Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя Иванова, Наталья Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова, Наталья Викторовна. Элементы театральной педагогики в системе профессиональной подготовки учителя : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Минск, 1993.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблема. Современный процесс развития цивилизации, характеризующийся кардинальными переменами в социальной, экономической, политической а других сферах общества, изменением содержания общественного бытия и сознания в целом, предъявляет новые требования к уровню образованности ладей, их интеллектуально-духовному потенциалу. В этих условиях со всей остротой встает проблема коренной перестройки сложившихся в мировой практике моделей образования. Создание новой отечественной образовательной системы невозможно без изменения модели профессионального педагогического образования. Учебный процесс в современной высией пно-ле чолжек обеспечить примат творческого саморазвития, самовоспитания, самообразования над передачей знаний, умений, навыков, должен быть ориентирован на "созидание созидателя".

Приоритетаой задачей отечественного педагогического образования, на современном этапе является формирование будущего педагога как гуманной, творческой личности, способной обеспечить эзрис-тическую.-'творческую продуктивность профессиональной деятельности. Реншие данной задачи обуславливает введение з педагогический процесс различного рода инноваций, обеспечивающих личностно-дея-тельносткый, личностно-гуманисткчесний, индивидуально-креативный, целостный, меадйсцвплянаркнй' подхода к формированию профессионального мастерства будущих педагогов. К таким инновациям можно отнести разработку и внедрение в учебный процесс педвуза курса "Основы педагогического мастерства" и дидактическую интерпретацию театральной педагогики. В последние годы элементы театральной педагогики все шире используются в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. Это обусловлено научно-методической разработанностью в данной педагогике проблем формирования человеческих п профессиональных качеств личности актера кек гуманиста, творца и мастера.

Театральная педагогика разрабатывалась в исследованиях Л.С.Станиславского, В.Й. Немировича-Данченко, М.АЛехова, с.В.Гиппиус; Г.В.Кристи, М.А.Абалкина, В.Я.Внленкина,.П.М.Ершова, А.Д,По-гова-, М.И.Кнебель, Г.А.Товстоногова, А.В.Зфроса и др. Ооновыва-. ясь на объективных законах физиологии « психологии, законах театрального искусства, открытых К.С.Станиславским, театральная педагогика решает вопросы овладения процессом творчества, развития

т* орческого потенциала актера в двпаостя а целом, выявления я развитая актерско-исподшиельсжих способностей и умений, овладения мастерством межличностного взаимодействия. Конечной целью театральной педагогики является Зорндрованив актэре как гуманной, твопческой личности, мастера. Развитие креативности актера, формирование его гуманистичнаста я мастерства осуществляется посредством системы творческих меїсдов и гаданий, разработанных в театральной педагогике, в частаостж, в таких ее разделах, как "Сценическая речь", "Сцвнвчесхсв движение", "Основа актерского мастерстве". По существу, методами театральной педагогика являются художественные методи театраяшэго искусства, адаптарован-нь:е к процессу обучения актера. Обучение посредством оистемы данных методов осуществляется на материале в в формах будущей профессиональной актерской деятельности, носит практический, развивающий характер. Поскольку цель а задачи театральной педагогики-я педагогического образования во итогом совпадают, то в педагогической науке и практике предпринимаются пои тки введения элементов театральной педагогике в процесс подготовки будущих учителей.

В последнее десятилетне разрабатываются методология н мето
дика использования театральной педагогики в дидактике высшей пе
дагогической школы. Внедрение аяементов театральной педагогики
в вузовский учебно-воспитательный щроцесс рассматривается в кон
тексте решения проблек формирования педагогического маетэрства.
При атом исследование данной проблемы осуществляется на уровне
выявления сходства и различия: -

педагогической и актерской делтелы'ости (Ю.П.Аааров, Э.А. Гришин, В.Н.Кан-Калих, И.ф.1^зизовоа, С.Л.Львова, Н.К.Щурко-ва){

отруктуры педагогического я актерского мастерства, и прежде всего техники педагога и актера (В.Н.Буяльскай, А.Ю.Декинцев, В.Ы.Коротов, А.С.Макаренко, М.Л.Портнов, И.Е.Сшшца,.В.А.Сухо-млннский, Ю.П.Їурчаганова, Н.Н.їарасевич, Я.В.Язовяцкий и др.);

педагогических и актерских способностей (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Девитов, Д.Х.Сануйленков, И.В.Страхов, Н.В.Рождественская а др.).

Особый интерес с точки зрения нашего исследования представляют работы А.Евстигнеева, М.Германа, Я.Г.'амонтова, Т.Маркарьяна,

Р.Кутепова, В. Успенского,, Сфриджана, Н.Г.Ксенофонтовой, Д.А.Бе-лухива,іН.ф.Вишняковой, М.О.С&ркавы и других ученых, а которых рассиатргааются воэможноста использования театральной педагогики в целях вовышония эффективности процесса формирования педагогического мастерства у студентов педвуза.

Обзор литературы с позацаа использования театральной педагогики в формировании педагогического мастерства студентов свидетельствует о широком охвате и гаубине изучения данной проблемы. Вместе с тем не стели объектов исследований такие аспекты . научаемой проблемы, как сиетеашв" подход к использованию форм и методов театральной педагогика,, творческая их модификация в условиях учебно-воспитательного цроц'аса педвуза. Отсутствие научного обоснования применения системы методов и раенообразных фор* театральной педагогика в обучении педагогическому мастерству студентов влияет на эффективность профессиональной подготовки; Это обусловило наш вкбср теш исследования "Элементы театральной педагогики в сисгеяе профессиональной подготовка учителя",, , . -

: Таким образом, объектом вашего исследозаная является процесс профессиональной подгдавэав учителя.

Предмет исследования — шшаенты театральной педагогики как средство обучения педароияесйому мастеретзу студентов,

: Цель исследования, состоят в научном обосновании целесооб
разности использования макни» театральной педагогики как ее
важнейшего элемента а обучения педагогическому мастерству оту-
дентов педвузе» разраоотке арготических рекомендаций по их при
менению в учебно-воспитатеашюв процессе, - .

Гипотеза исследования. ДаЯственным средством обучения педа
гогическому мастерству является театральная педагогика. Исполь
зование элементов театральной педагогики в обучении педагогиче
скому кастерству студентов педвуза окажется эффективным * еоли
будут обеспечены: -

системи подход к использованию методов теітральной педагогики (соблюдение радоткшшейаости и соподчинения в их применений);

творческая модификаї'ИЕ методов театральной, педагогики о учетом специфики педагогической деятельности;

творческое использование разработанных в театральной пе-

дагогике разнообразных $оры обучения мастерству;

- иіщи?идуальшгкреатяшшк характер обучения.

Для достижения цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

I. Изучить характер и нуги внедрения театрального искусства и театральной ледягогики в процесс подготовки учитьля и его профессиональную деятельность.

. 2. Выявить общее и специфическое в содержании педагогической и актерской деятельности.

  1. Охарактеризовать ведущие компоненты педагогического и актерского мастерства.

  2. Экспериментально проверить эффективность кспользозания системи методов театральной педагогики в обучении педагогиче- скому мастерству будущих учителей.

^Теореткко-методслогической основ ой исследования явились: диалектический подход к анализу сущности и явлений социальной жизни, искусства как формы общественного сознания, практически-духовного освоения действительности; искусствоведческие разработки таких понятий, гак "условность", "переживание", "переао-'площение"; _|шнше психологической науки о развитии-педагогических спосошоств)ї, роли Система Станиславского в творческом развитии, личности; -концепция формирования педагогического мастерства Полтавского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко; деятельностний и системный подхода к изучению педагогических проблем. Концептуальные положения проблема исследования были разработаны на 'основе идей педагогов, психог логов и, искусствоведов о возможности одновременной: применения ммойов общей и театральной педагогики при формировании у будущих учителей педагогического мастерства. Для решения поставленных задач использовались метода: ретроспективный анализ и обобщение педагогической теории и практики, обобщение и систематизация научных фактов, анкетирование с цельь выявления характера прс^васяоиальной неправленвостд^удущих педагогов, их личного . ошта^театральной деятельности, суждений о сходстве п^дагогичег-ской и актерской деятельности, влияния актерского творчества на качество-деятельности учителя, уховня развитости педагогических способностей, уровь. владения студентами педагогической техникой, наблюдение (непосредственное, долговременное) за профзссио-

нальной" педагогической деятельностью студентов, педагогический эксперимент по обучению педагогическому мастерству системой методов театральной педагогики, моделирование ситуаций из жизни детей, публичное устное выступление, самооценка уровня сформированное педагогического мастерства, статистическая обработка результатов.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1985-1986 гг.) изучалась философская, искусствоведческая, псиколого-педагогическая литература но проблеме исследования; выявлялось применение в учебшх-воспитательном процессе ШЛА им. А.М.Горького элементов театрального искусства и азатральной педагогики;' ^анализировались учвбно-меТодическиз разработки по педагогическому мастерству и опнт их использования, а также сформированность данного мастерства у студентов МИМ им. А.М.Горького; разрабатывались исходные теоретические положения и методика проведения эксперимента по обучению педагогическому мастерству, студентов системой методов театральной педагогика.

На втором этапе 4986-1990 гг.) осуществлялись: опытно-экспериментальное обучение педагогическому мастерству средствами театральной педагогики, в рамках учебного курса "Основы эстетической культуры и эстетического воспитания", внеаудиторной работы клуба "КОЛЕСО", инструктивно-методических сборов будущих вожатнх летних оздоровительных лагерей, проверка эффективности используемой нами системы методов.

На третьем этапе (1990-1992 гг.) провзрялась и уточнялись полученные в процессе экспериментального обучения данные, обобщались результаты я формулировались выводи.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ^ЯTШ
им. А.М.Горького (семь факультетов), клуб любителей искусств
"КОЛЕСО", средняя школа 8 135 г. Минска. Исследованием было
охвачено 827 студентов, 57 учителей и воспитателей, 112 учени
ков. '

Научная новизна п теоретическая значимость исследования
заключаются в следующем: ...

- научно обоснована необходимость системного использования методов театральной педагогики в обучении педагогическому мае-' терству студентов педвуза;

- выявлены экстенсивный характер и многоканальный способ
внедрения,' театрального искусства и театральной педагогики в
подготовку учителя и его профессиональную деятельность;

" - определены структурно-функциональные и процессуальные характеристики педагогической ;. актерской деятельности;

теоретически обоснованы реально-условный характер деятельности педагога и актера, зховдение в состав педагогических способностей способности к перевоплощению и выразительности;

установлено сходство в содержании ведущих компонентов педагогического и актерского мастерства.

Практическая значимость исследования:

  1. дагатзя практические рекомендации по использованию системы методов 'театральной педагогики и обучении педагогическому мастерству о'удущііх учителей;

  2. разработаны критерии к методы диагностики "форшрован-ности основ педагогического мастерства.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивалась; системным подходом к анализу педагогической деятельности; ориентацией на научные принципы анализа педагогических источников; четки.; обозначением теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовал аяализ педагогической и актерской деятельности с философских, психологических, педагогических, искусствоведческих позиций; комплексным рассмотрением предмета исследования (?сех компонентов педагогического мастерства, их связей и целостности процесса его формирования); использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных цели и задачам исследования; проведением исследования на методологическом, теоретическом и методическом уровнях: практическим подтверждением основных положений исследования в опытно-эксперкментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Принципиальное товдество и творческая однотипность педагогической и актерской деятельности, сходство компонентов иастерстза педагога и актера становятся предпосылкой'для исполь-. зования элементов театральной педагогики и прежде всего системы ее методов в формировании педагогического мастерства у студентов педагогического вуза.

  2. Творческое использование системы методов театральной пег

дагогики в учебно-воспитательном процессе педвуза повивает результативность обучения будущих учителей педагогическому мастерству, обеспечивает последовательность и комплексность формирования всех его компонентов.

3. Эффективность методов театральной педагогики в обучении педагогическому мастерству обеспечивается соблюдением следующих условий: а) комплексное применение данных методов; б) их творческая модификация с учетом специфики педагогической деятельности;

в) использование разнообразных форм театральной педагогики;

г) обеспечение индивидуально-креативного характера обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и методики воспитательной работы МГВД им.-A.M.Горького, на межвузовской научно-практической конференции "Взаимосвязь теоретической и практической подготовки будущего учителя в ВУЗе"1 (Минск, 1991 г.), Всесоюзной научно-практической конференции "Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя" (Полтава, 1991 г.). Методические разработки были апробированы на практических занятиях учебного курса "Основы эстетической культуры и эстетического воспитг :шяи" (музпед МГШ1 им. А.М.Горького, І985-І990 гг.), в условиях инструктивно-методических сборов будущих вожатых МГПИ им. A.M.Горького, Ї988, 1989, 1992 гг.), довузовской педагогической подготовки (подготовительное курсы !.'ГШ им. А.М.Горького, 1992 г.), в рамках деятельности клуба любителей искусств "КОЛЕСО" (ІЛГПИ им. А.»4.Горького, 1986-1990 гг.).

Структура и объем исследования. Диссертация состоит ит введения, двух г."ав, заключения, списка литературы (174 наименования), 8 таблиц, 5 схем, 8 прилоаений,'раскрывающих сущность опытно-экспериментальной работы.