Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Газизова Фарида Самигулловна

Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар
<
Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Газизова Фарида Самигулловна. Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Газизова Фарида Самигулловна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2015.- 396 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретические предпосылки изучения эт нопедагогических основ становления и развития педагогики детства

1.1. Понятийный аппарат исследования этнопедагогических основ становления и развития педагогики детства 23

1.2. Предпосылки становления и развития педагогики детства 52

1.3. Психолого-педагогические основания возрастной периодизации педагогики детства 84

Выводы по первой главе 115

Глава 2. Роль ислама в становлении и развитии педагогики детства татар

2.1. Педагогика детства в мусульманском обществе 118

2.2. Содержание воспитательного пространства детства в исламе 144

2.3. Учение ислама об отношении к детству 175

Выводы по второй главе 199

Глава 3. Становление педагогики детства в татарском устном народном творчестве

3.1. Педагогика детства в татарских пословицах и поговорках 202

3.2. Колыбельные песни и потешки как средства педагогики детства 227

3.3. Создание педагогики детства в татарских народных сказках 253

Выводы по третьей главе 278

Глава 4. Развитие педагогики детства в татарской народной педагогике

4.1. Самоценность детства в татарских народных традициях и обычаях 282

4.2. Развитие педагогики детства в татарских народных обрядах и праздниках 304

4.3. Педагогика детства в татарском национальном празднике Сабантуй 330

Выводы по четвертой главе 354

Заключение 357

Библиографический список 3

Введение к работе

Актуальность исследования. Понятие «детство» широко применяется в педагогической науке. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка», детство представляет собой период жизни человека от рождения до 18 лет, отличающийся интенсивным развитием физических, психических, социальных функций, свойств и качеств. Современная государственная политика в области образования строится на признании детства важным этапом жизни человека. Приоритетное внимание к детству со стороны государства и общества диктуется сензитивностью этого периода для воспитания высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, развития общественной и творческой активности. Социальное значение периода детства находит отражение в международных и государственных документах - Конвенция ООН «О правах ребенка», Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и др.

В настоящее время в педагогической науке и образовательной практике активно осваивается понятие «педагогика детства», что выразилось в открытии направления профессионального образования «Педагогика детства», имеющего целью подготовку специалистов для работы с дошкольниками и младшими школьниками, появлении кафедр и факультетов аналогичного наименования. Можно заметить, что в организационно-практическом плане педагогика детства обычно соотносится с дошкольным и младшим школьным возрастными периодами, что вызывает определенные ограничения и неоднозначность в определении ее содержания, так как противоречит возрастной характеристике понятия «детство».

Интенсификация процесса глобализации, широкая политико-экономическая, идеологическая, духовная интеграция народов, стран и континентов, происходящая в современном мире, актуализирует проблему сохранения и дальнейшего развития национально-культурного своеобразия духовной культуры и уникальных традиций каждого народа. Особенно актуальна эта проблема для многонациональной Российской Федерации, где, по мнению исследователей, имеются все возможности учитывать и реализовать культурные особенности и положительные традиции исторически сложившихся этнических социумов в системе образования (Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Э.Г. Таги-ров, Ю.В. Филиппов, Д.Р. Шарафутдинов и др.). Поиск действенных ценностных оснований для разработки современных концепций педагогики детства обусловливает необходимость научного осмысления данной области педагогического знания с точки зрения историко-педагогического опыта народов в области воспитания детей для развития современной педагогической науки.

Степень изученности проблемы. Проблема, поставленная в диссертации, изучается с позиций системного подхода к пониманию педагогики детства как единству общего, особенного и единичного. За общее в исследовании при-

нята обоснованная в педагогической науке теоретическая модель педагогики как систематизированного научного знания (науки) о закономерностях воспитания, обучения и образования личности (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, В.И. Гинецинский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, В.А. Сласте-нин и др.). В структуру данной модели входит определение объекта, предмета, цели, системы понятий, методологии и методов педагогической науки. Опираясь на данную модель, мы имеем возможность определить педагогику детства как область педагогики, изучающую закономерности воспитания, обучения и образования личности на этапе детства, и охарактеризовать ее как особенное в целостной системе педагогического научного знания.

Научная база для развития современной педагогики детства заложена трудами замечательных мыслителей и педагогов прошлого, которые являются в настоящее время достоянием всего человечества - СИ. Гессена, Я.А. Комен-ского, Я. Корчака, А.С. Макаренко, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля и др. Изучение научных публикаций дает основание утверждать, что педагогика детства объединяет совокупность теоретических понятий и закономерностей обучения и воспитания детей на разных возрастных этапах, в разных видах и формах, то есть ее предметом является содержание и организация педагогического процесса обучения и воспитания детей разного возраста (Ф.В. Абитова, Т.И. Бабаева, В.В. Гербова, Н.Ф. Голованова, И. Д. Демакова, Т.Н. Доронова, А. А. Кирсанов, Т.С. Комарова, В.Н. Котырло, Т.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, Л.К.Нефедова, В.Г. Нечаева, Е.О. Смирнова и др.). Ключевое понятие «детство» определяется в педагогике на основе интеграции представлений разных наук (социологии, культурологии, психологии, педагогики, биологии и др.) о данном периоде жизни человека - как социально-культурный, социально-педагогический, психо лого-педагогический феномен (Е.М. Рыбинский, В.В.Савченко,

Разработка поставленной в диссертации проблемы опирается на научные исследования и публикации, посвященные вопросам взаимосвязи становления личности и культуры детства (А.Ю. Арутюнян, Л.С. Выготский, С.А.Ганина, И.С. Кон, М. Мид и др.); раскрытию психолого-педагогических механизмов присвоения ребенком социокультурного опыта, в частности, этнокультуры (Т.Ф. Бабынина, Л.И. Божович, Г.Н. Волков, Ю.Ф. Виноградов, И. С. Кон, А.Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); изучению проблемы этносоциализации (Ю.В.Филиппов); выявлению роли педагога и семьи в организации процесса развития этнокультурной личности, познания национальной культуры в разных ее проявлениях (Г.Н.Волков, Т.С. Комарова, С. В. Куликова, В.А. Сластенин, М.Г. Харитонов и др.).

Выполненный в нашем исследовании теоретический анализ позволил сделать заключение, что отличительной чертой этнопедагогики является единство научного знания и обобщенного эмпирического опыта народа в области обучения и воспитания детей, так называемой «педагогики жизни» (Г.Н. Волков).

Единичным в нашем исследовании выступает педагогика детства татар, которой присуще собственное этническое своеобразие. Татары в настоящее время представляют второй по численности народ в Российской Федерации, имеющий богатое национально-культурное наследие и положительные традиции в области педагогики детства. В этом убеждают труды A.M. Аминова, P.M. Амирханова, Ф.С. Баязитовой, М.Х. Гатауллиной, Ш.Ш. Залялиева, А.А.-Дж. Койчуева, Р.Ш. Маликова, А.Г. Мухаметшина, A.M. Сафиной, Ф.В. Хазрато-вой, Я.И. Ханбикова и др.). Рассмотрение содержания педагогики детства татар в русле общих положений этнопедагогики позволяет сделать заключение, что имеющийся научный и эмпирический материал раскрывает многие аспекты культуры татарского народа, его педагогическое наследие, в том числе - педагогический потенциал ислама, положения которого послужили к развитию педагогической мысли татарского народа (А. Абдурахманов, А.А.-Дж. Койчуев, Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин и др.).

Признавая ценность и значимость имеющихся трудов по теме исследования, отметим, что проблема изучения этнопедагогических основ становления и развития педагогики детства татар не получила своего завершения, накопленная по данному вопросу информации нуждается в обобщении и оценке с учетом современных потребностей в реализации этнокультурных ценностей в педагогическом процессе. Кроме того, этнонациональная специфика педагогики детства как общее понятие и педагогики детства татар в частности, до настоящего времени не представлены целостно и системно. Преобладают исследования, раскрывающие отдельные содержательные аспекты педагогики детства с точки зрения ее этнического своеобразия (к примеру, трудовое воспитание, экологическое воспитание, духовное воспитание и др. средствами национальной культуры, на основе использования народных традиций и т.д.). Малое количество фундаментальных педагогических исследований по данной проблеме затрудняет полноценное решение задачи этносоциализации в практике обучения и воспитания детей, а также - в подготовке педагогических работников для сферы образования.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования этнопедагогических основ становления и развития педагогики детства татар и недостаточной разработанность теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, системном и концептуальном аспектах. Это противоречие детерминировано несоответствием между:

повышенными требованиями общества и государства, предъявляемыми к ценностным основаниям воспитания детей, необходимостью обеспечить реализацию этнокультурных ценностей в системе образования и отсутствием фундаментальных исследований этнопедагогических основ становления и развития педагогики детства;

потребностью педагогической науки и образовательной практики в теоретическом обобщении, научно-методическом обеспечении содержания педагогики детства и недостаточной изученностью проблемы этнопедагогических основ ее становления и развития;

необходимостью научно обоснованной оценки этнокультурного потенциала педагогики детства и отсутствием фундаментальных исследований становления и развития педагогики детства, в частности, в этнопедагогике татар;

значительным воспитательно-образовательным потенциалом этнопеда-гогики татарского народа и неразработанностью научно обоснованных педагогических механизмов его реализации в обучении и воспитании детей из-за недостаточности научно-теоретической базы для их разработки.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар?

Актуальность, данной проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке, необходимость разрешения выявленных противоречий определили тему исследования: «Этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар».

Объект исследования: педагогика детства татар как этнопедагогический феномен.

Предмет исследования: этнопедагогические закономерности и механизмы становления и развития педагогики детства татар.

Цель исследования: обобщить прогрессивный педагогический опыт татарского народа, раскрыть становление и развитие педагогики детства татар как целостный процесс и дать объективную оценку этнопедагогическим основам воспитания и обучения детей.

Ведущая идея исследования: этнопедагогические основы педагогики детства представляют собой целостную теоретико-практическую систему, взаимосвязанными компонентами которой являются:

обобщенные систематизированные знания народа о воспитании и обучении детей, выраженные в устном народном творчестве, фольклоре;

народная мудрость, приобретенная практически и выраженная в положительных народных традициях, обрядах, целесообразном укладе жизни и быта семьи, праздниках, играх, игрушках и т.п.;

философско-этические и педагогические идеи и воззрения, отраженные в религиозных учениях.

Становление и развитие педагогики детства в русле этнопедагогических положений представляет собой исторически, а также национально и культурно-обусловленное явление, выражающееся в стабилизации и преобразовании педагогического знания и практики воспитания и обучения детей в результате появления, актуализации или модернизации целей, идей, средств, методов, организационных форм и содержания педагогического процесса.

На основе приведенной ведущей идеи мы выдвинули гипотезу исследования: этнопедагогические основы становления и развития педагогики детства татар будут представлены достаточно полно, если:

- обосновать историко-теоретические предпосылки, выявить содержа
ние понятийного аппарата и психолого-педагогические основания возрастной
периодизации детства в этнопедагогике татар;

выявить влияние ислама на развитие педагогики детства в мусульманском обществе, исследовать и описать содержание представлений о воспитательном пространстве детства в исламе, выявить значимые положения в учении мусульманской религии об отношении к детству;

выявить содержание педагогики детства в татарском фольклоре, устном народном творчестве (пословицах, поговорках, колыбельных песнях и потешках, народных сказках) как средстве обучения и воспитания в этнопедаго-гике;

выявить и обосновать отношение к детству в татарских народных традициях и обычаях, обрядах и праздниках.

Задачи исследования:

  1. Выявить предпосылки становления и развития педагогики детства в общем и педагогики детства татар в частности.

  2. Дать определение понятия «педагогика детства».

  3. Определить роль ислама в становлении и развитии педагогики детства татар.

4. Выявить содержание, методы, средства, принципы, приоритетные
направления воспитания и обучения в педагогике детства, содержащиеся в та
тарском устном народном творчестве.

5. Раскрыть и доказать значимость и ценность татарских традиций, обы
чаев и праздников для развития педагогики детства.

Методологические основы исследования. Общенаучная методология исследования представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность педагогических явлений и процессов воспитания и образования в их взаимосвязи, в развитии и непрерывном движении, предметный, функциональный и исторический аспекты которого позволили реализовать в единстве принципы историзма, конкретности и всесторонности.

Конкретную методологию исследования составляют исторический подход, позволяющий обобщить практический опыт прошлого и анализировать объективную реальность; личностный подход, определяющий последовательность отношений к ребенку как личности, самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и субъекту воспитательного взаимодействия; деятельностный подход, опосредствующий все психические процессы в социальном и нравственном отношениях; полисубъектный (диалогический) подход, раскрывающий сущность личности значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, позволяющий акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами как на важнейших источниках духовного развития; культурологический подход как средство аккумуляции, хранения и передача накопленного исторического опыта и как важнейшая характеристика жизнедеятельности общества в целом и отдельной личности; этнопеда-гогический подход, трансформирующий единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального; антропологический подход, позволяющий использовать данные всех наук о человеке и их учет при построении и реализации исследования.

Теоретические основы исследования составляют концептуально значимые положения ведущих педагогических теорий, позволяющих раскрыть сущность исследуемого педагогического явления: теория личностно-деятельностного подхода в воспитании (А.Г.Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.Д. Шадрикова и др.), воспитательных систем (В.А. Караковский, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, СТ. Шацкий и др.), дидактические концепции формирования личности (И.Ф. Гербарт, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, Я.А. Коменский, М.И. Махмутов, И.Г. Песталоцци и др.), гуманистического мировоззрения (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.).

Пониманию сущности и содержания этнопедагогических основ становления и развития педагогики детства татар способствовали философские, исторические, психологические и социологические направления концепций формирования личности в социально изменяющихся условиях (Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), социальной психологии управления (А. Адлер, А. Мас-лоу, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, Э. Фромм), психологии личности (К.А. Абуль-ханова, Б.Г. Ананьев, Э.Берн, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.), отношений (Дж. Болуби, О. Кернберг, М. Кляйн, X. Кохут, М. Малер, Р. Спитц, А. Фрейд, Д.Штерн и др.), ценностных ориентации (К. и Ф. Клакхон, Ф. Стродтбек и др.), персонификации межличностных отношений (Г.С Салливан, Р. Фрей-джер, Д. Фэйдимен и др.), ролей, ролевых отношений, сотрудничества (Р. Лин-тон, Дж. Мид, Я. (Дж.) Морено), социализации личности (Э. Дюркгейм, О. Конт, Ж. Пиаже, Г. Спенсер и др.).

Для раскрытия проблемы исследования использовались концептуальные идеи исследований разного характера - историко-педагогических (А.Н. Джу-ринский, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, Е.Н. Медынский, Е.Г. Осовский, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, К.И. Салимова и др.), философских (А.Н. Юзеев), социально-психологических проблем педагогики детства (Б.Г. Ананьев, Н.М. Борытко, В. Квинн, Г. Крайг, Т.Н. Поддубная, Д.И. Фельдштейн), этнопедагогических (Н.С Александрова, Х.Х-М. Батчаева, Т.Н. Волков, Г.С. Голошу-мова, А.Г. Козлова, Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Р.К. Уразманова, Я.И. Ханбиков, Д.Р. Шарафутдинов и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: исторический метод, который позволил проследить генезис становления и развития педагогики детства татарского народа в этнопедагогиче-ском аспекте; анализ и синтез; индукция и дедукция; изучение и обобщение философской, историко-педагогической, социально-психологической, художественной, этно-антропологической литературы, контент-анализ.

Источниковедческой базой исследования послужили всего материалы устного народного творчества татар; традиции, обычаи и праздники, зафиксированные фольклористами, научно обработанные и изданные отдельными книгами, а также сохранившиеся в рукописном варианте в научных библиотеках республики, собранные автором в процессе работы в детском саду в качестве воспитателя и преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии; отечественная и зарубежная художественно-дидактическая, психологическая, философская, историческая, религиоведческая, фольклорно-этнологическая ли-

тература, материалы средств массовой информации по исследуемой проблеме. В процессе исследования нами изучена деятельность и научные труды центров (кафедры, факультеты, институты) педагогики детства, пренатальной педагогики. В процессе работы мы руководствовались ведущими законами, концепциями, положениями и постановлениями государства и правительства, касающихся педагогики детства, программно-методическими и нормативными документами по воспитанию и обучению детей.

Организация и этапы исследования:

Первый этап (2006-2008 гг.) - поисковый: ознакомление с философской, исторической, педагогической, психологической литературой, архивными и изданными материалами устного народного творчества, традиций, обычаев и праздников, средств массовой информации; выбор проблемы научного исследования; определение основных направлений научного поиска, разработка категориального аппарата.

Второй этап (2009-2010 гг.) - аналитический: определение и конкретизация темы, вычленение объекта и предмета, разработка методологического аспекта исследования, постановка цели и задач, отбор и систематизация материала по проблеме, группировка результатов.

Третий этап (2011-2012 гг.) - историко-педагогический: исследование историко-педагогического, религиозного, фольклорного наследия, традиций, обычаев и праздников татар, отражающих становление и развитие педагогики детства.

Четвертый этап (2013-2014 гг.) - теоретико-методологический: выдвижение научной гипотезы исследования, теоретическое осмысление, систематизация и анализ результатов, апробация полученных результатов в публикациях и путем публичного выступления на различных мероприятиях научного характера, оформление результатов исследования в виде рукописи диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлены предпосылки становления и развития педагогики детства, начало которой заложено учениями античных философов о детстве и заканчивается мыслью о необходимости выделения педагогики детства в отдельную отрасль педагогики.

  2. Дано определение понятия «педагогика детства татар».

  3. Выявлена роль ислама в становлении и развитии педагогики детства в татарской этнопедагогике, впервые сформулированы характеристики педагогики детства в мусульманском обществе.

  1. Выявлены содержание, методы, средства, принципы, приоритетные направления воспитания и обучения в педагогике детства, со-держащиеся в татарском устном народном творчестве.

  2. Раскрыта и доказана значимость и ценность педагогики детства в татарских традициях, обычаях и праздниках.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении крупной научно-педагогической проблемы выявления и аналитического описания этнопедагогических основ становления и развития педагогики детства татар, что нашло выражение в следующих достижениях автора:

поставлена ранее не обозначенная в науке проблема изучения феномена педагогика детства;

определено содержание понятия «педагогика детства татар»;

построена научно обоснованной периодизация педагогики детства в русле татарской этнопедагогики;

раскрыты закономерности взаимовлияния религии и педагогики детства татар;

выдвинута и обоснована идея о первичном проявлении и содержании педагогики детства в этнопедагогике народа;

обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы педагогики детства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет научные представления о целостности этнопедагогики благодаря выделению области знания «педагогика детства»; качественно обогащено содержание педагогической составляющей учебных курсов современных педагогических средних и высших учебных заведений материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе (в частности, курсов «Дошкольная педагогика», «Дошкольная психология», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Этнопе-дагогика», «Образование в Республике Татарстан», «Традиции татарской народной педагогики», спецкурса «История образования и педагогической мысли татар»).

Результаты и положения исследования позволяют разработать содержание новых спецкурсов, связанных с педагогикой детства. Результаты исследования могут быть использованы в семейном воспитании, учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, на курсах повышения квалификации работников образования, а также в организации воспитания и обучения подрастающего поколения на этнопедагогических традициях.

Личный вклад автора в получении результатов исследования состоит в:

постановке проблемы этнопедагогических основ становления и развития педагогики детства татар;

непосредственном психолого-педагогическом анализе средств этнопедагогики татар;

апробировании результатов исследования в научно-практических конференциях в форме доклада, научных публикаций в периодической печати, непосредственном использовании в учебно-воспитательном процессе вузов, чтении лекции и семинарских занятий, на курсах повышения квалификации руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

получении конкретных результатов исследования, определении научной новизны, теоретической и практической значимостей, обобщении материалов и формулировке заключения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на межвузовских, региональных, всероссийских и между-народных научно-практических конференциях, проведенных в России и Украине, в частности, в гг. Днепропетровск (2004), Санкт-Петербург (2004-2007), Екатеринбург (2006, 2009, 2010), Челябинск (2004), Саратов (2007), Волгоград (2004, 2005, 2009), Петрозаводск (2004), Нижний Новгород (2005-2007, 2009), Чебоксары (2006-2008), Уссурийск (2005), Коряжма (2006), Казань (1994-2014), Набережные Челны (1992-2014), Нижнекамск (2004, 2007), а также опубликованы в сборниках научных трудов и научно-методических журналах, изданных в гг. Алматы (Казахстан), Нижний Новгород, Чебоксары, Казань. Концептуальные положения исследования нашли отражение в 15 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК.

Внедрение результатов исследования осуществлялось лично со-искателем в процессе чтения лекций и проведении семинарских занятий со студентами факультетов дошкольного образования Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов и Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, а также выступления перед родителями воспитанников, руководителей и воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются, в первую очередь, четкой методологической базой; использованием адекватного цели, задачам и логике научной работы комплексного научно-исследовательского инструментария; целостным и системным подходом к проблеме; опорой на положения о сущности человека и его формировании в деятельности; анализом и синтезом конкретного этнопеда-гогического материала, сопоставлением их с данными гкманитарных наук -философии, педагогики, психологии, истории, социологии и культурологии; научной апробацией основных концепции, идей и полученных результатов в научно-педагогических мероприятиях, в процессе подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений; освещением положений исследования в научных трудах автора.

Соответствие паспорту специальности. Диссертация соответствует специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования -«2. История развития педагогической науки и образовательной практики» (анализ исторического развития практики образования; становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий; история этнопедагогики). Исследование отражает педагогическую мысль об образовании и воспитании, имеющую место в этнопедагогике татар, определяет перспективы ее развития, ориентировано на разрешение проблемы использования средств этнопедагогики татар в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. В исследовании анализируется практика образования и воспитания в этнопедагогике татар.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Предпосылки становления и развития педагогики детства: учения античных философов о детстве; критический анализ авторитарной педагогики педоцентризма; положения пренатальной педагогики; принципы педагогики сотрудничества; преобладание индивидуально-личностного начала в воспитании и обучении; необходимость выделения в общей педагогике научной области «педагогика детства»; актуализация приоритетов развития ребенка; необходимость выделения «пространства детства» и учета детской субкультуры; обеспечение становления субъектной позиции ребенка в деятельности и общении; ориентация педагогической науки и практики образования на создание научной школы педагогики детства, выделение её в специфическую отрасль общей педагогики.; организация при вузах кафедр, факультетов и институтов педагогики детства.

  2. Определение содержания понятия «педагогика детства татар», под которым подразумевается область педагогики, изучающая закономерности воспитания, обучения и образования личности на этапе детства (с рождения до совершеннолетия) с учетом этнокультурной специфики окружающей ребенка среды.

  3. Обоснование места ислама в становлении и развитии педагогики детства татар на основе выявления педагогического потенциала его положений относительно отношения к детству, воспитательному пространству, нормативам и требованиям к личности, что в совокупности обеспечивает реализацию антропологического принципа культуросообразности. Педагогикой детства в мусульманском обществе мы называем те предписания, правила, методы и принципы, заложенные в основу исламского вероучения, которые способствуют установлению равновесия между природными инстинктами ребенка и требованиями окружающей жизни.

  4. Цели, содержание, методы, средства, принципы, приоритетные направления воспитания и обучения в этнопедагогике татар, характеризующие её как теоретико-практическую систему, включающую такие компоненты, как:

народные знания о педагогических закономерностях, основанные на обобщении и систематизации эмпирического опыта воспитании и обучении детей;

народную мудрость, выраженную в сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях;

философско-этические, педагогические идеи и воззрения, выраженные в религиозном учении ислама, нормах и требованиях, предъявляемых к личности, поступкам и всей жизни человека.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Психолого-педагогические основания возрастной периодизации педагогики детства

«Основной категорией в настоящем исследовании является понятие «педагогика», которое имеет множество определений. Следует отметить, что каждый исследователь этому термину дает свое определение, в которых четко обозначается, что это наука о воспитании и обучении. Так, в «Толковом словаре» Даля термин «педагогика» (греч.) определяется как наука о воспитании и обучении детей, молодежи [Википедия, электронный ресурс]. Слово «педагогика» происходит от греческого жаідаусоуіщ, что означает буквально «детоведение, детовождение». Известно, что в Древней Греции «педагог» - раб, наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение им школы (часто - неспособный к физическому труду). Педагогика развивалась и совершенствовалась параллельно с эволюцией человечества. Мысли о воспитании и обучении зародились и на протяжении тысячелетий развивались в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика из системы философской мысли вычленена в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом, а затем чешский просветитель Ян Амос Коменский своими трудами закрепил ее как наука. В наше время педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесном контакте почти со всеми другими научными направлениями» [Газизова Ф.С. К проблеме..., 2010, 197].

По определению в Большой советской энциклопедии, педагогика (греч. paidagogike) - это наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая группа воздействий на человека часто обозначается термином «интенциональное воспитание», вторая - «функциональное воспитание» [Большая советская энциклопедия, электронный ресурс]» [Газизова Ф.С. К проблеме..., 2010,197].

Вторым ключевым понятием в исследовании является «детство», в определении пределов которого также не существует единого мнения. По определению «Педагогического словаря», понятие «детство» трактуется как этап развития человека, предшествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. В современной философии, социологии, психологии обобщенное понятие «детство» рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами, что диктует необходимость изучения его истории развития [Педагогический словарь, электронный ресурс]» [Газизова Ф.С. К проблеме..., 2010, 197-198].

«Детство возникло, когда природные инстинктивные формы поведения отошли на второй план и возникли сложные формы взаимоотношения в окружающей среде, в которой детство отличалось особой формой поведения. Этот период жизни человека своеобразен тем, что он по является на свет младенцем, неспособным удовлетворять самые элементарные, жизненно необходимые естественные потребности. Человек рождается беспомощным существом, но в нем заложен огромный потенциал развития: сначала при помощи родителей, а затем и самостоятельно ребенок приобретает все жизненно необходимые знания, умения и навыки, способствующие удовлетворению всех органических и духовные потребностей» [Газизова Ф.С. К проблеме..., 2010, 198].

«Постепенно ребенок овладевает исторически необходимыми способами родовой человеческой деятельности, что и является основой его поэтапного психического развития. Владение этими способами позволило человечеству создать все богатство своей материальной и духовной культуры, а ребенок, будучи индивидом, интериоризуя в себе эту культуру, приобретая данные способы воспроизводства, присваивает культуру человечества, а в дальнейшем участвует в приумножении этой культуры, тем самым идентифицируя себя как представитель человеческого рода. В процессе присвоения достижений человеческой культуры ребенок выступает как активно действующий субъект. Он не является приспособленцем к условиям окружающей среды, а его действия носят преобразующий и воспроизводящий характер» [Газизова Ф.С. К проблеме..., 2010, 198].

«В педагогике и психологии выявлены и описаны различные виды детской деятельности, в процессе осуществления которых происходит овладение основами культуры и тем самым реализуется и физическое, и биологическое, и психическое, и духовное развитие. В младенческом возрасте важно эмоциональное общение младенца с родителями, что является основой потребности в дальнейшем общении ребенка с окружающим миром» [Газизова Ф.С. К проблеме..., 2010, 198].

«Развитие самого первого вида деятельности - игровой - имеет принципиальное значение в зарождении и дальнейшем развитии у ре 24 бенка основных предметно-двигательных и познавательных способностей. Начиная от игры, заканчивая сложными видами деятельности, -все виды деятельности являются общественными и приобретенными по происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения до конца своей жизни является общественным существом, поэтому все, что есть до него, он присваивает целиком и по отдельности, включая сложные психические процессы» [Газизова Ф.С. К проблеме..., 2010, 198].

Содержание воспитательного пространства детства в исламе

Ко Мне лежит обратный твой приход» [Коран, 31:14]» [Газизова Ф.С. Педагогические..., 2013, 91].

«Всевышний Аллах призывает своих рабов к хорошему отношению к родителям и поинтересуется о соблюдении своего заповеди. Мусульманин благодарен Аллаху, поклоняется Ему, выполняет свои обязанности и не пользуется Его милостью в целях совершения грехов. В то же время мусульманину предписано почитать родителей, повиноваться им и относиться учтиво и уважительно, делать добро, смириться с их пожеланиями, поддержать и в трудную минуту, выбирать выражения, чтобы не обидеть их словом. «Аллах заповедал человеку поступать так и возвестил о том, что человек непременно вернется к Аллаху, который ниспослал ему эту заповедь и обременил его этой обязанностью. И тогда Аллах спросит своего раба: «Соблюдал ли ты эту заповедь? Если ты соблюдал ее, то непременно получишь щедрое вознаграждение. Если же ты нарушал ее, то будешь подвергнут мучительному наказанию». Говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка в чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве ж человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?» [Толкование Священного Корана ас-Саади, электронный ресурс]» [Газизова Ф.С. Педагогические..., 2013, 91].

«О почитании родителей имеются много хадисов, которые дополняют и комментируют аяты и суры Корана. Однажды Пророка спросили: «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Снова спросили: «А после этого?» Он ответил: «Проявление почтительности к родителям». Снова спросили: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха». Данный хадис свидетельствует о том, что Пророк, будучи великим мусульманским наставником, почтительность к родителям поместил между молитвой и борьбой на пути Всевышнего. Судя по том, что молитва является одной из опор религии, а джихад - высшим пределом ислама, не трудно заметить какое высокие место отводится родителям ребенка» » [Газизова Ф.С. Педагогические..., 2013, 91-92].

По другому хадису, к Пророку подошел мусульманин и передал свое желание сражаться на пути Аллаха, а пророк выяснил, живы ли его родители. Мусульманин сообщил о здравии обоих родителей, тогда Пророк сказал: «Так вернись к своим родителям и обращайся к ним хорошо!» По другой версии этого хадиса, Пророк ответил: «Так отдавай все свои силы им» [Аль-Хашими, 2001, 66].

«В истории Джурайды имеется очень важное наставление о важности почитания родителей и подчинения им. Однажды во время его молитвы к нему обратилась мать, на что он пробормотал: «О Господь мой, моя мать или моя молитва?», но выбрал молитву. На последующие обращения матери он также не реагировал. Тогда мать прокляла его, обратившись к Аллаху, чтобы он не умирал, пока не столкнется с блудницами. После этого случая одна из блудниц забеременела от пастуха. Этот пастух попросил отцом ребенка показать Джурайду, что и сделала блудница. Тогда люди разрушили жилище Джурайды, и судья повел его на площадь. Перед наказанием Джурайда вспомнил про проклятие матери и попросил отсрочить наказание, что совершить молитву в два рака-та. После этого он попросил видеться с ребенком и спросил у него про его отца, на что младенец указал на пастуха. И тогда люди произнесли: «Не бога, кроме Аллаха», «Аллах велик». Обращаясь к Джурайде сказали, что построят для него жилище из серебра и золота, на что он возразил попросив прежнее жилье из земли и глины. По этому поводу Пророк сказал: «Если бы Джурайдж был факихом, он знал бы, что ответить матери для него еще более обязательно, чем продолжать молиться!» Согласно хадису, факихи считают необходимым прервать молитву, если в это время к ним обращается один из родителей [Аль-Хашими, 2001, 67]» [Газизова Ф.С. Педагогические..., 2013, 92].

Педагогика детства в мусульманском обществе учит быть ребенка гуманным и толерантным по отношению к своим родителям. Он почтителен с ними, даже если они и не являются мусульманами. Это сказано относительно родителей, которые не являются мусульманами, согласно хадису, у одной девочки мать была многобожницей, и она поинтересовалась у Пророка, стоит ли ей поддерживать отношения с матерью. Пророк ответил: «Да, тебе следует делать это!»

В педагогике детства в мусульманском обществе ребенок очень боится ослушаться своих родителей. Истинный мусульманин не может относиться с большим почтением к кому-либо, чем к своим родителям, и обходиться более достойно, чем со своими родителями. Именно так поступали сподвижники Пророка. Однажды раб божий сказал: «Я понял весь аят, где говорится о почтительности к родителям, если не считать слов Всевышнего «...а говори ним слова достойные...» Какими должны быть эти достойные слова?» На это сподвижник ответил: «Это значит, что ты должен обращаться к ним также, как раб обращается к своему господину». Что касается сподвижника, «то он всегда говорил со своей матерью такими тихим голосом, будто это был голос больного, делая это из уважения и почтения к ней [Аль-Хашими, 2001, 68].

Мусульманин, проявляющий почтительность к родителям, является светлым и сияющим человеком. Что касается обратной стороны, то она черная, мрачная и суровая, которая оказывает сильное воздействие на жестокие сердца непокорных детей и потрясает их до глубины души. Непокорность связывается с многобожием, как и почтительность к родителям связана с верой в Аллаха. «Таким образом, непокорность родителям является тяжким и отвратительным преступлением, совершения которого очень страшится искренний мусульманин и с которым не может смириться его рассудок. Поистине, это - величайший и тягчайший грех!» [Аль-Хашими, 2001, 69]. Посланник Аллаха тягчайшим грехом считал многобожие и ослушание родителей.

Колыбельные песни и потешки как средства педагогики детства

В учениях ислама имеется достаточное количество положений, требований и характеристик, которые должны быть присуще истинному мусульманину, лишь придерживаясь которых человек может себя считать сподвижником Аллаха. Наряду с такими указаниями из Корана и сунны посланника, как мусульманин со своим Господом, мусульманин с самим собой, мусульманин со своими родителями, мусульманин со своей женой, мусульманин со своими родными и близкими, мусульманин со своими соседями, мусульманин со своими братьями и друзьями, мусульманин со своим обществом, имеется и такой, как мусульманин со своими детьми, раскрывающий учение ислама об отношении к детству.

Таким образом, основная заповедь, раскрывающая основу истинного мусульманства, составляет отношение верующего к детству. Считается, что дети приносят радость человеку в течение всей жизни, делают ее приятной, благодатной, благодаря детям, проявляется милосердие и умножается награда. Всего этого можно добиться, благодаря лишь хорошему воспитанию.

Воспитание детей предполагает формирование из них благочестивого поколения, чтобы они могли стать элементами блага, факторами благочестия и источниками счастья. Если все это человек обнаруживает в своих детях, то они становятся истинным украшением его земной жизни, о чем сказано Всевышним: «Богатство и сыновья - украшение этой жизни» (Пещера, 46). Поэтому для своих любимцев Пророк просил у Всевышнего умножения богатства и количества детей.

Так было и с Анасом. Когда он пришел к Пророку вместе со своей матерью и теткой, а Пророк помолился вместе с ними, а потом обратился к Аллаху с мольбой о ниспослании им всяческого блага. Мать Анаса сказала: «О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой за своего маленького слугу!» И он пожелал ему всех благ, а в завершение сказал: «О Аллах, умножь его богатство и дай ему много детей и благослови его!» (Аль-Бухари и Муслим).

Если же родители не уделяют должного внимания воспитанию детей и ориентации их в нужном направлении, то они становятся бедствием, несчастьем, мукой и постоянной заботой, лишающей сна ночью и не дающей покоя днём. Поэтому сознательный и истинный мусульманин должен осознать свою величайшую ответственность перед своими детьми, которых он породил. Это положение и составляет самое первое учение ислама об отношении к детству.

«Существует один критерий, который четко определяет степень зрелости человека. Это никак не возраст, а круг его ответственности. Если ребенок не может быть ответственным даже за себя, подросток уже может отвечать за себя, но не может за других, то взрослый и зрелый человек уже берет на себя ответственность за свою семью и близких. Именно готовность взять на себя ответственность делает его взрослым и зрелым человеком. По этому критерию наша умма пребывает еще в глубоком детстве» [Халифы, впавшие в детство..., электронный ресурс].

Понятие «ответственность» в исламе является одним из ключевых, которое способствует строить все взаимоотношения мусульманина с Всевышним, природой и обществом. По этому поводу Всевышний Аллах в Коране отметил: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого» (33:72). Это высказывание свидетельствует о том, что Всевышний предложил силам природы взять на себя определенные обязательства, которые нужно исполнять и за которые нужно отвечать, но они отказались от этого, так как не были готовы принять на себя такую ответственность. По преданиям, когда Аллах создал Адама и мир, то предложил ему понести этот долг ответственности, на что он ответил ему: «Я уже принял ее». Так, из всех тварей, сотворенных Аллахом, лишь человек оказался готовым и способным нести ответственность за других, кроме себя, о чем говорится в Коране: «А человек взялся нести ее» (Коран, 33:72).

Из многочисленных значений термина «ответственность» (арабское звучание «амана») производное от слова «иман», то есть «вера». Это говорит о том, что верить означает нести ответственность. Поэтому, верующий мусульманин ответственно выполняет все свои обязательства, что и считается собственно верой. По этому поводу Посланник Аллаха говорил: «Нет веры у того, у кого нет ответственности, и нет религии у того, кто не соблюдает своих обязательств».

«...Посланник Аллаха (мир ему) также сказал: «Есть три признака лицемера (мунафика): если он говорит, то лжет; если обещает, то не выполняет обещанного; и если берет на себя ответственность, то предает». Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Все вы пастухи, и все вы ответственны за свое стадо (тех, над кем вы ответственны)» [Халифы, впавшие в детство..., электронный ресурс].

Все это свидетельствует о том, что выдвинутое в исламе положение об ответственности распространяется на все взаимоотношения в обществе. Так, в мусульманском мире отец несет ответственность «перед Аллахом за своих детей, глава семьи - за своих домочадцев, преподаватель - за своих учеников, имам - за свою общину, руководитель - за свой коллектив, правитель - за своих подданных и граждан. И чем шире круг ответственности у мусульманина, тем это больше говорит о его зрелости и масштабе его личности» [Халифы, впавшие в детство..., электронный ресурс].

Развитие педагогики детства в татарских народных обрядах и праздниках

Вдохнула она в Тауказара и Ташказара жизнь и в тот же миг, обессилив, на землю упала» [Татарские народные сказки, 1986, 130-131].

«Эпизод сказки дает знать, что чужих детей не бывает, и сила материнской любви способна оживить любого ребенка, свой он или чужой, оживить, порой отдав свою жизнь. Вот на что способны родители во имя своих детей» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 869]. Поэтому у тюркских народов был обычай не бросать детей на произвол судьбы, будь это свой или чужой. По этой причине у тюркских народов не было детских домов и приютов.

«Опасения матери о том, что «лишь бы друзья твои хорошими людьми оказались...» также не были пустыми. Материнское сердце чувствует о предстоящей беде. Действительно, друзья его сына Тауказар и Ташказар оказались предателями и причинили много плохого ее сыну Турай-батыру, в результате чего и сами погибли. Это и есть то внутреннее материнское чувство об опасности, которое грозит ее ребенку» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 869].

«Татарский народ в своих сказках выступает как настоящий педагог-воспитатель. Он никогда не выбирает для своих детей легкой жизни, а учит труду» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 869]. Так, в сказке «Сорок братьев» говорится: «Жили-были, сказывают, в прежние времена муж и жена. А было у них не мало не много сорок сыновей. Куда теперь отцу с матерью деваться, как с такой оравой управиться, не знают. Подумали-подумали и решили обучить их ремеслу» [Татарские народные сказки, 1986, 151].

«В сказке «Сылу-краса - серебряная коса» также говорится, что «в давние-давние времена в одном далеком городе жила бедная женщина. И был у нее единственный сын, который смолоду научился метко из лука стрелять. Лет в пятнадцать начал он ходить в леса да в луга: подстрелит дичь и принесет домой. Так они вот и перебивались» [Татарские народные сказки, 1986, 188]. Все говорит о том, что дети с ранних лет приучались жить своим трудом, умениями и навыками» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 869].

«В сказках как будто описывается весь жизненный цикл человека. Дети лишь после получения ремесла, и обустроив свой быт, решаются обзавестись семьей. «Научились сыновья ремеслу, начали работать. Став прочно на ноги, решили посоветоваться с отцом насчет женитьбы...» [Татарские народные сказки, 1986, 151]. Из-за того, что народная педагогика забыта и, практически, не применяется в воспитательном процессе, современные дети начинают рожать с двенадцати лет, как показывает статистика, женятся в раннем возрасте и через несколько лет разводятся из-за материальных проблем в семье, дети растут сиротами и т.д. Всего этого народная педагогика детства не допускает» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 869-870].

«В татарских народных сказках дети выступают помощниками своих престарелых родителей. Об этом сообщается в самом начале сказки» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедаготике..., 2014, 870]: «Жили, говорят, в старые времена муж и жена. Жили они своим трудом, достатка были среднего. И было у них десять сыновей. Скоро выросли сыновья, окрепли, помогать родителям стали. А потом пришла пора им и в люди выходить. У родителей же в это время одиннадцатый сын родился. Ахметом его назвали» («Одиннадцатый сын Ахмет») [Татарские народные сказки, 1986, 176].

«В сказке «Три дочери» говорится о необходимости заботы о родителях. Из трех дочерей на помощь к больной матери прибегает лишь младшая. Первые две дочери ссылаются на свою занятость. «А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела - побежала к ней» [Татарские народные сказки, 1986, 288]. Эти сказки иллюстрируют кораническую заповедь «Рай под ногами матерей»» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 870].

«В татарских народных сказках наследство родителей, оставленное детям, играет большую роль в жизни последующего поколения, ведет к счастью ребенка даже после смерти родителей. Так, в сказке «Башмаки» говорится, что бедный старик в наследство оставил сыну свои башмаки. Оказалось, что башмаки способны помочь сыну в трудную минуту, например, когда у него устали ноги, «надел башмаки, и усталость как рукой сняло. Башмаки сами идут по дороге, да еще и веселую музыку наигрывают. Идет джигит, радуется, приплясывает и песенки поет» [Татарские народные сказки, 1986, 269]. Таким волшебством башмаки владеют лишь на ногах сына, а когда башмаки переходят к другим людям, они их лишь позорят. Одного человека, который купил эти башмаки, они понесли так, что тот ели остановился и не мог нарадоваться, что избавился от них. Визирь, который надел башмаки, опозорился так, что хан его прогнал из дворца» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 871]: «Надел визирь башмаки и хотел сплясать, да не тут-то было. Только ногу поднимает, а другая как будто к земле прирастает, никак не оторвешь. Народ засмеял визиря, а хан с позором прогнал его» [Татарские народные сказки, 1986, 270].

«Самому хозяину башмаки прослужили так, что он, благодаря им, впоследствии женился на дочери хана и занял престол, после смерти хана» » [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 871].

«В сказке «Мудрый старик» не какой-нибудь предмет и не наследство, а мудрый ум престарелого отца и его подсказки помогают сыну. Однажды злой падишах решил избавиться от всех стариков, доживших до семидесяти лет. Один джигит пожалел своего отца и спрятал его от слуг падишаха. Впоследствии старик помог сыну разгадать три загадки падишаха, раздобыть падишаху жемчуг с гусиного яйца. Узнав о помощи отца сыну в разгадке задач, падишах решил: «Молодость хороша силой, а старость - мудростью. Не прожить, видно, на свете без стариков. И велел отменить свой первоначальный приказ» убить стариков [Татарские народные сказки, 1986,274]. Таким образом, в татарских сказках пропагандируется взаимопомощь старшего и подрастающего поколений» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 871].

«В татарских сказках рассказывается о мудрых завещаниях родителей. Многие из них не простые, а загадочные. При условии правильной разгадки эти советы оказываются полезными в жизни. Например, в одноименной сказке перед смертью старик старшему сыну завещал построить дом в каждой деревне, среднему - кушать сладко всю жизнь, а младшему - часто жениться. Разгадать правильное значение завещаний братьям помог мудрый старец. Оказалось, что отец завещал старшему «приобрести себе в каждой деревне друзей, с друзьями легче прожить на свете», среднему - «если еда трудом добывается, то даже ржаной хлебушко слаще всего окажется», младшему - «постоянно ищи себе работу, станешь тогда о жене крепче скучать, а вернешься - словно вновь женился». Старец, подытоживая, сообщил, что «отец завещал вам трудом рук своих жизнь налаживать» [Татарские народные сказки, 1986, 283]. Таким образом, трудовое воспитание детей в татарских народных сказках занимает одно из ключевых мест» [Газизова Ф.С. Педагогика детства в татарской этнопедагогике..., 2014, 871-872].