Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Семенова Лариса Александровна

Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза
<
Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенова Лариса Александровна. Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Семенова Лариса Александровна;[Место защиты: Тюменский государственный университет].- Тюмень, 2016.- 292 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы и исторические аспекты формирования российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза 19

1.1 Сущность и содержание понятия «российская национальная идентичность». Структура национальной идентичности 19

1.2 Исторические аспекты становления российской национальной идентичности в контексте проблем современного образования 42

1.3 Теоретическая модель формирования российской национальной идентичности обучающихся в условиях поликультурного образовательного пространства 63

Выводы по первой главе 85

ГЛАВА II. Практика формирования российской национальной идентичности в процессе обучения в вузе 87

2.1 Характеристика базы опытно-экспериментальной работы. Содержание и результаты констатирующего эксперимента 87

2.2 Содержание и процедура формирования российской национальной идентичности обучающихся в образовательной практике вуза 116

2.3 Эффективность процедуры формирования российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза 141

Выводы по второй главе 149

Заключение 170

Литература 175

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование идентичности в рамках
многонационального государства всегда представляло собой проблему.
Исторически на территории нашей страны она решалась разными способами, как
найденными рационально, так и выбранными стихийно: россияне

консолидировались перед лицом внешней угрозы по религиозному признаку, по
приверженности политическому строю. Формирование российской

национальной идентичности (РНИ) осложнено социальным расслоением внутри
общества, которое порождает отчуждение, непонимание и возникновение
конфликтов в социуме, тем самым тема консолидации граждан ещё более
актуализируется. Россия является многонациональным,

многоконфессиональным светским государством, для которого гражданское единство имеет особую ценность и значимость.

Актуальность формирования гражданского самосознания, воспитания патриотов России, проблемы достижения межнационального мира и согласия отражены в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Чрезвычайная важность формирования общероссийской гражданской идентичности, патриотического воспитания граждан и укрепления духовной общности народов Российской Федерации подчеркивается в Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014-2020 гг.); в Указе Президента РФ В.В. Путина от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».

Социальный заказ на воспитание нравственной личности, способной к
сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающей чувством
ответственности за судьбу страны, нашел отражение и в государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011-2015 годы». Знаменательно, что проблема укрепления общероссийской
национальной идентичности обсуждалась на президиуме Совета при Президенте
РФ по межнациональным отношениям в октябре 2014 года. Традицией

становится проведение ежегодного форума национального единства в г. Перми, в котором принимают участие представители общественности, научного сообщества, федеральных, региональных и местных властей из многих регионов.

Несмотря на огромную роль вузовского воспитания в духовном становлении личности, современные вузы слабо ориентированы на целенаправленное и системное формирование гражданского самосознания. Декларируемые цели – например, воспитание толерантной или способной к диалогу личности – недостижимы без четкого соотнесения этнической, возрастной и социальной идентификации. На практике обучающийся нередко не воспринимает как что-то цельное ни свои социальные «проекции», ни само общество. Вместе с тем в большинстве научно-педагогических исследований внимание сосредоточено на отдельных аспектах воспитания личности. Однако

педагогической наукой не разработаны в полной мере теоретические основы и научно-методические средства целенаправленного формирования российской национальной идентичности личности в процессе обучения в вузе.

Степень разработанности научной проблемы. Тема формирования
национальной идентичности представлена в отечественной и зарубежной науке в
разных аспектах. Так, в работах классиков педагогики и психологии К.Д.
Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского исследована

взаимообусловленность системы ценностей человека и его эмоционального и волевого развития, выполняющего функцию ориентира поведения человека как гражданина. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн обосновали связь между деятельностью и сознанием. Вопросам российской национальной идентичности посвящены работы Я.Б. Амирова, Ю.Г. Волкова, О.В. Гукаленко, Д.Г. Когатько и В.Х. Тхакахова, В.В. Кочеткова, Е.С. Куквы.

Изучение научной литературы свидетельствует, что тема формирования
национальной идентичности исследуется преимущественно с позиций
политологии, культурологии, социологии. Так, А.Ю. Шадже и А.А. Хацац
акцентируют внимание на гражданском аспекте российской идентичности. В.В.
Кочетков обращается к характеристикам национальной идентичности (общности
и отличительности) как ее внутренним и внешним измерениям, а также факторам
ее формирования, в ряду которых общность национального самосознания,
историческая память и культурное единство. Е.С. Куква останавливается на
многоуровневости РНИ, необходимости ее формирования на микроуровне
(семья), макроуровне (государство) и мегауровне (геополитическое

пространство). Н.Г. Козин рассматривает российский коллективизм как
нравственную основу, которая духовно сплачивает людей в мир России, и
подчеркивает необходимость сохранения в РНИ локальной цивилизационной
сути – национальной, культурной, духовной. В.С. Комаровский связывает
коллективное «мы» с тремя кластерами: первый – общие принципы и

убеждения; второй – идентификация нации через «другого» («они») и выявление схожести и собственной самобытности через это отражение; третий – интерпретация прошлого для того, чтобы оттенить уникальность нации, ее судьбы. С.В. Кортунов выделяет в национальной идентичности культурное измерение, цивилизационные коды, с которыми следует себя идентифицировать.

Методология формирования гражданина в этнонациональном

пространстве через разнообразные виды деятельности разрабатывается А.С. Гаязовым и Г.Я. Гревцевой. Психолого-педагогические основы изучения межэтнической толерантности представлены в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В. Безюлёвой, Т.П. Днепровой, И.Л. Набока, О.А. Селивановой Т.Г. Стефаненко. Вопросы формирования РНИ через преодоление смысловых барьеров, поиск во взаимодействии общих ценностных оснований исследуются с позиций педагогической герменевтики А.Ф. Закировой.

Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы проанализированы в контексте воспитания гражданственности, патриотизма и межэтнической толерантности. Так, проблеме становления гуманной личности в диалоге

различных культур посвящены работы Е.В. Бондаревской, О.В. Гукаленко, З.А.
Мальковой, В.П. Борисенкова, В.В. Макаева. Аксиологические аспекты
обучения и воспитания молодежи обосновывают А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
В.А. Тишков, Е.А. Когай, А.Б. Багдасарова, И.М. Ильинский, Л.В. Вершинина,
И.С. Ломакина. Связь идентичности с самоопределением личности, вопросы
cамопознания, самореализации личности раскрыты в трудах И.С. Кона, В.
Франкла, А. Маслоу, А.Г. Асмолова, А.В. Мудрика, К.А. Абульхановой-
Славской, И.М. Ильинского. Дидактические вопросы поликультурного
образования исследуются В.П. Борисенковым, И.С. Бессарабовой, А.Н.

Джуринским, Г.Д. Дмитриевым, Ю.С. Давыдовым, А.В. Мельничук, Л.Л. Супруновой.

Вместе с тем процесс формирования РНИ в условиях поликультурного образовательного пространства исследован в педагогике не достаточно.

Проведённый анализ позволил выявить ряд противоречий:

– между необходимостью воспитания патриотизма и гражданственности для достижения единства и процветания российского общества и обострением национального вопроса, перерождающегося в крайние формы национализма, раскалывающего общество;

– между cоциальной значимостью становления российской национальной идентичности молодых людей и недостаточным теоретическим обобщением и методической разработанностью этой проблемы на практике, а также недостаточным научным описанием данного опыта применительно к высшей школе с учетом поликультурного образовательного пространства;

– между высокими потенциальными воспитательными возможностями
поликультурного образовательного пространства и психолого-педагогической
неподготовленностью преподавателей к формированию российской

национальной идентичности обучающихся с использованием этнокультурного компонента.

Вскрытые противоречия определили проблему исследования, которая
заключается в теоретическом осмыслении и практическом педагогическом поиске
содержания, способов формирования российской национальной идентичности в
условиях вузовского поликультурного образовательного пространства.

Актуальность, наличие противоречий определили тему исследования: «Формирование российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза».

Цель исследования – разработать теоретические основы формирования российской национальной идентичности, экспериментально проверить методику ее формирования в образовательной практике вуза.

Объект исследования – процесс воспитания российской национальной идентичности обучающихся в поликультурном образовательном пространстве вуза.

Предмет исследования – воспитательные возможности поликультурного образовательного пространства в формировании российской национальной идентичности студентов.

Гипотеза исследования. Процесс формирования российской национальной идентичности обучающихся будет успешным, если:

исходить из понимания российской национальной идентичности как значимости и приоритетности для личности гражданской принадлежности к России над принадлежностью к этнической, религиозной и языковой общности, наличия установки на деятельную любовь к Родине и готовность принести пользу обществу;

образовательный процесс направлять на достижение самокатегоризации, то есть формирование у студентов представлений о своей принадлежности к России и приверженности традиционным российским ценностям (возвышение милосердия, доминирование общественных интересов над личными, бескорыстие, открытость другим культурам) для восприятия коллективного сходства и, одновременно, осознанной дифференциации, в основе которой - оппозиция «Мы - Они» и культурные различия общностей, сопоставляемые в процессе образования;

в содержание обучения и воспитания включать знания о культурно-исторических идентифицирующих особенностях (маркерах) - аксиологических, этнических, географических, исторических, нормативно-поведенческих, -способствующих самоидентификации обучающихся с российским обществом; учебно-познавательную деятельность осуществлять с вовлечением обучающихся в позитивные социальные практики, обеспечивая единство обучения и воспитания;

в соответствии с герменевтическим подходом использовать механизм зеркального отражения в сознании обучающихся норм и ценностей и их переосмысления в аспекте поиска общей идентичности, анализа и рефлексии, формирования мировоззрения, в основе которого одновременное видение субъективного и объективного, частного и общего, индивидуального и общественного, личностного и коллективного;

учитывать этнокультурные различия обучающихся в их самоидентификации с общенациональными ценностями, традициями, знаками и символами и, опираясь на идею знаково-символического и деятельностного опосредования смыслообразования, через национальную самоидентификацию стимулировать общегражданское и личностное самоопределение в процессе освоения обучающимися социальных ролей: гражданина, профессионала, семьянина.

В процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучение истории становления идентичности в философской и педагогической мысли России, анализ современных психолого-педагогических, методологических основ национальной идентичности личности.

  2. Уточнение содержания понятий «идентичность», «национальная идентичность» и «российская национальная идентичность», выявление факторов формирования РНИ, структуры и cодержания национальной идентичности.

3. Обоснование теоретической модели формирования российской
национальной идентичности студентов в условиях поликультурного
образовательного пространства.

4. Проверка эффективности модели формирования российской
национальной идентичности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

– методология педагогической науки (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, В.И. Ситаров);

– культурно-историческая концепция Л.С Выготского, дидактико-культурологический подход М.Н. Скаткина; лингвокультурологический – Л. Виссон, Т.В. Лариной, С.Г. Тер-Минасовой.

– деятельностный подход (концепция структуры и развития личности) А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Асмолова, М.С. Кагана;

– подход культурного плюрализма, объединяющий концепции «диалога культур» (В.С. Библер, М. Бубер); теория поликультурного образования и поликультурного образовательного пространства (О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Л.Л. Супрунова);

– идеи философской герменевтики Х.Г. Гадамера, теоретические подходы В.В. Знакова о психологических механизмах понимания и В.В. Бодалева о восприятии и понимании человека человеком; идеи диалогической герменевтики М.М. Бахтина; семиотическая концепция культуры Ю.М. Лотмана; психологическое учение о связи языка и мышления А.Н. Леонтьева; концепция педагогической герменевтики А.Ф. Закировой;

– теории личности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна; идеи Р. Кэттелла, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла, Э.Фромма, Э. Эриксона о становлении чувства Я-идентичности; личностно-ориентированный подход Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской;

– теория «зеркальной самости» Ч.Х. Кули, Д. Мида, М. Куна и теория социальной драматургии (управления впечатлениями) И. Гофмана;

– идеи национального единства Д.С. Мережковского; деятельной любви к Родине В.С. Соловьева; равенства культур Н.С. Трубецкого, Н.Я. Данилевского; этнической терпимости Л.И. Гумилева; формирования российской национальной идентичности с опорой на национальное К.Д. Ушинского, Н.Ф. Бунакова; «единства воспитания и жизни» А.С. Макаренко; идеи становления идентификационной системы социальных свойств обучающихся Ю.П. Платонова, Т.В. Лариной, А.Б. Афанасьевой.

В процессе исследования использовались методы теоретического
уровня
: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация,

экстраполяция, моделирование; эмпирического уровня: наблюдение,

анкетирование, тестирование, экспертная оценка, контент-анализ, опытно-
экспериментальная работа, методы математической обработки
экспериментальных данных (критерий согласия Пирсона).

База опытно-экспериментальной работы. Исследование выполнено на
базе Ноябрьского гуманитарно-экологического института (филиала) ФГБОУ
ВПО «Тюменский государственный университет», муниципального

бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» г. Ноябрьска (МБУК «ЦБС»); муниципального бюджетного учреждения «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет» г. Ноябрьска. На отдельных этапах в процесс исследования были вовлечены студенты Ноябрьского института нефти и газа (филиала) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет».

Исследование проводилось в период с 2010 по 2015 гг.

Первый этап – поисково-теоретический (2010-2011 гг.). Изучено состояние проблемы в практике высшего профессионального образования, уровень ее разработанности, основные базовые понятия, отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая литература, осмыслены методологические и теоретические основы, определено проблемное поле исследования, сформулированы задачи, выдвинута рабочая гипотеза.

Второй этап опытно-экспериментальный (2011-2014 гг.).

Сформированы основные теоретические положения, разработана теоретическая модель, обоснованы педагогические условия, способствующие формированию РНИ, отобран диагностический инструментарий, спланирована и проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели.

Третий этап – аналитико-обобщающий (2014-2015 гг.). Проведена систематизация и обобщение результатов педагогического эксперимента, сформулированы выводы, скорректирована исследовательская гипотеза, проведено оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования

1.Раскрыты возможности формирования российской национальной
идентичности обучаемых с опорой на взаимосвязанные процессы

самокатегоризации и дифференциации. Самокатегоризация включает

формирование представлений о принадлежности к России и приверженности традиционным российским ценностям. Дифференциация основана на осмыслении культурных различий общностей, сопоставляемых в процессе образования.

2.Разработаны и экспериментально проверены психолого-педагогические механизмы формирования РНИ, которые реализуются в интерференции ценностей в поликультурном образовательном пространстве в процессе знаково-символического и деятельностного опосредования и зеркального отражения в сознании обучающихся их представлений об этнических и общенациональных российских ценностях, традициях, нормах и эталонах поведения. Механизмы реализуются на основе диалогического взаимодействия и осмысления общей идентичности обучающимися, для которых предмет смыслообразования выступает в единстве личностного и коллективного, индивидуального и общественного, этнического и общенационального.

3. Охарактеризованы уровни сформированности РНИ обучающихся
(социально и личностно обусловленный, характеризующийся высоким уровнем
самосознания; социально-деятельностный; социально-индифферентный;

социально-отклоняющийся), в основе которых оценка значимости

принадлежности к российской нации, отношение к социально значимой коллективной и групповой деятельности, самостоятельность, личностная позиция, активность в самореализации.

Теоретическая значимость исследования

  1. Конкретизировано содержание понятия «российская национальная идентичность», под которой понимается значимость и приоритетность гражданской принадлежности к России над принадлежностью к этнической, религиозной или языковой общности, следование идеалам российского общества, чувство деятельной любви к Родине, готовность принести пользу обществу и своему народу, желание трудиться на благо отечества. Отличительными особенностями российской национальной идентичности являются: соборность, созависимая форма существования, духовность, всемирная отзывчивость и всечеловечность, доброта и вера в победу добра над злом, самопожертвование и открытость иным культурам.

  2. Разработана и апробирована теоретическая модель формирования РНИ студентов, в основе которой идея самопознания, самоопределения и самоидентификации обучающегося как гражданина России. В структуре модели представлены педагогические подходы, ведущими из которых являются личностно-деятельностный, культурологический, герменевтический; заложена идея воспитания позитивно-ценностного отношения обучающихся к многоэтничности и многокультурности, способствующего успешной социализации. Теоретическая модель отражает специфику поликультурного образовательного пространства, в ней сделан акцент на развитие самосознания, формирование личной и гражданской ответственности, мировоззрения посредством включения обучающихся в различные виды социокультурной деятельности. Модель предусматривает привлечение специальных методов формирования РНИ, в ряду которых методы смежных областей гуманитарного знания: герменевтические, ранжирования ценностей, метод сценариев, сценарных предписаний, ролевых экспектаций, конвертора, метод компаративистики.

3. Дополнены и конкретизированы положения концепции педагогической
герменевтики (А.Ф. Закирова) применительно к процессу формирования РНИ.
Герменевтический подход реализуется как вынесение во внешний план и
вербализация характеристик российской национальной идентичности, норм и
ценностей, принятых участниками образовательного процесса. Деятельность на
основе текстового опосредования c применением методов сценария, сценарных
предписаний и метода ролевых экспектаций (предъявления обучающемуся
алгоритма ожидаемого от него поведения для достижения взаимопонимания во
взаимодействии) способствует развитию индивидуального сознания

обучающихся, обеспечивая гармонизацию этнического и гражданского планов самосознания и поведения.

Практическая значимость исследования

1. На основе лингвокультурологического подхода разработаны
дидактические материалы
, использование которых формирует представление
обучающихся о российской идентичности, особенностях менталитета,
самосознания на основе дифференциации «Мы – Они», ориентированные на
самопознание, самопонимание и самоопределение в российском обществе.
Материалы рекомендуются для использования в практике учебно-
воспитательной работы вузов.

2. Подготовлена рабочая программа элективного курса «Роль знаков и
символов в истории становления российского государства», реализация
которой в образовательном процессе вуза способствует осознанию гражданской
принадлежности и становлению коллективной идентификации обучающихся с
российским обществом.

3. Предложен алгоритм организации учебно-познавательной
деятельности при работе с текстами на основе герменевтического подхода как
одна из форм развития навыков смыслообразования в контексте
самоидентификации с общероссийскими ценностями. Алгоритм
предусматривает поэтапную интерпретацию обучающимися социального
поведения как культурного текста для его осмысления и дальнейшего
обсуждения, а также коллективное оценивание «сценарного поведения», его
соответствия ожиданиям партнеров по взаимодействию, анализ ошибок в
интерпретации поведения и в воссоздании социокультурного контекста.

4. Разработано учебно-методическое пособие «Культура и идентичность.
Как научиться понимать друг друга в поликультурном мире» (М.: Нобель
Пресс, 2013. 98 с.), в котором раскрыты понятия нации, идентичности, этноса,
культуры, национального характера, менталитета и проведен сопоставительный
анализ типов культур и культурных различий по параметрам:
индивидуализм/коллективизм; дистанция власти; избегание неопределенности;
феминность/маскулинность; типы норм; понятие социальной роли для
становления у обучающихся самокатегоризации.

На защиту выносятся следующие положения

  1. В сложных условиях современной социокультурной ситуации проблема формирования российской национальной идентичности должна рассматриваться в контексте реализации приоритетных стратегических целей образования – упрочения общероссийского гражданского самосознания и укрепления духовной общности народов России. Утверждаем, что процесс становления общенациональной идентичности, процесс сохранения этнокультурной самобытности и процесс самоопределения развивающейся личности органично связаны, взаимообусловлены и требуют педагогического стимулирования, регулирования и сопровождения.

  2. Доказываем, что самоидентификация личности в образовательной деятельности – это непрерывный динамический процесс, сложность которого

обусловлена его многомерным характером. Процесс формирования российской
национальной идентичности требует: обращения к индивидуальному и
коллективному измерению личности; опоры на механизмы сознательного и
бессознательного в присвоении национальных ценностей; использования, с
одной стороны, специальных знаний о культурных традициях народов,
сценариях продуктивного взаимодействия, а с другой, – моделирования,
проектирования и реализации позитивных социальных практик обучающихся.
Формирование коллективного измерения и суперэтнического уровня
российской идентичности способствует гармонизации гражданского и
общественного планов самосознания обучающихся, а также обогащению

личностного уровня.

3. Содержание процесса формирования российской национальной

идентичности включает формирование ценностного отношения к собственной
самотождественности, укрепление чувства национального достоинства,
организацию усвоения социокультурных эталонов и моделей поведения в
российском обществе. Развивая научные подходы Т.О. Гордеевой и дополняя
положения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, предлагаем
обоснование
содержания этапов формирования российской национальной
идентичности. На начальном этапе – «экстернальной регуляции» – деятельность
обучающихся преимущественно регулируется внешним контролем педагога с
привлечением материала, подтверждающего историческую, географическую,
социокультурную общность россиян; второй этап – «интроецированной
саморегуляции»
– направлен на повышение уровня самостоятельности и
инициативы студентов на основе общих сценариев диалогического
взаимодействия и освоения ценностно-нормативных образцов поведения в
российском обществе; на третьем – «идентифицированной регуляции»
предусматривается участие обучающихся в исследовательской деятельности,
активное ценностное самоопределение студентов и свободный выбор форм
внеучебной деятельности; на четвертом – «интегративном» этапе – каждый
обучающийся становится субъектом, осознанно и самостоятельно

принимающим решения по ценностно-смысловому выбору, гражданскому самоопределению и активной реализации позитивных социальных практик.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются системным характером его теоретико-методологических
оснований, совокупностью методов исследования, адекватных предмету, цели,
задачам исследования, многообразием исторического, философского,

психологического и педагогического материала исследования.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения

диссертационной работы представлены на научно-практических конференциях:
IV Международной научно-практической конференции «Профессиональное
лингвообразование», г. Нижний Новгород, 2010 г.; II Международной научно-
практической конференции «Вопросы нравственного воспитания в
современном образовании», г. Чебоксары, 2012 г.; IV Международной научно-
практической конференции «Современное образовательное пространство: пути

модернизации», г. Чебоксары, 2013 г.; на Всероссийских Менделеевских чтениях «Образование и культура в контексте развития региона», г. Тобольск,

  1. г.; на Всероссийской научно-методической видеоконференции «От инновации к качеству образования», г. Тюмень, 2011г.; на XXXI Всероссийской научно-практической конференции «Диалог поколений: социально-педагогические ракурсы», г. Санкт-Петербург, 2010 г.; на VIII конференции «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания», г. Москва, 2013 г.; на региональных научно-практических конференциях: «Культурные, политические и социально-экономические проблемы современного российского общества», г. Ноябрьск, 2010 г.; «Духовно-нравственное воспитание молодежи в современной России», г. Новый Уренгой,

  2. г.; «Взаимодействие ветеранских и молодежных объединений в патриотическом воспитании: «Диалог поколений», г. Тюмень, 2012 г.; «Антропологическое осмысление тенденций роста народонаселения Западной Сибири», г. Cургут, 2013 г. Основные положения исследования отражены в 16 публикациях, в числе которых 5 статей в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ, и 1 учебно-методическое пособие.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, библиографического списка из 302 наименований, 7 таблиц, 8 рисунков и приложений.

Исторические аспекты становления российской национальной идентичности в контексте проблем современного образования

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым и являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, актуализируется роль образования в духовно-нравственной консолидации российского общества, в укреплении социальной солидарности, воспитании гражданина и патриота. В Концепции проводится идея, что среди национальных приоритетов главенствующее значение в современных социокультурных условиях приобретает объединение россиян в единую социальную и историко-культурную общность, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности, развитие национальной культуры. Высшей целью образования и современным национальным воспитательным идеалом признается высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Результативность воспитания в личностном развитии определяется авторами как принятие обучающимися базовых национальных ценностей и духовных традиций, а в сфере общественных отношений – осознание себя гражданами России, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; в сфере государственных отношений – активное и ответственное участие в общественной жизни и государственных делах [70, с.8-14].

Под патриотизмом авторы понимают сформировавшуюся позицию верности своей стране, солидарности с ее народом, которая включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, где гражданин родился и рос [70, с. 7]. Они сравнивают российскую идентичность и культуру «со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России», а также оценивают российскую гражданскую идентичность как высшую ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания [70, с. 17].

Другие авторы, например, Ю.Г. Волков [41, с.14], Я.Б. Амиров [7, с.335] и Е.С. Куква [136, с.310], связывают формирование российской идентичности с консолидацией общества и духовной целостностью россиян, их самоопределением в современном мире, с гражданской солидарностью на основе полиэтничности, базисных ценностей общества, принятия «общей исторической судьбы». Знаменательно, что в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» приоритетами государственной политики в области воспитания являются формирование чувства причастности к историко культурной общности российского народа и судьбе России, а также внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности. К основным направлениям гражданского воспитания относятся, прежде всего, создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции и ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; во-вторых, развитие культуры межнационального общения; в третьих, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов. Кроме того, важным признается создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников по формированию российской гражданской идентичности [248].

Таким образом, проблемы патриотизма, гражданской солидарности на основе интеграции и полезного взаимодействия многонациональных культурных традиций в контексте диалога культур требуют специальной разработки теории обучения и воспитания.

Обращение к понятию РНИ вызвано актуальностью и значимостью поиска общей идентичности для россиян, развития чувства долга, ответственности и деятельной любви к Родине. Рассуждая о формировании единой идентичности этносов России, некоторые авторы используют термин «российская национальная идентичность» и «российская гражданская нация» (А.Ю. Шадже и А.А. Хацац), «российская идентичность» или «общероссийская идентичность» (Е.М. Арутюнова, Я.Б. Амиров).

Предмет исследования предполагает изучение таких понятий, как «нация», «российская нация», «этнос», «идентичность», «национальная идентичность», «российская национальная идентичность», «идентификация», «самоидентификация», «столкновение идентичностей», «культурная картина мира», «кризис идентичности», и их оценку в формировании РНИ обучающихся.

Отметим, что в современной социальной теории нация определяется как «идеальная конструкция» людей, верящих в существование объединяющего начала, связанного с представлением о наличии у них общей истории, культуры, языка и «судьбы» [230, с. 160]. В политологии нация (от лат. nation – племя, народ) означает историческую социально-экономическую и духовную общность людей, характеризуемую общностью территории, языка, экономических связей, психологического склада, культуры и самосознания [196, с.342].

Теоретическая модель формирования российской национальной идентичности обучающихся в условиях поликультурного образовательного пространства

Культурологический подход следует применять в отборе содержания учебно-воспитательного процесса, которое способствует формированию общекультурной компетентности обучающихся, их мировоззренческой позиции, так как достижения культуры, отраженные в содержании, переходят в достояние личности и становятся основой ее духовности [228, с. 31, 33]. Ключевую роль содержания посредством организации деятельности сознания по порождению смысла, сознания, управляющего поведением изнутри, переводе знаний в достояние личности, то есть в личностные качества, подчеркивают Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич [32, с.23-30].

Определяющее значение в формировании РНИ в учебно-воспитательной работе имеет личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов), посредством которого обучающиеся включаются в систему общественных связей и отношений: социокультурную и значимую деятельность (например, создание социокультурных продуктов; разные виды общественных движений и акций, например, волонтерское, благотворительное и патриотическое движения «В поддержку «Единой России» с целью формирования активной жизненной позиции обучающихся по отношению к общественно значимым проблемам российского общества.

В соответствии с идеями Л.С. Выготского о личной деятельности ученика в воспитательном процессе, все искусство воспитания должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. В модели сделан акцент на самостоятельной деятельности обучающихся и приобретении ими опыта в исследованиях по изучаемым проблемам, по созданию продуктов социокультурной значимости и единстве теории и практики (обучения и жизни) с целью формирования деятельной стороны патриотизма. «Единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма» [45, с. 82].

Таким образом, применение личностно-деятельностного подхода предусматривает включение обучающихся в активную познавательную деятельность – общение, (само)познание, предметно-практическую и социально значимую деятельность, что дает им возможность самостоятельно открывать для себя знания, способствует выработке обучающимися личностных смыслов.

В условиях поликультурного образовательного пространства общение как деятельность предполагает обучение взаимодействию для обретения обучающимися общероссийской общности, поскольку каждый партнер должен уметь открыться другому в своей подлинной природе, свободными совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Общение как деятельность должно приводить не к стиранию различий, а к «единству многообразия» и гармонии, основанной на глубинной диалектике различия партнеров по общению [110, с.163].

Именно поэтому И.Л. Набок отмечает взаимообогащающую коммуникацию, в которой нет противопоставления этнических идентичностей, но преобладает толерантное отношение к «другому» и знание этого «другого» [170, с.139]. Он останавливается на необходимости единства и интеграции этнической и гражданской (общенациональной) идентичности, достижения «двуединства»: признания себя представителем своего этноса и одновременно гражданином полиэтничной, многонациональной России – представителем скрепленного исторической судьбой общероссийского национального единства [170, с.140]. А.Ф Закирова акцентирует внимание на межконфессиональном диалоге, главным результатом которого становится большее понимание своей, а не чужой традиции [92, с.59].

Для процесса формирования РНИ ключевое значение приобретает овладение (способами) сценариями взаимодействия субъектами поликультурного образовательного пространства. В соответствии с рабочей гипотезой применение герменевтического подхода в процессе формирования РНИ предполагает глубинное понимание личности обучающегося, его чувств, переживаний, специфики мышления и мировоззрения, мотивов поведения, ценностей. Герменевтический подход ориентирует обучающихся на их самоидентификацию с ценностями и нормами российского общества, постижение чувства общности с народами России через текстовое опосредование, коллективную совместную деятельность и интерпретацию этнического поведения, которое понимается как культурное текстовое событие посредством снятия смысловых барьеров взаимодействия и постижение другого.

Реализация лингвокультурологического подхода в обучении иностранному языку способствует более глубокому пониманию национальной культуры через изучение культур народов России и мировых культур. Лингвокультурологический подход «направлен на то, чтобы помочь понять особенности речеупотребления, дополнительные смысловые нагрузки, культурные, исторические, политические и тому подобные коннотации единиц языка и речи» [40, с.30].

В соответствии с моделью процесс обучения необходимо осуществлять при соблюдении принципов обучения и воспитания. Первый – принцип развивающего и воспитывающего обучения (регулирование связи и взаимодействия между овладением знаниями, способами деятельности и развитием обучающихся). Второй – принцип социокультурного соответствия (строить обучение, сообразуясь с природой обучающегося). Третий – принцип сознательности и активности обучающихся. Четвертый – принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения. Пятый – это сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения [90, с.39-46].

Содержание и процедура формирования российской национальной идентичности обучающихся в образовательной практике вуза

Особую эффективность в процедуре формирования РНИ проявляет организация коллективной деятельности обучающихся по формированию навыков интерпретации человеческого поведения как текстового события в контексте этнокультуры обучающегося для нахождения общих российских коллективистских ценностей, их переосмысления в аспекте поиска общенациональной идентичности и постижения другого, исходя из некоторых культурных различий. Моделирование и проигрывание этноситуаций позволят обучающимся вербализовать свою культурную идентичность на основе образцов этноповедения, эмоционально-образного, логико-гносеологического и ценностно-смыслового подходов к предмету изучения.

Герменевтический подход реализуется как вынесение во внешний план и вербализация характеристик идентичности, норм и ценностей, принятых участниками образовательного процесса. Специально организованная воспитательная работа через текстовое опосредование c применением методов сценария, сценарных предписаний (текста как источника сценария для рефлексии и диалога) и ролевых экспектаций (предъявление обучающемуся алгоритма ожидаемого от него поведения для достижения взаимопонимания во взаимодействии) и коллективная совместная деятельность способствуют развитию индивидуального сознания обучающихся, обеспечивая: постижение чувства общности с народами России; самоидентификацию с российскими ценностями и традициями; гармонизацию этнического и гражданского планов самосознания и поведения; развитие чувства долга, ответственности и деятельной любви к Родине.

Чрезвычайно важно отметить, что этикетное поведение и традиции в обыденном сознании присутствуют, как правило, неотрывно от носителя культуры как отдельный (объективированный) феномен, часто провоцирующий его на поспешные ценностные суждения и поступки. Установки, послужившие фундаментом традиции, забываются, уходят в зону иррационального, в итоге человеческое сознание «работает» с так называемой превращенной формой. М.К. Мамардашвили отмечает особенность превращенной формы, отличающей ее от классического отношения формы и содержания. «Форма проявления получает самостоятельное «сущностное» значение, обособляется, и содержание заменяется в явлении иным отношением, которое сливается со свойствами материального носителя (субстрата) самой формы и становится на место действительного отношения. Эта видимая форма действительных отношений, отличная от их внутренней связи, играет вместе с тем — именно своей обособленностью и бытийностью — роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы» [155, с. 247].

На наш взгляд, именно рационализация превращенных форм как чего-то законченного способствует развитию установки на понимание иной культуры, поиску механизмов родственности и сходства в формировании РНИ, поскольку то, о чем человек раньше не задумывался, переходит в рациональный круг знаний и, в конечном счете, позволяет преодолеть барьер в понимании другого. В обучении студентов мы заинтересованы в том, чтобы идентичность, в основном, перешла в сферу рационального, полагая, что это поможет, в частности, в разрешении кросскультурных, этнических и других социальных противоречий.

Таким образом, познание культурных особенностей народов в общегражданском контексте соотносится с логикой герменевтического круга (рассмотрение коммуникативного поведения как части, а культуры, в которой оно функционирует, как целого), в котором понимание участниками образовательного процесса постоянно меняет, углубляет объяснение тех или иных феноменов, откладывает и отменяет конфликт, провоцирует на новый акт познания, обеспечивает взаимопереходы субъективного и объективного, личностного и коллективистского, индивидуального и общественного, этнического и гражданского планов самосознания и поведения.

На интернальном этапе формирования РНИ в процессе учебно-воспитательной работы рекомендуется изучать, что такое «язык доверия», «отзеркаливание», тактика «накопления согласия», тактика «малого разговора», техника подчеркивания общности и значимости партнера по взаимодействию [182, с. 312-320], различные национальные системы жестов [182,с. 97-98].

Алгоритм герменевтического подхода в обучении пониманию себя и Другого целесообразно реализовывать на данном этапе следующим образом: предъявление текста как источника сценария взаимодействия и его обсуждение обучающимися, выделение узловых ценностно-смысловых моментов; подготовка к выполнению практического задания: отбор обучающимися вербального и невербального этноповедения (языка тела, жестов, мимики [279, с.97-98]), трансляция обучающимися социального поведения как «смыслового текста» для интерпретации и осмысления всеми участниками обучения в процессе дальнейшего обсуждения; коллективное обсуждение и оценка «сценарного поведения», его соответствие ожиданиям всех партнеров по взаимодействию, анализ ошибок, допущенных в интерпретации поведения и в воссоздании социокультурного контекста; ознакомление обучающихся со «сценарными предписаниями», предъявленными преподавателем, дальнейшее сравнение их с предложенными вариантами «сценарного поведения»; фиксация понимания поведения как социокультурного феномена и его закрепление в процессе повторения обучающимися согласно «сценарным предписаниям» во избежание ошибок в дальнейшем.

Эффективность процедуры формирования российской национальной идентичности студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза

Процедура обучения общим сценариям взаимодействия на основе механизма зеркального отражения) позволяет акцентировать внимание на национальных достоинствах, этнокультурных особенностях и специфике, найти общее в ценностях, моделях поведения, традициях и обычаях. В данном аспекте особую эффективность проявили специальные методы обучения взаимодействию в поликультурном российском обществе: метод сценариев, сценарных предписаний. Сценарные предписания, в которых присутствуют когнитивные и аттитюдные начала, интерпретируются обучающимися в соответствии с личным пониманием, индивидуальным опытом, личностным восприятием, носят творческий характер. Наш опыт показал, что организованные дискуссии, направленные на коллективное обсуждение мнений или поиск решения проблемы, повышают продуктивность работы в группе, стимулируют индивидуальную свободу, познавательный интерес. Студенты на примере конкретных ситуаций отрабатывают практические умения и навыки ведения диалога с представителями разных этнокультур. Например, «Поделитесь мнением, что нового вы узнали из текста «Гостеприимство народов …..». Что вам нравится в их традициях? Как они отличаются от традиций вашей этнокультуры? Какое предписание вам кажется излишним и, наоборот, какое правило вызывает наибольшее уважение? Что кажется для вас сложным в следовании правилам этикета? Как правила этикета отличаются от вашего реального поведения дома при встрече гостей? Насколько вы следуете правилам этикета гостеприимства? Совпадают ли правила, с которыми вы познакомились, с вашим представлением о гостеприимстве?» Студенты на примере конкретных ситуаций отрабатывают практические умения и навыки ведения диалога с представителями разных этнокультур.

Обучающиеся научились критическому мышлению, компромиссным решениям и доброжелательности, навыкам моделировать собственное ответное поведение в проблемных ситуациях. Как доказала ОЭР, продуктивными являются упражнения «Язык тела» или культурные ассимиляторы на знание правил и особенностей жестикуляции в различных культурах, поскольку основные проблемы, с которыми сталкивались студенты в процессе обучения, касались несоблюдения дистанции при формальном общении; вторжения в личное пространство; излишнего телесного контакта; доминантности в споре и частого прерывания говорящего; интенсивной жестикуляции; длительного взгляда и оценочности в общении.

Так, изучение культурно-специфических особенностей в социальных моделях поведения, связанных с паравербальными и невербальными характеристиками, осуществлялось на учебных занятиях «Психология», «Философия» и «Безопасность жизнедеятельности».

Отметим, что обучающиеся приобрели навыки сдерживания спонтанных эмоций, преодоления смысловых барьеров в общении, а также применения языковых и поведенческих клише для манифестации своих намерений во взаимодействии. Процедура обучения взаимопониманию как важнейшему условию гражданской самоидентификации субъектов образовательного процесса представляет собой первоначальный отбор текстов для ознакомления и систематизации знаний обучающихся о нормах, ценностях, предписаниях этикетного поведения народов России. Ведь именно в текстах содержатся сведения о различных жизненных ситуациях, которые являются основой для сценариев и сценарных предписаний (так называемое «текстовое поведение»), для последующих диалогов, обсуждений того, какие сведения об этикетном поведении следует учесть во взаимодействии согласно культурному контексту.

Каждый обучающийся в группах из 3-4 человек рассказывал о своем способе поведения в предлагаемых обстоятельствах в соответствующей социокультурной среде согласно сценарию, затем некоторыми из них разыгрывалась ситуация взаимодействия, далее происходило коллективное обсуждение всеми участниками соответствия или несоответствия этноповедения ожиданиям партнеров. Дальнейшее ознакомление с предъявленными преподавателем сценарными предписаниями позволило участникам образовательного процесса дать оценку своего поведения и учесть их в итоговой ролевой игре. Интерпретация этноповедения в социокультурном контексте явилась для обучающихся эффективным «стимулом-раздражителем» для актуализации жизненного опыта и оживления связанной с ним системы ассоциативных образов, когда обучающийся помещает себя внутрь социокультурного текстового события, соединяя при этом познавательную и рефлексивную деятельности в процессе диалогического понимания [ 92, c. 198].

Эффективность процедуры проявилась в том, что 76% обучающихся после завершения ОЭР пришли к выводу, что стали более внимательны к другим людям, сдержанны, научились владеть своими эмоциями, выработали тактику и подход в общении, стали выделять в процессе взаимодействия факторы разобщения и факторы объединения, культурно-специфические и общекультурные смыслы. Результаты диагностики также показали, что у 53% обучающихся не выявлена тенденция к конфликтности вовсе, хотя до ОЭР 50% обучающихся были инициаторами конфликтов, из них у 40% в ЭГ отмечается высокий уровень доброжелательности в сравнении с 22% в КГ (методика В.В. Бойко), норма этнического взаимодействия (соблюдение норм, правил, ожидаемого поведения) составляет 77% в ЭГ и 66% в КГ. По окончании ОЭР все обучающиеся отметили, что обучение было полезным, позволило им достигнуть большего взаимопонимания и осознания общности национальных интересов.

Становлению активной гражданской позиции обучающихся способствовало участие в молодежных конвентах, к примеру «Идеи молодежи сегодня – будущее Ямала и России», в молодежных движениях «В поддержку «Единой России», окружных акциях по преодолению расизма, национализма (2011-2013 гг.), целью которых являлась профилактика проявлений ксенофобии и укрепление толерантности в молодежной среде Ямало-Ненецкого автономного округа.