Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников Назникова, Зоя Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назникова, Зоя Ивановна. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Характер общественных преобразований на современном этапе предъявляет все возрастающие требова- . ния к раскрытию индивидуально-творческого потенциала человека. В связи с этим на новую ступень должен подняться процесс целенаправленного, комплексного развития одного из определяющих качеств лич- ' ности - творческой активности. Социально-педагогическая значимость поставленной проблемы выдвигает необходимость привлечения к ее решению широкого круга воспитывающих факторов окружающей природно-социальной среды, к числу которых относятся и народные художественные традиции.

Воспитание творческой, личности не шслится без приобщения ' школьников к искусству. Произведения изобразительного искусства, в основе которых заложены народные художественные традиции, представляют собой огромную художественную ценность. В то же время они . как специфическая форма духовно-практического освоения окру- . жающего лира, по признанию многих педагогов /П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский/, философов /Э.А.Баллер, В.В.Ванслов, Л.Н. Столович/, искусствоведов /.Г.Л.Дайн, С.Б.Рождественская, А.В.Салтыков/, способны через эмоционально-чувственную сферу воздействовать на сознание человека, активизируя его интеллектуально-творческие качества и оказывая воспитывающее влияние на формирование личности в целом.

В народных художественных традициях заложен многовековой опыт поколений в области изобразительного творчества. Знакомство школьников с истоками народного искусства способствует эстетическому познанию и освоению иш окружащей действительности, расширений их кругозора знаний, овладению специальными умениями и навыками рабо- ты в области народного декоративно-прикладного искусства, доступных детям данного, возрастного периода. В результате ребенок накапливает опыт, создающий объективные предпосылки для раскрытия его творческих сил. .

На наш взгляд,.наиболее ценные качества народных художественных традиций должны "найти отражение.в содержании учебно-воспита-тельногр процесса по изобразительному искусству в начальных классах о целью развития творческой.активности младших школьников.

Занятия изобразительным искусством являются одним из интересных и эмоционально-увлекательных видов деятельности в младшем школьном возрасте. В их содержании заключены неограниченные воспитательные возможности в деле раскрытия творческого потенциала человека. Этому посвящены исследования ряда ученых /Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.И.Киреенко, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Г.В.Лабунская, В.С.Щербаков и др./, определяющих тлзорческий процесс в изобразительной деятельности как единое, целостное явление, в котором все . стороны формирования творческих качеств личности находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Реальное использование народного искусства в педагогической практике рассматривалось авторами работ о специфике детского художественного творчества /А.В.Бакушинский, В.С.Воронов, Н.П.Сакули-на и др./. Указывая на реалистическую тенденцию содержания предметов народного искусства, их распространение б быту, условно-декоративную трактовку образа, его выразительность и цветовое решение, исследователи выявили соответствие данных особенностей народного искусства детским изобразительным возможностям.

Беря за основу указанные работы, мы особое внимание обращали на исследования, посвященные проблемам развития творческих качеств личности школьников средствами изобразительного искусства на основе использования народных художественных традиций.

Анализ работ по этим вопросам показал, что к проблеме использования народных традиций в педагогической практике обращаются многие авторы. Однако.выявленные потенциальные возможности художественных традиций в формировании личности ограничиваются отдельными аспектами воспитательного процесса.

Так, в ряде исследований традиции народного искусства рассматриваются в качестве средства нравственного /С.С.Горбенко, А.А.Данилов, П.В.Лосюк и др./, патриотического /Н.Г.Коидзе, Г.В.Цухамет-зянова и др./, эстетического /Р.В.Калистру, А.М.Магомедов, В.Д.Ха-лилов, Р.Хасанов и др./ воспитания.

В исследованиях В.И.Аглаевой, А.Т.Рыбкика, Г.А.Хамидулиной, А.С.Хворостова и других определяются место и роль народного декоративно-прикладного исзусства во взаимосвязи художественно-эстетического и трудового яоспитания.

На материале народного декоративно-прігаладного искусства З.А.Богатеева, А.А.Грибовская, D.B.Максимов, Р.Н.Смирнова, Н.Б.Ха- .

лезова и другие рассматривают процесс художественно-творческого воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема использования народного искусства в учебно-воспитательном процессе по изобразительному искусству разрабатывается и в методической плане /Е.С.Асыдханов, Л.Н.Любарская,. В.М.Тым-кив и др./. Ведущее положение среди них занимает исследование, проведенное Т.Я.Шпикаловой, по использованию народного искусства в области художественного образования и эстетического воспитания учащихся.

Анализ научной литературы показывает, что проблемы, связанные с формированием творческих качеств личности освещены с достаточной полнотой, чего нельзя сказать о выявлении воспитательного воздействия народных художественных традиций в целях развития творческой активности младших школьников в системе занятий по изобразительному искусству. Об этом свидетельствуют'и данные констатирующего изучения состояния исследуемой проблемы. Так, в учебно-воспитательной работе учителями начальных классов редко выделяется художественная ценность произведений традиционного народного творчества, показывается их связь с творческой деятельностью современных мастеров изобразительного искусства. Остается невыявленным воспитательный потенциал народного художественного наследия. Не уделяется внимания развитию на этой основе творческой активности младших школьников, а также преемственности в этом деле между возрастными группами.

В практике работы общеобразовательных школ еще несистематически осуществляется процесс изучения местных народных художественных традиций и применения их в развитии творческой активности учащихся начальных классов. Вместе с тем, сложившиеся в конкретном регионе народные художественные традиции имеют свое историческое развитие, специфические культурно-демографические особенности. Поэтому результаты исследований, касающихся одних регионов нельзя механически переносить на общеобразовательные школы других регионов.

Таким образом, объективная значимость и недостаточная разработанность проблемы использования народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьни- ков требуют специального научно-педагогического исследования . и внедрения в практику работы начальной школы.

В связи с этим была сформулирована проблема нашего исследования, ,которая заключается в определении педагогических условий эффективного использования народных художественных традиций в развитии творческой активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Разрешение этой проблемы есть цель нашего исследования в рамках темы: "Использование народных художественных традиций ісак средство развития творческой активности младших школьников".

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - процесс использования народных художественных традиций как средство развития творческой активности учащихся начальных классов в учебно-воспитательной работе.

Задачи исследования;

  1. Обосновать сущность творческой активности, разработать ее критерии и показатели применительно к учащимся начальных классов. На этой основе дифференцировать учащихся по степени и характеру проявления у них творческой активности.

  2. Выявить возможности народных художественных традиций как средства развития творческой активности младших школьников.

  3. Определить оптимальные педагогические условия, способствующие развитию творческой активности учащихся на основе использования народных художественных традиций. . .

  4. Разработать методические рекомендации по эффективному использованию народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников.

Гипотеза исследования: народные художественные традиции могут" выступать эффективным средством развития творческой активности младших школьников, если осуществляется целенаправленность их использования в процессе формирования исследуемого качества личности, обращение к местному художественному материалу, организация . специальной художественно-творческой деятельности в системе ознакомления с народными художественными традициями. '

Методологическую основу исследования составляют положения философии, искусствознания,.психологии, педагогики о творческо-деятельностной сущности личности,. закономерностях ее формирования и развития, об искусстве как специфической форме общественного сознания.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования; теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнографической, искусствоведческой литературы; анкетирование; наблюдение; беседа; изучение результатов творческой деятельности учащихся; педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования служили общеобразовательные школы IP 2, 18, 20, 49, 52 г.Улан-Удэ, Сотниковская средняя школа Иврлгинского РОЮ Бурятии.

Исследование проводилось в три этапа с 1986 по I.99I гг.

На первом этапе анализировалось состояние исследуемой проблемы на опкте работы школ Бурятии; осуществлялось констатирующее изучение уровней развития творческой активности у учащихся начальных классов; разрабатывалась методика проведения формирующего эксперимента.

Второй этап исследования заключался в создании оптимальных педагогических условий использования народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников,- оргашзации опытно-экспериментальной работы в начальных классах.

На третьем этапа подводились итоги опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обосновании сущности творческой активности, разработке критериев и показателей определения уровней ее развития у учащихся начальных классов на основе использования народных художественных традиций; выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффектив- ность использования народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: изучение местных народных художественных традиций во взаимосвязи с обусловливающей их окружающей природно-социальной средой, организация специальной художественно-творческой деятельности учащихся в системе целенаправленного ознакомления с народными художественными традициями, введение в структуру урока проблемно-творческих задач с элементами занимательности, использование традиций изобразительного творчества народа в сочетании с различными видами фольклора; .в определении методики использования народных художественных традиций ,,направленной на совершенствование процесса развития творческой активное ти учащихся начальных классов.

Практическая значимость результатов исследования заключается

в разработке научно-методических рекомендаций, учебно-методических наглядных пособий по использованию народных художественных традиций в практике работы начальной школы, применение которых существенно повышает уровень развития творческой активности учащихся.

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы о творческом развитии личности, художественно-образном освоении действительности; применением комплекса методов исследования, адекватных цели, зада-чам.и гипотезе исследования; сочетанием количественного и качественного анализа материала; проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы; реализацией методических материалов.

Апробация исследования. Результаты проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования были доложены на межвузовской /Комсомольск-на-Амуре, 1987/, республиканской /Улан-Удэ, 1989/, Всероссийской /Улан-Удэ, 1989/ конференциях, Ленинских чтениях . /МПГУ имени В.И.Ленина, T99I/; внедрены в практику работы общеобразовательных школ № 2, 18, 20, 49, 52 г.Улан-Удэ, Сотниковской средней школы Иволгинского FOHO Бурятии, школы №56 г.Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

реализация воспитывающего и развивающего потенциала народных художественных традиций при условии их применения в качестве самостоятельного компонента учебно-воспитательного процесса;

совокупность критериев, определяющих высокий, средний, низкий уровни развития творческой активности учащихся начальных классов на основе использования народных художественных традиций;

педагогические условия использования народных художественных традиций как.средство развития творческой активности младших школьников: изучение местных народных художественных традиций во взаимосвязи с обусловливающей их окружающей природно-социальной средой; организация специальной художественно-творческой деятельности учащихся в системе целенаправленного ознакомления с народными художественными традициями; введение в структуру урока проблемно-творческих задач с элементами занимательности; использование традиций изобразительного творчества народа в сочетании с различными видами фольклора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.