продуктов отечественной и зарубежной культуры, высоким уровнем познавательной мотивации [50], В контексте личностно-деятельного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия, характеризующийся специфической направленностью познавательной и коммуникативной активности на решение определенных профессионально-ориентированных задач [29]. Максимальной интенсивностью в студенческом возрасте характеризуются такие психологические свойства и высшие психические функции человека, как восприятие, память внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, что делает данный период наиболее благоприятным для осуществления профессионально направленного и личностно-ориентированного процесса обучения. Центральной проблемой в это время является для индивида проблема взаимоотношения обучения, воспитания и развития, предполагающая переход получаемых знаний в отношения, а затем в конкретные приемы интеллектуальной деятельности, умения и навыки. В рассматриваемый период в сознании развивающейся личности активно формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями познаваемой действительности. Высокой продуктивностью характеризуется развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску. В числе наиболее важных психических процессов студенческого возраста следует указать на развитие сознания и самосознания, способствующее целенаправленному регулированию молодым человеком своего отношения к окружающей среде и собственной деятельности в ней. Усиливается стремление индивида лучше разобраться в себе, найти себя, более четко осознать свое «Я» как активное, деятельное начало. Он желает, может и должен стать самостоятельным, для чего и выбирает будущую профессию, друзей, занятия для организации своего досуга, определенную общественную деятельность.

Характеристика уровня нравственной воспитанности студентов

Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания определяется учеными как развитие личности [103, 220]. В ходе социализации индивид, как уже отмечалось, вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. По справедливому замечанию А.Н.Леонтьева, «жизненный подход к воспитанию - это такой подход к отдельным воспитательным и даже образовательным задачам, который исходит из требований к человеку: каким человек должен быть в жизни и чем он должен быть для этого вооружен, какими должны быть его знания, его мышление, чувства и т.д.» [72, 217]. В педагогической литературе понятие «уровень воспитанности» обычно трактуется как синонимичное понятию уровня осознания нравственных ценностей. Изучение и анализ теоретического аспекта нравственных ценностей позволили обосновать необходимость постановки и решения рассматриваемой проблемы и определить общие тенденции ее исследования. Целенаправленные наблюдения над учебно-воспитательным процессом филиала Северо-Кавказского государст- венного технического университета в г. Пятигорске в аспекте преподавания лингвистических дисциплин - русского и иностранного языков - на первых курсах инженерно-экономического факультета, изучение опыта преподавателей, собственный опыт работы в качестве педагога, проведение анкетирования, бесед с преподавателями и студентами, анализ тематических заданий, упражнений, творческих работ позволили собрать определенный материал, характеризующий состояние процесса реализации педагогического воздействия на формирование системы нравственных ценностей обучающихся, и на основе анализа этого материала определить фактический уровень нравственной воспитанности студентов. Констатирующим экспериментом было охвачено 138 человек из шести групп инженерно-экономического факультета филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Пятигорске (гр,ФКС-031 - специальность «Финансы и кредит», 1-й курс; гр. БУАС-031 - специальность «Бухгалтерский учет и аудит», 1-й курс; гр.ЭУПС-031 - специальность «Экономика управления на предприятии», 1-й курс; гр.ЭНС-021 - специальность «Экспертиза и управление недвижимостью», 2-й курс; гр.ПИЭС-021 - специальность «Прикладная информатика в экономике», 2-й курс; гр.НИНС-021 -специальность «Налоги и налогообложение», 2-й курс). В русле эксперимента было проведено анкетирование студентов, содержание которого определялось и разрабатывалось на основе анализа концепций ученых-педагогов о критериях и уровнях нравственной воспитанности развивающейся личности рассматриваемой возрастной группы. Предлагалось, например, указать, какими нравственными качествами должен обладать современный человек. Из предложенного перечня качеств студенты выбрали следующие: благородство, добросердечность, отзывчивость (96,5 %), честность (89,6 %), смелость и решительность (85,1 %), ответственность (85,4 %), чувство собственного достоинства (96,8 %), искренность (83,5 %), трудолюбие (78,8 %). Однако на вопрос, имеются ли все эти качества у их однокурсников, знакомых, друзей, большинство респондентов ответили, что всей совокупностью этих качеств обладают лишь немногие, а для основной части известных им лиц характерны лишь некоторые из указанных качеств (74,3 %). 25,7 % опрошенных затруднились в ответе. На вопрос о том, обладает пи сам респондент всеми вышеуказанными качествами, утвердительный ответ дали лишь 9,6 % анкетируемых, характеризующиеся, на наш взгляд, завышенной самооценкой. Большинство респондентов ответили, что обладают лишь частью из вышеуказанных качеств (79,4 %), что свидетельствует, по нашему мнению, об адекватной, объективной самооценке. Затруднились в ответе и потому не дали его 11 % студентов. Отвечая на вопрос, «Какие отрицательные качества распространены среди Ваших сверстников?», 89,2 % опрошенных студентов указали нечестность, безответственность, лицемерие, вспыльчивость, эгоизм, лень, наглость. На вопрос «Есть ли среди Ваших друзей, знакомых, родственников и т.п. люди, к которым Вы особенно прислушиваетесь, чье мнение особенно цените, кому хотели бы в чем-то подражать?» большинство респондентов (69,4 %) ответили положительно. Анализ анкет показал, что в качестве таких лиц чаще всего выступают родители, бабушки, дедушки (46,3 %), за ними - другие родственники, друзья или знакомые, оказывающие или оказавшие активное влияние на жизнь или судьбу опрашиваемого (23,1%). Объясняя выбор именно этих людей, студенты отмечают возможность и желание чему-то учиться у них, перенимать какие-то качества и умения, манеру поведения, стиль общения и т.п., стремление с их помощью и под их влиянием совершенствовать себя. Действительно, такие люди необходимы каждому молодому человеку, ибо для продуктивного саморазвития личности, для формирования активной жизненной позиции часто бывает нужен сильный, персонифицированный импульс извне. Однако, помимо указанных положительных ответов, имелись и отрицательные (11,4 %), а 31,7 % опрошенных затруднились ответить.

Похожие диссертации на Формирование нравственных ценностей студенческой молодежи (На примере лингвистических дисциплин)