Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Яхшибаева Мукаддас Эгамбердиевна

Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект)
<
Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яхшибаева Мукаддас Эгамбердиевна. Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Душанбе, 2004 155 c. РГБ ОД, 61:05-13/226

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Становление и развитие идеи гуманизации образования в школах Таджикистана 15

1. Развитие принципа гуманизма как историко-педагогической проблемы в сфере образования в дореволюционном Таджикистане 15

2. Реализация гуманистических ценностей на первых этапах становления системы образования (1918-1929) 31

3. Развитие социалистического гуманизма школьного обучения В 1929 - 1991 годы 42

ВЫВОДЫ 61

ГЛАВА II. Обоснование гуманистических принципов содержания образования общеобразовательной школы суверенного Таджикистана 63

1. Трансформация гуманистических идей мыслителей таджикского народа в образовательную систему Таджикистана 63

2. Формы, приемы и методы гуманистического воспитания на уроках предметов гуманитарного цикла 108

ВЫВОДЫ 137

Заключение 140

Список использованной литературы 146

Введение к работе

В условиях демократизации системы образования в Таджикистане усиливается актуальность проблемы гуманизации образования. Республикой взят курс на демократические преобразования. Выработан новый подход к решению многих проблем в сторону гуманизации образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Понятно, что этот процесс обучения не может осуществляться без преемственных связей с педагогическим опытом советского периода, с тем, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли, с положительным опытом, имеющимся в арсенале учителей общеобразовательных школ Таджикистана по использованию национальных традиций, гуманистических идей просветителей Востока, а также с достижениями в международной педагогической практике. С 1993 г. в Таджикистане действуют Закон «Об образовании» (49), «Концепция национальной школы» (64), разработана законодательная и нормативная документация, соответствующие Положения и программы.

Воспитание молодого человека - одна из сложнейших задач наступившей эпохи практического его формирования в условиях демократического общества. Исходя из предмета исследования, нами была предпринята попытка толкования термина «образование» в свете современных философских представлений. Как известно, это - многозначное понятие, обозначающее и сферу социокультурной практики, и отраслевую систему, и специально организованный процесс, и определённый результат деятельности (120). Оно связано и с обучением учащихся в средней общеобразовательной школе, которое предполагает овладение учащимися научными знаниями, практическими навыками и умениями, развитие их умственно - познавательных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего обучаемые приобретают личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие» (122).

В современных условиях возрастает социальная значимость образования. Приобретение знаний, умений и навыков является не только важным

для практической деятельности человека в настоящем, но и становится необходимым для обеспечения гарантии устойчивости собственного положения в обществе в будущем. «Лишь образованный ум в состоянии отличить истинные ценности, обеспечивающие эмоциональную стабильность от тех взглядов и институтов, которые приходят в упадок, поскольку теряют свои функции и смысл в меняющемся обществе», - отмечал немецкий социолог К.Манхейм. (84,19). В широком социальном контексте под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем человека материальном и духовном мире, творческой и высоконравственной личности (126).

Образование предопределяет не только знания, умения и навыки человека, но и его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Причём, гармоническое сочетание знаний с личностными качествами человека является главным моментом в процессе обучения и воспитания. Особенностью образования в современных условиях является его непрерывность. При этом общество начинает играть всё большую роль в приобретении знаний людей для последующей их жизни. Усиливается связь общеобразовательной школы со всеми институтами общества, что изменяет непосредственно процесс обучения в ней, который организуется, все больше исходя из потребностей в определённой структуре знаний. Это ставит перед общеобразовательной школой задачу: научить ученика «учиться», а перед высшей школой - готовить специалиста не только по конкретной профессии, которая может исчезнуть через определённый промежуток времени, но и способного к творческому труду в разных сферах экономики страны. Среди множества проблем, которые призвано решать современное общество, наиболее актуальна проблема формирования творческой личности, ее индивидуальности. Невозможно построить демократическое государство, обеспечить достойную жизнь его гражданам, если не научить людей понимать друг дру-

га, уважать культуру других народов, гордиться своими традициями и достоинствами, но не в ущерб общечеловеческому опыту.

Современный этап развития образовательных школ требует новых подходов к формированию личности, совершенствованию учебно-воспитательной деятельности. В настоящее время самым актуальным в этом направлении является гуманизация всего учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время общеобразовательная школа функционирует в условиях обновления. За годы реформ в школе произошли положительные сдвиги: пересмотрены учебные программы, внедряются более активные формы и методы в учебно-воспитательную работу, улучшается материально-техническая база образования, активизируется деятельность педагогических учреждений.

Проблема формирования идей гуманизации образования в Таджикистане рассматривается на основе анализа истории образования в республике, в тесной связи с развитием культуры нации в целом. Исторический аспект становления и развития идеи гуманизации образования основывается на анализе задач образования, выдвигаемых обществом на каждом историческом этапе своего развития: в дореволюционном Таджикистане, на первых этапах становления новой системы образования (1918-1929); на этапе социалистического развития и на этапе становления суверенного Таджикистана. Исходя из того, что задача всякого образования - это приобщение человека к культурным ценностям (наука, искусство, мораль, право, экономика и т.д.), мы сделали попытку проследить процесс становления и развития идеи гуманизации образования в таджикском обществе, его историко-культурный, философский и деятельностный аспект (120).

Правомерными в этом ключе надо признать идеи, выдвинутые З.И. Равкиным о том, что наиболее значимые и проверенные временем национальные ценности образования органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и наоборот; национальные ценности образования, как и общечеловеческие, - не статичны, а историчны, т.е. находятся в посто-

янном развитии и изменении под влиянием перемен в движении определенной общественной формы, социально - экономических и культурных условий данной страны. (102,3)

В основу воспитания молодого поколения легли прогрессивные идеи гуманистов таджикского народа с древнейших времён до современности в их историческом развитии. Будучи явлением историческим, понятие гуманизма менялось от эпохи к эпохе, в его содержании отражались общественно -экономический строй, идеология исторического периода, свободолюбивые стремления народа. Одним из примеров является тот факт, что в основу развития гуманистической литературы таджикского народа в X веке в эпоху Саманидов положительное воздействие оказала религиозная книга «Авесто» (3, 57) не утратившая своего влияния по настоящее время. Основными критериями этой религии являются добрые намерения, добрые слова и добрые поступки. Долгом человека-борца за Добро являются не молитвы и обряды, а человек уничтожающий Зло своими добрыми словами, добрыми делами, добрыми мыслями. Религия в средние века главенствовала во всём. Мировоззрение людей того времени было по преимуществу теологическим: даже антифеодальные течения, по определению Ф. Энгельса, выступали в религиозной оболочке (Ф. Энгельс «Крестьянская война в Германии») (134).

Исходя из данных соображений, в данном исследовании нами просматриваются пути развития идеи гуманной педагогики в трудах известных просветителей и мыслителей таджикского народа. Как известно, в становлении гуманизма большую роль сыграли классическая литература, а также, на наш взгляд, книги наших предков, датируемые VI веком нашей эры. Особого внимания заслуживают «Книга тысячи судебных решений» и «Пальма и козёл», где выражены идеи человеколюбия и справедливости (110, 241).

Идеями гуманизма и человеколюбия была проникнута таджикская классическая литература, представителями которой являются известные миру поэты, учёные и мыслители: А. Рудаки, Абуали ибн Сино, А.Фирдауси, Носир Хисрав, Омар Хайям, Абунаср Фараби, Насириддин Туей, Хафиз Ше-

рози, М.Саади, А.Санои, Дж.Руми, А.Джами, А. Бедил, Ахмад Дониш, из современных С.Айни, А. Лахути, М. Турсун-заде и др. прогрессивно настроенными представителями педагогической мысли таджикского народа отстаивалась идея свободы человека и развития человеческого общества на почве нравственных отношений между людьми. Идеи становления гуманизации в системе образования Республики Таджикистан имеют самобытную и богатую историю, древнюю культуру. Наиболее распространёнными на территории Таджикистана до советского периода были «Мактабы» и «Медресе».

Анализируя систему развития общеобразовательной школы с момента его становления и по настоящее время в Республике Таджикистан, мы пришли к выводу, что наиболее адекватными являются гуманистические отношения, составляющие основу жизнедеятельности людей, основу общественных отношений. Формирование гуманистических отношений требует длительной перестройки основ общественной жизни и критериев всех членов общества.

Проблеме истории образования, воспитания и педагогической мысли таджикского народа посвящены работы М. Орифи «Из истории педагогической мысли таджикского народа», И.О. Обидова «История развития народного образования в Таджикистане», С. Пахлавонова, Кодирова К.Б., Каримо-вой И.Х. и других авторов, но в этих работах проблема гуманизации рассматривается частично. В современной системе образования большое значение придаётся совершенствованию методики обучения предметов путём активизации умственной деятельности учащихся, привития им навыков добывания знаний через самообразование, глубокое анализирование явлений, использование разнообразных форм проведения занятий: урок, лекция, беседа, экскурсия и т.д.

Другим аспектом данного исследования является процесс взаимодействия учителя и ученика, т.е. технологически построенная деятельность по передаче и сохранению культурных норм, культурных ценностей с ориентацией на будущее состояние культуры, мышления и деятельности у каждого

будущего полноправного члена общества. Образование как технологически построенная деятельность в современном мире должно быть четко сориентировано на воздействие идеи гуманизма на сознание обучаемых, что не исключает, а создает "условия для стимулирования самостоятельного выбора формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса" (120). Вышеизложенное определяет актуальность выбранной нами темы исследования «Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана».

Степень разработанности проблемы. Прогрессивные педагоги всех
времен стремились строить гуманную педагогику. Большой вклад в разра
ботку этой проблемы внесли следующие философы, учёные, педагоги, обще
ственные деятели: М.Монтень, Я.А.Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Кант,
Г.Песталоцци, А.Н.Радищев, Л.И.Новикова, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой,
П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.И.Пинкевич, А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский и др. Педагогика таджикского народа, начиная с народной и включая взгляды и идеи, разработанные в литературных и научных трудах классиков, всегда развивалась в русле гуманности. Исследование проблемы мы не ограничиваем периодом X-XV веками. Это период расцвета таджикской классической литературы, философии, научной и художественной мысли. Предполагается изучить в плане педагогического анализа творческое наследие следующих писателей, поэтов, учёных: А.Рудаки, А.Фирдоуси, Н.Хисрава, О. Хайяма, Низами Ганджави, А.Фороби, Абурай-хони Беруни, Кайковуса, Муслихиддина Саади, Убайди Зокони, Камола Худжанди, Абдурахмона Джами и др. На основании трудов этих мыслителей и классиков развивалось и современное творчество таджикских писателей и поэтов: С. Айни, Абулкосыма Лахути, М. Турсун-заде и др.

В Таджикистане творчество указанных авторов исследовали учёные Б. Гафуров, А.Мирзоев, М.Орипов (Орифи), З.Ш.Раджабов, И.О.Обидов, К.Кадыров, выдающиеся русские учёные Е.Э. Бартольд, Э.С.Бертельс, И.С. Брагинский и др.

Освещение проблемы гуманистического образования и воспитания в разных странах (Россия, США и Индия) в настоящее время представляет значительный интерес в педагогике в связи с тем, что в социальной жизни народов отмечаются тенденции к интеграции народов, населяющих нашу планету в единое мировое сообщество. Происходит как бы выравнивание и ориентация в воспитании и образовании на общечеловеческие ценности, с одной стороны, а с другой, - самоопределение, суверенизация стран и ориентир на сознание национальных традиций в воспитании и образовании. Гуманизация образования и воспитания предполагает объединение в одну систему, рациональную и гармоничную, лучших составляющих общечеловеческой системы педагогических представлений и национального достояния. В XIX - XX вв. философско-педагогические труды К. Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили и других поднимают на щит гуманистические идеалы, способствующие в педагогике всестороннему развитию личности, ее духовному становлению.

За последние годы вопросы гуманизации образования неоднократно становились предметом научных споров и обсуждений. Интересными в этом аспекте следует признать труды Российской Академии образования, посвященные изучению теоретических основ и исторического опыта реализации гуманистического воспитания и образования: Богуславского М. В, Равкина 3. И, Турбовского Я. С, Додонова В. И, Ильиной И. А, Берулавы М. Н»и т.д. v Идея гуманизации образования сегодня стала основной задачей всего педагогического сообщества. В качестве источников исследования использовалась советская и зарубежная историко-педагогическая, философская литература по исследуемой проблеме, центральные и местные общепедагогические и методические учебники по педагогике и истории педагогики, учебно-методические пособия.

Проблема гуманизации образования и идеи гуманизма проанализированы и интерпретированы в работах ряда таджикских ученых - педагогов,

таких как: И.О. Обидов, Х.Афзалов, Б. Рахимов и другие. Однако выявление и определение социально-исторических и научно -теоретических основ становления и развития гуманизации образования и гуманной педагогики таджикского народа в условиях демократизации Таджикистана ставят перед обществом новые задачи, одной из которых является гуманизация школьного образования. В работах С. Кенжаева, М.С. Сангиновой, А.А. Литвиненко, Каримовой И.Х. и др. данная проблема частично рассматривалась, но в целом труды этих ученых посвящены исследованию истории образования, дидактике и методике преподавания отдельных дисциплин.

Докторская работа Каримовой И.Х. посвящена проблеме гуманизации гуманитарного образования, воспитания и деятельности школьников. В кандидатской диссертации Мирзоевой Ф.Б. рассматриваются вопросы формирования гуманистических качеств личности учащихся 7-9 классов. В нашей же работе исследуется проблема гуманизации образования в общеобразовательных школах Таджикистана 9-10 классов в историко-педагогическом аспекте.

Гуманизация всегда остается важным источником в развитии педагогики. Чтобы решить эту проблему, педагогам важно найти конкретно мето-дико-технологическое средство, способствующее достижению наиболее высоких результатов в процессе гуманизации воспитания и образования. В нашем исследовании идеи гуманизации личности учащихся реализуются на программных материалах предметов: литературы и родного языка, истории и обществоведения, позволяющие не только дать учащимся знания, но и сформировать убеждения, ценностные ориентации, которые составляют основу общей культуры личности, её неизменной позиции в целом. Это предопределило тему нашего диссертационного исследования.

Объектом исследования явилось педагогическое наследие (идеи таджикского народа) по проблемам развития гуманизма в истории школы, педагогике и его внедрение в практику обучения и воспитания в общеобразовательных школах Республики Таджикистан.

Предметом исследования стал процесс гуманистического воспитания

и педагогическая деятельность в формировании научных знаний и представлений о гуманизме и гуманном отношении ко всему окружающему миру с использованием педагогических воззрений мыслителей, классиков и современных произведений таджикской литературы в общеобразовательных школах Республики Таджикистан.

Цель исследования заключается в определении путей и способов развития гуманистического воспитания учащихся 9 - 10-х классов общеобразовательных школ, возможности совершенствования методов гуманистического воспитания и решения существующих проблем в современных социально-экономических условиях.

Гипотезой исследования явилось предположение, что учебно-воспитательный процесс будет осуществляться эффективнее, если в нём будут продуктивно использоваться идеи гуманной педагогики, разработанные классиками таджикской литературы и педагогической мысли таджикского народа.

В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой решались следующие задачи:

раскрыть сущность гуманистических идей классиков таджикской литературы;

дать теоретическое обоснование принципа гуманизма как основополагающего в развитии педагогики;

выявить и проанализировать идеи гуманистической педагогики в творчестве классиков таджикской литературы;

определить основные принципы и содержание гуманистической педагогики, исходя из проведенного анализа педагогических идей указанных классиков;

проанализировать опыт учебно-воспитательной работы в таджикских общеобразовательных школах с учётом использования педагогического наследия предков;

выявить основные предпосылки и дать прогностическую установку

на реализацию принципа гуманизма в аспекте задач гуманизации и демократизации школы.

Методологической основой исследования послужили Закон Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепция национальной школы Республики Таджикистан», также труды известных ученых-педагогов, философов, психологов, в которых гуманистическое воспитание рассматривается как составная часть воспитания подрастающего поколения.

Методами исследования явились теоретический анализ и изучение вышеуказанных исследований, обработка материалов наблюдения, различные виды устного и письменного опроса, беседы, дискуссии, собеседования, викторины, анкетирование, а также изучение передового опыта учителей и педагогический эксперимент:

- изучение исследований советских и зарубежных педагогов;

- изучение учебных программ, учебников, методических пособий, планов работы руководителей школьных кружков, кабинетов, общества молодых учёных и учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к проблеме: опорой на политические и теоретические документы бывшего советского периода о перестройке среднего и высшего образования, правительственные документы Республики Таджикистан об образовании.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что целенаправленно изучено творчество выдающихся писателей классического и современного периода таджикской литературы, выявлена не только социальная, но и художественная ценность их произведений, вскрыта их приверженность к гуманизму как философской основе их творчества, выделены и проанализированы их основные гуманистические идеи, которые могут быть использованы в становлении современной теории гуманной педагогики:

- выявлены теоретические предпосылки в формировании гуманистиче-

ских качеств личности учащихся (IX-X классов); - разработаны педагогические воззрения великих представителей таджикской педагогической мысли (в период X веков и начала XX веков):

С. Айни, А. Лахути, М. Турсун-заде и т.д.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные идеи и выводы исследования, методические рекомендации, проанализированный передовой педагогический опыт таджикских школ в организации учебно-воспитательного процесса в исследуемом направлении могут быть использованы с целью совершенствования работы школ по обучению и воспитанию школьников на основе гуманной педагогики.

Результаты исследования также могут быть использованы в преподавании истории и теории педагогики в педагогических учебных заведениях и на курсах повышения квалификации учителей.

В настоящее время анализ тенденций мировой педагогики и педагогической практики показывает явное движение к гуманной педагогике, которая является антиподом технократических тенденций в педагогике, стремится поставить в центр изучения личность человека, его гуманистическую сущность, общечеловеческие ценности и гуманистические средства формирования личности.

База и этапы исследования. Исследования проводились в три взаимосвязанных этапа. На I этапе (1994 - 1996 гг.) осуществлялось изучение исто-рико-педагогического аспекта проблемы гуманизма и рассматривались архивные материалы по исследуемой проблеме, что позволило сформулировать теоретические основы данного исследования. На II этапе (1996 -1997г.г.) проделаны следующие работы: проанализирован и изучен истори-ко-педагогический опыт таджикского народа и выявлены педагогические взгляды мыслителей на формирование гуманистических качеств учащихся IX-X классов, проводились констатирующие эксперименты с учетом результатов проведенных экспериментов. На III этапе (1997 - 2000г.г.) определялись и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы

в школах № 91, 95, 82 города Душанбе, школах Гиссарского района, г. Кани-бадама.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде сообщений и докладов на заседаниях кафедры общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева; на Республиканской научно-практической конференции преподавателей и студентов ТГПУ им. К. Джураева (1996г.); на научной конференции ДГПУ им. К. Джураева в 1999г.; на научной конференции РТСУ «Традиции и современность. Тендер, культура, коммуникации» 26-27 апреля 2001г.; на Республиканской научной конференции РТСУ «Проблемы языка, культуры, искусства и философии «Востока»», посвященной 2700-летию создания «Авесты» (1-2 ноября 2001г.); на педагогических и методических советах школ № 82, 90, 95 г. Душанбе, № 1 г. Канибадама и № 5 Гиссарского района. На защиту выносятся следующие положения:

- в формировании гуманистических качеств личности учащихся школ
значительную роль играет поэтапная и последовательная работа с учащими
ся IX-X классов, пути и средства воспитания, моральный климат общества,
ученического и педагогического коллектива, личность педагога;

- выявление уровней формирования гуманистических качеств учащихся
позволит осуществить отбор произведений, оптимально влияющих на ста
новление гуманистических качеств учащихся.

Структура диссертации. Реализация целевых установок исследования и его внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, 2-х глав, включающих 5 параграфов, выводов после каждой главы, заключения и списка использованной литературы.

Развитие принципа гуманизма как историко-педагогической проблемы в сфере образования в дореволюционном Таджикистане

Человек есть пересечение многих культур, поэтому на пороге третьего тысячелетия можно говорить об аккультурации, многоидентичности личности. В условиях демократизации общества, постоянно меняющихся ориентации, мировоззренческих позиций, социальных и политических отношение \у" люди имеют право определять собственную идентичность. Задача современного педагога состоит в том, чтобы помочь будущим гражданам творчески адаптироваться во взрослой жизни, подготовить их к социальному партнерству, воспитать в них умение на основе культуры доверия и свободы строить свои отношения со всеми категориями людей, развить потребность в самоорганизации собственной личности, ибо свобода личности предполагает ее способность к самоуправлению, самодисциплине и терпимости (Л.П.Буева) (33,86) Цель реформы школы состоит в превращении ее в школу профессионально-духовного становления личности учащегося. Главными качествами учителя - профессионала должны быть компетентность, высокий уровень духовной культуры, гуманизм, организаторский талант. Сегодня в организации учебного процесса немаловажную роль играют дифференцированный, заданный, имитационно-игровой, диалогический подходы и принципы их реализации: ролевая перспектива, педагогическое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Успех всех звеньев профессиональной подготовки учащихся определяется внедрением в школьный процесс новых педагогических технологий (84,19). Но, к сожалению, ссылаясь на отсутствие нормальных условий работы V после гражданской войны 1991-1997 г.г., в Таджикистане многие учителя школ Республики продолжают использовать в своей практике малоэффективные методы преподавания, не стимулируют творческую активность самих учащихся, хотя школьная реформа ориентирована на более высокий качественный уровень деятельности педколлективов, оперативное внедрение в учебно-воспитательный процесс современных достижений педагогики и методики преподавания технических средств обучения. Исходя из этих соображений, сегодня предстоит лучшим учителям школ республики при разработке планов воспитательной работы с учащимся обращаться и к общечеловеческим ценностям, школьники начинают учиться умению понимать и уважать друг друга. Отношения, в которые вступает личность как общественное существо и от которых зависит её всестороннее развитие и расцвет, различны и многообразны. Поэтому проблема гуманизма связана с совокупностью философских, социологических, психологических и других вопросов, касающихся личности, её настоящего и будущего. Проблема гуманизма многогранна. Её полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, культурологии, социологии, политологии, этики и других смежных наук. Анализ коренных вопросов проблемы создает в своей совокупности цельную совершенную концепцию о человеке как высшей ценности в мире, его месте, роли и назначении в жизни, об условиях достижения высшего расцвета человеческой личности, всех членов общества.(97,7) В научном плане гуманизм - это научная система взглядов на человека как на высшую ценность в мире, определяющая его положение, роль и назначение в обществе и ориентирующая на создание благоприятных условий для жизни человечества, для всестороннего развития личности через развитие и совершенствование общественных отношений. Гуманизм - важнейшая черта человеческого образа жизни, свободного от эксплуатации человека человеком, национального гнета, насилия, тягот безработицы, материальной и духовной нищеты. (67,64) В Большой советской энциклопедии так дано определение гуманизма: « В узком специальном понятии гуманизм применяется для обозначения передового идейного течения в ранней буржуазной культуре (Возрождение). В историческом понимании термин «гуманизм» подразумевает взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей высокие моральные качества». (БСЭ Т. 13 с.44.) Проблема гуманизма на современном этапе во взаимосвязи с деятельностью общеобразовательных школ суверенного Таджикистана возбудила в обществе интерес к вопросам о сущности человека, защите его человеческого достоинства и прав в обществе, ценности человеческой личности, её всестороннем развитии. Ясно, что в основу воспитания молодого поколения должны быть положены прогрессивные идеи гуманистов таджикского народа с древнейших времен до современности в их историческом развитии. Проблема гуманизма находит свое выражение в философском, психологическом, социологическом и педагогическом аспектах. Педагогический аспект проблемы гуманизма предполагает всестороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, раскрывает содержание воспитательного идеала современного общества, в формировании гуманистических убеждений и гуманистических идей, воспитание человеколюбия и уважения к достоинствам человека, гуманного отношения ко всему живому: к природе, людям, обществу, коллективу, самому себе и т.д. Под влиянием идей гуманизма выпускники общеобразовательной школы должны будут в будущей своей жизни проявлять себя личностями, способными: а) осмыслить единство человеческого рода и каждого индивидуума; б) осознавать ценность человеческой жизни и неприкосновенности человека, как личности; в) быть ответственными перед будущим; г) способствовать сохранению и развитию культуры своего народа; д) уважать историю и традиции своего народа; е) проявлять интерес к человеку в самом лучшем его проявлении. Будучи явлением историческим, понятие гуманизм менялось от эпохи к эпохе, в его содержании отражались общественно-экономический строй, идеология исторического периода, свободолюбивые стремления народа. Идеалы воспитания в прошлом таджикского народа нашли отображение в устном народном творчестве. Словом «мард» («мужчина», «муж») характеризовался человек, обладающий положительными чертами характера, подающий молодому поколению пример для подражания. Всегда почитались такие качества, как патриотизм, мужество, трудолюбие. До нас дошли лишь некоторые фрагменты из «Наставлений Лукмана своему сыну», «Советов мудрецов» (6 в.в.) и ряда других. Они содержат призывы овладевать знаниями, любить труд, стремиться к добру, честной жизни, быть отзывчивыми, уважать родителей, старших и т.п. Заметное влияние на развитие педагогической мысли таджикского народа оказала книга «Калила и Димна» (VI в.) (110,241).

Реализация гуманистических ценностей на первых этапах становления системы образования (1918-1929)

Октябрьская революция освободила таджикский народ от рабства, политического бесправия, темноты и невежества. Победа советской власти произошла не одновременно на всей территории нынешнего Таджикистана. В северных районах советский строй установился на 3 года раньше, чем в других районах республики. Вскоре советской властью был издан ряд декретов по народному образованию, сыгравших большую роль в перестройке школьного дела во всей Средней Азии, гуманизации образования и воспитания. В 1917 г. согласно постановлению Наркомпроса «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению», все церковно-приходские школы, конфессиональные мактабы и медресе, а также и другие духовные учебные заведения были переданы в ведение Народного Комиссариата просвещения (128,31).

В мае 1918 года Народный Комиссариат просвещения издал постановление о введении совместного обучения девочек и мальчиков. При его реализации возникли большие трудности. Важнейшим историческим актом правительства в деле освобождения угнетенных народов, признания равноправия всех наций стала «Декларация прав всего народа». В северной части Таджикистана (Ходженте, Ура-Тюбе, Канибадаме, Исфаре, Пенджикенте и др.) в 1918 г. сразу же началось строительство нового культурного общества. Первые очаги нового культурного строительства приходилось создавать в трудных условиях. Несмотря на тяжелое экономическое положение и начавшуюся гражданскую войну, органы власти Туркестана настойчиво проводили в жизнь принятые законы в области народного образования. Был организован Комиссариат народного просвещения, создавались Советы народного образования (СНО), на которые возлагались обязанности по руководству народным образованием на местах. С созданием нового аппарата управления народным образованием был ликвидирован старый буржуазный аппарат просвещения, проведен ряд мероприятий, направленных на демократизацию и гуманизацию школьной жизни, открыт широкий доступ в школу детям трудящихся масс. К концу 1918 года в Северном Таджикистане было открыто 15 школ. В 1919 году общее число доходило до 73 школ (90,30).

Освобожденный таджикский народ из-под гнета бухарского эмирата по- новому начал устраивать свою жизнь. Строительству новой системы образования мешали буржуазные националисты, пантюркисты, которые с ожесточением боролись против советской власти. Условия работы в новых школах Таджикистана в первые годы были исключительно тяжелыми из-за нехватки педагогов. Учителя старых мактабов не понимали тех требований, которые ставились перед ними. Революция на территории Таджикистана застала различные типы старых школ (мактаб, медресе, корихона, далаилхона), вытеснение которых новой, светской школой осуществлялось путем острой классовой борьбы со сторонниками свергнутой власти и духовенством.

На развитии народного образования сказывалось то, что территория, населенная таджиками, административно не была единой: северные районы и часть Памира входили в состав Туркестанской Автономной Советской социалистической республики, а Восточные (после 1921г.) - к Бухарской Советской Народной Республике, поэтому наметились свои специфические особенности в постановке воспитания подрастающего поколения. (128,33). Северная часть Таджикистана после присоединения Средней Азии к России была включена в состав Самаркандской и Ферганской областей Туркестанского края, что способствовало зарождению капиталистических производственных отношений, появлению промышленного производства. Это обстоятельство сыграло положительную роль и в развитии гуманизации образования и воспитания в первые годы после установления советской вла-сти.(128,33) С первых дней образования Туркестанской АССР органы советской власти на местах приступили к реорганизации школьного дела. Сначала делом народного просвещения в Туркестанской республике занимался Краевой Совет народных комиссаров. На первом же (совете) заседании была установлена структура краевого совета народного образования. При Совете было организовано 12 отделов: всеобщего образования, реформы школы, учебных пособий, внешкольного воспитания, административно- финансовый, подготовки учителей профобразования, финансовый, мусульманских школ, дошкольный, распорядительный, высшего образования. (128,34). В марте 1918 г. Краевым Советом народного образования был издан приказ «Об организации дела народного образования в Туркестанской республике». В соответствии с этим документом на местах были организованы краевые, областные, городские, уездные и волостные Советы народного образования. Эти органы должны были руководить и непосредственно вести всю сложную работу по строительству новой Советской школьной системы. В Самаркандской области было 6 уездов: Ура-Тюбинский, Ходжентский, Катта-Курганский, Джизакский, Самаркандский (куда относился и Пенджикент). В каждом из них были организованы уездные отделы народного образования. В апреле 1918 г. в городе Ходженте был обсужден вопрос о создании уездного Совета народного образования и выделении Ходжентского уезда в самостоятельную административную единицу. В мае этого же года Совнарком Туркестанской республики издал декрет, об организации единой общеобразовательной школы. Поступить в любую школу мог каждый, желающий учиться, были сняты преграды к поступлению детей в учебные заведения. С конца 1918 г. началось практически и строительство новой советской таджикской школы, на основе идеи гуманизации образования и воспитания.

Коренное изменение школьной системы произошло с принятием «Положения о единой трудовой школы»и других нормативных актов об образовании школ. В этих документах декларировались социалистические принципы системы гуманизации народного образования , наметились пути коренного изменения содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в школе и перестройки всего уклада школьной жизни, провозглашался принцип обучения на родном языке, отмечалась необходимость развивать активность и самостоятельность детей, их инициативу в процессе обучения. После принятия «Положения о единой трудовой школе » Комиссариат народного образования Туркестанской республики всем отделам народного образования разослал распоряжение, в котором говорилось следующее: «До сих пор в Туркестане школы носили многотипный характер, делясь на русские, русско- туземские, еврейские и пр. Все эти заменить новым - училище первой ступени. Процесс создания новой системы образования на базе «Положения о единой трудовой школе» в РСФСР и Туркестанской республике, в том числе и в Таджикистане, шёл совершенно по-разному ввиду целого ряда особенностей - чрезвычайно отсталой культуры, пестроты бытовых, этнографических и географических условий и т.п. В первое время приходилось делать отступление от Положения. Практическое осуществление таких требований, как, например, совместное обучение, ликвидация преподавания закона божьего, было сравнительно легко реализовано в русской школе, а в условиях таджикской школы их практическое осуществление явилось труднейшей проблемой. Даже преподавание на родном языке вызывало на практике большие затруднения, так как учителей-таджиков со специальной педагогической подготовкой совершенно не было, почти не было ни учебников, ни учебных пособий на родном языке.

Трансформация гуманистических идей мыслителей таджикского народа в образовательную систему Таджикистана

На современном этапе развития общеобразовательной школы Таджикистана, происходят огромные перемены во всех областях общественной жизни: политике, культуре, просвещении, экономике. Старая административно-командная система часто игнорировала национальные интересы и потребности народов, в том числе и в области образования, что вело к незнанию или забвению молодым поколением прошлого своей страны, её великой культуры, достижений литературы, науки, философской мысли и, в конечном счёте, к утрате национального самосознания, корней, традиций и обычаев. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (1994г.) провозгласил, что целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для реализации всех своих способностей, выживания, существования, повышения качества своей жизни и работы, приумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Республики Таджикистан. Одним из основных принципов, установленных этим же законом, является принцип единства культурного и образовательного пространства, связь образования с национально-культурными традициями таджикского и других народов республики (49,63). В Концепции национальной школы Таджикистана отмечается, что строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - недопустимо. В содержании образования необходимо отразить традиции и социально-культурные ценности народа. Изучение истории, родного языка и литературы, особенно таджикской классической литературы, обществоведения, изобразительного искусства, национальной музыки, должно помочь учащимся глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки его культуры, истории, образа жизни, стать продолжателями развития, решения прогрессивно-культурных вопросов, способствующих улучшению межнациональных отношений и исчезновению проявлений национального эгоизма (64,23). Гуманизация образования - объективно обусловленное требование современного развития. В учебных программах и планах школы просматриваются новые элементы, направленные на выявление и развитие гуманистической сущности человека. Однако подлинная гуманизация человечества возможна лишь при глубоких социально-экономических преобразованиях, которые могут устранить с лица земли социальное неравенство людей, бедность, голод, жестокость, войны с лица земли (92,97). Для проведения уроков литературы и родного языка в общеобразовательных школах республики Таджикистан выделено достаточно большое количество часов, что, несомненно, способствует нравственному прозрению учащихся. Тем не менее, в условиях демократизации общества общеобразовательной школе предоставлена возможность осуществлять новую политику определения содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на личность школьника. В ходе осуществления учебно-воспитательной работы в школе учитель должен формировать у своих учеников такие качества, как: трудолюбие, бережное отношение к природе, ко всему живому, уважение человека как божественного начала и его нрав, уважение каждого, не- зависимо от его национальности, вероисповедания, расового, социального происхождения, а также уважение свободы человека любой национальности, его языка, культуры и традиций. Кроме того, в течение учебного процесса учитель должен: а) соблюдать демократические нормы поведения и общения, которые проявляются в разумной открытости, раскованности, доброжелательности и необходимой ответственности всех его участников; б) использовать воспитательный потенциал всего изучаемого про граммного материала, вызывая при этом интерес учащихся к нравственным категориям; в) внедрять переанализацию деятельности учащихся на уроке. Такая нацеленность организации учебного процесса способствует наиболее эффек тивному формированию нравственных качеств личности: интернационализ ма, разумного отношения к труду, гуманизма, сознательной дисциплины, культуры поведения, прочных нравственных убеждений, чувств, навыков и привычек нравственного поведения. В основу обучения и воспитания под растающего поколения в общеобразовательных школах положены единые задачи, принципы и общие закономерности обучения и воспитания. В связи с этим мы считали бы необходимым изложить содержание Концепции раз вития национальной школы в современных условиях, а также основные по ложения Закона Республики Таджикистан "Об образовании" (1994) (49,63). В Концепции развития национальной школы, разработанной в последние годы таджикскими учеными, определены основные проблемы, требующие скорейшего решения: - качественного обновления содержания и воспитания учащейся молодежи; - дальнейшего развития общеобразовательной школы с опорой на национально-культурные традиции, демократизацию педагогического процесса, всестороннее развитие личности обучаемых и заботу об охране прав детства; - непрерывного развития школы, ее решающей роли в становлении и развитии ребенка, нацеленности школы на развитие общества и нации; - разработки научно-обоснованной стратегии развития сельской школы, являющейся одним из важных факторов дальнейшего подъема культуры современного кишлака, его социально-экономического и духовного прогресса; формирования у учащихся чувства ответственности и долга, сознательной дисциплины и гражданской активности, чести, совести, мужества, патриотизма, интернационализма, национального достоинства, культуры; подготовки грамотных, социально и нравственно воспитанных, эстетически развитых и физически здоровых людей; - уважительного отношения общества к личности и труду педагога; - участия широкой общественности в вопросах определения новой школьной политики (64,21).

Формы, приемы и методы гуманистического воспитания на уроках предметов гуманитарного цикла

Изучение любых нравственных качеств, в том числе и гуманистических, должно осуществляться не только путём непосредственного изучения взглядов и чувств, но и опосредованно - через исследование тех отношений, которые создаются в процессе практической деятельности человека, под влиянием которых осуществляется формирование его нравственных взглядов, чувств и убеждений. Изучая определённые отношения людей в реальной жизни, которые с ними происходят. Школьник многолик: на уроке он один, в семье и на улице-другой. В общении он входит в несколько коллективов и групп (семья, класс, кружок или секция, дружеская компания), и в каждом случае у него проявляются разные черты и отношения. Поэтому, оценивая личность подростка, нужно, по возможности, изучать весь комплекс воспитательных влияний, всю совокупность условий, в которых он живёт и развивается. Изучение нравственных отношений, создаваемых в различных сферах практической деятельности (школа, семья, микросреда), дает возможность получить объективное представление о гуманистических качествах личности и правильно организовать воспитательную работу. Особенно ценным является то, что изучение нравственных качеств через анализ отношений создает необходимые предпосылки для выявления тех признаков гуманности, которые у подростка находятся ещё в стадии становления. Кроме того, это даёт возможность создать благоприятные условия для дальнейшего развития новых положительных черт и своевременного предупреждения развития отрицательных качеств поведения. У подростков возникает потребность разобраться в обилии событий, впечатлений, переживаний, взаимоотношений. Он хочет самоутвердиться в глазах взрослых, своих сверстников, желает заручиться их поддержкой и помощью. Наблюдения показывают, что подросток тяготеет к тем взрослым, у которых духовная жизнь богаче. У него появляется желание, чтобы с ним считались, советовались, учитывали его мнение. Подросток ждёт оценки своей деятельности и оценивает её сам. При этом он руководствуется не только нормами, которые утвердились в его окружении, нравственными традициями. «Учителю, воспитателю надо иметь в виду, - пишет В.А. Крутецкий,- что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания, и в зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет закладываться его личность» (69,92). Всё, что происходит вокруг, - и большие события, и обычные житейские факты, традиционно упроченные отношения, на которые младший школьник даже не обратил внимания, - становятся для подростка предметом раздумий, сопоставлений. На все он начинает смотреть с новых, философских позиций, все подвергает теперь внутренней моральной оценке. «Если в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир вещей- их путь, причинно- следственные связи и зависимость, то в годы отрочества перед ним открывается мир идей,» - так определял природу внутреннего переворота, происходящего в подростке, В.А. Сухомлинский (113, 172). Вместе с тем «Примерное содержание воспитания школьников» (под ред. И.С. Марьенко) рекомендует формирование у подростков таких нравственных качеств личности, как: доброта, любовь и чувство признательности родителям и другим членам семьи; уважение к учителю, отзывчивость, умение приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; способность поддержать товарища в беде, тактично сказать ему правду, помочь найти правильное решение, разделить с ним его радость; понимание принципа «человек человеку- друг, товарищ и брат» и желание следовать этому принципу; товарищеские отношения между мальчиками и девочками; доброжелательность, приветливость, сердечность; почтительность к старшим и заботливое отношение к младшим, привычка заботиться о них; непримиримое отношение к пережиткам прошлого в сознании и поведении людей, к несправедливости, равнодушию, эгоизму, индивидуализму, буржуазной морали. Самые прекрасные, гуманистические качества человека должны формироваться именно в подростковом возрасте. Изучая фактическое состояние уровня развитости гуманистических качеств у подростков 9 - 10-х классов, мы преследовали следующие цели: 1. Выявить характер представлений и понятий подростков о традициях гуманных отношений людей. 2. Определить отношение подростков к гуманным и антигуманным качествам своих товарищей и других людей. 3.Определить уровни развития гуманных отношений у подростков с целью учёта этих уровней в дальнейшей воспитательной работе с ними. «Процесс воспитания эффективен тогда, - пишет А.В. Мудрик, - когда педагоги знают уровень воспитанности школьников и уровень развития коллектива и, планируя любые воздействия, исходят из этого знания, знают механизмы общения вообще и реальную картину межличностных отношений во введенном им коллективе, в частности» (82, 78). Одни исследователи выделяют пять уровней воспитанности учащихся, другие - четыре. Мы же, соглашаясь с выводом Н.И. Монахова о том, что наиболее доступной и вполне достаточной для целей воспитательной работы является трехбалльная система оценки различных конкретных уровней развития определенного морального качества, выделили только три уровня развития гуманных отношений: высокий, средний и низкий (81,63-70). Высокий уровень характеризуется осознанным и сопереживаемым отношением подростка к людям, ко всей окружающей действительности. Систематические гуманные поступки являются нормой его поведения, внутренней нравственной потребностью. Быть в гуманных отношениях с товарищами, близкими и вообще со всеми окружающими является нормой его жизни. Он знает и помнит народные традиции гуманных отношений и выполняет их, не задумываясь, непримирим к всякого рода проявлениям зла и антигуманным поступкам.

Похожие диссертации на Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана (Историко-педагогический аспект)