Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мир детства как социально-педагогический феномен Савченко Валентина Васильевна

Мир детства как социально-педагогический феномен
<
Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен Мир детства как социально-педагогический феномен
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савченко Валентина Васильевна. Мир детства как социально-педагогический феномен : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2000 233 c. РГБ ОД, 61:00-13/1278-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические основы изучения мира детства

1.1 Методологические основания исследования феномена "мир детства" 11

1.2 Междисциплинарное осмысление феномена «мир детства» 26

1.3 Педагогические аспекты исследования мира детства в педагогической науке 53

Глава II Педагогические аспекты конструирования мира детства как культурно воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка

2.1 Психолого-педагогические особенности развития ребенка как субъекта и объекта мира детства 90

2.2 Педагогические основы концептуального осмысления современного мира детства 123

2.3 Стратегии взаимодействия мира детства и мира взрослых в педагогическом процессе 148

Заключение 174

Список литературы 178

Приложение

Введение к работе

Признание значения детства в обществе возрастает по мере распространения Конвенции ООН о правах ребенка (1989).

Сегодня в России действует президентская программа «Дети России», утвержден Национальный план действий в интересах детей до 2000 года, принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998). В этих документах детство рассматривается как социокультурная ценность общества, самостоятельный и значимый период жизни, в котором происходит интенсивное развитие и становление ребенка.

Однако, реформирование общественной жизни в России ставит перед педагогической наукой новые проблемы, связанные с потребностью изучения реальных процессов, происходящих в детской среде, переосмысления некоторых позиций во взаимоотношении мира взрослых и мира детства.

Так, несмотря на развитие государственной политики в интересах детства, в стране продолжается снижение качества жизни большей части семей, имеющих несовершеннолетних детей; увеличивается число детей-инвалидов, детей сирот, растет непонимание и отчуждение между взрослыми и детьми. Очевидно, что российское детство развивается в кризисном социуме.

В современном обществознании назрела необходимость более внимательно подойти к осмыслению мира детства как социокультурного и психолого-педагогического феномена.

Вопросы развития детства, формирования понятий и образов детства в истории человечества исследуются в работах Ф.Ариеса, Л. Демоза, О.И.Кошелевой, В.Т.Кудрявцева, И.А.Мальковской, М.И.Несмеяновой, Л.Стоуна, Н.Постмена, Э.Эриксона.

Ценный вклад в понимание социокультурных различий детства и его функционирование как социальной структуры отражен в этнографических исследованиях И.С.Кона, Н.Костомарова, М.Мид, Г.Спенсера, Э.Тейлора,

Д.Фрейзера, в кросскультурном исследовании Ю. Бронфенбреннера.

Проблемы ценности детства в культуре и социальной жизни общества
рассматриваются в диссертационных исследованиях Г.П.Вяловой
Л.Г.Кузнецовой, А.А.Плескачевской.
і Особое значение для понимания мира детства сыграли исследования

закономерностей психического и личностного развития ребенка

(П.П.Блонский, Л.И.Божович, Р.Бернс, Л.С.Выготский, Л.Колберг,
А.Ф.Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, В.А. Петровский, С.Л.
Рубинпггейн, З.Фрейд, и др.).
і Новое понимание взаимоотношений детей и взрослых представлено в

| трудах современных ученых в области философии и истории образования

р (Б.С. Гершунский, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, Н.Д. Никандров и др.)

I Проблемы социального становления личности ребенка рассматриваются

f в работах И.С.Кона, И.Б. Котовой, А.В.Мудрика, А.В.Петровского, А.А. Реан,

; Е.Н.Сорочинской, Д.И.Фельдштейна, Е.Н. Шиянова и др.

I Исследованы такие аспекты проблемы, как социальные реальности

І детства (Е.М.Рыбинский), особенности социального конструирования детства

I (С.Н. Щеглова); стартовый потенциал детства (Ю.В.Овинова); социальные

проблемы детства в современном российском обществе (С.В.Кузнецова,

А.А.Ракеева); социальной защиты детства (А.П.Платонова). В контексте данного подхода важное значение имеют исследования детской субкультуры (И.С.Кон, М.М.Князева, Н.Б.Крылова, АВ.Мудрик и

ДР-)-

Ценным является изучение детского фольклора и устного творчества

детей (АФ.Белоусов, И.Ф. Бутенко, Г.СВиноградрв, О.Й.Капица,

А.Н.Мельников, М.В.Осорина, К.И. Чуковский, А. Усачев, Э.Успенский и

5 др.), исследования, посвященные детским играм (Л. Виртанен, М. и Г.Кнапп, Д.Колоцца, П.и А.Оупи, С.А.Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.).

В исследованиях последних лет разрабатывается теория педагогической поддержки как особой деятельности педагога, находящейся в тесной связи с

(

процессами социального самоопределения, саморазвития, самореализации
ребенка (О.С. Газман, Н.В. Иванова, О.М.Кодатенко, Т.А.Мерцалова,
] С.Д.Поляков, Г.И.Рогалева, Т.В.Фролова, Й.Д. Фрумилин, И.С.Якиманская и

Многообразие исследовательской практики по проблемам детства

| очевидна, но в то же время феномен «мир детства» еще не получил должной

! концептуальной разработки в рамках современной гуманистической

* парадигмы образования в России.

t> В теоретическом обосновании и практической реализации нового

понимания ребенка и мира его детства обозначилось ряд противоречий:

-между разработанностью проблем мира детства в современном
обществознании и отсутствием теоретического осмысления феномена
«мира детства» в педагогической науке;
| -между возрастающей значимостью и ценностью ребенка в жизни

современного общества и отсутствием концептуального представления

I о педагогических основах конструирования мира детства как

культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка;

-между необходимостью поиска новых подходов к построению

взаимоотношений взрослых и детей, отвечающих потребностям и

интересам каждого ребенка и отсутствием целостного представления о

( многомерности и разнообразии практик воспитательного влияния на

мир детства.

Вышесказанное побудило нас обозначить проблему: каковы

педагогические основы, пути и источники конструирования мира детства как

культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка ?

Объектом исследования является процесс осмысления мира детства как социально-педагогического феномена.

Предметом являются педагогические особенности развития личности ребенка в пространстве мира детства

Цель работы заключается в разработке педагогических основ
I конструирования мира детства как культурно-воспитательного пространства

! жизнедеятельности ребенка.

В ходе исследования предстояло проверить следующую гипотезу: мир

детства существует как объективная и субъективная реальность.

| Конструирование мира детства взрослыми будет в большей мере совпадать со

| способами конструирования ребенком собственного мира, если целостный

педагогический процесс будет учитывать действия объективных факторов

а конструирования мира детства как культурно-воспитательного и взрослые

опираются на источники конструирования мира детства как субъективной

реальности ( деятельность ребенка, детская субкультура и образ взрослого). В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования

| были поставлены следующие задачи:

I 1. Обосновать теоретико-методологические подходы к изучению

I феномена «мир детства»;

I 2. Осуществить междисциплинарный анализ сущности и содержания

феномена «мир детства»;

I 3. Выявить педагогические особенности конструирования мира детства

| как культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка;

| 4. Определить стратегии взаимодействия мира детства и мира взрослых в

I; культурно-воспитательном пространстве..

Методологической основой исследования являются аксиологический, феноменологический, культурологический, антропологический, личностно-деятельностный, полисубъектный, системный и синергетический подходы.

Теоретические основы исследования представлены идеями личностно-ориентированного подхода к ребенку Ш.А.Амонашвили,

*

Е.В.Бондаревской, К.Н. Венцеля, Я.А. Коменского, Я.Корчака, С.Н. Кульневича, Й.Г. Песталоцции, В.В.Серикова, В.А.Сухомлинского, И.С.Якиманской; теоретико-методологической концепцией воспитания И.А.Колесниковой; концепцией синтеза искусств в развитии личности дошкольника P.M. Чумичевой; концепциями межпоколенной трансмиссии культуры М.Мид, Н.Б. Крыловой, В.Т.Кудрявцева; теоретической концепцией социального конструирования детства С.Н. Щегловой; историко-этнографической концепцией И.С.Кона; концепцией социального становления личности И.Б. Котовой, А.В. Мудрика, Д.И.Фельдштейна, Е.Н.Сорочинской, Е.Н. Шиянова; идеями педагогики сотрудничества, теорией педагогической поддержки О.С.Газмана; психологической концепцией мифа А.М.Лобок; идеями функционирования детской традиции М.В. Осориной и др.

Методы исследования: теоретический анализ (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный), контент-анализ, моделирование, метод лингвистического анализа, включенное наблюдение, анализ продуктов детского творчества.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На I этапе (1996-1997) осуществлялся анализ различных междисциплинарных источников, определялись методологические подходы к проблеме, был определен и осмыслен категориальный аппарат исследования.

На II этапе (1997-1998) формировалась концепция исследования, проводилось изучение основных педагогических аспектов проблемы «мира детства», определялась сущность и специфика педагогических парадигм мира детства.

На III этапе (1999-2000) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

И-

8 -> сформулирован категориально-терминологический аппарат, отражающий содержание феноменов: «мир детства», «мир ребенка», «мир взрослых» и

др; -* раскрыта взаимосвязь исторических, этнокультурных, социальных и

педагогических факторов, влияющих на особенности конструирования

мира детства; -» выявлены исторически обусловленные социокультурные характеристики

мира детства в различные исторические периоды; » определены педагогические парадигмы мира детства и обозначены

педагогические основы конструирования мира детства; -> выделены концептуальные основы осмысления мира детства как

целостного социокультурного и психолого-педагогического феномена. Практическая значимость диссертации заключается в том, что в нем разработаны педагогические основы конструирования мира детства, позволяющие выстраивать педагогически целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий и методов, адаптированных к индивидуальным потребностям и запросам детей и взрослых.

Достоверность полученных научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования.

На зашиту выносятся следующие положения:

осмысление мира детства как социокультурного и психолого-педагогического феномена, который обозначает специфическое пространство становления, развития, самоосуществления и активной жизнедеятельности ребенка до вступления его во взрослый мир;

теоретическое обоснование философских, культурно-исторический, социальных, этнографических, психологических, педагогических

9 предпосылок осмысление мира детства как социокультурного и педагогического феномена;

характеристика процесса функционирования мира детства в культурно-воспитательном пространстве как объективной реальности на основе педагогической парадигмы мира детства в единстве ее структурных компонентов: цели воспитания, характера содержания, преобладающих форм организации воспитательного процесса, социального статуса ребенка, роли взрослого;

сущность конструирования ребенком собственного мира детства в культурно-воспитательном пространстве на основе единства деятельности и творчества ребенка, детской субкультуры и образа взрослых в особых формах отражения мира: игре, детском фольклоре, детском мифе;

обоснование современного типа межпоколенной трансмиссии культуры, нового стиля взаимоотношений мира детства и мира взрослых, в котором осуществляется равноправный, творческий поиск ребенком и взрослым новых культурных норм и ценностей.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы» (Пятигорск, 2000); зональных научно-практических конференциях: «Теоретические и прикладные проблемы психологии» (Ставрополь, 1997), научно-практической региональной конференции «Эвристической образование - 2» (Ставрополь, 1999), «Личность и XXI век: перспективы развития» (Ставрополь, 2000); юбилейной научной конференции молодых ученых, посвященных 70- летаю РГПУ (2000); научнснофактических конференциях: аспирантов и молодых преподавателей РГПУ (1996 -1999), на заседаниях кафедр общей педагогики, общей и коррекционной педагогики РГПУ (1996-2000).

Диссертантом апробирован и внедрен спецкурс «Мир детства в истории культуры» для студентов Ставропольского регионального государственного

|;

!

10 педагогического института детства и отделения социальных педагогов филологического факультета Ростовского государственного педагогического университета. Отдельные положения диссертации внедрены в практику воспитательной работы гимназии №24 г. Ставрополя.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Методологические основания исследования феномена "мир детства"

Мировое общество на рубеже нового века характеризуется переоценкой ценностей, приоритетом общечеловеческих ценностей и идеалов, изменением статуса и положения ребенка в обществе. Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим смыслом становится отношение к ребенку как к высшей ценности, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности, роста ее духовного потенциала и отношения к миру детства.

Общество, на всей исторической дистанции, в зависимости от особенностей своего культурно-исторического развития, занимает в большей или меньшей степени активную, организующую, формирующую, действенную позицию по отношении к детству. На основе задаваемых тенденций, норм и принципов развития, общество объективно решает задачи своего и его будущего, ориентируясь на свои планы и понимания целей построения отношений к детству.

Один из крупнейших исследователей детства Й.С. Кон указывал, что общество не может понять себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная особенностей и истории взрослой культуры.

Исследование мира детства - это сфера социального познания в целом, основными специфическими характеристиками которого являются следующие:

1. Предмет социального познания - это сфера человеческой деятельности в многообразных ее проявлениях и формах.

2. Социальное познание ориентировано, прежде всего, на процессы, т.е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития.

3. Акцент познания делается на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего и закономерного.

4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек.

5. Социально-гуманитарное познание - это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия.

6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими, смысложизненными компонентами.

7. Сложный процесс взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

8. Особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика (знак, символ).

9. Особую роль в социальном познании играет диалог.

10. Социальное познание ориентировано на качественную сторону изучаемой им действительности.

11. Своеобразное сочетание эмпирического и теоретического компонентов в социальном познании (75,451-457).

Итак, мир детства - это особое, объективно существующее явление социального мира, на разных стадиях которого ребенок осваивает окружающий мир, приобретает социально значимые и социально необходимые качества.

Социализация - это сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений) позволяющих индивиду функционировать как члену сообщества. С другой стороны - процессы обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности (189).

Процесс социального становления индивида изучается и разрабатывается философами, социологами, психологами, этнографами, педагогами чуть более 100 лет.

В конце XIX веке термин «социализация» впервые использовал в своих работах французский социолог П. Тарз и американский социолог Ф.Г. Гудмен. В России этот термин впервые использовал П.Ф. Каптерев.

Зарубежные ученые достаточно плодотворно изучают проблемы социализации человека, особенно в социологии и психологии. Выделяют два ведущих подхода:

Педагогические аспекты исследования мира детства в педагогической науке

Каждый этап развития человека и человечества имеет свое место в истории. «Игры в куклы является необходимым, главным делом человека в детском возрасте и человечества, еще из этого возраста не вышедшего. И если есть возраст человеческих дел, за пределами которого эти дела превращаются в условность, ритуал, игру, то есть и возраст человеческих представлений, идей, духовных форм» (192).

Человечество движется к целостному миру. Это возможно лишь через разрушение социальной формы движения материи, либо через саморегуляцию в целях восстановления природосообразной целостности. Второй путь выглядит для людей предпочтительней.

Ребенок - источник самосовершенствования людей, всего общества. Дети изначально, от природы, способны к саморазвитию, адаптации в среде, самовоздействию и творческому самопроявлению в мире детства.

В качестве методологических оснований познания мира детства как педагогического феномена выступает ряд философских положений. Прежде всего, общественное бытие определяет общественное сознание. Большое значение имеет положение о всеобщей связи, зависимости и взаимообусловленности вещей, явлений и идей в мире. И, наконец, для познания мира детства необходима опора на всеобщий закон движения, изменения, преображения материи, содержания и форм материального и духовного бытия.

Специальной сферой социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры является образование. Образование есть поэтому синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определимо как творение образа Человека в индивиде (189,60).

Образование - историко-культурный феномен, развивающийся во времени и в пространстве. В образовании концентрируются и отражаются условия и показатели духовного состояния и развития народа. Образование - двуединая, социально-педагогическая система. Своей социальной стороной образование готовит учащихся к освоению будущих социальных ролей нового для них содержания в различных видах жизнедеятельности. Но одновременно образование является педагогической системой, цель которой - воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего народный разум, национальную и мировую культуру.

Образование решает три свои главные задачи:

1. Формирует осмысленные уклады и жизнедеятельности людей в определенном культурно-историческом пространстве и укореняет в них человека, преодолевая его сегодняшнюю безродность;

2. Выращивает жизнеспособные человеческие общности, не оставляющие человека беспризорным.

3. Культивирует встречи поколений в их самоценных образах и формах жизни.

Взаимодействие поколений, диалог мира взрослых и мира детства осуществляются в культурно-воспитательном пространстве, которое с одной стороны, обеспечивает трансмиссию культурных образцов и норм, всего опыта накопленного человечеством, а с другой стороны, - выступает основой развития культуры и человеческой цивилизации.

Культурно-воспитательное пространство мы понимаем как динамическую систему взаимовлияний и взаимодействия различных субъектов окружающей действительности, являющихся носителями определенного культурного и субкультурного опыта, которые оказывают стихийное или целенаправленное влияние на становление, существование, развитие ребенка как личности. »

Поскольку в педагогике есть только одно, методологически основополагающее понятие - категория - «воспитание», то, на наш взгляд, следует рассматривать мир детства как цель, способ и результат воспитания.

В педагогической науке существует несколько подходов к категории «воспитания». Как всеобщая абстрактная категория, оно отражает и выражает собой объективный конкретно-исторической процесс - движение отношений, общения, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил.

Важнейшим видовым понятием воспитания является объективно- субъективный процесс саморазвития и самообновления детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Именно воспитание как саморазвитие обеспечивает индивиду возможность, даже минуя организованные учреждения, обретения индивидуальных свойств и качеств, необходимых для жизнедеятельности.

Воспитание как педагогическая деятельность определяется человеческим сознанием. Оно представляет собой сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на детей, взаимодействие с ними, которое должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (90).

Психолого-педагогические особенности развития ребенка как субъекта и объекта мира детства

Осуществление» растущего человека как личности - это сложный процесс его самореализации и реализации в условиях воспитания, обучения, разнопланового общения и всей жизнедеятельности, разворачивающийся во времени и конкретном социокультурном пространстве.

Мир человека - наиболее богат диалектикой. Познавая этот мир, осмысливая перемены в духовной жизни, философия всегда познавала всеобщее, уникальное, неповторимое.

Социальное время - форма бытия общества, выражающее длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. В социальное пространство входит отношение человека к предмету и к месту своего обитания (196, 30-35).

Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Мир детства, на наш взгляд, является именно таким феноменом.

Опора на выделенные нами методологические подходы позволяет рассматривать детство не только как совокупность детей, и не просто как последовательность возрастных этапов, объект педагогического влияния взрослого общества, а как особое состояние человеческого организма, специфический тип мироощущения, отличный от взрослого тип сознания, особое социальное положение в обществе.

Современная концепция детства, по мнению Е.В. Бондаревской, СВ. Кульневича, основывается на идее определяющей роли в психическом развитии и становлении личности. Утверждается, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве (18).

Если следовать тому очевидному факту, что социальная форма движения есть космическое явление, то тогда пространства мира детства - тоже своеобразный микрокосм, имеющий несколько измерений.

«Смысл детства - отмечает P.M. Чумичева, - состоит в постижении мира, в котором живет ребенок, его знаков и символов. Детство выступает тем пространством, которое вступает во взаимодействие с пространством взрослого человека. В пространстве маленького ребенка, который специально для его возраста способами познания мира начинает моделировать образы собственного поведения по эталонам взрослых, возникают собственные тайны, смыслы и интуиции, обнаруживаемые им в процессе взаимодействия с другими» (213).

Анализ феномена мир детства определяет выдвижение на первое место не детей как общности, а отдельного ребенка, поскольку не детская общность, идентифицируясь, становится взрослым обществом, а идентифицируется именно отдельный ребенок.

Детская общность выполняет лишь опосредованные функции в этом процессе. Именно поэтому рассмотрение феномена «мир детства» возможно в контексте «мира ребенка».

Ребенок в истории человеческой цивилизации существует в двух своих основных ипостасях - как ее «результат» и одновременно как «предпосылка». Поэтому понять и осмыслить мир детства, его прошлое, настоящее и будущее можно лишь в единстве этих двух отношений ребенка.

Еще Ж.Ж. Руссо указывал, что у детей свои собственные взгляды, свой собственный образ мыслей и чувств и нет ничего неразумнее заменять его взрослыми.

Если соотнести позиции «мир детства» и «мир ребенка», то это предполагает, на наш взгляд, во всяком случае, развитие у маленького человека адекватного восприятия окружающей действительности (опосредованного через мир детства), развитие с другими детьми адекватных системы взглядов, отношений и общения с окружающим; способности к труду, социальному научению, досугу; адекватность поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. И, в то же время, формирование творческого взгляда на мир, построение адекватной траекторию развития.

Для выявления специфики формирования и развития мира ребенка мы будем опираться на анализ существующих в современной отечественной психологии идей относительно формирования взаимодействия человека и мира.

Социальное пространство мира детства - многомерно и опосредовано отношением каждого субъекта к пребыванию в этом мире.

В последние десятилетия в педагогической науке широкое распространение получило понятие «пространство». Жизненное пространство - это совокупность условий жизнедеятельности, характеристика среды обитания, создающих основу воспроизводства жизни социальных групп и отдельных индивидов. С(хггавляющими жизненного пространства являются. естественная (природная) среда обитания, социальная, экономическая среды жизнедеятельности.

Похожие диссертации на Мир детства как социально-педагогический феномен