Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Хаджимуратова Асет Даниловна

Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики)
<
Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики) Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хаджимуратова Асет Даниловна. Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры (на материале Чеченской Республики): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Хаджимуратова Асет Даниловна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Северо-Осетинский государственный университет им. Коста Левановича Хетагурова], 2016.- 180 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы эстетического воспитания младших школьников

1.1. Сущностная характеристика категорий «эстетическое воспитание», «младший школьный возраст», «национальная художественная культура» 17

1.2. Национальная художественная культура как основа содержания эстетического воспитания младших школьников (на материале Чеченской Республики)

48 Выводы 73

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами национальной художественной культуры

2.1. Содержание, педагогические условия и особенности реализации модели эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры .76

2.2. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников (на материале Чеченской Республики) 103

Выводы 118

Заключение 121

Библиография

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется необходимостью переоценки многих фундаментальных ценностей, требует изменения целей и задач обучения и воспитания. Сегодня общество все более отчетливо осознает необходимость внедрения духовных, эстетических и культурных ценностей в образовательную и личностную практику. Важным фактором нравственного, духовного и эмоционального развития учащихся, как известно, является эстетическое воспитание.

Одним из направлений совершенствования системы эстетического воспитания является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное. При этом наиболее действенным подходом в данном направлении, как показали многочисленные исследования, считается обращение подрастающего поколения к истокам культуры своего народа, представляющим самобытный и уникальный этнокультурный пласт. Посредством этой яркой, многогранной культуры необходимо воспитывать в нем уважение к традициям и обычаям, чувство патриотизма как к своей малой Родине, так и к стране, которая объединила множество народов и национальностей, повышая тем самым духовно-нравственный и культурный потенциал общества.

Актуальность исследования процесса эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры, обусловленная доминированием в современном обществе прагматического сознания, связана с требованиями общества повысить внимание к формированию и развитию у подрастающего поколения нравственно-эстетического отношения к человеку и окружающей среде, воспитать его в духе благородства, гармонии красоты и добра. Целесообразнее всего начинать этот процесс с младшего школьного возраста. Подспорьем при этом может выступить национальная художественная культура каждого из народов, населяющих нашу страну, формирующая как развитие духовно-ценностных ориентаций ребенка, так и эстетическое отношение к миру, обогащающее чувственно-эмоциональную сферу его личности. Использование богатейшего этнопедагогического потенциала народов многонациональной России, способного оказывать огромное воздействие на неокрепшую душу ребенка посредством этнокультурных образов, артефактов, произведений литературы, живописи и скульптуры, устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства, позволит решить важнейшую из задач, стоящую перед школой сегодня. Подобный подход, на наш взгляд, правомерен в связи с необходимостью сохранения, возрождения и развития национальной художественной культуры каждого народа. Для его реализации целесообразно использование народных педагогических средств, форм и методов, оказывающих воздействие на формирование и развитие личности младшего школьника.

Проблемам эстетического воспитания как процесса, в котором неразрывно связаны между собой идейно-политическое, трудовое, нравственное и физическое воспитание, посвящены работы выдающихся философов, психологов и педагогов прошлого и современности (Платон, Аристотель,

Ф. Аквинский, П.П. Блонский, М.Я. Василенко, Г. В.Ф. Гегель, Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, М.С. Каган, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Чернышевский и др). Прогрессивные отечественные педагоги, психологи и искусствоведы (Ю.К. Бабанский, Т.А. Барышева, В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, В.С. Кузин, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Б.Н. Неменский, М.Л. Скаткин, В.А. Сластенин и др.) рассматривали искусство как действенное воспитательное средство, важный фактор, влияющий на общее развитие ребенка.

Результаты изучения психологической природы детской изобразительной деятельности, ее особенностей и мотивации в разных возрастных периодах освещены в исследованиях А.В. Бакушинского, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Н.Н. Рыбникова; роли эмоций и чувств в воспитании школьников посвящены исследования Б.И. Додонова, Д.К. Доевой, Ф.К. Цаллаговой, А.Я. Чебыкина и П.М. Якобсона. Процесс формирования ценностных отношений в определенных видах деятельности описан в трудах Л.В. Куликовой, Н.Д. Никандрова, Т.В. Равкина, А.Д. Солдатенкова и Г.П. Савкина. Определенный вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного искусства внесли М.М. Байрам-беков, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Г.А. Магомедова, Б.М. Неменский, И.М. Раджабов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, Е.Е. Хатаев, А.С. Хворо-стов, С.Р. Чеджемов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и Т.В. Юсупхаджие-ва. Воспитательный потенциал этнокультурных народных традиций и возможность использования его в современной педагогике стал предметом исследования Ш. М-Х. Арсалиева, Э.А. Абдулатипова, Т.Х. Ахмадовой, И.К. Исхакова, М.Г. Камбулатова, А.М. Магомедова, Д.Б. Магомедова, И.В. Мусхановой, Ш.А. Мирзоева, Э.Л. Танклаевой, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой и др.

Однако следует отметить, что несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме эстетического воспитания школьников, описание множества путей его решения, использование в данном процессе потенциала национальной художественной культуры чеченского народа как основы эстетического воспитания не стало предметом специальных исследований.

Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта ведущих учителей республики, беседы с ними и учащимися школ Чеченской Республики показали, что проблема эстетического воспитания младших школьников с использованием средств национальной художественной культуры остается малоизученной, требует пристального внимания со стороны педагогической общественности; учителя изобразительного искусства республики испытывают определенные затруднения в связи с отсутствием методических рекомендаций по эстетическому воспитанию младших школьников средствами национальной художественной культуры. Все выше указанное в совокупности с собственным опытом образовательной практики позволило выявить ряд существующих в исследуемой области противоречий между:

- социальным заказом и потребностью современного общества в эстетическом воспитании младших школьников и недостаточным использованием для этих целей потенциала национальной художественной культуры,

слабой разработанностью теоретических основ ее использования в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы;

– современным уровнем развития эстетического воспитания подрастающего поколения в республике, глубинными изменениями, происходящими в чеченском обществе, и, как следствие, необходимостью формирования гармонично развитого, духовно богатого, эстетически воспитанного члена общества, адаптированного к негативным факторам социальной и природной среды;

– осознанием обществом необходимости осуществления процесса эстетического воспитания младших школьников как неизбежной реальности и потребностью чеченского народа сохранить свою национальную самобытную художественную культуру;

– потребностью современного общества в формировании эмоционально-ценностного отношения к изобразительной деятельности как важного компонента эстетической культуры личности, наличием богатого пласта национальной чеченской культуры и недостаточной разработанностью научно-методологической и практической базы его использования в образовательном процессе современной школы, отсутствием дидактических ориентиров для организации такой работы на основе национальной художественной культуры.

С учетом выявленных противоречий была сформулирована тема диссертационного исследования – «Эстетическое воспитание младших школьников средствами национальной художественной культуры».

Проблема исследования – каковы пути, формы и методы, обеспечивающие успешность процесса эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры. Разрешение выше обозначенной проблемы и стало целью исследования.

Объект исследования – процесс эстетического воспитания младших школьников в условиях регионального образовательного пространства.

Предмет исследования – содержание, педагогические условия и средства эстетического воспитания младших школьников на основе национальной художественной культуры Чеченской Республики.

Гипотеза исследования. Процесс эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры будет протекать наиболее успешно, если:

– феномен «эстетическое воспитание» теоретически обоснован как комплексное педагогическое явление в контексте современного этапа развития общества и системы образования;

– образовательный процесс строится с учетом результатов теоретико-методологического анализа особенностей эстетического воспитания младших школьников в условиях Чеченской Республики и их возрастных психолого-соматических особенностей;

– ценности художественной культуры чеченского народа рассматриваются как важнейшие компоненты системы эстетического воспитания младших школьников, содержательной основой эстетического воспитания является художественно-гуманистический и нравственно-эстетический потенциал чеченской национальной художественной культуры;

– выявлена совокупность факторов, оказывающих влияние на эстетическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения, и обеспечен комплекс необходимых для этого педагогических условий;

– разработана и реализована на основе национальной художественной культуры модель эстетического воспитания младших школьников, отражающая целостность образовательного процесса и позволяющая формировать и развивать личность каждого учащегося школы как носителя ценностей региональной культуры.

В соответствии с заявленной проблемой, выбранной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

на основе анализа существующей проблемы, имеющегося педагогического потенциала национальной художественной культуры определить специфику эстетического воспитания младших школьников в условиях образовательного пространства Чеченской Республики;

разработать и апробировать модель эстетического воспитания младших школьников в условиях образовательного учреждения национальной республики, в основу которой заложить использование богатейшего этно-педагогического пласта национальной художественной культуры;

выявить и обосновать педагогические условия, необходимые для реализации авторского подхода к эстетическому воспитанию младших школьников средствами национальной художественной культуры;

разработать критерии и уровни, позволяющие оценить степень эстетического воспитания младших школьников;

представить авторскую программу «Национальная художественная
культура Чеченской Республики» для учителей изобразительного искусст
ва, в основу которой заложить принципы преемственности и вариативно
сти.

Методологической основой исследования явились системный подход (П. К. Анохин, А. П. Беляева, Л. С. Бликштейн, Н. М. Воскресенская,

A. И. Галаган, Л. Н. Гончаров, М. С. Каган, В. В. Краевский,
Н. В. Кузьмина, В. Н. Садовский, М. Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий,

B. А. Ядов и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферо-
ва, Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, Г.А. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.И. Ми
щенко, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сласте-
нин, Л.Ф. Спирин, Н.Ф. Талызина, И.Н. Семенов, В.В. Столин, А.А. Тюков
и др.); культурологический подход (В. Библер, Э. А. Верб, В. Г. Воронцова,
Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, И. Ф. Игропуло; В. М. Розин,

C. Ю. Степанов и др.).
Теоретическую основу исследования составили концепции и теории

искусства, культуры, педагогические концепции и теории организации учебно-воспитательного процесса в школе, а также:

– труды ведущих ученых-философов (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Ю.Б. Бореев, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, В.И. Разумный, В.К. Скатерщиков и др.) по проблемам развития теории искусства и культуры;

– исследования по проблемам переосмысления эстетических и духовных ценностных ориентиров личности учащегося (В.В. Ванслов, Д.Б. Кабалевский, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко,

Б.Н. Неменский, М.А. Некрасова, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова, В.С. Кузин, И.М. Раджабов, Т.Я. Шпикалова, В.А. Цагарае-ва и др.), определяющие эстетическую ценность, художественную природу и место художественной культуры в эстетическом воспитании младших школьников;

– философско-психологические положения о сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

– психолого-педагогические положения о закономерностях и особенностях нравственно-эстетического развития младших школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.);

– идеи воспитания человека в контексте культуры (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Ильин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, З.К. Каргиева, Н.И. Кияшенко, И.Б. Котова, Т.П. Малькова, В.Я. Нечаев, В.И. Разумный и др.);

– идея использования потенциала народной художественной культуры в процессе обучения изобразительной деятельности (Ш.М-Х.Арсалиев, Г.Н. Волков, Д.К. Доева, А.М. Магомедов, И.В. Мусханова, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов, З.Б. Цаллагова, Т.Я. Шпикалова, Т.В. Юсупхаджиева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, педагогической, психологической, этнологической, искусствоведческой литературы; наблюдение (прямое, косвенное, включенное); праксиметрические методы (анкетирование, рисунок, устное рисование); констатирующий и формирующий эксперименты.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:

уточнены теоретические основы эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры;

выявлен богатейший педагогический потенциал одного из направлений художественной культуры – декоративно-прикладного искусства, обладающего следующими особенностями: древнее происхождение; распространенность; использование в повседневной жизни; условность; доступность восприятию ребенка; интегративность; утилитарность и эстетичность; способность выражать национальную идентичность;

определены и обоснованы педагогические условия, определяющие эффективность экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами национальной художественной культуры: направленность эстетического воспитания на личностное развитие младшего школьника; научность; необходимость учета возрастных, психологических и специальных особенностей восприятия детьми окружающего мира; учет взаимосвязи общей картины мира и мировой культуры; учет индивидуальных особенностей каждого школьника при восприятии произведений искусства; гармонизация и эстетизация его жизненного пространства; сознательное отношения его к прекрасному; разумный дидактизм (необходимый и достаточный); благоприятный эмоциональный фон на уроках; развитие творческих способностей у каждого школьника силами

своего предмета; интеграция усилий педагога, школы и семьи; реализация межпредметных связей; использование в данном процессе богатейшего потенциала национальной художественной культуры.

- с учетом выше обозначенных педагогических условий разработана и
апробирована модель эстетического воспитания младших школьников в
условиях образовательного учреждения национальной республики, пред
ставляющая собой концептуальное единство целевого (система целей эсте
тического воспитания), личностного (личности педагога и младшего
школьника, владеющие системой компетентностей), содержательного
(национальная художественная культура), технологического (методы,
формы, приемы, способы, технологии учебно-воспитательной работы) и
инструментального (средства обучения и воспитания) компонентов, отра
жает логику, последовательность и непрерывность освоения младшими
школьниками эстетических ценностей различных культур и одновременно
представляет собой процесс формирования их национальной самоидентич
ности;

- выявлены критерии, позволяющие оценить степень эстетического
воспитания младших школьников: наличие интереса к произведениям на
циональной художественной культуры, восприятие художественно-
декоративного образа, понимание национальных особенностей, присущих
произведениям декоративно-прикладного искусства, наличие эстетическо
го вкуса, определенного эмоционального восприятия художественных об
разов, способность младших школьников к логической взаимосвязи теоре
тического материала и практического рисования, сформированность худо
жественно-эстетических знаний, способность их применения и уровни эс
тетического воспитания младших школьников: низкий, средний и высокий.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что полученные данные вносят определенный вклад в расширение и углубление стоящих перед современным обществом проблем эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры; теоретически значима разработанная автором модель эстетического воспитания младших школьников и выявленные в ходе ее экспериментальной проверки педагогические условия, необходимые для ее эффективной реализации в образовательных учреждениях Чеченской Республики; создание авторской программы «Национальная художественная культура Чеченской Республики» для учителей изобразительного искусства, разработанной на основе принципов преемственности и вариативности, позволяет формировать исследуемый феномен; разработаны учебно-методические пособия «Национальная художественная культура и эстетическое воспитание школьников» и «Уроки декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников».

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы обеспечивают успешное решение проблемы формирования эстетической культуры младших школьников средствами национальной художественной культуры в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики. Разработанная авторская модель эстетического воспитания средствами национальной художественной культуры, опирающаяся на базовые ценности чеченского

народа, может быть использована при составлении программ отдельных дисциплин, в процессе обучения студентов в вузах педагогического профиля, при работе с родителями, адаптирована в образовательный процесс школ других национальных регионов.

Базой исследования стали общеобразовательные школы г. Грозного Чеченской Республики; респондентами выступили более 200 учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ (СШ № 8, СШ № 34 г. Грозного).

Организация и основные этапы исследования.

Первый этап (2011-2013 гг.). В ходе анализа литературы по проблеме исследования, изучения источников, накопления необходимого исследовательского материала уточнена проблема исследования, определены объект, предмет исследования, сформулирована рабочая гипотеза и необходимый для разрешения перечень задач.

Второй этап (2013-2015 гг.). Подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, разработана система эстетического воспитания, определены принципы, лежащие в ее основе, и педагогические условия, необходимые для ее успешной реализации, проведена опытно-экспериментальная работа по апробации данной системы в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, разработаны критерии и уровни, позволяющие судить о степени эстетического воспитания младших школьников.

Третий этап (2015-2016 гг.). Обобщен, уточнен и систематизирован накопленный в ходе опытно-экспериментальной работы теоретический материал; осуществлен анализ педагогического эксперимента и полученных в процессе его реализации данных, сделаны выводы, подведены итоги, основные результаты диссертационного исследования подготовлены для публикации в открытой печати, осуществлено оформление материалов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Эстетическое воспитание младших школьников – важнейшее стратегическое направление современного образовательного учреждения. Его успех во многом зависит от своевременно начатой работы в младшем школьном возрасте. Основными факторами, влияющими на формирование эстетически воспитанной личности, являются окружающая среда; возрастные особенности личности; интеграция усилий семьи, школы, педагога и самой личности в вопросах эстетического воспитания; доступность для нее художественных ценностей.

  2. Национальная художественная культура является эффективным средством эстетического воспитания школьников при соблюдении следующих педагогических условий: направленности эстетического воспитания на личностное развитие младшего школьника; научности; необходимости учета возрастных, психологических и специальных особенностей восприятия детьми окружающего мира; учета взаимосвязи общей картины мира с картиной культуры; учета индивидуальных особенностей каждого школьника при восприятии искусства; гармонизации и эстетизации его жизненного пространства; сознательного отношения его к прекрасному; разумного дидактизма (необходимого и достаточного); создания благоприятного эмоционального фона; развития его творческих способностей; инте-

грации усилий педагога, школы и семьи; реализации межпредметных связей; использования в данном процессе национальной художественной культуры.

  1. Частью национальной художественной культуры является декоративно-прикладное искусство – направление художественной культуры каждого из народов, эффективное средство воспитания эстетической культуры младших школьников при условии соблюдения следующих педагогических принципов: ориентации на личностное развитие; аккумуляции традиционного опыта поколений; формирования, поддержания и развития интереса к национальной культуре; приоритетного использования национальных художественных промыслов, способов и приемов художественного творчества; обеспечения синтеза содержательной и технологической составляющих в восприятии произведений декоративно-прикладного искусства; рациональной доступности предметов декоративно-прикладного искусства в качестве объектов изучения и изображения.

  2. Модель эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры представляет собой концептуальное единство целевого (система целей эстетического воспитания), личностного (личности педагога и младшего школьника, владеющие системой компетентностей), содержательного (национальная художественная культура), технологического (методы, формы, приемы, способы, технологии учебно-воспитательной работы) и инструментального (средства обучения и воспитания) компонентов, отражает логику, последовательность и непрерывность освоения младшими школьниками эстетических ценностей различных культур и одновременно представляет собой процесс формирования их национальной самоидентичности.

  3. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами национальной художественной культуры – это совместная деятельность педагога и младших школьников, направленная на формирование и дальнейшее развитие у них интегративного качества личности, характеризующегося системой представлений о красоте малой Родины – России – Мира.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, использованием методологически обоснованных теоретических положений, применением методов исследования, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты исследования обсуждались и получили одобрение на семинарах и заседаниях кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический институт» в 2011-2016 гг., на республиканских и всероссийских научных конференциях, посвященных проблемам художественно-педагогического образования и эстетического воспитания младших школьников: всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы педагогики: взгляд молодых» (Грозный, 2014); региональная конференция молодых ученых 2015 «Искусство – диалог культур» (Грозный, 2015); VI Международная научная конференция

«Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, 2015); Международная научно-практическая конференция «Новая наука: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2016).

Материалы исследования апробировались и внедрялись в практику обучения общеобразовательных школ №8 и №34 г. Грозного.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (230 наименований) и приложения.

Сущностная характеристика категорий «эстетическое воспитание», «младший школьный возраст», «национальная художественная культура»

Современный мир характеризуется активным развитием всех сфер жизнедеятельности и человек отражает реальность как рационально, так и эмоционально, посредством художественного творчества, связанного с эстетической сферой. Сегодня обществу нужен новый человек, человек культуры – творческая личность, созидатель материальных и духовных ценностей, с развитым художественным и эстетическим вкусом. Значение творческой активности растет во всех сферах жизни, не только в искусстве.

Как известно, одним из важных условий культуры личности, обеспечивающих ее развитие в соответствии с социальным и психофизическим становлением, является эстетическое воспитание, определение которого базируется на основе системного подхода. «Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. В процессе эстетического воспитания учащиеся приобщаются к ценностям, переводя их в духовное содержание. Выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей [227, 232].

Концепции и теории эстетического воспитания современной психолого-педагогической науки основываются на многовековой эстетической практике и эстетических знаниях, которые появились на самых ранних этапах развития человечества. Идеи эстетического воспитания зародились в далекой древности. У первобытных людей многие обряды и обычаи, наскальные изображения, орнаментально украшенные орудия труда и охоты целенаправленно использовались для передачи подрастающим поколениям накопленного чувственно-эмоционального опыта жизни и отношения к миру с точки зрения положительного или отрицательного значения [102, 23].

У истоков теории эстетического воспитания стояли античные философы Платон и Аристотель. Кульминацией развития древнегреческой эстетической мысли стал классический период ее развития (V-IV вв. до н. э). Само понятие «классический» подразумевает зрелость, совершенство, соразмерность, в том числе и эстетических концепций.

В трудах Платона и Аристотеля учение о воспитательной роли искусства еще только зарождалось, было исторически ограниченным, но, тем не менее, в их лице общество уже глубоко осознало огромную воспитательную силу искусства и стремилось овладеть этой силой, подчинить себе стихийную природу искусства, регламентировать его, сознательно влиять на развитие художественного процессах [227, 30].

Особое место в развитии эстетической мысли занимают русские мыслители, литературные критики и писатели XIXв.: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой Н.Г., Чернышевский и др. Здесь, прежде всего, следует назвать главу русской революционно-демократической философии, эстетики и литературы Н.Г. Чернышевского. Его всемирно-историческая заслуга состоит в том, что он сделал попытку рассмотреть все основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, искусство) с позиций материализма.

Велики заслуги в развитии мировой эстетической мысли Л. Н. Толстого, который выступил как страстный критик буржуазно-помещичьего строя и всех его институтов и идейных устоев. Он с большой энергией утверждал в искусстве принципы гуманизма, реализма, высокой нравственности, отстаивал искусство близкое и понятное народу, считая его необходимым средством общения между людьми.

С изучением и анализом философских основ эстетического воспитания становится ясным, что всякий исторический период имеет свою систему воспитания, определенный эстетический идеал, преподносит различные средства, формы и методы образования и воспитания, соответствующие как социальным, так и экономическим условиям развития общества (Аристотель, Конфуций, Г.В. Ф. Гегель, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, И.К. Ф. Шиллер, Д.И. Писарев и др.).

Национальная художественная культура как основа содержания эстетического воспитания младших школьников (на материале Чеченской Республики)

Острой, но, к сожалению, слабо решаемой в школьной практике проблемой, мы считаем формирование у младших школьников полноценного художественного вкуса, умения различать настоящие высокохудожественные произведения от предметов примитивного ремесленничества, художественных поделок. Эстетический вкус связан с восприятием явления, предмета или произведения искусства в их целостности, при этом восприятие и оценка выступают в единстве, а оценка определяется эстетическими ценностями личности. С эстетическим вкусом, характеризующим гибкость, чувство меры, устойчивость оценок, многосторонность и широту восприятия, появляется возможность более чутко, объективнее и дифференцированнее дать оценку эстетическим достоинствам объектов окружающей среды. Извращение вкуса проявляется чаще всего в таких формах как мещанство и эстетство (снобизм), тогда как развитый вкус всегда требователен и чуток к гармонии содержания и формы в этом явлении или предмете. Особенно это относится к изобразительному искусству и музыке, когда ребята недооценивают классику и часто увлекаются бездумным модернизмом. Дело усугубляются еще и тем, что средства массовой информации, телевидение и интернет в ущерб отечественному искусству широко популяризируют западную музыку и кинофильмы. В преодолении этой трудности мы видим один путь – широкое использование национальной, классической литературы, лучших образцов художественного творчества и народной музыки. Младших школьников необходимо обучать чувствовать красоту и гармонию настоящих произведений искусства, проявлять художественную избирательность и развивать стремление к повышению культуры поведения.

Еще одна задача эстетического воспитания – формирование эстетического идеала как цели и образца. Если под эстетическим идеалом мы подразумеваем образ совершенства, то идеалистическая эстетика констатирует, что идеальное находится только в искусстве, тем самым противопоставляя реальное и идеальное. Эстетический идеал, как правило, органически связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала, противоречивого в разделенном на классы обществе [117, 45].

Воспитание художественных и эстетических способностей связано с тем, что ребенок сам должен научиться создавать прекрасное и понимать, что только через труд человек может творить красоту. Здесь недостаточно будет дать ребенку свободу творчества, нужно еще дать ему для этого необходимые умения. Через художественную самодеятельность, кружки народного промысла, студии дети получают умения и навыки, которые помогают создавать прекрасное. Для ребенка должно стать привычным стремление сделать красиво, которое необходимо постоянно поддерживать. Воспитание эстетических потребностей не означает только стремление к поиску постоянно новых эстетических наслаждений. Потребность в прекрасном у личности должна присутствовать и развиваться, однако главным результатом эстетического воспитания является стремление к гармонии, к совершенствованию мира вокруг себя и самого себя в этом мире. В связи с этим не меньшим значением в деле воспитания эстетики поведения могут иметь беседы с младшими школьниками о народных обычаях, нравственном этикете, внешнем виде человека и манерах его действий, культуре речи, ознакомление с современными стилями моды в обуви, одежде и прическе. Здесь уместно предостеречь детей от искажения и утрирования моды. В таких целях эффективны встречи со стилистами, модельерами и другими деятелями культуры, затрагивающими в своем творчестве элементы национальной одежды. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры, прививают уважительное отношение к национальной одежде. В то же время с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов в органическом единстве нужно обращать внимание на эстетику поведения младших школьников. Эту работу следует проводить на уроках и во внеурочное время. На уроках необходимо отрабатывать культуру соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к тетрадям и книгам, учебному оборудованию и школьной мебели, благожелательное отношение и вежливость между учениками, что составляет важную область эстетики в их повседневном поведении.

Задача современного преподавателя гуманитарных дисциплин заключается в четком определении того, каким образом использовать все разновидности культуры в эстетическом воспитании учащихся. Здесь необходимо, в первую очередь, выявить и подчеркнуть эстетическую ценность произведения народного творчества. Учитель, входя в национальную культуру и становясь личностью как гражданин, человек культуры и субъект «культурных видов профессиональной педагогической деятельности», приобретает свойство культурной идентичности [196, 23].

Как утверждает русский философ М.М. Бахтин, в своих научных трудах – «учитель, носитель культуры, предстающий проводником идей национальной художественной культуры, раскрывающий перед детьми широкий простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, появляющиеся в диалоге культур» [21, 331].

Основой, базисом эстетического воспитания несомненно является национальная художественная культура. Особенность национальной художественной культуры как средства эстетического воспитания заключается в том, что в ней «присутствует духовное богатство, сконцентрированный творческий опыт человека». В национальной художественной культуре отображается духовный мир человека, его идеалы, чувства, вкусы. Культура дает огромный материал для познания жизни. В процессе контакта ребенка с явлениями национально-художественной культуры собирается множество разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Не требуется особого глубокомыслия, чтобы понять, что духовность, культура любого народа умеют вобрать в себя из других культур все самое ценное и занять соответствующее место среди народов мира благодаря тем самым своим высоким достижениям, которыми они обладают.

Содержание, педагогические условия и особенности реализации модели эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры

Согласно разработанной нами модели эстетического воспитания личности младшего школьника средствами национальной культуры в образовательной среде Чеченской Республики, одним из значимых средств является изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Ученые доказали, что искусство, просвещая, воспитывая, развивая интеллект и воображение, сознательно и целенаправленно вмешивается в жизнь. Наибольшее условие любого творчества есть стремление к углубленному постижению, которое ограничивается теми задачами, которые человек ставит перед собой. Потребность человека в искусстве формируется в процессе его становления. К возникновению подобной потребности побуждает, прежде всего, приобретение навыков, необходимых для восприятия произведений, овладение языком того или иного вида искусства, практическое самостоятельное освоение какого-либо искусства.

Искусство является особой формой общественного сознания, концентрированного выражения человеком в разнообразных жанрах художественного творчества, в обобщенных художественных образах своего эстетического и идейно-нравственного отношения к действительности.

В рамках модели эстетического воспитания младших школьников средствами национальной художественной культуры Чеченской Республики, рассматриваемые средства способствовали включению в образовательное пространство всех жанров национальной художественной культуры: музыкального, хореографического, кустарно-бытового, декоративно прикладного и других форм творчества этноса. Музыка, танец, фольклор, народные ремесла, архитектурные формы искусства народа, объединяемые понятием «национальная художественная культура», включались в образовательное пространство экспериментальных площадок. В реальном процессе учебно-воспитательной работы они многогранно оттеняли креативность народного искусства, которое характеризуют такие черты, как оптимистическое восприятие мира, традиционность, массовость, человечность и пр., определяемые народными воззрениями, философией. Наиболее приоритетная позиция во всей системе эстетического воспитания принадлежит учебным дисциплинам соответствующего профиля, то есть художественно-эстетическому образованию.

Следующее средство эстетического воспитания – художественно изобразительная деятельность. Умственная и физическая деятельность активно влияют на эстетическое развитие школьника такими путями, как: процесс труда, содержание работы, результат труда, отношения в труде. Эстетическое чувство школьника вызывает такие элементы труда, как темп, ритм, пропорция, симметрия, гармония. Грамотно организованная деятельность часто сопровождается чувством не только удовлетворения, но и наслаждения. Ученик рад продуктам своей деятельности, причем большим воспитательным значением обладают красота отношений школьников и слаженность в совместной работе. Эстетическое начало закладывается в человеческий труд, в деятельность человека, направленную на преобразование окружающей жизни и самого себя. Важным является пробуждение у школьников стремления утверждать красоту дома, в школе, везде, где они проводят время, отдыхают или занимаются делом. Дети должны шире привлекаться к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в классе, школе, квартире. Художественно-изобразительная деятельность, опирающаяся на национальную художественную культуру, способствует поддержанию у учащихся устойчивого интереса к народному искусству, способствует формированию у младших школьников творческих навыков, дает возможность увидеть прикладное предназначение создаваемых ими творческих работ. В результате подростки получают не калейдоскоп знаний, а целостную картину мира. Динамика качества знаний и углубление эстетических интересов младших школьников при таком подходе поднимаются на уровень творческо-мировоззренческого обобщения предметных знаний.

Эстетическое воспитание в школах, осуществляется в двух основных формах – предметное обучение и внеучебное воспитательное воздействие. В ходе предметного обучения эстетическое воспитание реализуется посредством учебных предметов эстетического цикла, к которым относятся изобразительное искусство, музыка, литература, мировая художественная культура. Эти предметы по своему содержанию изначально ориентированы на формирование представлений о красоте слова, формы, звука. В организации учебного процесса по этим предметам активно используются элементы национальной художественной культуры и искусства, национальные традиции, обычаи.

Эмоционально нравственный потенциал содержат не только предметы эстетического цикла, но и все учебные дисциплины. Интеллектуальная, познавательная деятельность также должна быть эмоционально насыщена. Стремление к красоте тела, движений формируется через уроки физической культуры; понимание точности, целесообразности решения – через уроки математики; возвышенные чувства, переживания человек получает, приобщаясь к великому прошлому на уроках истории; с культурой и искусством различных народов дети знакомятся, изучая иностранные языки. Средства искусства на уроках математики, физики, истории эмоционально обогащают содержание этих предметов, дают новые переживания, способствуют более глубокому, осознанному осмыслению содержания. Если по ряду причин эстетическое просвещение школьников на уроках носит ограниченный характер, то во внеклассной работе для этой деятельности, включающей в себя лекции и беседы на эстетические темы, кинолектории, экскурсии, встречи за круглым столом и с мастерами искусств, открываются большие возможности.

Анализ результативности опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников (на материале Чеченской Республики)

Использовать в учебно-воспитательном процессе наглядные пособия, фотоиллюстрации, слайды, изделия декоративно-прикладного искусства, которые способствовали бы приобщению младших школьников, к национальной художественной культуре. Основным принципом экспертной оценки результатов в обучении является формирование эстетического сознания, качественный рост художественных эстетических знаний и практических изобразительных умений, повышение общего уровня эстетической воспитанности учащихся их образного восприятия и анализ произведений декоративно-прикладного искусства.

Как показал анализ практической деятельности школ Чеченской Республики, для успешности и эффективности процесса эстетического воспитания средствами национальной художественной культуры необходимо создать в базовых школах определенные педагогические условия: направленность эстетического воспитания на личностное развитие младшего школьника; научность; необходимость учета возрастных, психологических и специальных особенностей восприятия детьми окружающего мира; учет взаимосвязи общей картины мира и мировой культуры; учет индивидуальных особенностей каждого школьника при восприятии произведений искусства; гармонизация и эстетизация его жизненного пространства; сознательное отношения его к прекрасному; разумный дидактизм (необходимый и достаточный); благоприятный эмоциональный фон на уроках; развитие творческих способностей у каждого школьника силами своего предмета; интеграция усилий педагога, школы и семьи; реализация межпредметных связей; использование в данном процессе богатейшего потенциала национальной художественной культуры. Отмечая необходимость реализации межпредметных связей следует подчеркнуть, что особый вклад в эстетическое воспитание, вносят предметы эстетического цикла – литературное чтение, технология, изобразительное искусство и музыка.

Эти дисциплины всегда очень тесно связаны с эстетическим воспитанием. Воспитывающее значение имеет как эстетика продуктов труда, так и умения, и навыки, приобретнные в процессе работы, которые позволяют школьнику творчески проявить себя. Опираясь на национальную художественную культуру, учащиеся осваивают виды резьбы по дереву, лепки керамических изделий, роспись посуды и одежды народным орнаментом. Беседы о национальном искусстве чеченцев в работе над изделиями народного творчества и декоративными работами, способствуют накоплению жизненных впечатлений, формированию художественных образов, развитию эстетического отношения к изображаемым и изготавливаемым предметам

На уроках литературного чтения с введением национального художественного компонента развиваются как практические, так и образовательные и воспитательные задачи формирования эстетической культуры.

Литература знакомит школьников с многовековым достоянием нации, которое черпалось из старинных источников, через изучение фольклорных произведений устного народного творчества. Чтение не только обогащает духовную жизнь, оно открывает перед детьми миропонимание чеченцев через таинственные врата волшебного мира героев-удальцов и лютых злодеев, благородных красавиц и коварных ведьм, колдунов и чудовищ, в котором всегда с горской непосредственностью побеждает добро, честь и любовь. Переживая эмоциональные и переживания, ребенок тренирует эстетическое восприятие и творческое воображение.

Другой важнейший предмет эстетического цикла в школе — «Музыка». Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка, и именно она играет важную роль в эстетическом воспитании младших школьников. Формирование эстетической культуры, является ведущей задачей на уроке музыки, потому что именно от уровня эстетической воспитанности человека зависит, как будет протекать его дальнейшее общение с искусством и совершенствование духовного мира.

Использование лучших образцов народной песни, на уроках музыки способствуют развитию и продвижению национальной художественной культуры. Постижение младшими школьниками основных пластов народного музыкального искусства: фольклора, композиции на народных музыкальных инструментах, произведения народных композиторов – расширяет их кругозор и эстетически воспитывает. Прослушивая образцы музыкального фольклора своего народа, ребенок познает факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций.

При наличии выше обозначенных педагогических условий, на базе образовательных учреждений г. Грозного была апробирована на уроках «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология» и «Литературное чтение» в 3-4-х классах разработанная нами структурно-функциональная модель эстетического воспитания, подспорьем в ее успешной реализации выступило авторское учебно-методическое пособие «Основы народного и декоративно-прикладного искусства чеченцев».

При изучении выше обозначенных предметов, планировании и проведении уроков во главу угла ставилась цель: заложить средствами изучаемых предметов у младших школьников основы эстетического воспитания: ознакомить их с культурным наследием чеченского народа; постараться развить у них процесс самопознания собственной личности, своих эстетических и творческих способностей; утвердить в их сознании значение и роль национальной художественной культуры в их повседневной деятельности. В процессе проведения педагогических экспериментов в экспериментальных и контрольных классах пути, принципы, методы и формы формирования эстетического воспитания в основном были одинаковы, а именно, число практических работ, которые выполняли учащиеся экспериментальных и контрольных классов, изучаемые темы, основные виды учебного занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Исключение составили только педагогические условия, созданные нами, учебно-творческие задания для учащихся, наглядные пособия (войлочные ковры - истанги, старинные керамические изделия - кувшин, кумган, деревянные подносы, национальный женский костюм – г1абали, мужской – черкеска, изображения древнечеченских узоров орнаментов) где несколько шире рассматривались этапы декоративной и изобразительной грамоты, учебное оборудование урока, специально нами разработанные беседы, проводимые на уроке по изобразительному искусству. В связи с отсутствием методических пособий по национальному орнаменту, в ходе экспериментальной работы мы были вынуждены воспроизводить орнамент из различных материалов (старинные ковры, бытовая утварь, материалы этнографов).