Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Александрова Илона Викторовна

Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников
<
Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Александрова Илона Викторовна. Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Петрозаводск, 2002 144 c. РГБ ОД, 61:02-13/2003-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА КАРЕЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 10

1.1 Формирование нравственных взаимоотношений дошкольников как педагогическая задача 10

1.2 Воспитательные возможности фольклора Карелии 21

1.3 Игра как фактор формирования нравственных взаимоотношений дошкольников 35

1.4 Особенности детей среднего дошкольного возраста и их учет в формировании нравственных взаимоотношений детей 47

ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА КАРЕЛИИ 61

2.1. Характеристика реальных взаимоотношений дошкольников до проведения опытной работы 63

2.2. Процессуальность педагогических приемов присвоения дошкольниками моральных представлений, заложенных в карело-финском эпосе «Калевала» 80

2.2.1. Информационный этап 81

2.2.2. Оценочный и коррекционно-действенный этап 84

2.2.3. Закрепляющий этап 95

2.3. Характеристика взаимоотношений детей после проведения опытной работы 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 139

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 142

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 143

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ формирования нравственных взаимоотношений дошкольников обусловлена интеграционными процессами, происходящими в современном мире и определяющими необходимость поиска культуросообразных способов регулирования взаимоотношений в сотрудничестве, партнерстве, сотворчестве. В настоящее время, как никогда ранее необходима личность, свободно проявляющая себя в социальной и духовной сфере, творчески познающая мир, умеющая транслировать опыт позитивного социального взаимодействия.

Комиссии ООН, ЮНЕСКО постоянно рекомендуют в организации всей системы воспитания внедрять новое направление - «Образование для устойчивого развития» начиная с детского сада. Именно к этому призывает обширная программа «Повестка дня на 21 век», принятая ООН в 1997 году. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего развития. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что «приобщаясь к миру других людей, сопереживая им, подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение ко всему окружающему».

Проблема формирования нравственных взаимоотношений одна из важнейших в системе нравственного воспитания. Особую социальную значимость приобретает формирование нравственных взаимоотношений детей в настоящее время, когда возникают многообразные межнациональные конфликты.

Психологические основы формирования взаимоотношений дошкольников представлены в трудах Б.Г.Леонтьева, В.П.Мясищева, С.Л.Рубинштейна. Значение нравственных взаимоотношений в становлении личности на различных возрастных этапах, особенно на этапе дошкольного детства,

4 подчеркивается в исследованиях Г.И.Бабаевой, Т.Е.Конниковой, Т.А.Марковой, Л.А.Пеньевской, С.Л.Петериной, Е.И.Радищевой.

Фундаментальной основой культуры взаимоотношений людей является высокий уровень духовности каждого человека и общества в целом, что обеспечивается н том числе, и путем приобщения к национальным традициям, фольклору.

Различные жанры фольклора оказывают на детей большое воспитательное воздействие. Изучение и анализ литературы, личный опыт работы позволили сделать вывод о том, что наибольшие возможности для формирования нравственных взаимоотношений представляет устное народное творчество и игры. Фольклористі,! и педагоги (Б.П.Аникин, А.П.Велик, Л.Д.Вавилова, С.М.Лойтер, М.Н.Мельников, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова) неоднократно подчеркивали высокие воспитательные возможности устного народного творчества: учет особенностей детского восприятия, эмоциональность, отсутствие навязчивых поучений, пример высоконравственного поведения и отношений. Фольклорные произведения раскрывают самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклорные образы в доступной форме представляют детям понятия о добре и зле, красоту человеческих взаимоотношений, необходимость сопереживания и взаимопомощи.

Недостаточное внимание к проблеме включения регионального компонента в систему нравственного воспитания детей дошкольного возраста определило проблему: поиск условий эффективного формирования нравственных взаимоотношений дошкольников. С учетом актуальности проблемы, значимости ее решения для теории и практики дошкольного воспитания сформулирована тема исследования: «Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников».

Исследование осуществлялось по плану научно-исследовательской работы кафедрь! педагогики Карельского государственного педагогического университета.

5 Объект исследования: нравственные взаимоотношения детей в условиях детского сада.

Предмет исследования: использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников.

Цель исследования: поиск условий, при соблюдении которых формирование нравственных взаимоотношений дошкольников посредством фольклора Карелии будет эффективным.

Гипотеза исследования: использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников будет эффективным при следующих условиях:

если из всего многообразия фольклорных произведений будут отобраны те произведения, которые соответствуют психолого-педагогическим возможностям восприятия детей дошкольного возраста;

если ознакомление детей с фольклорными произведениями будет происходить согласно теории личностного присвоения моральных знаний, то есть оно пройдет следующие этапы: информационный; оценочный, коррекционно-действенный, закрепляющий;

если присвоенные детьми моральные знания, заложенные в фольклоре, будуі закрепляться в игровой деятельности;

если игровая деятельность, побуждающая детей проявлять качества характерные для нравственных взаимоотношений, будет построена с усложнением задач, содержания и возможностей проявления детьми самостоятельности.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач:

провести анализ исследований о фольклоре Карелии и его воспитательных возможностях;

из всего многообразия фольклорных произведений отобрать те, которые могут способствовать формированию нравственных взаимоотношений дошкол ьн и ков;

осуществить процессу ал ьность присвоения дошкольниками

моральных знаний, заложенных в фольклоре;

- определить условия формирования нравственных взаимоотношений

дошкольников посредством фольклора Карелии.

Методологическую основу исследования составили: психологическая теория личности как субъекта деятельности (В.И.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн); личностно-ориентированный подход к нравственному воспитанию (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин); теория ориентации личности на социально-значимые ценности (Т.К.Ахаян, А.В.Блинова, М.Г, Казакина, А.В.Кирьянова).

.Теоретическая часть исследования сложилась на основе изучения исследований в области дошкольного воспитания (Л.В.Артемова, Т.И.Бабаева, Л.Д.Вавилова, Т.И.Горбатенко, В.А.Горбачева, Г.Н.Година, И.С.Демина, Р.И.Жуковская, MB. Крулехт, В.Г.Нечаева, Л.А.Пеньковская, С.Л.Петерина, Т.А.Репина, В.В.Холмовская) Решение поставленных задач и проверка исходной гипотезы обеспечивалась следующими методами исследования: анализ психолого-педагогической литературы и специальных исследований; изучение и анализ педагогического опыта; диагностические методы (прямое и косвенное наблюдение, социометрический метод); праксиометрические методы (анализ продуктов детской деятельности); экспериментальные методы: методы статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования. На констатирующем этапе исследования базой являлись ДОУ № 118; 120 г.Петрозаводска, ДОУ № 7 г.Суоярви, № 4 г.Кеми.

В констатирующем эксперименте принимало участие 128 детей среднего дошкольного возраста. На этапе опытно-экспериментальной работы основной базой являлось дошкольное образовательное учреждение № 118 г.Петрозаводска, в эксперименте участвовало 34 ребенка.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет. Первый этап исследования (1996-1997 г.г.) был посвящен изучению и

7 анализу воспитательных возможностей фольклора Карелии для формирования нравственных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Основное внимание было обращено на изучение психолого-педагогической и фольклористической литературы.

Второй этап исследования (1998-1999 г.г.) связан с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета исследования. Внимание диссертанта было сосредоточено на выявлении неиспользуемых воспитательных возможностей фольклора Карелия в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Был организован диагностический эксперимент.

Третий этап исследования (1999-2000 г.г.) посвящен реализации программы формирующего эксперимента, направленного на разработку и практическую апробацию процессуальности педагогических приемов присвоения и закрепления дошкольниками моральных представлений, заложенных в карело-финском эпосе «Калевала» с целью формирования на их основе нравственных взаимоотношений.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов
исследования заключается в том, что в нем поставлена и решена актуальная
научно-практическая задача, связанная с проблемой нравственного
воспитания детей дошкольного возраста путем приобщения детей к
региональному фольклору; исследована и охарактеризована сущность
понятия «нравственные взаимоотношения дошкольников», как сложного и
необходимого компонента нравственной культуры личности; определены
критерии и показатели их сформированное у детей среднего дошкольного
возраста; теоретически обоснована и в опытно-экспериментальной работе
апробирована процессуальность формирования нравственных

взаимоотношений дошкольников и педагогические приемы их организации средствами фольклора Карелии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы советы и рекомендации к осуществлению работы по

8 формированию нравственных взаимоотношений дошкольников средствами фольклора, определены моральные знания, заложенные в фольклорных произведениях . На защиту выносятся следующие положения:

эпос «Калевала» при условии использования адаптированного варианта может быть эффективным средством формирования нравственных взаимоотношений дошкольников;

при отборе глав «Калевал ы» для формирования нравственных взаимоотношений необходимо учитывать возможности детей среднего дошкольного возраста: потребность в активной, эмоционально окрашенной деятельности, стремление к самостоятельности, к познавательному общению, развитие различных видов деятельности и, в первую очередь, игровой, развитие речи, способности к самоанализу и рефлексии;

процессуальное']'!, присвоения дошкольниками моральных знаний о взаимоотношениях - от информационного этапа (знакомство с нравственным содержанием эпоса «Калевала») - к оценочному этапу (соотнесение детьми моральных знаний, полученных в результате знакомства с эпосом «Калевала», с собственным жизненным опытом) - к коррекционному и действенному этапам (участие в созданных ситуациях, когда дети поступают в соответствии с полученными ранее моральными знаниями) - к закрепляющему этапу (участие в игровых и жизненных ситуациях, закрепляющих инициативу и самостоятельность в установлении и поддержании нравственных взаимоотношений);

методические основы использования фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений (анализ содержания эпоса «Калевала» в соответствии с поставленными задачами; чтение выбранных глав эпоса с учетом разработанных требований; беседы с детьми о прочитанном; организация различных видов детской деятельности;

9 обращение к опыту детей; использование полифункционального игрового материала; поощрение инициативности и самостоятельности детей в проявлении нравственных взаимоотношений).

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены методологическими основаниями выполненного исследования; репрезентативностью выборки изучаемых явлений; комплексным использованием методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования. Ход, результаты и выводы исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Проблемы, поиски, решения. Вступая в образование 21 века» в Петрозаводске в 2000 году, на межрегиональной конференции «Здоровый дошкольник: социально-оздоровительные технологии Северо-Западного региона России» - в Петрозаводске в 2001 году, научных конференциях в Карельском государственном педагогическом университете, на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики КГПУ, советах факультета дошкольного образования КГПУ, проблемной лаборатории аспирантов. Материалы исследования используются в ходе изучения курса дошкольной педагогики студентами очного и заочного отделений факультета дошкольного образования; в публикациях автора об использования фольклора в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников.

Формирование нравственных взаимоотношений дошкольников как педагогическая задача

Понятие «нравственные взаимоотношения» обусловлено ходом общественно-исторического развития человечества. В разные эпохи на первый план выдвигались различные положения. В современных исследованиях нравственных взаимоотношений [11, с. 57] рассматриваются следующие аспекты этого понятия:

- понятие «нравственные взаимоотношения» относится к сфере общественного сознания. Нравственность является формой общественного сознания, и, следовательно, ее элемент нравственные взаимоотношения - также относятся к данной сфере.

- Нравственные взаимоотношения - один из видов идеологический отношений .

- Нравственные взаимоотношения включаются в реальный процесс общественной жизни .

- Нравственные взаимоотношения носят объективно-субъективный характер. Они объективны, потому что детерминированы общественным бытием и их содержание предопределено характером экономических, политических и других общественных отношений. Нравственные взаимоотношения субъективны, так как реально складываются при непосредственном участии людей, под влиянием их сознания .

- Нравственные взаимоотношения - это специфические отношения людей, выступающие аспектом, стороной всех отношений, не имеющие своей, только им свойственной сферы проявления и присутствующие в любом виде человеческих взаимосвязей.

- Нравственные взаимоотношения - это сочетание ценностных ориентации, принципов, идеалов, убеждений, норм и правил поведения. На их основе определяются положительные или отрицательные значения тех или иных поступков, явлений, совершается их моральная оценка. В них реализуются требования морального общественного сознания, которое заключается в определенном сочетании интересов личности и общества.

Нравственные взаимоотношения представляют собой результат взаимодействия между людьми и играют существенную роль в характере процесса взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют взаимоотношения. [89, с. 48]

Несмотря на разницу в подходах к определению понятия «нравственные взаимоотношения» существует ряд общих компонентов [11, с. 67]

- определенный уровень морального сознания личности: моральные знания, представления, понятия, нравственные оценки;

- развитие нравственных чувств и переживаний, усиливающих действенный характер взаимоотношений;

- определенная морально-волевая готовность личности, формирование активных нравственных мотивов поведения; овладение необходимыми способами и формами поведения, обеспечивающих практическую реализацию данных взаимоотношений.

Рассмотрим более подробно эти компоненты по отношению к формированию нравственных взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Знания о взаимоотношениях детей, их взаимопомощи, доброжелательности имеют непосредственное отношение к реальному поведению, взаимоотношениям и организации деятельности детей. Знания сами по себе относительно нейтральны к нравственности, но как только они затрагивают чувства ребенка, вызывают его переживания, их информативная функция приобретает нравственно направленное влияние на личность.

Нравственные представления, понятия лежат в основе формирования у человека системы ценностей на основе которых, в свою очередь, формируются нравственные взаимоотношения. Немаловажной представляется и взаимосвязь нравственных представлений и нравственной оценки. Оценка служит познанию мира других людей, собственного внутреннего мира. В оценке выделяются две ступени [8, с. 65]

1. Сравнение, сопоставление изучаемого объекта с эталоном. В человеческой культуре исторически выработаны обобщенные этические эталоны. Ребенок постигает их в процессе взаимоотношений с другими людьми. В ходе взаимоотношений он постоянно сталкивается с необходимостью применения па практике усваиваемых норм поведения, общения, приспособления тих норм к разнообразным конкретным ситуациям. Эталон взаимоотношений должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, реализовываться в практической, интересной ребенку деятельности, в первую очередь, в игровой.

2. Формирование значимости объекта для субъекта. В этом плане объекты представляются как ценные, полезные, хорошие, выгодные, Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими людьми. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов организации взаимоотношений. Особое значение имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям и их оценке.

Воспитательные возможности фольклора Карелии

Нравственные взаимоотношения сформировались в результате длительного исторического развития, в процессе осознания, обобщения стихийно складывающихся практических действий первобытных людей. Многократное повторение оценки человеком сходных поступков приводит к появлению определений добра и зла, к выработке нравственных чувств, позволяющих оценивать поступки окружающих людей и свои собственные. [145, с. 17]

Существование и развитие нравственных взаимоотношений людей связано с общественной практикой, с конкретными историческими формами общественных отношений, с теми изменениями, которые происходят в социальной структуре общества. Общественные отношения обусловливают ориентацию людей в мире ценностей, выбор нравственных норм, которыми они руководствуются в своем поведении и построении взаимоотношений.

Традиции, как наиболее устойчивые явления общественного сознания, проявляются в нравах, обычаях, методах производственной работы, во взаимоотношениях между людьми, во взглядах, образе жизни, поведении, культуре, морали. Народный воспитательный опыт сохраняется в большей мере в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, быту. [145, с. 23]

В фольклоре получили выражение идеалы воспитания, источники многих педагогических принципов и правил. Как отмечает А.П.Орлова [107, с. 60], в былинах, пословицах, поговорках, песнях и сказках заключается специфический моральный кодекс - система норм и правил поведения и взаимоотношений. Фольклорные произведения способствуют воспитанию таких качеств как любовь к Родине, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим.

Фольклорные произведения разных народов имеют между собой много общего: они прошжедуют победу добра над злом, необходимость жизни в согласии друг с другом, уважение к старшим и заботу о младших. Но фольклор разных стран и пародов имеет свои особенности, свой колорит.

Особенностью фольклора Карелии является то, что на ее территории на протяжении многих веков проживают несколько народов, находящихся в постоянном взаимодействии, и оказывающих друг на друга влияние в различных областях жизни, в том числе и в фольклоре.

Существуют различные формы взаимосвязи фольклорных традиций разных народов:

1) типологическая -ее необходимым условием является сходство социально-экономических и исторических факторов, которые и порождают аналогичные мотивы, образы, коллизии и сюжеты в фольклоре;

2) генетическая - она существует между фольклорными традициями родственных между собой народов;

3) заимствование целых сюжетов одним народом у других;

4) взаимовлияние - в том случае, если оно широкое и непрерывное, наблюдается становление до некоторой степени единой фольклорной традиции.

Проявление вышеперечисленных форм характерно для Карелии, так как на ее территории проживают и родственные по своему происхождению народы (например, пароды финно-угорской группы), а длительное совместное проживание способствовало взаимовлиянию традиций этих народов с русскими традициями.

В этнокультурном развитии финно-угорских и славянских народов, проживающих на территории Карелии, проявляется история тесных разносторонних экономических, политических и культурных контактов. Непрерывный процесс взаимодействия разных народов способствовал лучшей сохранносш произведений фольклора Карелии, ибо целый ряд сюжетов, мотивов не исчезал из данной традиции благодаря активному бытованию в соседствующей. [67,с.24]

Благодаря взаимовлиянию различных традиций обогащались и воспитательные возможности фольклора Карелии. Произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие потребностям воспитания детей. Детский фольклор, по словам Г.С.Винофадова, «вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа», [84, с.37]

Характеристика реальных взаимоотношений дошкольников до проведения опытной работы

Опираясь на изложенньїе в первой главе результаты теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы, были поставлены задачи изучения потенциальных возможностей фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций по организации данной работы в дошкольных учреждениях. В опытной работе мы использовали карело-финский эпос «Калевала» и народные игры Карелии.

Для решения поставленных задач были проведены исследования в средних группах дошкольного образовательного учреждения № 118 города Петрозаводска.

Одним из первых направлений организации опытной работы было изучение взаимоотношений между детьми, которое проводилось с использованием методики Т.А.Репиной.

Подготовка к: исследованию заключалась в подборе картинок по три штуки на каждою ребенка и шесть запасных, предназначенных на тот случай, если ребенок захочет сделать больше выборов, чем ему предложит экспериментатор. Исследование проводилось в виде игры «Секрет», так как для детей данного возраста наиболее приемлем «выбор в действии», который предполагал выбор картинки в подарок другому ребенку. Кроме того, данный подход связан с темой нашего исследования, так как, выбирая картинки для другого ребенка, дошкольники проявляли свое положительное отношение к сверстникам. Уже в самом процессе выбора ребенка картинки для своего товарища проявлялись взаимоотношения детей. Так, например, Лера Г. самые красивые картинки хотела оставить для себя, а менее яркие и привлекательные, подарить другим детям. Проведение исследования в виде игры обеспечивает так же непосредственное проявление симпатий и антипатий детей. Осуществлялись исследования таким образом, чтобы дети не могли влиять на выбор друг друга.

Игра «Секрет» проводилась в первую половину дня. Каждого ребенка просили по собственному желанию подарить три картинки трем детям группы. Каждый выбор заносился в таблицу (Приложение № 2). Затем устанавливалось количество выборов, полученное каждым ребенком. Это число измеряет положение ребенка в системе личностных взаимоотношений, его социометрический статус. Без его учета, без определения причин того или иного положения, невозможно формирование нравственных взаимоотношений дошкольников.

Исследователи (Л.А.Венгер, В.С.Мухина) выделяют благополучное и неблагополучное статусное положение:

- «звезды» и «предпочитаемые» эти положения ребенок чаще всего занимает за красоту, обаяние, за успехи в каком-либо виде деятельности, общительность, готовность помочь. Это дети, получившие максимальное количество выборов.

- «Пренебрсгасмыс» и «изолированные» - такие дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность. 1 эту группу дети попадают по многим причинам: из-за частых болезней или отсутствия в группе по каким-либо другим причинам; из-за физических недостатков; неаккуратного внешнего вида; из-за невладения навыками общения и деятельности. «Пренебрегаемые» дети получают минимальное количество выборов, а «изолированные» дети не получают ни одного выбора.

Проведенное исследование дало следующие результаты:

- «звезды» (шесть и более выборов) - 2 ребенка: Витя С, Никита Т.

- «предпочитаемые» (от трех до пяти выборов) - 18 детей.

- «пренебрегаемые» (один - два выбора) - 10 детей.

- «изолированные» (нет выборов) - 4 ребенка: Пасія II., Лера Г., Ростик М., Вика С.

Полученные результаты говорят о не совсем благополучной ситуации в межличностных отношениях детей, т.к. много препебрегаемых и изолированных детей. Для того чтобы организовать работу но коррекции и формированию нравственных взаимоотношений, необходимо было проанализировать возможные причины сложившегося положения.

С этой целью были составлены характеристики детей, попавших в категории «звезд» и «изолированных».

Витя С. является единственным ребенком в семье. Родители уделяют его воспитанию много внимания. И в детском саду, и дома Витя доброжелателен, с уважением относится к старшим. Мальчик живой, энергичный и вместе с тем уравновешенный, имеет высокий уровень умственного и речевого развития. Витя самостоятелен в самообслуживании, часто оказывает помощь другим, например, в процессе одевания. Охотно выполняет поручения воспитателя.

Похожие диссертации на Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников