Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Бахуташвили (Коренькова) Татьяна Викторовна

Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений
<
Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бахуташвили (Коренькова) Татьяна Викторовна. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2004 191 c. РГБ ОД, 61:05-13/390

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ 13

1.1. Сущность педагогической культуры родителя в неполной семье 13

1.2. Родитель в неполной семье как субъект формирования педагогической культуры 55

1.3. Педагогическая поддержка родителя в неполной семье в процессе формирования его педагогической культуры в условиях деятельности социальных учреждений 77

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 94

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 97

2.1. Диагностика уровней сформированности педагогической культуры родителей в неполных семьях 97

2.2. Содержательный анализ работы по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждения 117

2.3. Результаты экспериментального исследования по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждения 131

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

БИБЛИОГРАФИЯ 149

ПРИЛОЖЕНИЯ 168

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Кризисное состояние всех сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании семьи, чьё тяжелое положение в свою очередь отягощает кризис общества. Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность нашей жизни приводят к усложнению всех тех проблем, которые стоят перед семьёй. Кризис семьи -это общемировая проблема.

Печальная примета настоящего времени - рост числа неполных семей, возникающих в результате смерти одного из родителей, внебрачного рождения детей, разводов. Статистика показывает, что в нашей стране вдов -18,2 %, вдовцов - 2,5%; рождение ребенка вне брака матерью в возрасте 15 лет - 3,3 тыс., 16 лет - 14,5 тыс., 17 лет - 40 тыс. человек, часто мать данного возраста не в состоянии ни содержать, ни воспитывать своего ребенка. В последние годы одинокие зрелые женщины в возрасте 40 лет и выше, сознательно делают выбор в своей жизни «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. На сегодня каждый третий ребенок воспитывается в материнской неполной семье.

Изучение состояния воспитания детей в неполных семьях выявило противоречие между потребностями детей в неполной семье, аналогичных потребностям детей полных семей, и ограниченностью как материальных, так и духовных ресурсов неполной семьи. Это общее противоречие проявляется в более частных, таких как:

-противоречие между удвоенной «воспитательной нагрузкой», падающей на плечи одного родителя, и его психологической и педагогической неготовностью к выполнению этой двойной роли;

-противоречие между константностью пола у детей в неполной семье, и нарушением их правильной полоролевой идентификации и ориентации вследствие отсутствия одного из родителей в неполной семье;

-противоречие между желаниями родителей в неполных семьях восполнить дефицит своей педагогической культуры и отсутствием возможностей сделать это в современной социокультурной среде в приемлемых для них условиях.

Многие из этих противоречий обусловлены не только социальными, но
и индивидуальными обстоятельствами. В связи с этим возникает
необходимость в планомерной и целенаправленной психолого-

педагогической работе с неполными семьями, главная цель которой -формирование педагогической культуры родителя в неполной семье.

К настоящему времени создан общетеоретический фонд по проблеме формирования педагогической культуры родителя в неполной семье.

Важное значение для данного исследования имеет анализ основных общефилософских концепций культуры Библера B.C., Давыдовича В.Е., Зворыкина А.А., Злобина Н.С., Каган М.С, Маркарян Э.С., Межуева В.М., и

др.

Педагогические подходы к культуре освещены в работах Бондаревской Е.В., Валицкой А.П., Виленского Г.А., Исаева И.Ф., Карповой Г.Ф., Колесниковой И.А., Мищенко А.И., Равкина З.И., Сластенина В.А., Шеховской Н.Л., Шиянова Е.Н. и др.

Социальную сущность семьи и важнейшие аспекты её жизнедеятельности раскрывают труды Арнаутовой Е.П., Афанасьева В.Г., Борисова В.А., Вишневского А.Г., Варги А.Я., Васильевой Э.К., Гурко П.А., Клыпы О.П., Марковой Т.А., Мацковского М.С, Рясенцева В.А., Семенова Ю.И., Титаренко В.Я., Харчева АХ. и др. Процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и родительству изучали Барский В.И., Бестужев-Лада И.В., Гребенников И.В., Макаренко А.С, Рубинштейн СЛ. и др. Общие аспекты добрачного полового воспитания

5 отражены в работах Бормана Р., Кона И.С., Колосова Д.В., Круглова B.C., Крутецкого В.А., Куликовой Т.А., Лозинского Е., Макаренко А.С., Марьясиса Е.Д., Сельверова Н.В. и др. Особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни выявлены Прихожан A.M., Юферевой Т.И., Якобсон П.М. и др. Психологические особенности семьи и психология семейных отношений раскрыты Афанасьевым Т.М., Бодалевым А.А., Дружининым В.Н., Коломинским Я.Л., Обозовым Н.Н., Эйдемиллером Э.Г. и

др.

Обоснование степени влияния социальной среды на развитие ребенка раскрыто в трудах Кона И.С., Мудрика А.В., Новиковой Л.И., Шацкого СТ. и др.

Факторы, оказывающие решающее влияние на формирование готовности к семейной жизни рассмотрены Арабовым И.А., Гребенниковым И.В., Дубровиной И.В., Ковалевым СВ., Пахальян В.Э., Прихожан A.M., Толстых Н.Н., Чудновским A.M., Юферевой Т.И. и др.

Вклад в изучение путей повышения педагогической культуры родителей внесли Гребенников И.В., Зверева О.Л., Котрыло В.К., Наседкина Е.И., Сережникова Р.К. и др. Линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения рассматривали Бабунова Е.С, Безлюдная В.И., Захаров А.И., Остроухова А.И..

Куликова Т.А. отмечает, что для изучения домашнего воспитания представляют известную ценность дневниковые записи матерей, в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияния на формирование личности ребенка. Некоторые из таких дневников опубликованы и заняли достойное место в фонде семейной педагогики, в частности, книги Конради Е.И. «Исповедь матери» (дореволюционный период), Маховой В.К. «Просто счастье (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши дети». С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как,

например, Мухиной B.C. «Близнецы», Менчинскои Н.А. «Дневник матери» и

др.

Однако, в настоящее время, когда происходит переоценка ценностей, ломаются стереотипы в сознании людей, резко изменились условия жизни большинства российских семей, в том числе и неполных, проблема формирования педагогической культуры родителя приобретает особое содержание.

Учитывая данное обстоятельство, был сделан выбор темы исследования: «Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы условия формирования педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений? Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является педагогическое взаимодействие родителя и детей в неполной семье, находящейся под патронажем социального учреждения.

Предметом исследования является формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:

  1. раскрыть сущность педагогической культуры родителя в неполной семье;

  2. определить критерии и уровни сформированное педагогической культуры родителя в неполной семье;

3) выявить сущность педагогической поддержки родителя в неполной семье в процессе формирования его педагогической культуры в условиях деятельности социальных учреждений;

4) определить условия формирования педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждения.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждения будет успешным, если:

  1. родителю в неполной семье будет оказана профессиональная помощь по повышению его педагогической культуры;

  2. педагогическая поддержка родителя в неполной семье будет осуществляться с учётом объективных (содержание деятельности социального учреждения, его структура и др.) и субъективных особенностей (личности родителя в неполной семье, его ребенка, социального работника или другого специалиста, осуществляющего педагогическую поддержку);

  1. будет разработана технология формирования педагогической культуры родителя в неполной семье с учетом особенностей деятельности социальных учреждений, в которых она будет осуществляться.

Методологической основой исследования стали аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается в контексте основных ценностей межличностных взаимодействий и деятельности социальных учреждений; гуманистический подход, признающий человека высшей ценностью; системный подход, позволяющий рассматривать педагогическую поддержку родителя неполной семьи как целостный процесс; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития родителя и ребенка; диалогический подход, состоящий в том, что активность родителя и ребенка, их потребности в самосовершенствовании развиваются в условиях межличностных взаимоотношений, построенных по принципу диалога.

В русле идеи гуманизации современной педагогики теоретической основой исследования явились теории и идеи к изучению культуры в педагогической науке в работах таких ученых, как Азаров Ю,П., Андриади

8 И.П., Бондаревская Е.В., Ермоленко М.Н., Зимняя И.А., Мижериков В.А., Пискунов А.И., Сластенин В.А., Столяренко Л.Д., Шиянов Е.Н., Щербань Ю.Ю. и др.

Методы исследования; теоретический анализ научных источников по философии, социологии, педагогике, психологии, социальной работе. При определении методических средств, главное внимание уделялось параметрам, которые характеризуют тот или иной аспект психического состояния родителей в неполных семьях в современных условиях. Это обусловило применение в нашем исследовании методик, не только соответствующих конкретным задачам эксперимента, но и многократно апробированных, достаточно надежных и валидных. Для получения информации по проблеме исследования нами были использованы методы анкетирования, беседы, тестирования, метод изучения результатов деятельности родителей и детей в неполных семьях и др.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в Центре социальной помощи семье и детям г. Ставрополя. Исследованием было охвачено 160 родителей в неполных семьях, воспитывающих детей младшего школьного и подросткового возраста.

Изучение вопросов, связанных с темой исследования, последовательно осуществлялось с 2000 по 2004 год и включало 4 этапа:

Первый этап (2000-2001 г.г.) - поисково-подготовительный -теоретический анализ современного состояния проблемы формирования педагогической культуры родителя в неполной семье. Он включал в себя анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы. Определялись цель, предмет, задачи и гипотеза исследования.

Большое внимание на этом этапе исследования было посвящено изучению существующих подходов к формированию педагогической культуры родителя в неполной семье в современных условиях.

Второй этап (2001-2002г.г.) - диагностически-экспериментальный -проведение констатирующего эксперимента по изучению микроклимата в

9 неполных семьях, воспитывающих детей младшего школьного и подросткового возраста (задействовано 160 родителей в неполных семьях, имеющих детей указанного возраста); тестирование, беседы с целью выявления реального состояния проблем родительско-детских отношений и уровня педагогической культуры родителей в неполных семьях.

Третий этап (2002-2003г.г.) - экспериментальный - исследование мотивации и ценностных ориентации родителей в неполных семьях в отношении родительско - детских отношений, выявление степени их заинтересованности в повышении педагогической культуры, проведение формирующего эксперимента. В качестве экспериментальных были взяты 60 родителей в неполных семьях, находящихся на социальном обслуживании Центра социальной помощи семье и детям г. Ставрополя. В рамках родительского всеобуча как направления работы с семьей, на базе ЦСПСиД г. Ставрополя была создана родительская группа «Вместе с тобой», где осуществлялась работа с родителями, воспитывающих детей в неполных семьях: анкетирование, беседы и консультации, лекции, семинары -тренинги и др.

Четвёртый этап (2003-2004г.г.) - аналитико-обобщающий— завершение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы и итоговый анализ полученных данных; уточнение теоретических положений и методических разработок исследования; оформление результатов исследования, отражение их в научных публикациях; подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыта сущность педагогической культуры родителя в неполной семье и выявлены особенности её формирования; обоснованы критерии и охарактеризованы уровни сформированности педагогической культуры родителя в неполной семье; научно обосновано содержание педагогической поддержки в процессе формирования педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы основные компоненты (аксиологический, когнитивный, деятельностный) педагогической культуры родителя в неполной семье, разработано их содержание, а также определены условия, способствующие формированию педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и проверены в ходе опытно-экспериментальной работы технология, методические приемы и формы работы специалистов социального учреждения по формированию педагогической культуры родителя в неполной семье; материалы и результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной деятельности других специалистов социальной работы, а также в системе повышения квалификации сотрудников социальных учреждений, работающих с неполной семьей.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Педагогическая культура родителя в неполной семье является частью его общей культуры и представляет собой такое личностное образование, которое выражается в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими знаниями и технологиями, направленными на реализацию процесса воспитания и развития ребенка с учетом особенностей его жизни и воспитания в неполной семье.

2. В структуре педагогической культуры родителя в неполной семье мы выделяем аксиологический, когнитивный, деятельностный компоненты. Аксиологический компонент выражается в типе родительского отношения к ребенку. На высшем уровне он проявляется в гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку. Когнитивный компонент состоит из совокупности знаний родителя в неполной семье об общих закономерностях психического развития детей, целях педагогической деятельности и методах воспитания. Деятельностный компонент проявляется через способы

11 общения родителя в неполной семье с детьми и стиль родительского взаимодействия с ними. На высшем уровне - это "диалог" родителя и ребенка и преобладание демократического стиля их общения. Уровни сформированности педагогической культуры родителя в неполной семье зависят от сформированности данных компонентов педагогической культуры родителя в неполной семье, взятых в совокупности.

3. Педагогическая поддержка родителя в неполной семье по формированию его педагогической культуры в условиях деятельности социальных учреждений - это специально организованная деятельность в социальном учреждении по оказанию превентивной и оперативной педагогической помощи родителю в неполной семье в решении его социально-педагогических проблем.

4.Технологией формирования педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждения является совокупность форм, приемов и способов, осуществляемых для достижения заданной цели с учетом ресурсов социального учреждения и особенностей патронируемой неполной семьи и её детей.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, разнообразием источников информации, использованием комплекса методик, адекватных предмету и задачам исследования, организацией экспериментальной работы, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения данного исследования обсуждались и получили одобрение на международной конференции «Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии» (Ставрополь, 2004), на региональных конференциях «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону»

12 (Ставрополь, 2001 г., 2003 г.), заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы и научных семинарах аспирантов в Северо-Кавказском государственном техническом университете (2000-2004 г.г.), а также на семинарах, проводимых на базе Центра социальной помощи семье и детям г.Ставрополя.

Диссертационный материал использовался при работе с неполными семьями, в частности для формирования педагогической культуры родителей в неполных семьях. Эта работа осуществлялась диссертантом с 2000 года по 2003 год, в отделении социальной профилактики Центра социальной помощи семье и детям г. Ставрополя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии, состоящей из 255 источников литературы на русском и иностранном языках, включающей также ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций, близких к теме исследования, и приложения.

Сущность педагогической культуры родителя в неполной семье

Для более глубокого понимания сущности педагогической культуры родителя в неполной семье, обратимся к истории педагогики, в которой накоплен богатый материал по содержанию педагогической культуры родителей и условиям её формирования.

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X - XIV векам и отечественных сборников XIV - XIX веков. Идея древнерусской педагогики состояла в том, чтобы растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.).

Так, педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении детям» (ок.1117 г.) князя Владимира Мономаха (1053-1125) [176]. Это один из первых литературных педагогических памятников, выходящих на семейные вопросы. По своей структуре - это сложное произведение, в нем содержатся автобиографичные данные, описания походов, выражена забота о единстве и защите от врагов земли русской. Обращаясь к своим пяти сыновьям, Владимир Мономах имел ввиду управление землями, деятельность князя, военное дело. Один из путей возвышения Руси он видел в развитии культуры, просвещения, поэтому в «Поучении» Мономах пишет о воспитании, качествах достойного человека, хорошего христианина. Он хотел, чтобы его дети росли храбрыми, преданными своей земле, уважали образование и книгу. Свои советы Мономах подкрепляет примерами ссылками на своего отца (Всеволода), знавшего пять языков, и на собственный труд: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» [10, С. 167]. Основа благонравия - почитание Бога, духовенства, обрядов православной церкви. Помолившись, надо усердно исполнять свои обязанности [99, С.47]. Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом.

Широкое распространение на Руси того времени имели различные сборники назидательно-наставительного характера, как переводные, так и отечественные. Самым ранним из сохранившихся является «Изборник» 1076 года [98, С. 152]. Он включает несколько частей: «Слово некого калугера (монаха) о почитании книжном», «Слово некого отца к сыну», «Наказание богатым», «Столовец» патриарха Геннадия, отрывки из житий Ксенофонта и Феодоры, «Афанасьевы советы», а также «Сбор от мног отец и апостол и пророк», содержащий отрывки от сочинений византийских мыслителей. Все эти тексты освещали разные стороны христианской жизни, в том числе и воспитательные идеалы. Например, вторая часть «Изборника» открывалась словами: «Сын мой и чадо, приклони ухо твое, внимая отцу своему, изрекающему тебе спасительное» [98, С. 153]. В ней содержались наставления о том, как праведно жить и что принять за образец: надо быть сострадательным, милостивым и думать о том вечном и возвышенном, о той радости, веселье и бесконечном свете Господнем, что ожидают христианина после смерти. В таком духе выдержан весь сборник

Одной из наиболее популярных книг, входивших в круг домашнего чтения того времени, была «Пчела» [98, С. 159] - перевод греческого сборника XI века, в котором были собраны высказывания самых разных авторов - Сократа, Платона, Аристотеля, Соломона, Эпикура, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. Таким образом, эта книга бала на Руси и нравственно - наставительным и образовательным чтением. Все высказывания в сборнике были распределены по главам, и в целом они олицетворяли собой образ пчелы, собирающей нектар с цветков. Отдельные афоризмы вместе создавали у читателя воспитательно-образовательный настрой: «Глава 2. Блажен муж, обретший премудрость и до самой смерти наделенный мудростью, ибо лучше стяжать её, чем золото и серебро»; «Глава 17. Учение для знатных - украшенье, для бедных -спасенье» [98, С. 159].

Таким образом, необходимо отметить, что в памятниках Древней Руси зарождается понимание сущности педагогической культуры родителей через обращение к Богу. Идея воспитания заключалась в подготовке детей к духовному самосовершенствованию и добродетельной жизни.

Вершиной педагогической мысли стал «Домострой» XVI века, , составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного - попом Сильвестром. В «Домострое» [206] три основные части: в первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Задача нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей. Вторая часть, посвященная семейным отношениям, включает специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только затем ставится задача об обучении грамоте, книжным наукам. В этом отношении особый интерес представляют главы: «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем». Третья часть «Домостроя» посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации [206]. Заключает книгу результат использования данных в ней наставлений, представленный на примерах.

Родитель в неполной семье как субъект формирования педагогической культуры

Процесс развития и совершенствования педагогической культуры родителя в неполной семье, отражающийся в гармоничном развитии личности ребенка, всецело зависит от самого родителя, поэтому мы считаем его главным субъектом в формировании своей педагогической культуры.

Понятие "субъекта" является одним из фундаментальных в современной педагогике. Раскрытие методологических и теоретических аспектов проблемы обнаруживает, что понятия "субъект" и "объект" как основопологающие в философии, оставались до не давнего времени мало исследуемыми категориями. Ни специальные исследования философов, ни многочисленные контекстуальные обращения к понятиям "субъект" и "объект" в трудах, посвященных другим вопросам, не привели к относительно единому пониманию сущности и содержания исследуемых категорий. Одни ученые применяют понятие "субъект" к человеку, другие применяют действие этого понятия на всю живую природу (Абульханова -Славская К.А. [1]), третьи находят возможным относить понятие "субъект" не только к человеку, но и созданным им предметам труда (Библер В.С.[23]). Четвертые вводят категориальную пару "субъект-объект" (Шептулин Л.Щ140]), пятые "объект" рассматривают не в паре с субъектом, а с "предметом" (Сагатовский В.Н. [24]). Вместе с тем, в одних случаях проблема субъектно-объектных отношений непосредственно связана с анализом человеческой деятельности (Арефьева Г.С.[19], Каган М.С.[101]), в других, в основном, исследуется её гносеологическое значение, а практические действия рассматриваются как аспекты процесса познания (Бабанский Ю.К.[17], Бодалев А.А.[25]), в третьих, наряду с практическим и познавательным, вьщеляется ценностный аспект (Вейт М.А.[19], Виленскии М.Я[17]).

Методологическое расчленение субъекта и объекта есть выражение определённого уровня, на котором осознанна потребность осмысления человеческой деятельности как специфической формы движения, изменения человеческой активности, самого человека.

Субъектность проявляется в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих педагогическую природу, в целесообразности, целенаправленности, обоснованности, свободе действий в различных ситуациях воспитания и обучения, в оригинальности выбора и сочетания средств, форм, позиций, приёмов деятельности, в умении осознанно влиять на изменении ситуации, в которой эта деятельность осуществляется (Колесникова И.А.[31]).

Субъект постоянно стоит пред ситуацией выбора: или изменять обстоятельства в свободной деятельности, утверждая себя в качестве полноценной личности, или, оставаясь нераскрытой индивидуальностью в пределах действующих обстоятельств, подчиняться им.

Процесс развития свободы определяется взаимообуслевнностью трех уровней. Первый: несвобода субъективного целеполагания (отсутствие выбора, заданность обстоятельств). Второй: свобода как возможность выбора. Третий, высший уровень свободы - это свобода созидания, самосозидания, свобода творчества. Такая свобода означает возможность моделирования обстоятельств, создание новых средств и целей.

Интересна точка зрения Горшковой В.В. Присоединяясь к ней, мы считаем свободу еще и условием субъектности [59].

В этой связи настоятельно актуализируется атрибутивный признак человека, которым является его индивидуальная неповторимость, уникальность, как неотъемлемое свойство субъекта, без которого он не может существовать и мыслить как субъект. Поэтому результатирующим свойством человека как субъекта является его уникальность [59].

В нашем исследовании этот признак играет решающую роль, так как мы считаем, что педагогическая поддержка родителя в неполной семье при формировании педагогической культуры должна строиться на основе личностного подхода к нему. Личностный подход - это последовательное отношение к человеку как личности, как самосознательному, ответственному субъекту педагогического взаимодействия, признание его уникальности, открытие его "я" [59].

Однако как бы ни был уникален человек, он не может развиваться как полноценный субъект автономно. Известно, что свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами. Следовательно, необходимо рассмотреть такое понятие как "взаимодействие" [19].

Диагностика уровней сформированности педагогической культуры родителей в неполных семьях

В данном параграфе диссертационного исследования мы представляем результаты диагностики уровней сформированности педагогической культуры родителей в неполных семьях, находящихся под патронажем в отделении социальной профилактики Центра социальной помощи семье и детям г. Ставрополя, именуемого в дальнейшем ОСП ЦСПСиД.

Диагностика уровней сформированности педагогической культуры родителей в неполных семьях осуществлялась нами в течение 2001-2002 г.г. во время патронажей неполных семей на дому. Всего было обследовано 160 неполных семей, находящихся под патронажем в ОСП ЦСПСиД г.Ставрополя, из них - 2 отцовские семьи, в которых дети были дошкольного и младшего школьного возраста; 40 неполных семей, относящихся к категории «одинокая мать» и воспитывающих детей от одного года до трех лет; 118 неполных семей, образованных в результате разводов, и в которых матери воспитывали детей подросткового возраста.

Прежде чем, осуществить диагностику уровней сформированности педагогической культуры родителей в неполных семьях, мы провели первичные патронажи, направленные на знакомство с неполными семьями, их потребностями и укладом жизни. Всего было проведено 160 первичных патронажей.

При первичном патронаже мы знакомились с каждым членом неполной семьи и с её совместно проживающими родственниками; заполняли акт обследования материально-бытовых условий проживания неполной семьи с целью выявления объективных сторон жизнедеятельности неполной семьи. (Приложение 1). В данном документе мы фиксировали состав неполной семьи, доход неполной семьи, санитарно-гигиенические условия проживания неполной семьи и как они соответствуют требованиям жизнедеятельности ребенка: комната чистая или грязная, большая или маленькая, светлая или темная, есть ли специально оборудованное место в комнате для учения и труда, сна и отдыха ребенка, наличие средств массовой информации и т.д. Другими словами акт материально-бытовых условий отражал только социально-экономические нужды и соответственно потребности родителей и детей в неполных семьях и не учитывал другие проблемы семьи (педагогические, психологические и др.), относящихся к субъективной стороне жизнедеятельности неполной семьи. В связи с этим, мы продолжили социальные патронажи неполных семей.

Для выявления субъективных сторон жизнедеятельности неполных семей мы осуществляли срочные патронажи - это посещение каждой семьи несколько раз в месяц.

Во время срочных патронажей в неполные семьи мы проводили социальную диагностику данных семей и заполняли карты социальной диагностики на каждую неполную семью (Приложение 1). Целью социальной диагностики было выяснить историю развития неполной семьи, роли родителя в семье и его детей, внутренние потребности неполной семьи, исходя из её проблем (психологические, педагогические, и т.д.) и самое главное внутренние ресурсы неполной семьи для разрешения своих проблем. Результатом социальной диагностики был диагноз.

Общее количество патронажей, их дата проведения, цель, содержание и результат посещения неполной семьи на дому фиксировался в патронажной карте каждой семьи отдельно (Приложение 1).

По итогам всех социальных патронажей мы сделали анализ с целью определения объективных и субъективных сторон жизнедеятельности неполных семей.

Анализ проведенных патронажей отцовских неполных семей, находящихся на социальном обслуживании ЦСПСиД, показал, что отцовские семьи находились в более выгодном положении, по сравнению с материнскими. Данные семьи не испытывали материальных затруднений, с другой стороны отцы и дети в таких семьях нуждались в психологической помощи и поддержке, в связи со смертью супруги и матери детей в такой семье. После определения психологических проблем отцовских неполных семей методом беседы с каждым членом их семей, социальный работник на основе запроса данных семей на получение психологической помощи выступил в роли посредника между данными семьями и психологом отделения психолого-педагогической помощи (ОППП) ЦСПСиД. Не смотря на то, что психолог работал индивидуально с отцовскими семьями, социальный работник постоянно контролировал процесс оказания психологической помощи и анализировал полученные результаты совместно с психологом и отцами данного типа семей. В результате такого взаимодействия психологические проблемы патронируемых отцовских семей были решены.

Похожие диссертации на Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социальных учреждений