Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) НИКОНОВ Вадим Вадимович

Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века)
<
Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века) Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

НИКОНОВ Вадим Вадимович. Генезис художественно-промышленного образования в регионах бытования народных промыслов (гжельский народный художественный промысел в первой трети ХХ века): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / НИКОНОВ Вадим Вадимович;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет. Официальный сайт www.mpgu.edu].- Москва, 2015.- 234 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Художественно-промышленное образование в Гжели в дореволюционный период .23-49

1.1 Краткая характеристика гжельского промысла второй половины XIX в 23-26

1.2 Образование в Гжели до открытия филиала Строгановского училища .26-33

1.3 Начало регулярного художественно-промышленного образования в Гжельском керамическом районе .33-40

1.4 Учебный процесс в Гжельском филиале (1904 – 1916 гг.) 40-46

Выводы по первой главе 46-49

Глава 2. Художественно-промышленное образование в Гжели в первые годы советской власти .50-87

2.1 Гжельская керамическая школа (профшкола) (1918 – 1924 гг.).. 50-65

2.2 Гжельская керамическая учебная мастерская (1925 – 1926 гг.) 65-76

2.3 Гжельская школа кустарного ученичества (1927 – 1929 гг.)

Выводы по второй главе 84-87

Глава 3. Художественно-промышленное образование в Гжели в годы первых пятилеток 88-119

3.1 Предпосылки открытия Гжельского керамического техникума 88-95

3.2 Начало работы техникума, организация всесоюзных курсов мастеров керамистов (1931 – 1932 гг.) .95-104

3.3 Планы и программы обучения в Гжельском техникуме 104-107

3.4 Организация учебного процесса в техникуме (1932 – 1937 гг.) 107-117

Выводы по третьей главе 117-119

Заключение 120-127

Список сокращений 128

Список литературы 129-143

Образование в Гжели до открытия филиала Строгановского училища

Это, в частности, отразилось в том, что в архивах отложился значительный объем документов, в той, или иной степени, имеющих отношение к теме. Кроме того, в отношении Гжельской школы можно говорить об исследовательской удаче в том смысле, что ее сотрудниками в 20-х годах ХХ века в архив было сдано более 300 двусторонних листов документов, подробно описывающих педагогическую, воспитательную, научную, производственную, экономическую и хозяйственную деятельность школы в первое послереволюционное десятилетие. Что касается материалов по дореволюционному периоду и времени работы Гжельского керамического техникума (1930-е годы), то здесь в архивных материалах наблюдаются существенные лакуны, отчасти восполняемые отрывочными сведениями из иных источников.

По фондам. Сведения о дореволюционном периоде работы Гжельской школы содержатся в обширном фонде Строгановского училища, хранящемся в РГАЛИ. Здесь находится переписка, касающаяся организации филиальных отделений училища в местах развития народных промыслов, проекты уставов и порядка работы рисовальных классов, экономические выкладки и обоснования, а также приказы о назначении преподавателей и распоряжения об открытии филиалов. Ежегодно Строгановское училище выпускало официальный отчет о своей работе. Эти отчеты также хранятся в РГАЛИ, и, благодаря им и удалось восстановить точную картину открытия рисовальных классов в Гжельской округе. В фондах РГАЛИ хранятся документы, описывающие работу рисовальных классов. Наиболее ценными для работы над диссертацией можно считать Устав Гжельской ремесленной мастерской 1909 г. и отчеты преподавателей, командированных в Гжель училищем, так как они содержат информацию об образовательном процессе и методах преподавания. Также в фонде Строгановского училища хранятся личные дела преподавателей Гжельского филиала, так как все они были выпускниками училища и имели звание «ученого рисовальщика». Согласно Уставу, два раза в год ученики рисовальных классов должны были сдавать экзамены руководству училища. По итогам экзамена многие из них удостаивались небольшой денежной премии. Ведомости об этих премиях также находятся в РГАЛИ, и, таким образом, мы имеем представление не только о количестве обучавшихся в филиале детей, но и их пофамильные списки. Это важно, так как многие из закончивших рисовальные классы, впоследствии стали известными мастерами, что говорит о важности художественно-промышленного образования, а также и о его качестве.

Работа филиального отделения в Гжели не могла бы осуществляться без участия местных властей. Эту роль выполняла Бронницкая Земская управа. Некоторые документы, описывающие взаимодействие Управы и Строгановского училища находятся в Центральном историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) в фонде Московского губернского Земства.

Основной массив документов, касающихся первых лет советской власти, сосредоточен в Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО). Наиболее важными представляются материалы, содержащие информацию об открытии Гжельской керамической школы уже в 1918 году. Ценность этого блока документов заключается не только в том, что благодаря им была исправлена кочующая из издания в издание ошибка и установлена точная дата открытия школы после революции, но и в том, что выявлен первый преподавательский состав школы, а также набор преподаваемых дисциплин и учебные планы. Материалы, хранящиеся в ЦГАМО, позволяют полностью восстановить картину учебного и производственного процесса в Гжельской школе в 20-х годах ХХ века в ее развитии. Практически за каждый год сохранились учебные планы и график работы мастерских. Таким образом, выявлен уникальный опыт организации учебы и работы на школьном производстве для детей местных кустарей. И результат такой работы не замедлил сказаться. Уже в 1924 г. группой выпускников Гжельской керамической школы был выполнен ответственный заказ ВХУТЕМАСа по оформлению 2-го дома ЦИК в Москве. Работа была выполнена на самом высоком уровне (сохранилась переписка, где руководство ВХУТЕМАСа в самых лестных выражениях высказывается о работе гжельцев), что прямо указывает на высочайшее качество образования, которое давала школа. Отдельный блок документов относится к производственно-коммерческой деятельности школы, которая, будучи полностью бюджетным учебным заведением, находилась в плачевном экономическом положении в начале 20-х годов. Однако, благодаря хозяйственной сметке директора П.Г. Алешиной и грамотно построенному учебному и производственному процессу, к середине 20-х годов, школа превратилась в экономически процветающее учебное заведение, где преподаватели получали достойную заработную плату, а учащиеся стипендию. При этом иногородние были обеспечены общежитием и все учащиеся – горячим питанием. Опыт работы школы в 20-е годы представляется весьма актуальным сегодня, когда экономические реалии зачастую ставят ряд учебных заведений на грань закрытия.

Период работы керамического техникума 1930 – 1937 г. не оставил, к сожалению, большого количества документов, однако, в архиве ВМДПНИ хранятся отчеты о поездках в Гжельский керамический район специалистов Научно-исследовательского института Художественной промышленности, из которых и было составлено научное представление о работе техникума. Также, необходимо отметить важный документ того периода, хранящийся в ГА РФ. Это описание работы всесоюзных краткосрочных курсов мастеров-керамистов, организованным при Гжельском техникуме в 1932 г. С одной стороны, само наличие таких курсов говорит об уровне образования в Гжели, с другой – о том, что образование в Гжели в 30-е годы становится промышленным и временно утратившим свою «художественную» составляющую. Материалы по курсам содержат ценную информацию по учебным планам, а также по содержанию отдельных дисциплин. Опубликованные материалы, использованные автором при работе над диссертацией, делятся на три категории: работы дореволюционных авторов, монографии исследователей советского и постсоветского периодов, диссертационные исследования.

Учебный процесс в Гжельском филиале (1904 – 1916 гг.)

Как видно из Ведомости, к концу 1924 г. четверо преподавателей уволились (Бромберг С.Г. позже займет другую должность), но в начале 1925 г. на работу были приняты новые преподаватели. Сведения по ним не такие подробные, но анализ полученных разрядов позволяет утверждать, что уровень преподавательского состава не изменился в худшую сторону. Особым образом следует остановиться на Прасковье Григорьевне Алешиной. В списке преподавателей она показана под № 19. Будучи назначенной в школу в 1923 г. на должность политрука, она быстро проявила свои организаторские способности, и осенью 1924 г. была назначена сначала исполняющей обязанности заведующей, а потом и заведующей Гжельской керамической школы. За неполные три года, которые она занимала эту должность, в школе произошли значительные положительные перемены. На момент назначения Прасковьи Алешиной в Гжель ей было всего 24 года. В архиве литературы и искусства хранится личное дело Алешиной как студентки Строгановского училища. В деле имеется выписка из метрической книги, где указан год ее рождения – 1899 [19, Л. 6]. Известно, что она неоднократно поступала в Строгановское училище, но в силу ряда причин сразу окончить его не смогла. В 1918 г. Параскева Алешина, ученица второго класса художественно ремесленных мастерских, становится членом Союза РАБИС (работников искусств), позже переименованного во ВСЕРАБИС (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств). В 1921 г. Алешина командируется Сухиническим Укомом (уездным комитетом Партии) на учебу во ВХУТЕМАС на керамический факультет [15, Л. 17, 44]. Так она достигла давно желанной цели и стала, наконец, студенткой вуза, преемника Строгановки. Датой поступления указан 1922 год [16, Л. 67]. Будучи студенткой, Параскева в 1923 г. становится секретарем Предметной комиссии ВХУТЕМАСа и в этом же году назначается на работу в Гжельскую керамическую школу на должность политрука, о чем имеется запись в уже неоднократно упоминавшейся «Личной штатной ведомости» профшколы.

В 1924 г. Прасковья Григорьевна Алешина – член Коммунистической партии, студентка 3-го курса ВХУТЕМАСа, заведующая Гжельской керамической школой [75, Л. 2]. Приступив к работе в Гжели, Прасковья Григорьевна все свои силы и время отдает организации работы керамической школы.

Учебная работа. В первые годы Советской власти смена экономических моделей, приоритетов в направлении развития страны отражалась и на общественной, и на хозяйственной сторонах деятельности. Конечно, такая область, как образование, и тем более, профессиональное образование, не могла оставаться в стороне. В Гжельской профшколе часто изменялись учебные планы и программы, каждые из которых отражали новые веяния в политическом и (или) экономическом курсе страны.

Администрации школы приходилось постоянно быть готовой к тому, что содержание образования может быть перекроено, и хорошо, если директивы придут в летний период, когда есть время для подготовки соответствующих изменений и перераспределения учебных часов между преподавателями. Но часто бывало, что требования вышестоящего органа – для Гжельской школы им был МОНО (Московский отдел народного образования) – доводились до сведения школы в середине учебного года, и это не служило оправданием для неисполнения или даже задержки исполнения указаний.

Учебный план Гжельской керамической школы 1918 – 1922 гг., представлявший собой синтез учебного плана земской школы с планом «строгановских» рисовальных классов, постоянно менялся. В архивах об этом сохранились весьма отрывочные сведения. Более или менее законченный вид учебный план приобрел лишь к 1923 – 1924 учебному году, но и тогда он подвергался неоднократной корректировке (см. Приложение 17). Следует отметить, что до осени 1924 г. обучение в Гжельской профшколе была четырехлетним. Переход на трехлетнее обучение произошел в ноябре 1924 г. и повлек за собой значительные изменения в учебном плане. Летом 1924 г. вырабатывается и утверждается учебный план, который фактически явился первой довольно устойчивой моделью, на базе которой строились все учебные программы, по крайней мере, в течение семи последующих лет. В архиве сохранился и сам план, и некоторые его варианты, благодаря чему есть возможность проследить его «в развитии», а также увидеть, какие перестановки в учебных часах и дисциплинах приходилось производить администрации.

Учебные планы, по которым проводилось обучение, состояли из двух частей. В первой указывались теоретические дисциплины, а во второй – распределение часов практических занятий в трех мастерских, организованных при школе: модельерной, точильной и живописи по фарфору. Первоначальный план по теоретическим дисциплинам был сверстан еще летом 1924 г., однако в ноябре 1924 г. МОНО утвердил новый учебный план (см. Приложение 18)., согласно которому от всех профшкол требовалось перераспределить часы между теоретической и практической частью плана в пользу практической. Об этом директор Алешина сообщила школьному Совету на его заседании 30 ноября 1924 г. [124, Л. 29].

В 1923 г. Гжельская школа впервые произвела набор учеников из детских домов в количестве, многократно превышающем число местных детей. Согласно свидетельству П.Г. Алешиной, соотношение это было таким: 80% – детдомовских и 20% – детей местных крестьян и кустарей [39, Л. 108]. В силу ряда причин, главной из которых было отсутствие необходимого количества мест в производственных мастерских, на учебу были приняты те дети, которые оказались более подготовленными по общеобразовательным предметам. Весь набор зачислили сразу во второй класс. При сокращении числа лет обучения до трех, они, фактически должны были бы пройти весь 4-х летний курс за два года (см. Приложение 19).

Гжельская керамическая учебная мастерская (1925 – 1926 гг.)

С момента открытия техникум не испытывал недостатка в студентах, число которых неизменно росло. Техникум вел научно-экспериментальную работу, результатом которой становились разработки современных технологий, создание новых образцов художественной керамики. Экспериментальная лаборатория, пока она находилась в ведении техникума, вызывала исключительно положительные отзывы, и, напротив, после ее передачи в ведомство Москерамстеклосоюза, подверглась серьезной критике.

Потребность в специалистах по технической керамике была велика, и в 1932 г. при Гжельском техникуме открываются всесоюзные краткосрочные курсы для подготовки мастеров-керамистов. Чрезвычайно показательным является тот факт, что всесоюзной базой для ускоренного обучения керамистов стал именно Гжельский техникум. В других регионах достаточно успешно работали подобные образовательные учреждения (по крайней мере, в Москве и в Ленинграде), предприятия и артели по выпуску керамической продукции. Но керамической школы, в широком понимании этого слова, то есть образовательного учреждения со своей историей, уникальным опытом и традициями, со своей производственной базой, с блестящим преподавательским составом, подобной Гжельской, не было во всей стране. Таким образом, руководство страны и отрасли, выбирая Гжель в качестве основной учебно-производственной базы, отдавало должное местной керамической школе, оценивало ее как лучшую по качеству профильного образования, признавало за ней первенство в масштабах всего государства. Только такими соображениями можно обосновать целесообразность реализации достаточно дорогостоящего проекта по открытию всесоюзных краткосрочных курсов на базе Гжельского керамического техникума.

Техникум проработал недолго, согласно имеющимся документам, в 1937 г. он был переведен в Ленинград. Несмотря на это, можно утверждать, что в довоенные годы техникум со своей задачей справился, организуя постоянный, пусть и недолгий, выпуск мастеров-керамистов, так необходимых для интенсивного развития промышленности в СССР. Потребность в специалистах, которых готовила Гжельская школа ощущалась и после перевода техникума в Ленинград, и уже в 1944 г., еще до окончания Великой Отечественной войны, Гжельский керамический техникум был вновь открыт как силикатно-керамический техникум, чтобы уже не закрываться вплоть до сегодняшнего дня.

Определяющее влияние на содержание художественно-промышленного образования оказывали как социально-экономические, так и идеологические факторы. В дореволюционный период в Речицком филиале преподавались исключительно художественные дисциплины. Выпускаемые художественные изделия соответствовали ценностям самодержавного государства, к которым можно отнести православие, патриотизм, патриархальность и др. В первой половине 1920 гг. в структуре теоретического обучения художественные дисциплины занимали всего 20% учебного времени, общеобразовательные предметы (с углубленным изучением физики и химии) – 70% и около 10% отводилось на политическую грамоту. Более 50% учебного времени студенты работали в мастерских. К концу 1920 гг. доля художественных дисциплин стала еще меньше, при этом увеличилось число технических предметов и практических занятий. Учебные планы керамического техникума (1930 – 1937) показали сокращение практических занятий и существенное (до 20%) увеличение политических дисциплин. На смену художественным образам, характерным для монархического периода Гжельской школы, пришли произведения, отражающие завоевания революции.

Уровень подготовки выпускников Школы был традиционно высоким. Согласно дореволюционным отчетам, по итогам Рождественского и Пасхального экзаменов практически все учащиеся получали премии администрации

Строгановского училища. Несмотря на трудные послереволюционные годы, качество художественно-промышленного образования в Гжели не ухудшилось. Об этом свидетельствуют доклады члена худсовета НИИХП Б.Н. Ланге, а также 126 оценка, данная руководством ВХУТЕМАСа работе учащихся Гжельской керамической школы при оформлении 2-го дома ЦИК СССР. О высоком уровне подготовки специалистов в годы первых пятилеток, доверии к преподавательскому составу свидетельствует факт организации в 1932 г. при Гжельском керамическом техникуме Всесоюзных курсов мастеров по гончарной промышленности. IV. Гжельская художественно-промышленная школа в рассматриваемый период являлась научным, экономическим и просветительским центром района. Научная деятельность Школы по исследованию местных глин была высоко оценена на уровне Моссовета, по указанию которого силами учащихся и преподавателей проводились соответствующие изыскания. Экономическая деятельность Школы заключалась, прежде всего, в организации собственного производства изделий художественной и технической керамики, на котором были заняты десятки рабочих из числа местных жителей. Кроме того, преподавательский состав школы успешно осуществлял просветительскую деятельность на территории Гжельской волости, организуя лекции и кружки для населения по различным отраслям знаний, включая чтение, письмо, санитарию и гигиену.

Можно утверждать, что в генезис художественно-промышленного образования в Гжели большой вклад внесли такие выдающиеся деятели российской, советской культуры и искусства как директор Строгановского училища Н.В. Глоба, академик Императорской Академии художеств; Б.Н. Ланге, скульптор, художник-керамист, член Союза деятелей прикладного искусства, члена худсовета НИИХП, преподаватель ВХУТЕМАСа; Е.В. Монахов, художник, мастер-керамист, руководитель керамической мастерской Строгановского училища. Долго и плодотворно в Гжельском филиале, а затем в Гжельской керамической школе работали выпускники Строгановского училища В.П. Трофимов (1901 – 1904 гг.), П.Г. Смирнов (1904 – 1916 гг.), Х.Г. Монахов (1920 – 1935 гг.), другие художники и педагоги.

Планы и программы обучения в Гжельском техникуме

Недельные часы исчисляются на 1-й год – 18 теоретич./ 28 практич. часов, на 2-й год – 22/24, на 3-й – 16/30, и на 4-й – 12/34 часа.

Занятия проводятся в две смены, две группы занимаются с 8 до 12-ти часов дня, а одна группа с 1 ч. до 4-х дня. Увязка теоретических часов с практическими занятиями в мастерских существует, но недостаточная из-за отсутствия соответствующих заказов, носящих случайный характер.

Метод преподавания преимущественно лекционный. По некоторым дисциплинам преподавание ведется также в форме бесед, имеется также попытка перейти к семинарскому методу. Лабораторный не может быть осуществлен из-за отсутствия кабинетов и самых необходимых пособий» [2, Л. 131 об.].

Помимо теоретических занятий, все ученики проходили производственное обучение в мастерских школы, причем обучение проводилось в процессе выполнения реальных заказов, которые школа получала со стороны. Ассортимент изделий был весьма широк – до 60 наименований. Условно их можно было разбить на следующие группы:

Качество выпускаемых изделий было признано комиссией «приличным» и «успешно конкурирующим с изделиями артелей и кустарей». Здесь уместно задаться вопросом: какие артели имели в виду члены комиссии, если двумя страницами ранее они утверждали, что в районе артелей нет?

Далее в отчете указывалось, что на школьном производстве, кроме учеников, работают также наемные рабочие, причем в количестве 64 человек. Среди них не менее 50% составляют выпускники школы. Трудовая дисциплина в мастерских налажена.

Отдельное внимание комиссия обратила на взаимоотношения школы и местных жителей: «Попытка завязать отношения с кустарями оканчивается неудачей, оторванность от кустарей района полная, население изолировано от школы, от ее жизни и участия в работах школьного совета не принимают. Доступ граждан в школу возбраняется; с местными парт. и проф. органами нет контакта, часто на этой почве возникают разногласия. В школе нет соответствующих газет и журналов. Отношение как крестьян и населения, так и кустарей к школе пока отрицательное» [там же].

На основании изложенных фактов комиссия сформулировала выводы и предложения по повышению эффективности работы школы. Следует особо отметить одно из них как наиболее важное для всей последующей истории образования в Гжели: «Исходя из целевой установки школа имеет следующие отделения: – Фарфорово-фаянсовое – Майолико-декоративное – Майолико-строительное. Из трех указанных отделений, майолико-строительное находится в стадии организации, наибольшее применение имеет фарфоровое отделение, работающее на привозном материале, производство, как таковое нераспространенное в районе. Школа для выполнения своей целевой установки должна перейти на производство продукции из местного сырья, имея следующие отделения:

В связи с этим фарфоровое отделение подлежит постепенному сокращению» [2, Л. 133]. Из трех существующих направлений работы школы два могут быть условно названы «художественно-промышленными» и одно, находящееся в стадии организации, – «промышленным». Комиссия МОНО рекомендовала оставить только одно «художественно-промышленное» отделение – майолико декоративное, при этом сократить фарфоровое отделение. Таким образом, в ноябре 1926 г. Гжельская керамическая школа кустарного ученичества являлась учреждением художественно-промышленного образования, однако начал формироваться новый курс е развития – от художественно-промышленного образования к промышленному.

Весной 1927 г. в системе Наркомпроса принимается решение о передаче школ кустарного ученичества Московской губернии из ведомства Московского отдела Народного Образования в соответствующие Уездные отделы. Таким образом, основным событием 1927 г., если не считать назначения нового заведующего (Медведева Т.М. вместо Алешиной П.Г.), стало переподчинение школы Бронницкому уездному отделу народного образования. На работе школы это принципиально не отразилось, за исключением того, что по причине различных финансовых возможностей Московского и уездного отделов народного образования, стипендия учащихся школы сократилась с 12-ти до 8-ми рублей [135, Л. 5]. Попытка преобразования школы в семилетку. В 1928 г. над школой нависла угроза очередной реорганизации, куда более серьезной, чем все предыдущие. Впервые за все время существования школы стал серьезно обсуждаться вопрос о ее закрытии и создании на базе школы общеобразовательной семилетки. Инициатором преобразования ГКШКУ в семилетку выступил Бронницкий отдел народного образования. Дело было настолько серьезным, что для выяснения обстоятельств в Гжель в марте 1928 г. приехал инспектор Москопрофобра А.А. Монахов (сведениями о том, состоял ли он в родстве с Речицкими Монаховыми диссертант не располагает). Он принял участие в совещании Речицкой Волпартячейки ВКП(б) по вопросу «о дальнейшем существовании школы». Именно так вопрос формулировался в повестке дня [35, Л. 30–30 об.]. Ознакомившись с положением дел, инспектор Монахов сделал следующие выводы: что школа имеет вполне удовлетворительные помещения для занятий, что оборудование кабинетов слабо, что уровень преподавания может быть поднят на должную высоту при небольших затратах и усилиях, что наблюдается существенное улучшение в постановке учебного и хозяйственного дела по сравнению с предыдущим годом (отсюда можно сделать вывод, что инспектор Монахов побывал в школе и в прошлом, 1927 г., но его отчет в архиве не сохранился), что школа имеет выраженную тенденцию развиваться, что завод работает безубыточно, что работа постепенно переводится на местное сырье, улучшаются методы обучения, развертывается кружковая работа и т.д.