Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Демидова Светлана Борисовна

Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов
<
Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Демидова Светлана Борисовна. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Рязань, 1999 194 c. РГБ ОД, 61:00-13/74-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ 15

1. Становление гуманистических идей (историко-теоретический анализ) 15

2. Гуманистические приоритеты в подготовке будущего учителя начальных классов 50

3. Модель личности учителя-гуманиста как системообразующий фактор в процессе подготовки учителя начальных классов 69

Глава II. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ 91

1. Содержание и структура готовности учителя начальных классов к гуманизации обучения и воспитания 91

2. Технологии формирования личности будущего учителя-гуманиста и их использование в учебно-воспитательном процессе в вузе и школе 121

Заключение 155

Литература 160

Приложения 169

Введение к работе

Перемены, происходящие в социально-экономической жизни нашего общества, диктуют кардинальные изменения в духовно-нравственном облике людей. Государственная политика в области образования и воспитания постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Гуманизм в современных условиях является методологическим основанием образования и воспитания, нравственной основой формирования личности. В современном мире растущий человек все чаще обнаруживает реальную возможность самостоятельного выбора способов поведения, форм общения, источников мировоззрения. В этой связи гуманизм характеризует ценностные аспекты образования как общественного явления. Гуманизация может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования. Вместе с тем, гуманистическое образование — это сердцевина национальных и общечеловеческих ценностей. В настоящее время гуманизация образования составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих, гуманных отношений между ними в целостном педагогическом процессе.

Гуманизация образования призвана оптимизировать взаимодействие личности и социума, обеспечивать их наиболее эффективное развитие. Она направлена на создание такого содержания, форм и методов обучения воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка — его познавательных процессов, личностных качеств, создание таких условий, при которых он захочет учиться. Если в недавнем прошлом акцент был в значительной степени смещен в сторону доминирующей роли социума, то в настоящее время имеет место явный перекос в сторону приоритета индивида.

Парадигма гуманистической педагогики опирается на мощную гуманистическую педагогическую традицию, уходящую своими корнями в глубь веков и связанную с ориентацией на любовь, уважение и внимание к детям, с попытками построить образовательно-воспитательный процесс, исходя из природы ребенка и из его интересов (Я.А. Коменский и его принцип природосообразности). Особое значение для ее становления имела теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо, идеи и опыт «Свободного воспитания» (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, А. Нейл| С. Фор и др.), «Гуманистическая психология» К. Роджерса, теоретическая и практическая деятельность И.Г. Песталоцци, Я. Корчака, Л.Н. Толстого, В.А. Сухо-млинского, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили. Гуманистическая педагогическая традиция неразрывно связана с развитием человекознания, опирается на него, черпает в нем свою веру в возможности ребенка, в его внутренний потенциал, использует данные антропологии для конструирования средств воспитания и образования. Так, одной из предпосылок и условий «педоцентристской революции» конца XIX - начала XX веков, которая сыграла выдающуюся роль в развитии гуманистической педагогики, стал наряду с целым комплексом социальных причин, прорыв в психологии, позволивший значительно уточнить представления о природе детской психики и механизмах ее развития.

Становление парадигмы гуманистической педагогики (понимаемой как целостная совокупность определенных теоретических положений и способов их реализации, принципиальных для сообщества ученых (педагогов и учителей) охватывает длительный период времени и завершается лишь в последнее десятилетие нашего столетия. Это обусловлено состоянием педагогического знания и человековедения в целом, характером воспитательно-образовательной практики, а также уровнем развития общества, его проблемами и возможностями.

Сама парадигма гуманистической педагогики, отражая многие черты и особенности тенденций всемирного педагогического процесса и процес-

са исторического развития общества в целом, является по преимуществу продуктом западной цивилизации. Именно на Западе зародились и получили развитие традиции, связанные с осознанием и практическим воплощением в различных сферах общественной жизни свободы каждого отдельного человека, автономности и самостоятельности его личности, признания за ним права на индивидуальность, независимость и самодеятельность. Эти подходы ясно обозначились в древней Греции и уже тогда оказали заметное влияние на педагогику [См, 76. С. 15-18.]. Наиболее интенсивное развитие и практическая реализация названных подходов, в том числе и в педагогической сфере, начались по мере воплощения в жизнь идей Просвещения, идеалов универсальных прав человека: свободы и равенства. Разрешение противоречий между распространенным характером всеобщих прав человека и конкретными чертами определенного социума и индивида в нем пошло в странах Запада по пути утверждения буржуазных отношений с присущими им частной собственностью, правовым государством и гражданским обществом. В конце XIX столетия, когда в результате промышленного переворота во всех развитых странах Запада возникло общество индустриального типа, «педоцентристская революция» в педагогике поставила вопрос образовательно-воспитательного процесса ребенка. Была сделана серьезная заявка на то, чтобы в массовой педагогической практике и массовом педагогическом сознании преодолеть традиционно господствовавшие установки, получившие в то время наиболее полное воплощение в гербатианстве. Именно в конце XIX - начале XX веков на базе идей «свободного воспитания» возникла образовательная педагогика «свободной школы». Однако «Свободная школа» создававшаяся в эпоху развития общества, идеологически опиравшаяся на лозунг «свобода, равенство и братство», не имела еще в то время реальной базы для массового внедрения, В начале XX века не хватало также и психологических знаний. Гражданское общество еще не могло доминировать над государством. Мораль «Свободной школы», как отражавшая вполне реальные тенденции разви-

тия воспитания и образования, с точки зрения массового внедрения была утопична и существовала лишь в теории и на уровне эксперимента, опиравшегося на энтузиазм и подвижничество выдающихся педагогов [20. С, 17-24.]. В XX веке правильность древней истины, гласившей, что «человек есть мера всех вещей», стала очевидной как никогда ранее. Огромный потенциал, накопленный обществом за его многотысячелетнюю историю, в нашем столетии неожиданно восстал против своих творцов. Мировые войны и массовый геноцид, атомная угроза и экологические катастрофы, тупики сайентизма и кризис образования — вот лишь некоторые черты цивилизации XX века, так гордящейся достижениями демократии и научно-технического прогресса и небывалым уровнем материального производства. В этих сложных противоречивых условиях именно человек становится действительной мерой всех вещей, высшей непререкаемой ценностью, альфой и омегой общественного прогресса, его целью, смыслом, критерием, движущей силой и конечным результатом.

Современная цивилизация движется от постиндустриального к информационному обществу. Осмысление этого феномена позволяет сделать вывод о том, что социум, в котором находится индивид, теперь будет пребывать в состоянии непрерывного изменения. Чтобы достойно жить в таком мире, человек должен стремиться к возможно более полной самореализации своей личности, достигаемой на основе ее предварительной самоидентификации и самоопределения. Если раньше кризис образования носил институционалистский характер, требуя приспособления деятельности школы к конкретным общественным потребностям, то теперь кризис образования носит личностный характер. На повестку дня перед воспитательно-образовательными учреждениями общества (а прежде всего перед школой) становится задача помочь личности обрести свое подлинное «Я», сформировать механизм самозащиты от постоянно меняющегося динамического мира, который эту личность формирует [42].

В этих условиях происходит перемещение устремленности педагогического идеала от социально-ориентированной (конструирование нового человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели образования к антропоориентированной (конструирование нового человека для самого человека и только опосредованно для общества). При этом как бы происходит перенос акцента с подготовки к служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбы общества и готовности придти на помощь, что неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанных с признанием самоценности личности, формирования ее самоопределения и саморазвития, В настоящее время все более набирает силу тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношениях между учителем и учеником с объектно-субъектных на диалоговые субъектно-объектные, что предусматривает стимулирование максимально полной самореализации каждым воспитанником своего потенциала при интеллектуально-духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятные условия. Происходит акцентирование внимания на глубоко интимных, самобытных особенностях детей, их внутренних душевных качествах в отличие от предшествующей ориентации на унифицированную сощшлизацию личности, в определенном смысле нивелирующей ее индивидуальность. Заметно возрастает бережное отношение к приватной, уединенной сфере человеческой души.

Общество не только улавливает эти процессы в образовании, но и понимает, что они соответствуют его коренным интересам. Оно имеет возможность на нынешнем этапе своего развития обеспечить их материально. Указанные тенденции характерны для всемирного историко-педагогического процесса в целом на его современном этапе, что подкрепляется усиливающейся интеграцией традиций различных цивилизаций во всех сферах общественной жизни. Следует особо подчеркнуть, что гуманистическая педагогическая традиция, возникшая на Западе, уже с конца

прошлого столетия активно пытается преодолеть некоторые существенные недостатки, присущие педагогике этой цивилизации, например, излишний интеллектуализм, опираясь в том числе и на опыт культур Востока.

Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманизации воспитания и образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Наблюдается возвращение к духовному творчеству гуманных начал бытия, культивирование в людях ценностей гуманистической педагогики, назначение которой — поиск путей эффективного развития в человеке его истинно гуманных качеств. Необходимость изменения позиции учителя, ориентация его на гуманистические общечеловеческие ценности и адекватный им стиль педагогической деятельности выдвигает задачу переосмысления содержания подготовки учителя в педагогическом вузе на основе гуманистических приоритетов. Особенно важно начинать эту работу с подготовки учителей начальной школы. Совершенствование подготовки будущих учителей с учетом гуманизации учебно-воспитательного процесса продуктивно разрабатывается многими исследователями (Б.К. Адырхаевой, Ш.А. Амонашвили, О.Ф. Аникиной, Е.В. Бондаревской, А.Б. Орловым, СВ. Панюковой, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновым, Н.Е. Щурковой и др.). В ряде вузов страны (МПГУ, РПТУ (г. Санкт-Петербург), Барнаульском, Тульском, Рязанском, Самарском госпе-дуниверситетах и др.) ведется экспериментальная работа по внедрению новых форм и методов подготовки студентов к гуманизации образования и воспитания и созданию комфортной гуманитарной среды в вузе и школе.

В настоящее время первостепенной задачей педагогического образования и воспитания становится повышение гуманистической культуры учителя, приобретение им нового педагогического мышления на гуманистической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания. Несмотря на широкий круг работ по проблемам гуманизации образования и обучения (Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Ахматов, М.К. Берулава, Ю.Г.

Волков, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, З.И. Калмыкова, В.А. Кан-Калик, А.А. Кочетова, В.Г. Кортнев, М.И. Мухин, О.А. Митрошенков, Н.Д. Никандров, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.), до сих пор в педагогической науке не создано целенаправленной системы подготовки учителя начальных классов на основе гуманистических приоритетов, нет и специальных исследований, посвященных проблемам гуманизации подготовки учителей начальных классов. В докторской диссертации Е.Н. Шил-кова рассмотрены «Теоретические основы гуманистического педагогического образования», которые являются методологической основой педагогики учителя-гуманиста. В работе Воздухова В.П. «Формирование гуманистической направленности студента — будущего учителя как социально-педагогическая проблема» анализируются проблемы направленности в подготовке учителя; в кандидатской диссертации Заника Л.В. «Становление гуманистической педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования» показаны пути формирования педагогической позиции учителя; аспекты гуманистических приоритетов в подготовке учителей начальных классов рассматривались в данных исследованиях лишь частично. Все это и определило тему нашего диссертационного исследования: «Гуманистические приоритеты в подготовке будущего учителя начальных классов».

Объект исследования — процесс подготовки будущего учителя к гуманистической деятельности.

Предмет исследования — гуманистические приоритеты в подготовке будущего учителя начальных классов.

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение основных приоритетов гуманистической подготовки будущего учителя начальных классов.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

— обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-
методологическую основу исследования;

выявить и раскрыть сущность гуманистических приоритетов в подготовке учителя начальных классов;

разработать содержание, структуру и особенности подготовки учителя начальных классов на основе гуманистических приоритетов;

определить педагогические условия эффективной подготовки студентов к гуманистическое образованию и воспитанию учащихся;

разработать практические рекомендации по совершенствованию подготовки учителя начальных классов на основе гуманистических приоритетов.

Гипотеза исследования сводится к следующему. Процесс подготовки учителя начальных классов на основе гуманистических приоритетов оказывается эффективным, если:

выявлены приоритеты гуманистической подготовки учителя начальных классов;

у студентов формируется позитивная установка на осуществление гуманистического обучения и воспитания младших школьников;

в содержание психолого-педагогических дисциплин включаются курсы по выбору, дополнительные разделы о гуманистических приоритетах, гуманистическом образовании и воспитании в начальной школе;

при построении учебного процесса в вузе применяются активные методы обучения (создание проблемных ситуаций, организация диспутов на семинарских занятиях, использование тренинговых технологий, выполнение в ходе педагогической практики специально разработанных заданий;

создана комфортная среда отношений и общения всех субъектов педагогического процесса,

Методологической основой исследования является учение о гуманизме как основе сущностей человека и человеческой жизни, совокупности

общечеловеческих ценностей, детерминирующих формирование личности индивидуума и определяющих в конечном итоге его поведение и положение в обществе.

Теоретическую основу исследования составляют положения трудов известных философов, педагогов и психологов, определяющие процесс личностного становления и профессиональной подготовки учителя и разрабатывающие проблемы гуманистического воспитания и образования (Ю.П. Азарова, Г.И. Аксеновой, Г.С. Арефьевой, СИ. Архангельского, М.А. Бейтош, Р. Бернса, Е.Н. Белозерцева, Л.С. Выготского, О.С. Газман, А.А. Дергача, О.А. Казанского, И.С. Кона, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, М. Монтеня, Т. Мора, Л.М. Митиной, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, СЯ. Харченко и др.).

Решение поставленных задач и проверка гипотетических предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, диагностические методы (тестирование, анкетирование, экспертные оценки), пракси-метрические (анализ продуктов педагогической деятельности, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта), экспериментальные (констатирующие и развивающие эксперименты), методы статистической обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования были Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина (РГПУ), Спасский педагогический колледж (СПК), средние школы № 39, № 16, № 14 г. Рязани. Основная исследовательская работа проводилась в РГПУ. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе (1995-1996 гг.) был осуществлен теоретический анализ и дана оценка современного состояния проблемы исследования в теории и практике педагогического образования и воспитания, определены цели и задачи, гипотеза исследования, его основные параметры и ожидаемые результаты, раз-

работана программа экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент. На втором этапе исследования (1996-1997 гг.) проводился формирующий эксперимент, были подготовлены и апробированы программы. Разработаны практические рекомендации по гуманизации образования и воспитания будущих учителей начальных классов. На третьем этапе (1997-1999 гг.) были уточнены результаты формирующего эксперимента, систематизированы и апробированы научно-методические рекомендации, проведено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основе теоретического анализа и изучения практического состояния проблемы дано определение гуманистических приоритетов, разработана модель учителя-гуманиста, определено содержание профессиональной подготовки учителя-гуманиста начальной школы, выявлены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса подготовки учителя на основе гуманистических приоритетов, разработана и апробирована авторская программа и вариативная педагогическая технология подготовки учителя-гуманиста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе разработаны и внедрены методические рекомендации, учебные программы, спецкурсы, спецсеминары, курсы по выбору, раскрывающие содержание, формы и методы гуманизации процесса воспитания и образования в вузе и школе. Результаты исследования были рекомендованы для использования в системе профессиональной подготовки учителя-гуманиста. На защиту выносятся следующие положения:

  1. гуманистические приоритеты в подготовке учителя представляют собой общечеловеческие ценности, которые выступают как социальные ориентиры, приобретая основополагающее значение в гуманизации педагогического процесса;

  2. готовность учителя начальных классов к осуществлению гуманистического обучения и воспитания представляет собой личностное обра-

зование, в основе которого лежит система гуманистических качеств и отношений, профессионально-ценностных ориентации, знаний и умений, обеспечивающих функционирование его психолого-педагогических технологий;

  1. подготовка учителя начальных классов на основе гуманистических приоритетов реализуется посредством следующих педагогических условий: формирование у студентов психологической установки на творческую индивидуальность каждого ученика, расширение их круга научных представлений об индивидуально-типологических различиях учащихся начальных классов, обогащение нормативных психо л ого-педагогических курсов спецкурсами и спецсеминарами по проблемам гуманистической педагогики, вооружение студентов опытом самостоятельной профессиональной деятельности на основе гуманистических приоритетов;

  2. содержание профессиональной подготовки современного учителя-гуманиста реализуется при помощи новых педагогических технологий.

Апробация результатов исследования проходила во время работы ряда международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференций (Рязань, 1999 г., Йошкар-Ола, 1998 г., Тула, 1998 и 1997 гг., Рязань, 1995 г.). Основные положения диссертации отражены в 17 тезисах и статьях, опубликованных в межвузовских сборниках научных трудов и материалах названных конференций. Опубликована (в соавторстве) программа курса по выбору «Педагогика гуманизма» (1998 г.) и учебное пособие для студентов «Педагогические технологии в деятельности учителя начальных классов» (1999 г,)- Диссертант принимала участие в работе городского информационно-диагностического центра (ГИДЦ) — курировала переподготовку учителей начальных классов, участвовала в семинарах и организации и проведении городских конкурсов «Учитель года», а также в работе педагогических лабораторий на базе СПК и школ № 16, N 39, № 14 г. Рязани. Разработанные диссертантом учебные программы и пособия используются в учебном процессе на различных факультетах РГПУ и СПК.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается теоретической, философской и методологической базой исходных позиций исследования, адекватностью методов исследования его логике и задачам, подтверждением результатов исследования опытно-экспериментальным путем.

Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Становление гуманистических идей (историко-теоретический анализ)

Проблемы человека, гуманизма и воспитания поистине вечные. Они проходят через всю историю гуманитарного знания и сохраняют актуальность в современной педагогической науке. Пристальное внимание современного общества к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Подготовка учителя на основе гуманистических приоритетов является актуальной и значимой проблемой, стоящей перед высшей школой. Ее успешное решение предполагает, в первую очередь, определение ведущих положений, основываясь на которых можно построить научно обоснованный процесс подготовки студентов к педагогической деятельности.

Для решения этой проблемы необходимо проследить, как она решалась в теории и практике образования на протяжении всего периода развития педагогической науки. Изучение наследия наиболее выдающихся педагогов прошлого служит основой для глубокого понимания сути проблемы, а также для совершенствования системы подготовки учителя наччальных классов на основе гуманистических приоритетов.

Гуманизм (от лат. — Humanus — человеческий) — принцип мировоззрения (в том числе и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества [П]. Первое упоминание о гуманизме как учении мы находим в трудах древних философов. Гуманистическая направленность, обращенность к человеку, социально-этическим проблемам характерна для таких мыслителей, как Конфуций, Сократ, Протагор, Эпикур, Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан и др. Так, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что назначение человека — привести мир к совершенству, гармонии и к вершине этой гармонии мир идет через человека. Сократ в своих трудах отмечал, что высшим идеалом нравственности является добродетель. Источником нравственных поступков Сократ считал самопознание, с помощью которого человек проникает в сущность своего характера и освобождается от дурных наклонностей [166]. Обобщая высказывания философов античности, можно сказать, что суть гуманизма в их понимании сводится к человеколюбию, вниманию к личности ребенка, воспитание у него таких качеств, как благородство и стремление к свободе личности. Первые гуманистические педагогические идеи находят свое отражение и становятся приоритетными в концепциях воспитания древнего мира и античности, утверждающих принцип всестороннего и гармоничного развития. Особую ценность среди наследия античных мыслителей имеет идея о природосообраз-ном воспитании, согласно которой педагог призван учитывать заложенные природой в ребенке жизненные силы и стремление к познанию мира, деятельности и развитию, всемерно способствуя проявлению этих сил.

Так, Эпикур (341-270 г. до н.э.) считал, что «человек не должен быть игрушкой судьбы. Чем лучше человек познает законы происходящего, тем с большей свободой он может выбирать способ действия и лучше устраивать свою жизнь». Продолжил и развил эту мысль римлянин Квинтилиан (42-118 гг. н.э.): «Ум, которому свойственна свобода, становится бодрее» [6. С. 57].

В средневековье, в условиях религиозного засилья зарождается новое направление культуры, получившее название гуманизма. Его лозунгом становятся взятое из античности изречение: «Я человек, — и ничто чело веческое мне не чуждо». В этой связи XIV-XVI столетия в Западной Европе называют эпохой Возрождения. Гуманистические идеи античности находят свое развитие в философии и педагогике Возрождения, яркими представителями которой являются В.Р. да Фельтре (1378-1446), Э. Роттердамский, Т. Мор (1478-1535), Ф. Рабле (1494-1553), М. Монтень (1533-1592), Т. Кампанелла (1568-1639) и др. На гуманистических взглядах этих мыслителей сказались национальные особенности, специфика стран, личные пристрастия. Однако их объединяло то, что вместо религиозно-аскетической идеи о греховности плоти они в центр внимания поставили культ жизнерадостного, гармонично развитого и активного человека, умеющего ценить жизнь и наслаждаться его. Мыслители-гуманисты, много внимания уделявшие вопросам воспитания и педагогики, развили античные идеи о природ ос ообразном воспитании, о необходимости гармоничного развития личности.

Содержание и структура готовности учителя начальных классов к гуманизации обучения и воспитания

В концепции высшего образования (Б.Б. Косов, О.Л. Сергеев, Ю.Г. Татур, Л.И. Коханович и др.) гуманизация как принцип, рассматривается наряду с другими, такими как демократизация, активность личности в системе высшего образования, принцип единства и взаимосвязи высшего образования и жизненного пути человека.

Согласно авторам концепции: «гуманизация и гуманитаризация означают, соответственно, создание благоприятных возможностей для самовыражения и развития личности преподавателя и студента, реализации познавательных запросов и удовлетворения духовных потребностей личности, ее профессионального роста и приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, обеспечение уважения к личности, признание индивидуальности личности и создание условий для всестороннего развития, формирования гуманистических отношений к людям, уважительного отношения и терпимости к различным мнениям, осознание ответственности перед обществом. Гуманизация обеспечивается освоением достижений общечеловеческой культуры, гуманитарным синтезом всех учебных дисциплин, превращающих ценности культуры в содержательную основу образования и жизнедеятельности.»

В этой трактовке дается содержательное рассмотрение принципов гуманизации применительно к высшему образованию. Содержание принципа гуманизации включает не только актуализацию гуманных отношений к субъекту учебной деятельности, но и создание всей системы условий его жизнедеятельности, то, что Л.И. Коханович определяет понятием «гуманитарной среды». Г.С. Арефьева считает, что процесс очеловечивания всех сторон жизни и деятельности всей системы образования, составляющий содержание понятия гуманизация, «охватывает очень большую сферу функционирования учебного заведения, начиная от административных норм, правил проведения учебного процесса и кончая проблемами материальной обустроенности работы, быта и отдыха студентов и преподавателей» [13. С. 15.].

В антропоцентрической концепции высшего образования гуманизация рассматривается как смыслообразующая компонента всей общеобразовательной системы, фокусирующая в себе цель, содержание и формы образования как гуманистическая парадигма. Гуманизация образования понимается как реальное, на протяжении всего образовательного процесса, единство аксеологически-смыслового, культурологического, социально-исторического, личностного образовательного пространства, в котором находится и активно действует студент.

Понимаемая таким образом гуманизация образования, результируется прежде всего в формировании (коррекции) гуманной системы ценностных ориентации студента, включающей совесть, личностную и социальную ответственность, рефлексируемый жизненный смысл, наряду с глубиной и систематичностью знаний, особенно в области профессиональной подготовки, широкой образованностью, культурой поведения.

Содержание гуманизации образования предполагает:

а) общую для всего образовательного пространства глобальную, гуманистически ориентированную цель подготовки студентов, личностное, духовное развитие студента;

б) изменение содержания подготовки в плане его гуманизации;

в) общий подход к образованию как личностной деятельности;

г) форму обучения как деятельностно-задачную. Теоретическая и практическая проблема гуманизации образования, таким образом, состоит в освоении этих основных четырех составляющих, что существенно меняет «облик» образования. Переориентация основной цели образования на личностное развитие студента (в интеллектуальном, собственно личностном и деятельностном планах) означает изменение характера самого образования, формирование нового качества специалиста. «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирование образа мира и человека в нем». [176. С. 25.].

Утверждаемое всеми представителями гуманистически ориентированной психолого-педагогической науки, новаторской практики обучения положение, что основной целью образования как единства обучения и воспитания является развитие, самосовершенствование обучающегося человека для его дальнейшего саморазвития, начинает осознаваться как актуальное требование современного высшего образования.

Технологии формирования личности будущего учителя-гуманиста и их использование в учебно-воспитательном процессе в вузе и школе

В условиях социально-экономических преобразований очевидными стали две доминирующие тенденции, определяющие развитие и реформирование образовательных систем: гуманизации и технологизации образовательной деятельности. Степень выраженности и актуализация этих тенденций в образовательных системах разных стран имеет существенные различия.

Западные страны к настоящему времени накопили значительный теоретический и практический опыт технологизации всех параметров образовательного процесса, на основе которого происходит усиление гуманистической направленности образования в целом.

В России ситуация иная: уровень технологичности образовательной деятельности различных субъектов (индивидуальных и коллективных) остается недостаточным, что усугубляется внутренним противодействием значительной части педагогического сообщества идее технологизации педагогического труда. В этих условиях идеи гуманизации не всегда находят практическое применение в конкретном учебном процессе, поскольку отсутствуют механизмы их реализации, точнее, они есть, однако не входят в арсенал педагогической деятельности.

Сказанное предопределило основной замысел и исследовательскую установку в изучении проблемы гуманизации и технологизации в образовании: гуманистическая направленность образовательного процесса, выступающая как обязательное условие ее эффективности может быть практически реализована на основе ее технологии.

Гуманистичность и технологичность выступают гарантами качества продукта и результата образовательной деятельности — личности выпускника, способной не только адаптироваться к изменениям внешней среды, но и преобразовывать ее через личностную и профессиональную самореализацию.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).

Педагогическая технология — это организованное целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс (Б.Т. Лихачев).

Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (Определение Юнеско).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Обобщая определения технологии, мы делаем вывод, что суть нашего термина состоит в следующем: «Педагогическая технология — это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области педагогической деятельности совокупности методов, средств, способов. В контексте гуманизации образования образовательные технологии должны носить лично стно-ориентированный характер» .

Личностная ориентация как понятие выступает в качестве педагогической категории, сущность которой состоит в таком подходе к проектированию и реализации образовательного процесса, при котором целью и критерием его эффективности является личностное и профессиональное развитие студента. Личностная ориентация является необходимым условием гуманизации образования и технологическим средством ее осуществления в процессе подготовки учителя-гуманиста.

Похожие диссертации на Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов