Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Байчорова Аминат Нурчуковна

Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков
<
Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байчорова Аминат Нурчуковна. Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2005 194 c. РГБ ОД, 61:05-13/2423

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 15

1.1. Проблема формирования интереса в истории зарубежной и отечественной педагогики 15

1.2. Педагогический потенциал и возможности карачаево-балкарского фольклора в формировании музыкально-эстетической культуры у подростков 36

1.3. Анализ состояния практики формирования музыкально —эстетического интереса подростков в национальных общеобразовательных школах Карачаево- Черкесской республики

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 78

ГЛАВА II. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА 80

2.1. Методика педагогической диагностики музыкально —эстетического интереса подростков 80

2.2. Разработка содержания, форм, методов и приемов музыкально-эстетического воспитания подростков с использованием средств карачаево-балкарского песенного фольклора 93

2.3. Формирование музыкально-эстетического интереса подростков в процессе изучения факультативного курса «Традиционная песенная культура и устное народное творчество карачаевцев и балкарцев» 122

2.4. Результаты опытно-экспериментальной работы 132

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

БИБЛИОГРАФИЯ 150

ПРИЛОЖЕНИЯ 167

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы у многих народов ярко проявляется тенденция национально-культурного возрождения, выражающаяся в стремлении к возврату в лоно своей культуры, языка, традиций, обычаев. Как отмечает Г.Н. Волков, «...нулшо припасть к своим корням, эти корни - опора и надежда наши, а может быть, и спасение». А корни - это история, культура и духовность народа.

Культура народа имеет разнообразные формы, способы своего сохранения и выражения, а также признаки национальной принадлежности. В каждой культуре есть то, что можно назвать национально-особенным, специфическим: накапливаемая веками качественная определенность духовной жизни народа, закрепленная в своеобразных традициях, ценностях, институтах.

Национальная культура - это многомерное объединение компонентов (язык, традиции, символы) и форм (музыка, театр, народная педагогика). Уникальным источником сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений является фольклор. Его содержание, отдельные жанры и произведения составляют жизнь, миропонимание, нравственно -этические, историко-политические, философские и художественно-эстетические взгляды народа.

Народное творчество является важнейшим средством формирования личности: в нем выражено представление народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания. Именно поэтому, фольклор - кладезь народной мудрости - может оказать неоценимую помощь в воспитании подрастающих поколений.

Особенно важно приобщать к народной культуре, искусству в подростковом возрасте, так как именно в этот период начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Подросток способен осознать своеобразие родной культуры и при правильном педагогическом руководстве можно воспитать его не просто созерцателем народной культуры, но и носителем, творцом.

Путь познания мировых и национальных культурных ценностей, по общему мнению ученых, должен пролегать от родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре.

Многие черты жизни этносов (орудия и способы производства и быта, правила этикета, традиционная одежда и т.п.) со временем начинают терять национальный колорит и только искусство, в частности музыкальное, остается национальным, сохраняя этническое своеобразие даже в условиях инокультурных влияний. Поэтому, в силу сужения в культуре этнической специфики, народные песни сегодня играют для национального самосознания большую роль.

Тщательное изучение содержательного богатства песенного фольклора, в частности карачаево-балкарского, позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностях, которые могут быть реализованы в процессе формирования музыкально-эстетического интереса подростков.

В научной литературе существуют различные подходы к решению проблемы формирования интересов личности. Социальные основы. теории интереса рассматривают многие философы и социологи (А.С. Айзикович, Л.М. Архангельский, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов, Г.П. Карамышев, Г.А. Логинова, В.Г. Нестеров и др.); условия и механизмы возникновения интересов и воздействие их на личность исследуют психологи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.); педагоги выявляют возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина и др.).

Проблема познавательного интереса особенно глубоко исследована в трудах Г.И. Щукиной.

Н.Г. Морозова подробно раскрывает поэтапный характер процесса формирования познавательных интересов; А.К. Маркова рассматривает значимость формирования интереса школьников в общей структуре мотивации учебной деятельности; И.Г. Шапошниковой исследовано формирование познавательных интересов у слабоуспевающих учеников. Таким образом, можно сказать, что проблеме формирования познавательного интереса в педагогической науке уделено достаточно внимания.

Однако, существуют и другие не менее значимые в педагогическом отношении, виды интересов. Большего внимания, на наш взгляд, заслуживает область формирования эстетических интересов личности. Этот вид интереса формируется, прежде всего, в системе уроков художественно-эстетического цикла: литературы, изобразительного искусства, музыки и основывается на актуализации в системе ценностей личности эмоционального компонента, определяющего высокий уровень развития чувства прекрасного в человеке.

Наибольшими возможностями в формировании эстетических интересов школьников обладают уроки музыки. Именно поэтому, особое внимание в нашем исследовании уделено проблеме музыкально-эстетического интереса, формируемого в процессе музыкально-эстетического воспитания и образования учащихся.

Общие вопросы формирования музыкально-эстетических интересов школьников рассматривались в трудах ведущих ученых-музыкантов ( Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Е.Я. Гембицкая, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Гродзенская, В.В. Притула, В.Н. Шацкая, А.А. Шугаров).

За последние годы появились работы, посвященные использованию национального музыкального фольклора разных народов в воспитании школьников (Л.С. Бабенко, М.Х. Богатырева, Л.Л. Куприянова, Н.С. Меликмамедов, И.Н. Реутская, А.Ш. Хасанов, Ю.В. Юзбашян, З.М. Явгильдина и др.).

Определенное внимание уделено исследованию карачаево-балкарского фольклора (М.Ч. Джуртубаев, М.Ч. Кудаев, Х.Х. Малкондуев, Р.А.-К. Ортабаева, Ф.К. Ортабаева, А.И. Рахаев, СИ. Танеев и др.).

Актуальность и практическую значимость данной проблематики следует связать с реальным состоянием эстетической и музыкальной культуры школьников. Проведенное нами эмпирическое исследование показывает, что уровень эстетических интересов подростков, их ценностное отношение к образцам музыкального искусства - классическим, современным и национальным - находится на низком уровне и нуждается в более пристальном внимании со стороны ученых-исследователей и практиков. Заслуживает особого внимания процесс формирования музыкально-эстетических интересов подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между возросшей в современных условиях необходимостью возрождения национальных культур, воспитания подрастающих поколений в духе народных традиций и неразработанностью содержательного и методического аспектов этого процесса;

значимостью формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе использования источников карачаево-балкарской национальной культуры и недостаточным использованием в данном процессе возможностей карачаево-балкарского песенного фольклора.

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Карачаево-балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков».

Проблема исследования в этой связи сформулирована следующим образом: каков воспитательно-образовательный потенциал карачаево-балкарского песенного фольклора и возможности его использования в формировании музыкально-эстетического интереса подростков. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: процесс формирования музыкально-эстетического интереса подростков в учебно-воспитательном процессе национальной общеобразовательной школы.

Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования музыкально-эстетического интереса подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования музыкально-эстетического интереса подростков с использованием средств карачаево-балкарского фольклора будет эффективен, если:

- внесены изменения в содержание учебных программ по музыке для 5- 8 классов национальных общеобразовательных школ за счет их обогащения произведениями карачаево-балкарского песенного фольклора;

источники карачаево-балкарского фольклора будут углубленно изучаться школьниками на факультативных занятиях;

учителя музыки будут подготовлены к целенаправленному использованию фольклорного материала на уроках музыки, во внеурочной и внеклассной работе;

разработаны адекватные содержанию карачаево-балкарского песенного фольклора формы и методы его использования в процессе формирования музыкально-эстетического интереса подростков.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Выявить воспитательные возможности карачаево-балкарского песенного фольклора в формировании музыкально-эстетического интереса подростков.

2. Определить формы и методы формирования музыкально- эстетического интереса подростков с использованием произведений карачаево-балкарского песенного фольклора.

3. Адаптировать программу «Музыка» Д.Б. Кабалевского применительно к ее использованию на уроках музыки в 5-8 классах национальной общеобразовательной школы на основе включения в ее содержание элементов карачаево-балкарского песенного фольклора.

Разработать и апробировать программу факультативного курса для учащихся 5-8 классов с целью углубленного изучения источников карачаево-балкарского фольклора.

Предложить программу спецкурса для учителей музыки с целью их подготовки к применению на занятиях произведений карачаево-балкарского песенного фольклора.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе целенаправленного применения средств карачаево-балкарского фольклора.

Методологическую основу исследования составили современные концепции в области теории познания о роли интересов, склонностей, способностей в развитии личности; аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития; системный анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, системный, деятельностный и личностный подходы.

Теоретическую основу нашего исследования составили: теория интереса (А.С.Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов); теория развития познавательных интересов (В.Г. Иванов, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина); идеи К.Д. Ушинского о роли народного духа, его творчества и педагогики для гармонического развития личности; философские аспекты проникновения в сущность явлений культуры (А.И. Арнольдов, Д.И. Варламов, М.С. Каган, А.Ф. Лосев); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Д.Б. Эльконин и др.); положения о культуре как источнике формирования содержания образования (И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.И.Скаткин, В.А. Сластенин, Е.Н.Шиянов); положения концепции эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, А.И. Буров, Л.А. Валович и др.); теоретические выводы о воспитательном потенциале народного творчества и народной педагогики (М.Ю. Айбазова, Х.Х-М. Батчаева, М.Б. Гуртуева, К.Б. Семенов и др.); вопросы профессиональной деятельности педагога (Ю.П. Азаров, П.П. Блонский, Л.Г. Вяткин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий); положения общей и музыкальной педагогики и психологии о музыкально-эстетическом развитии (Б.В. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Кабалевский, A.M. Сохор, В.Н. Шацкая); психолого- педагогические аспекты национально-регионального компонента в образовательной практике (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров и др.).

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ педагогической, этнопедагогической, психологической, методической, философской, исторической, этнографической, культурологической литературы по проблеме исследования; анализ, сравнение и классификация разнообразных источников карачаево-балкарского песенного фольклора; педагогическое наблюдение, изучение, анализ, обобщение опыта работы преподавателей предметов художественно-эстетического цикла (наблюдение, анкетирование, беседа); изучение и анализ учебно-программной документации по музыке; анализ творческих работ учащихся; обобщение результатов анкетного опроса подростков и их родителей с целью выявления уровня их музыкально-эстетической культуры; опытно - экспериментальная работа, направленная на формирование музыкально-эстетического интереса подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

Организация, база и этапы исследования: СОШ №2 с.Учкекен, СОШ №5 с.Терезе Малокарачаевского района, СОШ №1с.Маруха Зеленчукского района, СОШ №1 и №5 г.Карачаевска Карачаево-Черкесской республики.

Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе (2002-2003 гг.) изучалось состояние проблемы педагогической теории и практики, проводилось наблюдение за процессом музыкально-эстетического воспитания учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ республики; были разработаны и апробированы дидактические и диагностические средства; проведен констатирующий и спланирован формирующий эксперименты.

На втором этапе (2003-2004 гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной программы формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе карачаево-балкарского песенного фольклора.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) подводились итоги формирующего эксперимента, осуществлялся анализ и проводилось обобщение результатов исследования; формировались научные выводы и практические рекомендации, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- внесено уточнение в определение понятия «музыкально-эстетический интерес», под которым понимается избирательное устремление личности к познанию и практическому освоению музыкального искусства, в силу его эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, с целью удовлетворения широкого спектра эстетических потребностей;

- выявлен комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию музыкально-эстетического интереса подростков в учебно-воспитательном процессе: обогащено содержание обучения на основе использования адаптированной программы по музыке, программы факультативного курса источниками карачаево-балкарского песенного фольклора, направленных на формирование музыкально-эстетического интереса подростков; обеспечено поэтапное формирование музыкально-эстетического интереса подростков; оптимизировано сочетание разнообразных музыкально-педагогических технологий использования карачаево-балкарского песенного фольклора в процессе формирования музыкально-эстетического интереса подростков; проведена специальная подготовка учителей в области знания карачаево-балкарского песенного фольклора;

- адаптирована программа Д. Б. Кабалевского «Музыка» для 5-8 классов национальной общеобразовательной школы на основе включения в её содержание произведений карачаево-балкарского песенного фольклора, направленная на формирование музыкально-эстетического интереса учащихся;

- разработан факультативный курс для учащихся 5-8 классов, нацеленный на углубленное изучение источников карачаево-балкарского фольклора, способствующий формированию у них музыкально- эстетического интереса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

систематизирован педагогический арсенал карачаево-балкарского песенного фольклора в формировании музыкально-эстетической культуры у подростков;

разработаны и экспериментально проверены методы и приемы формирования музыкально-эстетического интереса подростков средствами национальной музыкальной педагогики;

уточнены критерии (информационный, эмоциональный, деятельностно-практический) сформированности музыкально-эстетического интереса подростков, расширено содержание их показателей и уровней;

- разработан спецкурс для подготовки учителей музыки, позволяющий организовать процесс формирования музыкально-эстетического интереса учащихся подростков к источникам карачаево-балкарского песенного фольклора.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее результаты способствуют пополнению теории и практики современной этнопедагогики новым материалом о самобытной системе воспитания карачаевцев и балкарцев средствами национальной музыкальной культуры.

Разработанные рекомендации, адаптированная программа по музыке и программа факультативного курса могут быть использованы учителями музыки и других гуманитарных дисциплин, руководителями фольклорных кружков, студентами педагогических учебных заведений в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также в процессе повышения квалификации работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью использованных методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; целенаправленным анализом педагогической практики, опытной проверкой теоретических положений; результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенной программы музыкально-эстетического воспитания подростков средствами карачаево-балкарского песенного фольклора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Карачаево-балкарский фольклор имеет потенциальную возможность для успешного формирования музыкально-эстетического интереса подростков как в условиях семейного воспитания, так и в общеобразовательной школе.

2.Процесс формирования музыкально-эстетического интереса подростков на основе использования источников карачаево-балкарского песенного фольклора осуществляется с помощью комплекса специальных форм, методов и приемов: создания эстетических ситуаций «погружения» в среду национальной культуры; организации творческой деятельности, связанной с освоением фольклорного материала; стимулирования достижений учащихся в творческой и исполнительской деятельности по мотивам фольклора.

3. Эффективность использования средств карачаево-балкарского песенного фольклора в формировании музыкально-эстетического интереса подростков в учебно-воспитательном процессе национальной школы зависит от множества педагогических условий:

- обеспечения поэтапности формирования музыкально - эстетического интереса подростков на основе введения в программу по музыке фольклорного материала, соответствующего их возрастным возможностям;

оптимального сочетания различных форм, методов и приемов использования карачаево-балкарского песенного фольклора в процессе формирования музыкально - эстетического интереса подростков;

подготовки учителей музыки национальных общеобразовательных школ к использованию этнопедагогического материала в формировании музыкально-эстетического интереса подростков и др.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета; докладывались на региональных, всероссийских, международных научных, научно-практических и научно-методических конференциях: Пенза (2005), Челябинск (2005 г.), Майкоп (2004), Ростов -на -Дону (2004г.), Карачаевск (2005 г.), Казань (2005 г.).

Материалы исследования использовались в учебно-воспитательном процессе СОШ №2 с.Учкекен, СОШ №5 с.Терезе Малокарачаевского района, СОШ №1 с.Маруха Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 201 источник, приложений. Работа содержит 15 таблиц и 1 диаграмму.

Проблема формирования интереса в истории зарубежной и отечественной педагогики

Проблема формирования интересов школьников во всем их многообразии признается и в педагогической теории, и на практике одной из самых актуальных для гармонического развития личности. Ей бьшо уделено немало внимания в педагогических исследованиях и рассматривалась она с самых разных сторон.

Методологические основы поставленной проблемы излагаются в трудах философов и социологов.

В истории философии известны имена многих философов, которые пытались объяснить общественную жизнь с помощью интереса. Это Гельвеций, Гольбах, Дидро. В интересе они усматривали реальное основание нравственности, общественный интерес в целом, считали, что физический мир подчинен закону интереса.

Французские философы - материалисты выводили интерес из чувственной природы человека, которую считали константной, постоянной. А общественный интерес рассматривали как суммарное явление индивидуальных интересов.

Немецкие ученые также обращали внимание на интерес и создали свои теории. Согласно Г.В. Гегелю, интерес не сводился к грубой чувственности. Он считал, что люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» [44,20].

Ученые - философы предложили несколько классификаций интереса: по степени общности - индивидуальные, групповые, общественные интересы; по сфере направленности - экономические, политические, духовные; по характеру субъекта - национальные, государственные, партийные; по степени осознанности и возможности их осуществления - реальные, мнимые; по отношению к объективной тенденции общественного развития прогрессивные, реакционные, консервативные.

Если философы прошлого связывали интерес с мировым разумом, с абсолютной идеей, то современные философы - А.Д. Макаров, В,К. Скатерщиков, М.В. Яковлев, А.Г. Спиркин усматривают в интересе созидательную силу. Большое внимание проблеме интереса уделяется в педагогике и психологии. Это понятие трактуется исследователями по- разному: и как направленность (Г.И. Щукина, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн и др.), и как потребность (Л. И. Божович, А.В. Петровский, Ю.В. Шаров и др.), и как отношение (В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.П. Архипов и др.). Различие в определениях свидетельствует о том, что: а) интерес может выступать в различных видах в зависимости от объекта, условий и аспекта изучения; б) в этом явлении находят отражение все основные психические функции личности; в) интерес часто рассматривается в «срезе», уровень которого принимается за исходный и полученная характеристика распространяется затем на весь класс явлений.

В то же время современные философские и социологические труды по проблеме интереса как общественного явления рассматривают его в тесной связи с потребностями и проблемой ценностей, которые проявляются во внутренних возможностях человека, оказывая влияние на разные области деятельности общества и отдельно взятого человека. Ценности определяют направленность потребности и интереса, выступая для личности как «объект различных человеческих устремлений и желаний» [193, 9]. Кроме того, философская и социологическая литература рассматривает интерес в тесной взаимосвязи с деятельностью, отмечая, что реализация происходит только в процессе деятельности масс и отдельной личности.

Опираясь на основные положения философии, психолого-педагогическая наука рассматривает понятие «интерес» как:

- познавательную направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанную с положительным эмоциональным переживанием;

- форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующую ориентировке, более глубокому ознакомлению с новыми фактами [140, 146];

- мотив или мотивное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, которое может перерасти в активную устойчивую потребность личности в деятельном отношении к предмету, в склонность.

Как сложное и значимое образование для человека «интерес» также трактуется в качестве: ведущего побудителя деятельности человека; избирательной направленности внимания человека; активатора разнообразных человеческих чувств; особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека; активное эмоционально-познавательное отношение к миру; одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационнои сферы; избирательная направленность личности к объекту, обращенная к области познания, индикатор её общего развития (Л.А. Гордон, Н.Ф. Добрынин, В.Г. Иванов, АХ. Маркова, Н.А. Менчинская, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.).

Педагогический потенциал и возможности карачаево-балкарского фольклора в формировании музыкально-эстетической культуры у подростков

Анализ истории и современной социально-политической ситуации в России как многонациональном государстве показывает возрастание значимости этнического фактора во многих сферах жизнедеятельности общества. Основные проблемы современного функционирования социума и этносов в нем как составных элементов структуры общества, в конечном счете, замыкаются на проблемах культуры и межкультурных отношений. Как частный аспект этих проблем выделяется музыкально-эстетическая культура и вопросы ее формирования на фольклорном материале.

Понятия «культура», «музыкально-эстетическая культура», «национальная культура» и «фольклор» являются для данной диссертации одними из базовых. Поэтому мы считаем важным проанализировать некоторые определения, наиболее значимые для нашего исследования.

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Термин «культура» (от латинского «cultura» - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1. Описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тейлора. Суть таких определений: культура- это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиции и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших поколений на этапах развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теории обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако, в целом как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами.

Методика педагогической диагностики музыкально —эстетического интереса подростков

В предыдущих параграфах были сформулированы основные положения, определившие общую стратегию исследования: обоснование необходимости формирования музыкально-эстетического интереса подростков, а также представление в качестве средства его формирования образцов карачаево-балкарского песенного фольклора, обладающего широким спектром воспитательных возможностей.

Для реализации соответствующих идей на практике необходимо было разработать целостную методику целенаправленного использования данного воспитательного средства, что предполагало разработку содержания, методов и форм организации соответствующей музыкально - эстетической деятельности подростков на уроке и во внеурочное время.

В ходе разработки такой программы особое значение имел диагностический этап, связанный с подготовкой специальной методики измерения уровня сформированности общего эстетического интереса и его такого видового проявления, как музыкально - эстетический интерес. Результаты диагностического исследования должны были выявить комплекс условий, способных обеспечить эффективное формирование музыкально -эстетических интересов школьников на основе использования карачаево-балкарского песенного фольклора.

В качестве основы разработки соответствующей диагностической методики выступала методика определения эстетической наклонности, предложенная И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной, Л.М. Фридман. Методика была переработана для ее приближения к цели данного исследования.

Процедура педагогической диагностики эстетического интереса включала в себя следующие этапы:

1) определение критериев его сформированности;

2) составление характеристики уровней развития эстетического и музыкально - эстетического интереса;

3) подготовку соответствующих анкет для сбора эмпирических данных;

4) обработку и обобщение результатов проведенного эмпирического исследования.

Содержание понятия «эстетический интерес» позволяет, на наш взгляд, выделить три основных критерия: информационный, художественно-эмоциональный и деятельностно-практический [199, 92].

1. Информационный критерий предполагает измерение объема кругозора, информированности и наличия знаний в области того или иного явления, феномена эстетической действительности: кино, изобразительного искусства, музыки, художественной литературы и частоты обращения к эстетическим объектам («Сколько раз был на выставке, на концерте?»; «Каких знаешь писателей, режиссеров, композиторов?»; «Сколько прочитано книг, просмотрено фильмов, прослушано музыкальных произведений, увидено полотен живописи» и т. д.).

2. Художественно - эмоциональный критерий, выражает степень глубины переживания, эмоций от общения с эстетическим объектом (эмоциональные реакции учеников: тишина, возгласы, смех, радость, негодование, проявляющиеся в речи, жестах, мимике после просмотра фильма, слушания музыкального произведения, наблюдения картины художника и т. д.).

3. Деятелъностно - практический критерий, дает возможность констатировать глубину, устойчивость и полноценность развития эстетического интереса (посещают ли дети выставки, концерты; занимаются ли в студии, кружке рисованием, музыкой, драматическим или хореографическим искусством; проявляют ли инициативу при выполнении свободных заданий; стремятся ли к самостоятельности в добывании знаний по различным видам искусства и т. д.).

Названные критерии определяются совокупностью количественных и качественных показателей. Количественные показатели содержат информацию о количестве прочитанных художественных произведений, просмотренных фильмов, посещений выставок изобразительного искусства. Частота посещений подростком того или иного места культурного обогащения должна была говорить о выраженности определенного типа художественных интересов (интерес к изобразительному, музыкальному искусству и кино). Качественные показатели эстетического интереса позволяют судить о глубине его развития.

Диагностика эстетического интереса предполагала выявление трех уровней его сформированности у подростков: констатирующего, анализирующего и гармоничного [173,111].

Для учащихся констатирующего уровня характерна описательность и перечисляемость в ответах; случайность наблюдений; неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь и сформулировать свое отношение к действительности. Осознанное отношение отсутствует или обобщено: хорошо - плохо, нравится - не нравится; попытки обоснования и осмысления отношения отсутствуют. Школьники констатируют происходящее, пересказывают события. Они интересуются, в основном, приключенческой, детективной литературой. Для них характерно наивно -реалистическое восприятие искусства. При постановке художественных задач они констатируют виденное и слышанное, но не обладают творческим воображением. У учащихся констатирующего уровня сформированности эстетического интереса отсутствует индивидуальное отношение к предметам искусства.

Похожие диссертации на Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков